banner banner banner
АБеВеГа любви
АБеВеГа любви
Оценить:
 Рейтинг: 0

АБеВеГа любви


Покровитель плодородия, вина и виноделия. Вместе с Церерой, а также своей супругой Либерой; входил в т.н. плебейскую троицу богов, которая противостояла троице патрицианской (Юпитер, Юнона, Минерва). Праздники в честь Л. (либералии) ежегодно отмечались 17 марта, начиная с 496 до н.э. Сопровождались жертвоприношениями, массовыми шествиями, обильными возлияниями; нередко принимали характер оргии (1). См. также Божества любви.

“Бог Либер у римлян первоначально был покровителем роста и плодородия, а также семени животных и растений; впоследствии он был отождествлен с заимствованным у греков Дионисом. В разных частях Италии в честь Либера – очевидно, в действительности италийского бога плодородия – устраивались фаллические праздники. Во время этих праздников по полям и по городу на повозке возили большой фаллос, вероятно вырезанный из дерева; в конце церемонии он увенчивался матроной. У Августина в труде «О граде Божием» содержится очень интересная ссылка на этот обычай (vii, 21): «[Варрон] говорит, что на перекрестках Италии некоторые частности культа Либера совершаются с такой отвратительной свободой, что в честь его почитается срамной мужской член, – почитается не с сохранением сколько-нибудь стыдливой тайны, а с открытым и восторженным непотребством. Так, этот гнусный член, положенный в тележки, в дни праздника Либера с великим почетом вывозится сначала в деревнях на перекрестки, а затем ввозится и в город. В городке же Лавинии Либеру посвящен был целый месяц, в продолжение которого у всех на языке были похабнейшие слова, пока этот член не провозили через площадь и не прятали в своем месте. На этот почтенный член почтеннейшая из матрон должна была открыто возложить корону! Так, изволите ли видеть, надо было склонять к милости бога Либера ради урожая; так нужно было удалять язву с полей; нужно было принудить благородную женщину сделать публично такое, чего не позволила бы себе сделать в театре и блудница, если бы зрительницами были благородные женщины». О.Кифер. Сексуальная жизнь в Древнем Риме.

ЛИБЕРАЛИИ, см. ЛИБЕР

ЛИЕЙ, см. ДИОНИС

ЛУПА /лат. lupa – волчица/ (lupanaria), в Древ. Риме проститутки. См. также Лупанарий. Ср. Меретрикс.

“К моменту основания Рима… проститутки, которых называли “Lupa” – “волчицы”, в огромных количествах распространились по берегам Тибра”. А.Сосновский. Лики любви.

ЛУПАНАРИЙ /лат.  lupanarium/ (лупанар), в Древнем Риме и Римской Империи публичный дом; то же, что диктерион в Древней Греции. См. Проституция античная.

Развалины настоящего Л. обнаружены в 1862 при раскопках древнего города Помпеи близ Неаполя. Представлял собой двухэтажное здание с пятью отдельными помещениями (кубикулами) на каждом этаже. Обстановка комнат отличалась предельной простотой и ограничивалась одним каменным ложем, которое застилалось лоскутным одеялом. Стены и потолки были покрыты эротическими рисунками и граффити сексуальными. Здание несколько раз реконструировалось и в настоящее время функционирует как туристический объект. См. Фрески Помпеи и Геркуланума.

«Везде двусмысленные позы,

Везде объятья страстных пар

И рядом с храмом – лупанар». С.Соловьев. Помпея.

В городе имелось также еще ок. 25 небольших Л. при винных лавках. Для удобства приезжих торговцев и моряков на их местонахождение указывали изображения фаллоса, вырубленные прямо на дорожной брусчатке. В зависимости от характера и объема стоимость услуг варьировала от двух ассов (цена хлебной лепешки) до нескольких сестерциев.

«Наиболее приспособленными местами для занятия проституцией были публичные дома. Представление о них можно получить по единственному зданию, чье предназначение точно определено, – это лупанарий в Риме, а также по литературным источникам. В публичном доме обязательно имелся приемный зал, отделенный от улицы одной занавеской; в нем расхаживали проститутки в легких прозрачных одеждах либо полностью обнаженные, чтобы клиенты могли оценить их; также они могли сидеть на стульях или на диванах; каждая имела отдельную комнату с деревянным или каменным ложем. Женщин рекламировали, рассказывая об их умении доставить клиенту удовольствие, возможно называя и цену за их услуги. Эти сведения могли вывешиваться либо в приемном зале, либо над дверью комнаты женщины. Помещения были маленькими, видимо, они предназначались только для дела. Об уединении, по всей видимости, не особенно беспокоились: вход в отдельное помещение был скрыт занавеской, а двери вообще отсутствовали. Другими словами, бордель не предназначался для какого-либо общения или развлечения, за которым следовал секс. Судя по всему, внутри дом освещался плохо и был довольно грязным – но ведь такие места считались привычными для простолюдинов, собиравшихся вместе провести время». Р.Напп. Скрытая жизнь Древнего Рима.

ЛУПЕРКАЛИИ /лат. Lupercalia; от lupus – волк/ (волчья свадьба), в древнем Риме праздник в честь Фавна (Луперка).

Проводился ежегодно 13 по 15 февраля. Обычно сопровождался разгулом чувственных страстей. Жрецы Ф. (луперки) бегали обнаженными вокруг Палатинского холма, нанося прохожим удары ремнем, сделанным из шкур жертвенных животных. Считалось, что эта церемония способствует исцелению от бесплодия. Л. были запрещены в 496 папой Геласием I.

«Святыней Луперкалия или Пана, охраняющего от волков, была темная пещера у подошвы Палатина. По преданию, аркадец Евандр посвятил ее богу полей, и в этой же пещере мифическая волчица вскормила Ромула и Рема. Здесь стояла древняя бронзовая группа волчицы-кормилицы; может быть, эта группа – та самая, которая помещается теперь в Palazzo dei Conservatori. Празднество луперкалий происходило главным образом у этой пещеры и совершалось ежегодно 15 февраля, после чего 18-го следовала фебруация, или очищение, города от воздействий злых демонов. В этот день луперки – те юноши, которые входили в состав коллегии, организовывавшей празднество, без всякого смущения являлись перед народом раздетыми; прикрытые только фартуками из шкур жертвенных животных, они расходились по улицам города, держа в руках кожаные ремни, и наносили женщинам этими ремнями удары в правую руку, дабы передать им благодать плодородия. В таком шествии некогда принимал участие в Риме даже знаменитый Марк-Антоний. Все другие древние празднества (их пошлость была отчасти безгранична) были вытеснены христианством; только луперкалий еще сохранялись, и мы уже говорили, что они праздновались, когда Анфимий занял трон. Приверженность к луперкалиям, к этому древнейшему национальному обычаю, была так велика у римлян, что они не могли расстаться с ними даже тогда, когда были уже христианами». Ф.Грегоровиус. История города Рима в Средние века.

Согласно Православной энциклопедии, традиции Л. в дальнейшем легли в основу празднования Валентинова дня, а сам термин приобрел расширительное значение оргии (1).

«Общество, утомленное напускным аскетизмом, изнуренное насильственным воздержанием, сбросило с себя власяницу, в которую его закутали иезуиты и явилось в наготе языческой вакханки, вознаграждая себя за долгий пост возмутительными вакханалиями и луперкалиями». П.Каратыгин. Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий.

М

MAGNA MATER DEUM, см. БОГИНЯ-МАТЬ

МАТРОНА /лат. matrona/, 1) в Древнем Риме и в период средневековья почтенная замужняя дама (1).

М. обладала безупречной репутацией и высоким социальным статусом, основанным на происхождении и семейном положении.

«Вспомним еще раз надгробную похвалу той неизвестной матроне, которая спасла своего мужа: «Твои достоинства хозяйки, твоя целомудренная добродетель (pudicitia), твоя покладистость, твоя любезность, твой добрый нрав твое усердие в пряденье и ткачестве (lanificium), твое лишенное суеверия благочестие, скромность твоего убора, простота твоих платьев – к чему о них напоминать? К чему говорить о твоей ласке к домашним, о твоей привязанности к семейству <…>, когда на деле ты имела и все прочие неисчислимые добродетели, которые есть у всякой матроны, пекущейся о доброй славе?» Д.Гуревич. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме.

В настоящее время термин часто употребляется в расширительном значении: порядочная женщина.

«Хозяйка, честная и строгая матрона…» Саша Черный. В гостинице «Пьемонт».

2) языческое жен. божество в Галлии, Британии и Германии.

МАТРОНАЛИИ, см. ЮНОНА

МЕДЕЯ /Medea/, в древнегреч. мифологии волшебница, дочь царя Колхиды Ээта.

Помогла предводителю аргонавтов Ясону завладеть золотым руном; бежала с ним в Коринф. Из ревности умертвила свою соперницу Креузу при помощи отравленного одеяния; затем убила своих детей и брата Апсирта.

«Медея была жрицей, дочерью царя Колхиды. Золотое руно, которое искали Ясон и аргонавты, принадлежало этому царству. Ясон нуждался в помощи, чтобы добыть руно, поскольку оно хорошо охранялось. Гера и Афина, покровительствующие ему богини, убедили Афродиту заставить Медею влюбиться в Ясона и помочь ему украсть золотое руно. Ясон умолил Медею помочь ему, обещал жениться на ней и взял на себя обязательство быть с ней, «пока не разлучит рок смерти». И вот, вне себя от страсти и преданности Ясону, Медея помогла ему выкрасть руно. Но, поступая так, она изменила отцу и родине и способствовала смерти брата.

Ясон и Медея поселились в Коринфе. У них было двое сыновей. Спустя какое-то время Ясон ухватился за возможность жениться на дочери царя Коринфа. Ради заключения брака Ясон согласился на изгнание Медеи и их общих детей.

Смертельно раненная его предательством и униженная тем, что все ее жертвы и преступления ради него ничего не стоят, Медея стала одержима мыслью об убийстве. Сначала она подарила своей сопернице отравленную одежду. Когда та надела ее, одежда, как слой напалма, сожгла и разрушила ее тело. Затем Медея пережила сильную внутреннюю борьбу между любовью к детям и жаждой мести. Неистовство и гордость победили, и, чтобы отомстить Ясону за себя, она убила своих детей.

Медея поступила чудовищно, однако она была жертвой своей непреодолимой любви к Ясону». Д.Болен. Богини в каждой женщине.

Имя М. стало нарицательным для обозначения глубоко страдающей женщины, не останавливающейся ни перед чем, чтобы отомстить за отвергнутую любовь. Миф о М. – постоянный сюжет мирового искусства: трагедия Еврипида, драмы Сенеки, П.Корнеля, Ф.Грильпарцера, Ж.Ануйя и др.; картины Э.Делакруа, А.Фейербаха и др.

«Но порой,

Ревнивым гневом пламенея.

Как зла в словах, страшна собой,

Явилась новая Медея!». Е.Баратынский. Бал.

МЕНАДЫ /букв. «безумствующие»/, почитательницы и последовательницы Диониса, принимавшие участие в дионисиях (позднее - вакханалиях); тоже, что вакханки.

«Менадами или Вакханками назывались его спутницы, доводимые вином до исступления. С дикими криками они носились по лесам и горам, размахивая жезлами, украшенными на конце сосновыми шишечками. Они пребывали в состоянии неописуемого, свирепого экстаза, и ничто не могло их остановить. Они раздирали на части встреченных ими диких зверей и с радостью поедали куски окровавленного мяса. При этом они безумными голосами неустанно распевали песни о прелестях своей дикой жизни.

О, как радостно на горах

Петь, и плясать, и кружиться,

В танце безумном несясь!

О, как чудно, припав к земле,

Бросившись быстрым скачком,

За дикой козою погнаться!

Как же сладостно пить ее кровь

И мясо на части рвать!». Э.Гамильтон. Мифы и легенды Греции и Рима.

«Блудливые менады – точно моль

В плаще, который позабыли выбить». И.Анненский. Фамира-кифарэд.