banner banner banner
АБеВеГа любви
АБеВеГа любви
Оценить:
 Рейтинг: 0

АБеВеГа любви


МИСТЕРИИ, см. ОРГИЯ (1)

МИСТЫ, см. ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ

Н

НАРЦИСС /греч. Narkissos, лат. Narcissus/, в древнегреч. мифологии сын нимфы Лириопы, ставшую жертвой насилия речного бога Кефиса.

Прекрасный юноша, который влюбился в свое отражение в воде. Отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой. Умер от тоски и неутоленной страсти к самому себе; после смерти был превращен богами в цветок.

«Нарцисс был зачат в результате изнасилования. Он был нежеланным ребенком, который, как пишет Овидий, «заслуживал любви, но не получил ее». Имя Нарцисс происходит от персидского слова nargis, от которого образовано и слово «наркоз», и означает оно «оцепеневший, оглушенный, парализованный». С самого начала Нарциссу угрожает смерть. Оракул предсказывает, что Нарцисс проживет до старости, если не увидит своего лица.

Нарцисс вырос и превратился в прекрасного юношу, он страстно хотел любить, но «никто, ни деву шк и, ни юноши, не могли прикоснуться к красавцу». На охоте Нарцисс встречает Эхо, прекрасную нимфу, трагизм судьбы которой состоит в том, что она не может вести разговор. Она может лишь повторять то, что говорят другие. Эхо влюбляется в Нарцисса и следует за ним, но из-за расстройства речи не может обратиться к нему со словами. Нарцисс, который, как уже было сказано, ради того, чтобы выжить, остается чуждым самому себе, не может уделить внимание Эхо. Когда Эхо приближается к нему, панический ужас заставляет Нарцисса обратиться в бегство: «Прочь, прочь, что есть духу». Нежное прикосновение невыносимо для Нарцисса: «Я скорее умру». Трагическая история любви завершается тем, что Эхо превращается в камень, а Нарцисс – в цветок нарцисс: «К тому, что я узрею и полюблю, я не могу прикоснуться. Любящих сдерживает ужасный обман… Ведь это я сам!» П.Куттер. Психоанализ.

Миф о самовлюбленном Н. приводится в “Метаморфозах” Овидия, “Путешествии по Греции” Павзания и некоторых др. литературных памятниках античности. Распространенный сюжет мирового искусства: пьесы П.Кальдерона, Ж.-Ж.Руссо; оперы Д.Скарлатти, К.Глюка, Ж.Массне; живопись Я.Тинторетто, М.Караваджо, Н.Пуссена, У.Тёрнера, С.Дали и др.

Н. является эпонимом нарциссизма. Гомоэротический аспект легенды о Н. отражен в статьях О.Уайльда, А.Жида («Traite du Narcisse», 1891) и др.

«Есть мужчины, которые идут гулять, чтобы чувствовать, как восхищаются их наружностью – их лицо, так же как у женщин, выдает намерения своего хозяина – и затем с полным удовлетворением возвращаются домой. Прототипом таких мужчин был Нарцисс». О.Вейнингер. Пол и характер.

НАЯДЫ, см. НИМФЫ (1)

НЕРЕИДЫ, см. НИМФЫ (1)

НИКСИ, см. НИМФЫ (1)

НИМФЫ /от греч. nymphe – невеста, молодая женщина/, 1) (наяды; никси) в античной мифологии жен. божества природы. См. также Сатир.

Дочери Зевса, жившие в горах (ореады), морях (нереиды), лесах (дриады). Состояли в свите Артемиды или Диониса. Согласно поверьям, Н. обладали повышенной возбудимостью; завлекали мужчин и доводили их до полного изнеможения. Считается, что именно Н. научили людей непристойным позам полового акта, оральному и анальному сексу. По словам Геродота: "кто отведал любви нимфы, тот не сможет позабыть ее ласки никогда и будет требовать того же от своей жены". В рус. фольклоре Н. соответствуют: берегини; вилы; водявы; водяные; русалки; в нем. – ундина. Муж. аналог Н. – тритон.

Образы Н. – постоянный сюжет мирового искусства (Д.Веккьо, П.Рубенс, А.Ватто, А.Беклин, О.Ренуар и др.). См. также Божества любви.

«Этот рыцарь надеялся, что резвые нимфы сбегутся к нему и произойдет еще многое приятное в том же духе». М.Булгаков. Мастер и Маргарита.

2) /разг./ то же, что малые половые губы.

П

ПАН /англ. Pan/, в древнегреч. мифологии сын Гермеса; первоначально бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы.

Соответствует древнерим. Фавну. Изображался в виде похотливого полукозла-получеловека с бородой, рогами и эрегированным членом. Преследовал нимф и юных поселянок, наводя на них панический ужас. Центр культа П. Ликейского (т.е. волчьего, от греч. lykos – волк) находился в Паррасии, области в Аркадии.

«Кто-то падает с верхушки клена, шумно прорезая красную листву, потом размашисто и широко отряхивается, малиновым ручьем пропадает среди корявых корней: в воде мелькают золотые нити, туда-сюда снуют зеленые иглы – бог Пан просыпается после полуденного сна. Ему необязательно спать на древесной вершине, он любит отдыхать в прохладных гротах, но часто его одолевают повелительные прихоти. Рыжебородый, весь покрытый шерстистой рыжизной, с рельефной складкой на лбу к переносью, он любит венчать малозаметные рожки большой еловой веткой. Такова зверино-человеческая ипостась Пана – бога дикой природы и одиночества. Жестокость или милосердие равно чужды ему, хотя он вполне способен к этим страстям. Он любит пустоши, дикие дебри, покинутые речные или морские берега, может днями и ночами блуждать по таким местам, ненавидит города, возделанные поля, словом, следы человеческой деятельности. «Панический страх» возбуждается независимо от него – просто он не любит, когда тревожат его послеполуденный сон или охоту. Пан знаменит сексуальной страстью к нимфам, хотя успех или неудача не нарушают его божественного спокойствия». Е.Головин. Мифомания.

Образ П. многократно отражен в мировом искусстве (скульптуры О.Родена, Б.Бегаса; живопись Рафаэля, А.Карраччи, П.Рубенса, Я.Иорданса, Н.Пуссена, А.Фейербаха, А.Беклина и др.; кантата И.Баха и др.). См. также Божества любви.

«Кощунствовать страшусь и каюсь снова:

мне Пан явился (он же ? римский Фавн).



Мы думаем про странный облик Пана,

что нимфою Дриопою рождён.



Достанет и для греков, и для римлян

услады дивной: любоваться им.

Он вырастет весёлым, пышногривым,

его возлюбят хороводы нимф.



Пан уязвлён стрелою, не сравнимой

с другим оружьем. Пан и впрямь пропал:

он за прелестной нимфою Сирингой

по легковесным гонится пятам.



И тот, и этот добрый долг исполнив,

как будто не печалясь ни о чём,

Пан (он же Фавн) вкушает отдых в полдень,

посмевший тронуть ? гневу обречён». Б.Ахмадулина. Невольные прегрешения в ночь на 25 декабря.

ПАРИС /Paris; известен также как  Alexander/, в древнегреч. мифологии сын царя Трои Приама и Гекубы.

Согласно легенде, накануне родов Гекуба увидела сон, что произвела на свет огненный факел с клубком змей. Напуганные дурным предзнаменованием, родители отнесли ребенка на гору Иду и оставили там на произвол судьбы. Мальчика выкормила медведица, затем подобрал и воспитал раб Агелай. Юный П. жил вместе с пастухами, наслаждался безмятежной идиллией с волшебницей Эноной, дочерью речного бога Кебрена.

По воле богов П. оказался в центре событий, которые потрясли весь античный мир и превратили его в одного из самых известных мифологических героев. На свадьбу царя Фессалии Пелея и нимфы Фетиды были приглашены все боги, кроме богини раздора Эриды.

«Оскорбленная Эрида решила отомстить за пренебрежение к себе. Она внесла раздор в празднество, подбросив на пиршественный стол золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Оно прокатилось по столу, и его немедленно потребовали для себя Гера, Афина и Афродита. Каждая считала, что по справедливости и заслуженно это яблоко должно принадлежать ей. Конечно, они не могли решить между собой, кто из них прекраснейшая, поэтому обратились к Зевсу, чтобы он решил их спор. Он уклонился от выбора, направив их к необычайно красивому юноше, пастуху Парису, и повелев ему быть судьей.

Три богини нашли Париса, живущего идиллической жизнью с горной нимфой на лесных склонах горы Иды. Каждая из трех богинь по очереди пыталась повлиять на его решение с помощью подкупа. Гера посулила ему власть над всей Азией, Афина – военную славу и победы, Афродита же обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Без колебаний Парис провозгласил прекраснейшей Афродиту и отдал ей золотое яблоко – и так навлек на себя вечную ненависть Геры и Афины».  Д.Болен. Богини в каждой женщине.

«Остановил Париса Гермес и ласково заговорил с ним, протягивая ему яблоко:

– Возьми это яблоко, Парис, – сказал Гермес, – ты видишь, перед тобой стоят три богини. Отдай яблоко той из них, которая самая прекрасная. Зевс повелел тебе быть судьей в споре богинь.