banner banner banner
АБеВеГа любви
АБеВеГа любви
Оценить:
 Рейтинг: 0

АБеВеГа любви


ВАВИЛОН /древ.-евр. «балал» смешивать/ (шумерское Кидингирра, аккадское Бабилу; букв. «врата бога»), город-государство в северной части Месопотамии, на берегу Евфрата; один из крупнейших центров древней цивилизаций. Развалины В. сохранились в 25 км к юго-зап. от современного Багдада, близ города Хилла.

Впервые упоминается в легенде о Саргоне Аккадском (3-е тысячелетие до н.э.). Построен Нимвродом, сыном Хуша (или Куша) из колена Хама. Со временем превратился в политический, экономический и культурный центр всей Передней Азии. В XIX—VI в.в. до н.э. столица государства Вавилония (Халдея). Висячие сады вавилонской царицы Семирамиды считались одним из семи чудес света. В 598 до н.э. царь В. Навуходоносор II завоевал и разрушил Иерусалим. В свою очередь, В. также неоднократно подвергался нашествиям и разграблению (Кир, Дарий, Ксеркс, Александр III Македонский, Селевк и др.).

Из-за распутства своих жителей В. в Библии назван Вавилонской блудницей (лат. Babyloniacus fornicaria). Ангел показал Иоанну Богослову «…жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Откровение Иоанна Богослова. 17: 3—6.

«Это вообще давняя традиция и метафора: уподобление городов девам или блудницам (вспомним Вавилон как блудницу в иудео-христианской мифологии)». Г.Бедненко. Греческие богини. Архетипы женственности.

«Позднее это выражение (другая версия – вавилонская блудница) стали понимать буквально и применять, соответственно, к женщине легкого поведения, чья порочность приобрела небывалые, «исторические» масштабы (шутл.-ирон.). А. С. Пушкин об А. П. Керн (из письма к А. Н. Вульфу от 7 мая 1826 г.): «Что делает Вавилонская блудница Анна Петровна?» В.Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.

ВАВИЛОНСКАЯ БЛУДНИЦА, см. ВАВИЛОН

ВОЖДЕЛЕНИЕ /англ. Lust; франц. Concupiscence; Desire/, сильное чувственное влечение; то же, что желание; похоть; соблазн.

«Сегодня многие путают вожделение с сексуальным желанием, что неправильно, поскольку сексуальное желание – всего лишь один из частных случаев вожделения. Традиционное значение слова «вожделение» и более широко, и более точно: это эгоистичная и корыстная любовь. Вожделеть значит любить другого ради своего собственного блага. Следовательно, вожделение – настолько же правило (если я вожделею курицу, то отнюдь не из стремления к благу курицы), насколько благожелательность (т. е. любовь к ближнему ради его блага) – исключение. Впрочем, иногда то и другое совпадает, и пример тому – семья и брак. Я люблю своих детей, но не только ради самого себя. И как не желать добра тому, кто служит для нас источником добра? Вожделение первично; оно представляет собой любовь, которая умеет только брать. Но, не научившись брать, нельзя научиться и отдавать. Так что всякая любовь начинается с вожделения. Важно лишь помнить, что это – не более чем начало». А.Конт-Спонвиль. Философский словарь.

В. в Библии – один из семи смертных грехов. В искусстве Возрождения и барокко аллегорически изображалось в виде козла или всадницы на свинье.

«Елизавета Сергеевна любовалась им, прищурив светлые глаза, и в них сверкала искорка вожделения». М. Горький. Варенька Олесова.

Вожделенный (-ая; -ое) – вызывающий В.

«…так тянут дрожащие от страсти губы к вожделенному лону…» Д.Рубина. Белая голубка Кордовы.

Вожделеющий (-ая; -ое) – испытывающий В.

«Мужчина – вожделеющий, женщина – вожделенная: вот и все…» Л. Захер-Мазох. Венера в мехах.

Вожделеть – испытывать В.

«Дворня представляла собой сборище подъяремных зверей, которые и вожделели, как звери. Вожделели урывками, озираясь по сторонам, не дозволяя себе лишней ласки и разбегаясь, как только животный инстинкт был удовлетворен». М. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина.

ВОЗДЕРЖАНИЕ, 1) добровольный отказ от жизни половой по социальным, религиозным или моральным показаниям; то же, что аскетизм;

«(Воздержаеие) Если чувствуешь иногда, что, несмотря на все желание победить страсть, страсть преодолевает тебя, то не думай, что ты не можешь победить страсть. Это доказывает только то, что на этот раз ты не мог этого сделать. Возница не бросает вожжей оттого, что не сразу остановит коней, но продолжает тянуть – и кони останавливаются. Так и ты: не удержался один раз, продолжай бороться и наверное победишь ты, а не страсти.<>

Воздержание не означает подавления силы, не означает приостановки в добре, в проявлении любви или веры, но, наоборот, проявление силы духовной, препятствующей делать то, что человек считает дурным. Джон Рескин». Л.Толстой. Об истине, жизни и поведении.

«Воздержание (Сontinence). Сознательный отказ от сексуальных удоволь ствий. Сторонники воздержания почти всегда преувеличивают значение таких удовольствий, тем самым делая отказ от них вдвойне трудным». А.Конт-Спонвиль. Философский словарь.

2) то же, что абстиненция. См. Феномен Тарханова.

«Воздержание, или сексуальная абстиненция, может составлять образ жизни человека до тех пор, пока он не вступит в сексуальные взаимоотношения, которые сочтет благотворными и подходящими для него. Воздержание не всегда рассматривается как форма сексуального самовыражения. Однако когда отказ от сексуальных отношений является сознательным решением человека, это решение само по себе и есть проявление его сексуальности. Существует два уровня воздержания. При полном воздержании человек не мастурбирует и не имеет никаких половых контактов. Если речь идет о частичном воздержании, то это значит, что человек занимается мастурбацией, но не вступает в сексуальные отношения с другими людьми». Р.Крукс. Сексуальность.

«…постепенно воздержание перешло в привычку, и выработалось спокойное, совершенно безразличное отношение к женщине». Л. Андреев. Тьма.

Г

ГОМОРРА, см. СОДОМ И ГОМОРРА

ГРЕХ(прегрешение), 1) нарушение религиозных или моральных заповедей.

В дохристианские времена Г. понимался как нравственная ошибка или оскорбление божества. В Библии понятие Г. тесно связано с природой человека, с его грехопадением. Семь смертныхГ.: гнев, гордыня, жадность, зависть, праздность, чревоугодие, похоть. См. также Вожделение; Пороки.

«Грех – пока ноги вверх, опустил – Господь простил». В.Даль. Русские заветные пословицы и поговорки.

«Есть слово «грех», есть метафора греха, есть ощущение греха, но есть ли сам грех как грех? <>

Можно предположить, что грех – укрупненное обозначение некоторых слабых свойств человеческой природы, которые в этике трактуются как пороки, а в религии вменяются в вину. Такова по сути рационалистическая трактовка греха». В.Варава. Адвокат философии.

Г. в широком смысле – предосудительные помыслы или поступки.

«Вся моя прежняя блудная жизнь встала передо мной, все эти грехи: и святотатство, и наругательство, и любострастие, и обманы, и кривда, и прелюбодеяние, и разбой». М.Салтыков-Щедрин. Губернские очерки.

Грешный (-ая; -ое) (греховный; нечистый; плотский) – связанный с идеей Г. (1); противоречащий пол. морали.

“Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.

Напраслина страшнее обличенья.

И гибнет радость, коль её судить

Должно не наше, а чужое мненье.

Как может взгляд чужих порочных глаз

Щадить во мне игру горячей крови?

Пусть грешен я, но не грешнее вас,

Мои шпионы, мастера злословья.

Я – это я, а вы грехи мои

По своему равняете примеру.

Но, может быть, я прям, а у судьи

Неправого в руках кривая мера,

И видит он в любом из ближних ложь,

Поскольку ближний на него похож!» У.Шекспир. Сонет 121.

“Со временем появились друзья, с которыми мы погружались во все более греховный омут…” А.Кончаловский. Низкие истины.

Грешить (согрешить) – совершать Г.

«Заповедей не блюла, не ходила к причастью. –