Валентина Мушкатина
Наития
Валентина Мушкатина
Н А И Т И Я
УДК 82-1
ББК 84(2Рос=Рус)6,5
М 93 Мушкатина В.Н.
Наития: стихотворения.
-М.: "У Никитских ворот", 2014, – 200с.
ISBN 978-5-91366-799-1
Вниманию читателя предлагаются страницы семейного дневника.
Каждый стих – выстраданный монолог для кого-то.
Строки написаны в жанре верлибр – как наитие обнажённого нерва.
Текст печатается в авторской редакции с сохранением пунктуации автора.
10 песен – муз. Б.Чорный
© Мушкатина В.Н.
Авторское право охраняется Законом РФ.
Воспроизведение всей или части книги
воспрещается без согласования с автором
ВВЕДЕНИЕ
ВЕРЛИБР
В настоящее время наблюдается рост интереса к верлибру, как феномену поэзии, формирование которого до сих пор не имеют однозначной трактовки. Существует множество противоположных точек зрения на этот стиль: от отрицания поэтической ценности верлибра до утверждения, что верлибр – перспективное течение, процесс становления которого ещё не завершен, но принадлежность к поэзии – несомненна. Число поэтов-верлибристов увеличивается. В том же Серебряном веке практически все поэты так или иначе попробовали свои силы в этом типе стиха; например, М.Цветаева, Н.Гумилев, А.Блок. И, конечно, В.Маяковский понял, сколь многое можно выразить, задавая интонацию чтения особым переносом поэтической строки.
Верлибр – (фр. vers libre – свободный стих) – как форма метрической композиции, появился в русской поэзии в XX веке. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора – сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп и др., от чего содержание уходит, порой, на второй план за счёт соблюдения формы. Степень свободы стиха – полностью порвать со всеми правилами традиционных систем стихосложения – стал поистине свободным верлибром. В таком стихе ритм иногда очень трудно уловим и только повторяющаяся интонация и определяет своеобразный пульс стихотворения (стиль автора).
В целом, Верлибр определяют по признакам: в стихотворных строках произвольно количество ударных и безударных слогов, нет повторяющихся единообразных строф, нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине, может не быть и рифмы. Это означает, что можно взять любой кусок прозы, эмоционально разбить его на строки – и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества – сам факт этого разбиения. Второе, что очень важно: в результате этого творческого разбиения и появляется феномен стихотворной строки – кодирование стихотворной речи, постоянно балансируя на грани поэзии и ритмической прозы. Верлибр является стихом, а не прозой, потому что в нём графически выделена автором установка на стих. Потому верлибр, порой, мало понятен читателям, традиционно привыкшим к ритму, рифме, строфе (форма превыше содержания). Именно верлибр превратил процесс сегментации текста в искусство.
Свободный стих или верлибр и вольный стих – не одно и то же. В отличие от верлибра, вольный стих основан на закономерном чередовании ударных
и безударных слогов в каждом стихе; в XIX веке вольный стих был связан с некоторыми поэтическими жанрами: например, с басней.
Есть одно золотое правило верлибра. Хороший верлибр, как и прозу, написать в десятки раз сложнее, чем хорошее стихотворение, окаймлённое рифмой и размером. Ведь в “правильном” стихотворении за умелой
игрой словами, за рифмами и размерами, за системой ударений можно скрыть абсолютно любые огрехи смысла. Стихотворение может стать красивым только потому, что его форма радует ухо. В верлибре нет размера и рифмы и 100%-ный упор делается на смысловую нагрузку стихотворения (содержание превыше формы). В верлибре не должно быть лишних слов. Если в размерном произведении возможно вставить любое дополнение (определение) для того, чтобы вписаться в размер/рифму, то в верлибре должно объяснить, почему тут стоит именно это слово, а не какое-либо другое.
Что же такое хороший верлибр? Этому сложно дать определение, ведь законов в верлибрах, по сути, нет. Правила хорошего верлибра:
– как можно меньше лишних слов;
– желательно присутствие игры слов, остроумия и
других приёмов “украшения”, не требующих
размера и рифмы как обязательных;
– чтобы смысл был!
Верлибр создан для изречения истин, для утверждения фактов. В общем, Верлибр, по сути – афоризм, просто длинный и разбитый на строки. В нём должна быть и-д-е-я. Повторяю: и-д-е-я, а не набор слов. Зарифмованный набор слов ещё можно, с горем пополам, назвать стихотворением, но незарифмованный набор слов не имеет к поэзии никакого отношения.
Верлибр – это не просто "стих без рифмы". Верлибр требует от автора интуиции. Верлибр свободно связан с другими формами стихосложения.
Для определения типологии верлибра определена количественная норма переходных форм:
– если в произведении нет строк, которые написаны
тем или иным силлабо-тоническим размером, мы
имеем дело с "чистой формой" (ЧФ) верлибра;
– если таких строк менее 25%, то перед нами
переходная форма с метрическими вкраплениями
(МВ),
– если же метр захватывает от четверти до половины
от общего числа строк, произведение можно
трактовать как свободный стих с определенной
метрической доминантой (МД).
Та же основа лежит в топологии белого и вольного стиха.
В культуре возникает понятие "верлибризации" – в первую очередь, явление сочетания несочетаемых предметов в одном изобразительном пространстве. Связующим звеном опять-таки является только интуиция (в написанном текста это выделяется и графически). Стравинский – как верлибрист в музыке. Сюрреализм – как в изобразительном искусстве.
ВСТУПЛЕНИЕ
Зapиcoвkи мои – мой дневниk.
Kаждый стиx –
монолог из семьи для kого-то.
А …за мной волочится kpecт,
приоднаkо, из прошлого веka !
Посвящаю
Дочери,
Внуку!
Ради Вас слажен сей труд.
В каждой строчке – о Вас
с думой,
с надеждой.
Вам спасибо!
Что вдохновили,
любили
в этом мире.
~~~
Ещё сей труд посвящаю потомкам.
Конечно – всё лично, субъективно,
посему странички-годы
старалась заполнить фактами.
Решайте Сами,
Кто Род не запятнали
ни при каких соблазнах.
Низкий поклон Вам
от ровесника 20-го века.
Эпоха сложной была.
В погоне за технологией
мы оБЕСчеловечили себя.
~~~
Но Вам напутствую – Век гуманизма.
И с трепетом – к Поколенью грядущему.
На высоте всегда будьте!
Я верую и люблю Вас!
Души порыв зарифмовать –
что забетонировать
реки русло в красивую набережную
и восхищаться последнею.
Я – верлибрист …и ничего не поделаешь
МОЙ СТИЛЬ
Я – ни прозаик, ни поэт.
До состраданий - сочувствующий.
Посмела роль Нестора принять.
Но явилась
в обличье моралиста занудливого
~~~
Главное, чтоб пела душа,
а слова найдутся.
Главное, чтоб нерв дёргал струну,
а строка пусть топорщит страницу
Это – совсем не стихи.
То – раздумий плоды.
Слышишь.
Строки не блещут изяществом.
Но бывает, застонет душа -
так пронзительно рвётся струна.
Бурлящим потоком страданья и выльются.
Мне б поспеть – половодье в русло облечь.
Но они.
Мчатся галопом и вскачь.
Окаянные…
Да и клячей фыркает грамота.
~~~
В поисках рифм и размеров
я совсем растерзанна.
Хотелось бы быть поэтом,
пусть и худым стихотворцем.
Хотелось возвыситься до высокого вкуса,
пусть и будучи просто прозаиком.
Не получилось…
~~~
*** Однако ж, доколь нерв обнажён,
Желаю добра.
Чтоб не ведали зла.
И стали мы – гуманистами.
А философию мою назовите,
пожалуй – Н а и т и я м и.
КТО Я
Я – пионерка. С визгом свинячьим.
Я – комсомолка. С сомнением подкравшимся.
Я – не партиец. Ортодоксальный.
Теперь я – пишущий, по этапам.
~~~
Я – обличитель.
Пусть, нет и права:
бывало молчала.
Каюсь.
Страх – это вина, не оправдание.
Хотя, свист плети познала.
ВОЗРАСТ
Отсиренилась весна -
отщетинилась судьба -
промязгла осень.
Лет мало мне – до мудреца.
Хоть, и не очень.
Но.
До морозов,
был вдребезги хрусталь расколот оземь.
И вот…
Как поседевшая икона,
вишу на ржавом гвОзде.
ПРЕЛ-Э-СТНО
Поиздырявилась мечта.
Судьбу подштопаю.
Натяну картуз на босу голову.
Нацеплю пенсне на глаза, подслеповатые.
А так – жизнь удалась!
Живу пока.
Правда, шамкаю.
Р А З М И Н К А
Ахиллесовой пятой ты оттолкнулся от Земли.
Передохни!
Пред новым стартом
Присядь!
Броню сними!
Осмысли!
*** Post scriptum.
На пиру
во хмелю,
как в хлеву.
Дай Бог! Чтоб музыка твоя не визжала!
<>
Боль моя.
Боль уходящая?
Бог мой.
Молю тебя лишь об одном:
«Уйми – боль!».
<>
Болью внимая,
утратой звенели
уставшие годы надежд.
А рядом, как ложь
по нервам бежала тайная жизнь,
ударяя по грёзам,
по чувствам
и больше поддых.
<>
Будь земным
и смертным мни.
Не бронзовей без меры.
Что вокруг ни зрело, ни цвело,
дай трезвости тебе, ума -
понять, …почему не колосилось.
<>
Видно не очень и любит,
раз, изгваздать готов.
Да, и как мочь:
не уберечь,
не защитить,
поверить в ложь.
~~~
Значит так и надо,
Пусть, всё так и будет:
на поляне – рассада,
гряде – чертополох.
<>
Дорогие мои, из гороскопа зверята!
Если б знать, что Вы вершите судьбу,
Я б сама б на печи лежала.
Лишь ворота для счастья держала открытыми.
<>
Дай Бог, тебе начать с листа
И вспомнить:
«Женщина – Я!».
Конечно, сложно рядом с …сапогом.
Но, дай Бог,
дай Бог!
<>
До коли будешь ты мычать,
До коли рылом землю рвать?
Встань на копыта,
хвост задри.
И мчи, СКАКУН,
прошуууууу, СКАЧИ!
<>
Должен,
Обязан,
Надо.
Так укореняют вину
в мнимых грехах
и лживых заклинаниях.
И невинна Душа уж спешит исполнять
в порыве усердия бычачьего.
<>
Думы мчатся, как кони ретивые.
Годы едва поспевают за ними.
Что задумаешь, то и исполнится.
Что исполнится,
тем жизнь и наполнится.
<>
ЗАГАДКА
Он накроет пургой,
обмотает вьюгой.
Он во льду и снегу,
на ресницах, рукавицах.
Снег накинет у забора.
И сосульки заморозит.
~~~
С кем играем мы в снежки,
Кто наточит нам коньки,
Кто придёт под Новый год?
И зовётся Дед-… (ответ -Мороз).
<>
Заметна поступь рысака.
Ты затаился для прыжка.
Ты взял реванш…
И покажешь всем, как мчатся СКАКУНЫ.
<>
И…
Крестницу,
что не успев родиться,
«грехом священным»
в купели
окропили.
Кто в храм случайно заглянули.
Так и обвенчаны бывают.
*** Ах, Инкогнито-еретик-крёстный.
Пред алтарём освящена цена обмана.
Да, ни кощунственна ль она?
<>
И продажные алчные сучки,
стиснув зубы до отвращения,
будут искусно млеть и стонать,
изображая экстаз, до омерзения
под навалившейся тушей немощи.
И тайком мечтать – совокупляяся с молодым телом.
~~~
Природа не терпит изъяна.
И впереди расплата
Одному – за преступление,
Другой – в наказание.
Для дитя – позор.
Для старца – плаха.
*** Вот и весь мезальянс.
Кто ж не знал?
Это классика.
Читать с умом надо бы.
<>
И уверившись в благочинии,
провозгласив себя Триумфатором,
жрицей и судеб-вершителем
для мимо случайно заблудших
уж поминальную книгу раскрыла.
*** Да, давно под задом – сломанное кресло,
а не трон раскачало.
С незамоленным грехом, знать, к Богу не взывала.
<>
Как на душу легло, так и написала.
Мне кажется – красиво.
Кому-то – так коряво.
Но кони тоже танцуют на манеже.
Кому-то кажется – легко.
Кому – не очень, может.
Поэзия – не цирк.
Приму, конечно, к сведенью.
Но, если что-то, уж, смешит,
Имеет место, может быть?
<>
Как паук – окутан паутиной.
По отработанной канве петлёй плетётся кружево.
Затягивает в узелки крючок
где силком,
штрихом
иль узорами.
*** Спасайся, кто может.
<>
Кончаю собачью жизнь.
Перехожу на свинячий визг.
<>
Кто мы есть – поступков наших сеть.
А словами – лишь сосуд наполняем
для чистоты омывания
иль обливания грязью.
<>
Кто, поскольку, угрюмый и сам,
Юмор не воспринимал.
Но размазать палитрой зла не пропускал.
<>
Кто родился гнидой, как паразит пьёт чужую кровь.
Здесь ясен печальный конец и исход.
Срок зависит
от донора, к кому присосалась вошь
… иль от щелчка подошвы сапог.
<>
Кто-то любит птичек.
Кто-то – деревьев лес.
Но, впрок ли взаимность,
Нужна ли любовь?
Конечно, подкормят прилётных.
Под Новый год нарядят и ель.
Так вот, кто отогреет душу,
Когда мороз за окном продерёт.
*** Спасибо, друзья, за взаимность!
Спасибо, мои, за любовь!
<>
Лучик солнца в искрящих глазах.
Нараспашку невинна душа.
Как вино бородит -
бьётся новая жизнь.
И копытца рвут стремя,
чтоб уже бороздить океан.
*** Удачи тебе,
строптивый,
ещё необъезженный, Мустанг!
<>
Любила, люблю и буду любить
Гармонию в Ваших творениях.
Терзала, терзаю, и буду терзать
Ваш слух в своих дерзновениях.
*** Это в ваших ушах – диссонанс.
А в моих – мелодия потрясающая.
Извольте – не обижать.
<>
Магдалина – раскаявшаяся ли блудница?
*** Таки, сумела в храм дорожку проторить -
индульгенцию купить,
чтоб преступленье замолить.
<>
Мне бы стихи, да рояль.
Хотя не умею играть и слагать.
Но петь, так х о ч е т с я.
И вовсе, я не пою,
раздирая душою воздух.
Но трель соловьиная слышится мне.
*** Может, сходить к ушному?
<>
Мне читать для Вас – одно наслаждение.
Но где же силы Вам взять, чтоб не зевать?
<>
На вспаханной земле набух бутон.
Чаруй цветок
кого – с весны и до жары,
кого – с росы и до морозов
<>
Напоившись соками
до дна истомлённой Души,
и пустой сосуд у брега разбил,
надев маску праведности,
как скафандр.
Сам в море поиска Счастья нырнул …и уплыл.
Прощай, Вампир!
*** И уж, тысячи лет
песком засыпан битый кувшин
вероотступника,
что неотмоленный грех.
<>
На птичьем дворе средь монет
Собрал цыплят, восседая пахан.
*** При пустой мощне разбежится малышня.
Это усвоил он.
<>
Не надо мне петь дифирамбы.
Цену я знаю сама.
Ниже – это правда.
Выше – лишь похвала.
<>
Ни Дедал, ни Икар.
Здесь другая ситуация.
Крылья старец пообрезал сам
юнцу неоперившемуся.
*** Не понимает он, что губит юность, не состоявшуюся.
Кого-то надо лишать родительских прав
<>
Ну, да, согласна, наверно, хорош и ваш, но мой -
Красив,
разумен,
благороден,
статен,
пригож
и талантлив,
добр,
шутлив,
незлобен.
Умён,
тактичен,
строен,
деликатен,
отзывчив,
выдержан,
галантен.
Стремителен
и целеустремлённый.
*** Ты же и сам видел.
<>
От собственного бессилия
во всепоглощающей страсти к богатству
преднарчетано непрерывное старание
в неутомимом поддержании
броуновского движения.
<>
Пиррова победа – хлам сокрытого богатства,
за что один зады лизал,
чтоб жизнь беспутную другую содержать.
Ну, да – и власть.
Хоть временно,
но всласть.
*** Каждому своё.
Кому душа – от Бога.
Кому – от Сатаны.
<>
ПОВЕСЕЛИЛИСЬ от ДУШИ
Вьюжится метелица средь сосен и берёз.
С ёлочкой зелёною кружат хоровод -
заиньки, мышата и колючий ёж.
В стужу, холод встречи ради собрались друзья.
В Новый год под ёлкой колкой заискрил костёр.
*** Ах, какая вкусная зайчатина была.
<>
Пряча свою красоту под покровом чужого обличия,
своё гася сияние, излучая свет извне навязанный -
Так погребсти себя под грузом ухищрений,
что, уже, и мать родная удивляется манекену.
<>
Рифма моя скупа.
Изломана, как лекало.
Я б штурвалом держала перо,
Но душа свою песнь напевала.
Строки мои суровы.
Чеканят шаг за шагом.
Я б сама управляла пером,
Но нервы оголены.
Сбивают такт за тактом.
*** А хотелось, рифма чтоб, оседлала верхом.
И скакать, скакать с ветерком.
<>
Себя я чувствую назойливою мухою,
Подсунув книжку плохеньких стишков.
*** Не обессудьте.
<>
Счастье в том, сколько хапнуть – у кого душа пустая.
*** Берегитесь!
К Вам на полпути – армия соглядатаев.
<>
Там, где ты есть,
старайся скрасить собою присутствие.
Нет, Боже!
Не клоуном стать.
Одарить тем, что тебе присуще.
*** Иначе, ты – пустышка.
<>
Уверена,
в клеть птичек никогда не запру.
Кого люблю -
пусть в свободном полёте живут.
В стужу,
в пургу ли
зерном подкормлю.
И не буду в поддон
сыпать корм,
как благодетель.
Но точно знаю,
если себяшных люблю,
пусть рядом будут.