Книга Наития - читать онлайн бесплатно, автор Валентина Николаевна Мушкатина
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Наития
Наития
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Наития

Валентина Мушкатина

Наития


Валентина  Мушкатина


Н А И Т И Я


УДК 82-1

ББК 84(2Рос=Рус)6,5


М 93  Мушкатина В.Н.

           Наития: стихотворения.

            -М.: "У Никитских ворот", 2014, – 200с.


 ISBN 978-5-91366-799-1


Вниманию читателя предлагаются страницы семейного дневника.

Каждый стих – выстраданный монолог для кого-то.

Строки написаны в жанре верлибр – как наитие обнажённого нерва.

Текст печатается в авторской редакции с сохранением пунктуации автора.

10 песен – муз. Б.Чорный


©  Мушкатина В.Н.

Авторское право охраняется Законом РФ.

Воспроизведение всей или части книги

воспрещается без согласования с автором


ВВЕДЕНИЕ

                                          ВЕРЛИБР

     В настоящее время наблюдается рост интереса к верлибру, как феномену поэзии, формирование которого до сих пор не имеют однозначной трактовки. Существует множество противоположных точек зрения на этот стиль: от отрицания поэтической ценности верлибра до утверждения, что верлибр – перспективное течение, процесс становления которого ещё не завершен, но принадлежность к поэзии – несомненна. Число поэтов-верлибристов увеличивается. В том же Серебряном веке практически все поэты так или иначе попробовали свои силы в этом типе стиха; например, М.Цветаева, Н.Гумилев, А.Блок. И, конечно, В.Маяковский понял, сколь многое можно выразить, задавая интонацию чтения особым переносом поэтической строки.

     Верлибр – (фр. vers libre – свободный стих) – как форма метрической композиции, появился в русской поэзии в XX веке. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора – сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп и др., от чего содержание уходит, порой, на второй план за счёт соблюдения формы. Степень свободы стиха – полностью порвать со всеми правилами традиционных систем стихосложения – стал поистине свободным верлибром. В таком стихе ритм иногда очень трудно уловим и только повторяющаяся интонация и определяет своеобразный пульс стихотворения (стиль автора).

В целом, Верлибр определяют по признакам: в стихотворных строках произвольно количество ударных и безударных слогов, нет повторяющихся единообразных строф, нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине, может не быть и рифмы. Это означает, что можно взять любой кусок прозы, эмоционально разбить его на строки – и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества – сам факт этого разбиения. Второе, что очень важно: в результате этого творческого разбиения и появляется феномен стихотворной строки – кодирование стихотворной речи, постоянно балансируя на грани поэзии и ритмической прозы. Верлибр является стихом, а не прозой, потому что в нём графически выделена автором установка на стих. Потому верлибр, порой, мало понятен читателям, традиционно привыкшим к ритму, рифме, строфе (форма превыше содержания). Именно верлибр превратил процесс сегментации текста в искусство.

     Свободный стих или верлибр и вольный стих – не одно и то же. В отличие от верлибра, вольный стих основан на закономерном чередовании ударных

и безударных слогов в каждом стихе; в XIX веке вольный стих был связан с некоторыми поэтическими жанрами: например, с басней.

Есть одно золотое правило верлибра. Хороший верлибр, как и прозу, написать в десятки раз сложнее, чем хорошее стихотворение, окаймлённое рифмой и размером. Ведь в “правильном” стихотворении за умелой

игрой словами, за рифмами и размерами, за системой ударений можно скрыть абсолютно любые огрехи смысла. Стихотворение может стать красивым только потому, что его форма радует ухо. В верлибре нет размера и рифмы и 100%-ный упор делается на смысловую нагрузку стихотворения (содержание превыше формы). В верлибре не должно быть лишних слов. Если в размерном произведении возможно вставить любое дополнение (определение) для того, чтобы вписаться в размер/рифму, то в верлибре   должно объяснить, почему тут стоит именно это слово, а не какое-либо другое.

    Что же такое хороший верлибр? Этому сложно дать определение, ведь законов в верлибрах, по сути, нет. Правила хорошего верлибра:

– как можно меньше лишних слов;

– желательно присутствие игры слов, остроумия и

      других приёмов  “украшения”, не требующих

      размера и рифмы как обязательных;

– чтобы смысл был!

    Верлибр создан для изречения истин, для утверждения фактов. В общем, Верлибр, по сути – афоризм, просто длинный и разбитый на строки. В нём должна быть и-д-е-я. Повторяю: и-д-е-я, а не набор слов. Зарифмованный набор слов ещё можно, с горем пополам, назвать стихотворением, но незарифмованный набор слов не имеет к поэзии никакого отношения.

    Верлибр – это не просто "стих без рифмы". Верлибр требует от автора интуиции. Верлибр свободно связан с другими формами стихосложения.

Для определения типологии верлибра определена количественная норма переходных форм:

– если в произведении нет строк, которые написаны

       тем или иным  силлабо-тоническим размером, мы

        имеем дело с "чистой формой" (ЧФ) верлибра;

– если таких строк менее 25%, то перед нами

        переходная форма с метрическими вкраплениями

        (МВ),

– если же метр захватывает от четверти до половины

        от общего числа строк, произведение можно

        трактовать как свободный стих с определенной

         метрической доминантой (МД).

     Та же основа лежит в топологии белого и вольного стиха.

     В культуре возникает понятие "верлибризации" – в первую очередь, явление сочетания несочетаемых предметов в одном изобразительном пространстве. Связующим звеном опять-таки является только интуиция (в написанном текста это выделяется и графически). Стравинский – как верлибрист в музыке. Сюрреализм – как в изобразительном искусстве.


                                    ВСТУПЛЕНИЕ


                                            Зapиcoвkи мои – мой дневниk.


                                            Kаждый стиx –

                                            монолог из семьи для kого-то.


                                            А …за мной волочится kpecт,

                                            приоднаkо, из прошлого веka !


Посвящаю

                   Дочери,

                                 Внуку!

Ради Вас слажен сей труд.

В каждой строчке – о Вас

                                     с думой,

                                        с надеждой.

Вам спасибо!

Что вдохновили,

                           любили

                                        в этом мире.

                       ~~~

Ещё сей труд посвящаю потомкам.

Конечно – всё лично, субъективно,

                        посему странички-годы

                             старалась заполнить фактами.

Решайте Сами,

                  Кто Род не запятнали

                                       ни при каких соблазнах.

Низкий поклон Вам

                                       от ровесника 20-го века.

Эпоха сложной была.

В погоне за технологией

                                    мы оБЕСчеловечили себя.

                       ~~~

Но Вам напутствую – Век гуманизма.

И с трепетом – к Поколенью грядущему.

На высоте всегда будьте!

                                          Я верую и люблю Вас!




 Души порыв зарифмовать –

                                   что забетонировать

                                           реки русло в красивую набережную

                                                           и восхищаться последнею.

                           Я – верлибрист …и ничего не поделаешь


МОЙ    СТИЛЬ


                           Я – ни прозаик, ни поэт.

                            До состраданий  - сочувствующий.

                            Посмела роль Нестора принять.

                            Но явилась

                                  в обличье  моралиста занудливого                                                      

                                                         ~~~

                              Главное, чтоб  пела душа,

а слова найдутся.

                              Главное, чтоб нерв дёргал струну,

                                а строка пусть топорщит страницу


Это – совсем не стихи.

То – раздумий плоды.

Слышишь.

Строки не блещут изяществом.

Но бывает, застонет душа -

       так пронзительно рвётся струна.

              Бурлящим потоком страданья и выльются.

Мне б поспеть – половодье в русло облечь.

Но они.

Мчатся галопом и вскачь.

                                Окаянные…

                                     Да и клячей фыркает грамота.

                                   ~~~

В поисках рифм и размеров

                                             я совсем растерзанна.

Хотелось бы быть поэтом,

                                 пусть и худым стихотворцем.

Хотелось возвыситься до высокого вкуса,

                             пусть и будучи просто прозаиком.

Не получилось…

                                   ~~~

*** Однако ж, доколь нерв обнажён,

       Желаю добра.

                  Чтоб не ведали зла.

                                           И стали мы – гуманистами.

       А философию мою назовите,

                                              пожалуй – Н а и т и я м и.


 КТО  Я


Я – пионерка.     С визгом свинячьим.

Я – комсомолка. С сомнением подкравшимся.

Я – не партиец.   Ортодоксальный.

Теперь я – пишущий, по этапам.

                      ~~~

Я – обличитель.

Пусть, нет и права:

                                  бывало молчала.

Каюсь.

Страх – это вина, не оправдание.

Хотя, свист плети познала.


ВОЗРАСТ


Отсиренилась весна  -

                         отщетинилась судьба  -

                                                  промязгла осень.

Лет мало мне – до мудреца.

                                                  Хоть, и не очень.

   Но.

До морозов,

           был вдребезги хрусталь расколот оземь.

  И вот…

Как поседевшая икона,

                                      вишу на ржавом гвОзде.


ПРЕЛ-Э-СТНО


Поиздырявилась мечта.

           Судьбу подштопаю.

              Натяну картуз на босу голову.

                 Нацеплю пенсне на глаза, подслеповатые.

А так – жизнь удалась!

                                       Живу пока.

                                                            Правда, шамкаю.


                          Р А З М И Н К А


Ахиллесовой пятой ты оттолкнулся от Земли.

Передохни!

Пред новым стартом

Присядь!

               Броню  сними!

                                        Осмысли!

*** Post  scriptum.

        На пиру

             во хмелю,

                  как в хлеву.

        Дай  Бог! Чтоб  музыка  твоя  не  визжала!


              <>

Боль моя.

Боль уходящая?

Бог мой.

Молю тебя лишь об одном:

                                             «Уйми – боль!».


              <>

Болью внимая,

            утратой звенели

                           уставшие годы надежд.

А рядом, как ложь

     по нервам бежала тайная жизнь,

           ударяя по грёзам,

                                    по чувствам

                                          и больше поддых.


   <>

Будь земным

          и смертным мни.

Не  бронзовей  без  меры.

Что вокруг ни зрело, ни цвело,

        дай трезвости тебе, ума -

                понять, …почему не колосилось.


   <>

Видно не очень и любит,

                 раз, изгваздать готов.

Да, и как мочь:

       не уберечь,

  не защитить,

        поверить в ложь.

     ~~~

Значит так и надо,

Пусть, всё так и будет:

      на поляне – рассада,

 гряде – чертополох.


    <>

 Дорогие мои, из гороскопа зверята!

Если б знать, что Вы вершите судьбу,

Я б сама б на печи лежала.

Лишь ворота для счастья держала открытыми.


    <>

Дай Бог, тебе начать с листа

И вспомнить:

                        «Женщина – Я!».

Конечно, сложно рядом с  …сапогом.

Но, дай Бог,

                       дай Бог!


<>

До коли будешь ты мычать,

До коли рылом землю рвать?

Встань на копыта,

                           хвост задри.

И мчи, СКАКУН,

            прошуууууу, СКАЧИ!


  <>

Должен,

            Обязан,

                       Надо.

Так укореняют вину

                           в мнимых грехах

                              и лживых заклинаниях.

И невинна Душа уж спешит исполнять

                     в порыве усердия бычачьего.


              <>

Думы мчатся, как кони ретивые.


Годы едва поспевают за ними.

Что задумаешь, то и исполнится.

Что исполнится,

           тем  жизнь  и  наполнится.


             <>

      ЗАГАДКА

Он накроет пургой,

                    обмотает вьюгой.

Он во льду и снегу,

           на ресницах, рукавицах.

Снег накинет у забора.

И сосульки заморозит.

           ~~~

С  кем  играем  мы  в  снежки,

Кто наточит нам коньки,

Кто придёт под Новый год?

И зовётся Дед-…     (ответ -Мороз).


              <>

Заметна поступь рысака.

Ты затаился для прыжка.

Ты взял реванш…

И покажешь всем, как мчатся  СКАКУНЫ.


              <>


И…

   Крестницу,

      что не успев родиться,

              «грехом священным»

                                      в купели

                                        окропили.

   Кто в храм случайно заглянули.

   Так и обвенчаны бывают.

*** Ах, Инкогнито-еретик-крёстный.

       Пред алтарём освящена цена обмана.

       Да, ни кощунственна ль она?


                <>

И продажные алчные сучки,

    стиснув зубы до отвращения,

       будут искусно млеть и стонать,

         изображая экстаз, до омерзения

           под навалившейся тушей немощи.

И тайком мечтать – совокупляяся с молодым телом.

             ~~~

Природа не терпит изъяна.

                     И впереди расплата

Одному – за преступление,

                     Другой – в наказание.

Для дитя – позор.

                   Для старца – плаха.

*** Вот и весь мезальянс.

       Кто ж не знал?

       Это классика.

       Читать с умом надо бы.


              <>

И уверившись в благочинии,

    провозгласив себя Триумфатором,

                 жрицей и судеб-вершителем

                   для мимо случайно заблудших

                           уж поминальную книгу раскрыла.

*** Да, давно под задом – сломанное кресло,

                                                а  не  трон  раскачало.

       С незамоленным грехом, знать, к Богу не взывала.


             <>

Как на душу легло, так и написала.

Мне кажется – красиво.

Кому-то – так коряво.

           Но кони тоже танцуют на манеже.

            Кому-то кажется – легко.

            Кому – не очень, может.

Поэзия – не цирк.

Приму, конечно, к сведенью.

Но, если что-то, уж, смешит,

Имеет место, может быть?


              <>

Как паук – окутан паутиной.

По отработанной канве петлёй плетётся кружево.

Затягивает в узелки крючок

                                          где силком,

                                                     штрихом

                                                                иль узорами.

*** Спасайся, кто может.


              <>

Кончаю собачью жизнь.

Перехожу на свинячий визг.


              <>

Кто мы есть – поступков наших сеть.

А словами – лишь сосуд  наполняем

    для чистоты  омывания

                       иль  обливания  грязью.


              <>

Кто, поскольку, угрюмый и сам,

Юмор не воспринимал.

Но размазать палитрой зла не пропускал.


              <>

Кто родился гнидой, как паразит пьёт чужую кровь.

Здесь ясен печальный конец и исход.

Срок зависит

          от донора, к кому присосалась вошь

                                … иль от щелчка подошвы сапог.


<>

Кто-то любит птичек.

Кто-то – деревьев лес.

Но, впрок ли взаимность,

Нужна ли любовь?

              Конечно, подкормят прилётных.

              Под Новый год нарядят и ель.

              Так вот, кто отогреет душу,

               Когда мороз за окном  продерёт.

*** Спасибо, друзья, за взаимность!

       Спасибо, мои, за любовь!


               <>

Лучик солнца в искрящих глазах.

Нараспашку невинна душа.

Как вино бородит -

                 бьётся новая жизнь.

И копытца рвут стремя,

                    чтоб уже бороздить океан.

*** Удачи тебе,

                    строптивый,

                         ещё необъезженный, Мустанг!


              <>

Любила, люблю и буду любить

                Гармонию в Ваших творениях.

Терзала, терзаю, и буду терзать

                Ваш слух в своих дерзновениях.

*** Это в ваших ушах – диссонанс.

        А в моих – мелодия потрясающая.

        Извольте – не обижать.


              <>

Магдалина – раскаявшаяся ли блудница?

*** Таки, сумела в храм дорожку проторить -

                                  индульгенцию купить,

                                      чтоб преступленье замолить.


              <>

Мне бы стихи, да рояль.

Хотя не умею играть и слагать.

Но петь, так  х о ч е т с я.

И вовсе, я не пою,

                    раздирая душою воздух.

Но трель соловьиная слышится мне.

*** Может, сходить к ушному?


              <>

Мне читать для Вас – одно наслаждение.

Но где же силы Вам взять, чтоб не зевать?


              <>

На вспаханной земле набух бутон.

Чаруй цветок

            кого – с весны и до жары,

                       кого – с росы и до морозов


              <>

Напоившись соками

  до дна истомлённой Души,

       и пустой сосуд у брега разбил,

                       надев маску праведности,

                                                             как скафандр.

Сам в море поиска Счастья нырнул …и  уплыл.

Прощай,  Вампир!

*** И уж, тысячи лет

        песком засыпан битый кувшин

                      вероотступника,

                                            что неотмоленный грех.


    <>

На птичьем дворе средь монет

     Собрал цыплят, восседая пахан.

*** При пустой мощне разбежится малышня.

       Это усвоил он.


              <>

Не надо мне петь дифирамбы.

Цену я знаю сама.

Ниже – это правда.

   Выше – лишь похвала.


    <>

Ни Дедал, ни Икар.

Здесь другая ситуация.

Крылья старец пообрезал сам

               юнцу неоперившемуся.

*** Не понимает он, что губит юность, не состоявшуюся.

               Кого-то надо лишать родительских прав


              <>

Ну, да, согласна, наверно, хорош и ваш, но мой -

Красив,

        разумен,

                  благороден,

                          статен,

                                  пригож

                                         и талантлив,

                                                добр,

                                                      шутлив,

                                                            незлобен.

Умён,

     тактичен,

            строен,

                  деликатен,

                          отзывчив,

                                выдержан,

                                         галантен.

Стремителен

                        и  целеустремлённый.

***  Ты же и сам видел.


              <>

От собственного бессилия

      во всепоглощающей страсти к богатству

            преднарчетано непрерывное старание

                               в неутомимом поддержании

                                        броуновского движения.


              <>

Пиррова победа – хлам сокрытого богатства,

       за что один зады лизал,

            чтоб жизнь беспутную другую содержать.

  Ну, да – и власть.

                  Хоть временно,

                                        но всласть.

   *** Каждому своё.

           Кому душа – от Бога.

              Кому – от Сатаны.


              <>

   ПОВЕСЕЛИЛИСЬ  от  ДУШИ

Вьюжится метелица средь сосен и берёз.

С ёлочкой зелёною кружат хоровод -

                   заиньки, мышата и колючий ёж.

В стужу, холод встречи ради собрались друзья.

В Новый год под ёлкой колкой заискрил костёр.

*** Ах, какая вкусная зайчатина была.


              <>

Пряча свою красоту под покровом чужого обличия,

          своё гася сияние, излучая свет извне навязанный -

Так погребсти себя под грузом ухищрений,

                   что, уже, и мать родная удивляется манекену.


              <>

Рифма моя скупа.

Изломана, как лекало.

Я б штурвалом держала перо,

Но душа свою песнь напевала.

                Строки мои суровы.

                Чеканят шаг за шагом.

                 Я б сама управляла пером,

                 Но нервы оголены.

                 Сбивают такт за тактом.

*** А хотелось, рифма чтоб, оседлала верхом.

       И скакать, скакать с ветерком.


              <>

Себя я чувствую назойливою мухою,

Подсунув книжку плохеньких стишков.

*** Не обессудьте.


              <>

Счастье в том, сколько хапнуть – у кого душа пустая.

*** Берегитесь!

       К Вам на полпути – армия соглядатаев.


              <>

Там, где ты есть,

         старайся скрасить собою присутствие.

Нет, Боже!

Не клоуном стать.

                     Одарить тем, что тебе присуще.

*** Иначе, ты – пустышка.


             <>

Уверена,

          в клеть птичек никогда не запру.

Кого люблю -

          пусть в свободном полёте живут.

В стужу,

                 в пургу ли

                                 зерном подкормлю.

И не буду в поддон

                              сыпать корм,

                                       как благодетель.

Но точно знаю,

                если себяшных люблю,

                                   пусть рядом будут.