Книга Античный эротикон - читать онлайн бесплатно, автор Alexander Sosnovsky-Baubo
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Античный эротикон
Античный эротикон
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Античный эротикон

Alexander Sosnovsky-Baubo

Античный эротикон

Очерки истории античной половой морали.

ЛЮБОВЬ ЗОЛОТОГО ВЕКА

"Люблю тот век нагой, когда теплом богатый,

Луч Феба золотил холодный мрамор статуй,

Мужнины, женщины, проворны и легки,

Ни лжи не ведали в те годы, ни тоски.

Лаская наготу, горячий луч небесный

Облагораживал их механизм телесный,

И в тягость не были земле ее сыны,

Средь изобилия Кибелой взращены —

Волчицей ласковой, равно, без разделенья,

Из бронзовых сосцов поившей все творенья.

Мужчина, крепок, смел и опытен во всем,

Гордился женщиной и был ее царем,

Любя в ней свежий плод без пятен и без гнили,

Который жаждет сам, чтоб мы его вкусили". Шарль Бодлер.

Золотым веком человечеста обычно называют время правления Перикла ок. V в. до нашей эры. Однако, расширительно этот термин нередко употребляется по отношению ко всему античному периоду человеческой истории. О событиях приблизительно XIII-XII веков до н.э. весьма красочно повествует Гомер в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея». Много ценной информации содержится в трудах Геродота, Фукидида и других «отцов истории». В совокупности с сохранившимися материальными и духовными памятниками культуры, все это дает некоторое представление об образе жизни, мышления и чувствования людей античной эпохи.

На протяжении более трех тысячелетий древняя Эллада служила колыбелью будущих цивилизаций. До возникновения христианства, которое ограничило личную, семейную и общественную жизнь, было еще очень далеко. Раннее детство человечества проходило под знаком духовной и телесной свободы, однако, не было безмятежно идиллическим. На море и суше полыхали войны, бушевали сокрушительные стихии, процветало рабство и социальное неравенство. Но, в благодарной памяти современных людей золотой век сохранился как утраченный идеал естественного следования веленьям природы.

Почти все исторические события древности так или иначе связаны с женщиной. За обладание ею рушились города и гибли целые царства. Елена Прекрасная стала причиной ужасной Троянской войны, которая унесла десятки тысяч жертв. Старец Гомер скорбит и одновременно восхищается: "Не обвиняйте изящнообутых троянцев и ахеян, что они за подобную женщину претерпели столько несчастий! Женщина подобна богине".

Спустя несколько тысячелетий ему вторит классик русского Серебряного века Осип Мандельштам:

Как журавлиный клин в чужие рубежи,-

На головах царей божественная пена,-

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – всё движется любовью.

Однако, само понятие "любвь" не всегда и не во всем совпадало с современным. Глагол «любить» («eraw») имел различные значения и мог подразумевать «стремиться всей душой», «страстно хотеть», «пылать желанием» и др. Крупнейший философ древности Платон и его последователи выделяли семь базовых понятий любви:

– АГАПЭ /греч. ἀγάπη; лат. caritas/, бескорыстное братское самопожертвование, мягкость и снисхождение к ближнему; сочетание эроса и сторгэ;

– СТОРГЭ /греч. storge; от др.-греч. στοργή/, взаимная симпатия и гармония на основе семейных ценностей и заботы о детях. Отчасти совпадает с понятием харис (признательность и уважение). Сторгэ в сочетании с людусом образует прагму, взаимодействуя с эросом создает агапэ;

– ФИЛИЯ /от греч. phileo – люблю/, отношения, в основе которых лежит братская дружба, сострадание к ближнему, нежность и чувственность. В сочетании с агапэ представляет собой идеальную модель семейно-брачных отношений;

– ПРАГМА /от греч. pragma- дело/, отношения, основанные на рассудке, трезвом расчете и ответственности друг перед другом. Прагма близка к сторгэ, однако лишена яркой эмоциональности и преследует чисто практические цели. Греки считали прагму «непреходящей любовью», поскольку она устойчива к испытанию временем;

– ЛЮДУС /лат. ludus – забава, шутка/, отношения, не отличающиеся глубиной чувств и сравнительно легко допускающие возможность измены;

– МАНИЯ /от греч. mania – безумие, восторженность, страсть/, любовь-одержимость, выходящая за пределы нормы и доводящая до умопомешательства. Нередко приводит к трагическим последствиям;

– ЭРОС /греч. Eros/, страстное желание, необузданная чувственность, направленная на физическое обладание.

Древнегреческий философ Гесиод  (VIII – VII в. до н.э.) в своей поэме «Теогония» особо выделил Эрос: «Сначала был Хаос, твердь и ширь земная, а также Эрос». Эрос это и есть любовь, подтверждает трагик Софокл в знаменитой "Антигоне":

Эрос непобедимый,

ты, спящий на девичьих щеках;

к кому приближаешься,

того берешь в плен -

богат он будь или беден.

И море не есть преграда тебе,

И никто из бессмертных не спасся,

и смертные также жертвы твои.

Вблизи тебя прочь улетает

рассудок наш.

Гармоническое слияние с природой переполняло жителей Эллады радостью и уверенностью в своих силах. Их представления о морали существенно отличались от современных. В глубокой древности любовь носила чувственный, преимущественно плотский характер. Романтизм и сложные душевные переживания были чужды главным героям древнегреческой мифологии.

Одним из свидетельств может послужить миф о подвигах Геракла /греч. Herakles; букв. «гонимый герой»/, одного из самых знаменитых героев древнегреческого эпоса. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены, жены тиринфского царя Амфитриона. Отличался необыкновенной физической силой и отвагой. Совершил двенадцать великих подвигов, описаных Гомером, Гесиодом, Пиндаром и др. Менее известен тринадцатый подвиг Геракла, который заключался в том, что за одну ночь он оплодотворил пятьдесят дочерей беотийского царя Тестия. Через положенный срок на свет появился пятьдесят один младенец, поскольку одна из царевен родила близнецов.

Культ Геракла существовал во всем античном мире. Празднества в его честь (гераклеи) устраивались в Сикионе, Фивах и др. городах Сохранились изображения Геракала в объятиях царицы Лидии Омфалы с надписью «Amor vincit omnia» («Любовь побеждает все»).

С детской непосредственностью и не ведая стыда, сыны золотого века нарушали все запреты и табу. Физическое наслаждение было для них также естественно, как еда и питье. Древние эллины отличались удивительной непосредственностью и почти детским простодушием. Они полагались на свои чувства и не стыдились своих желаний. Уверенные, что судьбы людей предопределены свыше, они доверяли своим богам и следовали их примерам.

ЗЕВС ГРОМОВЕРЖЕЦ

"Был бог, из древних лет

Довольно знаменитый,

Хотя давно забытый;

Теперь его уж нет:

Никак не вспомню datum.

Он пал – post Christum natum…

Для женских он сердец

Страшнее былъ заразы,

И разные проказы

Творить был молодец;

Ну, словом – был он гений

Для тайных похождений.

Есть ворох у меня

О боге том сказаний.

В них много указаний

Нашел бы для себя

Иной ловец и ныне,

Лишь знай он по латыне". Готфрид Бюргер. Похищение Европы.

Зевс (Юпитер у римлян) – верховный древнегреческий бог, отец всех сущего на земле и небе. Его атрибутами были свет и власть, а символом – орел. Зевс повелевал царями, законами и судьбами, обладал титулами Собиратель туч, Посылающий ветер и Громовержец потому, что метал во врагов громы и молнии.

В античном мире Зевса обычно изображали в облике могучего бородатого атлета, восседающего на троне со скипетром или пучком молний в руке. Легендарная двенадцатиметровая статуя Зевса, созданная Фидием из золота и слоновой кости, считалась одним из семи чудес света. Она стояла в храме Зевса в городе Олимпия.

Своего исключительного статуса Зевс добился в кровавой и жестокой бойне, не оставлявшей шансов побежденному. Он был самым младшим и последним сыном титана Кроноса и богини Реи. Два старших брата и три сестры Зевса были проглочены собственным отцом, которому было предсказано погибнуть от своих детей. Рее удалось спасти Зевса, подсунув Кроносу вместо младенца завернутый в пеленки камень. На Крите коза Амалфея вскормила Зевса горным медом и своим молоком.

Повзрослевший Зевс сумел подмешать Кроносу рвотное зелье для того, чтобы тот изверг назад его братьев и сестер. Объединившись с ними, он пошел войной на отца и титанов, которые тогда правили миром. Десятилетняя семейная распря увенчалась победой Зевса. Он проявил себя как искусный стратег, умеющий заключать выгодные союзы. Зевс привлек на свою сторону циклопов и сторуких (гекатонхейров), у каждого из которых было по пятьдесят голов и по сотне рук.

Однако, взойти на вершину Олимпа оказалось значительно проще, чем удержаться на ней. В качестве смотрящего за порядком, Зевс вынужден был погрузиться в неприглядные бытовые дрязги. Как на тесной коммунальной кухне, боги и божки всех рангов беспрестанно плели интриги, подсиживали, устраивали козни друг другу, путались с чужими женами и т.п. Зевсу постоянно приходилось разруливать конфликтные ситуации, то тут, то там возникающие в его беспокойном хозяйстве. Но он и сам далеко не всегда и не во всем оставался безгрешным и беспристрастным. На совести верховного правителя Зевса целый букет злодеяний, от адюльтеров и соблазнений до кровесмешений, убийств и изнасилований.

Гесиод (VIII – VII в. до н.э.) в поэме «Теогония» утверждал, что у Зевса было семь жен: Метида, Фемида, Эвринома, Деметра, Мнемозина, Лето и Гера. Почти все они принадлежали к старшему поколению богинь и достались Зевсу как бы в качестве дани от побежденных варваров. Первая из них, богиня Метида приходилась Зевсу то ли тёткой, то ли двоюродной сестрой. Именно она приготовила волшебное зелье, с помощью которого Зевсу удалось вывести из утробы Кроноса проглоченных старших братьев и сестёр. Метида долго противилась ухаживаниям Зевса, но он был упорен и настойчив. В браке Метида зачала ребенка, чему Зевс совсем не обрадовался. Он помнил, как сам поступил со своим отцом Кроносом и опасался такой же учвсти. По легенде, Зевс проглотил Метиду, уговорив ее превратиться в муху. Позже Зевс из собственнлй головы родил девочку – будущую богиню мудрости Афину.

Второй женой Зевса стала богиня справедливости и правосудия Фемида. Изображалась с повязкой на глазах, весами и мечом в руках. Даже во время любовных свиданий оставалась неподвижной и не выпускала из рук свои атрибуты. Таким способом Фемида символизировала непреклонность закона перед верховной властью. Она стала матерью богинь судьбы мойр, а также титана Прометея (если верить одноименной трагедии Эсхила).

От Эвриномы родились розовощекие хариты, источающие радость, веселье и изящество. От брака с Деметрой родилась владычица преисподней Персефона. Богиню памяти Мнемозину Зевс соблазнил под видом пастушка, она родила девятерых муз. Шестая жена Лето произвела на свет близнецов Аполлона и Артемиду.

Последней женой Зевса была Гера, которая, между прочим, приходилась ему родной сестрой. Зевс коварно обманул сестрицу, прикинувшись маленьким, дрожащим от холода воробышком. Гера прижала птенчика к груди, чтобы согреть, но в тот же миг Зевс преобразился и накинулся на нее. Гера сопротивлялась до тех пор, пока Зевс не пообещал жениться. Спустя триста лет Зевс полностью охладел к законной супруге и пустился во все тяжкие. Униженная Гера не смогла простить измен и, как могла, портила жизнь его новым фавориткам.

Для того, что бы добиться желанного результата, Зевс часто применял свой излюбленный прием перевоплощения. Так, к героине одноименной трагедии Еврипида Антиопе явился в облике сатира, Обрушился золотым дождем на заключенную в медную башню царевну Данаю. Доверчивую Леду, жену спартанского царя Тиндарея, покорил белоснежным оперением, превратившись в трепетного лебедя. В тот же день Леда вступила в близость со своим супругом, а спустя положенный срок снесла яйцо, из которого родились близнецы Кастор и Поллукс, а также Елена Прекрасная.

Юную финикиянку Европу Зевс похитил превратившись в огромного быка с жемчужными рогами. Девушка повстречала животное на берегу моря и залюбовалась его мощью и кротостью. Европа затеяла милую возню, украсила быка венком, затем взобралась ему на спину. Бык мгновенно вскочил, бросился в воду и начал стремительно удаляться от берега.

Но то Юпитер сам!

О юноша! сей бык

Мне кажется Юпитер:

Несет он на спине

Своей жену сидонску,

Преходит Океан

И волны разделяет

Копытами в пути.

Другому бы из стада

Ушедшему быку

Не переплыть пучины. Анакреон. Ода XXXV. Похищение Европы.

Однажды Зевс увлекся нимфой Каллисто, входившей в свиту богини Артемиды. Все девушки из окружения девственной Артемиды также давали обет целомудрия. Недолго думая, Зевс принял облик самой Артемиды и соблазнил Каллисто. Когда богиня узнала, что Каллисто нарушила клятву и ждет ребенка, то пришла в ярость и превратила ее в медведицу. Спустя много лет сын медведицы-Каллисто едва не убил свою мать во время охоты. Лишь вмешательство Зевса предотвратило трагедию. Он забрал мать и сына на небо и превратил их в созвездия Большой и Малой медведицы.

Зевс обладал могучим и неистощимым темпераментом. Он дарил своей близостью не только богинь, но также нимф и даже простых смертных женщин. Многочисленное потомство, произошедшее от этих связей, ничуть не портило репутацию верховного правителя. Внебрачные дети, количество которых невозможно посчитать, только способствовали укреплению его авторитета. Тем более, что все они несли частицу божественной силы своего отца и увеличивали число героев-полубогов.

Плоть от плоти своего времени, Зевс воздавал должное не только женщинам, но и мужчинам. Разные авторы, начиная от Гомера и кончая историком Страбоном, сообщают о любви Зевса к юному красавцу Ганимеду. Под видом орла он похитил юношу на Олимп и сделал своим виночерпием. В знак благодарности Зевс вознаградил Ганимеда вечной молодостью и бессмертием.

…Ганимед богоравный.

Самый прекрасный из всех

На земле обитающих смертных.

Он за свою красоту был похищен, да вечно,

В сонме бессмертных живя, виночерпием служит Зевесу. Гомер. Илиада.

Единовластие Зевса-Юпитера всегда оставалось абсолютным: «Quod licet Iovi, non licet bovi» ("Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку"). Эпоха античности заложила основы современной морали. Можно сказать, что Зевс идеально воплощал роль альфа-самца, занимающего доминирующее положение. Все те же цели и те же методы: безжалостное устранение соперников, беспрекословное подчинение всех членов стаи, свободный доступ к самкам в любое время. Прошли тысячелетия, но эти правила действуют и поныне.

БОГИ И БОЖЕСТВА

"Я греческих богов люблю за то, что

грызутся, как соседи в коммуналке:

гремя с небес проклятьями-громами,

пучками молний бешено швыряясь,

вцепившись в кудри, – кубарем с Олимпа!

Они во всем такие же, как мы.

Почти. За исключением бессмертья,

могущества. Так, пара пустяков". Алексей Иванков.

В пантеоне древнегреческих богов выделяются двенадцать самых главных: Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Гефест, Афродита, Гермес, Гестия или Дионис. Они называются олимпийцами, потому что, по преданию, обитают на горе Олимп. Эллинские боги были антропоморфны, то есть  наделены обликом и чувствами, похожими на человеческие. Причем, далеко не самыми лучшими. В это трудно поверить, но зачастую небожители вели себя как самые настоящие плебеи. Они постоянно сходились, расходились, клялись в верности, тут же изменяли, мстили, завидовали, клеветали, предавали и рыли друг другу яму. Случалось и что-нибудь похуже. Убийства, насилия и кровосмешения не были среди олимпийцев такой уж редкостью. И что удивительно – постыдные слабости и грязные делишки не вредили их репутации. Наоборот, схожесть переживаний сближала жителей Эллады со своими богами, делала их более достоверными и понятными.

Царица богов волоокая Гера считалась одной из самых почитаемых богинь. Старшая дочь Крона и Реи, соответственно сестра Зевса, Посейдона, Аида, Деметры и Гестии. Повелевала силами природы и плодородием земли. Покровительствовала бракам, беременным женщинам и родильницам. Обладала властным и мстительным характером. Ревниво преследовала любовниц Зевса и его внебрачных детей: нимфу Каллисто превратила в медведицу; собственную жрицу Ио – в корову под охраной стоглазого великана Аргоса.

Узнав о связи Зевса с фиванской царевной Семелой, Гера явилась к ней под видом кормилицы Берои. Подговорила ее попросить Зевса показался перед ней во всем своем величии, в блеске молний и раскатах грома. Зевс исполнил просьбу, но смертная женщина Семела не вынесла небесного огня и сгорела в его пламени. Зевсу удалось спасти от гибели недоношенный в лоне Семелы плод. Он зашил его в своё бедро и, спустя срок, произвёл на свет Диониса.

Достойный сын своего отца, Дионис покровительствовал тучным стадам, торговле и мужской силе. До наших дней сохранились гермы – дорожные столбы-указатели с изображением головы и полового органа бога. Дионис почитался также как бог виноградарства и виноделия. В его честь устраивались Великие Дионисии (у римлян – Вакханалии, поскольку в Риме этот бог звался Вакхом).

Со II тысячелетия до н.э. дионисии (антестерии; ленеи) проводились в ноябре-декабре. Позднее стали отмечаться в девятый месяц афинского календаря (элафеболион), соответствующий второй половине марта – первой половине апреля. Дионисии включали в себя различные спортивные соревнования, театральные представления, массовые шествия. На время празднеств отменялись все сословные и родственные ограничения, допускалась значительная свобода поведения.

Эти традиции получили развитие в Древнем Риме. Со временем празднества приобрели характер оргий, сопровождались бесчинствами и разгулом низменных страстей. Все попытки ограничить и взять под контроль поведение толпы заканчивались неудачей. По преданию, толпа обезумевших женщин растерзала фиванского царя Пентея за намерение воспрепятствовать проведение очередных вакханалий.

Неистовые поклонницы Диониса менады (бассариды; фиады; у римлян они назывались вакханки) устраивали грандиозные массовые бесчинства и оргии.

«Дома, детей фиванки побросали;

В вакхическом безумии они

Скитаются в горах, поросших лесом,

И бога Диониса – что за бог,

Не знаю – почитают пляской.

Среди их роев полные вином

Стоят кратеры, а вакханки наши

Тайком, поодиночке, в чащу леса

Бегут с мужчиной ложе разделить.

Свет возлюбленный! Ты радость вакханалий Возвращаешь брошенной менаде». Еврипид. Вакханки.

Лишь в 186 до н. э. римский Сенат своим указом (Senatusconsultum de Bacchanalibus) запретил вакханалии, тем не менее, они просуществовали вплоть до раннего средневековья.

Вечно юная Артемида – богиня-охотница, богиня-девственница покровительствовала счастливым бракам и благополучным родам. По утверждению Гомера, не слишком-то расположена к плотским наслаждениям:

Также не в силах Киприда улыбколюбивая страстью

Жаркой и грудь Артемиды зажечь златострельной и шумной:

Любит она только луки, охоту в горах за зверями,

Звяканье лир, хороводы, далеко звучащие клики,

Рощи, богатые тенью, и город мужей справедливых. Гомеровы гимны. К Афродите.

Однажды красавец Актеон отправился с друзьями на охоту. Он слегка сбился с пути и, заслышав плеск воды, захотел освежиться в жаркий день. На его беду, как раз в это время в этом водоеме купалась сама Артемида со своей свитой. Юноша хотел убежать, но не смог преодолеть искушения и начал наблюдать за обнаженными девушками. Очень скоро нимфы заметили Актеона и подняли крик. Артемида пришла в ярость. Она превратила дерзкого юношу в оленя и прогнала прочь. В лесной чаще оленя заметили охотившиеся друзья Актеона. Они спустили на него его собственных собак, которые растерзали несчастного Актеона на куски.

Посейдон – бог морей, повелитель всех земных вод. Сын Кроноса и Реи, брат громовержца Зевса. Отличался нетерпимым и буйным нравом, из-за чего на море и суше постоянно случались землетрясенияя и сокрушительные бури. Раздражался по любому пустяку и в своем гневе не знал меры. По легенде, сестра Посейдона Афродита никак не могла соблазнить Ипполита, сына царя Тезея. С досады она внушила Федре – мачехе Ипполита – безумную страсть к приемному сыну. Ипполит в ужасе отверг посягательства Федры, за что она оклеветала его перед Тесеем. Отец поверил вероломной жене и попросил Посейдона покарать Ипполита. Когда юноша проезжал вдоль берега на своей колеснице, Посейдон послал ему навстречу тельхина – ужасное чудовище из морских глубин. Испуганные лошади понесли повозку, она опрокинулась и Ипполит разбился о скалы.

Помимо главных олимпийских богов греки поклонялись так называемым хтоническии богам, которые обитали на земле и под землей (Гея, Персефона, Плутон и др.), а также большому количеству более мелких божков и божеств регионального или специального предназначения.

Одним из них был Эрот – первоначально космическое божество, порождение Хаоса. Философ Парменид называет его сыном Афродиты: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота». Постоянный спутник своей матери, обычно изображался крылатым мальчиком, либо зрелым юношей с луком и стрелами, которыми он поражал сердца людей и внушал им любовь. Шаловливый парнишка был непрочь подшутить над своими жертвами, соединяя совершенно разных и неподходящих друг другу людей. Иногда изображался с повязкой на глазах, которая символизировала случайность божественного выбора. Отсюда возникло выражение «слепая любовь». Перевернутый и потухший факел в руках Эрота означал конец земных наслаждений. По мнению поэта и грамматика Аполлония Родосского, Эрот был гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой возраст, часто помыкал Афродитой. В честь Эрота регулярно проводились праздники (эротидии).

Славлю нежного Эрота:

Он сильнее всех богов;

Он царит в венце, сплетенном

Из бесчисленных цветов.

Смертных мощный укротитель,

Он самих богов властитель. Анакреон. VI в. до н.э.

У римлян Эрот звался Амур или Купидон (от лат. cupido – вожделею) – бог плотской любви. В эпоху барокко Амур (Купидон) превратился в модный атрибут пышного золоченого декора. Пухлый розовый херувимчик со стрелами в изобилии украшал парадные залы и будуары знатных дам галантного XVIII в. В наше время младенец Купидон является одним из символов Валентинова дня.

Однажды Афродита пожаловалась богине правосудия Фемиде на своеволие и непослушание Эрота. Та посоветовала подруге обзавестись еще одним сыном, который стал бы антиподом Эрота. Так на свет появился Антэрос (Антэрот) – бог отрицания любви. По первоначальной версии, он внушал ненависть к любимому человеку; порождал манию уничтожения. Позднее считался богом неразделенной любви; покровителем отвергнутых любовников. По традиции, обычно изображался с крылышками бабочки.

Особую группу составляли так называемые фаллические божества, которые считались покровителями производительной силы и чувственного наслаждения. В Древней Греции к ним относятся Пан и Приап; в Риме – Либер и Фавн. В основе фаллического культа (фаллизм; фаллицизм) лежало поклонение мужскому половому органу (фаллосу; фаллу). По сообщению Геродота: «Греки воздвигают фаллосы в честь Диониса и устанавливают на них маленькие деревянные мужские фигурки с большим не по размеру половым органом». Историк Лукиан (ок. 120 – ок. 190) видел два огромных фаллических столба в сирийском Гиераполе. Иногда размеры этих сооружений поражали воображение: изваяние фаллоса на могиле лидийского царя Алиатта имело в диаметре четыре метра!

Мужским половым органам приписывались чудесные свойства и божественное значение. Подчеркивая это, греки, а затем и римляне” нередко изображали фаллос с крылышками. Деревянные и каменные изображения фаллоса устанавливались в парках, садах и виноградниках, чтобы способствовать урожайности; являлись распространенным атрибутом повседневной жизни. Считалось, что высушенные и растертые в порошок мужские гениталии способствуют плодородию земли, предохраняют от болезней, излечивают импотенцию. Изображения фаллоса в виде амулетов и украшений носились на теле, их использовали для дефлорации девушек в храмах.

Фаллический культ требовал не только поклонения, но и жертвоприношений. Римский историк Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) сообщает, что окровавленные мужские семенники вешали на статую Дианы Италийской. Во время гиларий – ежегодных празднества в честь Гиласа (любимца или сына Геракла, похищенного нимфами.) – юноши в экстазе отрезали себе половые органы, принося их в жертву богине. Большинство из них истекало кровью и погибало, а фаллос бальзамировали, клали в сосуд и погребали вместе с ними. Жертва сулила воскресение к новой жизни.