Книга Смотри! Как научиться разбираться в кино и смотреть его правильно - читать онлайн бесплатно, автор Иван Гамзин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Смотри! Как научиться разбираться в кино и смотреть его правильно
Смотри! Как научиться разбираться в кино и смотреть его правильно
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Смотри! Как научиться разбираться в кино и смотреть его правильно

В первом случае основная задача – принести прибыль, поэтому неудивительно, что главным человеком на съемочной площадке такого фильма становится продюсер (именно он, к слову, получает премию «Оскар» за лучший фильм года).

Такое кино делается по типовым схемам с понятным контекстом и художественными приемами. Продюсер управляет денежными потоками:

– составляет смету и ищет финансирование (а иногда и сам является основным инвестором);

– контролирует расходование средств;

– «продает» фильм дистрибьюторам и зрителям.

В его задачи входит изучение сценариев и поиск режиссера, договоренности с киностудией и съемочной группой, руководство маркетинговой кампанией.

Во втором случае фильм поднимает важные жизненные вопросы и создает нечто уникальное, показывая ту или иную проблему с оригинальной точки зрения. Такое кино считается авторским, и главным на площадке подобного кино является режиссер.

Но вне зависимости от целей, найдя интересный проект, продюсер или режиссер организуют производство, которое можно разбить на три-четыре важных этапа.

Пре-продакшн (pre-production)

Иногда выделяют предподготовительный и просто подготовительный периоды.

Подготовка к съемкам занимает от пары месяцев до нескольких лет в зависимости от масштаба будущего фильма.

Чем тщательнее все продумано, тем легче, дешевле и быстрее пройдут сами съемки. В рамках пре-продакшна:


ищется финансирование

Продюсеры составляют смету всех расходов и привлекают необходимый для съемок бюджет.

Фильм может искать финансирование не один год. Деньги выделяют киностудии из собственных и заемных средств, иногда кино спонсируется государством.

На сегодня самыми дорогостоящими фильмами являются кинокомиксы «Лига справедливости Зака Снайдера» с бюджетом 370 млн долларов и «Мстители: Финал» с бюджетом 356 млн долларов. И это без учета стоимости рекламных кампаний!


выбирается съемочная группа

Чем масштабнее фильм, тем, как правило, больше людей задействовано в его производстве.

Иногда один человек выполняет сразу несколько функций на съемках. Джеки Чан даже установил рекорд, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса: в создании фильма «Доспехи Бога – 3: Миссия Зодиак» он поучаствовал как актер, режиссер, продюсер, боевой хореограф, композитор и даже ответственный за питание съемочной группы…

Режиссер и актеры работают за фиксированный гонорар, но иногда получают процент от кассовых сборов фильма. Так, Киану Ривз заработал свыше 200 млн долларов за трилогию «Матрица» а режиссер Джеймс Кэмерон – более 350 млн долларов за «Аватар».

Мэтт Дэймон считается главным «неудачником» мира кино, поскольку отказался сниматься в том же «Аватаре» хотя ему предлагали 10 % кассовых сборов (что составило бы 270 млн долларов).

Иногда роли в сценарии пишутся с прицелом на определенного актера. Например, Эльдар Рязанов видел в «Служебном романе» исключительно Алису Фрейндлих, без которой фильм, как он говорил, не мог состояться.

Но чаще для подбора ключевых героев организуется кастинг, где актеров просят сыграть часть сцен будущего фильма. Этот процесс может занимать значительное время: например, на роль главного героя в австралийском фильме «Лев» пробовалось 4000 претендентов.

По итогу прослушивания неизвестный артист может проснуться популярным во всем мире. Это произошло с Мэлом Гибсоном, случайно попавшим на кастинг «Безумного Макса».

Для выполнения опасных трюков приглашают специально обученных каскадеров, и порой они становятся настоящими звездами, как было с тем же Джеки Чаном.


дорабатывается сценарий

Объем сценария полнометражного фильма составляет 100–120 страниц A4.

Изначально пишутся драфты, то есть черновые наброски. В процессе съемок они могут правиться десятки раз, учитывая все новые комментарии продюсеров, режиссеров и актеров.

Иногда сюжет меняется до неузнаваемости. Например, «Маска» задумывалась как хоррор в духе оригинального комикса, но в итоге стала эксцентричной комедией с Джимом Керри.

А случается так, что работу над картиной и вовсе начинают без готового сценария. Так, в «Касабланке» многие реплики героев придуманы по ходу съемок, а финал у истории появился только под конец. То же было и с отечественной «Кавказской пленницей» сперва состоявшей из двух новелл. Леонид Гайдай поощрял экспромты и сочинял шутки вместе с актерами прямо на площадке, а от второй новеллы про поиски йети в горах и вовсе решил отказаться.

Сценарий большинства фильмов имеет так называемую трехактную структуру, которая делает кино понятным и комфортным для восприятия.

Такой подход использовали еще в древнегреческих театрах, но окончательно понятие сформировалось в 80-х годах XX века в книгах Сида Филда.

Первый акт – экспозиция и завязка, занимает первые 15–30 минут фильма. Зритель знакомится с персонажами и миром героев. Первый акт завершается поворотной точкой – инициированием конфликта между героем и антагонистом.

Второй акт – конфронтация и развитие сюжета, основная часть фильма. Раскрываются второстепенные персонажи, конфликт накаляется. В середине акта происходит событие, которое окончательно меняет героя, а в конце он терпит сокрушительное поражение, после которого зрителю кажется, что «все пропало».

Третий акт – это оставшиеся 15–30 минут фильма, когда герой собирается с силами и происходит кульминация – окончательное разрешение конфликта и развязка.

Так, в фильме «Гладиатор» (2000) в первом акте генерал Римской империи Максимус побеждает в очередном сражении и планирует отправиться домой к семье. Все меняется, когда сын действующего императора Коммод организует государственный переворот.

Во втором акте Максимус попадает в рабство, становится гладиатором, прибывает в Рим и планирует свергнуть Коммода. Акт завершается неудачной попыткой бегства и смертью части персонажей.

Третий акт – решающий поединок Максимуса и Коммода в Колизее.


решаются организационные и другие вопросы

Режиссер вместе со сценаристами и операторами делают раскадровку сценария, рисуют и прописывают каждую сцену, составляется детальный план съемок.

Актеры проводят читку сценария и необходимые репетиции, готовятся к роли.

Роберт де Ниро, например, для «Крестного отца – 2» в течение четырех месяцев тренировал местный акцент на Сицилии.

Хит Леджер для создания образа Джокера из «Темного рыцаря» на месяц закрылся в номере отеля, где создавал своего персонажа, работал над повадками и тембром голоса.

Энтони Хопкинс изучал дела серийных убийц и посещал тюрьмы, чтобы лучше воплотить образ Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят».

Кристиан Бэйл для роли в фильме «Машинист» сбросил вес с 81 до 55 кг, а потом всего за несколько недель набрал 31 кг для «Бэтмен: Начало».

На этом этапе необходимо обеспечить нужное оборудование, построить декорации, сшить костюмы, договориться со всеми участниками съемочной группы.

Подбираются нужные локации. Иногда для съемок используют целые районы крупных городов, на согласование уходят месяцы. Например, для съемок 30-секундной сцены «Ванильного неба» с Томом Крузом на три часа была перекрыта Таймс-сквер, это обошлось создателям в 1 млн долларов.

Съемочная группа трилогии «Властелин колец» насчитывала более 3000 человек (и это не считая актеров массовых сцен). Было сделано почти 50 000 элементов доспехов, 19 000 костюмов и более 1800 ног хоббитов. Совместно с новозеландской армией был построен целый городок Хоббиттон. Дома были покрыты «живыми изгородями» специально были высажены деревья. Съемки начались лишь спустя год, чтобы декорация выглядела натурально (будете в Новой Зеландии – обязательно посетите это место!).

Все перечисленные моменты пре-продакшна взаимозависимы и часто решаются одновременно.

После того как наконец все готово, съемочная группа переходит ко второму этапу.

Продакшн (production)

Непосредственно съемочный процесс.

В российском кино есть традиция. В начале съемок режиссер разбивает тарелку, на которой маркером написаны имена участников киногруппы, о штатив камеры.

Чем больше осколков – тем успешнее будет фильм.

Как правило, продакшн – самая затратная часть создания фильма, поэтому ее стараются закончить как можно быстрее.

Аренда оборудования и локаций, привлечение большого количества людей к съемкам обходится дорого, поэтому бездействие на площадке недопустимо. Спешка, к слову, часто является причиной, по которой мы видим столько ляпов в том или ином фильме.

Думаем, каждый замечал несостыковки в сюжете, анахронизмы и очевидные промахи при демонстрации каких-то известных событий или быта определенной категории людей.

Мы, как и любой российский зритель, каждый раз удивляемся неосведомленности голливудских киноделов, отображающих жизнь в России.

Например, в фильме «Железный человек – 2» Микки Рурк, играющий ученого, смотрит российскую новостную программу «Теперь» (так, видимо, перевели «Сегодня»).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги