Книга Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос - читать онлайн бесплатно, автор Реувен Куклин. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос
Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос

Великий каббалист Рамхаль, основываясь на своих обширных и глубоких познаниях в Каббале, написал знаменитую книгу "Путь Творца", предназначенную также для "простого читателя", того, кто ещё не достиг уровня изучения Каббалы. Эта книга сообщает те сведения из Каббалы, которые важно знать каждому еврею. Кроме того, основываясь на каббалистических знаниях, Рамхаль написал свою знаменитую книгу Даат Твунот. Цель этой книги – показать, насколько управление Творца миром красиво и хорошо и каким образом Творец ведёт весь мир к конечному исправлению. Эта книга также помогает более глубоко понять слова Торы о том, что в мире нет никакой другой самостоятельной силы, кроме Творца, и всё, что происходит – происходит по Его воле.

В заключение чувствую необходимость обратить внимание на то, что в последнее время появилось немало шарлатанов, далёких от истинного знания Каббалы, которые объявляют себя каббалистами, чтобы заработать на своём искажённом "знании" Каббалы. От таких людей стоит держаться как можно дальше, поскольку то, что они преподают, не имеет никакой связи с настоящей Каббалой.

Что такое "практическая Каббала"?

Я много слышал о практической кабале. Не могли бы объяснить, что это такое? А также – когда и кому дозволено ей пользоваться?

С уважением, Рои

П

рактическая Каббала – способ воздействия на материальный мир с помощью произнесения Имён Творца. Тора

запрещает колдовство, но запрет этот касается лишь использования имён, связанных с духовной нечистотой14. Применение практической Каббалы упоминается в Талмуде в нескольких местах. Приведу некоторые из них.

В трактате Сангедрин (65 б) описывается, как Рава создал "человека" (так называемого голема)15, пользуясь Святыми Именами, упоминаемыми в "Книге Созидания"16, а раби Ханина и раби Ошайа каждый раз в канун субботы, пользуясь Именами из той же книги, производили телёнка, которого затем с аппетитом съедали за субботним столом.

В трактате Йевамот (49 б) рассказывается о том, как пророк Йешаягу, пользуясь Именем Б-га, смог спрятаться от Менаше внутри кедра.

В трактате Сангедрин (95 а) рассказано об Авишае, слуге царя Давида, который с помощью Имени Б-га "задержал" царя Давида в воздухе, чтобы тот не упал на вражеское копьё.

В трактате Бэхорот (8 б) говорится о раби Йеошуа, который, пользуясь Именем Б-га, воздействовал на законы природы, а в трактате Шабат (81 б)17 повествуется о раве Хисде и Раббе бар рав Уна, которые с помощью Святого Имени освободили себя от заклинаний колдуньи. Подобное же сообщается в трактате Мегила (16а) о царице Эстер (согласно комментарию Виленского Гаона на Мегилат Эстер, 7:11).

Об использовании практической Каббалы говорится и в других древних источниках. Например, в книге Пиркей Эйхалот сказано, что раби Ишмаэль и раби Акива использовали знания Каббалы для укрепления памяти и понимания.

Несмотря на всё это, величайший каббалист Аризаль настойчиво выступал против практического использования Имён Творца. Его знаменитый ученик раби Хаим Виталь в книге Шаар а-Мицвот (глава Шмот) приводит случай, когда на вопрос, почему запрещено пользоваться практической Каббалой, ведь известно, что в прежних поколениях это допускалось, получил от Аризаля следующий ответ: "Непременным условием для использования Каббалы является полная духовная чистота, а в наше время это условие соблюсти невозможно. Каждый хотя бы раз осквернился прикосновением или приближением к трупу. Снять эту нечистоту можно лишь пеплом красной коровы, которого у нас нет"18.

Раби Хаим Виталь приводит ещё один ответ своего учителя: "Использовать потенциал практической Каббалы может лишь абсолютный праведник, человек, в жизни не совершивший ни одного греха, праведник, к которому даже Ангел Смерти относится с почтением (о таких праведниках говорится в трактате Эрувин (35, б)). В наше время таких людей попросту не существует".

В предисловии к Сефер а-Плия раби Хаим Виталь пишет: "Никому не рекомендуется использовать эту возвышенную мудрость, недаром секреты Каббалы скрыты от живых – в них кроется реальная опасность для души. Это верно ещё в большей степени, когда речь идёт о людях, гоняющихся за всякого рода "именами", "заклинаниями" и "талисманами". Занятия всеми этими вещами могут, не дай Б-г, отсечь человека от Творца, Источника жизни, так же как и попытки воздействовать на ангелов. Ничего, кроме вреда, это принести не может, а потерять они могут и этот мир, и мир Грядущий".

Против применения практической Каббалы в наше время выступили все крупнейшие каббалистические авторитеты. Например, Рамак (в книге Шаар Прати, А-Шемот 21, 1), Виленский Гаон (в книге Эвэн Шлема). Рамхаль (Игрот) свидетельствуют о себе, что ни разу не посмели использовать свои познания в Каббале, так как на это существует "безусловный запрет". Можно было бы привести ещё множество высказываний великих каббалистов в этом роде.

И всё же даже в наши дни запрет применения Каббалы не является абсолютным. В предисловии к Сефер а-Плия раби Хаим Виталь пишет: "В исключительных случаях, а также для общественных нужд пользоваться практической Каббалой разрешено", и добавляет: "Но и тогда это следует делать, соблюдая святость и духовную чистоту, приняв на себя пост и переменив одежду".

Действительно, известно несколько случаев, когда руководители еврейских общин применяли методы практической Каббалы. Например, в книге Шем а-Гдолим (1, 163) сообщается, как раби Элиягу, глава раввинского суда в Хельме, создал "человека", пользуясь Сефер Йецира. Широко известно и народное предание о созданном Мааралем из Праги "человеке"19. Говорят, что и Виленский Гаон предложил графу Потоцкому20 освободиться от церковного суда и страшной казни с помощью практической Каббалы21).


Какие существуют возможности сверхъестественного влияния на мир?

Я слышала, что есть различные способы сверхъестественного влияния на физический мир, такие, как практическая каббала, колдовство и т.п. Не могли бы Вы описать эти возможности подробнее. Также буду благодарна, если объясните, для чего вообще Всевышний создал такие возможности.

Хава

В

ы правы, человеку, помимо возможности "материального" воздействия на окружающий мир, была также дана возможность влиять на него сверхъестественным образом. Рамхаль в книге "Путь Творца" (часть 3, глава 2) объясняет, что, поскольку человек состоит из двух противоположных "компонентов" – тела и духа, ему даны были два пути воздействия на материальные вещи – естественный, природный и сверхъестественный, духовный.

Сверхъестественное воздействие на мир возможно потому, что каждый материальный предмет имеет духовные корни, которые являются основой его существования22. Влияние на духовные корни влечёт за собой изменение материи этого предмета. Однако, как материальное воздействие возможно лишь с помощью определённых способов и в определённых пределах (например, резать можно только твёрдым предметом, с лёгкостью изменять можно только форму мягких предметов и т. д.), так и воздействие на духовные корни возможно лишь с помощью определённых способов и в определённых пределах – как их определила Высшая Мудрость.

Есть несколько способов повлиять на духовные миры, часть из которых разрешена евреям, а часть запрещена (как это будет разъяснено ниже):


средствами, а не с помощью практической Каббалы.

22 Подробнее о духовных корнях материальных предметов читайте на стр. 60: "Имеются ли у людей персональные ангелы-хранители?".

Путём упоминания имён Б-га.

Путём упоминания нечистых имён.

Путём обращения к различным духовным субстанциям, таким как ангелы, черти и т.д.

Разберём каждый из этих способов, основываясь на том, что сказано о них в книге "Путь Творца":

Упоминание имён Б-га

Б-г является Корнем всего мира, как духовного, так и материального. Он каждое мгновение оживляет все миры. Его господство над миром проявляется различными путями. Каждое Имя Б-га соответствует какому-либо Его проявлению в Его управлении миром. Это объясняет множественность Имён Б-га22. Воля Творца такова, что, когда сотворённые Им упомянут Его Имя (такие Имена известны в Каббале), к ним придёт от Него просветление и изобилие, как сказано: "…на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя" (Шмот 20, 20). Однако каково будет Имя, которое упомянут и которым назовут Всевышнего, таково будет и воздействие (влияние), "привлечённое" упоминанием этого Имени. Любое подобное воздействие включает в себе "изобилия" различных видов – святость, чистоту, дух пророчества, а также влияние на материальный мир, вследствие которого часть материальных вещей может выйти за свои природные пределы.

Ясно, что имена Всевышнего подобны скипетру царя, и не пристало обычному человеку пользоваться царским скипетром. Об этом сказали наши мудрецы: "Тот, кто пользуется короной, – перейдёт", т.е тот, кто пользуется короной Царя Царей, Святого, благословен Он, уйдёт из этого мира (Авот 1, 13). И не разрешено пользоваться этими Именами никому, кроме святых, близких к Нему людей. Они могут использовать эти Имена, и благодаря этому будет освящено Его имя, Благословен Он, и исполнена Его воля, какой бы она ни была. Если же кто-то другой использует Имена Всевышнего, благословен Он, то, хотя и сможет это сделать, если будет действовать по правилам, понесёт тяжкое наказание за своё злоумышление.

Упоминание нечистых имён

Как известно, Всевышний дал человеку возможность свободного выбора. Поэтому в противоположность уровням святости, на которые человек может подняться, Творец дал человеку также возможность "достичь" различных уровней нечистоты, как сказано в Коэлете (7, 14): "…Это (нечисть) сделал Б-г противоположно этому (духовной чистоте)". Поскольку Он создал для человека путь, на котором можно обрести просветление, постижение Творца и дух святости не через материальную природу, необходимо, чтобы у этого великого блага была противоположность: чтобы человек мог привлекать к себе тьму, и мрак, и дух нечистоты также не через материальную природу. И это – нечистота колдовства и вызывание мёртвых, что запрещено нам Торой.

И эти воздействия исходят от тех сил зла, которые создал Всевышний, чтобы предоставить человеку свободу выбора. Всевышний дал им такие имена, упоминая которые можно привлечь нечистоту сверхъестественным путём. Люди, использующие эти имена, смогут производить сверхъестественные действия, подобно египетским жрецам.

И в тех границах, в которых предоставлена колдунам возможность действовать, постановил Г-сподь, благословен Он, чтобы отступали перед ними законы природы, поддерживающие все объекты в этом мире в их природном состоянии, и все ангелы, проводящие установленные воздействия. Но это – лишь в разрешённой Творцом мере, не более.

Воздействие на мир при помощи ангелов и демонов

Кроме материального мира Всевышний сотворил духовные создания, которые делятся на две основные категории – ангелы и различные духовные силы. Ангелы – это духовные создания, ответственные за что-либо духовное или материальное. Помимо ангелов и различных духовных сил, есть создания, ко-


торые частично материальны и частично духовны. Эти созда ния называются шедим – черти, демоны. Шедим с одной стороны неощутимы нашими физическими чувствами и не подчиняются материальным законам природы, а с другой стороны не являются полностью духовными существами.

Торой запрещено влиять на материальный мир посредством обращения к ангелам или демонам. Однако ради обеспечения свободы выбора, которую Творец предоставил людям, Он дал им возможность, обращаясь к ангелам или демонам или принося им различные жертвы и воскурения, влиять в определённых рамках на материальный мир.

Теперь, когда мы разобрали сверхъестественные возможности влияния на материальный мир, важно подчеркнуть, что все законы применения имён или колдовских методов имеют силу, только пока Всевышний, благословен Он, этого желает. Когда же Он не желает, чтобы что-то "сработало", – оно не "сработает". И об этом сказали наши мудрецы (Хулин 7 б): "Нет ничего, кроме Него, – и даже колдовства".

Мудрецы Талмуда умели воскрешать мёртвых?

В одном из Ваших ответов я прочла, что во время Талмуда были евреи, которые умели воскрешать мёртвых. Имеются ли в еврейских источниках записи, что какиелибо лица умели воскрешать из мертвых? Если да, то где это можно прочитать? Я думаю, что никто из людей не может воскрешать кого-то из мертвых, на каком бы высоком уровне он ни был, это может только Б-г.

Лена, Мюнхен

О

том, что мудрецы Талмуда могли воскрешать мёртвых, гово рится в трактате Авода Зара (10 б). Там сообщается, что этим

знанием владели даже "самые малые" из мудрецов. "При необходимости" наши мудрецы пользовались этим знанием и на практике. Так, например, там же, в трактате Авода Зара, рассказывается, что рабби Ханина Бен-Хама оживил умершего. Кроме того, в трактате Мегила (7 б) сказано, что Рабба оживил рабби Зеру.

Однако Ваше утверждение, что только Всевышний может воскрешать мёртвых, – также верно. И это утверждение мы находим в самом Талмуде. Талмуд в трактате Таанит (2 а) утверждает, что "Три ключа (Всевышний) не передал посреднику: ключ дождей, ключ роженицы и ключ воскрешения мёртвых".

Между этим утверждением и повествованиями об оживлении умерших нет противоречия, поскольку воскрешение бывает двух "видов":

Первый вид – воскрешение человека, который умер (т.е., его сердце остановилось), но тело ещё не начало разлагаться. Оживить такого человека "легче". Можно предположить, что мудрецам Талмуда, даже "самым малым" из них, был доступен именно этот вид воскрешения23.

Второй вид – воскрешение умершего, тело которого уже начало разлагаться. Это значительно "труднее", потому что его недостаточно возвратить к жизни – надо ещё заново сотворить его тело (или ту часть, которая начала разлагаться). Такое воскрешение, конечно же, весьма удивительно и "труднодостижимо". И этому воскрешению, которое ожидает в будущем всех праведников, удивлялся римский император, как сообщается в трактате Сангедрин (90 б): "Вы (еврейские мудрецы) говорите, что в будущем оживут мёртвые, но ведь тело их уже превратилось в прах, а как прах может ожить?"25.

Именно такое воскрешение мёртвых доступно только Все вышнему26, потому что "Он, благословенно имя Его, – Источник жизни, Дающий жизнь всему живому" (цитата из книги Рамхаля Мэсилат Йешарим, часть 26) 27.

Почему не каждый может учить Каббалу?

Добрый вечер, меня очень интересует каббала. Я слышала, что это "закрытое" знание (несмотря на продающиеся книги). Подскажите, пожалуйста, кому разрешается изучать каббалу. А также – почему не каждый может учить каббалу?

Татьяна, Москва

К

ак Вы справедливо замечаете, Каббалу разрешено учить не каждому. К тому, кто изучает Каббалу, предъявляется мно-

жество требований. Приведу некоторые из них:

Он должен прекрасно знать открытую часть Торы (Танах —

Священное Писание, Талмуд, Шулхан Арух – свод законов, и т.д.)

Он должен очень строго соблюдать Закон.

Он должен быть богобоязненным человеком.

Он должен изучать Каббалу только во имя Небес.

Один из величайших каббалистов рабби Хаим Виталь в предисловии к книге Шаар а-Акдамот, самой фундаментальной книге по Каббале, пишет, что Каббалу разрешено изучать только тому, кто "наполнил чрево" шестью разделами Мишны и


С помощью этого сравнения дочь императора хотела облегчить понимание следующего: если Творец может создать человека из воды (ведь зародыш создаётся из семени, которое похоже на воду), то тем более Он сможет создать (возродить) человека из глины ("праха земного"). 26 Обратим внимание: все три "ключа" связаны с новым творением – дожди необходимы для роста растений; роженица – речь идёт о рождении человека; воскрешение мёртвых – создание человека заново после того, как его тело разложилось.

27 Однако важно подчеркнуть, что и "ключ" воскрешения мёртвых может быть передан в особых случаях в руки человека, как это было у пророков Элиягу и Элиши. Рамхаль в книге Мэсилат Йешарим (часть 26) пишет, что этот "ключ" может быть передан такому человеку, который полностью "прилепился" к Всевышнему. Передача ключей человеку столь близкому к Творцу не считается "передачей".


Талмуда и трудами законоучителей. Об этом же пишут и другие великие каббалисты – рабби Моше Кордоверо в книге Ор Нээрав (2, 6; 3, 1) и а-Шло в книге Асара Маамарот (29 б).

В книге Мишлей (25, 2) Царь Соломон говорит: "Слава Б-жия – таить дело…". Каббалистическая книга Зоар объясняет (раздел Эмор 105, 2): "Не позволено человеку открывать вещи тайные, потому что они не затем были переданы, чтобы открывать их. Это вещи, которые скрыл Тот, Кто Древен Днями (Всевышний)", и это вещи, которые Он передал втайне. И было бы неуважением к Всевышнему, если бы мы открыли то, что Он сокрыл. И, кроме того, что есть в этом, не дай Б-г, неуважение к Всевышнему, есть в этом и пренебрежение к самой этой части Торы. Ведь мы видим, что в этом мире дорогие вещи хранятся в особых местах, например, драгоценным алмазам место только в царских сокровищницах, и было бы непочтением к ним, если бы мог до них дотронуться каждый. Так же и глубокие вещи – было бы непочтением к ним, если бы каждый мог ими заниматься.

Кроме того, запрещено учить Каббалу человеку, недостойному этого, из-за особой тонкости и глубины этой мудрости. А в очень глубоких вещах, трудных для восприятия человека, не подготовившего соответствующим образом свой мозг, очень легко ошибиться. Если же человек поймёт эти вещи неправильно, он может приобрести воззрения, противоположные тем, которые предписывает нам Тора.

Талмуд в трактате Хагига (14 б) рассказывает о четырёх великих мудрецах, которые вошли в Сад (Пардэс – так называется изучение скрытой части Торы). Это были Бен-Азай, Бен-Зома, раби Элиша бен-Абуя и раби Акива. Бен-Азай умер, Бен-Зома сошёл с ума, раби Элиша бен-Абуя стал отступником, и только раби Акива вышел с миром. Отсюда ясно, что даже для великих раввинов изучение Каббалы может быть опасным, если учить её без соблюдения соответствующих правил. И если изучение глубоких вещей может быть опасным даже для великих мудрецов мира, насколько же оно опасно для людей, которые не достигли даже минимального уровня познания открытой части Торы! Один из величайших поским (галахистов) Шах пишет (Йорэ Деа 246, 4), что многие из тех, кто изучал эту мудрость, не достигнув подобающего уровня, скончались преждевременно.

Каббалисты не обязаны выполнять заповеди?

У меня есть большая тяга к духовности, но я не понимаю, зачем исполнять материальные заповеди, если в них нет духовности?

Меир Ахава, Холон

В

ы пишете, что, с одной стороны, у Вас есть тяга к духовному наследию Израиля, а, с другой стороны, Вы не понимаете необходимости исполнения материальных заповедей. Однако мне совершенно непонятно, каким образом можно отделить духовную Традицию, которую передал еврейскому народу Б-г на горе Синай (слово Каббала – от ивритского слова лекабель – "получать"), от заповедей, которые тот же Творец нам дал на горе Синай. Тот же Б-г, Который открыл нам духовные секреты бытия, приказал всем евреям выполнять также и материальные заповеди. Все величайшие каббалисты исполняли все заповеди Торы с максимальной тщательностью. Рав Хаим Виталь в предисловии к книге Эц Хаим, основополагающей в учении Каббалы, приводит список качеств, которыми должен обладать человек, желающий изучать Каббалу. Первое, о чём он говорит: "Строгое соблюдение всех деталей заповедей и слов мудрецов". Одно из условий, которое поставил великий каббалист Рамхаль своим ученикам, желавшим познать скрытую часть Торы, было: "не пренебрегать никакими устрожениями Закона и обычаями".

Более того, именно Каббала показывает нам важность каждого материального действия и выполнения заповедей. Невозможно сосчитать все высказывания книги Зоар об огромной важности исполнения заповедей. Рав Хаим Виталь начинает свою знаменитую книгу Шеарей Кдуша так: "Сообщу я тебе и проясню, насколько велико несчастье человека, нарушившего хотя бы один из 365 запретов Всевышнего или уклонившегося от выполнения хотя бы одного из 248 Его предписаний, которые повелел Он нам соблюдать". Кроме того, рав Хаим Виталь написал знаменитую каббалистическию книгу "Врата Заповедей", цель которой —показать великие и глубокие замыслы Творца, связанные с каждой из заповедей.

Разрешите также не согласиться с Вашим утверждением о том, что выполнение заповедей только материально и никак не связано с духовностью. Более того, важно подчеркнуть, что главный "способ" повлиять на духовные инстанции (такую возможность предоставил нам Творец) – это именно совершение материальных действий (см. "Путь Б-га" 4, 1). Великий каббалист Рав Хаим из Воложина в своей знаменитой книге Нэфеш-а-Хаим (1, 4) пишет следующее:

"Пусть не скажет ни один человек из Израиля в своём сердце, не дай Б-г: "Кто я и какая моя сила, чтобы влиять мне своими низменными (материальными) делами на (духовные) миры?". Но должен он понимать, и знать, и установить в помыслах своего сердца, что ни одна деталь его действий, и слов, и мыслей в каждую минуту и секунду не пропадает даром. И сколь многочисленны его деяния, и сколь велики и возвышенны – ведь каждое из них поднимается, в соответствии со своим корнем, и воздействует на самые высокие из миров и усиливает их свет".

Также следует знать, что основная задача человека в этом мире – подчинить материальное в себе духовному, и, таким образом, приподнять и освятить материальное в себе, наше тело24. И это достигается через исполнение материальных заповедей.

Из всего сказанного следует, что выполнение заповедей неотделимо от духовности.

Что обозначает шестиконечная звезда?

Мой вопрос о шестиконечной звезде. Что она обозначает? Где про неё сказано? В Талмуде есть какое-то упоминание о ней?

Виктор

Я

не нашёл в священных книгах (ни в книгах по Каббале, ни в Талмуде, ни в других) упоминания о шестиконеч-

ной звезде, так называемом "Щите Давида". И неясно, каково его происхождение.

От себя сказал бы, что, возможно, шесть лучей "Щита Давида" символизируют весь мир, все шесть его "направлений" – восток, запад, север, юг, верх, низ, а внутреннее пространство ("седьмая часть") символизирует духовность, которая даёт жизнь всему материальному, окружающему её, подобно тому, как душа даёт жизнь телу25.

Можно дать ещё одно объяснение. Шестиконечная звезда составлена из двух треугольников, вершина одного из них направлена вверх, а другого – вниз. Это, возможно, символизирует сущность человека, соединяющего Небеса (духовное) и землю (материальное).


Имеются ли у людей персональные ангелы-хранители?

Имеются ли у людей персональные ангелы-хранители? Что по этому поводу говорится в Торе?

Сергей, Москва

М

удрецы учат, что у каждого человека есть ангел-хранитель.

И не только у каждого человека, но даже у каждого растения есть ангел, охраняющий его. Так говорят мудрецы (Зоар, Бэрешит 251, а также мидраш в Бэрешит Рабба 10, 6 от имени рабби Симона): "Нет ни одной травинки внизу, над которой не было бы ангела-управителя вверху, он охраняет её, ударяет по ней и говорит ей: "Расти!"". Величайший каббалист Аризаль в книге Шаар а-Гильгулим (Предисловие 25) добавляет, что даже у неодушевленных предметов есть свой ангел-управитель.

Сказали мудрецы (Мегила 3а): если человек вдруг ощущает "беспричинный" страх, следует прочесть Шма Исраэль, чтобы избежать опасности – сам человек не видит опасности, но, может быть, ангел его видит, потому и испытывает человек внезапный страх26.

Расскажите про переселение душ!

Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, про "гилгуль нешамот" (перевоплощение душ).

Андрей

Р

амхаль в книге "Путь Творца" (Часть 1, глава 2) пишет, что

"целью Творения было воздать от Блага Творца другим". Далее сказано, что для полноценного осуществления этой цели необходимо, чтобы человек заработал благо именно своими добрыми делами.