Книга Python с нуля: от новичка до собственных игр и программ - читать онлайн бесплатно, автор Roman Gurbanov. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Python с нуля: от новичка до собственных игр и программ
Python с нуля: от новичка до собственных игр и программ
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Python с нуля: от новичка до собственных игр и программ


Давайте теперь закрепим наши знания вот таким небольшим заданием:


Мы создадим сообщение в формате строки. Сохраним его в переменной и отобразим значение переменной на экране с помощью функции print.


Давайте я сделаю это первым. Впишите этот код в компилятор и запустите его:


сообщение = "Хьюстон, у нас проблема"

print(сообщение)


Получилось вывести сообщение? Отлично!


Теперь Ваша очередь. Глядя на пример выше, придумайте свой вариант сообщения, который можно сохранить в переменную. А затем вывести значение переменной на экран.


Придумайте и запустите столько примеров, сколько пожелаете. Чем больше, тем лучше. Так Вы укрепите полученный навык!

4. Конкатенация строк в Python

Мы можем объединять различные строки друг с другом. Этот прием называется “конкатенация”.


Все, что нам нужно сделать, чтобы объединить (конкатенировать) строки, это поставить между ними оператор сложения +.


Ничего сложного, правда? Давайте попрактикуемся с конкатенацией:


"Илон Маск отправил Теслу на" + "Марс"


А теперь выведем обе строки на экран. Впишите этот код в компилятор и запустите его:


print("Илон Маск отправил теслу на" + "Марс")


Заметили нечто странное? Кажется, наши строки слиплись.


Не вопрос! Мы можем это легко исправить. Есть несколько способов. Вот самый простой:


Все, что нам нужно сделать, это оставить пробел между первой кавычкой второй строки и словом, которое идет за этой кавычкой:


print("Илон Маск отправил теслу на" + " Марс")


Исправили? Запускайте код.

5. Конкатенация строк и переменные

Хочу обратить Ваше внимание на то, что мы можем конкатенировать строку только с другой строкой. Или с другим значением, имеющим формат строки.


Например, если мы создали переменную, и присвоили ей значение в формате строки, то мы можем объединить такую переменную с другой строкой.


В приведенном ниже примере я создал переменную (марка), и присвоил ей строковое значение “Tesla”.


Затем я вывел это значение в конкатенации с другой строкой “Машина называется”.


Вот, что получилось:


марка = "Tesla"

print("Машина называется " + марка)


Впишите этот код в компилятор и запустите его. Если Вы все сделали правильно, программа вернет сообщение “Машина называется Tesla”


А теперь потренируйтесь. Измените код по Вашему желанию. Вы даже можете объединить более двух строк!


Меняйте код и запускайте его. Наблюдайте за тем, как меняется результат.

6. Форматирование строк в Python

Мы уже научились объединять строки с помощью математического оператора +. Этот оператор может только конкатенировать строку с другой строкой.


Но что, если мы хотим конкатенировать строку с чем-то, что не имеет формата строки?


Для этого есть отличный способ! И он называется “Форматирование строки”. Программисты часто им пользуются.


Давайте объединим строку с переменной. Для этого мы переведем значение переменной в формат строки.


Для этого нам понадобятся две вещи:


Первое – это метод format() для форматирования не строкового значения и вложения его внутрь строки-заполнителя.


Второе – это сам заполнитель – {} для не строкового значения.


Давайте я покажу Вам, как это работает, на примере ниже:


print("Меня зовут Джо, и мне {} лет".format(20))


Введите этот код в компилятор и запустите его. Если Вы все сделали правильно, программа вернет Вам сообщение: Меня зовут Джо, и мне 20 лет.


Получилось? Отлично. А теперь давайте разберем все по порядку:


Мы вставили заполнитель в нашу строку. Вы можете распознать этот заполнитель по фигурным скобкам – {}.


Этот заполнитель нужен для того, чтобы хранить в себе место для возраста нашего Джо, который имеет числовое значение.


В конце строки мы помещаем метод format(), и передаем в его скобки сам возраст – 20, который имеет числовое значение.


В результате этих нехитрых действий Python взял наше числовое значение, отформатировал его в строку, и поместил в заполнитель.


И, наконец, превратив числовой формат в строку, мы вывели всю строку на экран при помощи функции print.


Вот и все. Ничего сложного, верно?


Очень рекомендую Вам поиграть с этим кодом. Поэкспериментировать с заполнителями и значениями, которые Вы передаете методу format().


Вот Вам более сложный пример, с двумя заполнителями:


print("Меня зовут {}, и мне {} лет". format("Джо",20))


Впишите этот пример в компилятор, и запустите его.


Потренируйтесь, объясните себе, как он работает. А затем придумайте свой вариант с двумя или более заполнителями.

7. Итоги четвертой главы

В четвертой главе Вы сделали следующее:


1. Узнали, что такое строки в Python;

2. Узнали, как хранить строки в переменной;

3. Научились конкатенировать строки в Python;

4. Научились конкатенировать строки со значениями переменных;

5. Узнали, что такое форматирование строки, и как переводить типы данных в формат строки.


Отличная работа! А впереди нас ждет очень интересная тема – Булева логика.


Приступим!

8. Тест четвертой главы

Вопрос 1: Что такое строка в Python?


1. Строка в Python – это линия, которая проходит через код.

2. Строка в Python – это простой текст, заключенный в кавычки.

3. Строка в Python – это значение с форматом целого числа.

4. Строка в Python – это значение с форматом вещественного числа.


Вопрос 2: Что нужно сделать, чтобы создать строку?


1. Нужно заключить текст в фигурные скобки.

2. Нужно заключить текст в круглые скобки.

3. Нужно заключить текст в кавычки.


Вопрос 3: Расставьте код так, чтобы получить переменную со значением в виде строки. А затем вывести значение переменной на экран.


1. message

2. =

3. "Привет Илон Маск!"

4. print

5. (message)

ГЛАВА ПЯТАЯ: БУЛЕВА ЛОГИКА

Булева логика в Python, как и в других языках программирования нужна нам для того, чтобы наш код мог сравнивать данные.


Например сравнивать пароль, который вводит пользователь, с паролем, который храниться в базе данных. Или сравнивать ранг игроков в видеоигре, чтобы подбирать соперников по уровню.


Таких примеров сравнений много, и здесь булева логика – крайне полезная штука.


Давайте узнаем из чего она состоит и какие примеры с ней можно создавать.

1. Операторы сравнения

Когда мы сравниваем числа друг с другом, мы обычно используем такие символы, как > (больше), < (меньше), = (равно) и так далее. Они работают и на Python. И вот как они выглядят там:


Больше >

Меньше <

Равно ==

Не равно !=

Больше или равно > =

Меньше или равно <=


Как Вы заметили, в Python вместо знака равенства = нам необходимо использовать двойной знак равенства ==.


Нам нужен двойной знак равенства для того, чтобы Python не подумал, что мы пытаемся создать переменную.


В Python эти символы называются операторами сравнения. И они нужны нам для того, чтобы наша программа могла сравнивать различные типы данных, например: числа, строки, переменные и так далее.

2. Булевы значения: правда или ложь

У Булевой логики есть логические значения: True и False:


True – когда условие истинно. И False – когда условие ложно.


Давайте теперь сыграем.


Я буду сравнивать числа, а Вы будете отвечать в уме – True, если это истина, или False, если это ложь.


Начнем?


2 > 4

10 < 20

3 == 3

5 != 7


А теперь давайте сделаем то же самое в Python. Для этого мы создадим переменную – результат, и присвоим ей значение 2 > 4


Затем выведем результат на экран с помощью функции print. Вот, как это будет выглядеть:


результат = 2 > 4

print(результат)


Впишите этот код в компилятор и запустите его.


Если значение переменной является истиной, программа вернет результат True. Если же значение окажется ложью, программа вернет False.


Ну как? Что возвращает программа?


А теперь подставьте остальные значения из списка, одно за другим, запускайте код и наблюдайте за результатом, который возвращает программа.


Вот так и работает булева логика в Python.


Но что, если мы попробуем сравнить строки? Попробуйте сравнить яблоки с апельсинами, используя следующее значение в переменной:


результат = "яблоки" == "апельсины"

print(результат)


Запишите этот код в компилятор и запустите его.


А теперь сравните яблоки с яблоками:


результат = "яблоки" == "яблоки"

print(результат)


Видите результат?


Теперь Вы знаете, что в программировании булева логика работает не только с числовыми, но и с другими форматами данных.

3. True и False в переменных

Как Вы уже заметили, мы можем хранить результаты сравнений, которые возвращают True или False в переменных.


Давайте рассмотрим эту тему подробнее вот с таким примером:


результат = "яблоки" == "бананы"

print(результат)


Давайте впишем этот код в компилятор и запустим его.


В этом коде мы создали переменную с именем “результат”, и присвоили ей логическое значение от сравнения двух строк «яблоки» и «бананы».


Затем мы спустились на одну строку вниз, и вывели значение переменной “результат” на экран, передав имя переменной в скобки функции print. Которую мы перед этим создали.


Правда, не сложно?


А теперь измените код, указав, что яблоки и бананы не равны. Вы уже знаете как это делать :)


Что теперь возвращает программа?

4. Сравнение переменных в Python

Мы можем сравнивать не только числа и строки, но и целые переменные!


Посмотрите, как это можно сделать:


игра = "Dota"

результат = игра == "FIFA"

print(результат)


Но, прежде чем записать это пример в компилятор и запустить его, подумайте и скажите, какой результат он вернет? True или False?


Решили? А теперь давайте посмотрим правильно Вы решили, или нет:


Как видите, сначала мы создали переменную под названием игра и присвоили ей значение сроки “Dota”.


Затем мы спустились на одну строку ниже, и создали вторую переменную по имени результат.


После этого мы присвоили переменной результат логическое значение от сравнения нашей первой переменной – игра, со строковым значением FIFA.


Затем мы спустились еще на одну строку ниже, и вывели значение переменной результат на экран, с помощью функции print.


А так как значение нашей переменной игра равно строке Dota, а не строке FIFA, то программа вернула False.


Ну как? Совпало Ваше решение с ответом программы?


Давайте теперь закрепим пройденный пример. Возьмите наш код, и напишите на его основе свою версию программы для создания и сравнения двух переменных.


Меняйте что угодно по вашему желанию: имена переменных, их значения. И конечно операторы сравнения.

5. Программа для проверки пароля

Ну и в завершение пройденной главы, давайте отработаем очень упрощенный пример из реальной жизни: Программа, которая проверяет правильность введенного пароля:


пароль = "рыба-меч"

приветствие = пароль == "рыба-меч"

print(приветствие)


Введите этот код в компилятор и запустите его.


Давайте рассмотрим все по порядку.


В первой строчке мы создали переменную – пароль, и присвоили ей значение – рыба-меч.


Затем на второй строчке мы создали новую переменную по имени приветствие. И присвоили ей логическое значение, которое сравнивает значение переменной пароль и строку “рыба-меч”.


И, наконец, в третьей строчке мы вывели на экран результат логического сравнения из второй строчки.


Поскольку в качестве оператора сравнения мы использовали == (Равно), а значение переменной пароль действительно равно строке “рыба-меч”, то, переменная приветствие вернула True.


Таким образом, можно представить, что:


“рыба-меч” из первой строчки – это пароль, который хранится в базе паролей.


“рыба-меч” из второй строчки – это пароль, который вводит пользователь, чтобы войти в личный кабинет.


приветствие = пароль == из второй строчки – это код, который сверяет пароль от пользователя с паролем из базы.


А print(приветствие) из третьей строчки – это всего лишь функция, которая выводит результат сверки на экран. True, если пароли совпадают, или False, если пароли не совпадают.


Теперь измените “рыба-меч” из первой или второй строчки на любое другое слово или словосочетание, и перезапустите программу. Программа должна вернуть False, так как пароли больше не совпадают.


Этот пример является упрощенным представлением того, как программисты используют булеву логику и операторы сравнения в Python для задач, связанных с авторизацией пользователей в приложениях.

6. Итоги пятой главы

В пятой главе Вы сделали следующее:


1. Узнали, что такое булева логика в Python;

2. Научились применять операторы сравнения;

3. Познакомились с логическими значениями True и False;

4. Научились использовать логические значения в переменных;

5. Узнали, как программисты используют булеву логику для авторизации пользователей.


Поздравляю! У Вас отличный прогресс! А теперь давайте применим булеву логику в более сложных примерах.


Это мы сделаем в следующей главе – Условные заявления в Python.

7. Тест пятой главы

Вопрос 1: Этот код хранит результаты сравнения двух строк, «яблоки» и «апельсины», в переменной по имени результат, а затем выводит значение переменной на экран. Но код перепутался. Расположите фрагменты кода в правильном порядке.


1. Результат

2. "апельсины"

3. (результат)

4. =

5. "яблоки"

6. print

7. !=


Вопрос 2: Этот код сравнивает две переменные. Какой результат вернет код, когда мы запустим программу?


машина = "Tesla"

результат = машина == "Toyota"

print (результат)


Вопрос 3: У булевой логики есть логические значения. Их всего два. Подставьте правильные определения для каждого из двух значений.


Когда условие оказывается правдой

Когда условие оказывается неправдой


True

False

ГЛАВА ШЕСТАЯ: УСЛОВНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

Условные заявления в Python, как и в других языках программирования позволяют нашей программе проверять определенные условия, и выполнять различные инструкции. В зависимости от того, сработало условие или нет.


Например можно создать такое условие и инструкцию: Если пароль верный, пустить пользователя на сайт. Если пароль не верный, выдать сообщение “Пароль не верный”


И так далее.


Условные заявления применяются в видеоиграх, на веб-сайтах, в мобильных приложениях и практически везде. И нам часто придется использовать их в своих программах.


А раз так, давайте научимся их применять!

1. Что такое условные операторы?

Мы проверяем условия, и даем себе инструкции каждый день:


Если сегодня солнечно, то надену очки.


Если в кафе есть WiFi, то спрошу у официанта пароль.


Как Вы заметили, оба примера сверху содержат условие, которое начинается с если (если сегодня холодно, если в кафе есть WiFi), и инструкции (надену очки, спрошу пароль).


Компьютерные программы тоже проверяют условия, чтобы следовать конкретным инструкциям.


Если условие срабатывает, программа возвращает True (помните True и False?), и выполняет одну инструкцию.


Если условие не срабатывает, программа возвращает False, и выполняет другую инструкцию.


Например, когда Вы хотите зайти на сайт, и вводите верный пароль, программа возвращает True, и выполняет инструкцию, которая говорит ей впустить вас.


Если Ваш пароль неверный, программа возвращает False, и следует другой инструкции, которая говорит ей не впускать вас.


Это и есть упрощенное представление того, как работают условные заявления в Python, и в других языках.


Программа проверяет условие и следует заявленной инструкции, в зависимости от того, сработало условие, или нет.


Так легче контролировать ход работы программы. Кстати, ход работы программы называется “Control flow”.

2. Условный оператор If

If – это условный оператор. Он переводится как “Если”.


Мы используем его, когда говорим программе, что нужно сделать, если условие сработало.


А теперь давайте посмотрим, как надо работать с этим условным оператором.


Вот Вам пример для иллюстрации.


Это небольшая программа, которая проверяет Ваш пароль и, если пароль верный, то программа приветствует Вас на сайте.


пароль = "секрет"

if пароль == "секрет":

….print("Добро пожаловать на сайт!")


Впишите этот код в компилятор и запустите его.


Давайте разберем его подробнее.


На первой строчке мы указали условие: пароль = “секрет”


На второй строчке мы прописали оператор if, а затем условие, которое нужно проверить. То есть проверить, что пароль действительно равен значению “секрет”. И поставили двоеточие после условия;


И, наконец, на третей строчке, мы прописали инструкцию вывести сообщение на экран на случай, если условие окажется верным, и программа вернет True.


При этом сама инструкция выводит сообщение “Добро пожаловать на сайт!” на экран.


Кстати, Вы заметили двоеточие в конце второй строчки?


Оно нужно для того, чтобы программа поняла, где заканчивается условие, которое мы задали, и где начинается инструкция.


Двоеточие всегда ставится после условия, и перед инструкцией.


И, наконец, Вы наверное обратили внимание на то, что в этом коде, инструкция начинается после отступа.


Отступ перед инструкцией нужен для того, чтобы программа поняла, что эта инструкция относится именно к этому условию.


Попробуйте убрать отступ, и запустите программу снова. Вы увидите, что программа вернула ошибку. И ругается на то, что нет отступа.


Не волнуйтесь, в нашем компиляторе отступы ставятся автоматически, после условий с двоеточиями.

2.1. if и операторы сравнения

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги