ПРАГА, 19 сентября. (ТАСС). По полученным из осведомленных источников сведениям, на границах Словакии и Закарпатской Украины в спешном порядке производится концентрация венгерских войск. Одновременно венгерская фашистская печать резко усилила анти-чехословацкую компанию, требуя расчленения Чехословакии.
{10}
21.09.38 Наркомат обороны
21 сентября в 18 часов Военному совету Киевского Особого военного округа по прямому проводу была передана директива Наркома Обороны, которая предусматривала создать в районе Волочиск, Проскуров, Каменец-Подольский группировку войск в составе управления винницкой армейской группы, 4-го кавалерийского корпуса (34, 32 и 9-я кавалерийские дивизии), 25-го танкового корпуса, 17-го стрелкового корпуса (96, 97 и 72-я стрелковые дивизии), 23-й и 26-й легких танковых бригад. Для доукомплектования стрелковых соединений разрешалось призвать приписной состав по 8000 человек на дивизию, а также мобилизовать из народного хозяйства лошадей. Корпусные части 17-го стрелкового корпуса полностью укомплектовывать личным составом. Одновременно к госгранице выдвигались дивизии 2-го кавалерийского корпуса.
Для обеспечения действий этой группировки требовалось привлечь три истребительных полка, три полка скоростных бомбардировщиков, один полк тяжелых ТБ-3 и авиацию округа. Для доукомплектования двух авиабаз также призывался приписной состав.
{53}
21.09.38 Лондон Черчилль
21 сентября, я передал в печать в Лондон следующее заявление о кризисе:
«Расчленение Чехословакии под нажимом Англии и Франции равносильно полной капитуляции западных демократий перед нацистской угрозой применения силы. Такой крах не принесет мира или безопасности ни Англии, ни Франции. Наоборот, он поставил эти две страны в положение, которое будет становиться все слабее и опаснее. Одна лишь нейтрализация Чехословакии означает высвобождение 25 германских дивизий, которые будут угрожать Западному фронту; кроме того, она откроет торжествующим нацистам путь к Черному морю. Речь идет об угрозе не только Чехословакии, но и свободе и демократии всех стран. Мнение, будто можно обеспечить безопасность, бросив малое государство на съедение волкам, – роковое заблуждение. Военный потенциал Германии будет возрастать в течение короткого времени гораздо быстрее, чем Франция и Англия смогут завершить мероприятия, необходимые для их обороны»
{54}
22.09.38 Газета Правда № 262
СИЛЫ ВОЙНЫ И СИЛЫ МИРА
В момент, когда тучи второй империалистической войны как никогда сгустились над миром, когда фашистская агрессия достигла еще небывалого размаха, – в Женеве с трибуны пленума Лиги наций с особой силой прозвучал голос советского делегата тов. М. М. Литвинова. Народный комиссар по иностранным делам СССР выразил единодушное мнение всего советского народа, спаянного в монолитное целое узами неразрывного морально-политического единства.
Можно с уверенностью сказать, что принятие другими государствами советских предложений оказало бы неоценимую услугу всему человечеству в интересах мира. Но Англия и Франция предпочли встать на иной путь – на путь империалистического сговора с агрессором за счет Чехословакии.
Вдохновителей и исполнителей политики поощрения агрессоров и сговора с ними неминуемо ждет историческое возмездие, ибо нельзя безнаказанно играть с огнем.
Народы СССР по праву гордятся мудрой, до конца последовательной внешней политикой советского правительства. Все передовое и прогрессивное человечество поддерживает борьбу Советского Союза за мир, против фашистской агрессии.
*
Речь тов. М. М. Литвинова на пленуме Лиги наций
…
По-видимому, все сознают, что Лига наций не была создана для той деятельности, о которой повествует отчет генерального секретаря Лиги. Нельзя забывать, что создание Лиги наций явилось реакцией на мировую войну с ее неизъяснимыми ужасами, что она имела целью сделать эту войну последней, охранить все народы от агрессии и заменить систему военных союзов коллективной организацией помощи жертвам агрессии. Между тех, в этой области Лигой ничего не сделано.
Два государства, – Абиссиния и Австрия – потеряли свое самостоятельное существование вследствие грубого насилия над ними; третье – Китай – второй раз в течение семи лет стало жертвой агрессии и иностранного нашествия; четвертое – Испания – уже третий год истекает кровью в результате вооруженного вмешательства в его внутренние дела двух агрессоров. Лига наций не выполняла своих обязательств в отношении упомянутых государств.
В настоящее время пятое государство – Чехословакия – испытывает вмешательство во внутренние дела со стороны соседнего государства и находится под угрозой громко провозглашенной агрессии. Один из старейших, культурнейших, трудолюбивейших европейских народов, обретший после многовекового угнетения свою государственную самостоятельность, не сегодня, завтра может оказаться вынужденным с оружием в руках отстаивать эту самостоятельность. Я убежден, что симпатии, если и не всех правительств, то всех народов, представленных на пленуме, тянутся к чехословацкому народу в грозный час его испытаний, что мы все вспоминаем активнейшую роль, которую играла Чехословакия и ее нынешний президент, г-н Бенеш, в организации и развитии Лиги наций, что все наши помыслы настолько поглощены событиями, происходящими в Чехословакии и вокруг нее, что мы, делегаты, с трудом можем уделять внимание повестке дня пленума, в которой чехословацкий вопрос отсутствует.
…
В Лиге наций и вне ее наметились две тенденции, две концепции сохранения мира. Существует мнение, что когда какое-либо государство провозглашает внешнюю политику, основанную на агрессии, на нарушении чужих границ, на насильственном захвате чужих владений, на порабощении других народов, на господстве над целым континентом, Лига наций не только имеет право, но и обязана заявить внятно и громко, что, призванная охранять всеобщий мир, она не допустит осуществления такой программы и будет бороться с ней всеми средствами, которыми она располагает. В рамках такого заявления отдельные члены Лиги могут и должны образовать особые группировки для совместной защиты отдельных очагов угрожаемого фронта мира.
Предполагается, что государства, открыто выступившие против принципов, положенных в основу пакта Лиги нации и пакта Бриана – Келлога, славословящие агрессию и издевающиеся над международными обязательствами, недоступны никаким увещеваниям и уговариваниям кроме лишь аргумента силы, и что не должно быть места каким-либо компромиссам и сделкам с ними. Удержать их от приведения в исполнение их злых замыслов можно только демонстрацией той силы, на которую они при этом натолкнутся. Само собою разумеется, что при малейшей попытке фактического совершения агрессии должны быть пущены в ход в соответственной постепенности, с учетом возможностей каждого члена Лиги, намеченные в статье 16-й коллективные действия. Иначе говоря, против агрессора должна быть проведена программа, намеченная уставом Лиги наций, но решительно, последовательно и без всяких колебаний, и тогда сам агрессор не будет введен в искушение и мир будет сохранен мирными средствами.
Есть, однако, и другая концепция, которая рекомендует как высшую мудрость менажировать агрессора, не задевать его самолюбия, а вести с ним разговоры и переговоры, убеждать его в том, что никакие коллективные действия не будут против него предприняты, никакие группировки и блоки против него не будут созданы (хотя он сам вступает в агрессивные блоки с другими агрессорами), заключать с ним компромиссные соглашения и закрывать глаза на нарушение им этих соглашений, идти навстречу его требованиям, хотя бы даже самым незаконным, даже ездить за получением диктатов и ультиматумов, принося ему в жертву жизненные интересы того или иного государства, избегая постановки вопросов о его действиях в Лиге наций, так как это не нравится агрессору, – он обижается, он дуется. К сожалению, эта именно политика до сих пор практиковалась в отношении агрессии, и она имела последствием три войны и грозит навлечь на нас четвертую. В жертву принесены уже четыре народа, на очереди – пятый.
Ввиду столь плачевных результатов этой политики, мы вправе были ожидать признания ее ошибочности и необходимости замены ее другой, вместо чего мы услышали здесь предложения об увековечении этой политики. Если до сих пор агрессор, учитывая возможную реакцию Лиги наций, несколько неуверенно подготовлял свою агрессию, осуществляя ее постепенно, по мере того, как он убеждался в отсутствии достаточной реакции, то теперь предлагается заранее успокоить его, что ему больше нечего остерегаться Лиги, что Лига отныне не будет применять к нему не только военных, но даже экономических или финансовых санкций и что в худшем случае ему грозит моральное осуждение и то, вероятно, облеченное в соответствующую вежливую дипломатическую форму.
…
Я говорю все это отнюдь не для того, чтобы переубедить те правительства, тех государственных деятелей, которые приняли решения, результатом которых были некоторые выслушанные нами здесь речи. Ошибочность и вредоносность этих решений для всего человечества и, в первую очередь, для тех государств, которые защищают их, покажет история. В момент, когда закладываются фугасы для взрыва организации, с которой были связаны великие надежды многих современников, которая накладывала определенную печать на нашу эпоху международных отношений, в момент, когда, отнюдь не благодаря случайному совпадению, вне Лиги принимаются решения, которые напоминают нам международные сделки довоенного времени, которые должны опрокинуть ныне существующие понятия о международной морали, о международных договорных обязательствах, когда устраиваются, очевидно, жертвоприношения богу агрессии, когда подводится черта под всей послевоенной международной деятельностью единственным выводом, что ничто не удается, кроме агрессии, – каждое государство должно определить свою роль и свою ответственность перед современниками, перед историей.
Вот почему я должен здесь громко заявить, что советское правительство ни в малейшей мере не повинно в совершающихся событиях и в том, что за этим может фатально последовать. После долгих колебаний и сомнений Советский Союз пришел в Лигу, чтобы присоединить мощь 170-миллионного народа к силам мира. В настоящий час горьких разочаровании он отнюдь не должен об этом сожалеть, хотя бы потому, что иначе, несомненно, делались бы попытки его отсутствию приписывать мнимое бессилие и крах Лиги. До сих пор он был неизменно верен принятым на себя обязательствам и лояльно выполнял и изъявлял готовность выполнять все решения и даже рекомендации Лиги, имевшие целью сохранение мира и борьбу с агрессорами, не считаясь с тем, совпадали ли эти решения с его государственными интересами сего дня. Таково было его поведение при нападении на Абиссинию.
Советская делегация неизменно настаивала на выполнении Лигой своего долга перед Испанией, и не ее вина, что испанская проблема была изъята на Лиги наций и передана в так называемый лондонский комитет по невмешательству, который, как мы теперь все знаем, видит свои задачи в том, чтобы не мешать вмешательству агрессивных стран в испанские дела. Во всяком случае, действия советского правительства в отношении испанских событий в лондонском комитете и вне его проникнуты духом принципов Лиги наций и установленных норм международного права. То же самое можно сказать и в отношении китайской проблемы. Советская делегация всегда настаивала на оказании Лигой наций максимальной поддержки жертвам японской агрессии, и те скромные рекомендации, которые Лига наций приняла, советское правительство выполняет более чем лояльно.
Такое событие, как исчезновение австрийского государства, прошло незамеченным для Лиги наций. Сознавая значение, которое это событие должно иметь для судеб всей Европы и в первую очередь для Чехословакии, советское правительство сейчас же после аншлюса обратилось официально к другим великим европейским державам с предложением о немедленном коллективном обсуждении возможных последствий этого события, с целью принятия коллективных предупредительных мер. К сожалению, это предложение, осуществление которого могло избавить нас от тревог, испытываемых ныне всем миром о судьбе Чехословакии, не было оценено по достоинству. Связанный с Чехословакией пактом о взаимной помощи, Советский Союз в дальнейшем воздерживался от всякого вмешательства в переговоры чехословацкого правительства с судето-немцами, считая это внутренним делом чехословацкого правительства. Мы воздерживались от всяких советов чехословацкому правительству, считая недопустимым требовать от него уступок немцам в ущерб государственным интересам, ради избавления нас от необходимости выполнения наших обязательств по пакту. Не давали мы советов также и в обратном направлении. Мы весьма ценили такт чехословацкого правительства, которое до самых последних дней нас даже не запрашивало, выполним ли мы свои обязательства по пакту, ибо оно, очевидно, в этом не имело оснований сомневаться и не сомневалось.
Когда за несколько дней до моего отъезда в Женеву французское правительство в первый раз обратилось к нам с запросом о нашей позиция в случае нападения на Чехословакию, я дал от имени своего правительства совершенно четкий и недвусмысленный ответ, а именно: мы намерены выполнять свои обязательства по пакту и вместе с Францией оказывать помощь Чехословакии доступными нам путями. Наше военное ведомство готово немедленно принять участие в совещании с представителями французского и чехословацкого военных ведомств для обсуждения мероприятии, диктуемых моментом. Независимо от этого, мы считали бы желательным постановку вопроса в Лиге наций пока хоть о статье 11-й, с целью, во-первых, мобилизации общественного мнения, и, во-вторых, выяснения позиции некоторых других государств, пассивная помощь которых была бы весьма ценной. Необходимо, однако, сперва исчерпать все меры предотвращения вооруженного конфликта, и одной из таких мер мы считаем немедленное совещание европейских великих держав и других заинтересованных государств для эвентуальной выработки коллективного демарша.
Вот как гласил наш ответ. Только третьего дня чехословацкое правительство впервые запросило советское, готово ли оно, в соответствия с чехословацким пактом, оказать немедленную действенную помощь Чехословакии в случае, если Франция, верная своим обязательствам, окажет такую же помощь, и на это советское правительство дало совершенно ясный и положительный ответ. Я думаю согласятся, что это был ответ лояльного участника международного соглашения и верного защитника Лиги наций. Не наша вина, если не было дано хода нашим предложениям, которые – я убежден – могли дать желательные результаты как в интересах Чехословакии, так и всей Европы и все общего мира. К сожалению, были приняты другие меры, которые привели, и не могли не привести, к такой капитуляции, которая рано или поздно будет иметь совершенно необозримые катастрофические последствия.
Избежать проблематической войны сегодня и получить верную и всеобъемлющую войну завтра, да еще ценою удовлетворения аппетитов ненасытных агрессоров и уничтожения и изуродования суверенных государств – не значит действовать в духе пакта Лиги наций. Премировать бряцание оружием и обращение к оружию для разрешения международных проблем, иначе говоря – премировать и поощрять наступательный сверхимпериализм в до сих пор неслыханных формах – не значит действовать в духе пакта Келлога – Бриана. Советское правительство, которое гордится своей непричастностью к такой политике и которое неизменно следовало принципам этих двух пактов, одобренных почти всеми народами мира, не будет и впредь отступать от них, убежденное в том, что в настоящих условиях невозможно иным путем обеспечить действительный мир и действительную международную справедливость. Вернуться на этот путь он зовет и другие правительства».
Речь тов. Литвинова была покрыта продолжительными аплодисментами почти со всех концов зала.
*
В последний час.
Вынужденная капитуляция чехословацкого правительства.
ПРАГА, 21 сентября. (ТАСС). Вечером Чехословацкое телеграфное агентство опубликовало официальное сообщение, в котором объясняет причину капитуляции правительства. Чехословацкое телеграфное агентство мотивирует принятие англо-французского ультиматума отказом Франции и Англии оказать Чехословакии помощь в случае военного нападения Германии, Венгрии и Польши. Помимо этого, агентство в целях компрометации СССР распространяет утку, пущенную сегодня печатью аграрной партии, о том, что на помощь СССР надеяться нечего. Сообщая об ответе СССР на вопрос о выполнении своих обязательств по чехословацкому пакту и как члена Лиги наций (в случае обращения к ней чехословацкого правительства), Чехословацкое телеграфное агентство добавляет: «Такая процедура при нынешнем положении в Женеве – дело безнадежное».
Нота о капитуляции передана вечером Франции и Англии.
Сообщение агентства вызвало возмущение в самых широких слоях населения страны. Все население столицы – на улице. Из 20 районов десятки тысяч рабочих, служащих направляются к резиденции президента Бенеша с государственными флагами, пением национального гимна и лозунгами: «Долой капитулянтов», «Требуем власти военных», «Да здравствует армия и руководитель Крейчи» (начальник генерального штаба), «Да здравствует СССР».
Делегации демонстрантов в здание не допускаются.
{10}
22.09.38 Наркомат обороны
22 сентября штаб Киевского Особого военного округа донес в Генеральный штаб, что в 4 часа утра директива Наркома обороны была доведена до всех войск и они приступили к выполнению поставленных задач. Оперативная группа штаба округа во главе с командующим войсками фронта Ионой Эммануиловичем Якиром перешла из Киева в Проскуров.
{53}
23.09.38 Газета Правда № 263
ПРАГА, 22 сентября. (ТАСС). Возмущение народных масс Чехословакии правительствами Франции и Англии и капитуляцией правительства приняло огромные размеры. Волна мощных демонстраций протеста против капитуляции, за защиту независимости и целостности республики охватила всю страну. Общее число участников демонстраций, продолжавшихся в Праге всю ночь, доходило до полумиллиона человек. В крупных городах – Брно, Моравска Острава, Пильзене, Турнове и других демонстрировали сотни тысяч трудящихся, требовавших немедленного созыва парламента, отставки правительства и вооружения народа для отпора фашистской агрессии. Сегодня с утра в Праге, Брно, Пильзене и ряде других городов стихийно вспыхнула всеобщая политическая стачка. Рабочие столицы, являясь на работу, строятся в колонны и демонстрируют к зданию парламента. Трамвайное движение приостановлено. На всех площадях происходят бурные митинги, требующие отставки нынешнего правительства и создания нового правительства, пользующегося доверяем народа и готового к обороне республики. На митингах выступают делегации из различных областей республики, прибывшие ночью в Прагу для передачи правительству протеста миллионов трудящихся против политики капитуляции перед пособниками агрессии – Англией и Францией. Правительство только-что подало в отставку. Президент Бенеш еще не принял отставки.
*
ПРАГА, 22 сентября. (ТАСС). Согласно только-что полученным сведениям, составление нового кабинета министров поручено генералу Сыровы – генеральному инспектору чехословацкой армии.
*
ПАРИЖ, 22 сентября. (ТАСС). Полпред СССР в Париже тов. Суриц посетил сегодня французского министра иностранных дел Жоржа Боннэ и имел с ним продолжительную беседу.
{10}
23.09.38 Наркомат обороны
23 сентября в 23 часа 45 минут была передана директива Наркома обороны командующему войсками Белорусского Особого военного округа. В ней говорилось следующее.
1. На полоцком направлении, оставив пулеметные батальоны в укрепленном районе, 50-ю стрелковую дивизию выдвинуть в район Горбули, Мышки, Россица, Волынцы. Дивизион бронепоездов сосредоточить на станции Бигасово. 5-ю стрелковую дивизию с 18-й танковой бригадой сосредоточить в районе Полюдовичи, Слободка, озеро Навлицкое. Командование полоцкой группой возложить на командира 4-го стрелкового корпуса.
2. На лепельском направлении 24-ю кавалерийскую дивизию с 16-й танковой бригадой сосредоточить в районе Заречицк, Новые Вольбаровичи, Добрунь, Небышина, Бегомль, Пустоселье. Один кавалерийский полк 24-й кавалерийской дивизии сосредоточить в Малых Кубличах. 79-й стрелковый полк с гаубичным полком 27-й стрелковой дивизии сосредоточить в районе Малая Черница, Отрубок, Березине. Командование лепельской группой возложить на командира 27-й стрелковой дивизии.
3. На минском направлении сосредоточить: 36-ю кавалерийскую дивизию – в районе Задроздье, Крайск, Ставище; 100-ю стрелковую дивизию – в районе Пухляки, Кривое Село, Ратомка; 2-ю стрелковую дивизию – в районе Курпилево, Карачу, Койданово; 21-ю танковую бригаду – в районе Миронщина, Заболотье; 7-ю кавалерийскую дивизию – в районе Узда; 13-ю стрелковую дивизию – в Минском укрепленном районе. Командование частями Минского района возложить на командира 16-го стрелкового корпуса.
4. На слуцком направлении 4-ю кавалерийскую дивизию выдвинуть в район Тимковичи, Семежево, Гулевичи.
Всем перечисленным войскам выступить в новые районы утром 24 сентября.
Истребительная авиация должна была перебазироваться на передовые аэродромы у границы для прикрытия себежского, полоцкого, минского и слуцкого направлений, а скоростная бомбардировочная – в район Витебск, Орша. Тяжелая бомбардировочная авиация должна была действовать со своих аэродромов. Полеты всей авиации округа разрешалось начать с утра 24 сентября.
23 сентября Калининскому военному округу была дана директива о выдвижении 67-й стрелковой дивизии к государственной границе.
Одновременно Ленинградскому, Калининскому, Белорусскому, Киевскому, Харьковскому и Московскому военным округам давались указания о приведении в боевую готовность системы ПВО.
Укрепленные районы вдоль государственной границы и в глубине также приводились в боевую готовность с вызовом приписного состава.
{53}
23.09.38 Женева Майский
23 сентября, то есть через два дня после речи M. M. Литвинова, английские представители на Ассамблее – лорд Делавар и товарищ министра иностранных дел Р. А. Батлер – в срочном порядке пригласили M. M. Литвинова и посла СССР в Лондоне Майского побеседовать с ними о создавшейся в Европе ситуации. Встреча состоялось в кабинете постоянного британского делегата в Лиге Наций.
Начал Делавар. Изобразив в очень мрачных красках политическую обстановку и вероятность нападения Германии на Чехословакию, он задал вопрос: какова была бы позиция СССР в этом случае?
Литвинов ответил, что наша позиция была достаточно полно изложена в его выступлениях на Ассамблее Лиги Наций: Советское правительство готово честно выполнить свои обязательства по советско-чехословацкому договору, дело за Францией. Важна также позиция Англии.
Делавар попытался выяснить, приняты ли уже Советским правительством какие-либо военные меры?
Литвинов ответил, что еще 2 сентября в разговоре с французским поверенным в делах в Москве он рекомендовал немедленные переговоры между штабами трех армий… Что касается Румынии, то Литвинов думает так: если Англия и Франции поддержат Чехословакию, Румыния не захочет от них отставать.
Делавар тут вставил, что, по его информации, румыны не стали бы чинить препятствий прохождению советских войск на помощь Чехословакии. И затем, обращаясь к нам, он спросил: каков же должен быть ближайший практический шаг?
– Если британское правительство, – ответил Литвинов, – всерьез решило вмешаться в назревающий конфликт, то ближайшим шагом, на мой взгляд, должна была бы быть немедленная конференция Англии, Франции и СССР для выработки общего плана действий.
Делавар с этим согласился и спросил, что Литвинов думает о возможном месте такой конференции?
Литвинов ответил, что выбор места имеет второстепенное значение, но с одной оговоркой: проектируемую конференцию следовало бы созвать вне Женевы. Гитлер до такой степени привык идентифицировать Женеву с безответственной болтовней, что конференция, созванная в Женеве, не произвела бы на него должного впечатления. А такое впечатление сейчас важнее всего.
Делавар и Батлер признали правильность этого соображения, и Делавар спросил, имел ли бы Литвинов возражения против созыва конференции в Лондоне.
Литвинов ответил, что против Лондона он возражений не имеет.
– Кто бы мог представлять СССР на такой конференции? – продолжал Делавар. – Вы сами могли бы приехать?
– Если от других стран на конференции будут министры, я готов лично приехать в Лондон, – отвечал Литвинов.
Делавар заявил, что вполне удовлетворен сегодняшней беседой и немедленно информирует о ней Форин офис. О дальнейшем мы поговорим завтра, по получении ответа – из Лондона.