Делание доброго бывает не без труда, чтобы нам не лишиться похвалы за самовластное понуждение себя.
Преподобный Исидор Пелусиот
Если делает ради похвалы…
Дознав всю многопревратную и изменчивую неверноость здешних дел, старайся приобрести себе известность добрыми паче делами, за которые и здесь готова тебе похвала, и будущие награды не погибнут.
Если делает добро ради самого добра, то заслуживает большую награду, нежели делающий это ради награды. А если делает ради Божественной награды, то будет поставлен во втором ряду. И если делает ради похвалы, то и получит, ради чего сделал. Но кто не делает должо ни ради самого добра, ни ради Божией награды, ни ради человеческой похвалы, тот… даже и не человек, а злой демон.
Хорошо делать добро друзьям, лучше – всем нуждающимся, всего же лучше – даже врагам. Первое исполняют и мытари, и язычники, второе – повинующиеся Божественному закону, а третье – ведущие образ жизни, приличный небу.
Из награды делающие что должно, ниже благоискусных в добре по любви к нему, но лучше делающих это по страху, а не по любви, и лучше в большей мере, нежели в какой сами уступают над собою победу упражняющимся в добродетели по любви к оной.
Не знаешь, кажется, что превосходнейшие деяния сопровождаются обыкновенно завистью, и не могут избежать ее люди, громко прославляемые… Посему, дознав это, освободись от смущения. Ибо лучше, упражняясь в добродетели, терпеть осуждение от тех, кому не хотелось бы, чтобы кто-либо был благоискусен, нежели, возлюбив порок, заслуживать рукоплескание от не приобретших правого суждения о делах.
У добродетели есть чистое, прославляемое и нескончаемое веселие, порождаемое доброй совестью, возращаемое премирными венцами, питаемое упованием будущих благ. Но есть у нее и труды, и бдения, и подвиги, при которых возможно преспеяние, потому что ленивый и сонливый не воздвигает победного памятника, воздвигает же тот, кто славно боролся.
Если упражняющимся в добродетели можно с дерзновением и теперь проводить жизнь, и после здешней жизни предстать Божию судилищу, то возлюбивших порок и теперь преследует, и там преследовать будет стыд. Почему обымем добродетель и стремительно убежим порока.
Преподобный Нил Синайский
Веруй, что при каждом твоем деле присутствует Сам Бог
Легко и удобно все делаемое с любовью, хотя бы оно было и крайне затруднительно.
Изрекший: да просветится свет ваш пред человеки (Мф.5:16) Христос повелел делу вопиять о себе, а не делающему провозглашать о нем.
От многих плодов гнутся древесные ветви, и при многих добродетелях смиряется в человеке образ его мыслей.
Исследуй конец всякого поступка прежде его начала.
Молитвою запечатлевай всякое свое дело, а наипаче то, при котором видишь помысл колеблющимся.
В добрых делах всегда поспешай, чтобы, оставив их почему-либо недоконченными, и самому не отойти отсюда недовершенным.
Прилагай попечение о добродетели, потому что она любомудрием обновляет Адама.
Блажен, кто многим делает добро, на суде найдет он многих защитников.
Враги истины и правды наипаче нападают и злоумышляют против тех людей, которые подвизаются в добродетели и стараются преуспеть при помощи Божией.
Чем больше кто совершает добрых дел, тем большее число людей оскорбляют его, потому что восстают на него многие злые духи и неправедные люди.
Никак не должны мы перечислять в уме снисканные уже нами добродетели, но каждый день надлежит нам помышлять о новых.
Авва Евагрий Понтийский
Делая благодеяния, всячески опасаться должно, как бы не обратить их в промысл.
Преподобный авва Дорофей
Должно не только отсечь страсти, но и причины их, потом хорошо удобрить нравы свои покаянием и плачем, и тогда уже начать сеять доброе семя, которое суть добрые дела.
Мы, если и сделаем что-либо доброе, должны покрыть это смиренномудрием и возложить на Бога немощь нашу, молясь Ему, чтобы Он призрел на труд наш, ибо иначе он будет тщетен.
Кто совершит дело угодное Богу, того непременно постигнет искушение, ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением.
Кто пропускает случай сделать добро, тот не только лишается плода от добра, которое бы сделал, но и Бога оскорбляет. Бог посылает к нему нуждающегося, и он говорит: «Отойди – после». Это хоть он говорит человеку, но то же, что говорит Богу, пославшему его. Бог найдет для него другого благодетеля, но отказавший ему небезответен.
Авва Исайя
Дело, совершаемое втайне, Богу благоприятно (Мф.6:4,18).
Христианин, скрывай труды свои и добродетели, и блюди, чтобы язык твой не лишил тебя их, и не предал врагам твоим.
Если будет в нас любовь, терпение и воздержание, то они (демоны) не возмогут отклонить нас ни от какого доброго дела, особенно если мы будем иметь в мысли, что леность ниспровергает все доброе.
Что сделаешь ради Бога, то все будет тебе сопутствовать и помогать во время нужды.
Те, которые приносят благой плод, очищаются Богом, дабы приносили больше плода.
Знай, что человек не может делать добра, доколе делает зло.
Те дела, кои находишь в себе добрыми, не считай их благоприятными Богу.
Не открывай всем благих дел твоих, чтобы не похитил оных враг твой.
Когда сделаешь благодеяние бедному брату, не призывай его на поделие свое, чтобы не погубить благодеяния, какое сделал ты ему.
Преподобный Иоанн Кронштадский
Хорошо быть добродетельным
Добрый человек и сам покоен, и Богу приятен, и людям любезен. Добродетельный невольно привлекает на себя взоры всех. Отчего? Оттого, что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им. Посмотрите на самую наружность добродетельного, на его лице. Что это за лице? Это – ангельский лик. Кротость и смирение разлиты по нему и пленяют невольно всех своею красотою. Обратите внимание на речь его; от нее еще больше благоухания: тут вы как бы лицом к лицу с его душею – и таете от его сладкой беседы.
Когда придет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления Всеблагого и Праведного Владыки, и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей, сравнительно с ними, все равно что нет.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Всякое духовное делание, будучи, собственно, даром Божиим в нас, непременно нуждается в понуждении нашем к нему: потому что понуждение есть деятельное обнаружение и свидетельство нашего благого произволения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги