banner banner banner
Семейная Психология. Практическая помощь на любой случай жизни
Семейная Психология. Практическая помощь на любой случай жизни
Оценить:
 Рейтинг: 0

Семейная Психология. Практическая помощь на любой случай жизни


Характерные высказывания: «не пускает сестру в нашу с мужем комнату», «вступается за меня, если на меня ругаются», «бежит жаловаться всегда мне, так как у меня лучше всего с ним отношения, и я всегда его защищаю», «из-за напряженных отношений со мной сестра его невзлюбила, а отец боялся брать на себя какую-либо ответственность, поэтому отстранялся от собаки».

«Урегулирование ссор, снятие напряжения между членами семьи»

Характерные высказывания: «снимает напряжение между членами семьи, немного перемещая его на себя», «он разряжает эмоциональные конфликты в семье», «теперь в семье стало меньше ссор», «помогает, в некотором роде, общаться с дедушкой», «в нашей семье с появлением кошки все стали гораздо спокойнее и мягче», «вносит умиротворение какое-то в атмосферу: родителям дает повод либо не ругаться (если выделывает что-то забавное), либо ругаться на нее (если ведет себя плохо)».

«Сепарация»

Хотелось бы выделить одну из функций домашних питомцев – оказание помощи в процессе сепарации молодого человека. Идеально, семья должна подготовить своего ребенка к самостоятельной жизни, но, если способность к автономному функционированию нарушена, процесс сепарации может оказаться очень сложным. Нередко в семьях, где не произошла сепарация, взрослые дети заводят собственных домашних питомцев, несмотря на возражения родителей.

Характерные высказывания: «сначала они были против, не обращали внимания, но теперь полюбили всей душой»; «теперь они (родители) поймут, какая она красивая и редкая» (о том, что кошка выиграла приз на выставке).

Обычно в описаниях домашних животных упоминается, что родители, хоть и не проявляют этого внешне, признают ценность своего домашнего питомца и высоко его оценивают, даже если они изначально были против его заведения.

Рассмотрим домашних питомцев как агентов сепарации. Существует обширная литература, в которой описываются различные стадии жизненного цикла семьи. Каждый переход на следующую стадию сопровождается кризисом, и одним из самых значимых является переход от подросткового возраста к среднему возрасту родителей. Этот кризис сравним по интенсивности только с кризисом, связанным с появлением первого ребенка.

Для успешного взросления подросток должен преодолеть свой кризис идентичности, который подразумевает ответы на вопросы "Кто я? Куда я иду? Зачем?". Простой ответ "Я сын (дочь) своих родителей" не достаточен. Чтобы найти новые модели жизни, ребенку нужно выйти за пределы своей семьи, что называется сепарацией. Сепарация не ограничивается только отдельным проживанием и финансовой независимостью, но также включает в себя эмоциональную и интеллектуальную самостоятельность. Если родительская семья поддерживает стремление подростка получить жизненный опыт вне семьи, не навязывает ему идеи опасности окружающего мира и его слабости, и всегда готова предоставить ему надежное убежище, то сепарационные процессы проходят легко. Однако многим семьям, особенно дисфункциональным, трудно отпустить своего ребенка.

В дисфункциональной семье, дети используют разнообразное симптоматическое поведение для поддержания гомеостаза системы. Это поведение включает всевозможные дезадаптации и психосоматические заболевания, которые позволяют родителям заниматься ребенком и не решать свои супружеские проблемы. Подростки, которые начинают отдаляться от своих родителей, могут стать уязвимыми для способов привязывания, таких как внушение опасности окружающего мира, дискредитация друзей и занятий, снижение самооценки, и внушение общей несостоятельности. Развод также может стать травматическим для ребенка, который может чувствовать себя брошенным и страдающим в случае, если теряется контакт с одним из родителей. Эмоциональный разрыв с одним родителем может создать дополнительную энергию для слияния с другим родителем, что затрудняет сепарационные процессы. В таких случаях домашний питомец может помочь облегчить сепарационные процессы в семейной системе.

Психологический разбор конкретного случая: Случай с Р. 26 лет. Мать и отец ученые. Отец физиолог, “губил животных, ставил опыты на животных. Подопытными были кошки”. Р. на это реагировал болезненно. Когда ему было 12 лет, родители начали очень конфликтный развод. Инициатором развода была мать Р. Отец был решительно против развода, выгнал жену и ребенка из квартиры, не помогал деньгами, не платил алиментов. Р. начал работать с 15. О себе говорит, что был в это время “психованный”. “Отца ненавидел, маму очень жалел”. Сейчас общения с отцом нет – эмоциональный разрыв. Р. считает, что он всегда чувствовал кошек. Возможно, такой нарратив не сформировался, если бы «антигерой» отец не работал бы с кошками. Р. начал работать с животными и в 15 лет и спас свою первую кошку, которая прожила у него 5 лет. Эта первая кошка Тося сама вылезла к нему навстречу и Р. забрал ее домой. Считает, что у него с этой кошкой была специальная связь, что он ее чувствовал. “Сижу, вдруг понимаю, что с Тосей что-то происходит. Выхожу на улицу – а она от собаки убегает”. После ее гибели Р. подобрал котенка такого же окраса. Однако кошка по характеру и уму была “совсем не то. Тупая”. Р. говорит о том, что с животными общаться проще и их проще любить, потому что эффект от любви видится сразу, потребности животных человек может удовлетворить легко. “Животные не меняются. Пока течки нет, животное одинаковое. А люди мало предсказуемые, многообразны, потребности растут. Люди боятся людей”.

Очевидно, что Р. использовал общение с кошкой Тосей как способ преодоления эмоционального раскола с отцом и беспомощности в помощи матери. Он сумел спасти ее от гибели и установить теплые отношения. Это помогло ему справиться с травмой развода родителей и отделиться от семьи. В настоящее время Р. женат, воспитывает дочь и живет отдельно от матери. Кроме кошки Тосей, в семье есть и другие домашние животные, такие как хорь и птицы, что может свидетельствовать о том, что в системе больше нет необходимости проецировать все на одного питомца. Отношение к домашним животным стало более функциональным.

«Домашние питомцы как замещающие элементы»

Самая частая и неспецифическая функция домашние животные в семейной системе – это структурное замещение. В семейной системе структурные замещения происходят часто.

Много примеров замещения можно найти в разных семьях. Например, бабушка может заменить маму и выполнить ее обязанности, проводя время с внуком на несколько часов в день, несколько месяцев в году, или даже несколько лет до того, как внук пойдет в школу. Дочь может заменить маму и стать "функциональной женой" для своего отца, если мама и папа живут раздельно и дочь живет с отцом. Она может стирать, убирать, готовить и заботиться о внешнем виде отца вместо матери. В другом случае молодая женщина может родить ребенка вне брака, и ее родители, бабушка и дедушка, могут заменить ее и взять на себя ответственность за ребенка. Это помогает сохранить гомеостаз в семейной системе и предотвратить конфликты между родителями. Животные могут также играть замещающую роль в семье, но важно понимать, что это обычно происходит после того, как важный член семьи уходит из системы, и замещение занимает некоторое время. В одной семье собаки появились после того, как сын женился и съехал. «Сына променяли на собак» – так говорили родственники.

В другой семье женщина осталась одна с двумя детьми (мальчики 9 и 6 лет), кроме того, в семье осталась собака. Муж уехал в Германию, работать.

“На меня навалилась тоска и депрессия, даже экзема у меня началась. Увидев черного котенка рядом с магазином, почувствовала потребность его забрать (из-за своей депрессии). Очень много лечила! Очень хорошо все помню. Кошка что-то мне давала. Мой день заканчивался после того, как ложились мальчики – я брала кошку на руки. Все вечера я проводила с кошкой, она сидела, а не скукоживалась (умела сидеть) и мы обходили всю квартиру, в зеркало смотрели. Она тоже чувство – вала себя хозяйкой”. Интересно, что другой домашние животные – собака существовала в этой семье, но замещающую функцию не выполняла именно потому, что была в семье до отъезда мужа.

В другой семье кот играет роль замены старшего сына мужа от первого брака. Кот обязательно сопровождал семью во всех их поездках, и отношение к нему менялось со временем, по мере взросления сына от первого брака.

Иногда возникают ситуации, когда домашние животные были приобретены для выполнения определенных функций. В данном случае 40-летний холостяк И. живет с матерью и держит агрессивную суку питбуля, которая не приучена к туалету на улице. Из-за этого прогулки с ней становятся сложным мероприятием и проходят в основном ночью. Хотя И. активно знакомится с женщинами в интернете и декларирует свои серьезные намерения, он не может жениться на своей долголетней любовнице, так как он не хочет оставлять собаку у матери. В своих виртуальных романах И. продолжает использовать собаку в качестве оправдания для своей невозможности пожениться на своей возлюбленной.

Несомненно, домашние животные включаются в семейную систему в качестве ее составной части. Как и любой другой элемент системы, домашние животные подчиняются законам ее функционирования и могут оказывать влияние на протекание стадий жизненного цикла семьи, поддерживая семейный гомеостаз. Однако это влияние может быть как полезным, так и вредным. Например, домашние животные могут играть функциональную роль как агенты сепарации для подростков. С другой стороны, в качестве триангулированного члена семьи, они могут мешать развитию отношений и преодолению конфликтов в супружеской паре. Если отношения в паре напряженные, наличие домашнего животного может стабилизировать их, но в то же время не дать семье перейти на следующую стадию жизненного цикла, например, завести ребенка или отпустить выросших детей. Также домашние животные могут играть функциональную роль, помогая пережить депрессию, или дисфункциональную, мешая установлению супружеских отношений.

Приложение

Можно считать, что практикующим психологам/терапевтам следует обратить большее внимания на роль, которую играют домашние питомцы в современных городских семьях. Без сомнения, что они встраиваются в семейную систему как ее часть, и подобно другим элементам системы, подчиняются ее законам функционирования, включая поддержание семейного равновесия и влияние на развитие семейных этапов.

Процедура клинической части исследования:

Предлагаю примерный список вопросов, которые смогут помочь в работе психолога с семьей, где содержаться или содержались домашние питомцы.

Примерный список вопросов, разбит на 2 блока. Первый блок вопросов относится к самому домашнему питомцу и текущей жизни семьи. Второй блок вопросов – к прошлому семьи и истории взаимоотношений с домашними питомцами в прошлом разных членов семьи.

1 блок

1.      Опишите вашего питомца. Три его главных качества. Как он чувствует себя в семье?

2.      Опишите историю появления домашнего питомца в семье.

3.      Кто и как из членов семьи относится к домашнему питомцу?

4.      Какие события происходили в семье непосредственно до появления домашнего питомца?

5.      Изменилось ли, и что изменилось в образе жизни и самочувствии людей после его появления?

6.      Какие трудности домашний питомец «привнес с собой»?

7.      Кто как справляется с этими трудностями?

8.      Что нового появилось в семье? Что хорошего появилось в семье?

9.      Изменился ли характер взаимодействий членов семьи?

10.      Как вы считаете, какую функцию домашний питомец выполняет в семье? Зачем он семье?

11.      Если бы питомца не было, что бы в семье происходило. Кто бы выполнял его функцию?

12.      Кастрирован ли домашний питомец? Почему?

13.      Где спит домашний питомец?

14.      Если в семье имеются другие домашние питомцы, то каковы их взаимоотношения?

15.      Планируются ли другие домашние питомцы в семье? Какие и почему?

2 блок

1.      Были ли раньше у вас или членов вашей семьи домашние питомцы. Если да, то опишите, кто это был, историю его жизни. Кто был главным владельцем питомцев?

2.      3 главных качества предыдущих питомцев.

3.      Причины смерти предыдущих питомцев. Кто как справился с трудностями потери?

Список используемой литературы:

1. Варга А.Я., Федорович, Е. Ю. О психологической роли домашних питомцев в семье // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические Науки. – 2009. – № 1 (3). – С. 22–35.

2.      Варга А.Я., Федорович, Е. Ю. Участие домашнего питомца в жизненном цикле семейной системы // Вопросы психологии. – 2010. – №1. – С. 56–65.

3.      Теория семейных систем Мюррея Боуэна / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варгa. – М.: Когито-Центр, 2005.

4.      Теория семейных систем Мюррея Боуэна / Под ред. К.Бейкер, А.Я.Варги. М.: Когито- Центр. 2005.