Книга Исповедь Призрака. Премия им. Ф. М. Достоевского. Игра в Иную Реальность - читать онлайн бесплатно, автор Александра Крючкова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Исповедь Призрака. Премия им. Ф. М. Достоевского. Игра в Иную Реальность
Исповедь Призрака. Премия им. Ф. М. Достоевского. Игра в Иную Реальность
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Исповедь Призрака. Премия им. Ф. М. Достоевского. Игра в Иную Реальность

– А где ты сейчас? – поинтересовался он.

– На Афоне… Послушай, но…

– На Афоне? Хм… – казалось, он был удивлён.

– Я всегда на Афоне в августе… Но Рэй…

– В августе?! – ещё больше удивился он.

– Да послушай же ты меня! Как ты можешь мне звонить? Ты – призрак!

– Призрак, и что? Ты никогда не общалась с призраками?

– Вот так, как сейчас с тобой, нет.

– Значит, пришло время, чтобы теперь и так – тоже.

– А что ты хотел мне сказать? – спросила я, почти расслабившись и смирившись с возможностью общаться по телефону с призраками, звонящими в прямом эфире на Афон с неопределяющихся номеров.

– Да так… Ладно, я понял. Увидимся.

– Где? Здесь, на Афоне? – удивилась я.

– Кто ж меня, колдуна, на Афон пустит? Во сне! – засмеялся Рэй, и связь прервалась.

***

В Урануполи всего две многолюдные улицы: морская, с кафешками и магазинами, и центральная, через два дома от морской, в основном с иконными лавками. Улицы начинаются у Башни.

Иконная лавка Димитры находится на центральной улице прямо напротив Башни, а Святая Марина, замахивающаяся на Дьявола топориком, приобретённая у Димитры, – моя первая афонская икона. Димитра и вся её семья – греки. Мы общаемся по-английски.

– Привет, Алиса! Надеюсь, Костас домчал тебя молниеносно? Как море?

– Я – в Раю, спасибо! – улыбнулась я и заскользила взглядом по стене с рукописными иконами.

– Марина у тебя уже есть, и Святое Семейство – тоже, – Димитра помнит все иконы, которые у меня уже есть. – Кстати, как поживает Марина? Она ещё не зарубила Дьявола топориком?

– Всё ещё рубит, – вздохнула я. – Мне нужна икона Святого Петра.

– У меня есть Пётр и Павел!

– Пётр и Павел у меня есть. Кстати, я хожу в церковь Святых Апостолов Петра и Павла, подворье Оптиной Пустыни. Знаешь, что они символизируют?

– Я не такая набожная, поэтому и расспрашиваю тебя про иконы, пользуясь тем, что ты любишь кофе, – Димитра улыбнулась.

– Пётр и Павел – символ дуальности мира, чёрное и белое, слитое воедино, левый и правый путь. Пётр считался главным апостолом в Католичестве, а Павел – в Православии. На Афонском изображении они обнимаются, и их объятие – в форме сердца.

– Белая и Чёрная Магия?

– Можно и так сказать, но мне нужен Пётр с ключами, – уточнила я, продолжая осматривать рукописные иконы, многие из которых я уже видела здесь в прошлом году.

– С ключами от Рая? – переспросила Димитра.

– У него там два ключа, – засмеялась я, – и не факт, что оба – от Рая!

– Ты же у нас на Афоне – уже в Раю! – сказала Димитра, доставая амбарную книгу, в которой ею ведётся учёт всех заказанных на Афоне икон, их поступление и продажи. – Нет, Петра с ключами я никогда не заказывала. Позвоню завтра монахам-близнецам в скит Святой Анны, возможно, они успеют написать икону до твоего отъезда.

***

Я зашла в иконную лавку семьи Яниса. Его родители говорят по-гречески, но Янис изучал русский. Он всегда поздравляет меня с православными праздниками, отправляя фото рукописной иконы праздника из их магазина. Недавно у Яниса родилась дочка.

– Алиса! С приездом, дорогая! Как дела? Как поживает Ваш кот?

Кот – не мой, но периодически у меня гостит и, совершая обход по квартире, включая открытые полки с Афонскими иконами, прикладывается к иконам лбом, прямо как человек. Я фотографировала кота, чтобы показать афонцам.

Отец Яниса здоровается со мной на греческом и сразу же просит девочек, работающих в их лавке, сварить кофе. Янис показывает новые иконы и делится последними новостями, а я медленно обхожу пространство и здороваюсь со Святыми, и те приветствуют меня в ответ. Янис говорит, что я чувствую живые иконы. А ещё есть следящие – Святые смотрят прямо на тебя, независимо от твоего перемещения в пространстве.

– Николай у Вас есть, и Александра тоже, – Янис помнит все иконы, которые у меня уже есть. – А чего у Вас нет?

– Лестницы, – призналась я.

– Редкая икона! Позвоню завтра в келью Святого Николая, узнаю, нет ли у них писаной, и тогда закажу, если нет, чтобы успеть до Вашего отъезда! Надо только выбрать образ – сейчас покажу, как у нас её пишут, и размер. Лестница помогает душам пройти Мытарства. Надеюсь, у Вас никто не умер? – Янис открыл страничку в Интернете и показал мне варианты лестниц.

Выбрав Лестницу, я оглянулась по сторонам, чтобы обозначить желаемый размер, и мой взгляд остановился на нижней полке в угловом стеллаже, откуда на меня пристально смотрела Богородица, явно живая, и я непроизвольно вздрогнула:

– Вот такого размера…

Кофе мы пьём на улице у входа в магазин Яниса. Здесь так принято: владельцы магазинов пьют кофе, общаются с прохожими, потом переходят улицу и пьют кофе с теми, кто напротив, обмениваясь новостями или молча рассматривая туристов с пакетами: пакеты, мелькающие чаще других, – указание на самую процветающую лавку в Урануполи. А Янис рассказывает мне про Афон, он бывает в кельях, беседует со старцами и водит туристов на Гору.

– Не встречали 12 отшельников? – поинтересовалась я.

– Чтобы их встретить, надо быть Святым, – вздохнул Янис и нырнул в лавку к только что зашедшим в неё покупателям.

– Как я рада, что Вы снова с нами! – воскликнула Лия, грузинка, моя ровесница, живущая здесь почти десять лет, сотрудница Яниса. – Слава Богу, Вы живы и здоровы! Вы очень светлая, даже хозяйка говорила: в Алисе – иная доброта, настоящая, с Неба.

– Спасибо, Лия! А Вы не знаете, как называется вот та икона Богородицы? – я показала её Лие сквозь витрину.

– Даже не помню, откуда она у нас. Но завтра скажу!

***

Кирияки – племянница Димитры, да и Янис – её племянник, в этой деревушке почти все – родственники, хотя и не все дружны между собой. Кирияки досталась по наследству иконная лавочка её отца, который два года назад переквалифицировался в продавца мороженого. Лавочка, как и у Димитры, была небольшой, но Кирияки закупала большие и дорогие иконы. Мне нравился один из иконописцев, который писал для неё, и за приемлемые деньги.

– Привет, Алиса! Я снова беременна, как видишь! – улыбнулась она.

– И опять мальчик?!

– Ага! – засмеялась она и после приветственных расспросов приступила к обзору своих новинок.

– Алиса, очень рад тебя видеть! – обнимая и целуя меня в щёки трижды, произнёс зашедший в лавочку отец Кирияки. – Надолго к нам? Знаешь, а ведь ты никогда не уедешь! Останешься навсегда жить на Афоне!

– Кирияки, а у тебя нет, случайно, Святой Варвары с чашей? – поинтересовалась я, размышляя над словами её отца.

– С чашей – нет, а так – есть! А зачем тебе? Она от внезапной смерти оберегает? Чтобы не умереть без причастия?

Кирияки обещала узнать про Варвару, а я направилась к Сократису.

***

Сократис – друг Димитры, грек, но мы общаемся по-итальянски, хотя он говорит и по-английски. На итальянском нас никто не понимает, да и полезно попрактиковаться. Сократис любит редкие иконы и мне про них рассказывает – эмоционально! – похож на итальянца темпераментом.

– О! Алиса! С возвращением! Эх, что я тебе покажу! – кричит он издалека, а затем достаёт телефон и находит фото: – Про меня написали статью в National Geographic! Смотри! Видишь? Вот моё имя, вот название и адрес моей иконной лавки! А это мои иконы, вон они – на той стене! Прикинь, пришли журналисты и даже не сказали, кто они и откуда! Я, ты же знаешь, всегда говорю правду про иконы, и я им всё сказал! И они написали!

– Поздравляю! – улыбнулась я и, переведя взгляд на стену с иконами, замерла как вкопанная.

– Кофе? – предложил Сократис, не заметив моего оцепенения.

– Ты знал! Мне нужна эта икона, нигде не могла найти, даже решила, что её не существует!

– Какая из?

– Четырёх Евангелистов!

– Ха! У меня всегда есть то, чего якобы не существует! Ты же здесь – как местная жительница, всё про всех знаешь, что по чём, кто и чем торгует, разбираешься в техниках письма. А зачем тебе Четыре Евангелиста?

– Переписать Будущее.

***

Где-то в Тумане

Мы поднялись на лифте на последний этаж огромного торгового комплекса.

– Закрой глаза и дай мне руку! – загадочно произнёс Мишка и повёл куда-то, а затем шепнул: – Открывай!

– Вау! – воскликнула я, поскольку прямо перед нами, будто зависший в воздухе над пропастью, под куполом торгового комплекса, находился Фиалковый Остров, к которому вёл узкий мостик.

– Да не бойся, мост – настоящий, не рухнет! Потрясающая кафешка, и здесь сегодня завтракаем только мы!

Мы приземлились на диван, утопающий в фиалковых зарослях: они окружали нас со всех сторон – настоящие, крупные, красивые и… печальные. Официантка удалилась, приняв наш заказ, а Мишка достал и протянул мне подарочную коробочку:

– С Днём Святого Валентина!

– Спасибо! Ангелы всегда нужны, их много не бывает, – улыбнулась я, увидев чудесного серебряного Ангела-Хранителя, а затем, ещё раз окинув взглядом цветы, вспомнила: – Фиалки в Греции – символ траура! Представь, молоденькую Персефону, собирающую фиалки, похитил владыка Царства Мёртвых. С тех пор греки усыпают фиалками преждевременно умерших девушек.

– Да забей ты на Грецию! Лучше скажи, почему до сих пор не эмигрировала в Италию? Сто раз говорили: нечего тебе тут делать! Ты знаешь итальянский. Тебя в Италии принимают за местную жительницу. Ты молодая, умная, красивая. Ну? Сегодня же зарегистрируем тебя на международных сайтах знакомств. Помнишь, фотосессию осенью? Море потрясающих фоток! Выберем самые-самые, и через месяц ты пригласишь меня на свадьбу! Вот увидишь! Чего зря время-то терять? Чудо ты в перьях! Кстати, о перьях! Что пишешь?

– Ничего… Но знаю, что должна написать. Видела Там.

– Про Иную Реальность?

– Да, но, наверное, время ещё не пришло.

– А что видела?

Я задумалась над тем, как объяснить земному человеку, что мне показали в Небе, и перевела взгляд на цветы, но заметила Рэя – на мостике, ведущем к Фиалковому Острову.

– Так что тебе показали, Алиса? – переспросил Мишка, сидя спиной к приближающемуся к нам Рэю.

– Агрегацию атомов, – выдохнула я Мишке.

– А я углубился в научные книги, где столько всяких открытий в квантовых областях понаделали, и всё такое про Иную Реальность, прямо дух захватывает! Хочешь, дам почитать?

– Алиса, хочешь фокус? – спросил Рэй, присев рядом.

– Хорошо, дай почитать, – ответила я Мишке.

– Не бойся, – Рэй протянул мне руку. – Закрой глаза.

Я вопросительно посмотрела на Рэя, но не могла ослушаться. Мы сделали пару шагов от стола, в то время как Мишка, как ни в чём не бывало, продолжал:

– В следующий раз сразу три книжки тебе привезу. Итак, что мы делаем сегодня?

– Открой глаза, Алиса, – шепнул Рэй, и я повиновалась.

Мы стояли с Рэем на мосту. Я перевела взгляд на… О нет! Там, за столом, на Фиалковом Острове! Там по-прежнему была Я!


39 До/2 После. ДОМ I

Тёмная Башня

Где-то во Вселенной

– Страшно, Рух? – спросил Хранитель у двери Дома №1.

– Ага, – призналась я.

– Не бойся. Не то место, где действительно страшно.

Я послушно распахнула дверь, шагнула внутрь и ожидала увидеть всё что угодно, но… Я оказалась на подвесном хрупком мостике, раскачивающемся от ураганного ветра над бушующим морем! Ветер жаждал сорвать мост и бросить его в бездну. Мост вёл к острову, окружённому высоченной каменной стеной, за которой возвышалась Тёмная Башня, уходящая прямиком в Небо.

– Где мы? Что происходит? – закричала я Хранителю, и огромные волны обрушились на нас, явно пытаясь утопить.

– Пойдём-пойдём, – Хранитель провёл меня до железных ворот крепости, которые тут же послушно отворились, а за ними…

…было так тихо, будто бушующего моря не существовало! Мощёная камнями дорожка вела к Башне, в окнах которой мелькнуло несколько призраков. По бокам от дорожки над красивыми цветочными клумбами порхали бабочки.

– Как здесь всё странно! Даже цветы, – невольно вырвалось у меня, – красивые, но печальные. Почему?

– Это фиалки, – Хранитель вздохнул, а я заметила приближающегося к нам Монаха-Старца.

– Здравствуй, Рух, – произнёс Старец, пронзая меня глубоким взглядом. – И Ангелу твоему здравия и сил. Море здесь почти всегда неспокойно. Вот-вот начнётся гроза. Пойдёмте, погреемся у камина.

Мы зашли в Тёмную Башню. В руке Старца появилась свеча. Он зажёг её силой мысли, и мы поднялись по узкой винтовой лестнице на последний этаж с крошечной дверью, украшенной черепом и надписью: «Memento Mori»20.

Первое, что бросалось в глаза в комнате-келье, – отсутствие крыши: над нами раскинулось звёздное Небо, по которому проплывала Луна. Голый каменный пол. Маленькое окно без стекол, но с решёткой. У окна – деревянный стол, на нём – старинные книги, перо и чернильница. У камина – кресло-качалка. Над камином – потрескавшееся зеркало. Стены украшали подсвечники и иконы Святых, каждый из которых улыбнулся в ответ на моё мысленное приветствие.

– Мы – внутри твоего «Я», Рух! – шепнул Старец, присаживаясь в кресло у мгновенно запылавшего камина.

– Дом №1 – самосознание, – подтвердил Хранитель, – то, какая ты личность внутри, а не снаружи, твоё «эго».

– Эгоизм и гордыня тебе не грозят, – усмехнулся Старец. – Дом №1 оказался не роскошным дворцом, и даже не замком, а Тёмной Башней на островке, занимающем всего лишь 13 градусов из 360-ти в Круге, рассчитанном на 12 Сфер Жизни. Повезёт тебе с числом «13», раз уж и первый вдох – в 13-м градусе Рака, и в твоём «Я» – 13 градусов.

– Дверь открывается в момент первого вдоха, – уточнил Хранитель, – Дом №1 – ещё и Дом Жизни, а его Хозяин – Управитель Судьбы, в твоём случае – это Луна, но она находится слишком далеко отсюда, Селена является фиктивной планетой, Сириус – звездой, поэтому Старец-Сатурн выполняет роль доминанта Судьбы и оказывает максимальное воздействие на твоё Сознание.

– Ангел, не спеши! Скакать по Лестнице – дело неблагодарное, шишек можно набить, – остановил Хранителя Старец и материализовал для нас два кресла. – Остров находится в море, в знаке стихии Воды – Раке, Рух. Ты – эмоциональная и ранимая девочка, тонко чувствующая непроявленное и скрытое, Потусторонний для людей – наш Мир. Про таких на Земле говорят: живут без кожи, но имеют потрясающую интуицию. А мы говорим про Астральное – Звёздное тело – сверхчувствительную душу, находящуюся в вечном поиске покровительства и защиты – каменной стены. Однажды ты возведёшь высоченную каменную стену, отгородившись от людей из-за причинённой ими острой душевной боли, и построишь Тёмную Башню, уходящую в Небо, чтобы общаться с нашим Миром, изредка приглашая в гости избранных – с кем не нужно бояться быть раненой или убитой.

– Рак – нежное тельце и непроницаемый панцирь?

– Да, именно. Детям с тобой комфортно, они чувствуют мир, как и ты. А вот со взрослыми… При малейшей угрозе дискомфорта уйдёшь в себя – спрячешься. Осторожность, застенчивость, боязнь выражать эмоции из-за страха показаться смешной, слепленной из иного теста. Потрясающее воображение, но врождённая неуверенность в себе и страх перемен. Задача – раскрыть таланты, щедро предоставленные Небом, и, наступая на горло страхам, делиться с людьми результатами творчества души.

– А моя мама? Разве она не будет меня защищать? – спросила я.

– Да, – вздохнул Старец, – таким, как ты, важна поддержка, одобрение, любовь и забота близких. Свойственна сильная привязанность к матери и колодцу Прошлого. Он спрятан в подвале Башни. Ныряя в него, ты станешь глубокой личностью.

– А у меня будет большая семья?

– Про семью говорится не здесь, – Старец снова вздохнул. – Но ты будешь стремиться свить уютное гнёздышко в тихой гавани, чтобы чувствовать себя в безопасности. Когда обрастёшь панцирем, люди перестанут понимать, кто ты, – каменное выражение лица станет твоей маской. В отличие от большинства земных женщин, ты нелюдима и немногословна, но умеешь слушать и слышать, обладаешь способностью разговаривать молча. Ищи тех, с кем можно общаться без слов, как принято здесь. Твоей Селене свойственно помогать людям, ты склонна к самопожертвованию. Преданная, честная и верная, но легко внушаемая душа, ты открыта для магических воздействий, в первую очередь – со стороны партнёров по браку или по бизнесу. Тебя будут обманывать и предавать, но лучше быть преданной кем-то, чем предать кого-то.

– А я буду жить у моря?

– Ты будешь его любить и бояться одновременно, рисовать с детства, даже ещё не увидев его земными глазами. Что ты чувствовала, когда шла по мосту?

– Страх, – согласилась я со Старцем.

Внезапно за окном грянул гром и мгновенно хлынул дождь.

– Уран шалит, – вздохнул Старец. – Впрочем, о твоей рачьей сущности я сказал достаточно, остальное Луна детализирует.

Из потрескавшегося зеркала стали появляться призраки, они окружили меня со всех сторон и потянули за собой в…

***

Библиотека Вселенной

– Не поняла, – призналась я Хранителю, присаживаясь в кресло в Читальном Зале, – почему в моём Сознании появляются призраки и живёт Монах, а на двери в келью висит табличка «Помни о смерти»? Старец ничего не сказал о себе, Луна проплыла над Башней куда-то вдаль, а море хотело меня утопить.

– Не всё сразу, Рух! Лестницу надо прошагать, а не проскакать. Внимательно слушай и впитывай в себя информацию, – проще на Земле вспоминать будет.

Книжка раскрылась на странице с миниатюрой «Девочка и Море»:

«Она подолгу сидела у моря на закате, Девочка в розовом платье. О чём-то размышляла и пристально смотрела в Небо. Она видела Таинственную Страну в облаках, где жили крылатые люди. Сиреневые замки манили её к себе, в их причудливых садах благоухали сказочные цветы и пели волшебные птицы. Ветер доносил до Девочки необычайные ароматы и отзвуки чарующих мелодий. А ещё она видела в Небе знакомые лица, они улыбались и звали Девочку в Небесную Страну, в Город Солнца. Она мечтала попасть к ним, но не знала, как это сделать, – у неё не было крыльев. Солнце садилось в море. Тёплые волны ласкали её ножки, напевая тихую добрую песню, которую она слышала от матери, когда была ещё совсем маленькой. Девочка оглянулась, но на берегу никого не было, и ей стало совсем одиноко. Угрюмые Скалы не понимали её, потому что не имели чувств, отчего, впрочем, и не умирали. Скалы, как и обычно, лишь молча созерцали картину на закате Солнца: Девочку и Море. Солнце приближалось к линии горизонта. Волны шептались всё громче и громче. Волшебная Страна уплывала вдаль, теряя свои очертания. Девочка стояла у моря. И слёзы упали в море, и море стало солёным…

Чайки, прилетевшие вечером на тот берег, уже никого не застали. Солнце скрылось за горизонтом, наступала ночь. Где-то далеко в Небе они заметили очертания неизвестного Города. Им стало интересно: что это за Город – не на Земле, а в Небе? Никогда раньше они не видели таких городов! И две самые любопытные чайки решили долететь до загадочного Города, но тщетно – у них не хватило сил. А Девочка исчезла. Скалы больше не созерцали её здесь, на берегу моря, на закате Солнца. И только книжка, оставленная Девочкой на прибрежном камне, напоминала им о её существовании…»

На границе

Урануполи, Афон, Греция

Я проснулась от звонка будильника в 9:50. Мне снился странный сон, но Рэй… что он хотел сказать? Фиалковый остров существовал на самом деле. Мишка, отличный поэт и зам. министра, пригласил меня в то кафе отметить выход его книги, в которой были и стихи, посвящённые мне. Мечтал погулять на моей свадьбе в Италии.

Я спустилась на завтрак. Мама Николетты готовит его сама. Её завтраки гораздо вкуснее, чем в гостиницах, да и моя комната – просторнее, а уж какой у меня шикарный балкон! Днём Солнце с него уходит, позволяя мне обедать, обозревая острова в лазурном море; по ночам мимо проплывает Луна, а загадочная многолучевая звезда подмигивает. Дом построен на скале, возвышающейся над морем, словом, живу я на последнем этаже таинственной Башни, чтобы спокойно беседовать с Небом, не боясь цунами. Забавно! Везёт мне на «13» – это номер моей квартиры на Афоне, дачи и гаража, квартиры экс-мужа в Москве, последние цифры телефонного номера.

Поднимаясь с завтрака, я столкнулась с горничной и попросила её не убираться у меня каждый день, а только выносить мусор, – мне нравится чувствовать себя как дома.

Море – море – море… Накупавшись, обычно плюхаюсь в белый песок у дальних скал, а потом возвращаюсь домой, по дороге купив мороженое и фрукты в магазине при таверне «Акрополи», где я изредка ужинаю.

Прочитав «Девочку и Море», в которой править особо нечего, я впала в воспоминания детства, но ровно в 18:00 (люблю распорядки и всё системное, не переваривая хаоса) отправилась на прогулку к Афонской границе, прихватив с собой акафист «Взыскание погибших», – днём слишком жарко. По дороге я захожу в церковь Святых Константина и Елены, где находятся Иверская, Скоропослушница и старинная икона любимой греками и мной Святой Петки Параскевы. Именно Петка – первая рукописная икона у меня дома, я купила её в замке на острове Святого Стефана в Черногории, где жила в отпуске давным-давно. В Урануполи в церковь можно заходить в любой одежде и обуви, а гречанки не покрывают голову платком в знак памяти о войне с Турцией – протест против мусульманских обычаев. Внутри церкви работают кондиционеры и стоят стулья, на которых прихожане сидят, за исключением особых моментов богослужения.

Дорога к границе с Афоном начинается от Башни и идёт налево вдоль моря, перпендикулярно центральной улице. Минут через 30 вы увидите монастырь Зигу, монумент «Охраняется ЮНЕСКО», золотой герб Афона, колючую проволоку и небольшой таможенный дом, хотя на Афон в 99% случаев, если море не штормит, добираются на пароме, а не по суше. Я люблю эту деревенскую дорогу – мимо виноградников и оливковых рощ, участков местных жителей, и крошечного лакшери отеля «Скиты», где я сама бы не отдыхала, потому что море после Башни – другое, оно резко меняется, превращаясь из доброго и домашнего в стихийное и суровое, будто граница начинается сразу за Башней.

Я добрела до границы и привычно остановилась у разрушенного монастыря Зигу, первое упоминание о котором относится к 941 году. Обычно доступ на территорию раскопок закрыт, но София, дочка Димитры, однажды провела меня сюда и показывала всякое интересное и любопытное. Я повернула направо и дошла до моря вдоль колючей проволоки, поприветствовала Святую Гору и прочитала акафист. У проволоки летают стражи – осы, сканируют намерения, но я не собираюсь пресекать границу, и меня оставляют в покое.

София показала мне потрясающей красоты таинственную бухту правее от границы. Между скалами существует небольшой проход, но во время вечернего прилива попасть в бухту или выбраться из неё можно только вплавь, поэтому брать с собой ничего ценного не стоит – всё оставляется на скале при входе. Я залезла на одну из скал, чтобы встретить закат. Солнце напоминало горящую свечу. Сделав несколько фото, я обнаружила отчётливо проявленных призраков, отправила кадры своей знакомой, Светлане, и, подняв голову, увидела… Клянусь, это был тот самый Монах из аэропорта! Он медленно шёл вдоль берега, затем присел на камень неподалёку и тоже встречал закат. Когда Солнце исчезло, я побрела обратно. Старец направился следом за мной, но свернул к таможне. Я облегчённо выдохнула. В нём было нечто, что отличало его от других монахов, но что?

Димитра беседовала с мужем и братом у своей иконной лавочки напротив Башни. Она поприветствовала меня улыбкой, предложила кофе и поинтересовалась, как прошёл мой день.

– Ходила на границу, а Пётр с ключами как поживает?

– Я позвонила монахам-близнецам, но они сказали, что сейчас – август, и у них сплошные праздничные мероприятия. Могу прислать тебе Петра почтой, месяцев через девять, – предложила Димитра, протягивая мне кофе. – Сегодня пара из Сербии купила две нерукописные иконы, а мужчина из Лондона, не поверишь, твою любимую «4-ое Поколение»! Как вошёл в лавку, так замер и говорит: «Хочу!»

Лондон… Что-то внутри ёкнуло, и одновременно я увидела Монаха, того самого! Он вышел на площадь перед Башней, пересёк её и…

– Извини, клиент! – шепнула Димитра и нырнула в магазин, а я сделала несколько шагов к Башне, но Димитра вернулась: – Прости, ложная тревога!

– А Башня, ты говорила, она закрыта?

– Да, уже несколько лет. Типа, у государства нет денег, чтобы содержать музей. И с крышей проблема. На старых открытках Башня выше. У нас периодически бывают землетрясения. Последний этаж разрушился, а денег на восстановление нет, – объяснила она и протянула нечто, завёрнутое в фольгу. – Моя мама тебе лично просила передать! Это пряники, она сама их готовит! К чаю!