Книга Амана звали Эйхман. Психология небанального убийцы - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Квитко. Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Амана звали Эйхман. Психология небанального убийцы
Амана звали Эйхман. Психология небанального убийцы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Амана звали Эйхман. Психология небанального убийцы

Мгновение спустя в дверь постучали. Там стоял эсэсовец, схватил меня за руку и потащил на улицу.

Я всё время спрашивал: «В чём проблема? Пожалуйста, не тяните, я могу идти…»

Он продолжал чуть не тащить меня к машине с флажками на передних крыльях. Я стоял перед молодым офицером, когда он откинулся назад, улыбаясь. Его лицо выглядело знакомым, но я не узнал его.

Его улыбку сменил сердитый взгляд, когда он сказал: «Ты не помнишь меня – важный еврей».

Я признался, что не узнал его.

Он поднялся со своего места, подошёл к другой машине, жестом приказал эсэсовцу посадить меня в машину, затем вернулся к своей машине. Мне сказали, что этим офицером был Адольф Эйхман.

Примерно через полчаса мы подъехали к дому на окраине города. Эйхман вышел из машины, вошёл в здание и исчез. Через несколько мгновений эсэсовец жестом показал мне выйти из машины и последовать за ним.

Он провёл меня через ту же дверь, через которую прошёл и Эйхман. Внутри мы прошли через два других дверных проёма. Солдаты с винтовками охраняли каждый вход и выход.

Оказавшись в третьей комнате, мы вошли в огромную комнату. Это был офис Эйхмана. Он сидел за огромным столом из красного дерева, а на стене позади стола висела большая фотография Гитлера. По два солдата стояли у каждой двери, пока Эйхман отдавал приказы стоявшим перед ним эсэсовцам.

Он выкрикнул ещё один приказ одному из охранников у двери, и дверь распахнулась. Пятеро солдат привели двух мальчиков. Одному было тринадцать лет, а другому около восьми. Другой охранник вошёл из другой двери с маленьким семимесячным младенцем, который всё время хныкал. И ребёнок, и мальчики выглядели так, как будто они месяцами не ели полноценного обеда.

Эйхман повернулся ко мне и сказал: «Ты запомнишь меня после этого дня».

Затем он приказал одному из эсэсовцев «преподать этим евреям урок».

Я понятия не имел, что имел в виду Эйхман, но позже узнал, что два мальчика ударили одного из солдат, когда солдат ударил старую женщину прикладом своей винтовки.

Два мальчика молча стояли в ожидании своей участи. Один из эсэсовцев вынул изо рта сигарету и направился к восьмилетнему мальчику. Двое других эсэсовцев схватили мальчика и протянули ему руку на столе.

Затем эсэсовец прижал зажжённую сигарету к руке мальчика, и воздух наполнился запахом горящей плоти. Мальчик кричал, но сигарета была крепко прижата к его руке. Мальчик мотал головой во все стороны, его лицевые мышцы напряглись от боли.

Минуты через три ребёнок потерял сознание. Сигарету вынули, и один из солдат вынес мальчика из комнаты. Другой подросток попытался отодвинуться от своего охранника, но его удерживали.

Один из эсэсовцев щёлкнул огромной зажигалкой на столе Эйхмана и приставил иглу для обивки мебели к пламени. Он держал её там, пока игла не засветилась. Затем он подошёл к тринадцатилетнему мальчику и воткнул ему иглу в глаз. Ребёнок не потерял сознание, но продолжал кричать, когда его выводили из комнаты.

Эйхман откинулся на спинку своего огромного кожаного кресла и удовлетворённо улыбнулся. «Ты меня не забудешь, – мягко сказал он. – Ой, не бойся, мы не причиним тебе вреда. В конце концов, ты важный еврей», – с издёвкой добавил он.

Затем Эйхман повернулся ко мне и сказал: «Евреи – это бич земли. Их надо уничтожить. И единственный способ уничтожить их – это уничтожить всех молодых. Старые уничтожат сами себя».

Затем Эйхман кивнул другому эсэсовцу и указал на хныкающего младенца. Эсэсовец в нерешительности подошёл к ребёнку, нерешительно посмотрел на него, затем заговорил заикаясь.

«Простите, – он повернулся к Эйхману, – но я не могу. Это всего лишь младенец…!»

Лицо Эйхмана покраснело от гнева. «Немедленно доложи своему капитану».

Когда эсэсовец повернулся к двери, Эйхман сказал: «Но сначала подожди. Ты должен научиться не быть мягким – в конце концов, это всего лишь еврей».

Эйхман встал со своего места, расстегнул кобуру пистолета (рассказчик назвал тип оружияЛюгер) на ремне и, улыбаясь, подошёл к ребёнку.

Он повернулся ко мне и сказал: «А теперь смотри – ты никогда не забудешь меня, важный еврей».

Он прижал дуло пистолета к голове младенца и не раздумывая нажал на курок.

«Вот как надо это сделать». Он обратился к эсэсовцу: «Теперь иди и покажись своему капитану. У меня есть кое-что для тебя, что укрепит твои нервы».

Он держал пистолет так близко к голове младенца, что кровь забрызгала его пистолет. Заметив кровь, он бросил пистолет одному из своих эсэсовцев и сказал: «Почисти это» – и, указывая на кровь, которая покрыла пол, добавил: «И уберите этот беспорядок».

Затем он повернулся ко мне и сказал: «Мясом этого ребёнка будут кормить моих собак, а кости будут измельчены, чтобы сделать мыло и удобрения».

Мне удалось вырваться из-под стражи и броситься к Эйхману. Проворный, как кошка, он схватил ещё один пистолет, лежавший на его столе, и ударил меня по голове.

Меня вытащили из кресла, отвели к машине и отправили в Освенцим.

«Добро пожаловать в ваш новый дом, – насмешливо сказал один из мужчин, сидевших рядом со мной. – Тебе не будет одиноко – твоя жена и дети пробыли здесь почти час».

Позже я узнал, что он был прав. То, что мою жену, сына и дочь загрузят в печи концентрационного лагеря Освенцим, было лишь вопросом времени.

Я написал премьер-министру Давиду Бен-Гуриону, что готов добровольно дать показания на суде над Эйхманом; снова встретиться с этим палачом и сказать ему: «Этот важный еврей никогда тебя не забудет».

Эта жуткая история почему-то не появилась вместе с её источником на суде в Иерусалиме. В противном случае – если бы она заслужила доверие – она свела бы на нет все спекуляции на тему банальности зла. Как же к ней относиться? Поведение Эйхмана, с моей точки зрения, согласуется с аналитическими данными его психологического обследования в период проведения следствия в рамках подготовки судебного процесса. Действительно, здесь мы видим и садизм, «смертоносную ментальность» (по Л. Зонди) в действии; и самолюбование своей жестокостью, т. е. нечеловеческой силой, попирающей всевозможные моральные устои; и – пренебрежение к чужой жизни, отсутствие милосердия и снисхождения не только ко взрослым, но и к детям и даже младенцам. Так что с точки зрения логики вышеприведённая картина вполне укладывается в представление о личности злодея. Но было ли всё так, как описано, неизвестно. В то же время, чтобы нафантазировать подобное, надо обладать чудовищным воображением…

~

Эйхман вместе с Гёссом проработал все детали процесса[179]: от встречи прибывающих в Освенцим жертв оркестром узников в полосатых пижамах до отправления их на «санитарную обработку», умерщвления газом, отправки трупов в крематории и периодической замены команды уборщиков, которых отправляли по тому же маршруту. Эти уборщики не участвовали в умерщвлении своих собратьев, но после нескольких недель такой работы они отправлялись вослед им. Гёсс отмечал, что Эйхман не жаждал поменяться с ним местами, но был одержим идеей уничтожения евреев: «Без сожаления и хладнокровно мы должны завершить истребление как можно быстрее».

Эйхман отвечал за весь технологический процесс: не только за доставку до ворот лагерей смерти обречённых, но и за их последние в жизни шаги до газовых камер и крематориев. К сожалению, гитлеровская машина зачастую работала без письменных распоряжений. Другими словами, не оставляла улик, словно заранее предчувствуя, что призовут к ответу. Большую роль имели устные приказы и чутьё на невысказанные пожелания начальства. У Эйхмана эта функция была развита необычайно сильно, тем более что у него не существовало противоречий с намерениями высших лиц рейха.

Вначале тех, кто был приговорен к смерти в Освенциме-Биркенау, расстреливали в Брезинском лесу. Эйхман сказал Гёссу во время одного из своих официальных визитов в Освенцим: «Мы ожидаем большого количества людей, и технически будет очень сложно прикончить их, расстреляв. Крики женщин и детей мешают эсэсовцам в их действиях и доставляют неудобства».

Несмотря на всю свою занятость – Эйхман был очень ответственным и занятым службистом – он находил время, чтобы насладиться хорошим вином и уделить внимание женщинам, романы с которыми были практически обязательным атрибутом его разъездной жизни. Но также в его службе имелись дела, которыми он занимался не афишируя их. Так, он имел отношение к программе эвтаназии, которой подвергались и немецкие граждане, признанные неполноценными. В рамках этой секретной программы и были разработаны эффективные методы умерщвления людей, отсюда пошло использование автофургонов, в которых убивали людей угарным, выхлопным газом, а также более производительным средством – газом циклон Б. Есть основания полагать, что Эйхман знал о проведении чудовищных медицинских экспериментов над заключёнными. А в деятельности Страсбургского анатомического института, который занимался изучением человеческих черепов, он принимал участие, снабжая так называемых экспериментаторов жертвами, которые содержались в специальном лагере с газовой камерой, в соответствии с заказами – например, требовались скелеты и черепа «еврейско-большевистских комиссаров».

~

Прибытие Эйхмана в марте 1944 года в Будапешт знаменовало фактически последний этап его миссии в окончательном решении. Можно сказать, что деятельность в Венгрии в определённом смысле была вершиной его карьеры. Его поведение отличалось открыто проявляемой агрессией в адрес евреев, достигающей прямо-таки маниакальной силы. Он грозил покончить «со всей еврейской грязью Будапешта». Угрожал убить «друзей евреев», таких, как «еврейский пес Валленберг»[180]. Выход Эйхмана на сцену в последнем акте страшной войны был явлением, когда он сбросил все маски. Не было смысла играть в дипломата с еврейскими функционерами. Дело шло к развязке. Многие из его коллег и начальников начали подумывать о своей возможной судьбе после крушения нацистской Германии. Нацисты стали готовить варианты на случай поражения, в чём уже мало кто сомневался. В это время появился проект «Кровь за товары». Попытки выторговать себе лучшие условия на возможных переговорах с союзниками по антигитлеровской коалиции вызвали, по всей видимости, распоряжение Гиммлера о приостановке депортации евреев в лагеря смерти. Нацистский режим медленно, но давал задний ход. А Эйхман, словно не замечал разрушительных процессов в руководстве рейха, неумолимой тенденции к военному краху, продолжал упорно реализовывать свою задачу, которая, как стало очевидным, имела глубокий личностный смысл – истребить как можно больше евреев. В этой ситуации трудно в нём увидеть «канцелярскую крысу», «убийцу за письменным столом». Он вышел из-за стола, чтобы обречь на смерть тех, кому удалось дожить до этого момента, но не посчастливится пережить войну.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Холокост (от англ. holocaust, из др. – греч. ὁλοκαύστος – «всесожжение»; иврит – השואה), или Катастрофа европейского еврейства – массовое уничтожение евреев Европы, этническая чистка территории Германии и оккупированных ею территорий от присутствия евреев.

2

Фильм «Шоу Эйхмана» («The Eichmann Show», 2015), режиссёр Пол Эндрю Уильямс.

3

Arendt H. Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil. – NY, 1963 (Арендт Х. Эйхман в Иерусалиме. Банальность зла. – М., 2008).

4

Леопольд Зонди [Léopold Szondi] (1893–1986) – венгерский и швейцарский психолог, создатель Судьбоанализа.

5

Цыганок И. И. Тест Сонди. Диагностика эмоционального состояния, влечений и потребностей. Методическое руководство. – СПб., 2007. – С. 114.

6

Понятно, что и Л. Зонди не остался в неведении. Через некоторое время ему сообщили о том, кем был обследованный им аноним.

7

Arendt H. The Origins of Totalitarianism. – NY, 1951.

8

Ухтомский А. А. Доминанта (сборник). – СПб., 2019.

9

По иронии судьбы, которой полна история, изобретателем газа (правда, для санитарной обработки, для уничтожения вредителей), которым были умерщвлены сотни тысяч, миллионы евреев, – стал еврей, лауреат Нобелевской премии Фриц Габер [Fritz Haber]. Впрочем, с точки зрения нацистов этот газ использовался по назначению, так как они считали евреев вредителями.

10

Стоит напомнить историю с пароходом «Сент-Луис», покинувшим Германию в мае 1939 г., спустя почти полгода после «Хрустальной ночи». На борту было 937 евреев, у большинства из них имелась виза на въезд на Кубу. За время плавания на Кубе сменилось правительство, отказавшееся принять беженцев. Соединённые Штаты также не приняли ни одного человека. Более того, как рассказывала одна из оставшихся в живых пассажирок, когда их судно приблизилось к территориальным водам Флориды, береговая охрана произвела в их направлении предупредительный выстрел. Кораблю пришлось возвращаться в Гамбург, а его пассажиров ждали концентрационные лагеря смерти.

11

Штетл (идиш ‏שטעטל‏‎ – «городок» или еврейское местечко) – небольшое, как правило, поселение полугородского типа с преобладающим еврейским населением в Восточной Европе в исторический период до Холокоста. (Википедия)

12

Геноцид (от греч. γένος – «род», «племя» и лат. caedo – «убиваю») – термин, придуманный в 1944 г. польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным [Raphael Lemkin] для обозначения массового насилия, истребления, уничтожения этнической группы. Впервые этот термин был применён к евреям, целенаправленно умерщвляемым нацистами.

13

Arendt H. Eichmann in Jerusalem. A Report on the Banality of Evil. – NY, 1963.

14

Stangneth B. Eichmann Before Jerusalem. The Unexamined Life of Mass Murder. – NY, 2014.

15

Cesarani D. Eichmann: His Life and Crimes. – London, 2005; Cesarani D. Becoming Eichmann. Rethinking the Life, Crimes, and Trial of a «Desk Murderer». – Boston, 2007; Reynolds Q., Katz E., Aldouby Z. Minister of Death: The Adolf Eichmann Story. – NY, 1961; Eichmann A. My Role in the Final Solution. The Eichmann Tapes. – London, 2018; Eichmann A. False gods. The Jerusalem Memoirs. – London, 2015.

16

Eichmann’s Own Story: Part I // LIFE. – 1960. – Vol. 49. – No. 22, November 28; Eichmann’s Own Story: Part II // LIFE. – 1960. – Vol. 49. – No. 23, December 5.

17

Eichmann A. The Eichmann Tapes. My Role in the Final Solution. – London, 2018.

18

Arendt H. The Origins of Totalitarianism. – NY, 1951.

19

Arendt H. Eichmann in Jerusalem. A Report on the Banality of Evil. – NY, 1963.

20

Ezra M. The Eichmann Polemics: Hannah Arendt and Her Critics // Demokratiya. – 2007. – No. 9, Summer. – P. 141–169.

21

Ezra M. The Eichmann Polemics: Hannah Arendt and Her Critics // Demokratiya. – 2007. – No. 9, Summer. – P. 150.

22

Rabinbach A. Eichmann in New York: The New York Intellectuals and the Hannah Arendt Controversy // October. – Vol. 108 (Spring, 2004). – Р. 97–111.

23

Howe I. A Margin of Hope: An Intellectual Autobiography. – London, 1982. – Р. 271.

24

Ezorsky G. Hannah Arendt Against the Facts // New Politics. – Vol. 2. – No. 4. – 1963

25

Stangneth B. Eichmann Before Jerusalem: The Unexamined Life of a Mass Murderer. – NY, 2014.

26

Цит. по: Ezorsky G. Hannah Arendt Against the Facts // New Politics. – Vol. 2. – No. 4. – 1963.

27

Арендт Х. Эйхман в Иерусалиме. Банальность зла. – М., 2008. – С. 24.

28

Eichmann’s Own Story: Part II // LIFE. – 1960. – Vol. 49. – No. 23, December 5. – Р. 150.

29

Stangneth B. Eichmann Before Jerusalem: The Unexamined Life of a Mass Murderer. – NY, 2014.

30

«Душегубки» – газенвагены (нем. Gaswagen), мобильные газовые камеры, в которых жертвы умерщвлялись выхлопным или угарным газом.

31

Ezra M. The Eichmann Polemics: Hannah Arendt and Her Critics // Democratiya. – 2007. – No. 9, Summer. – Р. 143.

32

Например: Эпштейн А. Д. Ханна Арендт и суд над Холокостом // Иностранная литература. – 2009. – № 5. – C. 274–278.

33

Проблема, актуальная на период нахождения Эйхмана в израильской тюрьме. При этом позиция психологов, отражённая в соответствующем отчёте, в заседаниях суда не была озвучена.

34

Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М., 1970.

35

Арендт Х. Эйхман в Иерусалиме. Банальность зла. – М., 2008.

36

Boenhert G. C. A sociography of the SS officer corps, 1925–1939. – London, 1954.

37

Разговор с Гюнтером Гаусом. Телевизионное интервью Ханны Арендт (октябрь 1964 г.) // Социологическое обозрение. – 2013. – Т. 12. – № 1. – С. 3–23.

38

«…родной язык остаётся единственной надёжной системой координат» // Арендт Х. Ответственность и суждение. – М., 2013. – С. 36–37.

39

The Correspondence of Hannah Arendt and Gershom Sholem. Letter 133 from Arendt. – Chicago, 2017. – Р. 205–210.

40

Её связывали романтические отношения с Мартином Хайдеггером, которые она пронесла через всю жизнь.

41

Х. Арендт защитила докторскую диссертацию о понятии любви у Августина в Гейдельберге в 1928 г. под руководством К. Ясперса.

42

Стокгольмский синдром (англ. Stockholm Syndrome) – термин, популярный в психологии, описывающий защитно-бессознательную травматическую связь, взаимную или одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и/или применения угрозы или насилия. (Википедия)

43

Ланг Йохен фон. Протоколы Эйхмана. Магнитофонные записи допросов в Израиле. – М., 2002.

44

Арендт Х. Эйхман в Иерусалиме. Банальность зла. – М., 2008.

45

Шломо Кульчар (Dr. Shlomo Kulcsar) – психиатр, руководитель психиатрического отделения государственной больницы Тель-Ха-Шомер.

46

Böhm A. Die zionistische Bewegung. Band I. – Berlin, 1935.

47

1) Стенограммы процесса; 2) вступительная речь генерального прокурора; 3) заключение окружного суда; 4) апелляции защиты перед Верховным судом; 5) апелляционные слушания в Верховном суде; 6) распечатки магнитофонной записи предварительного допроса обвиняемого, который провела полиция Израиля; 7) данные под присягой письменные показания шестнадцати свидетелей защиты; 8) документы, представленные обвинением; 9) юридические материалы, представленные генеральным прокурором; 10) ротапринтные копии 70 страниц пометок, которые делал обвиняемый при подготовке к интервью с Сассеном.

48

Eichmann’s Own Story: Part I // LIFE. – 1960. – Vol. 49. – No. 22, November 28; Eichmann’s Own Story: Part II // LIFE. – 1960. – Vol. 49. – No. 23, December 5

49

Одним из важнейших следствий суда над Эйхманом было то, что он признал реальность геноцида еврейского народа, который осуществил нацистский режим Германии. Его свидетельство обезоруживает отрицателей Катастрофы.

50

Арендт Х. Эйхман в Иерусалиме. Банальность зла. – М., 2008. – С. 22.

51

Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.

52

Арендт Х. Ответственность и суждение. – М., 2013. – С. 63. (Весьма похоже на диалог из пьесы Е. Шварца «Дракон»:

53

Stangneth B. Eichmann Before Jerusalem: The Unexamined Life of a Mass Murderer. – NY, 2014. – Р. 220.

54

Разговор с Гюнтером Гаусом. Телевизионное интервью. Октябрь 1964 // Социологическое обозрение. – 2013. – Т. 12. – № 1. – С. 3–23.

55

Арендт Х. Жизнь ума. – СПб., 2013. – С. 12.

56

Robinson J. And the crooked shall be made straight: The Eichmann Trial, the Jewish Catastrophe and Hannah Arendt’s Narrative. – NY, London, 1965.

57

Intelligence Quotient (коэффициент интеллекта) – нормативное значение равняется 100.

58

Zillmer E. A., Harrower M., Ritzler B. A. et al. The Quest for The Nazi Personality. A Psychological Investigation of Nazi War Criminals. – NY&London, 1995. – TABLE 3.2.

59

Рейхсминистр экономики.

60

Рейхсминистр иностранных дел.

61

Вице-канцлер Германии.

62

Главнокомандующий военно-морским флотом.

63

Дипломат.

64

Гросс-адмирал.

65

Генерал-губернатор (оккупированной Польши).

66

Чиновник министерства пропаганды, журналист, пропагандист.

67

Гауляйтер Вены.

68

Министр иностранных дел.

69

Начальник штаба Верховного командования вермахта.

70

Рейхсминистр вооружения и боеприпасов.

71

Начальник штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта.

72

Рейхсминистр восточных оккупированных территорий.

73

Рейхспротектор Богемии и Моравии.

74

Министр экономики, президент Рейхсбанка.

75

2-й рейхспротектор Богемии и Моравии.

76

Заместитель фюрера по партии.

77

Гауляйтер Тюрингии.

78

Начальник главного управления имперской безопасности.

79

Главный редактор газеты «Штурмовик» («Der Stürmer»).

80

До конца войны он оставался в звании оберштурмбанфюрера СС (подполковника). Кстати, среди руководителей отделов 4-го департамента Главного управления имперской безопасности (гестапо) это звание было наивысшим, и его имели далеко не все начальники.

81

Начальник тайной государственной полиции (IV отдел Главного управления имперской безопасности) – Gestapo [гестапо].

82

Рейхсфюрер СС

83

Начальник Главного управления имперской безопасности, обер-группенфюрер СС, генерал полиции и войск СС.

84

Начальник Главного управления имперской безопасности, обер-группенфюрер СС, генерал полиции и войск СС.

85

Претензии Эйхмана на более высокое звание в его должности начальника отдела были нереальными. В отделах IV управления (гестапо) среди начальников отделов самым высоким званием было звание оберштурмбаннфюрера, в каком он и закончил свою карьеру в СС (среди немногих).

86

Кудряшова Л. Д. Психология и оценка личности. – СПб., 2007. – С. 58.

87

Eichmann’s Own Story: Part II // LIFE. – 1960. – Vol. 49. – No. 23, December 5. – P. 150.

88

1960. Eichmann’s Own Story: Part I // LIFE. –1960. – Vol. 49. – No. 22. November 28; Eichmann’s Own Story: Part II // LIFE. – 1960. – Vol. 49. – No. 23, December 5.

89

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). – М., 1968.

90

Ланг Йохен фон. Протоколы Эйхмана. Магнитофонные записи допросов в Израиле. – М., 2002.

91

Eichmann’s Own Story: Part II // LIFE. – 1960. – Vol. 49. – No. 23, December 5. – P. 161.

92

Одним из тех, кого она проигнорировала, был Теодор Адорно [Theodor W. Adorno] – по причинам, как представляется, личного характера.