Вот потому сам Он и не говорит этого, а предоставляет им заключать обо всем из чудес, делая через то учение Свое неподозрительным и очевиднейшим. А вместе и их обличил тайным образом. Так как они соблазнялись о Нем, то обнаруживши их болезнь и предоставив все дело одной их совести, и никого не сделав свидетелем этого обличения кроме их самих, которые одни понимали это – тем больше привлек их к Себе, говоря: Блажен, кто не соблазнится о Мне, – говоря это, Он разумел собственно их. Но не ограничимся только высказанными нами мыслями.
Чтобы сделать для вас истину более ясною, путем сопоставления с другими мнениями, нам нужно сказать и об этих последних. Что же говорят иные? Утверждают, что не та причина, какая нами указана, а та, что Иоанн действительно не знал. Не все было ему неизвестно. Что Иисус есть Христос, это он знал, а что хочет и умереть за людей, – того не знал, потому и сказал: Ты ли Тот, Который должен придти? – то есть: Ты ли Тот, Которому должно сойти во ад? Но такое мнение не имеет основания, Иоанн знал и это. Об этом он прежде всего проповедовал, это первое засвидетельствовал, говоря: Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира (Ин.1:29)!
Назвал же Агнцем, провозвещая крест, равно и словами – «который берет [на Себя] грех мира» показал то же самое. Ведь не иначе, как только крестом совершено отъятие греха, о чем и Павел сказал: Рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту (Кол.2:14). Также, когда сказал: Он будет крестить вас Духом Святым (Лк.3:16), пророчествовал о том, что имело последовать по воскресении. Но говорят: Иоанн знал, что Христос воскреснет и даст Святого Духа, а что будет распят, того не знал. Но как же бы Он воскрес, не пострадавши и не будучи распят? Чем же бы Иоанн был более пророка, если бы не знал того, что знали пророки?
Авва Исайя
…И блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне
Вот знамения, которые показал Господь Иисус прежде восшествия на крест. Шедше, говорил он, возвестита Иоанну, яже видеста и слышаста: яко слепии прозирают, хромии ходят, прокаженнии очищаются, глусии слышат, мертвии возстают, нищии благовествуют; и блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне (Лк.7:22,23). Так как Иоанн крестил Господа Иисуса, то сие образно знаменует то, что крещаемому должно исповедать свои деяния. Много знамений, которые Господь сотворил, но слепии прозирают это означает такой смысл: кто всю свою надежду возлагает на мир сей, тот слеп. Но если он, отринув сию надежду, устремит мысль свою к тому, что обещано в другой жизни, то прозревает. Подобным образом и хромии ходят означает следующее: кто по-видимому, стремится к Богу и вместе с тем любит мир сей и мудрования плоти, тот хром, когда же, пренебрегши миром, возлюбит Бога и презрит плоть, тогда начинает ходить прямо. Глух тот, кто, предавшись суетным заботам, нисколько не упражняется в предметах божественных, но, когда, оставив все (суетное), исполняет заповеди Божии, тотчас начинает слышать.
Кто враждует против ближнего своего, или ненавидит, или завидует, или злословит его, тот прокажен и потому, подобно древним прокаженным, не должен входить в храм Господень, если же он отринет таковые страсти, то от них очистится. Итак, когда слепой прозреет, хромой начнет ходить, глухой слышать и прокаженный очистится, тогда человек, умерщвленный сими страстями во время своего нерадения, воззывается к жизни, обновляется и возвещает чувствам своим, которые были лишены богатства добродетелей, что он прозрел, ходит и очистился, и сие он исповедует пред тем, кем был крещен.
Евфимий Зигабен
Толкование Евангелия от Матфея
Стих 6. И блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне. Это сказал в особенности ради учеников Иоанна, открывая им тайну их сердца и показывая, что не скрылось от Него и то, когда они соблазнялись тем, что Он ел с мытарями и грешниками (Мф.9:14), и когда они открыто упрекали Его прежде в чревоугодии пред учениками Его, как сказано в девятой главе.
Блаженный Феофилакт Болгарский
И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
После того как Господь послал своих учеников на проповедь, Он успокоился, не совершая более чудес, но только уча в синагогах. Если бы Он, оставаясь здесь, врачевал, то к Его ученикам не обращались бы. Поэтому, чтоб и они имели повод врачевать, Он Сам уходит.
Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников Своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
Не потому, что не знает Христа, спрашивает Иоанн, ибо как он мог не знать Того, о котором свидетельствовал: «вот Агнец Божий». Но так как ученики завидовали Христу, то он посылает их, чтобы, видя чудеса, они уверовали, что Христос больше Иоанна. Поэтому и принимает вид, будто не знает и спрашивает: «Ты ли Тот, который должен придти, Тот, которого ожидают на основании Писаний, что придет во плоти?». Некоторые же говорят, что выражением: «который должен придти» Иоанн спрашивал о сошествии в ад, будто бы не зная об этом и как бы так говоря: «Ты ли Тот, который должен сойти в ад, или мы будем ждать другого?». Но это неразумно, ибо каким образом Иоанн, больший из пророков, не знал бы о распятии Христа и Его сошествии в ад, и это – после того, как он сам назвал Его Агнцем, потому что Он имел быть закланным за нас?
Итак, Иоанн знал, что Господь сойдет с душою в ад, чтобы и там, как говорит Григорий Богослов, спасти тех, которые могли уверовать в Него, если бы Он воплотился в их дни, и спрашивает не потому, что не знает, но потому, что желает убедить учеников своих относительно Христа силой чудес Его. Ибо смотри, что Христос говорит в ответ на тот вопрос:
И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне.
Не сказал: «возвестите Иоанну, что Я Тот, который должен придти», но зная, что Иоанн послал учеников для того, чтобы видели чудеса, говорит: скажите Иоанну, что видите, и тот, воспользовавшись данным случаем, конечно, еще больше, засвидетельствует обо Мне пред вами. Под благовествующими «нищими» разумей или проповедывающих евангелие, то есть апостолов, ибо они, как рыбари, были нищи и презираемы за свою простоту, или слушающих евангелие и весть относительно вечных благ. Показывая же ученикам Иоанна, что от Него не укрылось то, что они думают, говорит: блажен, кто не соблазнится о Мне, ибо они имели большое сомнение относительно Него.
Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?
Возможно, что народ после того, как услышал вопрос Иоанна, соблазнился: не сомневается ли относительно Христа и Иоанн и не переменил ли он легко свое мнение, хотя раньше и свидетельствовал о Христе? Итак, устраняя это подозрение, Христос говорит: Иоанн не трость, то есть не непостоянен, ибо если бы он был таков, то, как же вы ходили к нему в пустыню? Вы не пошли бы к трости, то есть человеку, который легко изменяется, но ходили к великому и твердому человеку. Таковым он и остается, каким вы его считали.
Толкование на Евангелие от Луки
Потом говорит: «и блажен, кто не соблазнится о Мне», как бы так говоря им: и вы блаженны, если не соблазнитесь о Мне. Поскольку многие легко могли соблазниться об Иоанне, как он прежде столь много свидетельствовал о Христе, а теперь послал с вопросом: Ты ли Тот, Которому должно придти? – поэтому Христос говорит народу: ничего подобного не подозревайте об Иоанне. Он – не трость, чтобы склоняться то на ту сторону, то на другую, и чтобы в одно время свидетельствовать обо Мне, а в другое – не знать Меня.
Ибо если б он был таков, тогда для чего бы вышли вы в пустыню смотреть его? Он отнюдь не растлил ума своего чувственными наслаждениями, ибо одежда его показывает, что он выше всякого наслаждения, притом он жил бы в палатах, если бы любил удовольствия. Но вы сами почитаете его за пророка? Истинно говорю вам, что он и больше пророка. Ибо другие пророки только предсказывали о Христе, а он видел Его и указал, говоря: вот Агнец Божий, притом другие пророки пророчествовали после того, как уже вышли из утробы своих матерей, а он узнал Господа и взыграл еще прежде, чем вышел из утробы. Потом приводит свидетельство: вот, Я посылаю Ангела Моего (Мал.3:1).
Преподобный Никодим Святогорец
Из аввы Исаии
Если ум стремится взойти на крест, когда чувства еще пребывают в немощи, – его постигает гнев Божий, потому что он взялся за дело, которое ему не по силам: свои чувства он не исцелил. Если бы Господь наш Иисус Христос не исцелил все страсти человеческие – ради чего Он и пришел – Он не восшел бы на Крест. Сам Он до того, как Его распяли, говорит: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф.11:4—6).
Иисус сотворил много и других знамений. Из того же, что перечислено здесь, познаем следующее.
Слепые прозревают: это значит, что тот, в ком есть надежда на этот мир, слеп. А если он оставил ее и устремился к истинной надежде – он прозрел. Хромые ходят означает вот что: тот, кто ищет Бога, но любит плотские помыслы сердца, хромает. Но если он оставит их и возлюбит Бога всем сердцем своим – он перестанет хромать. Слова глухие слышат учат нас тому, что человека, плененного суетными заботами, плен и забвение делают глухим. Но если он обратится к духовному знанию – он обретает слух. Слова же прокаженные очищаются указывают вот на что. В Законе Моисеевом написано: Нечистым не входи в дом Господень (Втор.23:1—3). А прокаженные – это все те, в ком есть вражда, ненависть к ближнему, зависть, осуждение. И если они оставили это, то очистились. И когда слепой прозреет, хромой станет ходить, глухой услышит, а прокаженный очистится, человек, умерщвленный этими недугами по своему нерадению, восстает и обновляется. Тогда его чувства, обнищавшие святыми добродетелями, сообщат ему радостную весть, что он прозрел, ходит, слышит и очищен.
ЗАПОВЕДЬ «БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ»
Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. Апостол Иоанн Богослов
Иисус Христос (Спаситель)
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам… (Мф.6:33).
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5:6,10).
Апостол Иоанн Богослов
Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него (1Ин.2:28,29).
Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны (1Ин.3:6,7; 10:12).
Святитель (Апостол) Ерм
Блаженны все делающие правду: они не погибнут вовек. Правда имеет путь прямой, а неправда – кривой. Но ты ходи путем прямым, а кривой оставь. Кривой путь не ровен, имеет множество преткновений, скалист и тернист, и ведет к погибели тех, которые ходят по нему. А те, которые следуют прямому пути, ходят ровно и без претыкания, потому что он не скалист и не тернист.
Преподобный Исаак Сирин
Если возлюбишь путь правды, обретешь Вечную Жизнь
Услаждение, сокрытое в правде, вкушаем не тогда, как делаем правду, но когда любовь к правде снедает сердце наше. Кто с ведением убегает суетной славы, тот ощутил в душе своей будущий век. Кто говорит, что оставил мир, и препирается с людьми из-за какой-либо потребности, чтобы не было у него в чем-либо недостатка к упокоению его, тот совершенно слеп, потому что, хотя добровольно оставил целое тело, однако же, ратует и препирается об одном его члене. Кто бегает покоя в настоящей жизни, у того ум соглядал уже будущий век. А кто связан любостяжательностию, тот раб страстей. Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность; она есть приобретение чего бы то ни было, такого, к чему привязана воля твоя. Не хвали того, кто злостраждет телесно, но у кого дана воля чувствам, разумею же слух, зияющие и неудержимые уста и блуждающие очи.
Когда предписываешь душе правила устроять свое спасение милосердием, приучай душу свою не искать оправдания в других делах, чтобы не оказалось, что делаешь одною рукою и расточаешь другою, ибо там потребность в сердоболии, а здесь в широте сердца. Знай же, что оставлять грехи должникам принадлежит к делам правды. Тогда увидишь тишину и светлость повсюду в уме твоем. Когда вступишь на путь правды, тогда прилепишься к свободе во всяком деле.
Если возлюбишь путь правды, обретешь Вечную Жизнь.
Святой Макарий Великий
Господь, преподав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией, ибо знал, что она матерь любви.
Делай правду, совершаемую во внутреннем человеке, где поставлен Христов алтарь вместе с нескверным святилищем, да свидетельство совести твоей нахвалится крестом Христа, очищающего совесть твою от мертвых дел, и послужишь Богу духом своим, узнаешь, Кому поклоняешься, по сказанному: мы покланяемся, Его же вемы (Ин.4:22). Вверься ведущему тебя Богу, душа твоя да вступит в общение с Богом, как невеста с женихом. Ибо сказано: тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа (Еф.5:32) и в непорочную душу.
Преподобный Петр Дамаскин
При отсутствии правды все неправедно и без нее не может устоять
Она называется рассуждением и во всяком начинании назначает должное, чтобы не было в чем-либо недостатка, по оскудению, и преувеличения, по излишеству. Ибо хотя (эти вещи) и кажутся противоположными одна другой, потому что одна стоит выше, а другая ниже правды, но обе отчасти склоняются к несправедливости. Как и линия, если имеет выпуклость или вогнутость, уклоняется от прямого направления, и весы также на какую сторону наклонятся, та и превышает другую. Тот же, кто может сохранять праведность, не надает вниз через неразумие, невоздержность, боязнь и излишество и не ползает на чреве, как змий, ядя землю и служа постыдным страстям, но и не возносится вверх преувеличением, дерзостию, окаменением и недостаточностию, мудрствуя чрезмерно и поступая лукаво, превыше своего достоинства (Рим.12:3), но мудрствует с целомудрием и терпит со смирением, зная, что он, по благодати, получил то, что имеет, по слову Апостола, и не отрицает сего.
Ибо несправедливо поступает в отношении себя и ближнего, наиболее же Бога, если приписывает себе благие дела. Но если думает, что имеет от себя что-либо благое, то еже мнится имея, возмется от него (Лк.8:18), как говорит Господь.
Святитель Василий Великий
Правда есть способность воздавать за все по достоинству. Человеку здравомыслящему более всего должно избегать того, чтобы жить для славы, сообразоваться с мнением большинства, а неправый разум ставить вождем жизни, но, хотя бы пришлось противоречить всем людям или за прекрасное навлечь на себя бесславие и опасности, и в таком случае не должно решаться на извращение правильно дознанного.
Святитель Григорий Нисский
Боговдохновенное слово под какою-либо частностью объемлет многое. Поэтому и здесь слово «правда» означает всякий вид добродетели, так что равно достоин ублажения алчущий и благоразумия, и мужества, и целомудрия или чего-либо другого, что только заключается в том же понятии добродетели.
Ибо невозможно одному какому-либо виду добродетели, в отдельности от прочих, самому по себе быть совершенной добродетелью. В чем не усматривается чего-либо доброго – противоположно добру: целомудрию противоположно распутство, благоразумию – безумие, да и всему хорошему, без сомнения, есть нечто противоположное.
Потому если в правде не усматривается вместе и все истинное, то невозможно остальному быть добром.
Никто не скажет, что правда может быть неразумна или дерзка, или распутна, или имеет что-либо иное, усматриваемое в пороке. Если же понятие правды несоединимо со всем дурным, то, конечно, объемлет в себе всякое добро; добро же есть все, считающееся добродетелью.
Поэтому именем правды, алчущих и жаждущих которой ублажает Слово, обещая им исполнение желаемого, обозначается здесь всякая добродетель.
Справедливостью умерщвляется неправда, и скромностью убивается кичливость. Правда делается камнем для неправды, и ее убивает, и хранится в лоне поразившего.
Авва Исайя
То велико для человека, чтобы он оставил свою правду, о коей думает, что она по Богу есть, и соблюл слово того, кто учит его по Богу. Вот и человек Божий, авва Нистерой, который видел славу Божию, имея живущими с собою сыновей сестры своей, никаких не давал им приказаний, но каждого оставил на свою ему волю, не заботясь о них, хороши ли они были, или худы. Также о Каине и Авеле говорили: кто научил их делать то или это, когда не было еще ни Закона, ни Писания? (Конечно, Бог), потому что, если Бог не научит человека, всуе трудится он.
Преподобный Ефрем Сирин
Если возлюбишь путь правды, то обретешь вечную жизнь
Истина горька для старающихся быть скрытными, и обличение кажется жестоким особенно для людей, которые хотят, чтобы о них хорошо думали другие.
Если кто и справедливо употребит злоречие, то правда его исполнена неправды.
Избери себе делание правды – этот полезный для тебя труд. Воспользуйся сею скоротечною жизнью и имей непрестанно перед глазами тот страх и ужас, какой ожидает тебя в день испытания.
Приобретем себе правду, и тогда Царство будет наше, потому что соблюдается оно праведным. Будем же делать правду. Делание правды ни для кого не затруднительно. Пусть каждый делает, сколько может, правда и не требует от него большего. Пусть всякий по силам своим несет на себе возлагаемое на него правдою, потому что иго Божие легко и для всякого удобоносимо.
Труд правды подает только случай Подателю за малое наградить великим богатством, потому что не укоряется и за малое приумножение правды, кто приумножает.
Святитель Иоанн Златоуст
Добродетель – великая защитница правды
Как по отношению к тем, которые показывают себя благопокорными, Он <Бог>, по свойственной Ему благости, отменяет свои приговоры, приемлет обращающихся и избавляет от угрожающего наказания, так, напротив, когда Он обещает даровать или какие-нибудь блага, или время для покаяния, но видит, что люди сделались недостойными, тогда отменяет Свои обетования.
Лучше терпеть неправду, чем причинять ее, так как дня терпящих неправду суд Божий является благодеянием, а для виновных в ней наказанием, лишая их обетования.
Все грехи и все виды зла называются неправдой; за них приходит гнев Божий, на сынов человеческих, или, лучше сказать, на сынов непослушания. От них охраняйте себя, братие, утверждайтесь же в воле Божией. И тогда Бог дарует вам богатые милости и щедроты Свои, потому что Он есть наш Спаситель.
Правда не знает изменчивости времени, равным образом человеческих затруднений, все этого рода вещи от ее лица отгоняются, пренебрегаются, презираются.
Не будем же ненавидеть свои души, не будем любить неправду. Прибыли от ней и теперь, без сомнения, мало или вовсе нет, а в будущем – много вреда.
Если кто скажет о нас неправду – будем жалеть о нем, потому что он навлекает на себя наказание и мучение, назначенное за злоречие, и становится даже недостойным читать Священное Писание… А если бы он сказал и правду – и в этом случае он достоин сожаления. Ведь и фарисей говорил правду, но тем нисколько не повредил тому, кто слушал его, а, напротив, еще принес ему пользу, а себя самого лишил бесчисленных благ… Таким образом, в том и другом случае, кто оскорбляет тебя, терпит вред, а не ты. Ты, напротив, если будешь внимателен, приобретешь сугубую пользу: с одной стороны, ты умилостивишь Бога своим молчанием, а, с другой, – сделаешься гораздо скромнее, найдешь в сказанных о тебе словах повод к исправлению своих поступков и научишься пренебрегать славою человеческою.
Пост и молитва избавляют от смерти, а правда выше их обоих.
Как броня хранит от поранений, так и правда спасает нас.
Кто говорит правду, хотя бы был самым последним из людей, и самого царя царственнее.
Плод правды – совершенство добродетели, из него вырастает древо жизни.
Преподобный Нил Синайский
Чтобы не подвергнуться козням, будем паче исследовать и делать правду.
Блаженный Диадох Фотикийский
Пока душа мирским водится мудрованием, дотоле хотя и видит правду, как-нибудь попираемую иными, равнодушною к тому остается: ибо занята, будучи вся своими похотениями, о правде Божией не имеет попечения. Когда же она начнет быть выше своих страстей и похотей, тогда, и по отрешению от настоящих вещей и по любви к Богу, она не может уже равнодушно видеть даже во сне правду Божию оставляемою, но гневается и возмущается на злотворцев.
Преподобный Максим Исповедник
Не голыми словами прославляется обыкновенно Бог, но делами правды, много паче слов провозглашающими о Божеском велелепии. Писанный закон, страхом удерживая от неправды, приучает к правде, со временем же навык в сем порождает правдолюбивое расположение, от коего пребывает твердое к добру настроение, наводящее забвение предшествовавшей порочности.
Преподобный Феодор Студит
Радость есть признак совершения всякой правды.
Преподобный Илия Экдик
Смешай с простотою воздержание и со смиренномудрием сочетай истину – и окажешься сотрапезником правды.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Блажен, кто праведен правдой Божией
Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием, не какой другой добродетелью.
Истина есть Слово Божие, Евангелие; истина есть Христос. Познание Истины вводит в душу Божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую: вшествие свое в душу Божественная правда свидетельствует Христовым миром.
Блажен, кто праведен правдой Божией, упование его сосредоточено во Христе, источнике его правды. Несчастлив тот, кто удовлетворен собственной человеческой правдой: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:13).
Милость, исходящая из поврежденного человеческого естества, противна правде: милость, изливающаяся из заповедей Евангелия… находится в неразрывном союзе с правдой Божией, служит выражением ее.
Чудный союз милости с правдой видим в образе действий Богочеловека: этот образ действия отражается в поведении истинных учеников Христовых.
Преподобный Амвросий Оптинский
Правда
Пословица, которую иногда повторял старец: правда груба, да Богу люба.
Нe следует оставлять должности. Надеясь на помощь Божию, можете ратовать по-прежнему, так как сказано в Писании: правда избавляет и от смерти (Притч.10:2). В этом ратовании не следует презирать человеческую помощь: можете двух знающих своих просить, чтобы писали за вас в Петербург и просили там кого могут. А при случае можете иногда говорить и врагам своим, что «я лично могу объяснить самому императору правое дело и ваши несправедливые придирки», впрочем, это оставляю на ваше благоусмотрение. Если бы за правое дело пришлось Бога ради и пострадать, то от того отрекаться не следует. Мы живем для будущей жизни и славы, а не для настоящей.