Развивая свои собственные вокально-мышечные ощущения, мы развиваем еще одну важную способность – способность «слышать мышцами», что происходит в аппарате другого певца, будь это известная звезда или наш ученик, которому требуется наша помощь.
Следующие слова, которые также нуждаются во внимании, – это тренировка голоса. Почему я не называю сей акт совместной работы с вокалистом репетицией или даже просто уроком? Потому что мы работаем с мышцами, пусть очень специфическими и маленькими, но все-таки с мышцами. Особенно если работа ведется с начинающими исполнителями, имеющими вокально-технические проблемы. На каждую мышцу голосового аппарата есть различные комплексы маневров и упражнений, которые не только развивают наши вокально-мышечные ощущения, но и влияют на развитие эластичности, силы, выносливости вокальных мышц. Чем не тренировка?
Да, это все делается очень небыстро, порой часами приходится отрабатывать ту или иную структуру, и лень бывает, и надоедает – все что угодно, все мы люди. Но зато потом голос тебе такие фокусы показывает – в хорошем смысле! Плакать от радости хочется: еще пять лет назад я сама пела весьма скромным хоровым первым альтом (сами знаете, что это за голос такой). А теперь я пою все, что мне хочется. И голос слушается, и звуки – те самые, ради которых никакого времени и сил не жалко…
Я перестала бояться петь, я теперь могу спокойно выходить на сцену. Если бы не современные вокальные техники, я бы и мечтать об этом не могла, у меня, как и у многих, был жуткий первобытный страх открывать рот на публике. Сейчас я уверена, что справлюсь с любой ситуацией. Почему говорю про ситуации – во время живого исполнения случаются разные непонятные вещи, никогда нельзя быть уверенным, что абсолютно все споешь хорошо. Но я уверена в том, что какая бы ситуация ни случилась у меня на сцене – я справлюсь, потому что уже весьма неплохо чувствую и контролирую свой голос. И даже если что-то пойдет не так, как задумывалось, я прямо там, на месте, найду другое акустическое решение, и оно не будет плохим! Ну что сказать… Тренируйтесь, и будет вам счастье!
А мы переходим к следующему очень важному определению для пения, без которого тоже совершенно невозможно безопасно работать с голосом. По странному стечению обстоятельств об этом нам мало кто говорил и говорит, но если не контролировать это состояние, то мы прямиком отправляемся в «страну зажимов всех мастей». Я говорю про расслабление.
Расслабление в части, касающейся вокала, не имеет ничего общего с релаксом в SPA или отдыхом в удобном кресле. Это особое состояние, при котором певец умышленно сбрасывает мышечное напряжение до «исходного состояния». Вспомните простой пример: очень часто мы начинаем песню в комфортном состоянии, но под конец начинаем чувствовать, что ужасно устали. Знакомо? В этом феномен расслабления как инструмента для свободного пения. Певцу необходимо контролировать свои вокально-мышечные ощущения и постоянно сбрасывать излишнее напряжение. И этому тоже нужно учиться. Сложность определить, есть ли критическое напряжение, которое пора сбрасывать, заключается в том, что современный человек изначально чрезвычайно напряжен. Мы живем в неспокойное время и приучили себя быть в постоянной «боевой готовности». Подчас мы замечаем, что постоянно зажаты, когда приключается хондроз отделов позвоночника. Это касается даже не пения, а вообще всего. Хочу заметить, что тренировки с контролем напряжения и расслабления при работе с голосом помогают человеку наладить свое общее физическое состояние в принципе. Это очень приятный бонус, честное слово!
Что касается пения: совершенно недопустимо петь, когда напряжен весь внешний «каркас». Любая неконтролируемая мышечная активность всегда плохо влияет на результаты работы с голосом. Поэтому я всегда много времени уделяю работе с расслаблением. Знаете, ко мне приходят взрослые люди, многие – после работы или учебы, у всех в течение дня была куча всяких дурацких ситуаций, которые вовсе не добавляют расслабленности. А после тренировки они летят домой окрыленные, радостные и все время удивляются, как благотворно пение влияет на организм… Ну что ж, можно и так сказать. Ведь петь, не убрав, как их называют, сторонние зажимы, вредно и небезопасно. Поэтому маневры на расслабление – наше «фсе».
Следующее интересное слово, которое я люблю упоминать, это баланс. Тут, наверное, объяснить просто: достижение баланса между вокально-мышечными усилиями и расслаблением ведет нас прямиком к комфортному певческому звуку. Другими словами, это координация звука. И это – тоже предмет тренировок голоса.
Еще один важный термин – конфигурация вокального тракта. Звучит сложно, но объяснение еще более занятное. Наш голосовой аппарат состоит из мышц, имеющих изрядный запас прочности и эластичности одновременно. Он может становиться условно короче, когда мы, например, сюсюкаем. Он может становиться длиннее, когда мы искренне изумляемся и говорим: «О-о-о-о!» Он может становиться ощутимо шире, когда мы, к примеру, взбешены, или сужается, когда нас душат слезы. Это объективная реальность, имеющая к работе с певческим голосом прямое отношение. В зависимости от тех или иных вокально-технических задач певец может управлять этими изменениями и менять конфигурацию своего вокального тракта, то есть изменять его форму.
В общем, много всего на самом деле существует в природе касательно нашей профессии. И все это реально работает и приносит удивительно быстрые результаты. Я люблю приводить этот пример: есть женщины, которые необычайно фертильны и спокойно рожают своих многочисленных детей. А есть те, кто по каким-то причинам лишен этой возможности. Такие женщины идут к врачам и подвергают себя процедуре ЭКО, проходят семь кругов ада, очень сложную терапию и все такое прочее. Представляете, сколько врачу нужно знаний, чтобы наладить разлаженный механизм? Да там однозначно не один врач работает, а целая бригада…
Рассматривая этот пример в отношении обучения пению, можно провести параллель с теми, кто от рождения может издавать прекрасные звуки, а кто-то лишен такой возможности в той или иной степени. Чтобы наладить разлаженный механизм в данном случае, также необходимо большое количество знаний, одним дыханием тут не обойдешься. Современная наука дает нам отличные инструменты, поэтому, как говорится, имеющий уши да услышит…
Дышите! Не дышите!
6 ноября, 2020
Сегодня одна из самых моих любимых тем – про поддержку звука. Вообще, я люблю все, что связано с биомеханикой, там все очень вкусно) Но поддержка звука – одна из самых любимых. Если я присаживаюсь на этого конька, слушать меня можно долго. Потому что тема опоры звука – одна из самых противоречивых и сложных в вокальной среде. Именно по этой теме я встречаю больше всего хэйта со стороны ярых поклонников отживших свое представлений о технических возможностях певца. Но меня с ними роднит одно обстоятельство: все мы уверены, что звук без опоры – не звук.
Что же такое опора? Почему мы ее так долго ищем? Почему за столько лет никто внятно не может объяснить, что же нужно делать, чтобы ее обрести? Поэтому сегодня я предлагаю другой термин, который существует, и я предлагаю вам рассмотреть его как альтернативный вариант. Это поддержка звука. И я объясню, почему я это предлагаю.
Для тех, кто присоединился к пулу знаний из современных вокальных техник совсем недавно, сложно разобраться в терминологии и неожиданных выводах, идущих вразрез с общепринятыми сто лет назад. Чтобы немного прояснить для себя вектор изучения того, что мы здесь обсуждаем, хорошо бы прочитать мою первую книгу «Современные вокальные техники? Как помочь тем, кому медведь на ухо наступил». Она – как хороший аперитив перед вкусным обедом, каковыми являются эти «Записки»… Кстати сказать, «Современные вокальные техники» – первая в русскоязычном пространстве книга, где мне удалось пусть кратко, но все же собрать разрозненные сведения из разных наук, которые имеют отношение к вокалу. И самое главное: пожалуй, это первая книга о современных вокальных техниках, материал которой был мною согласован с правообладателем – вице-президентом Estill Voice International® Мэри МакДональд Климек и получил одобрение для издания в России.
Но вернемся к теме нашего разговора.
Проблема терминологии не нова: бывает, встретишься с коллегой, обсуждаешь что-то, и напоминает это разговор слепого с глухим. То об одном и том же говорим, но разными словами, то о разных вещах, называя их одинаково. В каждом случае коммуникации – ноль. Потому что вокальная наука до последнего времени не блистала хорошо отточенными терминами, как математика, например… В России и сейчас ходит адова туча «авторских» методик, предлагающих не только сомнительные толкования процессов, но и потрясающее количество терминологии-отсебятины. Из-за этого общение с коллегами, мягко сказать, бывает затруднительным.
А для тех, кто со мной давно, возможно будет интересно читать о том, что термин «опора» не вполне корректен. Возможно, это изначальные огрехи перевода. У итальянцев аналог состояния опоры звучит как appoggiare la voce, что в прямом переводе означает «поддерживать звук». Так что предлагаемый современной наукой термин «поддержка звука» не так уж и безоснователен. Кстати, это опять все те же итальянцы, на которых так часто ссылаются наши «столпы».
Во-первых – опереться… Вот вы, возможно, сидите. Попробуйте на что-нибудь опереться: на подлокотник, на стол, на спинку кресла. По сути, получается, что мы переносим свой центр тяжести на какое-то место. Само по себе слово «опора» вызывает в голове определенные ассоциации. Опереться – значит что? Облокотиться на перила, на стену, то есть – перенести центр тяжести. В пении возникающие ассоциации заставляют нас искать центр тяжести в центре своего тела и переносить его в живот, в диафрагму. Это за многие годы стало концептуальным действием. На самом деле все не так! Вот не люблю эту фразу, она всегда как-то противно звучит: но на самом-то деле…
Мы опираемся в любом случае не дыханием и не на дыхание. Мы можем в действительности опираться рукой, ногой, туловищем – то есть мышцами. Если мы берем за основу тот факт, что наш голос на определенную часть состоит из воздуха, а диафрагма сама по себе имеет отношение к вдоху-выдоху, то скажите, пожалуйста, как мы можем опереться на воздух? Или воздухом? Я люблю это сравнение, оно не мое, но я люблю его приводить: опереться на воздух все равно что облокотиться на свет. Если у кого-то есть возражение, что мы опираемся с помощью диафрагмы, мне таки есть что на это ответить.
Давайте немного поговорим о диафрагме! Она является лишь частично управляемой мышцей, потому что лишь совсем небольшой ее фрагмент состоит из поперечно-полосатой мышечной ткани. Из такой ткани состоят наши руки, ноги, любые части человеческого тела, которыми человек может управлять: двигать, сгибать, разгибать и т. п. Из нее же в том числе состоят и наши голосовые мышцы, кстати!
Так вот, ближе к диафрагме: благодаря этому «поперечно-полосатому фрагменту» мы можем некоторым образом задерживать дыхание, но – лишь частично. Остальная часть диафрагмы состоит из гладкой мускулатуры. Из такой же ткани состоят наши внутренние органы (спланхи): сердце, почки, желудок и т. п. Ими мы управлять не можем, и слава богу. Иначе наделали бы делов…
Диафрагма находится в центре нашего туловища и условно делит его пополам. (Своим маленьким ученикам я иногда объясняю просто: чтобы кишки в рот не лезли. Кто не понял – сейчас шутка была.) На самом деле диафрагма не только принимает активное участие в процессе открытия и сжатия легких, она также выступает как своеобразный жом, массируя своими движениями наш желудочно-кишечный тракт. Сверху к диафрагме прилегает перикард, так что сердце тоже получает от нее определенную долю «массажа». Поэтому заигрывания с диафрагмой не так уж и безобидны. Задняя часть диафрагмы состоит из так называемых медленных клеток, которые получили свое название из-за того, что они с некоторым опозданием обмениваются информацией с головным мозгом. Именно поэтому мы практически не чувствуем диафрагму сзади. Да и спереди тоже не ахти: то, что мы видим при вдохе, когда надувается живот, – это органы ЖКТ, вытесняемые открывающейся при вдохе диафрагмой, давят на стенку нашего живота. Их мы и чувствуем.
То есть, если следовать устоявшемуся мнению, есть некий мифический орган, которым мы управлять в принципе не можем, но очень стараемся. Объясню еще раз по поводу «управлять частично»: мы можем задержать свой вдох на некоторое время. Йоги, ныряльщики и все те, кто тренирует задержку дыхания на более длительный срок, конечно, дольше могут удерживать свою диафрагму в состоянии вдоха. Но нет такой статистики, которой было бы доказано, что все эти люди – великолепные певцы!
Вернемся к пению. Всем известно, что наш певческий звук напрямую зависит от ВЫДОХА. Со времен Гарсиа, а также нашими отечественными профессорами Л. Д. Работновым, Л. Б. Дмитриевым, И. И. Левидовым и т. п. не раз упоминалось, что при пении диафрагма неуклонно движется наверх. Понятное дело: нам же выдох нужен, она его и обеспечивает! Задержка диафрагмы в открытом состоянии в момент пения вряд ли приведет к возникновению звука, тем более хорошего звука! Любое действие, принуждающее диафрагму оставаться в открытом состоянии и «не ходить наверх», нарушает вокальный выдох. Это же понятно анатомически?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги