Lectio Selecta
Избранное чтение
Павел Бегичев
© Павел Бегичев, 2023
ISBN 978-5-0060-2022-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Эту книгу я писал потихоньку около двух лет, в 2017 и 2018 годах.
Причём, когда я писал эти тексты, то даже и не знал, что пишу книгу.
Мне просто нравится начинать утро с чтения Священного Писания. В какой-то момент я решил записывать свои мысли, возникающие в процессе чтения. И не просто записывать, а публиковать их в своём телеграм-канале.
Два года практически ежедневно я записывал и публиковал эти мысли, а потом мне стало казаться, что это никому не интересно. И я перестал записывать.
А недавно вдруг перечитал и подумал: а ведь это было не так уж и плохо. Ну и пусть у меня мало читателей. Ведь даже такой графоман как я всегда найдёт несколько человек, которым эти строчки покажутся полезными и утешительными. Кого-то они развеселят, кого-то обличат, кого-то научат, кому-то принесут отраду.
Поэтому эта книга для немногих ценителей жанра «Экспресс-Экзегезы».
Это не экзегетический комментарий, это не толкования, не академические исследования. Это мысли по ходу чтения. Ассоциации, мимолётные размышления и сиюминутные озарения.
Эту книгу я пишу в состоянии крайней финансовой нужды. Сообщаю об этом не потому что надеюсь с её помощью поправить свои дела, а для того чтобы предупредить: Создавая эту книгу, я экономил на всём. У книги нет редактора и корректора. Мне они не по карману. Поэтому в книге неизбежны ошибки и опечатки. Прошу отнестись к ним снисходительно.
Также если вы хотите поддержать меня как автора, напишите мне письмо по адресу begichev@yandex.ru. Я подскажу актуальные способы оказания финансовой помощи нашему служению.
Я молюсь о каждом моём читателе и надеюсь, что Господь будет милостив ко всем нам.
Слава Иисусу Христу, и спасибо вам, дорогой читатель, за то, что вы есть!
При чём тут вол?
Фразу «не заграждай рта у вола молотящего» из Втор. 25:4 использует Апостол Павел, чтобы подтвердить право проповедников и пресвитеров на денежное содержание от церковной общины.
Каламбур по-русски звучал бы тоже неплохо: Тому, кто молотит языком по делу, дай смолотить и картошку с салом. Тут всё понятно.
Но у читающих книгу Второзаконие возникает вопрос: почему четвёртый стих двадцать пятой главы выбивается из контекста? А и правда, ведь в с 1 по 3 стихи говорится о судебных процедурах в древнеизраильском суде. А с 5 стиха начинается разговор о левиратном браке. И тут вдруг вол! При чём тут вол?
Поэтому, видимо, и Апостол Павел восклицает: «… о волах ли печётся Бог?»
Мне представляется, что 4-й стих 25-й главы венчает рассуждение о судебной системе.
(1) Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят;
(2) и если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету;
(3) сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими.
(4) Не заграждай рта волу, когда он молотит.
(Второзаконие 25:1—4)
Моисей заботится о том, чтобы трудящийся судья и сотрудник древней службы исполнения наказаний получили достойное вознаграждение. Если суд был справедлив, и заслуженное наказание постигло злодея; если его как следует отмолотили палками, дав не менее 39 (40 без одного), то способствующие этому качественному молочению должны получить достойную награду.
Образ, конечно, непопулярный. Но урок тут такой: хочешь, чтобы общество было устроено справедливо – будь готов за это заплатить. При этом награды заслуживает именно честный суд.
Взятки, коррупцию и прочие дары в пазуху Писание осуждает.
А у нас ведь часто как? Человеку платят копейки за честную работу, а разбогатеть он может только на воровстве и взятках. Т.е. платят «судьям» за нечестную работу, а за честную – шиш. Кому ты нужен честный?
Служителям церкви тоже так: хороший пастырь – мы не будем ему платить. Он же хороший! Ещё испортится! Мы будем платить шарлатанам, обещающим снятие родовых проклятий, изгнание бесов из будильников и финансовое процветание взамен наших пожертвований.
Вот в некоторых китайских провинциях в стародавние времена был хороший обычай. Врачам платили не за лечение. Врачам платили постоянно, пока человек был здоров. А когда человек заболевал, платить прекращали. Врачу было выгодно, чтобы все вокруг были здоровы.
Второзаконие 25:4 учит нас платить судьям, священникам, врачам, когда они действуют правильно и хорошо, т.е. когда они «молотят». И не платить, когда они вместо молотьбы начинают петь хором или плести макраме.
Платите людям, пока у вас всё хорошо, чтобы и дальше было хорошо. Ибо если вы изготовитесь платить людям, когда вам станет плохо, очень вероятно, что платить будет просто некому (вол загнётся от голода или поменяет профессию и уйдёт в цирк). Ну или вместо вола молотящего вы получите шарлатана в уши свистящего.
А оно вам надо?
А как быть, если Бог дарует мне яичницу?
«…потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению»
(Филиппийцам 2:13)
Сколько копий было сломано в спорах о толковании этого стиха. Всякий его объяснял на свой лад. Янсенисты, кальвинисты, детерминисты и т. д.
Кто-то даже договорился до того, что когда грешник хочет грешить, то это желание в нем формирует Бог в качестве наказания за отвержение Евангелия.
Мне представляется, что верный путь к толкованию этого стиха указал Ориген:
«Некоторые говорят: „Если изволение от Бога и совершение от Бога, то добра ли, зла ли желаем или совершаем, – это от Бога. А если это так, то мы не имеем свободы воли“. На это следует ответить так: речь апостола не о том, что желать дурного или желать хорошего – от Бога, и что совершать хорошее или дурное – тоже от Бога. Он говорит в общем, что „желать и совершать – от Бога“. Ибо как от Бога мы получили самое то, что являемся людьми, дышим и двигаемся, – так же и то, что мы имеем желания, мы получили от Бога. Это как если бы мы сказали, что мы двигаемся благодаря Богу или что каждый наш член исполняет свою обязанность и двигается благодаря Богу» (Ориген, О началах)
Павел пишет о так называемой природной (естественной, богоданной) воле человека. Эта воля проявляется, как способность желать и действовать ради удовлетворения благого, вложенного в нас Богом, желания. Например, я хочу есть и готовлю себе яичницу.
Волю природную следует отличать от воли гномической (личностной, избирательной). Эта воля проявляется, как способность самоопределяться по отношению к желаниям своего естества, т. е. избирать одни желания, а другие отвергать. На уровне гномической воли в человеке происходит выбор и колебание между добром и злом. Например, желая есть, я выбираю: украсть мне в магазине яйца для яичницы или честно их купить.
Апостол Павел пишет, что на человека Бог возложил ответственность совершать своё спасение. Это значит, что данное по благодати Божьей спасение христианин должен являть делами до самой смертной черты. А проявлять дела веры и вести жизнь, достойную призвания Божьей благодати, человек может именно потому, что Бог дал ему способность желать и действовать.
Поэтому, не путайте Божий дар с яичницей. Божий дар – не яичница, Божий дар – это способность эту яичницу пожарить и съесть… и выбрать при этом путь честного человека, а не вора, крадущего яйца в магазине.
Давидова палатка
Мне как-то задали вопрос: скиния Давидова, в чем её особенность? По 1-Пар. 15:1 и 17:1, ну и Амос 9:11
Ну давайте посмотрим на тексты:
И построил он себе домы в городе Давидовом, и приготовил место для ковчега Божия, и устроил для него скинию. (1 Паралипоменон 15:1)
Когда Давид жил в доме своем, то сказал Давид Нафану пророку: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег завета Господня под шатром. (1 Паралипоменон 17:1)
В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. (Амос 9:11—12)
Действительно, на первый взгляд, зачем пророку говорить о восстановлении скинии Давида? Ведь во времена Амоса вполне ещё себе функционирует первый храм Соломона.
Однако у пророка мы видим интересную деталь: если храм Соломона – это храм для Израиля, то скиния Давида – это другой храм. Храм для всех народов!
Иудеи издавна размышляли о том, какой природы будет Машиах? Он должен быть человеком, но в Нем должен действовать Сам Бог. Поэтому одной из концепций Мессии у Израиля было сравнение с Храмом. Храм – рукотворный объект. Но в нём живёт Бог, поэтому сам храм может служить объектом поклонения:
«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем». (Псалтирь 5:8)
При этом псалмопевец не кланяется камням и зданию, но поклоняется Богу Храма.
Так и Мессия – он Человек, творение, но Он и Бог – объект поклонения.
И именно Мессию довольно рано стали отождествлять со скинией Давидовой. Ведь Мессия придёт для всех народов. Итак, перед нами ещё одно пророчество о Христе.
Сам Христос придерживался этой концепции, когда сравнивал Тело Своё с храмом.
«Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». (От Иоанна 2:19)
Об этом же говорит и Иаков на иерусалимском соборе, цитируя Амоса:
«Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие». (Деяния 15:16—17)
Образ тела, как разрушающегося храма, использовал и Апостол Павел, когда писал:
«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». (2 Кор. 5:1)
Этот образ использовал и апостол Петр:
«Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой [телесной] храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Мессия открыл мне». (2 Пет. 1:13—14)
Апостол Иоанн также сравнивает Христа с храмом, в котором обитает Слава Божья:
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». (Ин. 1:14)
Но почему эта скиния именно Давидова?
Бог пообещал Давиду:
«дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки». (2 Цар. 7:5—6, 9—12, 16)
Потомки Давида во времена Христа еще были в живых, но их постигла та же участь, что и те царские семьи на протяжении истории, которые обнищали, были захвачены в плен или изгнаны. Царский дом был попран, но не полностью уничтожен. Дом все еще был, но не стало ни престола, ни царства.
Христос – исполнение пророчеств, данных Давиду. Он – потомок Давида, Он Царь Вечный, Он Храм Божий для всех народов.
Пророчества о Давиде исполнялись в Нём. Так Апостол Пётр цитирует Давида, видя исполнение его слов во Христе:
«Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». (Деян. 2:29—33)
По этому же образу и пророчество о восстановлении скинии Давидовой – это пророчество о воскресении Христа и грядущем соединении в Нем всех народов, поклоняющихся Богу Авраама, Исаака и Иакова. То есть Святой Троице: Отцу и Сыну и Святому Духу!
Что значит думать по мере веры?
«По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». (К Римлянам 12:3)
Что значит думать по мере веры?
Апостол Павел использует тут привычное и отчасти забавное для русскоговорящего читателя слово μετρον (метрон). Слово метр – того же корня. Но значит ли это, что вера измеряется в метрах?
Иной читатель не прочь измерять чужую веру при помощи различных «духовных рулеток».
Но речь здесь, скорее всего, не о человеческой вере.
Павел призывает читателя быть скромнее. Не брать на себя ответственности более, чем на вас возложил Бог.
И вера тут не наша. Тут речь идёт о доверии Божьем. Слово «вера», как известно обладает широким семантическим полем. Одно из значений этого слова – доверие.
Бог каждому из нас даровал свою меру ответственности. Постарайтесь ее не превышать.
Удаляем сердце развращённое?
Сердце развращённое будет удалено от меня… Пс. 100:4
Разумеется, Давид здесь говорит не о своём сердце. Из 2 стиха видно, что о своём сердце он гораздо лучшего мнения.
Псалмопевец хочет удалить развращенного человека из своего окружения. Это ясно из дальнейших слов: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю». Это вполне в духе ветхозаветного мироощущения.
Но я, читая эти стихи, вдруг вздрогнул… Детскими страшными походами к стоматологу пахнуло на меня от причастия «удалено». Ведь не было ничего страшнее удаления зуба без анестезии. Но если зубов у человека все же 32 и удаление одного из них чревато только лишь болью, которая пройдёт, то удаление сердца – верная смерть. Так размышлял я, едучи утром в троллейбусе и читая бревиарий.
Я знаю, что Господь дал мне сердце новое (Иезекииль 36:26). Но иногда мне кажется, что мое собственное развращенное и каменное тоже где-то там бьется в груди. Два сердца борются за право управлять моим духовным кровообращением.
А сегодня я вдруг подумал, что будет, если новое сердце я задушу своими грехами, а Господь возьмёт и удалит мое развращенное сердце. Удалит и скажет: «У тебя же новое должно быть! Я же тебе дал его! Живи и радуйся!» А я буду лишь беззвучно разевать рот, выпучив глаза и судорожно хватая воздух… Буду потихоньку синеть лицом и умирать… Кроме развращенного сердца-то, окажется вдруг, что и нет ничего… А новое усохло за ненадобностью… По грехам моим многочисленным.
Так неправильная экзегеза, помноженная на бурную фантазию все же привела меня к вопросу, который было бы неплохо задавать себе почаще: «Если удалить развращенное сердце, то что же останется в тебе?»
Останется ли что-то? Или будем помирать с одышкой и синюшными лицами?
Поэтому, как только увидите эту предсмертную синюшность в зеркале – бегите на исповедь, бегите к Кардиологу и срочно применяйте реанимационные мероприятия: покаяние и обращение!
Восполняю недостаток
«Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,» (К Колоссянам 1:24)
Некоторые люди недоумевают: неужели Апостол Павел полагал, что Христос недостаточно пострадал за Церковь?
Объясняю: Нет. Не в этом дело!
Апостол Павел всего лишь хочет сказать, что он сам ещё не страдал за Церковь в достаточной мере. То есть не страдал за Церковь также как и Христос пострадал за неё.
Именно в плоти своей Апостол Павел ощущал этот недостаток. И своими страданиями за Христа и Церковь этот недостаток восполнял…
Кто достоин одобрения от людей?
Рим 14:17—19: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.»
Читал сегодня утром этот фрагмент и дивился тому, как чуднО устроен наш мир.
Самую большую порцию одобрения от людей я получил, когда однажды из не самых разумных аскетических соображений держал полный пост (совершенно без пищи, только на воде) в течение 21 дня. Тогда мне писали даже враги, выражая свои решпекты.
А самую большую порцию критики я получаю за идеи Конвергенции, то есть идеи мира и радости во Святом Духе, взыскуя того, что служит к миру и взаимному назиданию…
Какое же кривое христианство у нас получается порой… :(
Что изменилось в Новом Завете?
Читаю сегодня утром: « (Христос) упразднив… закон заповедей учением…» (К Ефесянам 2:15) «τὸν νόμον τῶν ἐντολῶν ἐν δόγμασιν καταργήσας…» (Προς Εφεσίους 2:15)
Задумался… Может быть неверный перевод? Кассиан считает, что надо просто перевести, что Христос упразднил закон заповедей, состоящий из предписаний.
Смотрю отцов Церкви – нет. Златоуст и Феодорит явно понимают ἐν δόγμασιν, как инструментальный падеж. То есть Христос именно при помощи учения устранил закон заповедей.
А как можно устранить закон заповедей догматикой?
И кажется мне, что речь вот о чем.
Во времена Ветхого Завета догматика, т.е. ортодоксия была предельна проста: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш – Господь един есть!
А весь Закон – сплошная ортопраксия! Заповеди о правильном поведении. Главный и фактические единственный догмат – единобожие. Бог только один и Он – не идол. У Израиля почти не было эсхатологии, ангелологии, и уж конечно триадологии. Даже сотериология сводилась к упованию на грядущего Мессию, да к исполнению заповедей о Жертве.
Т. е. Мало учения – много заповедей.
А в Новом Завете на первый план вышла догматика. Поэтому так важно сегодня правильно веровать. Разбираться в тонкостях Триадологии, Христологии, Пневматологии, Сотериологии и т. д. Евангелие просто и сложно одновременно. Мало веровать, что Христос спасает нас по благодати. Надо ещё правильно верить, что Христос – Тот Самый Яхве, воплотившийся от Духа Святого и от Девы Марии.
«Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших». (От Иоанна 8:24)
Если ветхозаветная Религиозная Парадигма строилась вокруг натаскивания человека на благочестивое поведение, то новозаветная – возвышает человека до понимания сути вещей. И именно это понимание формирует его благочестие.
И это хорошо!
Будьте единомысленны!
Рим 12:16: «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе»
Ρωμ 12:16: «τὸ αὐτὸ εἰς ἀλλήλους φρονοῦντες, μὴ τὰ ὑψηλὰ φρονοῦντες ἀλλὰ τοῖς ταπεινοῖς συναπαγόμενοι. μὴ γίνεσθε φρόνιμοι παρ᾽ ἑαυτοῖς».
Интересны буквальные выражения на греческом.
Быть единомысленным – думать одно и то же друг для друга.
Т.е. поиск единомыслия имеет в первую очередь не инквизиторский посыл, а желание блага в отношениях с другом.
Не высокомудроствовать – не думать надменно.
Последовать смиренным – быть уведённым в стан тех, кто ниже!
Возможно этим вдохновился Некрасов, когда писал:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови.
Уведи меня в стан погибающих.
За великое дело любви!
***
Не мечтать о себе – не быть разумным возле себя самих.
Вот эта последняя фраза описывает особенно комичную ситуацию.
Я видел немало таких людей (иногда в зеркале), которые разумны только возле себя самих. Они сравнивают себя с собой, общаются только с собой, сами себя хвалят, сами себя рецензируют.
Их единство неразрушимо, потому что они едины сами с собой! А на других им плевать…
Домой!
Иез 37:12—14 «Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживёте, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь».
Иезекииль пророчествует, обращаясь к пленным Израильтянам. Но тот плен – это не фашистский концлагерь. В том плену можно было неплохо устроиться (см. историю Мардохея и Эсфири). Люди жили, имели свои дома, могли заниматься своим маленьким бизнесом и по слову анекдота «таки ж немножечко шить».
А в геополитическом смысле так и вовсе красота. Вместо сумасбродных и непоследовательных царьков вами правят имперские Владыки. И с детства воспитывают в вас чувство причастности к Великой Стране!
Но с Божьей точки зрения эта шикарная жизнь с непыльной работёнкой – это всего лишь могила. Гроб. Кладбище…
А земля Божья – истинный дом.
Об этом полезно помнить, когда нам так хочется уютно устроиться в этой жизни… Бог предупреждает: не стоит поуютней устраиваться в могиле… Марш-марш из могилы!
Как в детстве мама ласково кричала из окна: «Павлик, домой!» Так же звучит и Божий голос: «Чудак! Ты зачем в могиле обустраиваешься? Домой, ужин за трапезой Господней остынет!».
Что за закон?
Иак 2, 12—13
Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Не понимаю, как можно богословие Иакова противопоставлять богословию Апостола Павла!
Иакова часто называют законником, приверженцем Моисеева Закона.
Но так ли это?
Что за закон называет Иаков законом СВОБОДЫ?
Думаю, что не Моисеев.
Во-первых, он нигде не называет этот закон Моисеевым. Напротив, называет его Царским, т. е. Христовым (2:8). И это отлично перекликается с термином Павла:
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». (К Галатам 6:2)
Во-вторых, Иаков называет этот закон «законом СВОБОДЫ».
И Павел противопоставляет рабство Моисеева Закона свободе во Христе:
«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». (К Галатам 5:1—6)
В-третьих, Иаков называет этот закон «СОВЕРШЕННЫМ».
«Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании». (Иакова 1:25)
А закон Моисеев ничего не довёл до совершенства:
«ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (К Евреям 7:19)
Ну и наконец, в-четвёртых, Иаков пишет в нашем сегодняшнем стихе, что это закон милости.
А Закон Моисеев не знает милости:
«а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». (К Галатам 3:10)
Но милость Божья была явлена и во времена Ветхого Завета. И тогда милость превозносилась над судом. И тогда была возможность выбрать: либо проклятие Закона Моисеева, либо благословение Авраама – оправдание по вере. По вере в грядущее Семя Авраамово – Христа.
Так что Иаков и Павел проповедуют одно Евангелие и пишут не о Законе Моисеевом, а о Законе Христа.
Что делать, если ты не видел Христа?
1 Ин 4, 14—15
Мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
καὶ ἡμεῖς τεθεάμεθα καὶ μαρτυροῦμεν ὅτι ὁ πατὴρ ἀπέσταλκεν τὸν υἱὸν σωτῆρα τοῦ κόσμου. ὃς ἐὰν ὁμολογήσῃ ὅτι Ἰησοῦς ἐστιν ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ, ὁ θεὸς ἐν αὐτῷ μένει καὶ αὐτὸς ἐν τῷ θεῷ. (Επιστολή Ιωάννη Α» 4:14—15)
В сегодняшнем чтении из утреннего часа меня зацепило, то что глагол «видели» у Иоанна стоит в перфекте. А перфект в греческом языке в основном означает действие, которое завершено в прошлом, но результаты его продолжаются в настоящем.