Книга Социальная педагогика. Учебник - читать онлайн бесплатно, автор Лев Владимирович Мардахаев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Социальная педагогика. Учебник
Социальная педагогика. Учебник
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Социальная педагогика. Учебник

– прогностическая – определение перспектив развития социально-педагогических процессов среды (ближайших и отдаленных), проявлений в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека);

– преобразующая – социальная педагогика призвана преобразовать социально-педагогическую реальность, социально-педагогические отношения и учебно-воспитательный процесс, направленный на достижение социально-педагогической цели в отношении конкретного человека, группы, семьи;

– мобилизационная – целенаправленная деятельность специалистов (социальных педагогов) по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки, преследующие достижение социально-педагогических целей;

– профилактическая (защитно-профилактическая) – деятельность специалистов социальной педагогики по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе, семье;

– управленческая – деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.

– образовательная – исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.

К собственно социально-педагогическим функциям относятся:

– адаптационная – стимулирование адаптации человека в среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия);

– социального развития – целенаправленная социально-педагогическая деятельность по стимулированию социального развития человека с учетом его социальной предрасположенности и своеобразия, а также условий среды (социума);

– социализирующая – деятельность по стимулированию социального становления человека, усвоению социальных ценностей и ролей, опыта социального поведения с учетом возраста, психического и социального развития;

– коррекционная – коррекция процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей и воспитателей;

– реабилитационная – направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.

Основные категории социальной педагогики – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее существенные явления. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальная адаптация, дезадаптация и реадаптация, социализация, десоциализация и ресоциализация, социально-педагогическая реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и другие (сущность категорий рассматривается в соответствующих главах учебника).

Задачи социальной педагогики подразделяются на общие (общетеоретические и практические) и частные (по отраслям практической деятельности). Таких задач достаточно много. Кратко перечислим их по основным блокам, составляющим социальную педагогику.

Задачи, вытекающие из социопедагогики:

– осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;

– исследование влияния факторов среды на растущую личность, группу;

– возможности использования факторов среды в социальном развитии и воспитании человека; решение определенных социально-педагогических задач;

– исследование влияния отдельных факторов на личность (например, семьи, средств массовых коммуникаций).

Задачи, вытекающие из социального воспитания:

– исследование проблем содержания и способов обеспечения оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

– исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

– изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

– изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.

Задачи, вытекающие из исследований человека как социальной единицы:

– исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;

– исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;

– выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления.

Задачи, вытекающие из личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:

– выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;

– исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человеком на различных этапах возраста.

Задачи, вытекающие из потребностей социальной работы:

– определение наиболее оптимальных путей взаимодействия с клиентом, его окружение в процессе индивидуальной социальной работы и работы в команде;

– разработка социально-педагогических технологий социальной работы.


Темы для семинарских занятий

1. Социально-педагогический аспект социальной работы.

2. Общее и особенное в социальной педагогике и социальной работе.


Темы для докладов и рефератов

1. Место и роль социально-педагогического знания в социальной работе.

2. Социально-педагогическое знание в подготовке социальных работников.


Вопросы для самоконтроля

1. Каковы место и роль социальной педагогики в социальной работе?

2. Что такое социальная педагогика?

3. Назовите и раскройте основные направления развития социальной педагогики.

4. Дайте характеристику педагогики среды.

5. Что представляет собой педагогика социального становления личности?

6. Дайте характеристику педагогики социальных отклонений.

7. Каковы место и роль самого человека в социальном становлении?

8. Дайте характеристику социальной педагогики как теории.

9. Дайте характеристику социальной педагогики как практики.

10. Каковы основные функции социальной педагогики?

11. Каковы основные задачи социальной педагогики?


Список литературы

1. Иванов А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. А. В. Иванова. – М.: Издат. – торг корп. «Дашков и К°», 2010. С. 8–34.

2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика (полный курс): учебник. -5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. С. 38–52.

3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – Изд. 2-е. – М.: Московский психолого-педагогический институт, 2008. С. 15–32.

4. Социальная педагогика: учебник для для студ. вузов / под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2008. С. 120–142.

5. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учеб. пособ. / под ред. И. А. Липского. – М.: МАГИСТР ИНФРА-М, 2012. С. 49–58.

Глава 2. Деонтологические основы социальной педагогики

Всякая профессия имеет свои деонтологические основы. Речь идет об основах, определяющих понимание специалистом своего долга перед государством и обществом и реализующих их в процессе профессиональной деятельности. Каждая профессия имеет свою значимость, а в сфере работы в системе «человек – человек» свое назначение, определяющее понятия долга и должного, свои этические нормы и принципы профессиональной деятельности.

После изучения главы 2 бакалавр должен:

• знать:

– истоки, сущность и содержание деонтологии, деонтологии педагогики и деонтологии социальной педагогики;

– аксиологические основы социальной педагогики;

– этические нормы и принципы социальной педагогики, определяющие этическое поведение социального педагога;

• уметь:

– использовать основы деонтологии в определении своего места и долга в системе социально-педагогической деятельности;

• владеть:

– нравственно-этическими знаниями, определяющими место и роль социального педагога.

Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

– деонтология социальной педагогики: понятие, сущность и содержание;

– аксиологические основы социальной педагогики;

– этические нормы и принципы социальной педагогики;

– стандарты этического поведения социального педагога.

2.1. Деонтология социальной педагогики: понятие, сущность и содержание

Термин «деонтология» введен английским философом, экономистом и юристом И. Бентамом (Jeremy Bentham, 1748–1832) для обозначения теории нравственности. По своей сущности – это теория, определяющая совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, нравственные нормативно-регулирующие действия человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В сфере профессиональной деятельности эти принципы и нормы повседневно регламентируют проявление специалиста, обусловленное его назначением, социальным статусом и ролью.

В литературе под деонтологией (греч. déon – долг; déontos – должное + logos – учение) понимается раздел этики, изучающий проблемы долга и должного; учение о морально-этических нормах и принципах поведения медицинского работника по отношению к пациенту. Долг – то же, что и обязанность, – категория этики, раскрывающая нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Должное – предписываемые нравственные обязанности специалисту по профессиональному назначению. По существу деонтология является учением о нравственном долге (нравственных обязанностях) специалиста (медицинского работника, педагога и пр.) перед обществом и государством.

Издревле общество предъявляло определенные нравственные требования к врачам, которым они доверяли самое важное – свое здоровье. В свою очередь и сами врачи в своих клятвах заверяли о приверженности к нравственным основам долга, стараясь заручиться верой больного в то, что они действительно смогут помочь ему и сделают все, чтобы его вылечить. Клятва – торжественное обещание; утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного. Можно утверждать, что с древнейших времен в клятвах закладывались основы этики и деонтологии врача.

Возникновение клятвы врача значительно древнее времени жизни Гиппократа. Согласно преданию, клятва восходит к семейным традициям и передавалась из рода в род. Сохранилась клятва, записанная Гиппократом, на ионийском диалекте древнегреческого языка. Она получила распространение во многих странах мира, задавая высокую нравственную планку личности и деятельности врача.

Анализ существа «клятвы Гиппократа» свидетельствует о том, что она содержит девять этических принципов или обязательств, которые можно объединить в два блока.

Первый – обусловлен долгом и как врача, и как отца:

1) уважение к учителю и обязательства перед ним. Еще Аристотель подчеркивал: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь». Данный факт предписывал особые отношения к учителям;

2) ответственность как отца и мастера за то, чему должен научить и что передать своим детям, детям учителя и ученикам. Исстари отец передавал свое искусство своим детям и детям своего учителя.

Второй – касается собственно врачебной деятельности:

1) по отношению к больному – недопущение причинения всякого вреда и несправедливости. Утверждение больного в том, что он, как врач, будет делать только то, что требуется в интересах его лечения;

2) по отношению к своей деятельности как врача – чисто и непорочно проводить свою жизнь и свое искусство врачевания. В этом утверждении два компонента: обязательство чисто и непорочно проводить свою жизнь, а также проявлять искусство врачевания. Только такому человеку больной может доверить свою жизнь и лечение;

3) нравственность поведения в доме больного – одно из главных условий веры в врача;

4) недопущение разглашения информации, которую получил врач. Конфиденциальность по отношению к получаемой информации и сегодня остается важным нравственным требованием к врачу.

Нравственные принципы и нормы поведения (деонтологические основы) характерны для каждой профессии. Особенно они ярко проявляются в повседневной деятельности тех, кто работает в системе «человек – человек», «человек – группа». Следует подчеркнуть, что проблема долга существует также и в системе «человек – техника», «человек – природа» и пр. Для каждой сферы характерны свои нравственные нормы долга и ответственности специалистов в профессиональной деятельности. Они требуют учета и обеспечения их реализации в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста и главное – в повседневной профессиональной деятельности.

Одно из первых исследований существа деонтологии в педагогике принадлежит Г. М. Кертаевой (Республика Казахстан). Она выделила такое явление, как деонтологическая готовность учителя, что представляет собой «состояние готовности сознания учителя, его знаний, умений, навыков к выполнению образовательной, воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессионального долга. Она является неотъемлемой частью его общей готовности, отражающей уровень развития профессионального сознания, осознания должного в профессиональной деятельности» [2, с. 62]. Основы деонтологической готовности закладываются в вузе, утверждаются и поддерживаются повседневной практической деятельностью учителя.

В последующем Г. М. Кертаевой подготовлено учебное пособие «Основы педагогической деонтологии» [2]. Под педагогической деонтологией она рассматривает науку о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом [2, с. 57].

В литературе особо выделяют деонтологическую культуру учителя. Первое исследование ее существа проведено Г. А. Карахановой. Она рассматривает ее как «качественную социально-педагогическую характеристику его подготовленности и повседневного проявления в педагогической деятельности в рамках установленных нравственных норм и правил» [1, с. 11]. Деонтологическая культура учителя является частью его общей и профессиональной культуры, основы которой также закладываются в вузе и повседневно совершенствуются с учетом изменяемых требований в социокультурной среде учебно-воспитательной (профессиональной) деятельности и обществе.

Деонтологическая готовность и культура свойственны социальному педагогу. Деонтологическая готовность характеризует его внутреннее состояние, необходимое для реализации задач нравственного долга, а деонтологическая культура – повседневное проявление им профессионального долга. Основы их закладываются в вузе и требуют постоянного внимания в системе непрерывного профессионального роста социального педагога.

Следует выделять деонтологию социальной педагогики, социально-педагогическую деонтологию и деонтологию социального педагога.

Деонтология социальной педагогики – учение о нравственной направленности теории и практики социальной педагогики.

Социально-педагогическая деонтология – это учение о нравственных требованиях долга, нормах, принципах и правилах поведения, профессиональной деятельности человека в социокультурной среде. Она имеет место по отношению к любому человеку, реализующему себя своим поведением и/или профессиональной деятельностью в определенной социокультурной среде и оказывающему на нее то или иное социально-педагогическое влияние. Ее проявление можно наблюдать по отношению к человеку, как специалисту, который работает весьма успешно, производит продукцию высокого качества, но одновременно оказывает негативное влияние на социокультурную среду производственной деятельности, создавая в ней напряженность, провоцируя агрессию и недовольство. Проявление социально-педагогической деонтологии этого человека в данном случае негативное.

Деонтология социального педагогаучение о нравственных требованиях, нормах, принципах и правилах поведения, профессиональной деятельности социального педагога, определяющих его назначение и обязывающих в повседневном проявлении. Эти требования, нормы, принципы и правила частично находят отражение в его функциональных обязанностях. Однако все в инструкции не вложишь. Существуют так называемые «неписаные правила поведения и профессиональной деятельности», которые характерны для любой профессии. Они есть и у социального педагога.

Нравственным долгом социального педагога по отношению к самому себе является завоевание авторитета в общественном мнении посредством достижений своей профессиональной деятельности. Он может быть как формальным, так и неформальным. Формальный – это авторитет профессии и должности; неформальный – показатель моральной значимости социального педагога, полученной в сфере профессиональной деятельности со стороны тех, с кем он работал, его окружения и коллег. Завоевание авторитета – процесс длительный и трудный. Если он становится для социального педагога самоцелью, то результат может оказаться прямо противоположным – утрата авторитета в глазах коллег и тех, с кем он работает.

Важная (базовая) составляющая деонтологической основы социального педагога заключается в требованиях нравственного долга, предъявляемых к нему как профессионально-подготовленному специалисту. Эти требования определяются спецификой его профессиональной деятельности: где (в каком учреждении) и с кем (какой категорией людей) он работает, а также какие доминирующие цели в работе он ставит, и находят свое отражение в содержании норм профессиональной этики, нравственных идеалах, принципах, гуманистических ценностях социально-педагогической деятельности в этом полиэтническом социуме.

2.2. Аксиологические основы социальной педагогики

Деонтология непосредственно связана с аксиологией (от греч. axios – ценный + logos – учение) – учением о системе ценностей. Аксиологические основы социальной педагогики – учение о ценностях теории и практики социальной педагогики. Ценностьзначимое, должное, полезное, целесообразное, идеальное, предметное, оценочное, духовное, материальное, общественное, личное, абстрактное, моральное, необходимое, нормативное, желаемое. Профессиональные ценности ориентируют социального педагога на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, ответственность за результаты своей деятельности.

Рассматривая ценности социальной педагогики, следует выделять ценности социально-педагогического знания, социально-педагогической деятельности и социального образования. Чаще всего выделяют ценности социальной педагогики как практики и того, что ее определяет:

– субъекта социально-педагогической деятельности – социального педагога;

– объекта социально-педагогической деятельности – человека (группы);

– самой профессиональной деятельности социального педагога и ее результатов;

– социокультурной среды профессиональной деятельности социального педагога.

Ценности субъекта социально-педагогической деятельностисоциального педагога во многом определяют его личностные ориентации (ценностные ориентации). По своей сущности это разделяемые личностью социальные ценности, определяющие его социальный статус и, собственно, сложившиеся ценностные ориентации социального педагога в профессиональной деятельности.

Статус (лат. status – состояние, положение) – правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина; положение личности в системе межличностных отношений, определяемое социально-психологическими особенностями группы, характером взаимодействия личности с группой. Он определяется официальной позицией в должностной, профессиональной или иной принятой в данной группе или обществе официальной иерархии, социальным рангом личности (официальный статус), а также отношением к ней со стороны группы, степенью уважения, симпатий членов группы, авторитетностью ее в группе (неофициальный статус).

Статус социального педагога – правовое и общественное положение его, установившееся в государстве и обществе. Он подразделяется на предписанный (приписываемый) статус, который социальный педагог приобретает с назначением его на должность (с течением жизни он может меняться), и приобретенный – социальное положение, достигнутое им и отражающее меру способностей и усилий специалиста. Это статус, достижение которого в большей степени основано на заслугах социального педагога.

Основные ценностные ориентации социального педагога определяются его отношением к объекту социально-педагогической деятельности, самой социальной-педагогической деятельностью и ее результативностью. В основе этих ценностей лежат такие качественные характеристики социального педагога, как социальная ответственность, чувство долга перед собой, обществом и государством, честь и достоинство.

Ответственностьположение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять вину на себя за все возникающие последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-либо обязанностей, обязательств. Социальная ответственность проявляется в готовности и способности социального педагога добровольно стремиться к реализации общественно значимых целей в процессе своей повседневной профессиональной деятельности и принять вину (нести ответственность) за ее негативные последствия. Для него требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами. Веления профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального педагога, являются определяющим духовным стимулом его деятельности.

Чувство долга социального педагога перед собой, обществом и государством имеет социальную направленность: выполнение им профессиональных обязанностей, достижение поставленных целей, их совпадение с интересами людей, по отношению к которым осуществлялась эта деятельность. Профессиональным долгом социального педагога по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в их достижении. Забота о единстве и целостности коллектива как решающего субъекта социально-педагогической деятельности связана с организацией целенаправленного, слаженного действия всех его членов.

Специалист всегда видит в социальном окружении того, с кем он работает, не только объект воздействия, но и своего союзника в решении возникающих проблем. Внимание к его социальному окружению, уважение к нему, учет его мнения и привлечение к сотрудничеству – профессиональный долг социального педагога. Чтобы сотрудничество оказалось плодотворным, важно объективно оценить возможности социального окружения, готовности включиться в совместную деятельность в социально-педагогическом процессе.

Честь и достоинство социального педагога. Честь – заслуживающее уважения и гордости моральное качество человека; его соответствующие принципы; незапятнанная репутация, доброе имя; почет, уважение. Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Честь и достоинство социального педагога – это признание его высоконравственной личностью и профессионалом-специалистом теми, с кем он работает, обществом, что требует в первую очередь объективности в оценке социальным педагогом самого себя, т. е. своих качеств, способностей и возможностей. Завышенная самооценка, гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в самодовольство и самолюбование, отсутствие самокритичности – качества, отрицательно сказывающиеся как на перспективах личностного роста, так и на качестве профессиональной деятельности социального педагога. Специалист, считающий процесс своего развития завершенным, доведенным до вершины, на самом деле не способен не только к совершенствованию, но и к поддержанию уже достигнутого уровня развития.

Ценности объекта социально-педагогической деятельности – человека (группы). Базисной ценностью для социального педагога является ценность человеческой жизни, что и определяет содержание и способы его социально-педагогической деятельности, его активную позицию по изменению и улучшению жизни подрастающего поколения, молодежи, взрослых людей, воспитательных возможностей семьи. Благополучие людей, семьи, группы, имеющих проблемы, также является ценностью профессии. Это означает, что социальным педагогам необходимо активно стремиться не только к помощи конкретному человеку, конкретной семье, сообществу, но и к изменению той неблагоприятной социальной ситуации, в которой они оказались.