Книга Бансэнсюкай. Настольная книга ниндзя - читать онлайн бесплатно, автор Самудзи Фудзибаяси
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Бансэнсюкай. Настольная книга ниндзя
Бансэнсюкай. Настольная книга ниндзя
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Бансэнсюкай. Настольная книга ниндзя

Бансэнсюкай. Настольная книга ниндзя

Самудзи Фудзибаяси


© Фудзибаяси С., 2023

© ООО «Издательство Родина», 2023

Предисловие

Вооруженные силы – это последняя линия, когда речь идет о безопасности страны и вопросе выживания государства. Это чрезвычайно важно, потому что это основа государственного управления и национальной безопасности и ни в коем случае не является второстепенной проблемой. Военное ремесло невероятно глубоко и обширно, и к нему нельзя относиться легкомысленно.

В любой военной ситуации вам нужно заранее составить подробный и точный план, четко обдумать пять постоянных факторов и семь планов, досконально понять настроения ваших людей, а затем, основываясь на этих факторах, разработать стратегию и провести лобовую атаку и внезапные способы нападения. Кроме того, если достигнуты пять характеристик мудрости, благожелательности, доверия, мужества и строгости, и если преимущества получены из трех областей – Неба, Земли и Человека, тогда, даже если у вас всего тысяча солдат и вам приходится сражаться с многочисленным врагом, вы можете одержать победу в ста раз из ста сражений с абсолютной уверенностью. Несмотря на то, что [в настоящее время] владык мудрости не так много, вам следует вспомнить китайского генерала Сунь-цзы, который служил королю Хелу, а также герцогу Пэй, который объединил страну, используя стратега Чжан Ляна. Наряду с этим, если лорд высоко ценит мудрость своих мудрых генералов, хорошо управляет страной и дисциплинирует свой клан, тогда бояться нечего, даже если границы его страны огромны. Это происходит потому, что мудрый лорд готовит для всей страны, что, как следствие, делает его генералов еще более опытными.

С древних времен в нашей стране Японии было много хороших генералов. Тем не менее, они управляли страной, но только путем завоевания ее одной лишь силой. Есть ли среди них кто-нибудь, кто когда-либо достигал истинной благожелательности? Кусуноки Масасигэ и некоторые другие справились со своей [трудной] ситуацией, но их повелители не отличались высокой добродетелью. Поэтому они в конечном итоге погибли в бою, сохранив свою верность до конца. С тех пор кто-нибудь еще достиг этого? В этот век упадка, в который мы живем, умы людей извращены, и любят только слова, но не практические поступки. Оглядываясь назад на древний Китай, можно сказать, что люди династии Чжоу (1023-255 до н. э.) были не так хороши, как люди династии Шан (1766–1122 до н. э.), которые, в свою очередь, были не так хороши, как династия Ся (c2070–c1600 до н. э.), которые были не так хороши, как люди периода императора Шунь (который предшествовал династии Ся). Таким образом, будут ли люди в будущем конкурировать с людьми этого возраста? Сколько людей готовы соблюдать праведность и выполнять приказы своего господа, если придет время, или сражаться за верность и находчивость? Если великий полководец преуспевает в планировании стратегии, но ни один из его солдат не может действовать надлежащим образом в соответствии с обстоятельствами, тогда ему трудно одержать победу. На войне вы должны застать врага в состоянии неподготовленности, поразить его быстро и врасплох и правильно понять намерения противника. Если у вас есть множество стратегий, но нет ниндзюцу или искусства ниндзя, то в этом случае, если вы не сможете получить подробную информацию о секретном плане врага или их заговорах.

Заглядывая в военные манускрипты У Ци и Сунь-цзы, читая секретные книги, написанные Чжан Ляном, Хань Синем и другими, если у вас нет шпионов, вы никогда не сможете узнать, что является существенным или несущественным относительно намерений вашего врага, вам не удастся преодолеть массивную стену протяженностью в несколько миль, или заведите целую [вражескую] армию в ловушку и добивайтесь победы в каждом сражении, в котором вы участвуете.

Есть ли что-нибудь еще, что позволяет одному человеку разрушить силы бесчисленного множества людей? У вас есть все основания учиться до тех пор, пока вы не достигнете мастерства в искусстве ниндзюцу, и любыми доступными вам способами. Тогда, с мастерством ниндзюцу, даже если враг построил сильную осаду или железную оборону, не будет никакого способа помешать вашим силам проникнуть в его крепость.

Навыки ниндзюцу не являются оккультными или чудесными, они похожи на стратегию владения мечом; то есть речь идет о нанесении удара по врагу через его промежуток, нанесении удара, воспользовавшись его реакцией, или нанесении удара врасплох. Поэтому, используя основные положения, взятые из руководства Kanrinseyo, я здесь пишу более двадцати томов по теме ниндзюцу вместе с разделом вопросов и ответов, вводными примечаниями и другими темами. Я делаю это, чтобы записать эти секреты военного искусства.

Написано в пятом лунном месяце Энпо Четыре, в Год Дракона (1676) малоизвестным воином Фудзибаяси Ясутакэ из Кога в Гошу.

Книга первая

Вступительные замечания

Эта книга в дальнейшем называется «Бансэнсюкай», и от начала до конца она соответствует важным пунктам, содержащимся в руководстве по Канринсейо. Этот Бансэнсюкай относится к ниндзюцу и инструментам ниндзя, которые одиннадцать ниндзя Ига и Кога держали в секрете. Наряду с этим я отбросил негатив и включил только положительные элементы из различных школ, которые присутствуют по сей день. Кроме того, я собрал все стратегии ниндзюцу, разработанные превосходными генералами как в Японии, так и в Китае, и я осмеливаюсь обнародовать то, о чем раньше не было известно.

Раскрывая моральные принципы, стремясь к праведности и не скрывая несправедливости, мы приходим к крайним секретам ниндзюцу и таким образом выражаем все в надлежащем порядке. Таким образом, все реки в мире впадают в океан, во что-то чрезвычайно глубокое и обширное, и именно поэтому я озаглавил все это сочинение «Бансэнсюкай» – «Мириады рек, впадающих в океан» (или «Десять тысяч рек, впадающих в море»).

Эта коллекция томов [является истинным путем ниндзя] и далека от любых меньших построек, созданных другими ниндзя, которые, будучи из другого места, научились только одной или двум вещам, но утверждают, что они люди из Ига. Наряду с этим, существует множество экспертных навыков, которыми следует овладеть полностью для каждого отдельного плана или достижения, и люди в мире не должны знать, насколько глубоки эти навыки. Как бы то ни было, здесь я решил упростить описания, но не настолько, чтобы их можно было легко понять только из этого текста. Намерение, стоящее за этим, состоит в том, чтобы помешать непрофессионалам говорить об этих навыках без уважения и относиться к ним как к объекту легкого развлечения. Только когда ученик прилагает усилия к углублению своих знаний в течение значительного периода времени, обучаясь устно у своего учителя, он сам узнает, насколько глубоко это искусство на самом деле. Если учитель не обучает вас устно и вы пытаетесь учиться только с помощью этого письма, вы не сможете постичь глубочайший смысл его секретов.

Эта рукопись состоит из шести частей: Правильный разум; Руководство для командиров; Йо-нин; Ин-нин; Возможности, дарованные Небесами (астрономия и астрология); и инструменты ниндзя. Из них глава «Правильный ум» занимает первостепенное место, потому что правильный ум должен быть основой для всего и каждого поступка. На первый взгляд искусство нинзюцу кажется близким к искусству воровства, поскольку в рамках его тактики и стратегии вам нужно перелезть через забор или каменную стену или подобрать различные виды навесных замков, засовов, крючков и колец или запирающих палочек. Следовательно, если мерзкий человек, который не питает почтения к божественной справедливости, овладеет этими навыками и совершит все зло, описанное в этой книге, конечным результатом будет то, что я научил его искусству грабежа. Чтобы избежать такого риска, я ставлю главу о правильном мышлении на первое место.[В этой главе] в первую очередь будет обсуждаться путь верности, затем причина вашей жизни и смерти, которые вместе помогут вам обрести правильный склад ума. Хотя стремление посвятить себя искренности и мудрости может навлечь на себя насмешки, выполнение чего-либо с правильным намерением в конечном итоге поможет вам. Однако простой новичок должен использовать эту главу в качестве руководства и все время держать ее учения близко к сердцу, даже когда отдыхает, сидит или спит, воспитывая таким образом смелый и бесстрашный ум, твердо ориентированный на лояльность и с целью продолжать практиковать эти навыки в течение длительного времени. Достигнув этого, он естественным образом станет просветленным и узнает, что означает правильный ум. Если вы будете владеть этим навыком во всех отношениях, мягкий и слабый человек станет жестким и сильным, злонамеренный человек станет лояльным, а глупый человек станет мудрым. Обладая справедливостью, мужеством и мудростью, вы никак не сможете «прокрасться внутрь». Однако, если у вас злой ум, глубокая тактика не увенчается успехом. Независимо от того, попытаетесь ли вы осуществить заговор, ваш заговор рано или поздно будет выдан врагу. Независимо от того, насколько вы смелы, вы не сможете выполнить трудную миссию. Это потому, что правильный ум должен быть на первом месте.

В качестве второго по важности элемента следует выделить руководство для командиров. Когда ниндзя овладеет всеми аспектами верности, мужества, тактики и достижений, если его господин не использует его, любая тактика вряд ли сможет увенчаться успехом. Если тактика не может быть успешно реализована, упомянутый командир не понимает, насколько на самом деле полезно ниндзюцу. Если лорд не обладает хорошим пониманием этого искусства, в его сознании сформируется подозрение [об искусствах ниндзя], что помешает ему принять эти искусства во внимание и, таким образом, помешает ему отправить ниндзя на позицию врага. Если он не собирается посылать ниндзя, у него нет возможности узнать секретную тактику врага.

Более того, если он не может знать секретную тактику врага, он не сможет решить, как развернуть свою армию или какой тактикой ему следует пользоваться. Если он не сможет решиться на эти вещи, это повлечет за собой ужасные последствия. Кроме того, если он разрабатывает тактику или принимает решение о размещении своих сил, только предполагая статус врага, без использования шиноби, это будет сродни метанию камня в темноте ночью, который не попадет в цель, и, следовательно, стратегия и развертывание, которые он выберет, не будут удачными…

Поэтому часто бывает так, что если командир готовится в ожидании атаки с востока, враг нападет с запада, и тогда он будет опрокинут. Если он готовится к нападению с юга, то подвергнется нападению с севера и будет повергнут в замешательство и поражение. Наряду с этим, в случае, когда генерал не знает, как использовать шиноби, и даже если этот шиноби проникнет в замок или позицию противника, ничего не подозревающий командир не сможет добиться синхронной атаки с ниндзя, который находится внутри замка, в то время как он, командир, находится снаружи и таким образом, он не сможет реализовать свой желаемый результат. В этом случае он не выиграет битву и /или ниндзя может умереть безвременной смертью. Вот почему я поставил Руководство для командиров на второе место по рангу и важности.

Во втором разделе этого тома я упоминаю методы предотвращения попадания вражеского ниндзя на вашу позицию; это было помещено здесь для того, чтобы лорд ознакомился с этой тактикой защиты. С помощью этих последних приемов я также опишу, как вывести вашего ниндзя на позицию противника.

Йо-нин или «открытая маскировка» ставится перед ин-нин, что означает «скрытое проникновение». Это соответствует тому факту, что йо (ян) означает рождение, в то время как ин (инь) означает смерть или конец. Даже находчивый человек не станет хорошим исполнителем йо-нин без регулярных тренировок, особенно если он овладевает этим навыком на словах. Любой, кто хочет овладеть этим навыком маскировки, должен всегда тренироваться с максимальными усилиями.

В третьем разделе «йо-нин» я пишу о навыках «видения», «наблюдения» и «умозаключения», потому что не должно быть ничего, чего бы вы не видели или не слышали о враге – это задача шиноби но моно. Те, кто изучает это искусство, не должны думать, что эти навыки наблюдения и слушания не являются навыками шиноби, и должны помнить, что нельзя ничем пренебрегать.

В пятом разделе in-nin я пишу о ночных нападениях шиноби, ограблениях и т. д. Вам также не следует легкомысленно относиться к этим заданиям, так как вы можете подумать, что это не то, что должен делать шиноби. Ночная атака – это работа шиноби во всех отношениях. Поэтому ночные атаки без знания ниндзюцу не будут эффективными. Также ниндзя, не знающий, как атаковать ночью, не может постичь истинную суть ниндзюцу.

Захватывать кого-то в плен или преследовать преступные цели изначально не было путем ниндзя. Однако, похоже, в наши дни это считается работой ниндзя, и поэтому я пишу краткое описание техник, которые применялись с древних времен. Первоначально это не было бы включено в «Путь ниндзя», потому что это задача не ниндзя, а людей низшего класса.

Тома, посвященные гаданию [время небес] и астрономии и астрологии, находятся на пятом месте и основаны на философии мудрецов древности. Они говорят, что время небес не так важно, как благо земли, и, в свою очередь, благо земли не так важно, как [гармония человека]. Однако в этих томах есть довольно много важных вещей для ниндзюцу, и вы не должны пренебрегать их изучением, но затем будьте осторожны, чтобы не уделять им слишком много внимания.

Использование инструментов ниндзя – это мера, необходимая для овладения искусством ин-нин, но тома, посвященные инструментам, учат, как их использовать и производить, но они не содержат принципов шиноби. Таким образом, они находятся на шестой и последней позиции.

Вы должны попытаться самостоятельно научиться пользоваться этими инструментами, чтобы решить, хороши они или нет. Пока вы сами не докажете их ценность, вам не следует их использовать. Вам полезно сосредоточиться на создании как можно более простого инструмента, чтобы он мог использоваться различными способами. Способ изготовления каждого инструмента подробно описан в указанном томе.


Вопрос: В какой период появилось ниндзюцу?


Ответ: Первоначально искусство войны [включая ниндзюцу] появилось в период правления императора Фу Си, а затем стало более процветающим в период правления Желтого императора. С тех пор это передавалось из поколения в поколение, и не было человека благоразумного и осмотрительного, который бы не ценил это очень высоко. Таким образом, ниндзюцу является ключом к военному делу. Несмотря на то, что оно существовало в периоды Фу Си и Желтого императора, ни в каких письменных документах нет прямого упоминания о ниндзюцу. Там была только его суть. В этом смысле вы можете найти это в некоторых древних писаниях.


Вопрос: Почему вы говорите, что ниндзюцу – это ключ к военному делу?


Ответ: В томе о найме шпионов, который находится в тринадцати томах «Искусства войны», написанного Сунь-цзы, упоминается ниндзюцу. Помимо этого, почти все военные рукописи всех периодов в Китае, а также в нашей стране, содержат ссылку на ниндзюцу в своем тексте. Если ниндзюцу не было важнейшим ключом к стратегии, почему случилось так, что эти мудрые мудрецы в истории записали это искусство для будущих поколений, или вы этого не слышали? В некоторых военных манускриптах говорится: «Военное искусство заключается в дисциплине внутри и знании внешнего». Короче говоря, вы должны знать секретную тактику вашего врага и получать точную информацию о них.

Чтобы точно знать состояние врага, вам следует использовать следующие навыки: [Обычные] воины-разведчики должны быстро вести разведку на расстоянии, чтобы получить такую информацию, как топография, продвигается ли враг или отступает, насколько велики силы противника, как далеко они находятся и т. д. И доложите об этом господу.

С другой стороны, ниндзюцу позволяет вам скрытно подобраться очень близко ко рву или ограде вражеского замка или позиции, наблюдать за ситуацией, проникнуть в замок или позицию, собрать любую информацию, такую как то, что внутри, вражеские уловки, секреты, и т. д., внимательно наблюдая и слушая и возвращая их господу, чтобы он мог решить, какой вид развертывания следует предпринять, а также следует ли использовать обычные стратегии или стратегии внезапности, чтобы победить врага. Если бы не этот навык ниндзюцу, было бы трудно узнать тактику противника и обеспечить себе победу над страной. Имея это в виду, вы должны знать, что ниндзюцу – это ключ к военному делу.


Вопрос: В Китае это искусство тоже называется шиноби?


Ответ: Шиноби – это имя, которое было придумано в нашей стране. В штате У он назывался кан; в весенне-осенний период – чо; а в период [китайских] воюющих государств и после него – сайсаку, ютэй, кансай и так далее. Все эти названия относятся к ниндзюцу. Наряду с этим, в «Шести тайных учениях» он упоминается как юши («играющий воин»), а в руководстве по Инь Цзин, написанном Ли Цюанем, он известен как кодзин. Как видно из этих руководств, она называлась многими разными именами в зависимости от периода или намерения господа. Это очень похоже на нашу страну, поскольку мы называем это синоби, ято, суппа, нокизару, мицумоно, кьоудан и т. д.


Вопрос: Есть ли какая-либо причина, по которой ниндзюцу называют канчо, ютэй, сайсаку, кансай, юши, кодзин и т. д.?


Ответ: В главе о применении шпионов в военном искусстве иероглиф «кан» снабжен комментариями и означает «брешь» или «отверстие» и предназначен для того, чтобы заставить человека проникнуть в брешь внутри врага с целью получения информации об их состоянии. Таким образом, кан означает «промежуток». Это отправка человека на поиски вражеской бреши, чтобы воспользоваться ею и проникнуть во вражеский замок или позицию, чтобы он собрал информацию о вражеском заговоре или секретных планах в полном объеме и сообщил о них вам. В противном случае, это означает воспользоваться преимуществом вражеской бреши, проникнуть в замок или позицию, поджечь или провести ночную атаку.

Иероглиф, обозначающий кан, имеет второе значение «отчуждение». Аналогично, ниндзюцу включает в себя навык «отстраняться». Ниндзя отдаляют вражеского лорда от его слуг, выдвигая ложные обвинения, нарушая соглашения, заключенные между врагом и лордом соседней провинции, чтобы они не могли ожидать подкрепления, или отдаляя вражеского лорда от его слуг, чтобы они были оскорблены друг другом. С древних времен как в Китае, так и в Японии было множество примеров, когда победа достигалась путем создания замешательства среди противника. Теория гласит, что поскольку иероглиф кан состоит из двух частей «ворота» и «солнце», то, следовательно, суть этого искусства заключается в том, чтобы проникнуть в замок и позицию противника без промедления, даже через самую маленькую щель, что аналогично солнечному свету, немедленно проникающему через открытую дверь. ворота. Этот принцип настолько глубок и неуловим, что обычные люди с трудом могут его понять, а также иероглифы для cho и tei означают «обнаруживать». Как правило, искусство шиноби похоже на игру в прятки, в то время как работа шпиона состоит в том, чтобы искать брешь во враге, проникать внутрь и наблюдать за его состоянием. Вот почему их также называли ютэй, или «играющие детекторы».

В ниндзюцу Кусуноки Масасигэ был навык, при котором он делил сорок восемь ниндзя на троих и всегда оставлял одну из групп из шестнадцати человек в Киото. Они наблюдали за ситуацией там, используя различные секретные планы, и держали Кусуноки в курсе. Это именно то, что имеет в виду ютэй. Кроме того, saisaku означает, что ниндзя переходят на сторону врага, полностью наблюдают за их состоянием и докладывают своему господину, чтобы господин мог точно разработать свою стратегию. [Ниндзюцу] также называется кансай, потому что кан означает «злой», поскольку оно используется в канкеку («злонамеренный») или мокан («ложь») Следовательно, даже при том, что ниндзюцу внешне выглядит нормально, под поверхностью оно всегда имеет чрезвычайно искаженную и глубоко продуманную тактику. Несмотря на то, что [шиноби] находится на праведном пути верности, в его методах есть несправедливость и они изворотливы внутри, поэтому также использовалось негативное слово кансай.

Юши возникает из-за того, что кажется, будто кто-то «играет», но на самом деле задуман глубокий сюжет. Это также называется kojin, потому что [шиноби] идут между врагом и союзниками. Ко также имеет другое значение «передавать» или «подавлять»; именно по этой причине они были названы кодзин.


Вопрос: Почему в Китае это называлось такими разными именами?


Ответ: В «Искусстве войны» это было названо «кан», и с тех пор тех, кто занимается этой работой, называют канджа, и, услышав слово «кан», люди явно имели представление о том, что они делают. Изначально, как гласит глубочайший путь этого искусства, вам не разрешается, чтобы ваше имя, навык или искусство были известны людям, это делается для того, чтобы вы могли выполнить свою цель, не будучи обнаруженными другими. Таким образом, очень важно хранить это искусство в глубокой тайне.

По этой причине, похоже, что в Китае из поколения в поколение меняли названия этого навыка, чтобы сохранить в секрете тот факт, что они занимались ниндзюцу.


Вопрос: Хотя в Китае он сменил названия, в нашей стране он называется shinobi. Почему это происходит?


Ответ: Все названия в Китае, такие как канчо, ютэй, сайсаку, кансай, юши, кодзин и т. д., как упоминалось выше, были обозначены потому, что их задача состоит в том, чтобы обнаружить брешь во враге или отдалить повелителя врага от его вассалов или врага из соседних стран. То есть названия возникли из-за последствий цели для используемого ниндзюцу.

С другой стороны, в нашей стране мы называем его синоби, потому что этот персонаж означает «клинок» и «сердце». Он назван так потому, что относится к сущности, которая является фундаментальной для всех разделов ниндзюцу. Не принимая во внимание это значение, вы вряд ли сможете узнать истинное происхождение этого искусства.


Вопрос: Если возможно, я хотел бы узнать подробности приведенного выше заявления.


Ответ: Сущность [их характера], которая позволяет [ниндзя совершать такие поступки] и обнаруживать пробелы во враге, и даже «подкрадываться», принимая на себя все риски, связанные с такими действиями, показывает, что у них [ниндзя] твердое и добродетельное сердце., точно так же, как лезвие, которое является твердым и острым. Если сердце не такое острое или твердое, а вместо этого тупое и мягкое, даже самый искусный план не может быть выполнен, поскольку такой агент будет малодушен, когда приблизится к врагу. Даже если им удастся подобраться поближе к врагу, они будут нервничать, волноваться и так много болтать, что выдадут заговор и в конечном итоге попадут в плен, что приведет не только к их гибели, но и, очевидно, к нанесению ущерба их господину. Поэтому вы можете проникнуть внутрь через брешь во враге, только если у вас твердое и преданное сердце, закаленное, как клинок. Вот почему мы изменили названия из Китая и ссылаемся на это искусство, используя этот иероглиф, который означает «сердце, подобное лезвию». Для шиноби важно подобраться поближе к врагу, есть стихотворение, найденное в «Ста стихотворениях Исэ но Сабуро Есимори»:


Хотя есть так много вещей, о которых шиноби должен помнить,

Первое, что нужно знать, – это как подобраться поближе к врагу.


Вопрос: Только что упомянутое имя синоби было изменено различными способами, такими как ято, суппа, нокизару, мицумоно, киодан и т. д. Суппа и ято долгое время широко использовались в Ига и Кога, и они очевидны. Но имя nokizaru используется вместо shinobi только потому, что это их работа – смотреть на врага изнутри и его позицию. Тогда по какой причине шиноби называются мицумоно или киодан?


Ответ: Сюго («провинциальный правитель») Кая, которого звали Такэда Сингэн Харунобу, был превосходный военачальник. У него было специальное подразделение под названием мицумоно, состоящее из тридцати преданных храбрых людей, которые были компетентны очень умело применять его тактику. Он давал им хорошую стипендию, достаточно вознаграждал их, держал их рядом с собой и использовал их как ключ к военной службе. Подразделение было разделено на три: Шпионаж, стратегия и контрразведка, поэтому оно называлось мицумоно – «люди трех дел».