И со временем понять, наконец, что все, кто добился успеха самостоятельно – имеют высокий уровень самоорганизации.
И что все рассказы успешных людей не указывают их главную причину. Теперь вы знаете её. И знаете больше о причинах побед успешных людей, чем они сами.
Но знание – это лишь часть способности. Необходимо еще это знание перевести в действие – в регулярную работу по развитию своей самоорганизации. Это и есть условие вашей максимальной самореализации в этой жизни и достижения в ней своих высот.
Мифы о самоорганизации человекаМиф 1. «Нет ничего проще». Это – неправда. Работа по поднятию уровня своей самоорганизации – очень непростая. Требует самоотдачи и настойчивости. В общем, с таким настроением лучше не браться за налаживание своей самоорганизации, так как бурное разочарование уже поджидает «за углом».
Миф 2. «Поднять уровень своей самоорганизации невозможно». Этот миф – прямая противоположность предыдущему, но с перекосом в сторону «невозможности». При сильной заинтересованности, определенной настойчивости и правильной технологии повышать свой уровень самоорганизации можно. И нужно.
Миф 3. «Самоорганизация развивается сама собой. Изменять себя не обязательно». В рамках этого мифа считается, что достаточно узнать основные правила самоорганизации, и все произойдет само собой.
Так считают те, кто непосредственно не пробовал развить свою самоорганизацию. Чисто «теоретически». Но эта фантазия не имеет отношение к реальной жизни. Любое развитие предполагает изменение себя. И оно требует усилий, работы над собой.
Миф 4. «Достаточно прочитать книгу или пройти двухдневный тренинг, и с самоорганизацией будет все в порядке». Первая часть мифа (чтение книги) – даже не обсуждается. Это полная утопия. Знания сами по себе – не способности. Как известно, можно много о чем знать, но делать не уметь.
Вторая часть мифа чуть сложнее. Дело в том, что психика – очень инертная субстанция. Кратковременная ее трансформация еще не дает устойчивости, так как очень вероятен откат назад на прежний уровень.
Развитие самоорганизации требует более длительной работы по изменению себя. И чем более высокий уровень самоорганизации интересует человека, тем длительней период упорного восхождения.
Миф 5. «Самоорганизация нужна только лидерам». Действительно, без крепкого уровня самоорганизации нет серьезного лидера. Это так. Но и самоорганизация нужна не только лидерам.
Если человек хочет быть счастливым, гармонично встраиваться и существовать в различных типах бытия, будь то индивидуальная жизнедеятельность, семейное бытие, социальная жизнь, профессиональные рамки, культурные пространства – в каждом из этих типов бытия требуется определенная самоорганизация человека.
Самоорганизация и внешние факторыСитуация создания своего бизнеса в условиях, где нет мощной внешней поддержки или опеки, является тестовой для самоорганизации человека. Экзаменом. Это момент истины для нее.
Когда говорят: «у меня хорошая самоорганизация, но при условии наличия таких-то внешних факторов», то не понимают, что говорят о явной неудовлетворительности своей самоорганизации.
На то она и «САМО-», что внешнее здесь должно быть несущественным. Ни внешнее стимулирование/поощрение, ни внешняя поддержка, ни внешние контроль-коррекция.
Если что-то из этого необходимо – значит, ваша самоорганизация еще не стала, еще слабая. Ее нужно развить до уровня самодостаточности, когда никто в принципе не нужен. И только потом встраивать ее в социальные и деятельностные среды, где появляется, конечно, взаимозависимость (вспоминаем у С.Кови: «зависимость» – «независимость» – «взаимозависимость»).
Но даже при неблагоприятных обстоятельствах человек с развитой самоорганизацией всегда может на нее опереться и решить любые возникшие перед ним задачи и свалившиеся на него проблемы.
Думаю, что среди успешных предпринимателей, которые начинали сами с нуля, вряд ли мы найдем людей с низким уровнем самоорганизации. Другое дело, что всегда можно и нужно развивать даже имеющийся неплохой уровень самоорганизации, т.к. это всегда окупается сторицей. Как говорится: "Оно того стоит!".
Стратегическая и тактическая самоорганизацияМои попытки найти что-то по теме стратегической и тактической самоорганизации в интернете дали нулевой результат. Значит, я на острие новизны, при условии, конечно, актуальности темы. С неё и начнем.
Приходилось ли вам встречать людей с высоким уровнем самодисциплины, требовательных к себе в мелочах, очень организованных и эффективных в плане решения текущих задач, но при этом ничего особенного в жизни не добивающихся?
Глядя на таких людей, обычно те, кто всей душой противники планирования, кто за спонтанность и импровизацию – радуются. Радуются, видя воочию: человек тиранит себя самодисциплиной и педантизмом, а суммарной отдачи нет. А это есть, с их точки зрения, подтверждение, что они правы в своем беспорядочном бытии, зависящем только от их настроя в текущий момент.
А случалось ли вам сталкиваться с людьми, которых мало интересуют будничные заботы, которые устремлены в воплощение своей мечты, своей крупной социально значимой цели?
При этом некоторые из них рассеяны по мелочам, отстраняются от выполнения текущих важных дел, от бытовых мелочей, пытаясь взяться за решение предельно сложных масштабных задач и проблем, никем ранее не решенных. Очень часто их постигает неудача, несмотря на огромные усилия, которые они затратили ради прорыва (именно – «прорыва», а не продвижения) к своей суперзначимой цели.
Такие персонажи своими неуспехами «льют воду на мельницу» правоты несамоорганизованных и внепланово живущих людей. Они говорят себе: ну и зачем так трудиться в поте лица, а в итоге иметь только то, что есть у тех, кто даже не напрягался?
Какова же связь между персонажами первого и второго типа?
Первый тип – самоорганизован в оперативном плане (тактика без стратегии), а второй – в стратегическом (без тактики).
Как же различаются тактическая и стратегическая самоорганизация?
Сначала о стратегии и тактике. Тактика возможна лишь при наличии стратегии, которая выступает охватывающей рамкой. Стратегия – общая норма, а тактика – конкретизация какого-то звена (части) стратегии. Просто конкретные приемы действий, вне стратегии – не тактика, а «оперативка».
Может быть стратегия без тактики. Но об этом позже.
Вернемся к самоорганизации. Есть люди с высоким уровнем самодисциплины в мелочах: по утрам делают гимнастику, поддерживают вокруг себя порядок (и к другим придираются), чтобы каждая вещь была всегда на своем месте и т.п. При этом высокая оперативная самоорганизация не встроена в процесс продвижения к цели. Вся мелкая самоорганизация разбросана, не собрана в единую линию, или, как говорят в наших кругах – «рядоположена».
Такой оперативной разрозненной самоорганизации не хватает системной стяжки, фокусировки на цель. Следовательно, человеку с таким типом самоорганизации нужно учиться четкому планированию и внесению приоритетности в то множество самоорганизационных задач, которое есть. Какие-то задачи выделятся, как главные, другие – отодвинутся как второстепенные. При этом с большой вероятностью появятся и новые задачи, которые ранее не рассматривались. И, если копнуть глубже, то выяснится, что они не рассматривались потому, что неудобны, нежеланны, некомфортны и т.п. Тем не менее, без решения этих задач цели не достигнуть.
Выходит, что данный тип самоорганизации «грешит» самообманом: человек убеждает себя, что интенсивно работает по процессу достижения цели, при этом его бурная самоорганизационная активность лишь частично встроена в путь к цели. И данная частичность не приведет человека к этой цели.
Вот тогда со стороны и складывается впечатление о невезении: «Надо же, человек столько трудится, так требователен к себе, а желанного – не достигает. Несправедливо! Нет в этом мире справедливости…» Есть. Просто нужно быть внимательнее к полноте задач в линии достижения цели.
Стратегия может быть без тактики. Но только как проект на бумаге или в голове стратега. В реальность стратегия может воплотиться только через тактику.
Но есть такой тип человека, который имеет по жизни стратегическую акцентуацию, всей душой и физической активностью устремлен к своей стратегической цели. Он подчиняет этому свою жизнь и все её элементы. И в этом смысле очень самоорганизован на стратегическом уровне. У него есть общий план. Промежуточные цели. Он много работает. Но при этом терпит провал. Почему?
Дело в том, что такой тип, как правило, не озабочен правильным переходом на конкретный уровень реализации стратегии – на уровень тактики. И все его конкретные действия – это не аккуратная конкретизация этапов плана, а случайность выбора действий и спонтанность реализации. В этом случае стратегия как бы «подвисает», остается в задумках, не воплощается, несмотря на бурную случайно организованную конкретную деятельность стратега.
В итоге мы получаем довольно грустную картину: человек посвящает своей глобальной цели всю жизнь, трудится не покладая рук, но цели не достигает.
Совет один – нужно подтянуть свой уровень тактической самоорганизации в рамках стратегической. Нужно вырастить в себе ценность адекватной реализации конкретных технологий, полюбить уровень конкретного воплощения, также как общий стратегический уровень. Нужно научиться мыслить конкретно и самокоррекции себя в конкретных действиях.
Вот тогда успех гарантирован, поскольку перед гармонией стратегической и тактической самоорганизации человека нет и не может быть преград.
Управленческая самоорганизацияУправленец со слабой самоорганизацией – что баянист на деревенской свадьбе… без баяна. Важный, вроде бы, человек, но толку – никакого.
Несколько слов о важности управленческой самоорганизации. Вроде бы «затерта до дыр» истина о том, что эффективно управляет другими только тот, кто умеет управлять собою.
Истина-то избитая, но по моим наблюдениям большинство практикующих управленцев по-прежнему с упорством, в не лучшем его применении, пытаются её игнорировать: навести порядок в своём хозяйстве, демонстрируя подчиненным расхлябанность своей деятельности (точнее – поведения).
Им кажется, что стоит ещё чуть-чуть поднажать на исполнителей, поработать 3-4 часа сверхурочно, напрячь все свои силы, и исполнительская «машина» заработает. Не заработает. Хотя видимость создать может, усыпляя на время бдительность «управленца». Но когда придёт время отчетности руководителя перед вышестоящим управленцем, видимость «падёт», и для него вдруг выяснится, что работа не выполнена.
В чем причина? Их две. Первая – выше обозначенный низкий уровень самоорганизации управленца, что ведет к хаотичности его как бы управленческих воздействий на подчиненных.
А вторая связана с «падением» уважения и доверия к «управленцу» со стороны исполнителей. Когда они получают от него срочно задание, вытесняющее недовыполненное предыдущее, то не спешат его выполнять, по понятной причине, а только проимитируют действия, ведь у несамоорганизованного руководителя не бывает эффективной системы контроля. А то, что выходит из-под контроля, то – неуправляемо.
Выбор у такого «управленца» состоит как минимум из трех принципиальных вариантов. 1) Продолжать мучиться самому и мучить других; 2) Уйти с позиции, в силу некомпетентности, и подобным образом пробовать себя на другой управленческой должности в иной компании 3) Подтянуть уровень своей самоорганизации на должный для управленца уровень.
Третий выбор – это ко мне: на индивидуальный или групповой управленческий коучинг. Или на курс по развитию самоорганизации. Но я, естественно, не настаиваю. Первые два варианта (1 – неутомимый боец с трудностями; 2 – путешественник) для кого-то тоже выглядят симпатично. На любителя, конечно. Ведь есть и такие.
Рефлексивная самоорганизация человекаЛюбая деятельность включает в себя как операционально-действенную (действенный слой), так и рефлексивно-аналитическую (рефлексивный слой) составляющие. В свою очередь, рефлексия трудностей в действиях может осуществляться либо естественно-стихийно, либо с опорой на понятийно-категориальные критерии.
Во втором варианте речь идет о подключении к деятельностной динамике критериального слоя – слоя всеобщих представлений о деятельности. Критериальный слой есть своего рода представительство культуры в реальной прагматически-ориентированной деятельности.
Различная комбинация акцентов трех слоев в их автономии или взаимосвязи дает нам системную типологию личности по ведущим акцентам деятельностной организации.
1. Человек – решатель задач настроен на решение задач по строго фиксированному алгоритму действий и, соответственно, успешен этот тип может быть только в стандартных условиях типичных задач.
При встрече с затруднениями человек стремится преодолеть их за счет приложения бо́льших усилий, вместо необходимой коррекции программы действий. В связи с этим в принципиально проблемных ситуациях «человек – решатель задач» очень быстро заходит в тупик и теряет дееспособность.
2. Человек-аналитик. В изменяющихся условиях с высокой вариацией состава задач более успешен будет человек с доминированием аналитической составляющей по отношению к действенной.
Особенно актуальна тщательная аналитика становится при возрастании ответственности за принимаемые человеком решения в реагировании на проблемные ситуации, возникающие в процессе достижения им своих целей.
Однако в стереотипных условиях такая личность становится низкопродуктивной в силу неоправданного увлечения анализом (рефлексией) там, где нужны стандартные действия по нормативному алгоритму. В связи с аналитической предрасположенностью человек с доминантой данного типа может проводить в рефлексии действий значительно больше времени, чем это необходимо для дела.
3. Человек продуманных действий отличается от предыдущего тем, что человек обретает гармонию между «действием» и «анализом действий».
Другими словами, приоритетом личности становится целедостижение со своевременным аналитическим сопровождением в местах затруднений. Человек реагирует на возникающие трудности рефлексивным анализом и адекватным улучшением нормативных требований к процессу целедостижения.
В результате сам процесс достижения цели становится осмысленным, что принципиально повышает его эффективность. Однако и в этом, казалось бы, безмятежном варианте человек может серьезно затрудниться в аналитике, если объективно от него требуется перейти от смысловой размытости в аналитических обсуждениях к строгим понятийным критериям, способным обеспечить однозначную определенность и обоснованность решения.
Здесь кроется исчерпанность данной акцентуации – в неспособности применить в тонком и глубоком анализе жесткие критерии в виде понятийных представлений о деятельности.
4. Критериально-ориентированная личность обладает огромной теоретической мощностью. Ее применение целесообразно в решении сложнейших проблем деятельности именно на принципиальном теоретико-концептуальном уровни.
Человек этого типа может успешно решать проблемы и задачи в общем виде. Если же дело требует от него внутренней самоорганизации и баланса между тремя составляющими его работы (действие – рефлексия – критериальное обеспечение), то потеря этим типом человека практикоориентированности будет негативно сказываться на результатах работы.
5. Человек с критериально-практической рефлексивной самоорганизацией является максимально эффективным в деятельности, особенно управленческой. В этом типе человеком достигнута гармония не в двух слоях как в третьем типе, а в трех: действие по достижению цели – рефлексия затруднений в действиях – понятийно-концептуальная работа для снятия неопределенности в рефлексии.
Каждый из перечисленных жанров работы в критериально-практичном подходе осуществляется строго «в свое время» и «на своем месте». Личности в этом подходе не страшны уже никакие препятствия, т.к. в своей практической работе она опирается на прочный теоретический фундамент.
Самоорганизация и преодоление затруднений
Разница между тем, что трудно и тем, что невозможно, в том, что то, что на невозможное уходит больше времени.
Ф.Нансен
Адекватная чувствительность к затруднениямСреди значимых качеств самоорганизации человека есть одно, которое осталось незамеченным для специалистов. А именно: адекватность восприятия затруднения на пути к цели. Давайте разберемся, что это за качество, и почему оно так важно в психическом механизме самоорганизации.
Если человек направляется к легкой и знакомой для него цели в спокойных внешних условиях, то с большой вероятностью он не встретит на своем пути больших трудностей.
Если же цель для него новая, непростая, да еще при турбулентной внешней среде, то встреча с трудностями практически неминуема. Сможет ли он преодолеть трудности – зависит от многих условий.
От уровня мотивации к целедостижению, правильности плана, его волевых способностей и прочих моментов, которые я уже обсуждал здесь ранее в других своих публикациях. Но среди уже обсужденных внутренних факторов мы еще не затрагивали «1) чувствительность к затруднению и 2) готовность к адекватному реагированию».
Грубо говоря, человек должен опознать затруднение. Звучит немного странно. Простой пример, цель человека попасть в другую комнату. Он туда направляется и упирается в закрытую дверь. Дверь – это препятствие, которое он не может преодолеть, и цель остается недостигнутой. Здесь все просто.
Возьмем пример посложнее. Переговоры начинающего предпринимателя с потенциальным заказчиком с целью получить заказ. Предприниматель тщательно подготовился к переговорам и заваливает своего потенциального клиента своими аргументами, наседает на него энергетически, убеждая в крайней ценности своих услуг и т.п., при этом не слышит клиента. Клиент, разочарованный, но не подающий вида, прощается с предпринимателем, обещая позвонить.
Предприниматель уходит, довольный собой. Знакомая ситуация? Правильно, потенциальный клиент не станет актуальным – он никогда не перезвонит.
Было затруднение на пути к цели у предпринимателя? Было, еще в процессе переговоров. Почувствовал он его? Нет.
Он потом еще долго будет ждать звонка и удивляться его отсутствию.
Опознай свое затруднениеПризыв такой: вовремя опознай свое затруднение! Если человек имеет ясный план с последовательностью задач по продвижению к цели с временной раскладкой, то определить затруднение проще: в нужное время не решил намеченную задачу – это уже трудность, т.к. начинается отставание от графика. Даже если по ощущениям никакого затруднения нет.
Хуже, если есть только цель, а путь – в тумане. Это почва для иллюзий и риск не заметить трудность (как в примере выше про начинающего предпринимателя) и спохватиться в момент, когда все уже потеряно, и цель становится в принципе недостижима.
Понятно: для своевременного опознания затруднения нужен четкий план и самоконтроль продвижения по нему. А следовательно, здесь нужны и соответствующие субъективные качества, обеспечивающие самоконтроль в процессе реализации нормы: способность к концентрации в решении задач и рефлексивность сопровождающего типа – сопоставление нормы с фактическими действиями. Да, и должна быть настороженность и готовность к тому, что что-то пойдет не так, а не попустительская расслабленность, легкомыслие и чрезмерный малообоснованный оптимизм.
Кто более всего склонен к нечувствительности к затруднениям? Люди, по характеру «толстокожие» и излишне самоуверенные.
Этот недостаток, с одной стороны, присущ дилетантам. Лекарство – прописывать шаги поподробнее и требовать жесткого самоконтроля. Хороший профессионал, как правило, замечает затруднения даже в прогнозе, т.е. заранее видит такую возможность и предпринимает нужные действия.
Но, с другой стороны, есть как бы профессионалы, у которых образовалась «корона», и они, как следствие, начинают терять адекватность восприятия происходящих вокруг них событий. Но не дай вам Бог указать им на их затруднение! Они его никогда не признают и найдут тысячу внешних причин недостижения цели.
Адекватное реагирование на затруднениеЗначимость способности человека по адекватному реагированию на затруднения трудно переоценить. Эта атрибут самоорганизации. Вне этого качества надежное достижение более-менее сложных целей невозможно. А связано это с тем, что жизненная практика всегда богата на всевозможные сюрпризы, которые почему-то чаще – отрицательные для пользы дела. Как известно, гладко бывает только на бумаге…
Первое – нужно заранее смириться с тем, что затруднения как различные по тяжести препятствия на пути к цели – неизбежны. Второе – необходимо учиться правильно на них реагировать, что означает – находить способы их преодоления и продолжение действий по достижению цели.
Если вышесказанное очевидно (а я надеюсь, что это так), то далее возникает законный вопрос: какие качества нужно в себе развивать, и как грамотно их использовать в практической ситуации с препятствием в целедостижении?
Те, кто знаком с нашим методологическим подходом, видимо, уже сообразили, что речь идет о «рефлексии» – об особой надстроечной (служебной) аналитической функции, обеспечивающей измененной нормой действия, позволяющей снять затруднение. Осознание человеком затруднения, о котором мы говорили выше, является для него сигналом для остановки действий и перехода к анализу (рефлексии) ситуации, в которой возникла трудность.
Спонтанно-эмоциональное хаотичное реагирование мы оставляем за рамками нашего обсуждения в силу его малой продуктивности в практике.
Итак, отвечаем на свой вопрос: для адекватного реагирования на затруднение человеку нужен комплекс рефлексивных способностей, который вытекает из необходимости осуществления в рефлексии трех шагов: 1) восстановление в памяти хода действия и ситуации в целом, 2) анализ причины затруднения и 3) перестройка способа действий (изменение нормы).
Аккуратное и правильное прохождение этих трех фаз и позволяет решить главную задачу рефлексии – дать такой способ действия, который позволит преодолеть возникшее ранее затруднение.
Качества, необходимые для адекватного реагирования на затрудненияПродолжая тему по преодолению затруднений, ответим себе на вопрос: так какие качества нужны человеку, чтобы проявлять адекватность реагирования на затруднения?
Способность самоконтроля – нужно вовремя опознать расхождение плана и факта действий, что является затруднением, при невозможности на ходу скорректировать себя.
Действенно-аналитическая гибкость. При обнаружении затруднения не пытаться «пробить» препятствие, а переключиться на иной тип работы – анализ затруднения (рефлексию).
Если говорить в общем виде – важны прежде всего интеллектуальные способности человека. А поскольку мышление здесь подчинено рефлексивной функции, то – способности к «рефлексивному мышлению».
Если конкретнее – на стадии исследования, кроме развитости таких психических качеств, как внимательность и память, важны: навыки по разделению представления о ситуации на части, отбору значимых частей, их оформлению (обобщение), синтезу этих частей и получению структурного представления о ситуации.
На критической фазе нужны способности по сопоставлению представлений, по оперированию с обобщенными представлениями (значениями, понятиями и т.п.)..
На фазе перенормирования человеку необходимы способности по прогнозированию изменений внешней среды, по конструированию новой нормы с измененными частями, а значит, навыки конкретизации содержаний и синтеза представлений.
Но одним мышлением рефлексивное реагирование не исчерпывается.
После получения измененного способа действия нужно осуществить до-самоопределение и вернуться в практические действия по достижению прежней цели. То есть наряду с гибкостью «выхода в рефлексию» нужна обратная гибкость – по возврату из рефлексии в действие.
Я дал, пожалуй, самую краткую характеристику качеств, требующихся для успешного рефлексивного реагирования на затруднение. Но этого пока достаточно. Более развитые уровни рефлексии и соответствующих качеств мы рассмотрим, когда будем обсуждать высокие уровни самоорганизации человека.
Достижение сложной целиНа индивидуальной консультации курса по самоорганизации один из вопросов от участника был такой: как правильно самоорганизовываться для достижения сложной цели?
Возможно двоякое понимание сложности цели: 1) сложноустроенная, т.е. состоящая из множества частей (не простая по составу) и 2) сложнодостижимая (не простая для достижения). Я уточнил у участника контекст – оказалось, что речь идет про первый вариант. А конкретнее: участник поставил себе цель перейти на новый уровень в проектном менеджменте. Как достичь такой цели?