Книга Москва-Пекин. Сборник к 100-летию образования союза ССР - читать онлайн бесплатно, автор Сборник
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Москва-Пекин. Сборник к 100-летию образования союза ССР
Москва-Пекин. Сборник к 100-летию образования союза ССР
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Москва-Пекин. Сборник к 100-летию образования союза ССР

Москва-Пекин

Сборник к 100-летию образования Союза ССР

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Русский с китайцем братья вовек.Крепнет единство народов и рас.Плечи расправил простой человек,С песней шагает простой человек,И.В. Сталин и Мао слушают вас.

ПЕЧАТАЕТСЯ

ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ

ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА

«ПРАЗДНОВАНИЯ 100-ЛЕТИЯ ОСНОВАНИЯ СОЮЗА ССР»





Главный редактор: Чэн Эньфу Н.Г. Осипова


Заместитель главного редактора:

Лю Чанмин Сунь Шаоюн П.С. Каневский С.О. Елишев


Ученый секретарь: Ли Чжожу



© Чэн Эньфу Н.Г. Осипова, 2023

© Главный перевод. Ли Чжожу, 2023

© ООО «Издательство Родина», 2023

Научный комитет

Председатель:

Чэн Эньфу

Главный профессор Университета Китайской академии общественных наук, академик Академии общественных наук Китая


Н.Г. Осипова

Декан Социологический факультет при МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор социологических наук, профессор Осипова Надежда Геннадьевна


Член комитета:

П.Н. Каневский:

Заместитель декана по научной работе Социологический факультет при МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат политических наук

Д.Н. Монахов:

кандидат педагогических наук, доцент социологический факультет при МГУ им. М.В. Ломоносова

Гао Цзянькунь:

доцент, кандидат наук, Фуданьский университет

У Вэньсинь:

профессор, доктор наук, Шаньдунского университета


Главный ученый секретарь:

Ли Чжожу

Редакционный директор Всемирного общества политической экономии, магистр социологии

Ученый секретарь:

Гуань Сюэцин

Аспирант Университет Китайской академии социальных наук, магистр искусств

Юаньцюань

Преподаватель Харбинского инженерного университета, кандидат юридических наук

Бао Цзяи

Магистр Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Чэнь Меньжу

Медицинский персонал больницы Чэнду BOE, магистр медицины

Вступление

Социализм с китайской спецификой должен последовательно поддерживаться и развиваться[1]

Си Цзиньпин

(ЦК КПК)


Когда я встречался с китайскими и иностранными журналистами после первого пленума ЦК партии XIX созыва, я сказал, что практика доказала, что наша партия способна вести народ не только к великой социальной революции, но и к великой самореволюции всей партии. Позвольте мне сначала сделать несколько замечаний с точки зрения социальной революции.

Социализм с китайской спецификой в новую эпоху является итогом великой социальной революции под руководством нашей партии и продолжением великой социальной революции под руководством нашей партии и должен осуществляться последовательно.

И история, и реальность говорят нам, что для достижения окончательной победы социальной революции часто требуется длительный исторический процесс. Только оглядываясь назад на пройденный путь, сравнивая с другими и заглядывая далеко вперед, мы можем прояснить, откуда мы пришли и куда идем, и тогда мы сможем увидеть многие вопросы глубоко и точно.

Социализм с китайской спецификой не упал с неба, а появился благодаря великой практике реформ и открытости за последние 40 лет, непрерывному развитию Китайской Народной Республики в течение почти 70 лет с момента ее создания, 97-летней практике нашей партии, ведущей народ к великой социальной революции, 170-летней истории китайской нации от упадка к процветанию с новейших времен и 5000-летнему наследуемому развитию китайской цивилизации. Это ценное достижение, которого партия и народ добились с большими трудностями и ценой различных затрат. Достичь этого результата было крайне сложно.

За 28 лет до основания нового Китая наша партия возглавила народ в Новой демократической революции. После основания Нового Китая наша партия повела народ на социалистическую революцию, завершив самые масштабные и глубокие социальные преобразования, когда-либо проводившиеся китайской нацией. После установления в Китае базовой социалистической системы наша партия вела длительное изучение вопроса о том, как построить социализм в Китае, добиваясь важных достижений, а также переживая серьезные повороты. Главная проблема здесь заключается в том, что построение социализма в полуколониальном и полуфеодальном обществе, как наше, является беспрецедентной задачей, и готовой модели для подражания не существует.

Ф. Энгельс отмечал, что «Так называемое «социалистическое общество» не является, по моему мнению, какой-то раз и навсегда данной вещью, а, как и всякий другой общественный строй его следует рассматривать как подверженные постоянным изменениям и преобразованиям.». После третьего пленума Центрального комитета партии одиннадцатого созыва реформа и открытость являются продолжением великой социальной революции, осуществленной нашей партией под руководством народа. Товарищ Дэн Сяопин сказал: «Реформа – это вторая революция Китая». Прошло 40 лет со времени реформы и открытости, и мы, придерживаясь руководства Коммунистической партии Китая и нашей социалистической системы, осуществили ряд революционных изменений в пути, теории, системе и культуре социализма, открыв путь социализма с китайской спецификой и позволив нашему развитию идти в ногу со временем большими шагами.

Социализм с китайской спецификой был основан в новый период реформ и открытости, но чтобы понять его становление и развитие, его историческую неизбежность и научную истину, мы должны растянуть временную шкалу и рассматривать его в контексте эволюции социализма в мире. 170 лет назад К. Маркс и Ф. Энгельс на основе глубокого изучения и исследования основных противоречий капиталистического общества унаследовали и отбросили идеи Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Они выдвинули материалистическую концепцию истории и учение о прибавочной стоимости, заложили научно-теоретический фундамент социалистической мысли и основали научный социализм, тем самым превратив социализм из идеала в науку. Сочетание научного социализма и рабочего движения привело к успеху Октябрьской революции и созданию первого в мире социалистического государства, тем самым переведя научный социализм из теории в практику. После окончания Второй мировой войны родился ряд социалистических стран, особенно наша партия повела народ к созданию Нового Китая и социалистической системы, а научный социализм перешел от практики в одной стране к развитию во многих странах. В то время социалистический лагерь процветал и вместе с антиимпериалистической и антиколониальной борьбой стран Азии, Африки и Латинской Америки установил равновесие с капиталистическим миром, поэтому товарищ Мао Цзэдун сказал, что «Восточный ветер преобладает над западным».

Однако историческое развитие никогда не бывает прямым, оно полно поворотов, взлетов и падений. В конце 1980-х – начале 1990-х годов развали Союза ССР, падение КПСС и резкие изменения в Восточной Европе не только привели к исчезновению первых социалистических стран и социалистических стран Восточной Европы, но и оказали серьезное влияние на огромное количество развивающихся стран, стремившихся к социализму, и многие из них были вынуждены пойти по пути копирования западной модели. Социализм в мире потерпел серьезное поражение, и, как говорится, «все цветы на время пропали». Я говорил о пути социализма от воображаемого к научному, от теории к практике, от одной страны ко многим. Его стоит изучить досконально.

Октябрьская революция оказала огромное историческое влияние на зарождение и развитие Коммунистической партии Китая. Как проницательно заметил В.И. Ленин, отмечая 4-ю годовщину Октябрьской революции, «Эта первая победа ещё не окончательная победа – писал В.И. Ленин – Мы это дело начали. Когда именно, в какой срок, пролетарии какой нации это дело доведут до конца, – вопрос несущественный. Существенно то, что лед сломан, что путь открыт, дорога показана.»

История всегда развивается в соответствии со своей собственной логикой. Огромный успех социализма с китайской спецификой в Китае показывает, что социализм не погиб, не погибнет и не погибнет, он процветает с жизненной силой и энергией. Успех научного социализма в Китае имеет огромное значение для марксизма и научного социализма, а также для социализма во всем мире. Можно представить, что если бы социализм не достиг того успеха, который он имеет сегодня в Китае, если бы руководство китайской коммунистической партии и наша социалистическая система также потерпели крах в результате смены домино – развала Союза ССР, краха КПСС и драматических изменений в Восточной Европе, или потерпели неудачу по другим причинам, тогда практика социализма, возможно, снова должна была бы надолго остаться в темноте, снова как призрак, как сказал К. Маркс странствуя по миру.

Знамя определяет направление, а дорога – судьбу. Если путь будет неверным, мы не только не достигнем цели, но и можем прервать процесс великого омоложения китайской нации. XIX съезд партии сделал важное политическое заявление о том, что социализм с китайскими характеристиками вступил в новую эру, и мы должны осознать, что эта новая эра – новая эпоха социализма с китайскими спецификами, а не какая-то другая новая эпоха. Если партия хочет реализовать историческую миссию партии в новую эпоху в новой исторической ориентации, самое главное – высоко держать великое знамя социализма с китайской спецификой.

Согласно статистике, более 130 политических партий примерно в 100 странах мира до сих пор сохраняют свои коммунистические названия или придерживаются марксистского характера. Многие развивающиеся страны с завистью смотрят на Китай и выражают желание перенять китайский опыт управления. Социализм с китайской спецификой становится знаменем развития научного социализма в XXI веке и опорой возрождения социализма в мире. У нашей партии есть ответственность, уверенность и способность внести больший исторический вклад в новое развитие научного социализма.

Если мы не забудем наше первоначальное намерение и будем помнить нашу миссию, мы не должны забывать, что мы коммунисты, что мы революционеры и что мы не потеряли наш революционный дух. Некоторые люди говорят, что наша партия превратилась из «революционной партии» в «правящую партию». Это утверждение является неточным. Официальная формулировка нашей партии заключается в том, что в ходе революции, строительства и реформ наша партия превратилась из партии, возглавлявшей народ в его борьбе за захват национальной власти, в партию, которая ведет народ к тому, чтобы взять национальную власть в свои руки и править долгое время; из партии, которая вела национальное строительство в условиях внешней блокады и плановой экономики, в партию, которая ведет национальное строительство в условиях открытости внешнему миру и развития социалистической рыночной экономики. Нет различия между «революционной партией» и «правящей партией», а революция и правящая партия не рассматриваются как две разные вещи. Согласно марксизму, социальная революция основана на противоречивом движении производительных сил и производственных отношений и является не только социальным движением по разрушению старой политической надстройки, но и новым движением социального строительства. Наша партия – марксистская правящая партия, но в то же время марксистская революционная партия, и мы должны сохранить ту же бодрость, тот же революционный энтузиазм, тот же отчаянный дух, что и в прошлом во время революционной войны, и вести революционную работу до конца. Эти слова были сказаны товарищем Мао Цзэдуном. Товарищ Дэн Сяопин, товарищ Цзян Цзэминь и товарищ Ху Цзиньтао говорили об этом много раз, и я тоже говорил об этом много раз.

Когда я встречался с китайскими и иностранными журналистами после первого пленума Центрального комитета партии XIX созыва, я сказал, что Коммунистическая партия Китая полна решимости добиться тысячелетнего величия китайской нации, и что сто лет – это как раз подходящее время для этого. В то же время я сказал это с глубоким чувством беспокойства. Если взглянуть на нашу историю, то династии, которые существовали долгое время, включают династию Ся более 400 лет, династию Шан около 600 лет, Западную Чжоу около 300 лет, Восточную Чжоу более 500 лет, Западную Хань 215 лет, Восточную Хань 195 лет, династию Тан 290 лет, династию Мин 277 лет, династию Цин 268 лет, короткие династии: династия Цинь 15 лет, Троецарствие 61 год, Северная Сун 167 лет, Южная Сун 153 года, династия Юань 90 лет, Китайская Республика 38 лет и другие малые династии. Существует бесчисленное множество недолговечных и династических династий. Династии Цинь, Северная Сун и Юань когда-то были непобедимыми державами, но вскоре пришли в упадок. Более продолжительные династии также характеризовались коррупцией, социальными беспорядками, недовольством населения и восстаниями, и многие из них были оставлены на произвол судьбы. Это показывает, что после установления режима нелегко поддерживать процветание и длительный мир. Без самоанализа, бдительности и упорного труда даже самый сильный режим может прийти к концу своей веревки.

КПСС существует уже 86 лет, а Союз ССР – 74 года. История нашей партии превосходит историю КПСС, и наша партия не удерживала национальную власть так долго, как Советский Союз. К середине этого столетия история нашей партии приблизится к 130 годам, а история Нового Китая – к 100 годам. Товарищ Дэн Сяопин сказал: «Укрепление и развитие социалистической системы все еще требует длительного исторического этапа, и потребуется несколько поколений, десяток поколений или даже десятки поколений нашего народа для настойчивой и усердной борьбы». Сколько это лет? Она должна исчисляться тысячелетиями. Это означает, что нам потребуется длительный исторический период, чтобы хорошо и успешно построить социализм с китайской спецификой. В этом длительном историческом процессе чрезвычайно трудной и рискованной задачей является обеспечение того, чтобы китайская коммунистическая партия не рухнула, а китайская социалистическая система не пала. Было время, когда КПСС была такой сильной, а Союз ССР таким могущественным, но теперь старой стране давно пора оглянуться на яркую луну. Поколение делает то, что делает поколение, но без исторической перспективы, без долгосрочного видения невозможно заниматься делами сегодняшнего дня.

Вчерашний успех не означает, что мы всегда сможем добиться успеха в будущем, а слава прошлого не означает, что будущее всегда будет славным. Время задает вопросы, мы отвечаем на них, а люди отмечают их. Чтобы добиться процветания и долгосрочной стабильности для партии и страны, все товарищи по партии должны сохранить свой революционный дух и боевой настрой и мужественно продолжать великую социальную революцию, которую наша партия ведет за собой народ, никогда не гордиться нашими победами, не ослабевать из-за наших достижений, не отступать из-за трудностей и стремиться к тому, чтобы социализм с китайской спецификой демонстрировал более сильную и убедительную силу истины.

Часть I

Исследования по ленинизму и социалистической практике

Советская социологическая школа перед вызовами социальных трансформаций

Н.Г. Осипова

(социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова)


Революции, свершившиеся в России в начале ХХ века, придали определенный импульс развитию отечественной социологической мысли. Выдающиеся российские философы и социологи значительное число своих работ посвятили анализу революционных потрясений, последствиям гражданской войны, особенностям периода становления советской власти в нашей стране. После Октябрьской революции судьба отечественной социологии складывалась относительно благоприятно. Несмотря на трудности исторического момента, наблюдался теоретический подъем этой науки, активно шел процесс институционализации социологического знания.

Так, в октябре 1918 года был организован Социобиблиологический институт – ассоциация ученых, которая ставила перед собой следующие задачи: 1) популяризация социологических знаний; 2) библиографизация всех новых явлений в области изучения социальных наук, всех правительственных и важнейших общественных мероприятий в социальной жизни, главнейших, представляющих общий интерес явлениях социальной жизни, отражаемой современной печатью[2].

В 1919 году Социобиблиографический институт, после привлечения в свой состав К.М. Тахтарева, Н.Л. Гредескула и П.А. Сорокина, трансформировался в Социологический институт, который, выполнял функции не только популяризатора социологии и социальных знаний, но и разработчика социальных вопросов путем проведения самостоятельных исследований и опубликования их результатов[3].

Примерно в это же время, в результате реорганизации системы образования, социология была введена в качестве обязательного предмета преподавания не только в вузах, но и в средних школах страны. В январе 1919 г. на Общеобразовательном факультете Петроградского государственного университета была создана первая в стране кафедра социологии, руководителем которой с 1920 г. стал П.А. Сорокин[4]. В этом же году возобновило свою активную деятельность Российское социологическое общество им. М.М. Ковалевского, председателем которого стал Н.И. Кареев, возникли новые общества и ассоциации, участники которых на своих собраниях обсуждали текущие вопросы социальной жизни и разного рода теоретические и философские проблемы.

В данный период, кроме фундаментальных трудов Н.И. Кареева, П.А. Сорокина и К.М. Тахтарева, и В.М. Хвостова, в России были изданы популярные учебники и учебные пособия по социологии, написанные менее известными авторами. В их числе: «Социология: Краткий курс средней школы» Е.А. Энгеля; «Семья и брак. Современная половая жизнь. (Публичная лекция из цикла лекций по социологии)» Т.Д. Фаддеева, «Социология: Курс-справочник для второй ступени трудовой школы, рабочих университетов и самообразования, составленный по лабораторно-трудовому методу, с приложением вопросов, задач, тем для рефератов, таблиц и библиографии» С. Фарфоровского и И. Кочергина; «Наука социология (с приложением двух таблиц развития социологической мысли)» Н.В. Первушина и ряд других. В периодической печати, как и прежде, печатались статьи ученых-социологов, появились новые журналы, призванные более полно отражать общественную и научную жизнь страны.

Проводимые в этот период эмпирические исследования были направлены на изучение условий жизни, быта, труда граждан, последствий революции, гражданской войны, особенностей восстановительного периода.

Широкую известность получили работы, посвященные изучению внерабочего времени рабочего класса, а также влияния культуры и образования на производительность общественного труда, проведенные под руководством С.Г. Струмилина, а также социальных проблем преступности (В. Куфаев, Е. Тарновский, С. Укше, А. Пионтковский, Т. Кремлева и др.). Были опубликованы труды В.И. Тодорского по проблемам социальных изменений, А.И. Колодной по изучению домашнего быта рабочего класса, А.В. Хрящевой и А.М. Большакова по проблемам села. Необходимо подчеркнуть, что В.И. Ленин, стоявший во главе советского государства, не пренебрегал данными социальных наук, в том числе, социологии, что нашло отражение в его известных работах.

Следует отметить, что в обозначенный период перед Коммунистической партией стояла задача углубленного изучения и преподавания марксизма, в первую очередь, – наследия К. Маркса и Ф. Энгельса, ключевую роль в котором отводилась, прежде всего, философии, а ее рамках – специальному направлению, получившему название «научный коммунизм». В данной связи в начале 1920-х годов, по инициативе Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), была создана система новых научных учреждений, в задачи которых входило планомерное изучение проблем марксистской философии и политической экономии, исследование истории с марксистско-ленинских позиций. В 1921 году в Москве, по инициативе В.И. Ленина, был создан Институт красной профессуры для подготовки преподавателей-марксистов высшей квалификации[5]. Одновременно в вузах ввели изучение «Политической науки», состоявшей из таких курсов как «Коммунизм», «История коммунизма», «История коммунистической революции», «Марксистско-ленинское учение об истории» и ряд других. С 1923–1924 учебного года в университете и в институтах Петрограда были введены лекции и семинары по историческому материализму, которые читали такие известные ученые как М.В. Серебряков, В.А. Быстрицкий, Н.Н. Андреев, Э.Э. Эссен, Б.А. Фингерт, И.С. Плотников и другие.

В 1921 г. по ходатайству Петроградского университета был создан ряд исследовательских институтов, охватывавших все области гуманитарных знаний, имеющих место в университете. Исторический институт состоял из 7 секций, одной из которых была секция социологии и этнологии. Сотрудниками данного научно-исследовательского института были И.М. Гревс и К.М. Тахтарев.

В этот период имели место горячие дискуссии о задачах социологии и ее взаимоотношении с марксистско-ленинской теорией, причем дискуссии проводились не только в столице и крупных города, но и на периферии – в вузах и научно-исследовательских институтах больших городов[6]. В результате многочисленных споров и обсуждений сформировалось несколько точек зрения относительно как места социологии в системе наук, так о ее включении в марксистко-ленинское учение. В частности, под сильным влиянием Н.И. Бухарина, который считал, что исторический материализм – это социологическая теория марксизма, которая по отношению к философии выступает как частная наука[7], наметилась четкая тенденция отождествления социологии и исторического материализма, что наглядно отразилось в известной работе «История всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс».

В разделе «О диалектическом и историческом материализме» этой работы И.В. Сталин, опираясь на идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, выстроил систему единого, материалистического философского знания – «марксистского философского материализма»[8], составными частями которого являются диалектический и исторический материализм. В частности, он писал: «Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория – материалистической»[9]. Исторический материализм, согласно И.В. Сталину, «…есть распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к изучению общества, к изучению истории общества»[10].

Основным, и единственно верным методом, которым располагает философская наука, по мнению И.В. Сталина, «является марксистский диалектический метод, а распространение его положений на изучение общественной жизни, на изучение истории общества, а также применение этих положений к практической деятельности партии пролетариата имеет громадное значение»[11].

«…Чтобы иметь возможность воздействовать на условия материальной жизни общества и ускорить их развитие, ускорить их улучшение, партия пролетариата должна опереться на такую общественную теорию, на такую общественную идею, которая правильно отражает потребности материальной жизни общества и способна в виду этого привести в движение широкие массы народа, способна мобилизовать их и организовать из них великую армию пролетарской партии, готовую разбить революционные силы и проложить дорогу революционным силам общества <…> этой теорией является марксизм-ленинизм[12]. С тех пор, изучение процессов и явлений социальной жизни проводилось в строгом соответствии с канонами марксизма-ленинизма, что и предопределило своеобразную иерархию среди обществоведов, вершина которой закреплялась за философами, работавших в системе коммунистических научных и учебных учреждений. Однако довольно скоро сложились условия, благоприятные и для развития советской социологии.

Во-первых, оставалась актуальной критика буржуазных социологических концепций с позиций марксизма-ленинизма. С этой целью, вскоре после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1946 г. в Институте философии Академии наук СССР был создан сектор под руководством М.П. Баскина, а к концу 1940-х гг. уже окончательно сложился своеобразный жанр «критики буржуазных социологических течений»[13], который объединил плеяду молодых и талантливых обществоведов. Во-вторых, возникла общественная потребность в более конкретном и точном социальном познании.