banner banner banner
Многомерная Книга Перемен «И цзин»
Многомерная Книга Перемен «И цзин»
Оценить:
 Рейтинг: 0

Многомерная Книга Перемен «И цзин»


Многомерные закономерности Книги Перемен

К многомерным закономерностям Книги Перемен относится соответствие между гексаграммами и звуковыми вибрациями (нотами), цветами радуги и центрами тонкой энергии человека (чакрами).

Это соответствие представлено на поле игр самопознания «Лила чакра» и «Код Крайона», где каждый ряд из 8 гексаграмм окрашен одним из 7 цветов радуги, и соответственно относится к чакре, характеризующейся этим цветом и соответствующей нотой музыкального ряда. Восьмой верхний ряд матрицы гексаграмм окрашен в золотистый цвет, характеризуется запредельным звуком, относится к чакре над головой человека (чакра Самадхи).

Ваша гексаграмма текущего года

К мистическим многомерным закономерностям относится соответствие между гексаграммами и возрастом человека. Согласно восточным учениям у человека в начале жизни наиболее активна самая нижняя чакра «Муладхара», ответственная за выживание. Именно там находится его жизненная энергия Кундалини. С течением времени по мере духовного развития человека у него активизируются следующие вышерасположенные чакры и туда перемещается его жизненная энергия. Поскольку в гексаграммах заключен основной код нашей реальности, то можно предположить, что каждый год жизни человека проходит под знаком одной гексаграммы.

Только практика может дать ответ имеет ли место такая многомерная закономерность. Перед своими играми «Лила чакра» и «Код Крайона» я многократно просил участников определить гексаграмму под знаком которой проходит их настоящий год. В основном участники отмечали удивительное соответствие между гексаграммой и событиями их жизни в текущем году. Было несколько поразительно ярких совпадений. Однако, были также немногочисленные случаи, когда участники не находили ровно никакой связи. И это совершенно нормально для многомерной закономерности.

Давайте вместе определим гексаграмму, которую вы проживаете сейчас. Для этого прибавьте 1 к вашему возрасту, ведь когда вы только родились и вам ноль полных лет, то вы находились под знаком гексаграммы 1 «Мощь Ян». Посмотрите значение вашей гексаграммы здесь. Получилось ли у вас соответствие? Если ваш день рождения был недавно, то текущий год еще не проявился. В этом случае посмотрите на соответствие предыдущего года и гексаграммы с номером равным вашему возрасту. Если вам больше 63 лет, как определить гексаграмму? Развитие никогда не заканчивается, а выходит на новый круг. Пусть вам 68 лет. Прибавляем 1, будет 69. Тогда на новый виток 64 – это 64, 1 – это 65, 2 – это 66, 3 – это 67, 4 – это 68, 5 – это 69. Гексаграмма вашего текущего года 5 «Карма».

Пять первоэлементов У-син

Пять первоэлементов, согласно китайской философской теории У-син, являются составляющими частями всего сущего во Вселенной. Это металл, земля, дерево, вода, огонь. Первоэлементы следует рассматривать в самом обобщенном виде. Каждый первоэлемент – это, прежде всего, энергетическая вибрация, свойства которой ассоциируются с соответствующей субстанцией.

Восьми триграммам поставлены в соответствие пять первоэлементов. Все первоэлементы, кроме огня, соответствуют сразу двум триграммам, причем восьмой триграмме соответствуют сразу два первоэлемента: вода и металл. Это проявление замечательной закономерности, с которой мы еще не раз столкнемся при анализе гексаграмм «И цзин». Такое несимметричное соответствие пяти первоэлементов и восьми гексаграмм отражает важнейшее свойство нашей реальности, а именно ее нетривиальность.

На схеме ниже представлены отношения порождения и разрушения между первоэлементами. Это наиболее яркие, резонансные отношения и их достаточно для рассмотрения большинства практических задач, поэтому эта схема самая распространенная.

Доминантные отношения порождения и разрушения между первоэлементами.

Однако схема не учитывает целый ряд важных аспектов взаимодействия первоэлементов и поэтому должна быть дополнена. Следующая известная схема дополнена отношениями истощения. Она позволяет взглянуть на ситуацию более широко и потому является более многомерной.

Отношения порождения, разрушения и истощения между первоэлементами.

Даже дополненная новыми отношениями, схема не полностью описывает реальность. Например, вода разрушает (тушит) огонь, а вот огонь никак не воздействует на воду. В действительности же огонь преобразует воду в пар. Реальность такова, что все влияет на все.

Полная схема взаимоотношений между первоэлементами.

Кратко опишем введенные отношения первоэлементов. Земля поглощает дерево, то есть когда дерево умирает, оно превращается в землю. Растущий лес может поглотить (скрыть) металл, вышедший на поверхность из недр земли. Металлические предметы могут поглощать огонь (преобразовывать огонь в тепло). Огонь может поглотить (испарить) воду.

Поглощение происходит в результате явного преобладания одного элемента над другим. Чтобы огонь испарил воду, это должно быть мощное пламя и малое количество воды. Большой металл поглотит малый огонь. Если положить массивный кусок металла в небольшой костер, он заберет в себя все тепло и огонь погаснет. Земля поглотит дерево, только когда дерево ослабеет и упадет. Дерево поглотит металл, в случае если это буйные заросли, а металл едва показался на поверхности. Только если воды много больше, чем земли, тогда она размоет и поглотит землю.

Может быть отношения поглощения редко встречаются, а потому не стоит уделять им внимание? Если мы подсчитаем количество гексаграмм в проявленной реальности, где реализуются доминантные отношения разрушения, и количество гексаграмм, где реализуются отношения поглощения, то окажется что они в точности равны! Сама Книга Перемен своей структурой говорит о важности не доминантных отношений. Гексаграммы с отношениями поглощения 19 «Взлом стереотипов», 41 «Провал ожидания», 63 «Абсолютное завершение» в жизни встречаются реже, других. Однако их влияние на нашу судьбу много больше, чем у многих других, часто. Это свидетельствует о том, что гексаграммы выпадают неслучайно, а по закону «Синхронистичности» Карла Юнга (подробнее см. гл. «Синхронистичность – закон четвертого измерения»).

Может показаться, что последняя схема не имеет практической ценности, она выродилась. В ней нет каких-либо приоритетов для отношений: просто все влияет на все. Какой смысл тогда в рисовании стрелочек? Остались характеристики отношений, а они и есть суть взаимодействия пяти первоэлементов.

В этой работе будет использована последняя схема, как наиболее полная и многомерная.

Многомерность – это наша реальность

«Истинное высказывание кажется противоречивым».

    Лао-цзы

Многомерный подход – это, прежде всего, стремление увидеть объективную реальность во всем ее многообразии вместо традиционного выбора одного или нескольких доминирующих, по мнению наблюдателя, аспектов реальности. Известный вопрос, позволяющий определить точку зрения человека на мир: «Стакан на половину полон или на половину пуст?» Многомерный ответ может быть таким: «Стакан содержит половину жидкости». Это утверждение включает в себя обе точки зрения: как «стакан на половину полон», так и «стакан на половину пуст».

Давая оценку положительную или отрицательную любому явлению, мы всегда обрезаем нашу реальность до сделанной оценки. Наш ум, наша логика устроены так, что мы все описываем через различия и противопоставления. Иначе мы просто не можем думать, сравнивать и выбирать. Кажется, из этой ловушки ума принципиально невозможно выбраться. Однако мы можем одновременно рассматривать все возможные аспекты, включая и противоположные, для того чтобы наиболее полно отразить реальную ситуацию.

Что означает многомерность? Каким образом можно осознать, ощутить наличие других измерений, если сам находишься в трехмерном пространстве + время? Не является ли рассуждение о многомерности очередной модной пустышкой, демагогией, разговором о чем-то надуманном, не имеющем никакой практической пользы?

Спешу заверить читателя, что данная работа носит практический характер. Именно многомерность дает возможность увидеть новые пути развития в каждом конкретном случае и позволяет действительно управлять своей судьбой, а не просто катиться по жизненной колее.

Проиллюстрируем многомерность известной древней притчей. Трое слепых попросили показать им слона. Их привели к слону. Они стали его трогать. Первому достался хобот, второму – нога, а третьему – хвост. Когда их попросили описать слона, каждый из них с большой уверенностью говорил совершенно разные вещи. Первый: слон подобен большой гибкой змее. Второй: слон – это живая колонна. Третий: слон похож на большую кисточку художника.

Наша реальность гораздо сложнее слона, и найти самое лучшее, самое полное описание ее часто совершенно невыполнимая задача. Обычно осознание какого-либо явления происходит следующим образом: каждый описывает свое видение происходящего, а когда точки зрения не совпадают, разгораются непримиримые споры. Может быть, стоит признать, что фундаментальным свойством реальности является многомерность, то есть принципиальная невозможность составления однозначного и полного ее описания. Именно об этом свидетельствует весь наш накопленный опыт.

Традиционный подход стремится найти самое лучшее описание, которое характеризует явление наиболее точно и полно. Многомерный подход изначально предполагает, что множество описаний могут одновременно правильно отражать действительность.

Что же дает многомерность на практике при осознании той или иной ситуации? Рассмотрим пример. Трамвай едет по рельсам. Рельсы ведут в яму. Двигаясь по рельсам, трамвай неизбежно упадет в яму. Одномерность. Может быть только так, и никак иначе. Пусть вместо трамвая едет автомобиль. Он может попасть в яму, а может объехать ее справа или слева. Траектория движения автомобиля, в отличие от трамвая, двумерная, то есть он движется по поверхности, а трамвай по кривой (рельсам). Добавилось всего лишь одно измерение, и сразу исчезла однозначность, появились варианты. Многомерность проявляется как разнообразие, фейерверк вариантов. Многомерный подход гораздо более гибкий, подвижный.

При традиционном подходе является недопустимым признание одновременной истинности двух противоположных точек зрения. Например. Счастье есть! Счастья нет! Так есть или нет?! Для многомерного подхода любое утверждение, как правило, содержит свою противоположность. В рассмотренном выше примере справедливы одновременно оба утверждения. Автомобиль упадет в яму. Автомобиль не упадет в яму. Иными словами, в белом есть черное, в черном белое, как в известном древнем символе:

Рис. 5. Инь и Ян

Многомерный подход в гораздо большей степени соответствует окружающей нас реальности, которая по своей природе многомерна, то есть бесконечно разнообразна.

Однако не стоит путать многомерный подход с отсутствием какого-либо суждения вообще, как в анекдоте:

– Почему Вы все время такой счастливый? Всегда рот до ушей! Может быть, объясните причину такой постоянной радости?

– Пожалуйста. Просто я никогда ни с кем не спорю.

– Не спорите? Да это же просто невозможно!

– Совершенно с вами согласен!

Многомерность вовсе не означает отсутствие какого-либо мнения, скорее это более полное описание происходящего. Как определить, что одно суждение более многомерно, чем другое? Более многомерное суждение включает большее число вариантов и часто содержит противоположность. Можно сказать, что это взгляд на происходящее в более широкой перспективе. Существует ли в нашей реальности однозначное явление, не подлежащее расширению до своей противоположности? Может быть, найдется явление, которое является принципиально однозначным, не допускающим многомерного расширения? Рассмотрим наиболее категоричные, жесткие утверждения. Если сложилась предельно однозначная ситуация, как она может включать широкую перспективу? Как может малое включать большое? Как очень простое может быть крайне сложным? Как земля может проявить свойства неба? Как хорошее может стать плохим и наоборот? Рассмотрим это на примерах.

Предельная однозначность или широкая перспектива

Следующий пример иллюстрирует, что многомерность возможна, казалось бы, в предельно однозначных ситуациях. За мгновение до неизбежной смерти. Обычное суждение: «Это конец!» Многомерное суждение: «И все же конец мой, еще не конец! Конец – это чье-то начало!» (В. С. Высоцкий).

Как может малое включать большое?

Многомерность: самое малое может быть бесконечно большим!

Многомерность как бы разворачивает простую, однозначную ситуацию (образ точка) в бесконечное множество вариантов (образ прямая). Как точку можно развернуть в прямую? На первый взгляд никак: из очень маленького никогда не сделаешь очень большое, это попросту невозможно. Это правильная, не многомерная точка зрения. Образ предельно малой величины в геометрии – это точка. Ее размер бесконечно мал. Точка находится на плоскости в двумерном пространстве. Если перейти в трехмерное пространство, то окажется, что точка образована пересечением прямой и плоскости. Значит, в точке содержится информация о бесконечной прямой, находящейся в другом измерении. Аналогично в прямой может содержаться информация о плоскости, пересекающей данную плоскость. И так далее при увеличении мерности… Таким образом, даже самое малое содержит в себе свою противоположность – бесконечно большое.

Очень просто или бесконечно сложно

Как может простое быть сложным? Шавасана (поза «трупа») – это самая простая поза йоги. И это действительно так, ведь ее может принять практически любой человек, достаточно просто лечь на спину. В то же время многие учителя йоги справедливо считают Шавасану самой сложной позой, потому что ее в принципе невозможно выполнить, поскольку крайне сложно расслабиться до состояния «трупа». Предельно просто или бесконечно сложно?

Хорошо и плохо – две большие разницы

Притча, может быть, и очень древняя (из произведений Ошо).