banner banner banner
Снежные истории
Снежные истории
Оценить:
 Рейтинг: 0

Снежные истории

Снежные истории
Татьяна Терехова

Главная героиня Татьяна была обычным советским ребенком, училась в общеобразовательной средней школе, ничем не отличавшуюся от сотен тысяч советских школ по методам образования, но особенность ее заключалась в местонахождении на крайнем севере СССР, за полярным кругом, в связи с этим коррективы даже в учебном процессе происходили с учетом погодных и природных условий.Татьянины одноклассники были обычными советскими детьми, как и у всех у них были мечты и достижения, все они дружили и ссорились, участвовали в советских мероприятиях, но во всех этих действиях и их жизни присутствовал дух севера, особенность достижения своих целей, отличительные черты их мечтаний, невероятные задумки, которые достигали они такими же необыкновенными способами, порой абсолютно неожиданными даже для искушенных,все видевших в этой жизни, взрослых.

Татьяна Терехова

Снежные истории

Ночью или под утро

Я иду по известной тропе

И неслышно, в полете как будто

Я тихонько шагаю к тебе

Мое милое детство

Мой родной городок

Заберу лишь в наследство

Снежный твой холодок

Запах свежей морошки,

Глубь ночного мерцанья

Голубики немножко

Переливы сиянья.

Шарик елочный яркий

Камень с моря чуть жаркий

Пижму с запахом счастья

Грохот неба в ненастье

Пионерский мой галстук

И слезу с выпускного

Добрый свет моих окон

Чуть всего, понемногу

Вступление

Наш красивый, безграничный, сверкающий, завораживающий, далекий, суровый и такой родной север. Люди произносят это слово понимая каждый по- своему: для кого- то север – это просто Россия, для кого-то Евразия, для кого-то Антарктида, для кого-то Санкт-Петербург или Мурманск, для кого-то Колыма или Норильск.

Для меня север – это лесотундра, это полярная ночь и гудящий от крепкого мороза стойкий туман и полярный день с перекатывающимся по горизонту за ночь солнцем, это сверкающие полотна бесконечного снега, это далекий и одновременно близкий горизонт, темный-темный, где черное ночное небо сходится с белым безграничным снежным покровом водохранилища, где горят огни родных окон, где бегают песцы и лайки, а еще это запах морошки, вкус брусники и черники, крик чаек, мягкий пряно пахнущий ягель, яркое, не заходящее круглые сутки за горизонт, солнце, ветер и запах счастья.

У этого счастья для нас, родившихся и взрослевших на севере, есть имя – Снежногорск, куда попасть можно только вертолетом или самолетом, который в народе называют «кукурузник». Все, что вокруг и за пределами Снежногорска и Норильска люди называют «материком», так как находится моя малая Родина на полуострове Таймыр. Это значит, что летом к своим бабушкам, тетям, дядям, мы ездили на материк.

А Снежногорск – это мои друзья, мое детство, мои родители и учителя, мой Б класс!

Так как здесь все рассказы о моем детстве и годах учебы в начальной школе, расскажу немного о себе маленькой – меня зовут Татьяна, причем именно Татьяна, а не Таня, сколько себя помню, в семье меня называли только Татьяной, папа за всю его жизнь ни разу Таней не назвал, а вот если (очень редко) мама говорила: «Таня, иди сюда», это означало одно – очередной мой провал, косяк, предстоящую казнь или смерть.

Меня привезли в Снежногорск двух лет отроду, родилась я в Волгограде, но побывала я там потом спустя 11 лет с родителями и еще раз по прошествии еще 36 лет меня свозил туда муж. Я сильно болела с маленького возраста и в три года папа отвез меня на «кукурузнике» в детскую больницу города Норильска (в Снежногорске была больница, но поселок маленький и штат всех врачей там отсутствовал, при серьезных заболеваниях все лечились в Норильске), где мне диагностировали язву желудка и двенадцатиперстной кишки и пролежала я там очень долго, пока не вылечили. При этом родители были в Снежногорске, как я понимаю длительный больничный никто им не давал, там меня никто не проведывал, бесконечно лечили, делали ФГДС, уколы, какие-то страшные снимки в темноте и прочие экзекуции, но я стойко все вынесла, и с тех пор я на дух не переношу запаха больниц, вид больничных пижам и песню «Если долго, долго, долго» из сказки «Красная шапочка» как и саму актрису Поплавскую, которая пела там эту песню, потому что запомнился именно просмотр этой сказки в той больнице.

Из-за моей такой специфической болезни у меня в детстве не было аппетита от слова совсем, в детском саду меня пичкали едой пока все дети уже глубоко спали на сон часе днем, бывало даже заламывали за спину руки и кормили с ложки, время еды были каторгой для меня везде (кроме бабушек, куда я ездила на лето, они просто готовили только то, что я люблю), поэтому моими первыми словами были не мама или папа а «икацу, ибуду, имагу», что означало «не хочу, не буду, не могу», при произношении этих слов я еще раскачивала указательным пальцем, показывая насколько я серьезна. Я просто не ела, меня ругали, заставляли, а я не ела, в связи с этим мною было пропущено очень много фильмов, мультфильмов, прогулок, походов в гости, но это не повлияло на мой интеллект и любознательность.

Я обожала петь, играть на пианино (об этом мой отдельный рассказ), поэтому самым запомнившимся любимейшим подарком для меня было деревянное красное пианино в виде рояля, любила писать стихи и меня всегда интересовала тема космоса и бесконечности, поэтому моей первой любимейшей книгой стала «Заблудившийся звездолет» Анатолия Мошковского, еще я любила ездить в отпуск, а так как жили мы на краю Земли, то это всегда были полеты на самолетах. В связи с этим к 9-10 годам у меня сложились мечты о будущих профессиях – поэтесса и пианистка, стюардесса и космонавт. Всегда считала, что я актриса и что меня снимают везде, даже в туалете, поэтому я везде была с осанкой и «лицом». Обожала петь перед зеркалом, стоя на катушках ниток (это были шпильки) и с колготками на голове (это были длинные волосы). Космос мне снился, я всегда спасала людей, улетала сама и переносила их в безопасные места.

В садике я всегда одна из первых выполняла все задания на пять, умела слушать старших, прекрасно танцевала и ненавидела зарядку. В школе, когда меня папа привел в первый класс, я поняла, что уже все знаю, осталась ради интереса и потому что так сказал папа, но мне там быстро понравилось все, кроме физкультуры, от которой в принципе меня освободили по моей прошлой болезни и я ходила туда не часто.

Да, важная отличительная индивидуальная моя черта – я маленького роста, такого маленького, что ниже не бывает, всегда на физ-ре стояла последней (крайней с конца шеренги). Музыкальная школа была любимым местом и любимым занятием. Мое раннее детство, о времени которого эта книга, было прекрасным временем моей жизни, полным ярких событий, красок, впечатлений, путешествий и хороших людей, прекрасных советских ребят-одноклассников.

Нас было около 20, в 1Б классе, учеников средней советской школы №24.

Мы шли путем развития, как и все школьники в СССР – линейка, первый звонок, букварь, продленка. Чуть позже нас приняли в октябрята, в третьем классе торжественно в пионеры, с десятого класса гордо вступали в ряды ВЛКСМ. Были школьные вечера – осенний и весенний балы, новогодние утренники и вечера, дискотеки, сладкие столы с домашней выпечкой. Как у всех советских школьников: осенью спортивно-патриотическая игра Зарница, зимой операция «Сухарик» и «Живи книга», выставки-продажи рукоделия для Фонда мира*, парады 1 и 9 мая, последние звонки, выпускные.

Но во всех этих событиях имелись отличия, именно мы и наша жизнь отличалась от всей страны, мы жили на краю Земли, на Крайнем севере, в заполярье и даже майские парады отличались тем, что шли мы в шубах, а воздушные шарики на морозе за одну минуту превращались в застывшие тряпки.

У нас не было газировки, а у наших пап пива, потому что в Снежногорск не возили ничего в стеклянных бутылках. Эту роскошь привозили один раз в год на барже по реке, в конце августа на день строителя, по всему поселку стоял звон бутылок, переносимых целыми ящиками к подъездам, там собственно это пиво и выпивалось, не доходя (не доносясь) до квартир, собирались вот так мужчины целыми подъездами и пили пиво, раз в год, а мы газировку «Буратино», тоже раз в год, но от этого наше детство не казалось нам чем то обделенным, тем более пили мы эту газировку в свои летние каникулы у бабушек, куда нас отправляли почти всех и почти каждое лето наши родители по всей огромной нашей Родине – СССР.

Никогда не забыть эти минуты незабываемого счастья, когда осенью ты прилетел назад домой и бежишь сломя голову навстречу к своим друзьям, таким родным, по которым так дико соскучивался за все огромное лето в другой, материковской жизни у бабушки.

Теперь с самого начала, самые – самые интересные истории обо мне и моих друзьях, о садике, о моих родителях, одноклассниках, о школе и учителях, об историях, которые могли случиться только с нами, особенными северными людьми.

* Операция «Сухарик» заключалась в соревнованиях между отрядами пионеров и состояла в следующем – перед выходными днями в отрядах выбиралась дежурная группа добровольцев, как правило это был почти весь отряд, кроме «совершенно безответственных и бездушных ребят» (так говорили наши классные руководители на тех, кто не поднимал руки, чтоб записаться добровольцем). Субботним утром, в любую погоду мы собирались возле школы, кто-то привозил с собой санки (нужно было 2-3 санок на отряд) и картонные коробки. Дальше мы разделялись на группы из двух-трех человек и разделяли дома для этих групп. Маленькими группами мы шли в назначенные дома и квартира за квартирой, этаж за этажом, подъезд за подъездом делали обход по квартирам, где просили жильцов отходы хлеба! Да! Держали в руках пакеты и просили сухарики, черствый и лишний хлеб. Полученную добычу мы высыпали в коробки, привязанные к санкам, собирались в условленном месте всем отрядом со всей добычей и везли на свинарник. Тогда в поселке был свой коровник и свинарник. На свинарнике рабочий взвешивал весь привезенный нами бесценный груз и записывал сколько наш отряд внес в общий вклад. Главное было все же выйти раньше, чем остальные отряды, иначе как ни попрошайничай, но у жильцов поселка хлеба на всех не хватало. Итоги подводились и озвучивались на линейке в школе. Наиболее активный отряд получал грамоту!

Операция «Живи книга» проводилась в те месяцы, когда операция «Сухарик» по погодным условиям была невозможна – полярная ночь, сильные морозы, т.е. декабрь, январь, февраль точно, скорее всего и март. Для участия в операции «Живи книга» необходимо было уже личное участие каждого. Для участия каждый являлся в школьную библиотеку, получал от библиотекаря запрашиваемое количество (минимум 3) порванных книг, дома должен был заклеить, подшить, отремонтировать и сдать на проверку. Время давалось ограниченно, несколько дней. Сложность задачи надо понимать в следующем – скотча тогда не существовало, лейкопластырем запрещалось склеивать между страниц, да и родители не давали для такого дела такую роскошь, надо было уметь варить клейстер, клей был не у всех и самое главное – оклейка книг ювелирная работа, которой никто не обучал, а вот рукожопство было почти у всех от природы. Но участие было обязательно, поэтому мы все через это прошли, мы старались, нередко переделывали после непринятия контролем качества, но вклад каждого влиял на результат всего отряда, ведь побеждал тот отряд, у которого было бОльшее количество оживших книг.

Выставки-продажи рукоделия для Фонда Мира проводились дважды в год, называлось это действо «Ярмарка мира». Для участия привлекались все пионеры дружины и комсомольцы школы. Каждый участник должен был что-то изготовить своими руками, за два-три дня до ярмарки принести на рассмотрение комиссии, комиссия всегда ободряла и оценивала поделку, тем самым понимала, кто участвует, кто опаздывает. По опоздавшим принимались меры в виде визитов домой и угроз выговоров.

Я всегда вязала крючком ажурную вазочку из белых ниток и красные гвоздики, крахмалила все сахарным сиропом, натягивая вазу на стеклянную банку, результат был потрясающим! Позже, в классе восьмом, я увидела в магазине уцененных товаров сапоги-чулки очень маленького (33) размера по 50 копеек, покупала их и из голенища шила шикарные косметички – одарила всех знакомых и своих и маминых, и на ярмарку мира отнесла.

В день ярмарки, не заранее, разрешалось приносить только кондитерские изделия. Их было тоже достаточно: и торты, и пирожные и даже желе. Мальчики в основном делали лопаты, метлы, рукояти для топоров и молотков и самое шикарное – это браслеты из латуни. Говорили, что они еще и целебные, но лично для меня они просто были красивыми, наши мальчики нам дарили их на 8 марта и просто иногда по велению сердца.

В спортзале школы выставлялись столы, на которых выставлялись изделия и ценники. Также комиссией назначались продавцы, которые должны были быть нарядными и стоять за прилавками с дежурными улыбками. Звучала музыка. В назначенное время двери школы открывались и на ярмарку приходили все неравнодушные к миру во всем мире жильцы поселка. Они ходили между столами, рассматривали, переговаривались, делали покупки. Как правило раскупалось все за 2 часа. Нас всех хвалили позже, в будние дни на линейке, озвучивали размер выручки в Фонд Мира, о том, что деньги будут направлены и бедным голодающим детям Африки, и для установления мира во всем мире, как мы тогда понимали – против агрессии США в сторону СССР. Мы гордились нашим вкладом искренне веря в то, что сделали для мира все что могли. Вот только гораздо позже, после развала СССР откуда-то прилетела информация, что такого фонда вообще не существовало никогда…

Домик на лыжах

Когда наступает конец марта, в Снежногорске, как и на всем севере, светит ярко солнце, весь белый, нетронутый, утрамбованный несколькими месяцами зимы снежный покров, сверкает так, что в глазах появляются темные круги, невозможно усидеть дома, на улице минус 20 и по понятиям севера – это теплынь, вот правда шубу сменить на яркую демисезонную куртку родители пока не разрешают. Особенно ярко светит солнце в выходные, это загадка природы, но это именно так. В такой яркий, «слегка» морозный субботний день, мы с Ленкой Угловой (Лена моя лучшая подруга и одноклассница, еще мы с ней учились в музыкальной школе с детского сада, Лена ходила в детский сад «Колокольчик», а я в «Солнышко», поэтому мы не знали друг друга раньше, чем пошли в музыкалку, с первого класса Лена с семьей переехали в квартиру напротив нашей и мы стали еще и соседками) конечно пошли с утра гулять и конечно подальше от родительских глаз (у Ленки мама могла поругать, если Ленка не там села, не в тот сугроб или помяла пальто, а мои следили чтоб я не ела снег или лед, причем вот где эта родительская логика? Не есть снег чтоб не заболеть вроде логично, но ругали за этот процесс, когда сами увидели, а то что мы его ели и за сарайками* и возле подъезда, где угол их зрения не доставал, и вообще весь снег был помечен всеми собаками поселка и мы иногда ели желтый снег! Но нет, чтоб не заболеть и точка) С Ленкой мы пошли за сарайки, зная, что уж там мы можем и полежать на снегу рисуя бабочек руками и ногами и наесться снега со льдом и вволю накувыркаться.

Зашли мы за сарайки, ожидая увидеть и не заострить никакого внимания на постоянную картину – там всегда стояли перевернутые на зиму лодки, доски, иногда «Бураны» (снегоходы), нам интересно было само место уединения и не прикосновения. Но именно сегодня там оказалось воплощение нашей с Ленкой мечты! Видимо мы так материализовали свое общее желание, что оно явилось именно там, где никого не было, словно какой – то волшебник взял и поставил нам ЕГО – Домик. Да, да, самый настоящий, масенький, с дверью и окошком, ДОМИК на лыжах! И та самая дверь, волшебная, деревянная с ручкой, была открыта! Мы с Ленкой молча переглянулись (понимали мы другу друга с полуслова, это результат пары лет игры на фортепиано в четыре руки, где говорить нельзя, а взглядом надо было показать кто где сидит в зрительном зале и как на нас смотрит) и открыв дверцу, залезли в Домик.