Принципы и правила бизнеса
Автор-составитель Эмиль Ахундов
Автор-составитель Дмитрий Прокофьев
Дизайнер обложки Мария Теор
Автор Гамлет Арутюнян
Автор Ольга Бастрон
Автор Сергей Батанов
Автор Валерия Беловежская
Автор Александр Бобырев
Автор Константин Богданов
Автор Евгений Боровков
Автор Андрей Буланов
Автор Ольга Быкова
Автор Надежда Волкова
Автор Марина Володина
Автор Алексей Гамов
Автор Олег Головчанский
Автор Александр Дердиященко
Автор Егор Евланников
Автор Полина Евсеева
Автор Андрей Захарченко
Автор Максим Зелененко
Автор Александр Клевцов
Автор Иван Линдберг
Автор Дмитрий Ломоть
Автор Вера Макеева
Автор Кирилл Марин
Автор Антон Мартынов
Автор Антон Мельников
Автор Сергей Назаров
Автор Роман Никонов
Автор Денис Пашков
Автор Наталья Проказова
Автор Никита Пурыжинский
Автор Антон Пустовалов
Автор Павел Пушкарев
Автор Денис Раевский
Автор Ольга Рыбина
Автор Николай Сиволап
Автор Валентина Спивакова
Автор Артем Ступак
Автор Кристина Танцюра
Автор Екатерина Тишакова
Автор Олег Ткачев
Автор Владимир Туров
Автор Александра Фоменко
Автор Анна Хориняк
Автор Евгения Чумаченко
© Мария Теор, дизайн обложки, 2023
ISBN 978-5-0060-2172-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вступительное слово
Дмитрий Прокофьев
Консультант и преподаватель маркетинга, журналист, автор телеграм канала по экономике «Деньги и Песец»
Одним из поводов к созданию этой книги, стала история, которую я рассказал своему коллеге и соавтору Эмилю Ахундову, в то время когда мы работали над «Малой энциклопедией современного маркетинга». История была такая. Знаменитый математик и статистик Абрахам Вальд в 1942 году работал в Нью-Йорке. К нему в лабораторию пришли командиры стратегической ударной авиации. Мы к вам профессор, и вот по какому делу, сказали генералы. В боях над Германией наши «летающие крепости», дальние бомбардировщики, несут тяжелые потери. Нет, «крепости» очень хорошие, и живучие машины, иногда они возвращаются на базу с сотнями пулевых пробоин в крыльях и фюзеляже, но… хотелось бы большего. Если мы предоставим вам данные о повреждениях наших самолетов – сможете ли вы, к примеру, рассчитать, в какие места на фюзеляже нужно поставить дополнительную броню? Смогу, ответил Вальд, только зачем вам заниматься такой ерундой? Если самолет получил повреждения, и все равно вернулся на свой аэродром, значит эти повреждения не угрожали ни его конструкции, ни экипажу. Если бомбардировщик получит фатальные повреждения, он не вернется, потому что упадет. Можно (и нужно) рассчитать в каких местах на вернувшихся машинах нет повреждений – и вот в этих то местах может понадобиться дополнительная броня. То, что на первый взгляд кажется слабым местом, на самом деле таковым не является
А вот другая история, которая случилась в начале ХХ век. Чернокожий клоун Рафаэль Падилья, выступавший под псевдонимом «Шоколад», был звездой парижского цирка. Но «Шоколад», действительно замечательный артист, был уверен, что способен на большее, чем развлекать публику на арене и мечтал о театральной сцене. Проблема была в том, что в то время никто не мог представить себе черного клоуна в роли «белого человека» – единственным персонажем с черным цветом кожи был Отелло. Падилья добился этой роли в театре, он играл прекрасно, но… публика, восхищавшаяся черным клоуном Шоколадом в цирке, не могла принять черного артиста Падилью в пьесе Шекспира. Его освистали и актеру даже пришлось уйти со сцены. Шоколад был глубоко потрясен своим провалом, и, хотя вернулся в цирк, прежнего успеха добиться уже не смог. То, что он считал своей сильной стороной – привело к фиаско
Эти истории лишний раз напомнили нам, почему «не работают» различные инструкции «как прийти к успеху» – даже написанные теми, кто смог вскарабкаться на социальную вершину. Не работают они по двум причинам – мы не можем воспроизвести весь комплекс причин, которые привели к триумфу автора такой книги и не можем оценить – что именно было сильной стороной, а что слабой – в существовавших тогда обстоятельствах.
Отсюда и возникла идея книги «Принципы и правила бизнеса», написанная людьми, которым есть что рассказать о достигнутых ими результатах – но эта книга – не сборник универсальных советов и не руководство к действиям – а приглашение к размышлениям, с помощью которых читатель сможет выстроить свой путь к вершинам – а наша книга подскажет ему, как это сделать.
Исследование
Мы провели опрос с разными предпринимателями в надежде выяснить, каких правил и принципов ведения бизнеса они придерживаются и что является ключом к успеху. Нас интересовало, что вообще побудило их начать заниматься предпринимательством и в каком возрасте, какие оценки они получали в школе и как они относятся к бизнес-образованию? Что было проще – развивать свой бизнес или строить карьеру? Но главное, что они получили, и как изменилась их жизнь после того, как они стали заниматься бизнесом?
Для начала стоит вас познакомить с нашими респондентами:
Общее количество респондентов: 57
Требования: наличие не менее одной действующей компании.
Средний возраст: 38 лет.
Соотношение полов: 2 к 1 (38 мужчин и 19 женщин)
Среднее число сотрудников в компании: 45 человек на компанию.
График №1 Соотношение полов среди опрошенных респондентов
График №2 Соотношение полов в разных возрастных группах
График №3 Размер штата сотрудников с учетом пола директора
– Сколько полных лет вы занимаетесь бизнесом?
В среднем стаж предпринимательства у наших респондентов составляет 10 лет. Это означает, что наши эксперты – опытные менеджеры, которые успешно преодолели несколько крупных экономических кризисов.
График №4 Численность групп экспертов по опыту в бизнесе
– Сколько у вас было всего компаний во владении / совладении?
В среднем каждый эксперт имел в среднем по три компании. Это указывает на две важные вещи: не все могут успешно начать бизнес с первого раза, и тот факт, что «предпринимательство» скорее является моделью поведения, а не профессиональным призванием или статусом. Люди, которые решаются на открытие бизнеса, часто создают и другие компании в будущем, независимо от успеха своих предыдущих начинаний.
График №5 Количество компаний у экспертов
– Сколько длилась ваша карьера в найме?
В пересчете на одного эксперта – это 12 лет стажа. Что интересно, длительный опыт работы не является главным фактором успеха в создании и развитии компаний. Наши эксперты демонстрируют высокую профессиональную осведомленность и качественные результаты, независимо от длительности своей карьеры и количества возглавляемых компаний.
График №6 Стаж работы экспертов
– Совмещали вы бизнес и карьеру одновременно?
Разница между ответами несущественна, многим предпринимателям все же приходится одновременно работать наемным сотрудником и развивать собственный бизнес. Обычно это происходит в первые годы после открытия первой компании.
График №7 Сколько экспертов совмещали карьеру и бизнес
– Ваш бизнес в той же сфере, в какой была ваша карьера?
Чаще наши респонденты меняли сферу своей деятельности, а не развивали компанию в своей первоначальной сфере. На наш взгляд, есть две основные причины: в одном случае эксперты выбирали работу исходя из дохода, близости к дому и других личных причин, а не по предпочтению сферы деятельности, а в другом случае, работа в одной и той же сфере настолько надоедала людям, что они рассматривали самые разные варианты для бизнеса, кроме той области, где они уже были заняты. Кроме того, между возможными причинами могут быть: запрет на конкуренцию и личная этика экспертов, которые не хотели создавать конкуренцию для своего работодателя.
График №8 Соотношение экспертов, которые сменили сферу деятельности
– Состоите ли вы бизнес-сообществах (бизнес клубы, ассоциации)?
Большинство опрошенных лиц, которые принимали участие в нашем исследовании, являются активными участниками разных сообществ и организаций. Современность требует от таких организаций предоставлять возможности для обмена мнениями, передачи опыта, планирования совместных проектов и настройки на коллективное достижение общих целей.
График №9 Участие экспертов в бизнес сообществах и ассоциациях
– Почему вы решили заняться предпринимательской деятельностью?
Запустить собственное дело – задача непростая и не для всех. Наши эксперты поделились своими мотивами для того, чтобы помочь другим в принятии решения о запуске бизнеса. Основными факторами, побудившими наших экспертов на деятельность в качестве предпринимателей, являются: стремление к независимости, финансовая стабильность и желание реализовать свои идеи на практике.
График №10 Главные мотивы для открытия бизнеса
– Что дает вам бизнес?
Спросив у участников, какие преимущества они получили, начав свой бизнес, можно выделить самые популярные ответы. В числе них новые возможности для жизни, личностный рост и удовлетворение от того, что ты делаешь. Стоить отметить, что ожидания от открытия компании и результаты достигнутые положительные эффекты немного разнятся. Добиться увеличения дохода получилось у 75% опрошенных, причем у 5% изначально не было такой мотивации. Кроме того, количество свободного времени увеличилось, хотя они этого не планировали, а более 50% тех экспертов, кому требовалось свободное время, не нашли его в предпринимательской деятельности.
График №11 Достигнутые положительные эффекты от предпринимательства
– Оцените, насколько в бизнесе важна удача, где 10 баллов максимум.
Когда мы спросили наших респондентов о том, насколько важен фактор удачи в бизнесе, мы получили интересный результат: 7 баллов из возможных 10. Это говорит, что практически все предприниматели считают фортуну важным фактором успеха. Однако двое экспертов оценили важность удачи только в 3 балла. Это говорит, что хотя удача может стать одним из факторов успеха компании, но она точно не является определяющим фактором.
График №12 Важность фактора удачи в бизнесе
– Что легче: работать в найме или владеть компанией?
Некоторые эксперты испытали затруднения с ответом на подобный вопрос, но преобладающее мнение заключается в том, что управление бизнесом комфортнее, чем работа в найме, но и сложнее. Однако значительная часть респондентов признает, что работа на найме является более простой и легкой по сравнению с владением и руководством компанией.
График №13 Где проще работать в бизнесе или в найме?
– Где вы испытывали больше стресса: в найме или в бизнесе?
Многие из наших экспертов утверждают, что избежать стресса не получится, будь то работа в найме или при осуществлении коммерческой деятельности. Однако по уверению наших опрашиваемых, в бизнесе стрессовая обстановка все же является более напряженной, так как руководитель несет ответственность за каждого сотрудника компании.
График №14 Где выше уровень стресса?
– Хотели бы вы, чтобы ваши дети стали предпринимателями?
Хотя все респонденты испытывают стресс, никто не будет отговаривать своих детей от предпринимательства. Небольшая группа опрошенных даже не думала об этом. Треть опрошенных хотят, чтобы их дети пошли по стопам в бизнес. Однако большинство наших респондентов оставляют это решение на совести своих детей. Мы процитируем одного из наших экспертов:
«Моя главная задача – дать детям максимальное количество самых разных возможностей, чтобы им было из чего выбирать. Я бы хотел, чтобы они достигли успеха, но какой путь выбрать – это уже решать им».
В данном случае, лучше и не сказать. Стоит отметить, что только двое наших экспертов отметили, что мнение их друзей и семьи повлияли на их решение открыть бизнес.
График №15 Хотели бы вы чтобы ваши дети стали предпринимателями?
– Насколько сильно рисковали по 10-бальной шкале?
Наши эксперты оценили уровень риска, на который они шли в бизнесе, в 7 баллов. Кстати, точно так же наши эксперты и оценили фактор удачи. И между этими ответами возможна корреляция – часть аспектов бизнеса не подконтрольны предпринимателю, поэтому чем выше уровень риска на который он идет, тем важнее становится роль фактора удачи.
График №16 Уровень риска на который шли эксперты и важность фактора удачи
– Можно ли в бизнесе доверять?
С биологической точки зрения, люди – социальные существа, а доверие – один из ключевых аспектов жизни. В некоторых случаях, мы автоматически принимаем решения о доверии, иногда вынуждено, но чаще всего на основании опыта или эмоций. Опрошенные предприниматели с этим не спорят, но рекомендуют не забывать про проверки и разумную осторожность. Оберегая свои интересы таким образом, мы защищаем себя и свои активы от возможных неприятных ситуаций.
График №17 Можно ли доверять в бизнесе?
– Какой у вас стиль управления компанией?
Мы попросили наших специалистов оценить их стиль руководства компаниями и предоставили им выбрать один из пяти вариантов:
– Авторитарный (вы авторитет для сотрудников и они следуют за вами): 5
– Диктаторский (требовательны и не боитесь кого-то уволить): 4
– Лидерский (вдохновляете людей на работу и они за вами идут): 40
– Консервативный (задачи и отчеты без эмоций): 5
– Либеральный (у сотрудников нет ограничений): 3
Результаты представлены на графике, и, на наш взгляд, комментарии не нужны. Не стоит забывать, что результаты исследования являются анонимными, и мы уверены в искренности полученных ответов.
График №18 Какой у вас стиль управления компанией?
– Как вы относитесь к своим сотрудникам?
Из опроса стало ясно, что бизнесмены относятся к своим сотрудникам с большей теплотой, чем к просто работникам. Это легко объяснить – обнаружить талантливого и исполнительного работника не такая уж легкая задача. Кроме того, их замена в большинстве случаев затруднительна, а без должной кадровой замены, компания останется без своих опытных работников, что повлияет на ее эффективность.
График №19 Ваше отношение к сотрудникам
– Нужны ли в бизнесе планы и стратегии?
Ответ довольно однозначный: тактическое и стратегическое планирование просто необходимы компаниям.
График №20 Нужны ли в бизнесе стратегии и планы?
– Готовы вы ли закрыть компанию, чтобы вернуться в найм?
Большинство опрошенных категорически отказались возвращаться в статус наемного рабочего, однако 6 бизнесменов были готовы закрыть свой бизнес и заняться карьерой, если бы у них было «хорошее» предложение.
График №21 Готовы ли закрыть бизнес и вернуться в карьеру?
– Готовы ли вы закрыть/продать компанию, чтобы открыть новую?
В большинстве случаев, наши респонденты не желают ставить под угрозу существующий бизнес ради возможности открытия нового. Исходя из проведенного исследования, предпринимателям проще открывать новые компании не закрывая действующие.
График №22 Готовы ли предприниматели закрыть бизнес и начать новый?
– Если вы переедете в другую страну, что вы сделаете с компанией?
Результаты исследования демонстрируют, что даже при релокации, предприниматели не собираются расставаться со своим бизнесом.
График №23 Что вы будете делать с компанией, если переедете в другой город/страну?
– Готовы ли вы сейчас начать делегировать управление компанией?
В большинстве случаев предприниматели готовы передать управление своим бизнесом. В основном это обусловлено их высокой квалификацией и знаниями о том, как найти квалифицированного руководителя, а также как контролировать его работу. Кроме того, с развитием компании у нее появляются ресурсы и репутация для привлечения опытных кадров.
График №24 Готовы ли делегировать управление компанией?
– Хотели бы начать строить новую компанию с нуля?
Часто ответ на этот вопрос положительный. Это можно объяснить опытом успешных предпринимателей, их творческим подходом и пониманием тонкостей управления компанией. Бизнес – это всегда процесс развития и расширения, который зачастую влечет за собой не только расширение самой компании во всех аспектах, но и создание новых компаний. Для наглядности, мы добавили на график ответы на вопрос о готовности закрытия компании ради открытия новой.
График №25 Желание открыть новый бизнес и готовность закрыть текущий
– Оцените важность репутации в бизнесе по 10-бальной шкале?
Репутация оказывает огромное влияние на бизнес. Как показывают результаты нашего исследования, компании должны уделять особое внимание своей репутации и должны думать об этом с момента своего основания. Этот нематериальный актив имеет высокую стоимость и может определить успех или неудачу компании. Наши эксперты оценили важность репутации в 9 баллов из 10 возможных, что говорит о серьезности этого вопроса. Только один из участников опроса оценил репутацию в 5 баллов. Однако даже такая оценка говорит, что репутация является очень значимым фактором, который нужно учитывать при разработке бизнес-стратегии.
График №26 Важность репутации в бизнесе
– Ваш средний балл в школе?
Большинство из наших экспертов прилежно учились в школе, 30% из которых оказались медалистами. Однако нельзя не заметить исключение, один наш респондент не обладает аттестатом об образовании, но это не помешало ему стать предпринимателем.
График №27 Средний балл экспертов в школе
– Ваш средний балл в университете?
Высшее образование сложнее, чем школьная программа. Не каждый завершает университетское обучение по своим собственным причинам, и среди наших экспертов было трое таких. Тем не менее можно увидеть тенденцию к личностному росту по оценкам: количество людей, награжденных красным дипломом, существенно превышает количество золотых медалей, а количество людей, получивших синий диплом, увеличилось по сравнению с теми, кто в школе получал тройки.
Хочется подчеркнуть, что каждый имеет свою индивидуальную траекторию обучения, и у кого-то оценки в университете оказались гораздо лучше, чем в школе, а как некоторые золотые медалисты, так и не получили своего диплома о высшем образовании.
Хотя хорошее образование не является гарантией успеха в бизнесе, оно определенно способствует его достижению.
График №28 Успеваемость экспертов в школе и ВУЗе
– Сколько у вас образований, не считая курсов?
Обычно, у наших специалистов имеется не менее двух высших образований или кандидатская степень с одним высшим образованием. Предпринимательство, в первую очередь, интеллектуальный труд.
График №29 Количество высших образований у экспертов
– Могут ли бизнес-школы чему-то научить?
Большинство из наших респондентов считают, что в бизнес-школах можно приобрести полезный опыт, который будет полезен для развития предпринимательства и перейдет на благо всего бизнес-сектора. Мы не упускаем из виду, что образование в этой сфере становится все более и более популярным. И это вовсе не случайно, ведь ненужные товары и услуги никогда не смогут пользоваться спросом.
График №30 Полезность бизнес-школ для предпринимателей
– Пользуетесь ли вы услугами коучей / менторов / трекеров?
Экспертное мнение по данному вопросу разделилось на две равные части: 47% считают коучинг и менторинг полезными, и у них есть опыт работы с подобными специалистами или они планируют это сделать. Оставшиеся 53% не испытывали необходимости обращаться к таким услугам или отказались от них. Справедливо отметить, что коучинг и менторинг имеют огромный потенциал для развития предпринимательства. Однако стоит заметить, что более взрослая аудитория, старше 40 лет, не проявляет активного интереса к этим услугам.