И когда ваше внутреннее переживание бутона станет таким же отчетливым, как и переживание реального бутона, тогда так называемый реальный бутон покажется вам всего лишь тенью того, что вы видите внутри. Реальная идея теперь внутри, реальное существо внутри, а внешнее – лишь бледная копия. Когда дойдете до этого момента, закройте глаза и сконцентрируйтесь на внутреннем бутоне. Вы удивитесь – вы увидите, как внутренний бутон начнет раскрываться, превратится в цветок, да в такой прекрасный цветок, какого вы никогда не видели. Во внешнем мире подобного цветка и не встретишь. Редко бывает, когда что-то начинает внутри вас расти, раскрываться, источать аромат.
Учитесь быть принимающими. Включайте в себя все больше и больше, расширяйте свои границы. Включайте в себя любовников, друзей, семью, незнакомцев, и постепенно вы сможете вобрать в себя и врага. Это будет последним шагом. Когда вы сможете включить в себя врага, вы позволите ему проникнуть внутрь вас и там укорениться, стать частью вашего сознания. Тогда для вас не останется ничего враждебного. Тогда весь мир окажется вашим домом. В нем не будет ничего чужого, никого незнакомого, и вы сможете ощутить покой.
Но остерегайтесь коварного ума. Ум всегда будет заставлять вас делать то, на что вы не способны, и, когда вы не сможете это сделать, он вам скажет: «Все это чушь. Оставь это». Ум будет ставить недостижимые цели. Помните об этом и не попадайтесь на его удочку. Всегда начинайте с того, что возможно, не беритесь с размаху за невозможное. Если вам удастся вырасти в том, что возможно, невозможное станет доступным, потому что оно попросту находится впереди. Оно не противостоит, оно просто дальше на том же самом пути. Это один и тот же спектр, просто другой край этого спектра.
Третий вопрос:
Как мне принять в себя врага, если я в то же время полон ненависти? Разве это не ведет к подавлению?
Это очень тонкий момент, требующий глубокого понимания. Если вы ненавидите, я не советую вам подавлять ненависть, потому что любое подавление опасно. А если вы что-либо подавляете, вы попросту не можете открыться. Вы изобретаете свой собственный мир, в который никого не пускаете. Вы боитесь своих подавленных чувств, потому что в любой момент они могут выйти наружу. Поэтому, прежде всего, никогда не подавляйте гнев, ненависть или что-либо еще. Однако нет необходимости выливать их на кого бы то ни было.
Вы срываетесь на других, потому что чувствуете, что именно они несут ответственность за ваше состояние, но это не так. Вы испытываете ненависть, потому что полны ненависти, а другие лишь предоставляют вам возможность выразить это чувство, больше ничего. Если вы захотите меня оскорбить, вы просто дадите мне возможность выразить то, что накопилось у меня внутри. Если там ненависть, то именно она и выйдет наружу. Если там любовь, то я отнесусь к вам с любовью. Если там сострадание, то на поверхности окажется сострадание. Вы лишь дадите мне возможность раскрыться.
Если наружу выходит ненависть, не нужно думать, что другой человек несет за нее ответственность. Он лишь средство. У нас в санскрите есть прекрасное слово нимит – человек, который является средством. Он не является причиной, причина всегда внутри. Он лишь является средством, с помощью которого ваши эмоции и переживания выходят наружу. Поэтому будьте благодарны ему, поблагодарите его за то, что он помог вам осознать скрытую внутри ненависть. Он ваш друг. Вы сами превращаете его во врага, потому что возлагаете на него ответственность за свои реакции. Вы думаете, что это он заставляет вас ненавидеть, что он взращивает внутри вас ненависть. Но никто не может создать что-либо внутри вас, запомните это раз и навсегда.
Если вы придете к Будде и оскорбите его, он не станет вас ненавидеть, он не станет злиться. Что бы вы ни делали, вы не сможете его разозлить. Не потому, что у вас сил не хватит, а потому, что внутри него нет злости – вы не сможете ее из него вытащить. Другой человек не является источником вашей ненависти, так что не перекладывайте на него ответственность. Просто поблагодарите его, скажите ему спасибо, а накопившуюся ненависть высвободите в небо. Это первое.
Второе: включайте в свое существо и ненависть тоже. Это более глубокая реальность, более глубокое измерение – включать в себя еще и ненависть.
Что я имею в виду? Когда что-то идет не так, когда возникает что-то, как вам кажется, плохое, некое проявление зла, вы этого не принимаете. Когда же происходит что-то хорошее, доброе, вы включаете это в себя, вы это принимаете. Если вы чувствуете любовь, вы говорите: «Я люблю». Если вы ненавидите, вы никогда не скажете: «Я ненавижу». Если вы полны сострадания, вы говорите: «Я сострадаю, сопереживаю». Когда же вы злитесь, вы не говорите: «Я злюсь». Вы всегда говорите: «Меня злит», как будто гнев – это что-то внешнее, как будто вы не являетесь этим гневом, как будто это чувство пришло к вам вместе с обстоятельствами. А когда вы говорите: «Я – сама любовь», вы выражаете свою сущность, и это не то, что пришло к вам под давлением обстоятельств, не что-то внешнее. Это то, что исходит от вас самих.
Вы включаете в свое существо все хорошее, а плохое – исключаете. Признавайте и плохое тоже. Потому что вы являетесь и ненавистью, и злостью. До тех пор, пока вы на очень глубоком уровне не прочувствуете, что являетесь ненавистью, вы не сможете выйти за ее пределы.
Если я чувствую: «Я злюсь», внутри меня тут же начинается едва уловимый процесс трансформации. Что происходит, когда я говорю: «Я злюсь»? Очень многое. Во-первых, когда вы говорите: «Меня злит», вы считаете, что энергия, которую вы называете злостью, и вы сами – это разные вещи. Это не так, а из ложных посылок может возникнуть лишь нечто ложное. Это не так. Эта злость, этот гнев – это вы, ваша энергия. Это не что-то отдельное от вас.
Вы отделяетесь от этой энергии, чтобы сохранить ложный образ себя – мол, вы никогда не злитесь, ни к кому не испытываете ненависти, всех любите, всегда такой добрый и симпатичный. Вы создаете ложный образ. И этот ложный образ – это ваше эго. Оно постоянно твердит: «Подави гнев, избавься от ненависти – это плохие чувства». Не потому, что вы знаете, что они плохие, а потому, что они не соответствуют вашему представлению о себе, не питают эго и разрушают ваш прекрасный образ.
Вы хороший человек, уважаемый, приятный, культурный – у вас есть образ. Иногда вы падаете с небес, но это случайно. Затем вы вновь выстраиваете свою репутацию. Но эти чувства вовсе не случайны. На самом деле, они говорят о вас больше, чем все остальные. Когда вы злитесь, ваше истинное «Я» раскрывается полнее, чем если вы фальшиво улыбаетесь. Когда вы показываете свою ненависть, вы становитесь более подлинным, чем если играете в любовь.
Прежде всего, необходимо быть подлинным, истинным. Включите в свое существо ненависть, включите гнев, включите все, что в вас есть. Что тогда произойдет? Если вы включите все, ваш ложный образ себя исчезнет навсегда, и это очень хорошо. Будет просто замечательно, если вы расстанетесь с фальшивым «Я», потому что оно постоянно все усложняет. Когда рассыплется ложный образ, вместе с ним исчезнет и эго, и перед вами откроются врата духовности.
Если вы говорите: «Я есть гнев», то где место вашему эго? Когда вы говорите: «Я есть ненависть, я есть ревность, я есть жестокость, я есть насилие», разве вы можете обладать эго? Эго легко расцветает, если вы говорите: «Я – Брахма, я – высшее божество». Тогда легко. «Я – атма, высшее существо» – это не трудно. Но когда вы говорите: «Я есть ревность, ненависть, гнев, страсть, секс», – тогда у вас нет эго. Вместе с ложным образом себя исчезает и эго, вы становитесь подлинными, естественными. Тогда вы сможете понять свою реальность, сможете найти гневу противоядие. Это вы. Вы поняли, что это ваша энергия.
И если вы сможете понять свой гнев, само понимание изменит ситуацию и трансформирует чувство. Если вы действительно сможете понять, что происходит, когда вы злитесь или ненавидите, то именно благодаря пониманию эти чувства исчезнут, потому что главной составляющей злости и ненависти являются непонимание, неосознанность, невнимательность. Поэтому каждый раз при потере бдительности может возникнуть злость. Внимательный человек, пробужденный, никогда не злится. Внимательность, бдительность вбирает в себя всю энергию, которая могла бы вылиться в гнев.
Будда, обращаясь к своим монахам, повторял снова и снова: «Я не прошу вас не злиться. Я говорю: „Когда вы злитесь, будьте внимательны“». Я не прошу вас не злиться. Я лишь говорю: «Злясь, будьте внимательными». Попробуйте. Когда внутри возникает гнев, будьте внимательны к тому, что происходит. Смотрите. Наблюдайте. Осознавайте. Не засыпайте. И чем более внимательными вы будете, тем меньше вам захочется злиться. В тот момент, когда вы будете по-настоящему внимательны, пробуждены, гнева не будет – та же самая энергия станет энергией бдительности.
Энергия нейтральна. Одна и та же энергия становится гневом. Все та же энергия превращается в ненависть. Та же энергия оказывается любовью. И та же энергия оборачивается состраданием. Энергия одна: она лишь по-разному выражается. Есть основные условия, при которых энергия оказывается тем или иным настроением. Если вы невнимательны, неосознанны, энергия становится гневом, сексом, жестокостью. Если вы бдительны, она не сможет стать всем этим – внимательность, бдительность, осознанность не позволят энергии течь в этом направлении. Она будет двигаться в другой плоскости – та же самая энергия.
Будда говорит: «Ходите, ешьте, сидите – что бы вы ни делали, делайте и при этом будьте полностью осознанными, внимательными. Осознавайте, что делаете».
Однажды Будда гулял. Ему на лоб села муха. Будда в это время разговаривал с монахами, поэтому он, не обращая внимания на муху, просто махнул рукой, и та улетела. Затем он понял, что его действие было не полностью осознанным, потому что его внимание было направлено на монахов, с которыми он в тот момент беседовал. Поэтому он обратился к монахам со словами:
– Простите меня, подождите минуту. – Он закрыл глаза и махнул рукой. Монахи удивленно наблюдали за его действиями. Уже не было никакой мухи. Но Будда поднял руку и помахал ею около того места, где только что сидела муха, хотя ее уже не было. Он опустил руку, открыл глаза и сказал:
– Теперь вы можете меня спрашивать.
Но монахи сказали:
– Мы уже забыли, о чем спрашивали. Теперь мы хотим узнать, что ты сейчас сделал. Мухи-то уже нет, она была, но сейчас что ты сделал?
– Я сделал то, – отвечал Будда, – что должен был сделать раньше, – совершенно осознанно поднял руку. До этого я поступил нехорошо. Мое движение было неосознанным, механическим, машинальным.
Подобная бдительность не может перерасти в гнев, подобная осознанность не может стать ненавистью – это невозможно. Поэтому, прежде всего, примите ненависть, гнев и все, что кажется вам плохим, как часть себя. Пусть это станет вашей частью, включите это в свой образ, так чтобы эго исчезло. Спуститесь с небес на землю. Будьте честны с собой.
И не перекладывайте ответственность на другого. Позвольте себе испытывать эти чувства, излейте их в небо. Будьте полностью осознанными. Если вы злитесь, ходите по комнате, уединитесь и злитесь вовсю, выражайте гнев и наблюдайте. Делайте все, что вы делали бы, если бы перед вами был тот человек, который помог вам увидеть это чувство. Можно повесить на стену его портрет или просто положить подушку и сказать: «Ты мой отец» и хорошенько его поколотить. Будьте полностью осознанны. Осознавайте, что вы делаете, и делайте.
Это приведет вас к глубокому пониманию и реализации. Вы выразите гнев и при этом будете полностью осознанны. После этого вы будете смеяться, вы поймете, насколько глупо себя вели. Вы могли бы поступить так с отцом, однако вы сделали это всего лишь с подушкой. И если вы будете действительно искренни в своих проявлениях, в итоге вы ощутите тепло и любовь к отцу. Выйдя из комнаты и взглянув на отца, вы испытаете сочувствие и прилив любви. У вас даже может возникнуть желание попросить у него прощения.
Вот что для меня значит быть принимающим, уметь включать в свое существо все, что есть. Никакого подавления. Подавление всегда опасно, оно отравляет. Подавляя что бы то ни было, вы создаете внутренние сложности, которые не исчезнут и в итоге доведут вас до сумасшествия. Подавление рано или поздно оборачивается безумием. Изливайте чувства, но не на кого-то. В этом нет необходимости. Это глупо и ведет к возникновению порочного круга взаимных обид. Выражайте эмоции в одиночестве, медитируя. И, выражая эмоции, будьте внимательны к тому, что с вами происходит.
Глава 63. Не существует карты, указывающей путь
90. Касаясь глаз, словно перышком, легкость между ними открывается в сердце и оттуда распространяется в космос.
91. Добросердечная Дэви, войди в эфирное сияние, распространяющееся далеко за пределы твоей формы.
Однажды после долгой и скучной проповеди священник объявил, что сразу после молитвы он ожидает людей, убиравших церковь, у доски, висевшей рядом со входом в ризницу. После службы к священнику подошел какой-то человек. Священник подумал: «Он, должно быть, чего-то не понял», поскольку этого человека он ни разу не видел среди убиравших церковь. И священник сказал: «Вы, наверное, не так поняли объявление». На что тот ответил: «Ну, я услышал, что вы приглашаете людей, умиравших в церкви от тоски. Вот я и подошел».
Такое впечатление, что подобная ситуация возникает повсюду. Посмотрите на лица окружающих или взгляните на себя в зеркало, вы увидите, что вам все надоело, вы умираете от тоски. Похоже, трудно найти того, у кого жизнь была бы скучнее. Вся жизнь кажется длинной чередой неинтересных, безрадостных, бессмысленных событий, и вы идете по жизни, словно несете тяжкую ношу.
Почему же так происходит? Жизнь дается не для того, чтобы скучать. Жизнь дается не для того, чтобы страдать. Жизнь – это праздник, это великое празднование, это вершина радости. Но такое встречается лишь в поэзии, в мечтах или в философских рассуждениях. Иногда появляются Будда или Кришна, которые живут в глубочайшем согласии с жизнью и празднуют каждое ее мгновение, но они выглядят как исключения, в которые невозможно поверить; они не реальны, они больше похожи на недостижимый идеал, словно их никогда и не было. Они как исполнение наших желаний, мифы, мечты и надежды, но не реальные люди. А реальность полнится нашими лицами, на которых написаны скука, мучения и страдания, и вся жизнь – это сплошное «как-то перебиваюсь».
Почему так происходит? И это уж точно не основная реальность жизни, это не может быть основной реальностью жизни, потому что подобное происходит только с человеком. Деревья, звезды, животные, птицы… – такого больше нигде нет. Это происходит только с человеком. Всем остальным вовсе не скучно. И даже если время от времени возникает боль, то она проходит мгновенно, никогда не превращаясь в страдания. Она никогда не становится постоянным наваждением, никто не думает о ней все время. Она мгновенна, случайна, никто не носится с ней подолгу.
Животные испытывают боль, но не страдают. Для них боль – это то, что случилось в данное мгновение; очень скоро она пройдет. Они не несут ее в себе. Она не превращается в рану. Они забывают о ней и прощают. Она остается в прошлом и никогда не становится частью будущего. Если боль становится чем-то постоянным, раной, не случайностью, а реальностью, основой этой самой реальности, словно вы не можете без нее существовать, тогда она превращается в проблему. И подобная проблема возникает только в человеческом уме.
Деревья не страдают. Для них не существует мучений. Это не значит, что они не умирают, – смерть наступает, но для них это не проблема. И это не значит, что они не испытывают боли, иногда такое случается, но боль не становится их жизнью. Болезненные переживания случаются на периферии. Боль приходит и уходит. Глубоко внутри, в самом центре, празднование жизни продолжается.
Дерево постоянно празднует жизнь. Смерть случается, но случается лишь однажды, не становясь постоянным переживанием. Кроме человека, все пребывает в праздничном настроении. Только человеку скучно. Тоска, скука – явление, характерное для человека. Что же здесь не так? Что-то должно быть не так.
В каком-то смысле это хороший знак. Скука присуща только человеку. Вы можете определить человека как скучающего. Аристотель определял человека как разумного. Но животные тоже разумны. Нельзя сказать, что у них вообще нет разума. Есть животные, которые подошли к человеку совсем близко. По-своему они слишком разумны, не настолько, насколько разумен человек, но все же они разумны. Разница лишь в степени. Поэтому человека нельзя определять только через разум. А вот через скуку можно: он – единственное скучающее животное.
Иногда скука доходит до таких пределов, что человек совершает самоубийство. Только человек способен на самоубийство. Ни одно животное не станет этого делать. Это свойственно только человеку. Когда тоска достигает таких размеров, что умирает даже надежда, тогда вы сами обрекаете себя на смерть, потому что тогда нет никакого смысла все это терпеть. Вы можете терпеть скуку, тоску, боль, потому что где-то вдалеке маячит завтра, на которое вы все еще надеетесь. Сегодня мне плохо, но завтра все случится. И вы продолжаете терпеть благодаря надежде.
Я слышал такую историю…
Один китайский император приговорил своего первого министра к смерти. В тот день, когда министра должны были повесить, император пришел к нему, чтобы проститься. Министр был преданным слугой в течение многих и многих лет, но он совершил нечто такое, что разозлило императора настолько, что тот решил его казнить. Понимая, что у министра остался всего один день, император пришел его навестить.
Когда он вошел, то увидел, что первый министр плачет, слезы текли ручьем. Император не мог поверить, что смерть может стать причиной столь бурных рыданий, ведь министр был очень смелым человеком. Тогда император сказал:
– Не могу поверить, что ты плачешь оттого, что сегодня вечером умрешь. Это трудно представить. Ты же смелый человек, я столько раз видел твое мужество. Должно быть, есть что-то еще. Что? Если я могу что-то для тебя сделать, я сделаю.
– Нет, ничего нельзя сделать, – промолвил первый министр, – и нет смысла об этом говорить, но, если ты настаиваешь… Я все еще твой слуга, я подчинюсь и расскажу.
Император проявил настойчивость, и министр сказал:
– Дело не в моей смерти, это не так уж и важно. Рано или поздно все умирают, это может случиться в любую секунду. Я плачу оттого, что увидел во дворе твою лошадь.
– Мою лошадь?! – удивился император. – Но что случилось?
– Всю свою жизнь я искал именно такую лошадь. Я знаю один секрет древности: я могу научить лошадь летать, но лошадь должна быть определенного типа. Твоя лошадь как раз такая. А сегодня мой последний день. Я не волнуюсь из-за смерти, но ведь тогда это древнее искусство умрет вместе со мной. Вот отчего я плачу.
Император был заинтригован и взволнован: если лошадь научится летать, это будет нечто.
– Сколько тебе нужно времени? – спросил император.
– Ну, хотя бы год, – ответил первый министр, – и твоя лошадь сможет летать.
– Хорошо, я освобождаю тебя на год. Но помни: если через год лошадь не будет летать, я снова посажу тебя в темницу и повешу. А если лошадь все-таки взлетит, я тебя прощу. И не только прощу, но и подарю тебе половину своего царства, ведь я буду первым в истории императором, у которого будет летающая лошадь. Возвращайся домой и перестань плакать.
Довольный и веселый первый министр отправился на лошади домой. Однако его жена все равно плакала.
– Я все знаю, – сказала она, – новость обогнала тебя. Всего лишь год? Я же знаю, что нет у тебя никакого секрета, и эта лошадь никогда не взлетит. Это же всего лишь обман. Если ты смог выпросить год, чего же ты не попросил хотя бы лет десять?
– Это было бы слишком много, – ответил первый министр. – Этого и так уже слишком много. Летающая лошадь – это уже само по себе странно. Если бы я попросил десять лет, мой обман был бы раскрыт. Но не стоит так убиваться.
– От этого мне еще печальнее, – возразила жена. – Сейчас мы будем жить с тобой, а через год тебя повесят. Этот год станет сплошной мукой.
На что министр ответил:
– Поведаю тебе один секрет древности, о котором ты еще не знаешь. За этот год император может умереть, лошадь может умереть, я могу умереть. Или, кто знает? Может, лошадь все-таки научится летать? За целый-то год!
Простая надежда – и человек живет этой надеждой, потому что ему ужасно скучно. Когда тоска доходит до такого предела, что вы уже не можете на что-то надеяться, когда вы испытываете абсолютную безнадежность, вы совершаете самоубийство. Скука и самоубийство – две характеристики человека. Ни одно животное не станет себя убивать, ни одно дерево на это неспособно.
Почему так происходит? Каковы причины? Человек что – полностью разучился жить? Разучился праздновать? Наслаждаться жизнью? В то время как все остальное существование торжествует, почему человек стоит в стороне, и вокруг него царит атмосфера печали? Однако так происходит.
Животные живут инстинктивно, они не обладают осознанностью. Они живут механически, подчиняясь инстинкту. Им не нужно ничему учиться. Все, что им положено знать, они знают с самого рождения. Их жизнь протекает на простом инстинктивном уровне, они не учатся ничему новому. Они живут в соответствии с заложенной в них программой, у них внутри есть четкий план, поэтому все, что им нужно, – это жить и радоваться, вот они и живут механически.
Человек утратил инстинкт, у него нет раз и навсегда определенного плана. Вы рождаетесь без какого-либо плана, без встроенной программы. Для вас нет никаких четких указаний относительно того, в каком направлении двигаться. Вам приходится искать свой собственный путь. Вы вынуждены заменять инстинкт разумом, осознанностью. Вы не можете жить механически. Вы уже на другой ступени развития, на которой механическая жизнь невозможна. Она уже не для вас.
Вы не можете жить подобно животным, но вы не знаете, как жить иначе. В этом-то и проблема. У вас нет естественной встроенной программы, которой вы должны следовать. Вам приходится сталкиваться с существованием, не обладая таковой программой. И если вы не поднимитесь на такой уровень осознанности, на котором сможете жить, заменив осознанностью утраченные инстинкты, то вам суждено скучать и страдать. Вам придется познать все на свете. А это тяжело. Ни одному животному не надо учиться. Вам же нужно познать все, и до тех пор, пока вы не познаете, вы не сможете жить. Вам необходимо научиться жить. Ни одному животному этого не нужно.
Само ваше обучение является проблемой. Вы узнаете множество разных вещей: вы учитесь зарабатывать деньги, изучаете математику, историю, познаете другие науки, но при этом не учитесь жить. В итоге вам становится скучно. Все человечество испытывает невероятную тоску, потому что самое главное так и остается неисследованным. И тут нельзя полагаться на инстинкт, ведущий вас по жизни, потому что его как такового больше нет. Человек его утратил; эта дверь закрылась. Вам приходится создавать свои собственные программы. Вы рождены без карты, указывающей путь.
Это хорошо потому, что существование предполагает, что вы настолько ответственны, что сами найдете дорогу. В этом ваша слава. Это великолепно! Это делает человека высшим существом, венцом творения, поскольку существование дает вам свободу выбора. Ни одно животное не обладает свободой. Оно вынуждено следовать определенной программе, заложенной в него существованием. Когда животное рождается, оно рождается уже с программой, которой оно должно следовать. Оно не может отклониться от уготованного ему пути, не может выбирать. У него нет никакой альтернативы. Перед человеком же открыто огромное множество путей, но карты дорог, по которым ему следует двигаться, нет.
Если вы не научитесь жить, ваша жизнь станет чрезвычайно скучным предприятием. Она уже стала. Можно многим заниматься и все равно чувствовать, что внутри вас нет жизни, что вы мертвы. Глубоко внутри вас что-то умерло, оно не живет. Вы продолжаете что-то делать просто из чувства долга. Чтобы выжить, вы что-то делаете, но выживание не есть жизнь. В нем нет танца, нет песни. Выживание – это бизнес, лишенный игры и, естественно, всякой радости. Данные техники Тантры не научат вас жить. Они научат вас не полагаться на животный инстинкт, потому что его больше нет. Он настолько едва различим, что не может стать основой жизни, он больше не работает.
Опытным путем было замечено, что если ребенок растет без матери, то он никогда не научится любить, он никогда не сможет полюбить. Всю свою жизнь он будет лишен любви, потому что у него нет инстинкта, ему придется учиться любить. Даже любить приходится учиться. Ребенок, выросший без любви, не сможет познать любовь. Он просто не сможет никого полюбить. Если у него не было матери, если мать не стала для него источником счастья, экстаза, ни одна другая женщина не сможете стать для него таким источником. Когда он вырастет, он не сможет полюбить женщину, потому что его инстинкт больше не работает.