Солнечное тепло касается вашего лица, а под ногами у вас мягкая, нежная трава. Вы ощущаете дразнящие запахи меда и весенних полевых цветов. Воздух напоен сладостью. Вы запрокидываете голову и широко раскидываете руки. Вы кружитесь на месте и смеетесь от счастья.
На берегу реки вы замечаете большой древний дуб. У его подножья растет невероятно густая и зеленая трава. Вы бежите к нему и садитесь под дерево. Вы ложитесь на спину, вытягиваетесь и перекатываетесь по траве, ощущая ее мягкость и вдыхая ее сладкий аромат. Затем снова садитесь и видите рядом с деревом камень, имеющий форму кресла.
Вы садитесь на него и обнаруживаете, что сиденье полностью повторяет форму вашего тела. От удивления вы хихикаете. Затем вы делаете глубокий вдох и, сидя на этом кресле, оглядываетесь по сторонам. Здесь очень тихо, но вы знаете, что кругом полно диких зверей. На мгновение вас охватывает зависть к диким зверям и птицам, которые могут непрерывно наслаждаться этой красотой.
Сидя на каменном стуле, вы любуетесь красотами природы. Кажется, что с каждым вздохом вы все полнее и полнее сливаетесь с ней.
Но внезапно вы замираете, затаив дыхание. Краешком глаза вы заметили какое-то движение у кромки леса. Вы перестаете дышать. Движение возникает где-то за деревьями. Возможно, вам удастся увидеть обитателя здешних мест. Он может взмыть в небо у вас над головой или просто выйти на луг. Вы сидите тихо и ждете, что скоро в поле вашего зрения появится животное. Не торопите его. Пусть оно покажется вам по собственной воле и, подойдя ближе, встретится с вами взглядом.
Никогда еще вам не приходилось видеть ничего более удивительного. Эти животные всегда казались вам странными и непредсказуемыми. Но вы не чувствуете страха, когда они подходят к вам ближе, – только удивление и смутное узнавание. Должно быть, это сон! Но вот, словно в ответ на ваши мысли, животное издает звук или совершает движение, и в этот момент к вам приходит понимание. Вы начинаете вспоминать о том, как в прошлом оно уже приходило к вам на помощь. Теперь вы понимаете, почему всегда восхищались им. И тут животное начинает двигаться в сторону тоннеля. Помедлив, оно оборачивается и смотрит на вас, словно подсказывая вам, что настало время уходить. Вы встаете и следуете за ним. У входа в тоннель оно останавливается и ждет вас. Теперь оно совсем близко; еще несколько шагов, и вы сможете прикоснуться к нему.
Осторожным, плавным движением вы протягиваете к нему руку, но прежде чем ваша рука дотрагивается до него, животное, отпрянув, устремляется обратно к лесу. У самой опушки оно останавливается и бросает на вас еще один прощальный взгляд, а затем скрывается в зарослях.
Вы понимаете. Вам потребуется время, чтобы установить отношения. Вам есть чему поучиться друг у друга, но пока что вы должны запастись терпением. С грустной улыбкой на лице вы входите в тоннель и возвращаетесь к водопаду.
Выбравшись из пещеры и пройдя через водопад, вы смотрите в кристальную воду. Сквозь рябь вы видите в ней свое отражение, а рядом с ним вдруг появляется отражение вашего тотемного животного. Вы замираете от удивления, а затем радостно смеетесь и благодарите его за то, что оно явилось вам. После этого отражение животного исчезает, и все вокруг начинает тускнеть. Вы снова оказываетесь в теплой темноте своего сознания. Теперь образ тотема прочно запечатлен в вашей душе. Сделав несколько глубоких вдохов, вы возвращаетесь к реальности.
Глава 3. Мистерия хищника и жертвы
Обычный человек редко осознает свою связь с окружающим миром и свое влияние на него. Большинство людей живут в ограниченном пространстве городов вдали от дикой или нетронутой природы. Наши деревья и газоны аккуратно подстрижены. Еда продается уже приготовленной и упакованной. Многие видели животных только на картинках или по телевизору. Единственными представителями настоящих диких животных, с которыми городские жители могут вступить в контакт, являются те, кто приспособился к жизни в условиях города, – белки, еноты, дрозды и т. д.
Поэтому не удивительно, что большинство людей не чувствуют себя частью природы. Наша связь с природой весьма ограничена, и, как правило, еще больше ограничена потребность заботиться о ней. Некоторые люди все же сохраняют по отношению к природе некоторую заинтересованность, но у многих почитание и понимание природы полностью отсутствуют. Мир для них – это нечто далекое и абстрактное, а существа, его населяющие, не имеют другого предназначения, кроме того, чтобы удовлетворять наши потребности.
Семь лет своей преподавательской деятельности я посвятил работе по специальной, альтернативной образовательной программе в старом районе города. Мы принимали на обучение подростков, имеющих проблемы с поведением, с учебой, социальные проблемы и материальные трудности, и давали им начальные навыки для поступления на работу. Большинство наших учеников были не способны учиться в обычной средней школе и, возможно, никогда бы не получили свидетельства об образовании. Многие имели криминальное прошлое. Кое-кто вообще не умел читать и писать. Почти все из них никогда не бывали нигде дальше тех мест, куда их могли довезти городские автобусы.
В течение последнего года моего участия в этой программе я организовал ряд экскурсий. Одной из них была поездка почти за восемьдесят километров от города в зоопарк Цинциннати. Лишь некоторые из наших учеников бывали до этого в зоопарке и то лишь в далеком детстве. Реакция была поразительная.
Я никогда не видел такого неподдельного удивления, трепета и оживления. Каждый раз, когда я оглядывался по сторонам, ко мне подбегали ученики и, запыхавшись, описывали удивительных существ, которых только что увидели. Меня тянули в разные стороны со словами: «Идите сюда, смотрите!» Глаза подростков, которые обычно были холодными и безучастными, теперь радостно сияли. Те ученики, которые всегда были угрюмыми и замкнутыми, бурно выражали свои эмоции. Прежде агрессивные подростки казались открытыми и дружелюбными.
И все они, так пытавшиеся доказывать свою взрослость и неприступность, получили возможность частично пережить чудо детского познания мира, которое они утратили или никогда не имели.
Это отразилось непосредственно на каждом из них. На обратном пути в автобусе велись новые оживленные разговоры: ребята спорили, обсуждая своих любимых животных. Постепенно разговоры стихали, и ученики перешли к молчаливому созерцанию, пытаясь осмыслить то, что им пришлось пережить.
К сожалению, по мере приближения к школе их состояние менялось. Взгляды снова стали равнодушными и скучными. Некоторые ученики начали нервничать и проявлять беспокойство. Разговоры возобновились, но они уже не были такими беззаботными. Ученики начали вести себя так, как будто они застеснялись своего поведения в зоопарке и своего детского восхищения при виде животных. Они начали рисоваться перед остальными и пытаться показать себя более черствыми и циничными, чем они есть на самом деле.
Однако несмотря ни на что, поездка оставила после себя воспоминания, которые эти люди смогут сохранить на всю оставшуюся жизнь, и дала им понять, что мир может быть совсем не таким, каким они привыкли его воспринимать. Она показала им, что, выйдя за пределы привычной обстановки, можно сделать много интересных открытий. Позднее я понял, что мои ученики пережили настоящий культурный шок.
Они не были готовы к погружению в неизведанный мир животных. Они, конечно, знали, что существуют зоопарки, и видели животных по телевизору, но это не одно и то же. Посещение зоопарка вызвало у них удивление и замешательство, но что самое важное – оно позволило им по-новому взглянуть на окружающую действительность. Мир изменился. Он уже не ограничивался бетонными коробками и городскими тротуарами. Он оказался намного больше и сложнее, чем они себе представляли, и это оставило в них неизгладимый след.
Эта история показала, что большинство людей имели искаженные представления о мире природы. Животные являются для большинства людей чем-то далеким и абсолютно чуждым. Их поведение и повадки кажутся странными, загадочными и не имеющим ничего общего с человеческой жизнью. В современном массовом сознании существует огромное количество ложных представлений о животных и природном мире.
Возможно, самым таинственным аспектом природного мира является загадка отношений хищника и жертвы. Большинство считает, что все животные делятся на тех, кто убивает, и тех, кого убивают. На самом деле, в животном мире большая часть его представителей принадлежит одновременно к этим двум категориям. Иногда хищник сам выступает в роли жертвы. Змея проглатывает лягушку, а потом ее убивает и съедает краснохвостый сарыч. Когда мы исследуем отношения хищника и жертвы и узнаем об их природном и духовном смысле, мы начинаем понимать, что в животном мире существует магия, и что все виды в экосистеме – животные и люди – поразительным образом связаны между собой.
Хищники и жертвы существуют везде. Хищником можно назвать того, кто обладает способностью охотиться на других живых существ. Люди, как правило, восхищаются красотой, силой и величием хищных животных. Мы восхваляем их необузданную свободу. Хищные птицы являлись символами власти военачальников и устрашающими предвестниками битвы.
В природном мире между хищником и жертвой всегда велась борьба, наградой за победу в которой была жизнь. Совы охотятся на мышей. Мелкие певчие птицы ловят насекомых, а соколы охотятся на мелких птиц. В процессе охоты от хищника требуются время, терпение и сноровка. Охота обостряет все чувства. Выживает самый сильный, осторожный и умелый. Пытаясь ускользнуть от хищников, животные становятся выносливее и умнее.
Когда вы взаимодействуете с духовными тотемами из мира природы, магия и сила хищника пробуждается в вашей собственной душе. Если вы это по-настоящему осознаете, то это сделает возможным применение их магии в любых жизненных ситуациях. Образ жизни хищника заключает в себе четыре основных урока для людей. Каждый из этих уроков связан с определенным видом магии.
На мистическом уровне каждый из них может соответствовать одной из четырех сторон света и одной из четырех стихий. Конечно, эти соответствия весьма условны. Считайте их просто отправным пунктом для понимания. Кроме того, эта схема отражает равновесие, существующее в таинственном мире хищников, живущих в условиях дикой природы. Постижение этих уроков является ключевым условием для того, чтобы сделать вашу жизнь более созидательной и духовной при помощи взаимодействия с духовными тотемами.
Урок жизни, смерти и возрождения
Магия: Творчество
Стихия: Огонь
Сторона света: Юг
Жизнь и смерть – это два великих таинства, которые до сих пор окружены многочисленными суевериями. Жизнь большинству людей очень трудно понять, а со смертью очень трудно согласиться. Рождение и смерть необходимо рассматривать как некие процессы перехода, а не как окончательные состояния. Они являются самыми значительными переменами, которые с нами происходят, но далеко не единственными.
Перемены происходят на многих уровнях и в различные периоды нашей жизни. Перемены всегда являются благом. Они означают начало чего-то нового, однако несмотря на это люди всегда боятся перемен, инстинктивно чувствуя, что перемены – это маленькая смерть. Страх перед изменениями является отражением страха смерти. Именно этот страх не позволяет нам осваивать новые пути.
Во многих древних традициях существуют обряды перехода, символические ритуалы рождения, смерти и возрождения. Человек «умирает», пройдя один жизненный этап, чтобы возродиться при переходе на новую ступень развития. Каждый день мы определенным образом вынуждены отказываться от старого и создавать что-то новое. Этого требуют от каждого из нас наши жизненные обстоятельства.
Когда вы взаимодействуете с тотемными животными, это таинство становится более понятным. Научившись распознавать эти процессы в жизненных ритмах и поведении своего тотема, вы замечаете, что мистерия смерти и возрождения происходит в вашей жизни каждый день. Вы научитесь гораздо легче расставаться со своим прошлым и начинать что-то новое.
Существование хищников в дикой природе может научить нас тому, как избавиться от страха перед смертью, не утратив при этом любовь к жизни. Представители природного мира не беспокоятся по поводу смерти. Они просто живут. Если им угрожает смерть, они отчаянно сражаются за жизнь и не сдаются до конца. Каждый день и каждый момент принимаются ими в том виде, в каком они существуют. Каждый день они проживают так же активно и напряженно, как и следующий. Смысл жизни заключается в бесконечном настоящем. Прошлого не существует, а будущее само позаботится о себе. Каждый день представляет собой новый созидательный процесс, в котором природные энергии животного используются с новой силой.
Многие люди считают, что поведение хищника является воплощением жестокости. На самом деле, все не совсем так, поскольку существует глубокая сущностная связь хищника и добычи, убийцы и жертвы. В древнем каббалистическом учении имеется термин, который хорошо объясняет это. «Цимцум» означает самоограничение Бога. Ради любви к своему творению Бог отказывается от жалости к нему. Высшее милосердие неизбежно предусматривает вынесение сурового приговора.
«Как свободный акт любви, в котором Бог проявляет свою сущность для процесса созидания… неподвластного милосердию. Если бы Бог, верша правосудие, позволил бы себе проявление жалости, то этот мир был бы не таким, каким мы его знаем. Лев из жалости не охотился бы на оленя и умер бы от голода, приговорив к вымиранию всех хищников, жизнь которых зависит от его охотничьих навыков. Мы не употребляли бы в пищу других живых существ и, возможно, перестали бы есть яблоки из сострадания к дереву. Но на самом деле взаимодействие форм жизни на планете создает уникальное равновесие в природе. Лев убивает свою жертву только тогда, когда он голоден. Только человек убивает ради развлечения. Согласно неизменным законам вселенной, лев безупречно осуществляет правосудие. А человек нет»[2]. Хищники учат нас тому, что не существует жизни, которая бы не завершалась смертью, и смерти без возрождения. Смерть – это мост между старым и новым, между потерей и приобретением. Они также учат нас тому, что любая жизнь является священной.
При взаимодействии с нашими личными тотемами мы начинаем видеть, как их образ жизни хищника в дикой природе отражает нашу собственную жизнь. Вы заметите параллели. Существует время для еды, и время для отдыха. Время для игры и время для охоты. Осознав это, вы научитесь использовать в своих интересах те возможности, которые вам предоставляет судьба. Изучение того, чем питается ваш тотем (будь то другое животное или какое-либо растение), поможет вам постичь чередование смерти и возрождения в своей собственной жизни.
Шаманы часто имеют дело с парными магическими энергиями, находящимися в состоянии равновесия. Например, те, кто работает с магией совы, как правило, изучают и магию скунса, поскольку скунс является излюбленной добычей виргинского филина. Сапсан охотится на утку. Дрозд выкапывает червей. Стая волков заваливает лося. Охота соединяет охотника и добычу, связывая их сложными тесными отношениями.
При изучении объединенных качеств (магии) хищника и жертвы более доступными становятся энергии смерти и возрождения. Равновесие тотемов (хищника и жертвы) поможет вам осознать естественные ритмы процессов смерти и возрождения и более эффективно использовать их. Взаимодействие с энергиями хищника и жертвы, выступающими в качестве тотемов, позволит сделать жизненные изменения менее хаотичными и разрушительными. В результате ваша жизнь станет более созидательной и эффективной.
Магия творчества и созидания предусматривает умение использовать процессы «смерти», происходящие в вашей жизни, как возможности для возрождения. Для этого необходимо научиться приспосабливаться к жизненным циклам – взлетам и падениям – и извлекать из этого выгоду. Как вы сможете убедиться, каждое животное имеет свой естественный цикл, то есть существуют периоды, когда животное проявляет большую или меньшую активность. Если животное является вашим тотемом, то использование его ритмов и естественных циклов в вашей собственной жизни позволит вам стать более успешными.
В этом заключается основная причина того, что этому уроку соответствует Огонь, а его сторона света – юг. Огонь является одновременно разрушительной и созидательной силой. Он очищает и выжигает все ненужное, чтобы золото снова могло засиять. Это таинство восстания феникса из пепла. Огонь символизирует сердце, очаг страстей и любви, помогающий нам каждый раз заново воссоздавать нашу жизнь.
Гриф-индейка хорошо демонстрирует этот урок. Эта птица может питаться падалью, и таким образом она защищает других животных и окружающую среду от инфекции. Таким образом, она поддерживает круговорот смерти и возрождения
Это основа регенерации и воскрешения, и это первый урок, который позволяет нам использовать огонь нашего опыта для осуществления позитивных перемен в нашей жизни.
Магические упражнения1. Эта простая медитация/визуализация является весьма эффективной. Для ее выполнения вы должны изучить повадки какого-то хищника и его наиболее типичной жертвы. Если у вас уже есть тотем, который является хищником, то вы можете использовать его, если нет, то выберите в животном мире хищника, который всегда вызывал у вас восхищение.
Визуализируйте дурную привычку, неприятную ситуацию или любой другой негативный аспект в вашей жизни в виде животного, на которого обычно охотится ваш хищник. Затем представьте себя в роли хищника. Представьте, как вы проглатываете дурную привычку, избавляясь от нее и в результате становясь сильнее.
Вы должны принимать во внимание естественный цикл охоты хищника. Если ваш тотем охотится в основном в темное время суток, выполняйте упражнение ночью. Если он охотится днем, делайте это в дневное время.
Уделяйте этому упражнению всего пять-десять минут в день, но выполняйте его, вкладывая душу в этот процесс. Через неделю вы начнете замечать перемены. Вы убедитесь в том, что в результате становитесь сильнее, здоровее и ответственнее.
2. Существует еще один вариант этого упражнения, который также можно использовать для осуществления перемен в жизни. Вам снова понадобятся образы хищника и жертвы. Однако в этом случае жертва будет символизировать изменение, которое вы хотите воплотить в жизнь, или то, чего вы хотите добиться, но вам до сих пор не удалось это сделать. Изменение необходимо визуализировать в виде ловкого и быстрого животного-жертвы, которому до настоящего момента удавалось ускользать от вас.
Визуализируйте – вообразите – как вы охотитесь, крадетесь, преследуете жертву. Ощутите радость погони и ни с чем не сравнимое чувство, когда желанная добыча наконец-то оказывается у вас в зубах. После этого представьте себя более сильными, счастливыми и удовлетворенными.
Иногда перемены, которые мы хотим осуществить, бывают настолько сложными, что для их реализации требуется несколько этапов. Каждый этап может быть представлен в виде животного-жертвы, которые от этапа к этапу становятся все крупнее. Например, если вашим хищником является краснохвостый сарыч, то первый этап можно визуализировать в виде мыши, второй – в виде змеи, а третий – в виде зайца.
Определите реальный срок, в течение которого вы хотели бы полностью завершить осуществление изменения, а также временные рамки для реализации каждого из этапов. Визуализируйте действия хищника и жертвы примерно по пять минут в день, пока не завершится очередной этап, а затем переходите к следующему. Вы удивитесь, насколько быстро и просто вы добьетесь своей цели.
Урок адаптации
Магия: Оборотничество
Стихия: Вода
Сторона света: Запад
Адаптация является естественной способностью животного обитать в определенном месте и вести определенный образ жизни. Адаптация может быть физической и поведенческой. Лиса будет использовать длинные уши для рассеивания жары летом, а свой пушистый хвост – для укрывания морды и носа от холода зимой. Это физическая адаптация. Чернохвостый олень всегда будет выбирать новый путь и маршруты к источникам пищи, редко используя один и тот же дважды. Таким образом, делая свои передвижения менее предсказуемыми, он спасается от хищников. Это поведенческая адаптация.
В обоих случаях целью адаптации является выживание вида. Впрочем, если хищник оказывается слишком приспособленным к конкретным условиям, то он подвергается угрозе исчезновения. В качестве примера можно назвать коршуна-слизнееда из южной Флориды, который питается только крупными улитками-меланиями. При сокращении болотистых участков истощилась кормовая база коршуна, и в настоящее время этот вид оказался на грани вымирания.
Противоположным примером является койот, который может употреблять в пищу почти все. Именно поэтому его можно обнаружить в городах, степях, горах и пустынях. Он охотится на самую разную дичь или же питается падалью. В поисках пищи он может даже рыться в мусорных контейнерах. Его способность приспосабливаться к окружающей среде и находить пищу и укрытие где угодно позволяет ему выживать и увеличивать свою популяцию.
Большинство хищников занимают промежуточное положение между этими двумя крайностями. Большинство способно приспосабливаться и изменять свои потребности, если этого требуют условия. Способ адаптации вашего тотема к среде его обитания указывает на то, каким образом вам лучше всего адаптироваться к сложившимся жизненным обстоятельствам.
Разные животные адаптируются по-разному – даже те, которые обитают в одной местности. Например, в жарком климате животные могут чаще вести ночной образ жизни. Если вашим тотемом является одно из них, то это может свидетельствовать о том, что ночью вы будете работать более эффективно. Другие животные, обитающие в жарком климате, имеют большие уши, которые помогают им рассеивать излишнее тепловое излучение тела, такие как у песчаной лисы или зайца. Люди, тотемным животным которых является лиса и которые с трудом переносят летний зной, будут намного лучше себя чувствовать, если уберут волосы за уши. Поскольку лиса рассеивает жару с помощью ушей, люди, связанные с магией лисы, обнаруживают, что этот способ помогает и им.
Другие животные в жарких условиях могут использовать для рассеивания избыточного тепла учащенное дыхание. Люди, имеющие такой тотем, должны освоить новые способы дыхания, которые помогут им справиться не только с жарой, но и с накалом страстей и сохранять хладнокровие.
Изучение методов выживания ваших тотемов укажет вам на особенности поведения животных и их физические свойства, на которых вам следует сосредоточиться, чтобы научиться более эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям. Если вашим тотемом является пустельга, возможно, вам необходимо уделять больше внимания незаметным движениям в поле вашего зрения. Большинство хищных птиц хорошо реагируют на движение. Пустельга может заметить ползущего жука с высоты тридцать метров. Научившись отслеживать едва уловимые изменения, вы в любой жизненной ситуации сможете мгновенно увидеть и использовать появившиеся преимущества.
Когда вы определите свой тотем, узнайте, каким образом он адаптируется к окружающей среде. Затем потренируйтесь применять те же самые виды адаптации к вашим жизненным условиям. Этот тотем укажет вам наилучшие способы успешной адаптации.
Этому уроку лучше всего соответствует стихия Воды и ее сторона света – запад.
Вода часто ассоциируется с интуицией, снами и путешествиями (перемещение по воде является одной из самых древних форм транспортировки грузов). Она является стихией, которая дает нам возможность контролировать свои эмоции при помощи воображения. Вода может впитывать и аккумулировать энергию жизни.
Вода принимает форму ее вместилища и следует по пути наименьшего сопротивления. Мы также должны уметь изменяться подобно водным потокам. Мы должны научиться плыть по волнам, не позволяя им захлестнуть нас. Вода, которая не течет, рано или поздно начинает загнивать. Это напоминает нам о необходимости постоянно использовать нашу природную способность двигаться и изменяться в соответствии с потребностями.
Подражание адаптационным способностям вашего тотема является шагом, ведущим к магии оборотничества. Оборотничество является врожденным свойством каждого человека. В истории, которую я рассказал об учениках, ездивших на экскурсию, изменение их поведения в автобусе на обратном пути было естественным примером адаптации. Они начали переходить от радостного и беззаботного настроения к качествам, которые были им необходимы для выживания после возвращения в их среду.