Люси Хеммен
Дочь-подросток. Экспресс-курс по разрешению конфликтов, общению и установлению связи с ребенком
Я посвящаю эту книгу моей невероятной маме – это лучшая поддержка в написании книги и лучшая мать, о которой я могла бы мечтать.
Спасибо, мама!
Дорогой Читатель!
Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.
Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.
Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.
Приглашаю Вас принять участие в деятельности Центра сознательного развития «Автор Жизни»: www.av-z.ru
Искренне Ваш,
Владелец Издательской группы «Весь»
Пётр Лисовский
Lucie Hemmen
Parenting a Teen Girl: A Crash Course on Conflict, Communication and Connection with Your Teenage Daughter
Перевод с английского Елены Сибуль
Опубликовано с согласия New Harbinger Publications, 5674 Shattuck Avenue, Oakland, CA 94609.
Благодарности
Я очень благодарна моей замечательной семье и друзьям за поддержку в этом приключении. Спасибо, мама и папа, за предложение когда-нибудь написать книгу и за то, что ваш дом стал моим офисом. Спасибо, Джефф, за твою постоянную поддержку. Спасибо вам, Марли и Дейзи, за то, что позволили мне осмелеть до того, чтобы написать книгу о воспитании девочек. Спасибо тебе, Кара, за то, что ты – полная энтузиазма и самая любящая сестра, о которой можно только мечтать.
Эта книга не состоялась бы без моих замечательных клиентов-подростков, которые многому меня научили и позволили делать паузы во время сеанса, чтобы взять планшет и записать идеи, на которые они меня вдохновили. Их готовность поделиться собой и своей жизнью мотивировала меня на презентацию другим родителям того, что я узнала.
Я люблю и благодарю моих ABC – Андреа Халтцен, Бет Вонн и Кэрри Моррис – за то, что вы – лучшие друзья, которых можно только пожелать, и совершенно потрясающую поддержку в создании книги. Также спасибо моим дорогим друзьям и коллегам Тому Вестерну, Джесси Бёрджисс, Грегу Бруно, Хейди Брюс и Таре Леонард за их непоколебимую уверенность во мне и в материале. Я очень благодарна Джесс О’Брайан и New Harbinger Publications за то, что приняли меня как автора, и Джин Бломквист – за то, что она настоящий редактор мечты. Также я благодарю Джоанну Даблдей за то, что крепко держала меня за руку, когда я вошла в альтернативную вселенную под названием «социальные сети» и интернет-маркетинг.
1. Перемывая косточки подросткам: как все обстоит в действительности
Ваша дочь – подросток. Примите мои поздравления! Не слышу энтузиазма по этому поводу. Скорее всего, вас предупреждали о подростковом возрасте с самых пеленок. «Радуйтесь сейчас, а то однажды она станет подростком». Вместо ощущения поддержки в воспитании дочери-подростка мы часто испытываем одиночество, перегруженность и замешательство. Вы не уверены, что кто-то может вам помочь или что вы можете обратиться за помощью, не испытывая смущения, не чувствуя осуждения или незащищенности.
Вы можете заметить:
• Друзья спрашивают вас о дочери с настороженным любопытством. Кажется, что теперь, когда она стала подростком, люди ожидают худшего.
• Когда вы кому-то говорите, что у вас дочь-подросток, выражение лиц становится сочувствующим, словно вы только что рассказали о серьезной медицинской проблеме.
• Кажется, все меньше людей умиляются, как в старые добрые времена, когда у ребенка прорезывались зубки или нужно было отучать от соски.
Пессимизм нашей культуры в отношении девочек-подростков также влияет и на то, как они чувствуют себя в обществе. Вместо того чтобы приветствовать их и признавать полноценными членами общества, девочек-подростков часто осуждают, обращаются к ним покровительственно или избегают их.
Девочки – подростки замечают:
• Презрительные взгляды взрослых, особенно по отношению к группе подростков.
• Ускользающие взгляды, словно людям неприятно видеть их.
• Пристальные неуважительные взгляды, по которым они чувствуют, что им не рады, их не ценят или оценивают их сексуальность.
Почему существует это общее чувство настороженности? Потому что девочки-подростки пугают людей! Периодическими проявлениями угрюмости, замкнутости в общении и вызывающим выбором одежды девочки, находящиеся на этой стадии развития, вызывают дискомфорт в нашей культуре и даже в семьях. Если вы начали переживать, когда ваша дочь приблизилась к тринадцатилетнему возрасту, то вы в этом не одиноки. На вас повлияли традиционные для общества опасения и негативное отношение к подросткам, которое влияет на всех.
Джош, отец четырнадцатилетнего ребенка, когда его попросили поразмышлять над отношением к девочкам-подросткам, ответил так: «Я чувствовал себя неуютно. Они казались мне слишком дерзкими. Может, я замечал только тех, которые изо всех сил старались выделяться». Лора, мама двух девочек-подростков, сказала: «Я не принимала этого. Я думала, что они навсегда останутся маленькими. А потом – бум! Любое наше общение превращается в спор».
Начало разговора
Спросите вашу дочь, как к ней относятся в обществе. Начните с вопроса, где, по ее ощущениям, ей рады больше всего и где ей наиболее комфортно в обществе. В каких магазинах, кафе или кофейнях ей и другим подросткам рады и относятся к ним с уважением? Где ей рады меньше всего? Какие компании или заведения вовсе не рады подросткам или относятся к ним с подозрением?
Постановка таких вопросов просветила одного папу. Он узнал, что его дочь и ее друзья не ходят в определенные магазины, потому что чувствуют, что владельцы пристально наблюдают за ними, словно они воры. Поскольку папа слушал открыто и заинтересованно, он многое узнал от дочери, которая как раз была расположена поговорить.
Расскажите своей дочери о том, как вы были подростком. Как к вам относились взрослые и работники различных заведений? Как вы чувствовали себя в обществе? Если вы боялись делать заказы в кафе или стеснялись находиться в обществе с родителями, поделитесь с ней воспоминаниями. Вы можете подтвердить ее ощущения, сказав что-то вроде: «Я понимаю, что ты иногда смущаешься, находясь со мной в обществе. Я тоже так чувствовала себя в твоем возрасте».
Даже если вы отлично справитесь с началом разговора, ваша дочь может быть не в настроении разговаривать. Даже если это так, по крайней мере, она поймет, что вы ею интересуетесь. Если она захочет разговаривать, то вы можете узнать о ее жизни в обществе то, чего не знали.
Основные источники предубеждений
Чтобы проверить обоснованность общественного пессимизма, пропитывающего как родителей, так и дочерей, давайте посмотрим на два основных источника, создающих негативное отношение к девочкам-подросткам. Это СМИ и социальное сравнение.
Источник № 1: СМИ
Хорошие новости о подростках редко являются темой СМИ, в то время как плохие новости раздуваются и распространяются. Сложно избежать плохих новостей о подростках, занимающихся такими вещами, как:
• неумеренное употребление алкоголя;
• сексуальные связи;
• экстремальные развлечения, приводящие к травмам;
• кража в магазинах;
• жестокость;
• вандализм;
• употребление наркотиков.
Непристойные заголовки, клеймящие подростков книги и пикантные телесюжеты никак не помогают родителям в воспитании и не способствуют здравомыслию. Чтобы привлечь внимание читателей, зрителей и покупателей, подростков постоянно изображают скандальными, поверхностными и создающими проблемы. Поскольку отдельные случаи могут оказать сильное эмоциональное воздействие, СМИ создают впечатление о довольно редких событиях как о катастрофической эпидемии. Например, внимание к буллингу[1] девочек-подростков стало для СМИ во многих аспектах важным и прибыльным. Это реальная проблема, требующая вдумчивого отношения. Однако лавина публикаций сводит ее к образу «среднего подростка», формируя искаженный стереотип девочек-подростков, и создает впечатление, что плохое поведение среди девочек этого возраста – обычное, неизбежное и повсеместное явление, хотя это не так.
Да, девочки-подростки могут привести нас к проблемам, требующим разумного, бережного внимания. Нет, мы ничего не выигрываем из-за бездушного стремления СМИ шокировать и взволновать нас, так как мы уже стараемся сделать все, что в наших силах. Вы что-то услышали из СМИ. Хотите ли вы знать, что на самом деле происходит с подростками? Проверьте свои знания с помощью следующего упражнения.
Упражнение «Знаете ли вы, что действительно происходит с подростками?»
Правда или вымысел?
__________ Употребление наркотиков среди подростков бьет все рекорды.
__________Подростковый секс все растет.
__________Все больше подростков курят.
__________ Подростковый алкоголизм увеличивается.
__________Влияние родителей в подростковый период уменьшается.
Готовы к неожиданным новостям? Все предыдущие утверждения – неправда. Американские подростки не такая ходячая катастрофа, как их выставляют СМИ. В действительности же тенденции, выявленные Национальным институтом по злоупотреблению наркотиками (2010) среди старшеклассников и молодежи, показывают, что масштаб многих из названных проблем значительно уменьшился с тех пор, как мы, родители подростков, сами учились в старших классах.
Сосредоточимся на действительности
Несмотря на то что жизнь с подростком – не отдых на пляже, чрезмерный негатив незаметно формирует общественный пессимизм, который не дает сфокусироваться на действительности и по-настоящему существующих сложностях. Так где же правда?
Плохие новости хорошо продаются. Заголовки СМИ, созданные, чтобы шокировать, не только привлекают внимание читателей, но и «загрязняют» общественное мнение о подростках. СМИ фокусируются на проблемах подростков, а хорошие новости, которых много, преимущественно игнорируются.
Подростки впечатлительны. Развиваясь, они экспериментируют с тем, как вести себя в мире. Родители никогда не знают, чего ожидать, и им ежедневно приходится принимать решения, балансируя между свободой подростков и их безопасностью. Когда ваш упрямый подросток пытается заставить вас согласиться на свой план, который при этом объясняет слишком быстро и не очень конкретно, жизнь становится напряженной.
На подростков уходит много сил. Девочки-подростки потребляют родительские энергию, еду, деньги и пространство. У них сложная жизнь, полная вызовов, и им очень нужна помощь родителей (подвезти, сходить за покупками в магазин, поесть, выслушать, подсказать, присмотреть и проявить любовь). В то время как они сосредоточены на себе, что соответствует процессу развития, высокая потребность в поддержке родителей изматывает.
• Как только мы откажемся от негативного мышления, свойственного нашей культуре, мы сможем сосредоточиться на настоящих сложностях:
• Как обеспечить безопасность подростка и одновременно расширить его свободу?
• Как поощрять высокие достижения и одновременно обеспечить здоровое, сбалансированное развитие?
• Как поощрять общение, не вынуждая их замолчать?
• Как относиться к роли технологий в их жизни?
• Как почувствовать себя лучшим родителем, чем раньше?
Американские подростки – не ходячая катастрофа, как их представляют СМИ.
В этой книге мы рассмотрим эти и другие трудности, чтобы вы почувствовали себя уверенно, проходя вместе с дочерью через ее подростковый период.
Источник № 2: социальное сравнение
Разговоры о девочках-подростках со своими сверстниками – естественная и часто полезная деятельность. Разговор с другими родителями позволяет вам выпустить пар, почувствовать поддержку, обменяться полезной информацией. Если вы разговариваете с творческими, сочувствующими и оптимистичными людьми, то социальная поддержка будет отличной. Однако если разговор в поисках поддержки приводит к социальному сравнению, то начинаются неприятности. Социальное сравнение – процесс оценки себя, вашей дочери по отношению к другим. Это влечет вынесение суждений, основанных, как правило, на ограниченной информации.
Социальное сравнение может вызвать чувство неуверенности в себе как родителе. Или вы можете начать раздражаться на дочь из-за проблем, которые осложняют ее (и вашу) жизнь. В разговоре с другими родителями, или даже просто наблюдая за их предполагаемыми отношениями с дочерьми, вы легко можете попасть в ловушку сравнений и оценок себя или вашей дочери как «лучшей» или «худшей».
Как социальное сравнение влияет на подростков
Неважно, часто ли вы делаете социальные сравнения или нет, можете быть уверены, что ваша дочь «маринуется» в них все дни напролет. Ей сложно избежать этого в процессе развития. Девочки-подростки постоянно сравнивают себя с друзьями, врагами, моделями, актрисами и разными персонажами. У вашей дочери развивается понимание того, кем она является – или не является, – когда сравнивает себя с другими.
В действительности большая часть того, что кажется подростковыми сплетнями, на самом деле – анализ подростками других с целью понять, где их место. Когда наблюдения за другими кажутся в целом негативными, в действительности они пытаются выработать адекватное отношение к самим себе. Когда девочка постоянно отмечает только отрицательные черты других, фактически она пытается обрести эмоциональный комфорт. Она пытается почувствовать себя лучше, преувеличивая негативные качества других. Или она может чувствовать себя хуже, если сравнивает себя с идеализированными людьми, такими как знаменитости, модели или достигшие многого братья и сестры.
В любом случае девочки-подростки пытаются справиться с неуверенностью и своим несоответствием идеалу.
В своем классе ваша дочь знает, кто учится лучше нее, а кто хуже. У нее есть представления о том, чьи волосы красивее, а чья фигура привлекательнее. Можете представить, как влияет на самооценку вашей дочери пролистывание модного журнала или просмотр последнего реалити-шоу? Ее жизнь, друзья, волосы и тело не могут сравниться с красочной картинкой, представленной этими источниками. С другой стороны, если дочь соседей только что выгнали за кражу в магазине, вашей дочери захочется сообщить, как вам повезло с ней.
Вы не можете остановить непроизвольную привычку своей дочери сравнивать себя с другими – мы все так или иначе это делаем, но вы можете не подливать масла в огонь. Даже родители с совершенно благими намерениями делают ошибку, описывая ситуации, в которых сравнивают свою дочь не в ее пользу. Вы можете спросить ее, почему она не похожа на свою сестру, брата, соседа или на вас. Вы увидите, как сравнение вашей дочери-подростка с другими буквально взрывает бомбу внутри нее. Взорвется ли она перед вами или внутри себя – это одинаково болезненно и вредно. Это не станет положительной мотивацией к лучшему поведению и, что более опасно, может спровоцировать тревожное поведение и низкую самооценку вашей дочери. Редко или часто вы это делали, прямо сейчас простите себя и воздержитесь от подобных сравнений в будущем.
Ваша дочь обретает понимание того, кем является – или не является, – когда сравнивает себя с другими.
Перенаправление мыслей
Вместо того чтобы заниматься социальным сравнением, направьте свои мысли в более позитивное и продуктивное русло. Когда вы начнете думать: «Вау, соседский ребенок Пайпер уже водит машину. Почему моя Натали все это откладывает? В детстве мы все водили, как только достигали нужного возраста. Почему Натали не впереди всех?» Вы можете остановиться и перенаправить свои мысли: «Ой! Такие мысли почти заставили меня читать нотации Натали. Это ни к чему бы не привело. Как мне взглянуть на вещи более оптимистично? Хм… На детей оказывают много давления, чтобы они взрослели быстрее. Может, Натали нужно время, не стоит торопиться? Может, ей нравится ездить со мной? Лучше всего мы беседуем в машине. А может, ей страшно водить? Постараюсь узнать, какие у нее планы насчет вождения и как мне ее поддержать».
Теперь, когда вы изменили свои мысли и отношение, вероятно, ваш подход и опыт разговора с дочерью станут более продуктивными.
Мама двух подростков делится своим опытом, связанным с социальным сравнением:
Я выросла в семье, где любят соревноваться, и, когда мы встречаемся, все хвалятся своими детьми. Мой сын – одаренный атлет, так что все хотят слышать о его последних достижениях. Способности и качества моей дочери всегда были менее заметны, и потому людям сложнее их оценить. Хотя она веселая, добрая и общительная, дочь не интересуется спортом и не имеет высоких оценок. Вместо того чтобы вступать в соревновательную дискуссию с членами моей семьи, я нахожу иные способы занять себя или просто сижу и слушаю. Я не даю им втянуть меня в сравнение моей дочери с успешными детьми. Я напоминаю себе, что моя задача – помочь своей дочери понять, кто она и как хочет расти. Она не мой личный проект, которым нужно управлять и всем показывать.
Это история одного папы о том, как сравнение его дочери с товарищами по команде почти привело к тому, что она бросила спорт:
Жена много раз говорила мне держать рот на замке после игры. Я не мог не сказать дочери, что она могла бы сделать лучше или кто играл лучше, а кто напортачил. Я думал, что помогаю ей быть лучшим игроком. А потом дочь захотела уйти из команды и боялась сказать мне. Жена винила меня за это. Я послушался совета и написал дочери записку, что, если она продолжит играть, я вообще не буду вмешиваться. Я пообещал давать ей только положительные отзывы или вообще никаких. Это хорошо сработало, и она до сих пор играет. Теперь жена больше довольна мной.
Когда в следующий раз поймаете себя на сравнении, помните, что в мире много родителей и подростков. Ваш анализ будет смотреться лучше или хуже в зависимости от того, с кем сравниваете, от вашего настроения и так далее. Так как люди – существа сложные, а сравнения основываются на ограниченной информации и поверхностных наблюдениях, то кажущееся желанным может таковым и не быть. С другой стороны, родители или дети, которые могут казаться ходячими катастрофами, часто имеют сильные стороны и качества, которых мы не замечаем. Как много раз мы осуждали людей, а потом узнавали, что ошибались?
Справляясь с пессимизмом и предубеждениями
Жизнь становится лучше, когда мы посвящаем себя выявлению и улучшению сильных сторон, как в девочках-подростках, так и в нас самих – тех, кто их поддерживает. Даже негативные ситуации с подростками имеют положительные элементы, и расширение позитивного более продуктивно, чем паника по поводу негативного.
Когда мы рассматриваем подростков с позитивной, оптимистичной точки зрения, они делятся с нами лучшим. Когда мы управляем ими в мелочах или выражаем отсутствие уверенности или подозрительность, они обижаются, защищаются или пускаются во все тяжкие. Наш подход должен поддерживать результат, который мы хотим видеть.
Наблюдали ли вы когда-нибудь за взрослым, может, учителем или тренером, который обладает благословенным даром общаться с девочками-подростками? Большая часть этих людей преуспевают в налаживании отношений, потому что они добры, готовы поддержать и принять. У них есть доброжелательность и оптимизм, который они передают девочкам-подросткам. Жаждущие света позитивного внимания взрослых к себе, ожиданий и взаимодействия, они в ответ делятся своим светом с людьми, пробуждающими в них лучшие качества. Даже если девочки-подростки часто кажутся незаинтересованными, ваше желание без страха проявить оптимистичную доброжелательность может дать значительные результаты. Альтернативой является погружение в тревогу и негатив.
Люди – это не проблемы
Когда люди погружаются в «проблему» ментально, волнение увеличивается, а родительские навыки слабеют. Даже когда с девочками-подростками бывает сложно, важно противостоять взгляду на них как на проблему. Люди не проблемы, проблемы – это проблемы. А трудности во время воспитания девочки-подростка, несомненно, возникнут. Столкнувшись с определенной проблемой, легко запаниковать и захотеть затоптать ее, как маленький пожар на ковре в гостиной. Реакция «затаптывания» в тот момент может показаться привлекательной, но она никогда не приведет к хорошим результатам. Что еще более серьезно, «затаптывание» вредит отношениям и мешает решению проблем.
Когда родители паникуют и сосредотачиваются на проблеме, их дочки-подростки чувствуют, что родители больше переживают из-за проблемы, чем из-за них. Это особенно справедливо в случае с такими легко решаемыми вопросами, как нарушение питания или случайное повреждение. Девочки хотят, чтобы родители в первую очередь видели в них людей, чтобы проявляли интерес, любопытство и заботу о том, что происходит, даже если подростку сложно об этом говорить. Когда подростки чувствуют в первую очередь любовь и лишь потом переживания из-за проблемы, они скорее будут готовы сотрудничать с родителями, чтобы с ней справиться. Таким образом, девочки-подростки и их родители становятся союзниками в решении проблемы. Попытайтесь думать в этом новом ключе и посмотрите на результаты:
Ваша дочь-подросток — не проблема. Когда ее поведение вас разочаровывает, злит или пугает до смерти, она все еще не проблема. Даже в очень плохой день она не проблема.
Вы — не проблема. Когда вы замечаете, как ужасно ведете себя с вашей дочкой, ребенком, которого собирались любить и лелеять всегда, вы – не проблема. Даже в худший день своего родительства вы все еще не проблема.
Проблемы или испытания – неизбежная часть воспитания ребенка. К счастью, это не всегда означает, что что-то ужасно неправильно. Часто это сигнал проявить внимание и подумать креативно. Тренируйте свой разум, пытаясь идентифицировать сильные моменты, окружающие проблему, или ресурсы, которые можно использовать для ее решения. Также отметьте позитивные намерения в поведении подростков, которые стали проблемными. Когда девочки чувствуют ваши попытки встать на их сторону и сторону их позитивных намерений, она допускают возникновение определенного уровня отношений, а не закрываются от вас.
Даже совершенно неуместное поведение содержит зерно добрых намерений. Например, когда девочка-подросток возвращается домой пьяной, это может быть экспериментированием с расставанием, риском и расширением социальных связей. Умение понимать и принимать такое рациональное зерно поможет вам справиться с поведением дочери, потому что она не будет чувствовать себя упавшей (в ваших глазах) из-за выбора, создавшего эту проблему. Даже если ее поведение неприемлемо, она сама принята вами.
Ваша дочь-подросток – не проблема… вы – не проблема.
Если можете, готовьтесь, что проблемы и сложности будут возникать регулярно. Настройте ваши мысли на «да, проблемы будут». Вместо того чтобы испытывать шок и чувствовать, что вы поглощены проблемами, примите и ожидайте, что проблемы будут приходить и уходить. Поступая так, вы будете стоять на относительно стабильной почве, что бы ни происходило. С проблемами можно справляться намного продуктивнее, когда вы ожидаете в поведении дочери определенную степень беспорядочного и удивляющего вас.