Рэймонд Бакленд
Полная книга ведьмовства. Классический курс Викки
Дорогой Читатель!
Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.
Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.
Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.
Приглашаю Вас принять участие в деятельности Центра сознательного развития «Автор Жизни»: www.av-z.ru
Искренне Ваш,
Владелец Издательской группы «Весь»
Пётр Лисовский
Raymond Buckland
Buckland’s Complete Book of Witchcraft
Перевод с английского Ольги Бурмаковой
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Published by Llewellyn Publications Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com
© 1986 & 2002 by Raymond Buckland
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2019
Об авторе
В 1962 году Рэймонд Бакленд переехал в США из Англии, где он писал комедийные сценарии и работал личным автором для популярного британского комика Тэда Льюна. В настоящее время у него вышло более 60 книг (научно-популярных и художественных), которые переведены на 17 иностранных языков. За свою работу он получал награды, его книги представлены в нескольких национальных книжных клубах. Он работал ассистентом видеорежиссера в кино, сотрудничая с Орсоном Уэллсом, Винсентом Прайсом, Джоном Каррадином и Уильямом Фридкином (режиссером «Экзорциста»). По происхождению Бакленд – рома (цыган), он написал несколько книг на эту тему, а также выпустил тематическую колоду Таро. Рэймонд читал лекции в колледжах и университетах по всей стране, о нем выходили статьи в таких газетах и журналах, как The New York Times, Los Angeles Times, New York Daily News, New York Sunday News, National Observer, Cleveland Plain Dealer, Look Magazine, Cosmopolitan, True и многих других.
Рэймонд появлялся в многочисленных ток-шоу на телевидении и радио, в том числе в «Шоу Дика Каветта», «Завтрашнем Шоу (с Томом Снайдером)», «Не только для женщин (с Барбарой Уолтерс)», «Шоу Вирджинии Грэм», «Шоу Дэнниса Холи», «Шоу Салли Джесси Рафаэль», а также появлялся на телеканалах BBC-TV (Англия), RAI-TV (Италия) и CBC-TV (Канада). Он часто выступал на театральной сцене в Англии и играл небольшие характерные роли в кино в Америке. Он вел курсы в колледжах и университетах, участвовал как специальный докладчик в конференциях и давал мастер-классы. Он регулярно проводит мастер-классы и выступает в сообществе спиритуалистов в Лили-Дэйл, штат Нью-Йорк. Статьи о нем есть в ряде справочных изданий, в том числе «Современные писатели», «Кто есть кто в Америке», «Известные люди» и «Кто есть кто среди международных авторов и писателей».
В последнее время Рэймонд в своей писательской деятельности переключился на художественную литературу и опубликовал романы в жанре фэнтези (The Torque of Kernow – «Ожерелье Кернова») и викторианского детектива-триллера (Golden Illuminati – «Золотые иллюминаты»), а также три романа о Первой мировой войне. В настоящее время он работает над циклом викторианских детективов, а также над своей автобиографией. Сейчас он живет с женой Тарой и собачками чихуахуа Чико и Люпой на маленькой ферме в северо-центральной части Огайо.
Веб-сайт: raybuckland.com
У многих авторов издательства Llewellyn есть веб-сайт, где представлены дополнительная информация и источники.
Больше информации можно получить на веб-сайте llewellyn.com.
Благодарности
Я благодарен:
• Эду Фитчу – за помощь в вопросах хиромантии.
• «Майку» Ф. Шумейкеру – за материалы для «Снов» и «Интуитивного процесса».
• Карлу Л. Вешке – за постоянную поддержку.
• Эйдену Брику – за все подробности о Пикта-Вите.[1]
Предисловие ко второму изданию
Не обязательно рождаться в Хэллоуин, чтобы иметь силу. Пятиконечная звезда в линиях на ладони тоже для этого не нужна. Не только седьмое дитя от седьмого дитя может стать ведьмой. И не нужно носить странные одежды или ходить нагишом, надевать груды украшений или красить ногти в черный цвет, чтобы быть ведьмой. Ведьмы – это обычные люди, которые нашли подходящую религию. Они поклоняются старым богам – Богу жизни и смерти и Богине природы и Плодородия, отмечают смену времен года и практикуют древние искусства целительства, магии и предсказания.
Ведьмовство, или Викка, – это древняя религия и практика, она старше, чем христианство. Ведьмовство не направлено против христианства (или другой религии), просто это не христианство. На протяжении столетий из-за организованных христианством преследований им приходилось заниматься тайно, подпольно. После стольких поколений репрессий Ремесло практически вымерло, но сумело продержаться в изолированных регионах до XX века. В середине века последние законы против ведьмовства были наконец отменены, и все выжившие снова были вольны выйти из тени. Однако немногие рискнули это сделать.
Один человек – доктор Джеральд Брюссо Гарднер – решился на такой риск. Он наткнулся на старую религию в поздние годы жизни и был так рад узнать, что она все еще жива и вовсе не такая негативная и противостоящая всему, какой ее изображали, что хотел бежать и рассказывать об этом всему миру. Однако после его посвящения в ведьмы прошло несколько лет, прежде чем он наконец смог опубликовать свои находки.
Гарднер практически в одиночку обеспечил возрождение интереса к старой религии и признание ее достойной альтернативой уже принятым догматам. Могу с удовольствием похвалиться, что мне довелось сыграть некоторую роль в этом возрождении, когда я распространил учение Гарднера на берегах США. Сейчас Викку практикуют по всему миру. Викка по своей природе имеет свободную форму, без центральной управляющей организации и с большим количеством разнообразных деноминаций, или традиций. Большинство из них уходят корнями в то, что Гарднер впервые представил публике в 1950-х годах. Форма ритуалов, использующиеся инструменты, празднование саббатов – в большинстве традиций они следуют общему формату, изложенному Гарднером.
В 1970-х и начале 1980-х внезапно стало публиковаться множество книг о Викке. Как это обычно бывает, некоторые были хороши, другие не очень. В отдельных содержалась фактическая, достоверная информация, которая могла быть реально полезна ищущим путь. Какие-то представляли собой сборную солянку из фольклора, магии и суеверий, только запутывающую ситуацию. Практикующие ведьмы стали появляться на публике, но их нельзя было призвать, когда кто-то хотел с ними встретиться. Это особенно огорчало тех, кто, обнаружив правду о Викке, хотел стать частью движения.
В середине 1980-х я опубликовал эту работу. Я считал, что существует весьма сильная потребность в хороших базовых материалах по основам. Под этим я подразумеваю материалы, на фундаменте которых всякий желающий обратиться к Ремеслу может достраивать свое, работая как ведьма-одиночка или организовав ковен. Я поставил своей целью изложить все необходимые базовые материалы, но так глубоко и подробно, чтобы на них можно было основать нечто надежное. Поскольку большинство традиций следуют образцу гарднерианской традиции, ритуалы в этой книге тоже построены по ее образцу. Однако на самом деле это не гарднерианские ритуалы. И не саксонские, кельтские, нордические, валлийские или принадлежащие еще какой-то конкретной традиции. Они совершенно сознательно составлены вне традиций, были написаны специально для этой книги и предлагаются как руководство, демонстрация того, как это делается. Я надеялся, что читатели/искатели будут использовать эти ритуалы для того, чтобы прочувствовать старую религию, а затем адаптируют их под свои личные потребности. Ведь религиозные потребности индивидуальны, и это сфера, в которой нельзя идти на компромиссы. В отношениях с божеством человек должен чувствовать себя абсолютно уверенно.
В течение многих лет, прошедших с тех пор, как впервые вышла эта работа, ее очень хорошо принимали, и все мои надежды на нее полностью оправдались. Она стала введением в Викку для многих искателей (теперь уже для целых поколений). Оказывается, ее стали называть (из любви, как мне сообщают!) «Большой синей книгой дядюшки Баки» или просто «Большой синей книгой». Тогда зачем нужно новое издание?
Оно новое не в том смысле, что в нем много отличающихся от предыдущего материалов. Это было бы несправедливо по отношению к тем, кто уже купил книгу и работал с ней. Нет, у этого издания просто новое и, как мне кажется, более приятное оформление. В нем немного больше фотографий и иллюстраций; расширенный и актуальный список рекомендуемой литературы; материал немного реорганизован (например, проверочные вопросы теперь следуют сразу за относящимися к ним уроками – последовательность, на которую я изначально рассчитывал).
Один из недостатков попытки включать в такие книги контакты – то, что имена и адреса теряют актуальность. По этой причине в разделе, посвященном разнообразию традиций, я убрал такие частности. В современном компьютерном мире информация о викканских группах изобилует в интернете. Многие ковены, и даже отдельные люди, теперь ведут свои сайты. Их можно найти с помощью любого поискового сервиса. Однако позвольте предупредить вас: то, что у человека есть сайт и он делится информацией, не означает автоматически, что это «слово Божие». Лучшим источником точной, проверенной информации по Ремеслу, на мой взгляд, остаются опубликованные книги. Но даже среди них не все, что вы прочитаете, будет безошибочным. Все равно придется много читать, а потом решать, что вам подходит. Никогда не поддавайтесь давлению и не делайте, не принимайте того, что кажется неправильным. В наши дни достаточно возможностей связаться с викканскими группами и не нужно принимать первую, которую найдете.
Викка основана на учении о любви ко всему живому. Помните это; более того, сделайте это своим идеалом. Я знаю из комментариев, полученных на протяжении многих лет, что эта книга поможет отправиться по верному пути. Надеюсь, что вы ее прочитаете, изучите и получите удовольствие.
С любовью и светом,
Рэймонд Бакленд
Огайо, 2002
БлагодарностиБыло бы упущением с моей стороны не поблагодарить Llewellyn Publications за обновление этой книги. Бóльшая часть этой благодарности должна достаться Кимберли Найтингейл – глубоко преданному своему делу редактору, художественному координатору Холли Килрой и корректору Тому Билстеду. Вы все помогли вдохнуть новую жизнь в «Большую синюю книгу». Искреннее вам спасибо!
Введение
Ведьмовство – это не просто легенда; оно было и остается реальностью, не ушло в небытие, а живет и процветает. С тех пор как отменили последние законы против ведьмовства (совсем недавно, в 1950-х), ведьмы смогли выйти из тени и показать свое подлинное лицо.
И кто же они? Это умные, вдумчивые, заботящиеся о своем сообществе современные мужчины и женщины. Ведьмовство – это не шаг назад, не возвращение к полным суеверий временам. Напротив, это шаг вперед. Ведьмовство – это религия, которая куда больше отражает нынешние времена, чем подавляющее большинство традиционных церквей. Это принятие личной и общественной ответственности. Это признание холистической вселенной и средство развития осознанности. Равноправие, феминизм, экология, сонастроенность, братская и сестринская любовь, забота о планете – все это неотъемлемые части ведьмовства, старой и одновременно новой религии.
Конечно, при упоминании ведьмовства все вышеперечисленное не сразу приходит в голову обычному человеку. Нет, ложные представления глубоко укоренились в результате столетий пропаганды. Как и почему появились эти ложные представления, мы рассмотрим позднее.
По мере того как распространяются новости о ведьмовстве – о том, что это и какую роль играет в современном мире, – появляются искатели. Если существует альтернатива традиционным религиям, современный и прогрессивный подход к жизни – ведьмовство, – то как к нему присоединиться? Для многих здесь и возникает препятствие. Общая информация о старых религиях – надежная, от самих ведьм – доступна, а вот вступление в орден – нет. Подавляющее большинство ковенов (групп ведьм) все еще слишком настороженны, чтобы распахнуть двери и приветствовать всех подряд. Они всегда готовы исправить ошибки в представлении о ведьмовстве, но не проповедуют. В результате многие начинающие от безысходности просто называют себя ведьмами и начинают практиковать самостоятельно. В процессе они используют любые доступные источники, часто без разбора. Опасность заключается в том, что они не знают, какие источники надежны и актуальны, а какие нет. К сожалению, сейчас существует много подобных ковенов, практикующих церемониальную магию, смешанную с элементами сатанизма и чем попало из вуду вместе с фольклором американских индейцев. Ведьмовство – очень свободная религия с точки зрения ритуальных практик, но у нее все равно есть некоторые основополагающие догматы и установленные ритуальные паттерны, которых следует придерживаться.
Задача этой книги – предоставить необходимую информацию. Вооружившись ею, вы – в одиночку или вместе с друзьями-единомышленниками – можете либо практиковать ведьмовство самостоятельно, удовлетворенные знанием о том, что оно обладает по меньшей мере таким же весом, как и более традиционные религии, либо найти ковен, пройти посвящение и оказаться подготовленным участником, чьи знания так же хороши, а то и лучше, чем у других членов ковена.
В христианстве есть много деноминаций (например, епископальная церковь, римская католическая, баптистская, методистская). В ведьмовстве – тоже. Как нет одной религии, которая подходила бы всем, так нет одной деноминации ведьмовства, которая подходила бы всем ведьмам. Так и должно быть. Мы все разные. У нас очень различается происхождение, этническое и социальное. Говорят, что существует много путей, но все они ведут к одному центру. И раз путей так много, вы найдете подходящий для себя – тот единственный путь, по которому идти будет комфортно и надежно.
Для того чтобы эта книга была максимально полезной, информация в ней – ваша подготовка – не относится к конкретной деноминации. Я использую примеры из разных традиций (например, гарднерианской, саксонской, александрианской, шотландской) и даю как общую информацию, так и конкретику. Такая подготовка основана на моем более чем двадцатилетнем опыте активных занятий Ремеслом и почти вдвое большем опыте практики оккультизма в целом. К тому времени как закончите подготовку (если, конечно, отнесетесь к ней серьезно), вы получите эквивалент Третьей степени в гарднерианской или подобных традициях. После этого, как я уже говорил, вы сможете перейти к дальнейшей подготовке, возможно, более конкретной, то есть направленной в рамках определенной традиции. Но из этой книги вы получите все основы и выстроите превосходную базу.
Эта книга – рабочая тетрадь, с ней нужно работать. Поэтому я разделил ее не на главы, а на уроки. В конце каждого урока вы найдете упражнения и проверочные вопросы по этому материалу. Прочитайте каждый урок и усвойте его. Если нужно, перечитайте два-три раза. Вернитесь и уделите особое внимание тому, что показалось сложным в освоении. Когда изученное наконец удовлетворит вас, ответьте на проверочные вопросы. Отвечайте своими словами, не возвращаясь к тексту. Так вы увидите, что запомнили, а что нет. Не переходите к следующему уроку, пока не будете полностью довольны предыдущим. Ответы на вопросы приведены в Приложении 2.
Книга тщательно организована определенным образом. Не пытайтесь перескакивать вперед, к более интересным урокам… Скорее всего, увидите, что вам не хватает для них основ! Когда внимательно проработаете всю книгу, у вас будет время вернуться и погрузиться в них, чтобы освежить знания.
Эта книга основана на очень успешном курсе для семинарии Сикс-Викки, который прошли более тысячи учеников со всего мира. На опыте этого курса я убедился, что такая формула работает, и работает хорошо. Спешу добавить, что работа хоть и основана на этом курсе, но не совпадает с ним. Курс Сикс-Викки был разработан специально для саксонской традиции, а эта книга – нет. Часть более общих материалов по Ремеслу повторяется, но недостаточно, чтобы ученик, ранее проходивший курс в семинарии, не получил пользы от этой книги.
Итак, если вы всерьез изучаете ведьмовство, или Викку, либо для практики в будущем, либо из чисто академического интереса, я приветствую вас. Надеюсь, этот материал принесет вам столько же пользы, сколько моим предыдущим ученикам. Светлые благословения.
Предисловие к юбилейному изданию на двадцатипятилетие «Полной книги ведьмовства»
Двадцать пять лет… Четверть века! Для любой книги это долгий срок, чтобы оставаться популярной, и я очень рад, что «Большая синяя книга»,[2] как ее стали называть в народе, по-прежнему остается одним из краеугольных камней старой религии. Но давайте рассмотрим слово «ведьмовство». Чем ведьмовство отличается от Викки?
Когда Джеральд Гарднер в 1954 году написал свою революционную книгу «Ведовство сегодня» (Witchcraft Today), он использовал слова «ведьма» и «ведьмовство» («ведовство») и всего пару раз упомянул Викку. (Кстати, работа Гарднера стала первой книгой о ведьмовстве, написанной действительно практикующей ведьмой, и поэтому считается самой важной по этой теме.) Через несколько лет после выхода его книги, когда Ремесло снова начало расти, зазвучало немало призывов к смене названия. «Ведьмовство ассоциируется у людей с сатанизмом и черной магией, – говорилось в них. – Так почему бы не поменять название?» Мы с Гарднером не раз это обсуждали, и оба сходились на том, что вместо того, чтобы подчиняться принуждению и менять наше древнее название, гораздо лучше будет информировать невежд о том, что представляет собой ведьмовство, во что на самом деле верят ведьмы и чем занимаются. В те ранние дни (в 1960-х) я читал лекции, писал статьи, давал интервью специально, чтобы информировать и развеивать ложные представления. После того как Гарднер умер, а его книга наконец вышла из печати, я написал свое «Ведьмовство изнутри» (Witchcraft From the Inside), чтобы заполнить этот пробел и чтобы подлинный голос Ремесла звучал и дальше.
Много лет продолжались дебаты на эту тему среди практикующих, и все громче становились голоса тех, кто желал называться викканами, а не ведьмами. Однако о том, чтó именно они практикуют, споров не было. Все сходились на том, что это старая религия; что мы собрались, чтобы поклоняться древним богам и богиням. Развивались разные традиции, или деноминации, но все они строились вокруг Ремесла как религии.
В рамках этой религии существовало разнообразие подходов к второстепенным практикам как среди отдельных людей, так и между целыми ковенами. Одни ограничивали такие практики целительной магией ковена. Другие расширяли рамки и использовали разные формы предсказаний, травничества, астрологии и тому подобного. Хотя использование всего этого поощрялось позднее в индивидуальной практике, совершавшаяся магия (опять же сосредоточенная в основном на целительстве) всегда была работой ковена. Исходное учение гласило, что такой подход защищает от всякой склонности к негативной магии… Например, человек вспыльчивый может пожелать нанести магический удар обидчику, но остальной ковен в противовес ему сможет подчеркнуть правило «Не навреди никому».
Сейчас, в начале XXI века, произошли заметные перемены. К лучшему или нет, еще предстоит увидеть, и это будет зависеть от индивидуальной точки зрения. На сегодняшний день словом «Викка» обычно описывают тех, кто все еще следует концепциям старой религии, поклоняется богам в соответствии с Колесом года, проводит эсбаты и саббаты. Слово «ведьмовство» стало относиться к тем, кто желает творить магию и только магию, к тем, кто в группах или поодиночке накладывает заклинания и пытается повлиять на других, не всегда к лучшему. На самом деле таким людям вовсе не обязательно называться ведьмами, потому что они просто маги. Однако им, видимо, кажется, что прозвище «ведьма» обладает романтическим флером – того сорта, от которого мы с таким трудом пытались избавиться!
В этой «Большой синей книге» вы найдете принципы старой религии, основанные на поклонении Господину и Госпоже. Также здесь приведены детали разных практик, таких как исцеление, травничество, предсказание и магия. Из сказанного мной выше не стоит делать вывод, что я не рекомендую ведьмам заниматься магией. Напротив. Но меня всегда учили, что магией следует заниматься лишь тогда, когда есть насущная необходимость. Ею не занимаются ради развлечения или чтобы доказать, что такое возможно либо чтобы похвастаться перед другими. И магия, творимая теми, кого я назову истинными ведьмами, всегда позитивна. «Делай что хочешь, только не вреди» – таков девиз. «Если не вредит никому…» – это включает, разумеется, и вас самих. Некоторые из называющих себя ведьмами нынче нередко собираются и говорят: «Ну что, какие заклинания мы можем сегодня сотворить?» Зачастую особое внимание уделяется влиянию на мысли и действия других. Следует помнить, что использование магии для того, чтобы, например, вызвать в ком-то любовь – такое же негативное воздействие, как пробуждение ненависти: и то и другое нарушает свободу воли человека.
Это приводит меня к деятельности практиков-индивидуалов, ведьм-одиночек. Насколько они настоящие? В своей книге «Викка для одного» (Wicca For One), как можно заметить, я пришел к стратегии «Не можешь победить – присоединись» и использовал слово «Викка», а не «ведьмовство» – я подчеркиваю, что практика одиночек на самом деле куда более древняя, чем ковенов. В ранние дни возрождения старой религии часто цитировали покойную доктора Маргарет Мюррей. Я сам грешил тем, что принимал все ее исследования без сомнений. Но позднее исследования разных ученых показали, что доктор Мюррей искажала некоторые из своих находок, чтобы они соответствовали ее теориям, – практика, нередко встречающаяся среди ученых. Она ухватилась за идею, что группы ведьм называли ковенами. На самом деле идея ковена не появлялась до суда над Бесси Данлоп в Эйршире (Шотландия) в 1567 году. Хотя сама Бесси не использовала слово «ковен», она говорила о том, что была членом группы из пяти мужчин и восьми женщин. Только на суде над Изабель Гауди в Одерне в 1662 году впервые использовалось само слово и называлось конкретное число участников – 13. Мюррей ухватилась за это и утверждала, что все ковены ведьм состояли из тринадцати участников. Сесил Лестрендж Ивен, автор работы «Охота и суды над ведьмами: приговоры за ведьмовство по 1373 записям выездного окружного суда в 1559–1736 гг. н. э.» (1929), перепроверил цифры Мюррей и сообщил, что в каждом из описываемых ею случаев группы из тринадцати человек «получались в результате неоправданного исключения, добавления или несообразного (несоответствующего) распределения». Позднее писатели, любящие сенсации, такие как Монтегю Саммерс, стали продвигать идею тринадцати ведьм в ковене. Итак, многие ведьмы встречались в группах, и некоторые действительно называли их ковенами, но в группах не обязательно было по 13 человек.