Книга Сила благодарности для исцеления и счастья - читать онлайн бесплатно, автор Уилл Пай. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сила благодарности для исцеления и счастья
Сила благодарности для исцеления и счастья
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сила благодарности для исцеления и счастья

Сочетание полной капитуляции и осознанного дыхания стало моим лекарством. Дыша глубоко и целенаправленно, я научился возвращать тело в равновесие. Таким образом мне удалось избежать припадков и лекарственной зависимости. Конечно, это единичный пример. Однако есть и другие люди, которые самостоятельно научились очень похожей технике работы с судорогами. В конечном счете, верите вы в это или нет, кто угодно может применять эти техники для доступа к глубокому чувству спокойствия и уверенности. В этом – сила благодарности и ее взаимосвязь с осознанием настоящего момента.

Благодарность можно ощутить только сейчас – именно в этот миг мы обнаруживаем полную силу своей осознанности. Мы можем непосредственно столкнуться с восхитительным парадоксом: когда мы принимаем вещи такими, какие они есть, они меняются. Оказывается, полное осознание, направленное на эмоции чувства, «что-то делает», хотя вы при этом ничего не делаете! Способность просто осознавать и наблюдать становится способом трансформации. Оно помогает избежать страданий, обрести покой и радость в любом моменте.

Аффирмация: я здесь, сейчас и осознанно принимаю настоящее

Мы все лучше знакомимся с благодарностью и способами пробуждать ее в своем теле в разных обстоятельствах. Мы можем заметить, что ее можно найти только в настоящем моменте, подобно многим другим качествам, к которым мы стремимся – например счастье, покой и радость. Вызывая благодарность, буквально или метафорически распахивая руки и восклицая: «Да! Спасибо!», – мы полнее включаемся в настоящий момент.

Эго-разум – сфокусированная на себе система мышления, которая все обращает на «меня» и «я», – существует во времени, думает о прошлом, когда я был счастливее, или о будущем, когда я буду счастливее. Осознание настоящего момента всегда пребывает здесь и сейчас и не знает нужды; оно уже наполнено благодарностью. В данном случае я использую понятия из учения дзен – «путь без пути» и «врата без ворот» – чтобы указать на парадокс искателя. Мы стремимся использовать медитацию, благодарность или любой другой подход, отражающий нашу уникальность, но само стремление к поиску такого подхода может скрыть от нас наслаждение настоящим моментом. Преодолевая барьеры, мы можем увидеть, что они существовали только как концепция в разуме, были реальными только в нашем воображении – отсюда путь без пути и врата без ворот. Поэтому давайте признаем ценность и пользу поиска, включая импульс, который привел вас к этой книге. Помните, что наше глубочайшее желание – найти искомое. Обретение происходит сейчас и в определенном, совершенно истинном смысле уже произошло. Значительная доля пробуждения – это всего лишь воспоминание, а не обнаружение чего-то нового.

Мне нравится, как возвращает ясность простое «спасибо», сказанное или прочувствованное в адрес жизни, Бога, Вселенной, осознанности – выбирайте сами.

Эта задача может показаться слишком сложной задачей для мыслящего разума – так же, как нельзя укусить собственные зубы, так и разум не может вместить или понять себя. Хотя благодарность использует мышление, она выводит нас за его пределы, в чувствующее тело.

К счастью, есть три неотъемлемых шага, или ключа, осознание которых можно практиковать, чтобы вернуться к покою, счастью и удовлетворенности в настоящем моменте.

Медитация: бытие, дыхание и осознанность

В любой момент, независимо от нашего относительного опыта, значение которого мы осознаем или воспринимаем, есть три повода для благодарности.

Диагностируют нам рак мозга или сообщают, что мы полностью здоровы, делаем мы первый вдох или последний, ощущаем величайшее непередаваемое блаженство или самое непереносимое отчаяние – есть три элемента, на которые следует направить внимание.

Бытие: воплощенная центрированность опыта, чувство «Я есть».

Дыхание: движение внутрь и наружу, происходящее само по себе, за которым можно наблюдать. «Я дышу. Я есть дыхание. Мною дышат».

Осознанность: основа всех переживаний. То, что прямо сейчас осознает эти слова, осознает чтение, мысли, страницу, текст. Направление внимания. «Я осознаю. Я есть осознанность».

Вы заметите, что они во многом взаимозаменяемы – три аспекта одного переживания. Полезно воспринимать все три, потому что у каждого из нас разные склонности, и один аспект может давать лучший доступ к пониманию, чем другие.

Используя упражнения, приведенные в этой книге, вы осваиваете «погружение в бытие», «наслаждение дыханием» или просто «осознавание», и у вас есть возможность прекратить страдания, когда бы они ни возникли. У вас есть три «пути без пути», возвращающие к этому драгоценному моменту, в котором вы обретаете покой и радость. Медитации настолько просты, что инструкции оказываются лишними. В любом случае можно практиковать медитации формально – сидя в правильной позе и так далее – или наслаждаться ими, когда вы моете посуду или выполняете другие задачи.

Погрузиться в бытие – значит просто отмечать пространство между мыслями, впереди, позади и вокруг них, и некоторое время побыть в нем. Можете ли вы заметить бытие в настоящем моменте не как мысль, а как опыт? Конечно, можете! Просто отмечайте и игнорируйте все мысли об обратном.

Таким же способом полностью осознайте свое дыхание. Признайте, что оно дарит вам, деревьям и каждому существу на планете жизнь. Дыхание, как правило, не требует вашего участия. Насладитесь несколькими вдохами.

Наконец, осознайте свою осознанность. Обратите на нее внимание. Осознайте, что само сознание – это чудо и тайна! Бытие, дыхание и осознанность: три указателя, три изобильных аспекта каждого мгновения вашей жизни, и любой из них – причина для благодарности. Поиграйте с этими указателями. Посидите несколько часов, ни на чем больше не сосредоточиваясь, или вспоминайте их время от времени, занимаясь своими делами.

Как и все остальное, это требует лишь немного – или много – практики. Парадоксально, но покой – это полный отказ от усилий в практике, настолько, что каждое мгновение становится медитацией. Мы все еще можем выбирать те или иные виды практик, которые нам нравятся, – лично мне доставляют радость йога, цигун и медитация – однако свойство переживаний каждого момента таково, что разделение жизни на практику и не-практику не отражает реальности. Вся наша жизнь становится безостановочной практикой. Пусть жизнь во всех ее проявлениях, приятных и неприятных, становится по-настоящему осознанной, интересной и благодарной. Как упоминалось во введении, практика благодарности со временем формирует более благодарный мозг, так что нам не приходится практиковать ее формально.

Давайте рассмотрим доказательства позитивного эффекта осознанности в настоящем моменте.

Ничегонеделание приносит результаты: медитация работает

Медитация во всем множестве форм служила практикой для благополучия, трансформации и духовного пробуждения на протяжении тысячелетий. Конечно, на самом деле это не ничегонеделание, но серьезное погружение в эту практику становится не-деланием. Обычно требуется много усилий для развития сосредоточенного внимания, но со временем оно будет даваться легче.

В последние несколько десятилетий феномен медитации тщательно изучался, и мы узнали много нового о ее воздействии на разум, мозг, душевное и физическое здоровье. Например, на мою жизнь медитация оказала сильнейшее положительное влияние. Я часто думаю, что это похоже на воду или благодарность – то, что необходимо регулярно впитывать для оптимального функционирования и благополучия. Однако я также осознал, что трудно по-настоящему установить первичный источник трансформации. Дело в том, что я часто вносил несколько изменений одновременно, поэтому трудно определить, какое из них наиболее эффективно. В возрасте двадцати одного года я начал регулярно тренироваться, заниматься боевыми искусствами и йогой, ходить на психотерапию, придерживаться вегетарианской диеты, а также переехал в другую страну: любой, кто побывал в Австралии или Новой Зеландии, наверняка может предположить, что одно это положительно скажется на благополучии человека! Кроме того, я, естественно, предвзят и необъективен. Десятилетия применения научного метода к исследованиям медитаций, несомненно, должны были дать четкое представление о том, как они работают и какую пользу приносят, не так ли?

И да, и нет. В книге «Измененные черты характера: как медитация меняет ваш разум, мозг и тело» (Goleman and Davidson, 2017) Дэниел Гоулман и Ричард Дэвидсон рассказывают, что субъективные переживания исследовать очень трудно, и многого мы о них не знаем. Однако очевидно, что эта сфера науки развивается, охватывая все более сложные задачи по мере улучшения технологий. Безусловно, у нас есть причины быть благодарными за благотворное воздействие медитации на физическое и душевное здоровье.

Авторы суммируют пользу медитаций для физического тела таким образом:

Ни одна из многих приведенных здесь форм медитации не разрабатывалась как средство лечения болезней – по крайней мере, в том смысле, в котором мы это понимаем на Западе. Однако в настоящее время научная литература изобилует исследованиями, оценивающими пользу этих древних практик именно для лечения болезней. Снятие стресса путем медитативного сосредоточения и тому подобные методы могут облегчить эмоциональный компонент страданий, но не исцелить заболевание. Однако тренировка внимания – даже короткая, всего в три дня – вызывает кратковременное снижение количества цитокинов (молекул, ответственных за воспаление). И чем больше вы практикуете, тем ниже становится уровень этих молекул.

Похоже, что этот эффект закрепляется при продолжительной практике; исследования отмечают более низкий уровень цитокинов у медитирующих в состоянии покоя, а также усиление соединений между регулятивными нейронными сетями и секторами системы «Я» в мозге, особенно в коре задней части поясной извилины. У опытных практиков интенсивная медитация осознанности в течение дня сокращает количество генов, участвующих в воспалении. Количество энзима теломеразы, замедляющего клеточное старение, увеличивается после трех месяцев интенсивной практики осознанности и любящей доброты.

Наконец, длительная медитация может привести к положительным структурным изменениям в мозге, хотя имеющихся данных недостаточно, чтобы сказать, появляются ли такие эффекты в результате сравнительно краткосрочной практики, такой, как снятие стресса путем медитативного сосредоточения, или же они имеют место только при долгосрочной практике. В целом намеки на нейронную перестройку, которая лежит в основе видоизмененных черт характера, кажутся научно достоверными, хотя для конкретики предстоит ждать дальнейших исследований.

Что касается пользы медитации для психического здоровья, отмечаются «многообещающие успехи в лечении некоторых расстройств, в особенности депрессии и тревожности. Результаты метаанализа сорока семи исследований о применении методов медитации в лечении пациентов с проблемами душевного здоровья показывают, что медитация может привести к снижению депрессии (особенно тяжелой), тревожности и боли – примерно в том же объеме, что и лекарства, но без побочных эффектов. В меньшей степени медитация может уменьшать последствия психологического стресса. Медитация любящей доброты может быть наиболее полезна пациентам, страдающим от травм, особенно с посттравматическим стрессовым расстройством» (Goleman and Davidson, 2017, 225).

УПРАЖНЕНИЕ

ЖИЗНЬ В РАДИКАЛЬНОЙ БЛАГОДАРНОСТИ

Подробное описание всего разнообразия вариаций, стилей и функций медитации выходит за рамки этой книги. К счастью, в наши дни существует большое количество доступных ресурсов, например, уроки медитации дзен, трансцендентальной медитации, Шри Чимной, Брахма Кумарис, или осознанности, можно получить в группах по месту жительства, на курсах или через приложение. Здесь я выделю две стадии медитации, которые обычно образуют первые два этапа во многих традициях мудрости – концентрация и открытое осознавание – в форме двух практик. В каждом случае примите удобное положение сидя, держа спину прямо, и поставьте таймер на выбранное время. Завершите медитацию мини-практикой благодарной осознанности.

Медитация на концентрацию

Используете ли вы мантру, огонь свечи, физические ощущения или дыхание, в основе всех этих кажущихся различными практик лежит один и тот же принцип: тренировка сосредоточенности и развитие способности удерживать фокус внимания в одной точке. Для этой медитации выберите одну цель для фокусировки и придерживайтесь ее. Если вы только начинаете, полезно выбрать для концентрации конкретный объект, например мантру (для которой подходит духовное стихотворение или молитва, повторяемые про себя) или телесное ощущение, а не что-то более тонкое, как дыхание. По мере развития способности концентрироваться на более осязаемых объектах в дальнейшем станет легче следить за дыханием.

В идеале, начиная медитировать, мы практикуем этот метод по часу утром и вечером на протяжении года или двух до достижения оптимальных результатов. Двадцать минут практики утром и вечером в течение восьми недель также приведут к ощутимым изменениям.

Медитация для открытой осознанности

Освоив практику концентрации, мы можем позволить рассеяться осознанности, собранной в лазерный фокус внимания. Теперь мы можем тренироваться «просто сидеть», просто осознавать. Мысли, ощущения, концентрация, ее отсутствие, чувства, сенсорные данные – все может возникнуть без усилий или напряжения.

Если в настоящее время у вас нет ежедневной медитативной практики, я рекомендую вам освоить практику концентрации. Для этого нужно сидеть или ходить, как описано выше, или использовать другую форму движения, например танец, йогу или цигун в качестве медитативной дисциплины, способствующей развитию сосредоточенности. Эта непрерывная деятельность сопутствует благодарности. Чтобы убедиться в этом, попробуйте приведенное ниже мини-упражнение.

Благодарная осознанность

Найдите минутку и подумайте о тех аспектах вашей жизни, за которые вы признательны. Обратите внимание, что это – нечто большее, чем просто осознанность. Теперь несколько минут просто побудьте осознанными. Обратите внимание, что в этой паузе простого бытия у вас естественно и без усилий возникает благодарность за само ваше существование. Такая взаимозаменяемость благодарности и осознанности станет более очевидной по мере продвижения в практике того и другого.

Этот прекрасный круг – противоположность порочного круга – является естественным следствием интереса к собственному опыту и готовности развивать благодарность.

Загадка сознания

Как можно ничего не делать, чтобы что-то сделать? Это один из многих вопросов, касающихся того, что философ и когнитивный психолог Дэвид Чалмерс в 1995 году назвал «трудной проблемой сознания» (Chalmers, 1999). Тем самым он признал, как мало нам известно об отношениях между физическими процессами в мозге и связанными с ним переживаниями. Центральный вопрос тут формулируется так: как материальный мозг порождает нематериальное сознание? Хотя это общепринятая проблема, вы можете с легкостью избавиться от негласного допущения (что материя первична или является причиной) и развернуть этот вопрос по-другому: «Как нематериальное сознание порождает материальный мозг?» Опираясь на взвешенное суждение и субъективное знание, я могу сказать, что сознание действительно первично.

Независимо от того, что вы считаете первичным, отношения между сознанием и материей лежат в основе осознания настоящего момента и его взаимодействия с любым событием – будь то эпилептический припадок, наслаждение шоколадным брауни или обдумывание сложных концепций при чтении книги. Идея первичности сознания подкрепляется одним из самых озадачивающих экспериментов в науке: экспериментом с двумя щелями, который демонстрирует, что сам факт наблюдения за чем-то, например за частицей, оказывает значительное влияние на поведение и функционирование объекта наблюдения. Вероятно, справедливо будет сказать, что этот эксперимент наряду со многими другими, проводившимися в начале XX века, перевернул физику с ног на голову и спровоцировал изменения, после которых мы до сих пор не оправились.

До развития квантовой механики в работах Макса Планка, Нильса Бора, Вольфганга Паули, Эрвина Шрёдингера, сэра Джеймса Джинса и Артура Эддингтона мы были уверены в своем понимании мира, полученном на основе ньютоновской, или классической, механики. В ней причина и следствие были ключевым принципом линейного развития объективной предсказуемой реальности. С удивлением нам пришлось обнаружить, что одновременно с этим верно и квантовое представление, в котором синхронность является ключевым принципом нелинейного развития субъективной, непредсказуемой реальности, в которой сознание является фактором возникновения физической формы.

Эти хитросплетения еще больше подрывают устойчивость таких идей, как внутреннее и внешнее, субъективное и объективное, а также время и пространство. Хотя все еще ведется много дебатов о конкретных выводах из этих данных (существует около одиннадцати разных научных школ), я склоняюсь к интерпретации Вигнера – фон Неймана[3], согласно которой наблюдающее сознание сворачивает волновую функцию (von Neumann 1932; Wigner 1967). Говоря простым языком, наблюдение влияет на материю. С учетом этого увеличивается ценность, сила и важность чувства благодарности. Если сознание влияет на физическую Вселенную и намерение этого сознания служит причиной происходящего, то разумно будет следить за тем, чтобы наше восприятие, мысли и убеждения соответствовали тому, что мы желаем испытывать. Это еще больше поддерживает идею, высказанную в главе 1: рай и ад – это состояния сознания, граница между которыми толщиной в волосок. Добавив сюда квантовую точку зрения, мы можем рассматривать их как сосуществующие возможности, которые можно активировать, создавать и проживать с помощью намерения и внимания. Хотя еще до квантовой механики Уильям Блейк (Blake, 1906) успешно выражал эту идею в словах: «Благодарность – это воплощенный рай».

Это наводит на мысль о взаимосвязи благодарности и осознания настоящего момента, о силе того и другого. Краткое резюме бесконечно сложной темы квантовой механики дает вашему разуму линзу, через которую можно увидеть то, что в конечном счете лучше ощутить непосредственно. Слова здесь оказываются совершенно неадекватными, но попробуем назвать это «единством», или «истиной», или, как предпочитаю я сам, «этим

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Герберт Бенсон – американский кардиолог, автор книги «Чудо релаксации». – Здесь и далее примеч. ред.

2

Чарльз Дахигг – американский журналист, репортер The New York Times, лауреат Пулитцеровской премии.

3

Джон фон Нейман – венгеро-американский математик, физик и энциклопедист; Юджин Вигнер – американский физик, лауреат Нобелевской премии.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги