banner banner banner
Путь язычника: практическая духовность на каждый день
Путь язычника: практическая духовность на каждый день
Оценить:
 Рейтинг: 0

Путь язычника: практическая духовность на каждый день


Делать осознанный выбор – одно из самых значительных отличий между современными язычниками и нашими палеоязыческими предками. Мы многого ожидаем от своего духовного пути. Для большинства современных язычников одно из ожиданий связано с установлением контакта с землей, и оно было настолько сильным, что к языческой духовности часто приклеивали ярлык «религии земли» или «религии, укорененной в земле». Наши предки не нуждались в том, чтобы восстанавливать связь с землей; они жили в согласии с ее капризами и ритмами. В предындустриальном мире большая часть населения жила в сельской местности. А такие урбанистические центры, как Рим и Афины, считались редким явлением и находились далеко друг от друга; но даже в этих древних городах жители в гораздо большей степени зависели от «перепадов настроения» земли.

В наши дни, по крайней мере в развитых государствах, мы больше не страшимся голода, если вдруг не вырастет местный урожай. Теперь для большинства из нас суровая зима обозначает только лишь то, что нам придется оплачивать более высокую, чем обычно, сумму за коммунальные услуги. Мы до сих пор зависимы от земли, но не напрямую и не настолько сильно, как наши предки, и, вообще говоря, это хорошо. Тем не менее в процессе отдаления от земли мы что-то утратили, и именно наше разобщение с миром естественной природы вдохновило множество людей на исследование «укорененной в земле» языческой духовности.

В силу этой осознанной духовности современные язычники часто пытаются следовать тому, что древние саксы, должно быть, называли Хал Сиду, или следование здоровым или холистическим традициям. Хал Сиду связывает и объединяет все части нашего «Я». Количество его частей зависит от нашей духовной парадигмы. Я, как саксонский язычник, ожидаю, что Хал Сиду разовьет мою способность мыслить рационально, простимулирует мои воспоминания и эмоции, поспособствует пробуждению моего источника вдохновения, сбалансирует мое физическое тело и укрепит мою идентичность. В англосаксонской традиции все части нашего «Я» одинаково важны. Язычники, которые следуют другим путям, будут, конечно, иметь иные определения своего «Я». Чтобы избежать лишних сложностей, давайте опираться на популярную современную парадигму и определим понятие Хал Сиду как объединение тела, ума и духа.

Я использую древнеанглийский термин Хал Сиду для определения осознанной языческой духовности, потому что следую саксонскому пути, но римские язычники могли бы назвать это Ветера Валенс (что в переводе обозначает «достойные традиции»). А исландский язычник мог бы применить такое название, как Хейлдрэн Венджур (то есть «холистические привычки»). Название не имеет значения. В любом случае осознанная духовность язычника поможет восстановить связь с землей и интегрировать все части вашего «Я», превратив его в одну целостную сущность.

Хал Сиду – или любой другой термин, который вы предпочтете, – не имеет ничего общего с верованиями. Сама по себе «вера» не так уж и важна в политеистических религиях. Да, палеоязычники верили в своих богов, но это было похоже на то, как современные люди «верят» в гравитацию или электричество, и это не имеет ничего общего с тем, как ребенок верит в Зубную Фею. Если взглянуть на Божественное с позиции логики, становится слишком очевидно, что боги реальны. Мы можем сделать вывод, что богиня Афина реальна, например, по той причине, что она разговаривала и контактировала с тысячами людей на протяжении тысяч лет, – и она не станет «менее реальной» только потому, что по какой-либо причине Боб решил не верить в ее существование. Древние язычники знали, что боги просто есть; и для них это вовсе не являлось вопросом личной веры.

Таким образом, политеисту важна не вера людей, а их поступки – слова и деяния.

Традиционная языческая духовность является ортопраксией, сконцентрированной в большей степени на совместных практиках и традициях, нежели на верованиях. Это остается актуальным и сегодня – например, для таких языческих движений, как британское традиционное колдовство, для большинства политеистических форм реконструкционализма и для практикующего осознанность неоязыческого друидского братства Аr nDra?ocht Fеin (ADF). Именно действия характеризуют вас как личность и создают мир вокруг вас. И таким образом вы объединяете тело, ум и дух. Не думая. Не обсуждая. Просто что-то делая.

Если мы ничего не предпринимаем для того, чтобы развить осознанную языческую духовность, это происходит не из-за отсутствия желания, а потому, что мы не знаем, с чего начать. О том, каким же образом продолжать быть язычником после того, как ритуал завершен, а чаша или рог из-под медовухи помыт, написано несколько книг. Многие язычники, особенно те, для которых политеизм в новинку, просто не знают, как протянуть руку и прикоснуться к земле – физически и духовно.

Хал Сиду – холистический обычай – требует от нас выполнения всего вышеупомянутого: нам необходимо и прикоснуться к земле, и предпринять определенные действия для построения своего собственного образа жизни язычника. Для того чтобы понять, как этого добиться, вам нужно поразмышлять о своих собственных интересах, нуждах и обстоятельствах. Важным моментом является не выбранный вами подход, – он разный у каждого, – а что-то, что вы делаете, небольшое ежедневное усилие, чтобы установить контакт с вашими богами и миром вокруг вас.

Есть множество способов сделать это. Например, благодаря ритуалам, которые превратят ваши повседневные активности в священнодействие, или если будете осознанно выполнять дела, уже давно ставшие для вас привычными и знакомыми. Вы сможете также обнаружить эту связь, если в буквальном смысле прикоснетесь к земле, вооружившись лопатой и мотыгой, или научитесь выращивать себе пищу, или активно включитесь в бесконечный цикл получения и дарения. Или найдете вдохновение в том, чтобы делать собственными руками ритуальные свечи и благовония. Какими бы ни были средства, построение индивидуального осознанного языческого образа жизни поможет вам объединить тело, ум и дух и превратить их в нечто целостное и завершенное.

Ритуал посвящения

Когда мы хотим внести долгосрочные изменения в свою жизнь, можно отдаться целиком и полностью этой работе. Это правило годится для любого типа перемен: нужно ли вам соблюдать диету, бросить плохую привычку, начать изучение нового языка или приобрести какой-либо новый навык. То же самое касается и тех, кто желает развить осознанный образ жизни язычника.

Мы уже говорили о том, что Хал Сиду требует поступков, так почему бы не начать действовать прямо сейчас? Если хотите изменить свою жизнь, чтобы объединить тело, ум и дух, прочитайте описание Ритуала посвящения, изложенное ниже, а затем выполните ритуал самостоятельно.

Нет, в самом деле. Сделайте это прямо сейчас.

Предполагается, что вы находитесь в уединенном месте, где сможете провести ритуал без привлечения ненужного внимания. Если вы читаете эти строки в публичной библиотеке или пока едете в общественном транспорте, возможно, стоит подождать более подходящего момента.

Если же вы сейчас наедине с собой, к чему ожидания? Хотя вы еще не решили, как именно будете практиковать Хал Сиду, но тем не менее вы уже можете взять на себя инициативу и посвятить себя этой работе. Пусть это будет ваш первый шаг к новому образу жизни. Ритуал довольно короткий и простой и включает минимум инструментов. Все, что вам понадобится, это свеча и какой-либо предмет, который вы преподнесете в виде дара, – благовоние, вино или мед, которые потом необходимо вылить в качестве подношения, да все что угодно, что покажется вам подходящим. Свеча может быть сделана из парафина или пчелиного воска и быть любого цвета.

Конечно, вы можете изменить или расширить Ритуал Посвящения таким образом, чтобы он удовлетворял именно ваши духовные нужды. Если у вас налажена личная связь с каким-либо конкретным божеством, следует поместить статуэтку или символ этого божества рядом со свечой. Если вы – викканин, то вам, наверное, захочется очертить круг, который станет частью ритуала. Выбор подношения будет, вероятнее всего, продиктован вашими духовными ориентирами. Поскольку я саксонский язычник, для первого подношения я бы выбрал мед. Римский язычник вместо этого взял бы оливковое масло, а греческий, скорее всего, выбрал бы вариант ритуального сожжения ароматных трав на круглой форме с горящими углями.

Слова ритуала также могут быть подобраны таким образом, чтобы отразить ваши нужды и духовные ориентиры. То, что представлено в данной книге, нужно воспринимать как совет-пожелание, а не магическую формулу.

Поместите свечу или все, что вам может понадобиться, на рабочую поверхность. В случае, если вы уже долго являетесь язычником, это будет, вероятно, ваш домашний алтарь. Если же у вас нет алтаря или какого-либо другого освященного очищенного места в доме, хватит любой чистой поверхности чуть на возвышении – по крайней мере, для начала. Далее в главе мы обсудим, почему так важно иметь освященное место – алтарь или что-то подобное, – у вас дома.

Сделайте несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов, чтобы расслабиться и ментально настроиться на ритуал. Затем зажгите свечу и скажите следующее:

Светлые духи, что здесь обитают,
Предки, что путь мой сюда направляют,
Боги, что место это хранят,
Благословите этот обряд.

Снова сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Постарайтесь почувствовать духов вокруг себя. Не имеет значения, ощутите ли вы их, увидите или услышите. Известная поговорка «отсутствие новостей – уже хорошая новость» очень верно отражает взаимодействие с миром духов. В современной языческой культуре есть тенденция переоценивать значение магии, и я даже знал некоторых людей, которые чувствовали – что-то идет не так, – просто потому, что не получали ярких психических переживаний каждый раз, обращаясь к своим богам, предкам и местным духам. Однако отсутствие проявлений указывало как раз на то, что все в порядке. У духов попросту не было причины выходить на контакт. Впечатлений может и не быть, но предоставьте духам возможность ответить вам, перед тем как продолжите проведение ритуала.

А теперь поднесите свой дар. Можете использовать чашу для подношений, если проводите ритуал вне дома. Такого рода подношение следует вылить или положить на землю при первой же возможности после завершения ритуала. Подношения в виде благовоний следует сжечь. После того как завершите ритуал, скажите:

Примите этот дар, который я приношу вам с почтением и любовью.

Я предстаю перед вами, чтобы выразить свою волю стать язычником,

И каждый свой день проживать в гармонии со Вселенной.

Прошу вас наставлять и направлять меня, чтобы и словами и делами своими Я мог воздавать честь древним богам, быть гордостью своих предков и нести красоту и процветание миру.

Да буду я всегда памятовать о земле, из которой вышел и в которую однажды вернусь.

Примите же мою благодарность и признательность.

Как только вы попросили духов о наставлениях, проведите еще несколько минут в тишине, прислушиваясь к ним. Затем завершите ритуал, потушив свечу, и скажите: «Да будет так» или подберите какие-либо другие слова, которыми вы обычно завершаете ритуал. Если вы новичок в языческих традициях и пока еще не выбрали свой путь, то выражение «Да будет так» прекрасно подойдет вам.

Семь шагов до начала языческой практики

Многообразие путей и практик в язычестве может ошеломить новичков. Не так-то просто разобраться, с чего начать. Несколько лет назад я посетил презентацию Иана Корригана, она касалась развития частной языческой практики. Корриган – бывший архидруид международной языческой организации Аr nDra?ocht Fеin. Вдохновившись его идеями, я составил «программу семи шагов», чтобы помочь новичкам-язычникам найти свою индивидуальность в традиции. Эти семь шагов не приведут вас к какому-либо конкретному языческому пути, они скорее призваны помочь отыскать тот самый путь, который наиболее подойдет именно вам. Даже если вы родились в языческой семье или решили стать язычником несколько лет назад, вы обязательно найдете для себя что-то ценное в этой программе.

Шаг 1: установление контакта с духами

Полагаю, вы уже установили по крайней мере один эфемерный контакт с Духом, когда проводили Ритуал Посвящения. Мы выходим на контакт с Духом каждый раз, когда просим его помочь нам в выборе пути или преподносим дары (подношения).

Первым шагом является понимание и выбор пути – новички сбиты с толку из-за большого разнообразия бесконечно возможных вариантов и необходимости отдать предпочтение какому-то из них. Есть так много богов и богинь из такого огромного количества пантеонов! С чего же начать? Может статься, что божество уже выходило с вами на связь. Люди, пережившие подобный опыт, часто говорят, что «Она позвала меня» или «Он похлопал меня по плечу», – но это скорее исключение, нежели правило. Вероятнее всего, вам придется сделать первый шаг самостоятельно. Сначала нужно решить, с каким именно богом или богиней вы хотели бы наладить контакт, и, чтобы сделать этот выбор, вам следует найти такой пантеон, который наиболее вам подходит.

Пантеон – это культурное «семейство» богов и богинь. Эллинистический (греческий) пантеон включает в себя двенадцать богов и богинь, или олимпийскую дюжину: это Зевс, Гера, Аполлон, Афина и так далее. Саксонский пантеон включает в себя Вотана, Фриггу, Тора, Эостре и прочих. Ирландский пантеон включает в себя таких божеств, как Бригитта и Мананнан мак Лир. Боги и богини любого из упомянутых пантеонов явно связаны между собой.

Ни один пантеон не может быть лучше, чем другие, так каким же образом выбрать? Первое, что нужно учитывать, – ваша собственная родословная.

Если у вас итальянские корни, то римский пантеон может стать прекрасным выбором. Если ваше имя О’Рейлли, для вас годится ирландский пантеон. И конечно, вы не ограничены своим происхождением, что очень хорошо, ведь мало кто в современных Соединенных Штатах может утверждать, что имеет одни-единственные культурные корни.

Если какой-либо конкретный пантеон привлекает вас, тогда, используя все средства, приступайте! Может быть, вас еще в школе вдохновляла греческая мифология? Или же комиксы про Тора (который с реальным Тором не имеет ничего общего, кроме имени) пробудили в вас интерес к скандинавским богам Асгарда. Есть бесконечное множество причин, почему вам следует обратить внимание на какой-либо пантеон. В большинстве случае выбор будет все же случайным, но я обнаружил, что такого рода случайности очень часто таят в себе некий глубоко сокрытый смысл.

Если же ни ваше происхождение, ни ваше сердце не приводит к нужному пути, сходите в библиотеку и полистайте там книги о различных мифологиях. Мне не очень нравится слово мифология, второе значение которого подразумевает «что-то ненастоящее». Вообще, миф – это греческое слово, которое переводится как «история», и мифологии тем самым становятся сборниками древних историй, объясняющими порядок во Вселенной, а также социальные и нравственные идеи. Помня об этом, прочтите пару книг.

Затем выбирайте.

Ознаменуйте момент выбора действием! Не беспокойтесь по поводу того, нашли вы правильный пантеон или нет, потому что никаких правил тут не существует. Пантеон, который кажется вам самым лучшим прямо сейчас, является для вас самым лучшим прямо сейчас. Точно так же, как ничего не значащее свидание может в конечном итоге привести к свадьбе, первоначальный выбор пантеона может положить начало отношениям длиною в жизнь, впрочем, позднее вы сможете поменять пантеон, если почувствуете необходимость.

После того как выбрали пантеон, нужно решить, с каким богом или богиней вы хотели бы установить контакт. Такой выбор обычно зависит от ваших личных интересов, так как с наибольшей вероятностью вы сможете установить хороший контакт с тем божеством, которое разделяет ваши интересы. Кеметический (египетский) язычник, у которого есть пять котов и большая коллекция статуэток котов и кошек, скорее всего, установит прекрасную связь с богиней Баст. Саксонский язычник, работающий в сфере правоохранительной деятельности, может быть связан с Тивом, богом порядка и справедливости. Римский язычник и вдобавок ценитель хороших вин мог бы установить связь с Бахусом. Но если вы обнаружите, что какой-либо бог или богиня в пантеоне подходит вам без явной на то причины, доверьтесь чутью.

Найдите изолированное, безопасное место, чтобы установить контакт с божеством. Это, возможно, будет ваш домашний алтарь, если он у вас есть, но главное – найти такое место, где бы вас никто не потревожил. Сделайте подношение, а затем сами попытайтесь установить цикл взаимодействия с божеством. Выбор подношения будет зависеть от пантеона и божества. Если же вы не знаете, какой подарок сделать, вам будет полезно узнать, что мед (медовое вино) обычно ценится большинством северных европейских божеств, в то время как оливковое масло, как правило, любят боги и богини южной Европы. Другие культуры также имеют свои собственные предпочтения, но смело делайте подношения и им.

Любой дар – это лучше, чем ничего вообще!

Если вы дома, то вам понадобится чаша для подношений. Налейте возлияние (подношение жидкости) в чашу, обращаясь к божеству. После чего, если это удобно, вынесите чашу на улицу и вылейте возлияние прямо на землю. Твердые дары, особенно пищу, также можно символически положить в чашу для подношений, а затем, позднее, разместить на земле или «похоронить» в земле.

Однажды кто-то спросил меня, почему меня так волнует процесс подношения даров, ведь бог, вероятно, может получить практически все, что только пожелает. Но это все равно что принижать ценность подарка ручной работы, который ребенок своими руками изготавливает для родителя. Конечно, родитель мог бы сделать или купить что-либо более хорошее, но он или она будет тем не менее рад такому подарку. Это акт дарения, который имеет высокую ценность сам по себе, а стоимость подарка прямо пропорционально соответствует тем усилиям, которые были приложены для его изготовления.

Когда вы готовы приблизиться к божеству и поднести дар, слова, которые вы будете произносить, следует придумать самостоятельно, они должны исходить из глубины вашего сердца, а не быть позаимствованными со страниц данной книги. Сначала поприветствуйте божество, назвав по имени, поднесите дар и попросите, чтобы он был принят. Если вы проводите ритуал дома, вылейте или положите подношение в чашу. Если вы находитесь на улице, положите ваше подношение прямо на землю. Исключение здесь составляет подношение, которое нужно сжечь, – обычно это ароматическое благовоние. Для благовоний вы можете использовать колбочки или палочки, но думаю, что, если вы смешаете ароматические травы по своему вкусу, это будет иметь большее значение. Травы следует сжечь в курильнице или в жертвенном сосуде на дисках с горящим углем, которые можно купить практически в любом магазине Нью-Эйдж или религиозной атрибутики.