Даже поверхностное знакомство с научными трудами, оставленными нам древними, позволяет заметить, что, несмотря на сходные результаты, которые они получали благодаря своим знаниям, их наука все же отличалась от нашей в теории и методологии.
Чтобы узнать, что именно преподавалось в храмах, мы должны искать то, что осталось нам от этих учений в доступных материалах, которые были в большинстве своем сохранены алхимиками. Нас не беспокоит известная сомнительность происхождения этих материалов (с точки зрения современных ученых) – они есть, и этого достаточно. Если мы сможем расшифровать символический язык алхимиков и древних символических мифов о золотом руне, Троянской войне и Сфинксе, применив один и тот же метод, то можно будет с уверенностью утверждать, что у нас в руках находится часть древней науки.
Давайте взглянем на то, как современные ученые подходят к изучению природных явлений, чтобы на контрасте лучше понять метод, используемый древними.
Что можно сказать о человеке, который описывает книгу следующим образом:
«Книга, которую вы предоставили мне для изучения, лежит на камине в двух метрах сорока девяти сантиметрах от того места, где я стою, она весит пятьсот сорок пять граммов восемьсот миллиграммов и состоит из трехсот сорока двух небольших листов бумаги, на которых напечатано двести восемнадцать тысяч сто восемьдесят знаков, для чего потребовалось сто девяносто граммов черной краски».
Вот это экспериментальное описание явления.
Если этот пример вас изумляет, откройте любую книгу о современной науке и убедитесь, что в ней представлен ровно тот же метод, например для описания Солнца или Сатурна, – астроном четко обозначает расположение, вес, объем и плотность небесных тел, а физик, описывая спектр солнечного излучения, подсчитывает количество лучей!
А ведь то, что на самом деле интересует нас в книге – это не ее материальный, физический аспект, а то, что автор хотел выразить с помощью этих самых печатных знаков, то, что скрывается за их формами, то есть, так сказать, метафизический аспект.
Этот пример вполне исчерпывающе демонстрирует разницу между древними методами и современными. Первые в применении к изучению явления всегда подразумевают целостное его рассмотрение, последние же априори ограничены физическим аспектом.
Чтобы пояснить суть древнего метода, я процитирую следующий очень значительный отрывок из труда Фабра д’Оливе о двух способах, которыми пишется история[45].
«Поскольку необходимо хорошо понимать, что аллегорическая история прежних времен, написанная в ином духе, нежели позитивная история, ей воспоследовавшая, никоим образом ее не напоминает – и именно потому, что мы смешали их друг с другом, мы совершили такие серьезные ошибки. Это очень важное наблюдение, которое я еще раз повторю здесь. Прежняя история, вверенная коллективной памяти человечества либо сохраненная в жреческих архивах храмов в виде пространных поэтических трудов, рассматривала все на свете с нравственной точки зрения, никогда не уделяя особого внимания отдельным личностям, но наблюдая за массовыми событиями – то есть жизнью народов, объединений, религиозных и философских течений, а также событиями в области искусств и наук, обобщая множество отдельных людей родовыми наименованиями.
Это, определенно, имело место не потому, что у народных масс не было вождей, которые управляли их движениями, но эти вожди рассматривались лишь как орудие некоего духа и потому были куда менее значимы для науки, которую интересовал только дух. Один вождь сменял другого, и в аллегорической истории этот факт мог быть даже не отражен. Опыт всего народа был как бы сосредоточен в лице одного человека, который являл собой образец нравов эпохи – его деяния изучались, его рождение, расцвет и упадок описывались. Значение имела последовательная смена таких нравственных образцов, а не людей. Позитивная история, которую мы имеем сегодня, следует совершенно иному принципу: ее интересуют только личности – она отмечает даты, факты, которыми прежняя история пренебрегала, с предельной точностью. Современные историки подняли бы на смех аллегорический метод древних, если бы вообще считали его возможным к применению, – равно как, я убежден, и древние бы посмеялись над нашим современным методом, если бы могли предвидеть возможность его появления в будущем. Да и как можно одобрить то, чего не знаешь? Мы одобряем только то, что нам нравится, и мы всегда считаем, что знаем все, признавая лишь то, что нам нравится»[46].
Давайте теперь вернемся к той печатной книге, которая послужила примером для нашего первого сравнения, отметив теперь, что есть два способа ее рассмотрения.
Посредством восприятия видимого – печатных знаков, бумаги, чернил, то есть всех тех материальных ее свойств, которые служат лишь воплощением чего-то высшего, того, что физически воспринять невозможно: идеи автора.
То, что мы видим, выражает то, чего мы не видим.
Видимое является воплощением невидимого. Этот принцип справедлив как для данного явления в частности, так и для всех остальных явлений природы, как будет видно дальше.
Теперь мы еще яснее видим фундаментальную разницу между наукой древних и наукой современности.
Первую видимое интересует только как возможность познать невидимое, которое оно воплощает.
Последняя же сосредоточена на самих видимых явлениях, метафизический аспект которых ее не занимает.
Наука древних – это наука скрытого, эзотерическое знание.
Давайте примем во внимание намеренность завуалированных формулировок, за которыми древние скрывали символику своей науки, и мы сможем установить приемлемое определение для науки древности, а именно:
Скрытая наука – Scientia occulta.
Наука скрытого – Scientia occultati.
Наука, которая скрывает то, что открыла, – Scientia occultans.
Таково тройное определение оккультной науки.
Глава 2
Метод древней науки. Аналогия. Три мира. Троичность. Теософские методы вычисления. Циклические законы
Доказав существование настоящей науки в древности, определив способы передачи научных знаний, а также основные предметы ее изучения, давайте попытаемся углубить наш анализ и выяснить, какие методы применялись этой древней наукой, которую мы определили как оккультную (Scientia occulta).
Как мы уже знаем, целью этой науки было выявление присутствия невидимого в видимом, высших сил в явлениях, идей в форме.
Первый вопрос, на который нам следует ответить, – действительно ли существует это взаимоотношение видимого и незримого, или это представление относится к области чистого мистицизма.
На примере с книгой, приведенном в предыдущей главе, смею надеяться, я достаточно убедительно показал, как выглядит изучение видимого: это анализ феномена, в противовес изучению ее незримой сущности, или нумена[47].
Как мы узнаем, что хотел сказать автор, глядя на те знаки, которые он использовал для выражения своих идей?
Благодаря тому, что существует постоянная взаимосвязь между знаком и идеей, которую он представляет, то есть между видимым и невидимым.
При виде знака мы сразу понимаем, какая идея за ним стоит, – и тем же образом мы можем сразу понимать незримую сущность видимых вещей. Однако, чтобы понять, какая идея скрывается за печатным знаком, человек должен научиться читать, то есть освоить конкретный метод познания. Чтобы постигать незримую сущность вещей, оккультную сторону явлений, человеку тоже нужно освоить специальный метод познания.
Основным методом оккультной науки является аналогия. Посредством аналогии выявляются отношения между феноменами.
К изучению человека могут быть применены три основных метода.
Можно изучать органы человека и их функции: это познавание видимого методом индукции.
Можно изучать жизнь человека через деятельность его разума, или того, что мы называем душой: это познавание невидимого методом дедукции.
И наконец, объединив эти два метода, мы можем изучить отношения, имеющие место между органами и их функциями или между двумя функциями либо двумя органами: это познавание методом аналогии.
Таким образом, если речь о легких человека, наука очень подробно расскажет о том, что этот орган получает воздух извне, который затем проходит в организме определенную трансформацию.
Если речь о желудке, то та же наука сообщит нам, что функция этого органа – трансформация пищи, которую он получает извне.
Наука, изучающая феномены, на этом останавливается, поскольку не может пойти дальше наблюдения фактов.
Метод аналогии представляет те же самые факты в духе обобщения, то есть прямо противоположно доскональному их описанию, как в приведенном случае. Аналогия описывает явления таким образом.
Легкие получают извне то, что они трансформируют.
Желудок получает извне то, что он трансформирует.
Таким образом, желудок и легкие, выполняя аналогичные функции, аналогичны друг другу.
Подобные заключения покажутся более чем странными для тех, кто привык к детальному штудированию фактов, – но здесь стоит вспомнить о новой отрасли анатомии, которая называется философской анатомией[48], стоит вспомнить о совершенной аналогии, установленной между рукой и ногой, кистью и ступней, – и можно заметить, что метод, с помощью которого я сделал заключения ранее, восходит к тому, что положило начало философской анатомии.
Я не зря выбрал в качестве примера аналогии легкие и желудок – тем самым я хотел бы предостеречь от ошибки, которую очень часто совершают и которая делает невозможным понимание герметических текстов, а именно убежденности в том, что две аналогичные вещи должны быть похожи.
Это совершенно неверно: две аналогичные вещи похожи друг на друга не больше, чем легкие на желудок, а кисти на ступни. Повторюсь: это замечание крайне важно в отношении освоения оккультных наук.
Таким образом, метод аналогии не является ни дедукцией, ни индукцией – он представляет собой синтез последних, в результате которого обеспечивается полное понимание.
При желании изучить памятник вы можете прибегнуть к двум способам.
1) Прогуляться, или даже проползти[49], вокруг памятника, отмечая все его подробности. Таким методом вы получите представление о его композиции в мельчайших деталях, отношения между ними и так далее, и так далее, но не получите никакого понятия об этом сооружении в целом. Так работает метод индукции.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Основные сведения об оккультизме той эпохи можно почерпнуть в увлекательной книге Тобиаса Чертона «Оккультный Париж: утраченная магия прекрасной эпохи» (Tobias Churton. Occult Paris: The Lost Magic of the Belle Epoque (Rochester, VT: Inner Traditions, 2016)
2
Именно на намеренном смешении двух этих аспектов всегда строят свою аргументацию критики оккультизма
3
Человек не может представить это единство, прежде чем проанализирует все три плана его манифестации, божественную Троицу в большинстве космогоний, человеческое триединство (разум – душа – тело) в герметизме – Троицы, синтезированные в единую концепцию Бога и человека.
4
В духе соответствий, методом аналогии, мы рассматриваем, как факты восходят к законам, а законы – к принципам. Учение о соответствиях подразумевает метод аналогии и требует его применения
5
Его описывают эзотерические учения об астральном мире, оккультных силах природы и человека и невидимых существах, населяющих это пространство.
6
Например, флогистика. [ПП] Флогистика занималась изучением огнеподобного элемента флогистона, гипотеза о существовании которого бытовала до XVIII в. Ко времени жизни Папюса флогистика, конечно, была уже мертвой наукой.
7
Луи Дютан. Происхождение открытий, приписываемых современности (Origine des découvertes attributes aux modernes). В 2-х томах, 1825.
8
Антуан Фабр д’Оливе. Золотые стихи Пифагора (Les vers dorés de Pythagore) и Философическая история человеческого рода (Histoire philosophique du genre humain).
9
Александр Сент-Ив д’Альвейдр. Миссия евреев (La mission des juifs). 1884. Гл. 4.
10
Дютан. Происхождение открытий, приписываемых современности (Origine des découvertes attributes aux modernes). Т. 2. Гл. 9.
11
Там же. Т. 1. Гл. 7.
12
Там же. Гл. 6.
13
Там же. Т. 2. Гл. 15.
14
Там же. С. 160. Цит. по: Плутарх. О лике, видимом на диске Луны (De facie in orbe lunae).
15
Дютан. Происхождение открытий, приписываемых современности (Origine des découvertes attributes aux modernes). С. 167–168. Цит. по: Пифагор. Закон квадратов расстояний (Loi du carré des distances).
16
Там же. Т. 2. Гл. 10.
17
Там же. Гл. 8.
18
Там же. Гл. 9.
19
Там же. Т. 1. Гл. 7.
20
Агафий. О царствовании Юстиниана (De rebus justinis). Париж, 1660. [ПП] Вероятнее всего, имеется в виду De imperio et rebus gestis Justiniani.
21
[ПП] Математик и архитектор VI в. из Константинополя, более всего известный проектом собора Святой Софии.
22
Агафий. О царствовании Юстиниана (De rebus justinis). Гл. 4.
23
[ПП] Эрмий Созомен Саламинский, христианский историк V в.
24
Сент-Ив д’Альвейдр. Миссия евреев (La mission des juifs). Гл. 4
25
Ливий. История Рима от основания города (Ab urbe condita libri). Кн. 1. Гл. 31.
26
Плиний Старший. Естественная история. Кн. 2. Гл. 53. Кн. 28. Гл. 4.
27
[ПП] Мифический третий правитель Рима (673–42 гг. до н. э.), который предположительно умер от удара молнии в ходе неудачно проведенной им церемонии жертвоприношения в честь Юпитера Элисиуса.
28
[ПП] лат. «призывать».
29
Дютан. Происхождение открытий, приписываемых современности (Origine des découvertes attributes aux modernes). Т. 1. С. 275.
30
Овидий. Фасты. Кн. 3. Стихи 327 и 328. [ПП] «С неба, Юпитер, они тебя вызывают, и ныне “Вызванным с неба” зовут при возложении жертв» (пер. Ф. А. Петровского).
31
[ПП] Первый широкодоступный фотографический процесс, также известный как дагерротипия, был изобретен Луи Дагером в 1839 г. при содействии другого французского изобретателя Нисефора Ньепса.
32
Дютан. Происхождение открытий, приписываемых современности (Origine des découvertes attributes aux modernes). Т. 2. Гл. 3.
33
[ПП] Врач, географ и историк V в. до н. э.
34
Сент-Ив д’Альвейдр. Миссия евреев (La mission des juifs).
35
Дютан. Происхождение открытий, приписываемых современности (Origine des découvertes attributes aux modernes). Т. 2. Гл. 1; Сент-Ив д’Альвейдр. Миссия евреев (La mission des juifs). Гл. 4.
36
[ПП] Философ-материалист V в. до н. э., досократик, иногда называется отцом науки.
37
Фабр д’Оливе. Восстановленный еврейский язык (La langue hébraique restituée). Т. 2. С. 7.
38
[ПП] Фараон первой династии, правивший примерно за 5000 лет до н. э.; таким образом, Папюс предполагает примерно 17 000-летний возраст.
39
Или Манетон – египетский жрец III в. до н. э., автор «Истории Египта», снабженной списком правителей.
40
[ПП] Вавилонский историк и астроном III в.
41
Сент-Ив д’Альвейдр. Миссия евреев (La mission des juifs). С. 95.
42
La Franc-maçonnerie rendue a sa veritable origine (Масонство, возвращенное к своим истинным корням), 1814.
43
Histoire de la magie, de monde surnaturel et de la fatalité a travers les temps et les peuples (История магии, мира сверхъестественного и судьбы в разные эпохи и у разных народов), 1863.
44
La science du vrai (Наука истины). Paris: Dentu, 1884.
45
Прошу прощения у читателя за все эти цитаты, которыми перегрузил текст своего трактата, но я обязан на каждом этапе пути поддерживать сказанное мною мнением уважаемых людей. То, что я заявляю, многие считают настолько невероятным – хоть я понятия не имею почему, – что даже этот объем доказательств едва способен будет побороть их скептицизм и предрассудки.
46
Фабр д’Оливе. Золотые стихи Пифагора (Les vers dorés de Pythagore). С. 26–27.
47
[ПП] Феномен в философии – это то, что доступно чувственному восприятию; ноумен – это то, что может быть постигнуто только разумом.
48
См.: д-р Жерар Анкосс. Философская анатомия и ее направления (L’anatomie philosophique et ses divisions). Т. 1.
49
См.: По Эдгар Аллан. Эврика.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги