Мифов, в которых рассказывается о потерянном ребенке, так же много, как и сюжетов о божественном происхождении: о младенцах, которые были потеряны из-за сверхъестественных сил; о детях, покинутых умирающими родителями и вынужденных разбираться с ужасными мачехами (отчимами); о брошенных детях королевского происхождения, которых воспитывают ничего не подозревающие пастухи и рыбаки. Эти истории в равной степени показывают значимость как ощущения своего места в обществе, так и принадлежности к нему. Они рассказывают о том, что насколько сильно горит в нас искра Божественного ребенка, настолько же мы испытываем отделенность от мира. На определенном уровне рождение в мир может стать травмой, связанной с потерей Божественного дома, потустороннего мира: глубочайший опыт отсоединения (сепарации), которое закладывает чувство разобщенности и формирует наш путь обратно к целостности.
Говоря человеческим языком, любое игнорирование наших потребностей проживается как отвержение. Его спектр может варьироваться от неумышленного пренебрежения до жестокого обращения. Оно может проявляться как невнимание, игнорирование наших желаний или чрезмерная власть и подавление. То, что нам требуется – то, что нужно Божественному ребенку в нас, – чтобы нам безусловно радовались, чтобы мы были в безопасности во всех смыслах: физически, эмоционально, умственно, энергетически и духовно. Нам необходимо быть уверенными, что нас ценят, знать, кем мы являемся на самом деле и что те, кто заботится о нас и кормит, будут удовлетворять наши потребности и в то же время предоставят пространство, в котором мы сможем естественно и органично развиваться. Когда мы проживаем такой опыт в мире и в обществе, которое нас окружает, то можем соединиться с Божественным внутри нас, чувствуя поддержку и заботу, и так формируется взаимодействие с миром с позиций доверия.
Праздник возвращения Света известен человечеству тысячи лет и до сих пор по-разному отмечается по всему миру. В древности римляне отмечали эту игру порядка и хаоса праздником Сатурналий, проходивших с 17 по 23 декабря. Поздние римляне (середина III века н. э.) отмечали Dies Natalis Solis Invicti, что переводится как «день рождения непобедимого солнца», 25 декабря. Христиане, появившиеся примерно в то же время, 25 декабря отмечают Рождество. Индийский праздник Дивали отмечается самым первым в году. Фестиваль света проходит с октября по ноябрь в зависимости от лунного цикла. Однако индуисты также празднуют Панча Ганапати с 21 по 25 декабря. В эти дни чествуют Ганешу, Божественного сына Шивы и Парвати, который пережил ужасное испытание от руки отца и стал «устранителем препятствий». Ханука (иудейский праздник) приходится на период с конца ноября по начало января, его дата в большей степени определяется иудейским, а не григорианским календарем. День Святой Люсии (Скандинавия) отмечается 13 декабря. Донг Чжи (Китай), что переводится как «высшая степень зимы», – один из самых важных азиатских праздников, который отмечается в период зимнего солнцестояния. В Японии он известен как Тожи, во Вьетнаме как Донг Чи. Это также период почитания предков. Альбан Арфан – более современное название праздника зимнего солнцестояния у кельтских друидов. И, конечно, Йоль – норвежское название того же праздника. Шабе Ялда (Иран) означает «рождение» и отмечается в период зимнего солнцестояния. У индейцев хопи Северной Америки праздник зимнего солнцестояния называется Соял. Лас-Посадос (Южная и Центральная Америка), посвященный путешествию Марии и Иосифа в Иерусалим в поисках убежища, отмечается с 16 по 24 декабря. Самым современным из фестивалей, которые проходят в это время, является Кванзаа, основанный в Соединенных Штатах в 1966 году, проводится с 26 декабря по 1 января. Колядки (у славянских народов) празднуются чуть позже, примерно в православное Рождество 6 января.
В период зимнего солнцестояния, независимо от того, что происходило в минувшем году, у нас есть возможность начать все заново. Мы можем вновь порадоваться воссоединению с Божественным ребенком у себя внутри и снова преданно взращивать эту драгоценную искру в полностью реализованное и актуализированное «Я».
Манки, Джейсон. Маленькая книга Йоля. Woodbury, MN: Llewellyn, 2020.
Пешнекер, Сьюзен. Йоль. Ритуалы, рецепты и обряды в день зимнего солнцестояния. Woodbury, MN: Llewellyn, 2015.
Рэдиш, Линда. Старинная магия Рождества: святочные традиции самых темных дней года. Woodbury, MN: Llewellyn, 2013.
2. Скрытая ловушка зависимости
Все архетипические энергии Йоля, если смотреть на них через призму тени, проявляются в актуализации чувства потери и отделенности. Это чувства Божественного ребенка, забытого и лишенного всего: племени, места в жизни, сообщества. Здесь зима не радует своей чистой скрипучей красотой. Вместо этого она оставляет нас замерзать, бросая в холод и мрак внутренней пустоты. Когда ребенка внутри постоянно бомбардируют убеждениями о том, что он недостаточно хорош (или недостаточно умен, привлекателен), или что его чувства (идеи, мечты) не настолько важны, чтобы воспринимать их всерьез, или что его изначально не за что любить, создается фундамент для жизни, основанной на стыде и страхе. Это бесконечная, круглогодичная внутренняя зима.
С помощью зависимости мы стараемся компенсировать потерю связи с Источником (или собой), стараясь заполнить зияющую дыру в центре нашего существа чем-то материальным, будь то вещи или поступки. Но это не работает. Не может работать. Невозможно найти целостность и связь там, где их нет, а значит, мы никогда не почувствуем насыщения. Но мы продолжаем пытаться получить все больше и больше в этом опустошающем, саморазрушительном и потенциально опасном бесконечном цикле.
Модель луковицы, адаптированная под задачи психологии, представляет внутреннего ребенка, окруженного любовью и заботой, как ядро. Божественный ребенок – это истинная сущность, та, что несет в мир свет надежды и радости. Это самоощущение, которое должно находиться в самом центре нашего существа, однако мы крайне редко его проживаем. Когда мы руководствуемся чувством безопасности и доверия и знаем, что в нашем мире все хорошо, даже когда проходим испытания и встречаемся с препятствиями, полученный опыт создает связь с этой сущностью. Мы видим свет внутри, даже когда вокруг темно. Однако, ныряя в собственные глубины, вместо него мы встречаем плотный и болезненный слой стыда, который создает ложное убеждение, что мы изначально ущербны и, если кто-то откроет правду о том, кто мы есть, нас полностью и безоговорочно отвергнут. А это, в свою очередь, создает все новые и новые слои нездоровых адаптивных механизмов, которые сражаются за то, чтобы защитить нас от внутренней боли.
Первый слой защит показывает внутреннюю настройку на преобладающее переживание стыда. Это отражается в том, как мы видим свои эмоции, вытесняя те, которые неприятно и некомфортно проживать. Мы будем подробно разбираться с ними во втором цикле. В этом слое также отражаются наши базовые убеждения о себе и мире: считаем ли мы, что мир безопасен и принимает нас, реагируем ли на общество, которое основано на страхе и управляется им. Эта тема исследуется в четвертом цикле.
Следующий слой защит показывает больше внешних настроек на бессознательное использование механизмов, которые обеспечивают безопасность и гарантируют, что никто не подойдет слишком близко. Мы имеем широкий спектр защит, о которых вы узнаете в третьем цикле, те самые маски, также известные как субличности или персона. Обширное разнообразие этих «ложных личностей» подробно описано в пятом цикле.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Вдохновение – валлийский язык. – Здесь и далее примеч. пер.
2
Карл Юнг ввел разграничение между понятиями адаптированного «я» (маска или персона) и персонализированного «Я» (автономного и самостоятельного) с помощью маленькой и большой буквы «я». – Примеч. авт.
3
Кэмпбелл, Джозеф. Тысячеликий герой. С. 14.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги