banner banner banner
Магия Земли. Все тайны стихии в одной книге
Магия Земли. Все тайны стихии в одной книге
Оценить:
 Рейтинг: 0

Магия Земли. Все тайны стихии в одной книге

Подберите для себя эргономичную ручку, которой вам будет легко и приятно выводить слова. Поэкспериментируйте с ручками, добавьте цвета карандашными мелками, рисуйте картинки – проявите творческий подход. Оформляйте дневник таким образом, чтобы вам было интересно открыть его и почитать.

Экземпляр, который вы держите в руках, дает возможность делать заметки. Если вы похожи на меня, то, возможно, тоже очень бережно относитесь к приобретенным книгам. Иногда я разрешаю себе использовать книгу в качестве рабочего инструмента и получать удовольствие от такого формата работы. В данном случае то же самое я разрешаю делать вам. Пишите на полях страниц этой книги, используйте маркер и подчеркивайте строки. Проявляйте спонтанность и изобретательность при работе со своим экземпляром – пусть он сосуществует с вашим дневником как напоминание о ваших развивающихся отношениях со стихией Земли.

В качестве первого урока о Земле я предлагаю вам создать летопись Земли. Планета состоит из многих слоев горных пород и отложений, образующих сценарий ее геологического роста – подобным же образом можно рассказать о своем путешествии по этой книге. Делайте заметки о полученной информации и практической работе, описанной на страницах этой книги. Завершив работу, вернитесь и просмотрите то, что вы написали. Ищите в этих записях даже крупицы вдохновения и понимания.

Современные колдовские и языческие традиции часто называются «земными» путями. Это означает, что в центре религиозной, духовной и/или магической практики находится сама Земля. Такая практика может принимать разные формы: от планирования торжеств в честь природных событий и циклов до почитания Земли как божественного существа. Это божество часто считается женщиной, всеобъемлющей фигурой Матери-Земли. Именно эта связь с реальной, осязаемой и видимой землей вокруг нас привлекает многих людей к изучению этих традиций и их соблюдению.

Что приходит вам на ум, когда вы произносите слово «Земля»? Наша планета? Почва? Перед вашим мысленным взором возникают образы гномов или телеса плодовитых богинь, символизирующих материнское начало? Вы представляете себе зеленые, цветущие сады, изобилующие фруктами и овощами, или расщелины скалистых гор? Вы воспринимаете Землю как холодную и сухую стихию, как древние греки? Или визуализируете ее как единое сложное существо, живое и дышащее, которое называют Геей?

Поиск своего места на Земле (как стихии, родного дома или воплощения божества) начинается с осознания своего места на ней и построения отношений на этой основе.

Практика абсолютно любого колдовства или языческого пути только выиграет, если вы уделите время настройке на естественные энергии Земли вокруг вас и формированию гармонии и общению с силами, действующими в вашем окружении.

Это не так страшно, как может показаться. Первым делом подумайте о месте, в котором вы живете.

Вообразите, что к вам приезжает группа исследователей из другого города. Один из ваших гостей практикует ведьмовство. Он не меньше вашего хочет установить связь с почвой, на которой стоит ваш дом. Представьте себе ваш разговор, если бы этот человек начал задавать вам такие вопросы.

1. Что вы можете рассказать о геологии этой местности? Подумайте о земле, на которой мы стоим: это рыхлая песчаная почва или твердая утрамбованная глина? Этот район находится в пойме реки или на склоне гранитной горы?

2. Есть ли у него какие-то примечательные географические особенности? Есть ли здесь горы, реки или леса, определяющие эту местность? Какие у них названия?

3. Кем были первые жители этого района? Какие коренные народы населяли этот регион до того, как произошло его заселение пришлыми народами? Вы являетесь представителем коренного населения или поселенцев?

4. Назовите местные древние священные места. Есть ли поблизости стоячие камни, священные колодцы, курганы из камней или земли? У них естественное происхождение или они рукотворны? Кто их построил и с какой целью?

5. Что известно местным жителям о духах Земли или сверхъестественных существах? По всему миру ходят истории о других существах, которые населяют ландшафт и влияют на людей, животных и землю.

6. Назовите три местных дерева/цветка/лекарственных растения. Эта задача может оказаться непростой для вас, поскольку нас часто окружают растения и деревья, которые были завезены в наш район и так хорошо прижились, что создается впечатление, будто они были здесь всегда.

7. Назовите трех местных животных/птиц/рыб. Даже в больших городах животные находят способ обустроить свои жилища.

8. В какую примерно календарную дату фактически наступает тот или иной сезон? Это не обязательно синхронизировано с солнцестояниями или равноденствиями. Попытайтесь точно определить, когда, скорее всего, происходит смена времен года.

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы проверить себя и посмотреть, насколько вы осведомлены об источнике местных природных богатств и понимаете ли вы, как сочетаются особенности вашего местного ландшафта. Мы используем эти природные богатства и наш ландшафт не только в повседневной мирской жизни, но и в нашей магической практике. Поэтому для нас имеет смысл узнать о том, какие здесь есть ресурсы и откуда они взялись.

Запишите этот список вопросов в свой дневник. Ответьте на максимально возможное количество вопросов, не проводя никаких исследований. Когда запишете ответы в соответствии с имеющейся у вас в настоящий момент информацией, еще раз взгляните на вопросы. На этот раз используйте любые удобные для вас инструменты исследования, чтобы заполнить все пробелы, которые остались у вас, и исправить все ошибки. По мере постепенного роста вашей осведомленности следите за своим прогрессом и делайте заметки обо всех полученных сведениях. Оказавшись в новом месте, вновь просмотрите этот список вопросов.

Цель этой книги состоит в том, чтобы представить читателям информацию и методы, которые могут укрепить их связь со стихией Земли. Я настоятельно рекомендую вам во время чтения книги претворять в жизнь изложенные в ней упражнения, ритуалы и предложения. Изготовление вещей, приготовление продуктов и напитков, заземление и центрирование, заклинание божеств, ведение дневника, осознанная практика магии – все это формирует чувственный, тактильный опыт, вызывающий заметные изменения как вокруг, так и внутри нас. Если вы проделаете все это с учетом подмеченных закономерностей и сезонных перемен вокруг вас, а также того, как они связаны друг с другом, вам будет проще составить собственное мнение о том, как магия Земли влияет на нашу жизнь.

Часть I. История, фольклор и миф

Глава 1. Земля в разных эпохах и культурах

В первой главе мы рассмотрим некоторые из разнообразных проявлений стихии Земли и их влияние на магические и духовные практики людей. На первичном уровне Земля – это наша планета, наш родной дом. Люди во все времена пользовались землей в ремесле и сельском хозяйстве, создавая вещи и продукты для полнокровной жизни, а также предметы поклонения, олицетворяющие наши ценности. На символическом уровне Земля олицетворяет стабильность, заземление и близость к природе. Она соотносится с материализмом и физическим проявлением мыслей, поступков и желаний.

Сотворение мира

Уже на заре своей земной истории люди пытались понять и объяснить, как возникла наша планета. Они рассказывали истории и придумывали мифы, стараясь постичь, описать и обуздать все вокруг, мир людей и существ. Мифы о сотворении мира являются отправной точкой культурных воззрений на мир. Они формируют общий язык, символы и идентичность для группы придумавших их людей. С момента зарождения устного творчества на Земле появилось бесчисленное число культур, распространившихся по всему миру и разделенных временем и пространством. В то же время мифы этих культур о том, как была создана планета Земля, содержат аналогичные темы, подтверждающие ряд примечательных сходств.

В своей книге «Сотворение и продолжение рода: феминистские размышления о мифологиях космогонии и родов у человека»[2 - Weigle M. Creation and Procreation: Feminist Reflections on Mythologies of Cosmogony and Parturition.] профессор Марта Вайгл, антрополог и фольклорист, подробно описала девять существующих различных типов мифов о сотворении мира.

1. Приращение или соединение: классические стихии каким-то образом объединяются для созидания.

2. Выделение: телесные жидкости божественной сущности проявляют творение.

3. Жертвоприношение: жертва, принесенная неким божеством, запускает творение.

4. Разделение или плод брачных отношений: мифы описывают сексуальное слияние, появление мира из яйца или разделение частей Вселенной.

5. Ныряние за землей: некое божество или существо погружается в воду, чтобы извлечь из нее материал, из которого будет сотворена или воскрешена Земля.

6. Возникновение: первые обитатели Земли приходят из другого места, чтобы создать наш мир.

7. Два творца: мир создан двумя божествами, сотрудничающими или соперничающими.

8. Deus faber: «Бог-Создатель». Мир создан божеством как произведение искусства.

9. Ex nihilo: «Из ничего». Божество создает мир повелением или волевым усилием.

В таких мифах сотворение нашего мира описывается одной из этих девяти концепций или их сочетанием. Одним из наиболее распространенных представлений о сотворении мира является ныряние за землей. Эта тема бытует в Восточной Европе, Сибири, северо-восточной Индии и Северной Америке.

В этих столь не похожих друг на друга культурах мы слышим истории о самых разных существах, ныряющих в бескрайние океаны мира, лишенного суши, чтобы поднять со дна какую-то материю и сформировать среду, в которой могут жить люди и животные.

Легенда о Небесной женщине у ирокезов, или хауденосауни («люди длинного дома»), как они сами называют себя, является примером такого сюжета. У этого мифа много вариантов, но все они содержат одни и те же земные темы, в которых мы видим Небесную женщину как создательницу, мать и богиню.

НЕБЕСНАЯ ЖЕНЩИНА

В давние времена мир был покрыт только водой и населен водными существами и птицами, которые могли летать над ним. Высоко над водой жили Небесные люди. Небесная женщина поняла, что она беременна двойней. Затем она споткнулась и провалилась в яму. Хватая на ходу семена и корни, она начала падать в воду. Там, внизу, водные животные и птицы увидели свет, льющийся из отверстия в небе, и падающую фигуру Небесной женщины. Животные собрались и поговорили о том, как можно помочь этой женщине. В итоге к ней послали птиц, чтобы они спустили ее вниз. А Черепаху попросили дать ей безопасное место для приводнения. Спустившись, Небесная женщина стала всех благодарить за оказанную помощь, но ей нужна была земля, на которой она могла жить. Тогда животные одно за другим начали приносить ей по горсти земли, для чего они ныряли глубоко в воду в поисках ила на дне. В конце концов какому-то животному (одни говорят, что им была Ондатра, другие называют Выдру, третьи – Жабу) удалось всплыть с полным ртом ила. Небесная женщина положила ил на спину Черепахи и принялась петь и танцевать. Она посадила семена и корни, за которые ухватилась, когда падала. Пока она пела и танцевала, ил рос и расползался, формируя сушу, которую мы теперь называем Черепашьим островом (или Северной Америкой, как называют его некоторые). Родившиеся близнецы начали ссориться и соперничать. При этом создался наш мир, а Земля обрела равновесие. Затем были сотворены люди, чтобы заботиться о Земле, поддерживать сложившееся равновесие и служить Матери-Земле.

Доисторическая эпоха

Сама Земля стала прибежищем и местом общения для наших далеких предков, которые использовали в качестве жилищ пещеры. Доказательства проживания людей в пещерах находят по всему миру: от Австралии до Европы, Африки и Северной Америки.

Присутствие людей в пещерах подтверждается оставленными ими артефактами и произведениями искусства. В пещерах Альтамира в Испании изображения лошадей и бизонов были нанесены охрой и углем и сохранились вместе с отпечатками рук художников, которые сделали их более 35 600 лет назад. В Лаас-Гаале, в Сомали, коровы в своего рода церемониальных накидках, жирафы и одомашненные собаки сопровождают фигуры людей на рисунках, которым, по оценкам специалистов, от 11 000 до 5000 лет. Скальные прибежища Бхимбетки в Индии хранят множество изображений, одни из которых сделаны 12 000 лет назад, а другие относятся к Средневековью. На этих рисунках можно разглядеть таких животных, как тигр, бизон, обезьяны, слоны и антилопы, а также сцены танцев, охоты и сбора меда.

Самый известный образец пещерной живописи находится недалеко от деревни Монтиньяк на юго-западе Франции. Пещерный комплекс Ласко славится изображениями оленей, зубров, бизонов, лошадей и горных козлов. Рисунки сделаны в период палеолита, от 17 000 до 15 000 лет до н. э. Стены украшают более шестисот изображений, в том числе быка длиной 5,2 метра. Благодаря этому обстоятельству нарисованный бык стал самым крупным изображением животных из всех, когда-либо найденных в пещерах.

Высокая степень художественного мастерства и детализации рисунков, характерная для пещерной живописи, указывает на то, что у художников и сообществ, которые они представляли, были важные причины для таких хлопот и старания.

Работать в темной пещере, освещенной одними кострами, было трудно. Некоторые рисунки во многих найденных образцах пещерной живописи находятся высоко над головой или в неудобных, труднодоступных местах. Мы можем только догадываться о том, для чего были сделаны эти картины. Теоретически они могли иметь ритуальное или религиозное значение или представлять собой некую форму симпатической магии для обеспечения успешной охоты. Что бы ни двигало этими художниками, появление таких произведений искусства в столь многих и разных уголках мира указывает на присущее человеку желание укрыться в пещере и оставить в ней свидетельство своей связи с землей и животными.

Древнегреческие философы верили, что все в мире состоит из того, что мы сейчас называем четырьмя классическими стихиями, то есть из Земли, Воздуха, Огня и Воды. В какой-то момент они добавили пятую стихию – Эфир, или Дух. Вышедшие из этого учения символы и соответствия дошли до наших дней и до сих пор упоминаются как магами, так и учеными.

В средневековый период христианство вытесняло язычество во многих частях мира. Как мы знаем, «историю пишут победители», поэтому многое из того, что мы знаем о дохристианских обычаях, культах и религиях народов, прежде чем попасть на страницы истории, прошло через фильтр христианства. К тому же летописи составляли в основном мужчины, которые смотрели на мир с точки зрения своего пола. Книги предназначались для немногих избранных, у которых были деньги и особые права, позволявшие научиться читать и писать, получить образование. Учебные заведения были недоступны для женщин и простолюдинов, которые продолжали хранить народные традиции и обычаи. Значительная часть связанных с Землей преданий об этих практиках и верованиях сохранилась в фольклоре или была добыта археологами и учеными в работе с материальными останками древности и с устными преданиями, передаваемыми из поколения в поколение.

Практика алхимии не только жила, но и процветала в этот период, и среди образованной элиты были люди, объединявшие познания в области науки и философии с мистическим взглядом на мир. Алхимики экспериментировали с идеей о том, что все на земле состоит из определенного сочетания четырех классических стихий, и верили, что, если найти способ правильно объединить их, можно создавать что угодно. Атмосфера секретности и таинственности в ремесле алхимиков привлекала к ним внимание не только тех, кто был неравнодушен к оккультизму, но и подозрительных параноиков из католической церкви. Наследием этого учения для современных ведьм и язычников стала система магических соответствий, приписываемых стихиям, которая по сей день признается и используется практикующими многих традиций.

К концу XVII века средневековые суеверия уступили место новому типу мышления, приверженцы которого начали подвергать сомнению господствующие догмы и выражать недоверие деспотическим властям. Эти новые воззрения в эпоху Просвещения вызвали масштабные социальные изменения и в конечном итоге привели к революциям во Франции и Америке. В то же время в европейском и североамериканском обществах начали набирать популярность тайные общества масонов, иллюминатов, розенкрейцеров и др. Эти организации сочетали в себе секретность, эзотерическую мудрость, иерархичность, обрядность, новые парадигмы, а также «социальные лифты» внутри своего ордена. Эти концепции и структуры легли в основу раннего языческого возрождения, поскольку многие из основателей раннего колдовства и языческих движений либо были членами этих организаций, либо вдохновлялись ими. Эти организации также отвечали за строительство зданий для проведения собраний и за издание книг для своих членов. И хотя эти книги были доступны лишь небольшому кругу читателей, они возвещали будущее всем интересующимся оккультной литературой.