Книга Исповедь военного музыканта. Книга II. Военная служба в Хабаровске. Воспоминания - читать онлайн бесплатно, автор Вадим Хитцов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Исповедь военного музыканта. Книга II. Военная служба в Хабаровске. Воспоминания
Исповедь военного музыканта. Книга II. Военная служба в Хабаровске. Воспоминания
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Исповедь военного музыканта. Книга II. Военная служба в Хабаровске. Воспоминания


Позже, когда аудиозаписей оркестра, сделанных в первые годы моей службы в нём, накопилось много, из них была составлена аудиомагнитная кассета.

В течение 1996-го и 1997-го годов было много как сценических, так и уличных выступлений оркестра. К примеру, мы очень часто, как в эти, так и в другие годы моей службы, играли около центрального входа в театр музыкальной комедии перед началом разных торжественных собраний, проводившихся в нём в кануны разных праздников.


Вот один из снимков, подтверждающих вышенаписанное. Он увековечил образы тех, кого уже нет в этом мире. Среди таковых – ветеран оркестра Валерий Николаевич Лаврентьев, лучший баритонист ДВО (слева во втором ряду), саксофонист-альтист Александр Соломанин (за мной в тёмных очках), Олег Шепелев (кларнет; рядом со мной), Владимир Прохоренко (гобой; первый после флейт), заслуженный артист РФ Альберт Басыров (труба, исполнял партию первого корнета; между двумя саксофонистами в третьем ряду).


Из сценических выступлений оркестра мне больше всего вспоминаются концерты для ветеранов, которые мы давали в ОДОРА перед Днём защитника Отечества или перед Днём Победы.


Один из концертов в ОДОРА для ветеранов (февраль 1997 г.) За дирижёрским пультом – военный дирижёр оркестра, подполковник Трунов М. М. Партию первого фагота исполняет концертмейстер группы фаготов, прапорщик Вячеслав Кузнецов (впоследствии – старшина оркестра).


В сопровождении оркестра штаба ДВО поёт солист Ансамбля песни и пляски ДВО Вячеслав Кринов.


Звучит песня «Ветераны» (Н. Лошманов – М. Матусовский). За дирижёрским пультом – начальник оркестра, подполковник Бадрутдинов Т. М., солист – Владлен Павленко (помимо службы в оркестре Влад ещё был актёром Хабаровского театра музыкальной комедии, где дослужился до заслуженного артиста РФ и лауреата театральной премии «Золотая Маска»; в июле 2011-го года погиб во время учебного полёта в частной авиашколе в Чехии).1


В 1999-м году, в конце мая, когда Хабаровск традиционно празднует день своего основания, конкретно 29-го числа произошло событие, весьма значимое для истории города: на Набережной р. Амур им. Адмирала Невельского Г. И. был открыт памятник выдающемуся отечественному писателю-романисту, 10 лет прожившему в Хабаровском крае, Николаю Павловичу Задорнову. Он был создан по инициативе детей писателя, сатирика Михаила Николаевича Задорнова и его сестры Людмилы Николаевны, которых поддержали администрации города и края, Хабаровская организация Союза писателей РФ. Автор памятника – член Союза художников РФ Владимир Филиппович Бабуров. И военный оркестр штаба ДВО сопровождал эту церемонию.


Участники церемонии открытия памятника Н. П. Задорнову в Хабаровске. Слева направо: писатель-краевед Всеволод Петрович Сысоев, писатель Николай Дмитриевич Наволочкин, заместитель главы администрации Хабаровского края Ирина Ивановна Стрелкова, сын Н. П. Задорнова, писатель-сатирик Михаил Николаевич Задорнов, и его сестра Людмила Николаевна.


Писатель, автор романа «Амурские вёрсты» Николай Дмитриевич Наволочкин читает свои стихи, посвящённые Николаю Задорнову.


Выступление сына писателя, известного писателя-сатирика Михаила Николаевича Задорнова.


Военный оркестр штаба ДВО сопровождает церемонию открытия памятника. Рядом с первой шеренгой стоит военный дирижёр оркестра, подполковник Трунов Михаил Михайлович (ныне заслуженный артист РФ, профессор Института военных дирижёров Московского военного университета, полковник в отставке). Правофланговый лироносец в первой шеренге – автор этого повествования.


В июле 1999-го года оркестр по приглашению администраций Магаданской области и самого областного центра, а также командования Магаданского гарнизона ездил в служебно-творческую командировку для участия в мероприятиях, посвящённых 60-летию основания столицы Колымского края. Этому предшествовали события, о которых речь пойдёт ниже.

Однажды, приблизительно в марте 1999-го года, в начале репетиции военный дирижёр оркестра сообщил:

– Товарищи музыканты, через час нас послушать придёт генерал-майор. Когда он зайдёт в студию, нужно будет встать.

Встать – так встать, не вопрос. Дирижёр провёл первый час репетиции и дежурный объявил перерыв. После перерыва, ровно в 10.00 ч, оркестр снова сидел в студии. Только мы подняли инструменты для того, чтобы по жесту дирижёра начать игру, открывается дверь студии и входят начальник военно-оркестровой службы ДВО и с ним обещанный генерал-майор, полный дяденька, среднего роста, с тёмными, по-офицерски подстриженными, волосами, круглым лицом и такими же тёмными, как и волосы, усами. Мы по команде встали. После того, как генерал занял приготовленный для него стул, дирижёр поднял руки, взмахнул и мы заиграли. Что мы играли, не осталось в памяти. Но сыграли два-три произведения. Генерал сидел, слушал и балдел от удовольствия.

Когда мы закончили наш мини-концерт, он встал и, поблагодарив нас, сказал:

– Я – начальник Магаданского гарнизона. Мне очень понравилась ваша игра и я приложу все усилия, чтобы ваш замечательный коллектив пригласили в Магадан на празднование 60-летия основания города.

И, снова сказав нам «спасибо» и попрощавшись, он в сопровождении подполковника А. А. Пахомова покинул студию.

А через некоторое время нам пришёл приказ Командующего о командировке в Магадан.

Там мы сопровождали праздничное шествие горожан, выступали на центральном стадионе Магадана в сборном торжественном концерте, дали свой концерт на одной из центральных улиц города.


«Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат…» (В. В. Маяковский). Одной из моих мимолётных детских мечт была стать лётчиком. Им я не стал, но посидеть несколько минут в кабине военно-транспортного самолёта Ан-12 перед вылетом оркестра в Магадан мне разрешили.


Военный оркестр штаба ДВО перед началом праздничного шествия жителей Магадана в честь 60-летия основания города.


Настройка оркестра перед началом концерта в Магадане (июль 1999 г.).


Для нас по окончании этого концерта организовали посещение мемориального музея-квартиры патриарха отчественной эстрады Вадима Алексеевича Козина. Директором и хранительницей музея была тогда его вдова Дина Акимовна Климова. Она нам очень интересно рассказала о жизни певца, о её магаданском периоде. И всегда свой рассказ иллюстрировала записями Вадима Алексеевича. Поведала она нам и о том, кто бывал у Козина из знаменитых тогда артистов. Одним из таких посетителей, как рассказала директор музея, был Александр Малинин. Дальше речь пошла вот о чём. Малинин пришёл к певцу с гитарой, попел Козину песни своего репертуара. А Вадим Алексеевич в своё время аккомпанировал себе на фортепиано и кое-какие песни своего сочинения записал в бытовых условиях на плёнку бобины. Дина Акимовна нам демонстрировала эти записи. И между двумя певцами, старым и относительно молодым, возник такой диалог:

– А могли бы Вы что-то спеть под аккомпанемент на фортепиано?

Этот вопрос ввёл Малинина в замешательство. Мэтр застал его врасплох. Ему ничего не оставалось делать, как ответить:

– Вадим Алексеевич, я никогда не аккомпанировал себе на фортепиано и не умею этого делать?

– Тогда какой же Вы певец, раз не владеете игрой на фортепиано и не можете саккомпанировать себе на нём?

Вот такая история.

Мы получили от Дины Акимовны буклеты о выдающемся русском певце.

В предпоследний день нашего пребывания в Магадане руководство города организовала для нашего коллектива большой банкет.

А в день обратного вылета в Хабаровск мы с одним из моих старших сослуживцев, пробудившись пораньше, посетили городское кладбище, где побывали у могилы Вадима Козина.


Военный оркестр штаба ДВО в мемориальном музее-квартире Вадима Алексеевича Козина (г. Магадан).


С одним из старших сослуживцев, заслуженным артистом РФ Владимиром Ивановичем Беловым, у могилы В. А. Козина (г. Магадан).

Композиторское творчество в первые годы службы в Хабаровске

Моё композиторское творчество в Хабаровске неразрывно связано со взаимодействием с литературной общественностью этого города. Началось оно вот с чего. Однажды я, будучи ещё солдатом, получил из Владивостока письмо от моего давнего знакомого. Среди прочего он мне писал: «Недавно ко мне заезжал мой студенческий товарищ, учившийся на факультете иностранных языков. Зовут его Миша Корчмарёв. Он переводит стихи с пяти языков, а знает гораздо больше. Пишет также и собственные стихи. Рекомендую тебе познакомиться с ним. Ты можешь с ним созвониться или зайти к нему». Были указаны контактные данные упомянутого товарища. Мало того, к письму был приложен «Литературный листок вольных поэтов Хабаровска», издававшийся литературным объединением им. П. Комаровым, которым в то время руководила Галина Николаевна Ключникова, интересная хабаровская поэтесса. Он был посвящён поэтическим переводам Михаила. В нём моё внимание привлёк перевод из Сервантеса Сааведры. Однажды я приготовил нотную бумагу и карандаш, сел за рояль, стоявший в репетиционной студии, поставил перед собой этот листок и спел этот перевод на ту мелодию, которую в ней услышал. И сразу эту мелодию записал.

Когда у меня появилась возможность днём выходить в увольнения (в период помощи театру музкомедии), я перед одним из таких выходов созвонился с Михаилом, рассказал ему, кто я и по чьей рекомендации звоню и мы договорились, когда и к которому часу я зайду.

Встреча состоялась. Я сообщил Мише, что сочинил мелодию к его переводу. Его это заинтересовало. Он подарил мне коллективный сборник стихов хабаровских авторов, в котором была и его подборка, и пригласил меня как-нибудь посетить одно из занятий ЛИТО, проинформировав, где собирается объединение, по каким дням и в какое время.

Я стал с нетерпением ждать возможности такого визита. И она возникла. Я в форме, на обратном пути в часть, зашёл в здание по адресу пер. Дьяченко, 7 к тому времени, которое мне назвал мой новый знакомый и новый соавтор. Перед началом занятия я подошёл к руководителю ЛИТО и представился.

– Здравствуйте. Меня зовут Вадим Хитцов. Я по специальности фаготист и занимаюсь композиторским творчеством. На днях я написал музыку на перевод Михаила Корчмарёва и хотел бы спеть получившуюся песню, тем более, что автор перевода здесь.

– Здравствуйте. Очень хорошо. А на какой перевод Вы сочинили мелодию? – И я показал листок с этим переводом.

– Ах, вон как. Ну, тогда возьмите ещё вот эти листки. Может, что-то для себя и в них найдёте.

И Галина Николаевна вручила мне ещё несколько изданий «Листка». Сказав при этом, что пригласит меня к пианино перед окончанием занятия. Когда этот момент настал, она объявила:

– Друзья, сегодня у нас гость: военный музыкант и композитор Вадим Хитцов. Он написал музыку на перевод Миши Корчмарёва из Сервантеса Сааведры и хочет нам это произведение спеть. Я его приглашаю к инструменту, а мы с вами послушаем.

Я исполнил песню, которую уже успел выучить наизусть. Присутствовавшие на занятии стихотворцы наградили меня аплодисментами.


Михаил Корчмарёв.


Галина Николаевна Ключникова.


Хочу сказать, что Хабаровск был хорошим местом для творчества. Там я написал много песен, которые записывались на CD, исполнялись со сцены, звучали во всеуслышание на городских мероприятиях, издавались в книгах, публиковались в местной периодике. Ещё один случай, связанный с моим творчеством, произошёл во второй половине 1995-го – начале 1996-го годов.

Иду я однажды по ул. Ленина в районе Дальэнергомаша и вижу большое объявление о том, что набираются люди для участия в очередном конкурсе молодых исполнителей эстрадной песни и танца «Тайна. Талант. Виктория» или, попросту, «TTV», который проводился в Доме культуры судостроителей (ныне Дворец культуры и спорта «Русь»), что напротив кинотеатра «Восход» в районе 56-й школы. Были указаны возрастные градации участников и контактные данные, под которые я подпадал. А у меня тогда была написана песня «Ночь» на стихи Андрея Деменцова. И я принял для себя решение попытать счастья.

Выбрал время, приехал в ДКС, представился кому следовало, сказал, что я насчёт участия в конкурсе. Меня послушали и объяснили, что конкурс проводится в два полуфинала, победители которых проходят в финал и соревнуются в нём. Мне предложили принять участие во втором полуфинале, а до этого позаниматься с педагогом постановкой голоса. Этим педагогом стала будущая директор этого учреждения Оксана Михайловна Блонская. Музыкальным руководителем Дома культуры был в то время Андрей Петрович Скворцов, с коим мы общаемся по сей день. Он аранжировал мою песню. И занятия начались.

В феврале 1996-го года полуфинал с моим участием состоялся. Но в финал я не вышел. Хотя через несколько лет мне было командованием оркестра поручено заменить одного из моих старших коллег, народного артиста РФ Вячеслава Трофимовича Захарова, в жюри фестиваля военно-патриотической песни «Аты-баты» (он в гарнизоне проходил на нескольких концертных площадках и военнослужащие частей, дислоцировавшихся в южной части города и в ближайших южных пригородах, выступали в Доме культуры судостроителей). И у меня это получилось.

А в конце ноября этого же года в Хабаровске прошёл очередной пленум Дальневосточной организации Союза композиторов РФ. На концертах пленума я открыл для себя творчество композитора, который не участвовал во владивостокском пленуме 1989-го года и чья музыка из-за этого тогда не звучала. Это заведующий музыкальной частью Хабаровского театра юного зрителя, член Союза композиторов РФ, избранный на хабаровском пленуме председателем организации, Александр Вячеславович Новиков. Меня настолько покорила его музыка, что я возгорелся желанием побывать у него на консультации и показать ему свои сочинения. Подойдя к нему после концерта камерной и хоровой музыки, я обратился к композитору с такими словами:

– Здравствуйте. Меня зовут Вадим Хитцов. Я служу в военном оркестре штаба ДВО и тоже занимаюсь композиторским творчеством. Мне очень понравилась Ваша музыка и я бы хотел показать Вам свои произведения.

– Здравствуйте. Я рад, что моё творчество произвело на Вас положительное впечатление. Меня зовут Александр Вячеславович, я служу в ТЮЗе. Запишите мой номер телефона, позвоните мне как-нибудь и мы договоримся, когда нам там встретиться.

Я через несколько дней позвонил ему. Он мне сказал, когда и к которому времени подойти. Когда настал этот день, я взял свои нотные тетради с фортепианными пьесами, романсами, песнями, и приехал в ТЮЗ. Поиграл маэстро Новикову свои произведения и услышал его такой отзыв:

– Мелодический дар у Вас, несомненно, есть. Это и хорошо, и одновременно – плохо. Почему плохо? Он мешает Вам быть оригинальным. А Вы этого, и это ощущается, боитесь. Не бойтесь быть оригинальным. Если Вы хотите поступать в консерваторию, я подскажу Вам, что нужно написать для показа там. А если у Вас такого намерения нет, то у Вас и безо всяких консультаций будут свои почитатели.

Я подумал несколько минут и сказал, что неплохо было бы показаться в Новосибирской консерватории его профессору Юрию Павловичу Юкечеву.

На что мне Александр Вячеславович ответил:

– Тогда вот что. Напишите историю для фортепиано (вместо слова «пьеса» он употреблял слово «история» – В. Х.), пару разнохарактерных историй для своего инструмента с фортепиано, историю для хора или струнного квартета, чтобы не аккородового склада, а с самостоятельными партиями у каждого голоса. Можно написать вокальный цикл.

Я принял решение поехать в Новосибирск летом 1997-го года. Это давало мне время для выполнения рекомендаций Новикова. И таким образом на свет появились пьеса «Памяти Эдисона Денисова» (название придумал года два назад) для фортепиано, две пьесы для фагота и фортепиано – «Лирическая пьеса» и «Скерцо», миниатюра для смешанного хора на стихи Давида Самойлова «Сад» (в основу этой миниатюры легла мелодия, сочинённая мной в 1987-м году) и вокальный цикл «Август» для сопрано и фортепиано на стихи Елизаветы Стюарт. Когда всё это было готово, я попросил Новикова послушать всё это и сказать что-нибудь.

Мы снова встретились. Он послушал. Не помню, что он мне тогда сказал, но одобрил и порекомендовал с этим и ехать. В июне я отправился в Новосибирск, но подробнее об этой поездке я расскажу ниже.


Композитор Александр Вячеславович Новиков (1952—2009).


В сентябре 1997-м году, когда был уже написан, аранжирован и записан детский буги-вуги «Травка – это розочки» на стихи Лилии Макаровой, которые я нашёл в сборнике «Шанс», меня автор этих стихов пригласила поучаствовать в радиопередаче ДВТРК «Под часами с кукушкой». Это был целый цикл разнотематических передач. Имени автора и ведущей этого цикла я, к сожалению, не помню. В той передаче, на которую меня пригласила Лилия Васильевна, предполагалась беседа о любви как душевном чувстве. Каждый из участников передачи делился своими рассуждениями о любви и пониманиями этого чувства. Когда очередь в ходе этой беседы дошла до меня, я предложил послушать эту песню. Так моя музыка впервые прозвучала в радиоэфире.


Лилия Васильевна Макарова.


Со временем я познакомился с такими авторами, как Валерий Алёшин, Николай Кабушкин, Лада Магистрова, Мария Дечули, Борис Сухаров, Андрей Деменцов. На стихи последнего я написал две песни. Оба стихотворения мне попались в «Литературном листке». И обе песни получились лирическими. Однажды я на одном из занятий ЛИТО спел их автору стихов (я с первого визита на ЛИТО постоянно там показывал вновь написанные песни на стихи хабаровских стихотворцев). Андрею больше понравилась песня «Ночь» (вторая называется «Вам… (признание в любви)»).

Тогда в Хабаровске жил ещё поющий поэт Андрей Земсков, с которым я тоже был знаком. Знакомство наше состоялось на фестивале авторской песни 1990-го года в Благовещенске. Мы даже по домам, как оказалось, поехали из Благовещенска одним поездом. С тех пор поддерживали общение. Пока Андрей жил в Хабаровске, я иногда заезжал в гости к его бабушке, у которой он жил, мы обменивались новостями, делились друг с другом новыми песнями. Но о тех авторах, кто посещал ЛИТО, он был весьма нелестного мнения. Однажды я ему показал один из «Литературных листков», на что он мне сказал:

– Совершенно правильное название – «Листок вольных поэтов Хабаровска». Они вольны быть поэтами, а вольны не быть ими.

И на его стихи у меня тоже есть три песни. Хотя сам автор стихов их уже исторгнул из перечня своих работ, одна из этих песен, «Время ожидания дождя», периодически звучит в исполнении моего владивостокского знакомого, познакомившего меня с М. Корчмарёвым, Юрия Белозёрова. Вторую из этих песен, «Мне бы пудрой снег по полю», я всегда пою сам. В конце 2001-го года она мне принесла 1-е место в конкурсе самодеятельной песни «Споёмте, друзья», проводившемся управлением Северного административного округа Хабаровска.

В начале 1999-го года ДВТРК провела Первый радиофестиваль авторской песни «Серебряный аккорд». Я и в нём принял участие. Стал по результатам дипломантом.

Участие в самодеятельном ансамбле немецкой песни

Не помню, в каком конкретно году, но в конце 1990-х годов я был приглашён своей студенческой приятельницей Жанной Федорченко (впоследствии – Добросоцкой) в состав самодеятельного ансамбля немецкой песни «Vogelein» Центра немецкой культуры КОРН (Краевое общество российских немцев), который ей поручили организовать (она работала пианисткой в евангелическо-лютеранской общине Хабаровска, а все прихожане общины были членами этого общества. У читателя может возникнуть вполне ожидаемый вопрос: а каким боком я отношусь к немцам? Отвечаю сразу. Кровной принадлежности у меня к этой нации нет, но интерес к её языку и культуре возник с самого начала изучения немецкого языка, то есть, как я писал в одной из глав первой книги «СТАНОВЛЕНИЕ», в четвёртом классе общеобразовательной школы. Так вот я, ни мгновения не раздумывая, принял приглашение моей приятельницы.

Основу репертуара составляли, конечно же, немецкие песни, но мы включали в него и нанайские, и украинские песни. Выступали мы на Днях национальных культур, проводившихся в Хабаровске, Днях национальных кухонь. Однажды нас пригласили выступить на краевой конференции учителей немецкого языка.

В 2000-м году КОРН собирался отметить 10-летие своего существования и его президент Лев Иосифович Энграф с руководительницей ансамбля заблаговременно обратились ко мне с одной просьбой:

– Вадик, ты можешь написать гимн КОРНа? Есть стихи для него.

– Можно попробовать, если стихи зацепят. А где они?

– На следующую репетицию придёт их автор. Мы её попросим взять текст с собой.

– Хорошо, посмотрю.

На следующую репетицию пришла автор этого текста, Инна Фирсова. Нас познакомили и она дала мне листок с этими стихами. Я почитал, сел за пианино и попытался спеть под торжественную мелодию, навеянную метроритмом и содержанием стихов. Хорошо, что с собой была нотная бумага. Я быстренько записал мелодию и потом уже постепенно сочинил партию фортепиано. Потом на одной из репетиций ансамбля показал всем соучастникам. Музыка понравилась и мы гимн взяли в работу. Мой бывший сослуживец Денис Савченко сделал его аранжировку, не сохранившуюся до наших дней, к сожалению. И мы стали учить под минусовку.

10-го апреля 2000-го года в кинотеатре «Совкино» состоялось празднично-торжественное мероприятие, а на нём – премьера этого гимна. Мы с автором стихов получили благодарственные письма за создание этого произведения.


Ансамбль немецкой песни «Vogelein» выступает на праздновании 10-летия Краевого общества российских немцев (г. Хабаровск, 10. 04. 2000 г.).


Выступление ансамбля «Vogelein» на краевой конференции учителей немецкого языка (г. Хабаровск, Дом работников народного образования, 14. 03. 2002 г.).


Я с удовольствием взаимодействовал с Центром немецкой культуры и помимо участия в ансамбле. Когда меня приглашали выступить на том или ином мероприятии сольно, я не отказывал. И хочу сказать, что у меня написано четыре немецкоязычных песни, первую из которых, «März», я написал на стихи И. В. Гёте ещё в студенческие годы. Потом появились баллада «Том и Королева эльфов» на стихи Теодора Фонтане, бодрая песенка «Там, где журчат ручьи» на стихи Ханса Бара и романс «Приходите в парк» на стихи Стефана Георге. Все эти три песни, последовавшие за песней «Март», написаны уже в Хабаровске.