Для той клиентки, для Галины, я сразу же озвучила цену 2000 рублей за приём. Мне показались мои страхи настолько абсурдными, настолько надуманными, пустыми.
Ещё я сказала Гале и другим двум своим клиенткам, что осваиваю новую технику работы с энергиями, при которых важно молчание при работе. Они все без проблем согласились. Остальным я решила так не говорить, поскольку мне действительно льстит, когда они меня называют «мой личный психолог». Мне приятно, что им важно моё мнение и что нравится со мной поговорить, и меня они так не грузят, как Галя.
Я боялась, что клиентов станет меньше после поднятия цены, но, к моему удивлению, их стало больше. Сейчас очередь ко мне выросла.
Я посчитала, сколько я вам заплатила за консультацию и сколько дополнительной прибыли я получила после неё. И я поняла, что мне выгодно ходить к вам, мой доход от ваших консультаций выше, чем мои расходы на эту консультацию.
Поэтому я решила прийти снова.
Для новых клиентов я цену подняла и для Галины тоже. Но вот для тех, кто так же у меня продолжал ходить по 1000 рублей, мне самой не удалось поднять цену. Давайте повторим с ними «Пустые стулья». Я пока не готова делать это сама дома.
Мы продолжили с Альфией работу в том же направлении и тем же методом.
Резюме1. Напоминаю, что в случае с Альфией мы сначала выбрали САМОГО ТЯЖЁЛОГО клиента, которому бы она хотела повысить цену. И сделали с ним метод пустого стула.
Данный метод вполне реально практиковать дома самостоятельно. Максимально полно и детально данный метод описан в моей книге «Матрица Души».
2. Конечно, наибольшие результаты этот метод даёт, если садить на пустой стул близкого или значимого человека: маму папу, мужа, жену, свекровь, свёкра, тёщу, тестя, брата, сестру, своих детей, начальника.
Садить на стул именно клиента – это один из самых лёгких вариантов работы методом пустого стула.
3. Если вы сомневаетесь в своих силах, не очень верите себе, что на пустом стуле вы слышите реальные ответы того человека, то можно буквально несколько единичных раз попрактиковаться со специалистом.
Вы можете найти в своём городе психолога, который подходит вам финансово, географически, с кем вам комфортно и кто владеет методом пустого стула, и один-два раза поработать с ним. А далее – самостоятельно.
Хотя возможно, судя по отзывам читателей о книге «Матрица Души», прочитав её, вы сможете с самого первого раза практиковать самостоятельно.
4. Лично я сама считаю, что если у вас есть категория постоянных клиентов, то важно делать метод пустого стула с ними абсолютно СО ВСЕМИ, причём ПЕРИОДИЧЕСКИ.
Это необходимо не только и не столько для того, чтобы поднимать цену, но и для того, чтобы своевременно очищать свою душу от накапливающегося мусора. Избежать этого накопления в помогающих профессиях невозможно. Но важно вовремя очищаться.
Я с грустью наблюдаю за специалистами, которые этого не делают. Даже среди психологов.
5. Чем больше у фрилансера клиентов, тем больше он становится похож на зомби.
С одной стороны, такой фрилансер титанически трудится. И кажется, что сделать метод пустого стула с каждым – это нереально огромная работа.
Однако если этого не делать, очень скоро человек начинает набирать вес, становится озлобленным, появляется нервный тик лица, сутулые плечи. А внешний вид становится запущенным, неряшливым, он начинает опаздывать на встречи.
Безразличие к своему внешнему виду в данном случае говорит не о том, что «я люблю себя любым», «мне не важно чужое мнение», «меня всё в себе устраивает». А скорее фонит другое: «если вам не нравится, как я выгляжу, то идите знаете куда…», «мне наплевать на ваше мнение», «у меня нет сил этим заниматься», «мне ничто уже не интересно», «я очень устал».
Часто фрилансеру хватает сил лишь на сам процесс встречи с клиентом, пока он находится в кабинете. Но как только он оттуда выходит, состояние подавленности, усталости и апатии напоминает людей, которые словно вышли из шахты. Нет сил даже поздороваться лишний раз.
Это состояние зомби, когда ты живёшь в этом постоянно, – не замечается и кажется нормой. Однако со стороны заметно, что такие люди похожи на заживо погребённых.
Если вы один из них, то низкий поклон вам за это и уважение. А также сочувствие и метод пустого стула в помощь.
6. Когда начинаешь общаться с такими людьми-пчёлками – «а зачем ты так много работаешь, подними цену, клиентов станет меньше, денег столько же, но ты будешь успевать отдохнуть», то выходят на поверхность страхи и убеждения «поднять цену – невозможно, я обязан упахиваться до предела, все успешные фрилансеры так живут, если подниму цену – клиентов совсем не будет» и так далее. Вопрос ТРУДОГОЛИЗМА будет рассмотрен отдельно в другой книге серии «Деньги фрилансера».
Я тоже когда-то шла именно этим путём «работы на износ»: принимала клиентов 6 раз в неделю, иногда до 10–11 вечера, брала за одну консультацию 1500 рублей. И мне так же мешали убеждения и страхи, стыд и вина, чтобы что-то начать менять. Потом, почувствовав, если ничего не изменить, я так достаточно быстро умру, я стала искать выходы из этого пчелиного улика. В каждой книге серии «Деньги фрилансера» я буду освещать какую-то одну конкретную тему об этом.
7. Фрилансерам-пчёлкам, у которых очень много работы, много заказов, много клиентов, очень важно поднимать цену даже не столько для того, чтобы заработать больше, сколько для того, чтобы меньше работать, чтобы поберечь себя и успевать отдохнуть.
8. Также на мой взгляд важно «садиться на стулья» своих клиентов, для того чтобы более чётко понимать их потребности по отношению к вам как к специалисту. Несмотря на то что я сама работаю психологом, если у меня возникает какая-то неясность, то, периодически садясь на стулья своих клиентов, я вновь и вновь обнаруживаю какой-то нюанс, требующий внимания в психотерапии. И это даже несмотря на то, что клиент может находиться в терапии у меня уже несколько лет. Даже при этом появляется нечто новое и важное!
9. Такой резкий рывок, как у Альфии, сразу же после первого «стула» поднять прайс на 50 % – встречается не более чем в 30 % случаев. Так бывает, когда фрилансер уже явно и давно перерос нынешнюю планку своей цены, и был нужен лишь маленький толчок, лишь чуть-чуть убрать страх и стыд, и поезд тронулся.
Ещё в 65 % случаев нужно сделать «стулья» с несколькими своими клиентами, и тогда фрилансер спокойно повышает немного цену.
И в оставшихся 5 % стулья совсем не помогут. Бывает, что фрилансер запрограммирован родительскими установками: «деньги – это зло», «будешь богатым – тебе все будут завидовать и это очень опасно», «все богатые – воры» и тому подобными.
Подобные установки в сотнях разных вариациях есть у 99 % людей. Как их перерабатывать – будет на примерах показано в других книгах этой серии «Деньги фрилансера».
10. Даже если у вас пока совсем мало клиентов или даже потенциальные звонки не переходят в заказы, то и в этом случае метод пустого стула будем вам так же мега-полезен.
Вы можете садить на стулья людей, которых вы никогда не видели, даже если вы не знаете их имён и у вас нет их фотографий. Достаточно сформулировать посыл я хочу «присоединиться» к человеку, который мне по СМС задал вчера вопрос и потом потерялся.
И вы точно так же прочувствуете ответы, почему потерялся? Было дорого? Или просто пока не уверен клиент, что ему действительно нужен остеопат? Или он опрашивает всех остеопатов, чтобы через полгода, во время летнего отпуска, записаться? Или он и не собирался записываться, а лишь муж попросил промониторить конкурентов-остеопатов.
Люди, которые только начинают практиковать метод пустого стула, считают нереальным получать подобную детальную информацию. В книге «Матрица Души» есть глава «Сомнения. А может, я себе это всё придумываю?».
Когда вы начнёте осваивать метод пустого стула, буквально через 5–10 стульев ваш мир изменится до неузнаваемости. Скорее всего, тема проработки денег потеряется для вас как капля в море и фокус интересов сместится в нечто более значимое, в отношения с самыми близкими людьми.
Мне легко поднимать цену на свои услуги, но вдруг клиентов не будет, на что я буду жить? Убираем страхи
История фотографа Юлии
Юля: Три дня назад я делала персональную фотосессию одной девушке у неё дома. И часто, чтобы поймать оригинальный ракурс, я ложусь на пол. Тогда фотографии получаются снизу вверх и выходят иногда классные кадры. Так вот, когда я нечаянно вытерла своей одеждой лужу мочи после её кошки, я решила, что хватит! Я хочу повысить цену на фотосессии!!!
Я в любой момент могу изменить свой прайс-лист во всех соцсетях. Для меня повысить цену – это не проблема. Однако есть страх, что по новой цене ко мне клиенты просто не придут. И что я тогда буду делать? Мне нужно на что-то жить, платить за аренду квартиры, выплачивать кредит. Это слишком большой риск, поэтому мне приходится держать цену на низком уровне. Хотя меня это, конечно, не устраивает.
Валентина: Если у твоего страха нет конкретного лица, конкретного человека, тогда здесь больше подойдёт метод «Дойти до дна», чем метод пустого стула.
Сегодня после консультации я отдам тебе свою книгу – инструкцию по данной технике. Можешь её прочитать и использовать для самопомощи в будущем.
Юля, скажи, в прошлом у тебя уже были такие ситуации, когда совсем не было клиентов и нечем было платить за квартиру?
Юля: С этим страхом я живу постоянно. Ну чтобы вот прямо совсем не было клиентов и нечем платить за квартиру – до такого я ещё пока не дожилась.
Валентина: Тогда сначала я тебе в течение 2–3-х минут расскажу, что такое метод «Дойти до дна». И далее начнём по нему работать.
Представь, что твой страх остаться без денег и без клиентов – это твой тёмный погреб. Чтобы туда не упасть, чтобы не жить в постоянных страхах, мы сейчас будем по одной ступеньке спускаться в этот погреб, включив фонарик.
Я буду тебе задавать один и тот же вопрос: что будет в худшем случае и как ты с этим будешь справляться?
То есть мы спустимся на одну ступеньку. Затем сядем и посидим здесь, чтобы адаптироваться. Потом снова: а что будет в ещё более худшем случае? И так далее. Может быть, в твоём погребе будет пять ступенек, а может быть, 25 – неизвестно.
Потом мы дойдём до самого дна, когда хуже уже некуда. И после этого мы выходим из этого погреба и засыпаем его лопатами. Испугаться этим же страхом ты уже не сможешь. По крайней мере, пока не появятся новые серьёзные обстоятельства.
Примерно что-нибудь понятно, Юль?
Юля: Да, я всё поняла.
Валентина: Хорошо. Представь, что ты подняла цену. Кстати, какую? Какая у тебя сейчас стоимость и какую ты хочешь поставить? Если это коммерческая тайна, ты можешь мне этого вслух не говорить. Главное – чтобы ты внутри себя чётко сейчас обозначила эти две цифры.
Юля: Да нет, это не тайна. Сейчас моя фотосессия стоит 5000 рублей. Сюда включается и мой выезд на место заказчика, и сама фотосессия, и последующая обработка фотографий. Я бы хотела… Да я бы много чего хотела, но это малореально.
Валентина: Вот это первая ловушка. Нужна конкретная цифра, в которую ты хоть немножечко веришь. Какая следующая ступенька в твоей цене?
Юля: Ну пусть будет 7000 рублей, хотя, конечно, я понимаю, что и это очень мало. Ведь если посчитать, что я час еду на место клиента в среднем по пробкам, час назад. Полтора часа сама фотосессия. На обработку у меня уходит около трёх часов. Плюс ещё энергия на начальное согласование фотосессии, на общение с клиентом после фотосессии, доработка по пожеланиям клиента после завершения. Плюс мне периодически хочется докупить более профессиональное оборудование, дополнительный объектив, дополнительный зонт, ещё один штатив и прочее.
Итого получается, я трачу на одного клиента около 8 часов. Это менее 1000 рублей в час. Конечно же, это не предел моих мечтаний. Но всё-таки это было бы лучше, чем 5000 рублей за фотосессию.
Валентина: Хорошо. Представь, что ты выставила во всех соцсетях новый прайс-лист: 7000 рублей за фотосессию. Что происходит дальше в худшем случае?
Юля: Мне перестали звонить.
Валентина: Что значит перестали звонить? Совсем перестали или реже звонят? Сколько примерно у тебя сейчас звонков в неделю, или в день, или в месяц? Ведёшь ли ты какую-либо статистику звонков?
Юля: Нет, статистику я не веду. Я, конечно, слышала про необходимость составлять воронки продаж, ведения CRM-систем. Но это всё так далеко от меня.
Я думаю, что звонки всё-таки будут, но намного реже.
Валентина: Намного реже – это сколько? Давай хотя бы в процентах: сколько примерно процентов звонков сохранится?
Юля: Я думаю, количество звонков уменьшится наполовину. Ну и фотосессии, естественно, так же.
Валентина: Количество звонков равно количеству фотосессий?
Юля: Да, я сейчас имею в виду только результативные звонки.
Валентина: Посчитай сейчас, пожалуйста. Если количество клиентов сократится в два раза, а цена повысится с 5000 до 7000 рублей, то есть на 40 %, то какую конкретную сумму ты потеряешь? И потеряешь ли?
Юля: Сейчас у меня примерно восемь фотосессий в неделю. Это 40 000 рублей. Если будет четыре фотосессии по 7000 рублей, то сумма будет 28 000 рублей в неделю. Итого 112 000 рублей в месяц.
Валентина: Знаешь ли ты точную сумму своих минимальных ежемесячных затрат?
Юля: За квартиру я плачу 35 000 рублей в месяц. Два кредита в общей сумме 15 000 рублей в месяц. На еду, если по минимуму, мне нужно тысяч 30 в месяц. Итого 80 000 рублей.
Валентина: Это самый страшный вариант? Или ситуация может развиваться каким-то образом ещё хуже?
Юля: В худшем случае, но это вряд ли, мне вообще перестанут звонить. Может быть, будет один клиент раз в неделю.
Валентина: Хорошо, представь, что так и произошло. Посчитай сумму своего дохода в этом случае?
Юля: 7000 рублей × 4 фотосессии = 28 000 рублей доход в месяц.
Валентина: Что ты будешь делать в этом случае? Как будешь выходить из положения?
Юля: Не знаю. Может быть, мне вернуться назад в деревню. Или снова пойти за зарплату работать в фотоателье.
Валентина: А какой из этих хуже?
Юля: Думаю, что хуже всего – это в деревню вернуться. Не представляю, что я там буду делать. Ну фотографировать курей и коров и пытаться продать эти фотографии на фотостоках, конечно, тоже можно. Но я пыталась продавать фотографии через фотостоки, это совсем копейки. Могу деда фотографировать и колоритную деревенскую жизнь.
Валентина: Хорошо. Представь, что всё так и произошло. Ты вернулась в деревню. Фотографируешь деда, животных, соседей. Сколько времени это продлится? Удается ли тебе зарабатывать? Есть деньги на еду? Хватает ли, чтобы выплачивать кредиты?
Юля: В принципе, я могу дистанционно обрабатывать фотографии других фотографов. Это нудная, неинтересная и рутинная работа. Ну, свои 50 000 в месяц я таким образом всегда смогу заработать. 15 000 рублей в месяц уходит на кредиты и 35 остаётся на еду. Только жить в деревне, конечно, скучно. А так, в принципе, нормально, с голоду не помру.
Валентина: Юля, это самый худший вариант?
Юля: Да. Пожалуй, не так уж всё и критично.
Я поняла, что мне нужно сделать. Всем своим бывшим клиентам я сделаю рассылку и проинформирую их о том, что для них цена будет зафиксирована на один месяц. А может быть, и больше, я об этом ещё подумаю. А для всех остальных новых потенциальных клиентов я уже сейчас поставлю 7000 рублей за фотосессию. Это даст мне спокойствие и подушку безопасности. Пожалуй, я буду теперь переходить с одной цены на другую таким образом, ступенчато.
Валентина, здорово же я придумала?
Валентина: Да, здорово ты придумала. Я рада за тебя.
Юля: А почему же мне раньше эта идея в голову не приходила? Это ведь так очевидно и просто… Видимо, мне нужно было просто выговориться, и нужное решение пришло само.
Валентина: Выговориться – это действительно часто помогает, чтобы тебя просто кто-то спокойно выслушал, не давая советов, не мешая ходу мыслей, лишь поддерживая монолог. При этом я думаю, что тебе сейчас больше помогло не выговаривание, а метод «Дойти до дна».
Когда мы сидим в погребе своих страхов и боимся поднять цену, то нам не приходят очевидные решения, потому что они на поверхности земли, а не в погребе. Эмоции и разум – это два разных этажа. Как только ты вылезла из погреба, то сразу же увидела решение. Когда ты сидишь в яме и боишься, то поиск решений похож на выбор, в какую сторону делать подкоп – влево или вправо.
Поэтому важно не пытаться принимать решения, пока есть эмоции. Сначала отрабатываем эмоции и лишь потом принимаем решения.
Мне нравится цена на мои услуги, но клиентов нет
История дизайнера Артёма
Артём: Последние шесть лет я тренировал детей по футболу. Хотя по образованию я дизайнер. Недавно я окончил дополнительные онлайн-курсы, освоив новые дизайнерские программы. Я выставляю объявления о своих услугах по ландшафтному дизайну, надеюсь, что скоро смогу полностью прекратить деятельность тренера по футболу. Но клиентов мало.
Точнее, их совсем нет. Что мы можем сделать, чтобы они появились? Вы можете мне помочь?
Валентина: Какая стоимость сейчас выставлена на твои услуги в объявлениях? И сколько стоит один ландшафтный дизайн-проект?
Артём: 25 000 рублей.
Валентина: Очень хорошо. Как давно стоит эта цена? Сколько за этот период было клиентов по данной стоимости?
Артём: 10 месяцев. Было два клиента. Но я уверен, что могу сделать очень крутой проект. Я несколько раз участвовал в нетворкингах. Это когда в кафе собирается небольшая группа заинтересованных людей и разные спикеры рассказывают о своих услугах, предлагают что-то, рекламируют себя.
От моей презентации все были в полном восторге. Я абсолютно уверен, что стою этих денег.
Валентина: 25 000 рублей – это твоя первая цена? Или же ранее была другая стоимость? Помимо этих двух заказов были ли ещё какие-либо заказы ранее?
Артём: Это первая цена, раньше клиентов не было. Но на презентации мне сказали, что моё выступление было фееричным.
Валентина: Артём, ты замечаешь, что у тебя есть некоторый разрыв? С одной стороны, отсутствие клиентов, точнее, два клиента за 10 месяцев. С другой стороны, уверенность в себе и фееричные аплодисменты. Словно два мира, немного оторванных друг от друга.
Задача психотерапии эти два мира постепенно приближать друг к другу, чтобы они встретились и стали единым. А как тебе побыть не фееричным специалистом, а обычным, как все?
Артём: В смысле как все?! Да вы знаете, какие я два проекта сделал?! Те два проекта можно было на выставку отправлять. Я думаю, я бы выиграл любые конкурсы, если бы мой заказчик согласился в этом участвовать. Вы что хотите сказать, что я специалист невысокого уровня?
Валентина: Артём, наверняка твои проекты классные. При этом все с чего-то начинают и часто начинают с малого. Может быть, на первое время, раз уж клиентов нет по этой цене, немножечко сбавить прайс-лист, чтобы набрать портфолио выполненных работ? А там всё как обычно: дальше пойдёт сначала сарафанное радио, потом всё больше рекламы, ну и так далее. Без портфолио сложно раскручиваться.
Можно, конечно, и без портфолио, просто продавить этот момент мощной рекламой. Но как я поняла, ты финансово не готов на это. Что ты думаешь про снижение прайса?
Артём: Я за копейки работу делать не буду. Я себя уважаю.
Валентина: Давай пойдём с другой стороны.
В гештальт-терапии есть такая метафора. Представь, что внутри каждого человека есть трёхголовый дракончик.
Одна голова этого дракона отвечает за все наши страхи и безопасность. Её называют шизоидной головой. Не в смысле человек болен шизофренией, а совсем в другом, в позитивном смысле. Наша шизоидная голова включается, например, когда мы идём через дорогу, когда чего-нибудь боимся, например, что не будет клиентов на дизайн-проект.
Вторая голова дракона – невротическая. Она также есть у каждого человека. Данная голова отвечает за отношения: обиделся, люблю или ненавижу – неважно. И благодаря этой невротической голове мы выстраиваем отношения в паре, с друзьями, со своими детьми и даже со своими клиентами.
Третья голова дракона – нарциссическая. Она отвечает за достижения. Нарциссическая голова постоянно сравнивает: а какой я в сравнении с окружающими? А вот как вы одеваетесь и как я одеваюсь? А достаточно ли я уважаемый человек? А на какой вы машине ездите и на какой я? А сколько берут другие дизайнеры за проект и какая у меня цена? Феерично я выступил на нетворкинге или средненько? Нарциссическая голова всё время озабочена конкуренцией и сравнением.
У всех людей есть все три головы. Но у каждого человека разные пропорции их размеров.
Если шизоидная голова, отвечающая за страхи, самая большая из трёх, то человек постоянно всего боится, тревожится, много фобий, панических атак. Такой человек каждый свой прожитый день боится умереть.
Если шизоидная голова слишком маленькая, меньше двух других, то такой человек очень смелый: он идёт работать каскадёром, пожарным, альпинистом, эмчеэсовцем, либо может вести противозаконный образ жизни, попадать в тюрьму. Совершать безрассудные поступки, попадать в ситуации, опасные для жизни, бессмысленные драки, авантюры.
Отклонения в большую или в меньшую сторону шизоидной головы является следствием нарушений развития ребёнка до года: раннее отлучение от груди, искусственное вскармливание, слишком мало тактильного контакта между ребёнком и матерью, слишком много оставляли ребёнка в одиночестве, в темноте. А также другие потрясения, которые ребёнок мог пережить в возрасте примерно до года.
Если невротическая голова, отвечающая за построение отношений, самая большая из трёх, раздутая, то человек на первое место в своей жизни ставит отношения.
Я сделаю всё что угодно, лишь бы тебе понравиться. Я буду из кожи лезть, чтобы меня все любили, даже вопреки своим собственным интересам. Я последнюю рубаху тебе отдам, звони мне днём и ночью, ты всегда можешь на меня положиться, только люби меня или хотя бы хорошо обо мне думай.
Бедный художник, подаривший миллион алых роз, из песни Аллы Пугачёвой – с очень сильно травмированной невротической головой.
Если невротическая голова, наоборот, слишком маленькая, меньше двух других, то человеку очень сложно строить отношения. Такой художник вообще не захочет дарить ни одной ромашки.
Друзей мало либо их вообще нет. Отношения ни с кем не складываются. Человек либо одинок, либо в ужасных отношениях в паре. И когда с ним пытаются подружиться, или позаботиться о нём, или сказать комплименты, для такого человека это является непереносимым. Словно кипятком облили. Он вроде и нуждается в этом тепле, но вынести его не может и убегает из таких отношений, если тёплый партнёр вдруг появляется.
Нарушение невротической головы в большую или меньшую сторону чаще всего является следствием травмирующих ситуаций в возрасте от двух до пяти-шести лет. Наказывали из-за горшка, заставляли отдавать свои игрушки, мало обнимали, мало хвалили ребёнка. А также другие психотравмирующие события детсадовского возраста могут спровоцировать отклонения невротической головы.
Если нарциссическая голова больше, чем две остальные, то человек бесконечно хвастается, постоянно со всеми конкурирует, всё время пытается возвыситься над другими, обсмеять других. Человек изо всех сил пытается получить комплименты, признание.
Часто вся жизнь таких людей превращается в гонку за достижениями: хочу самую крутую машину, хочу выиграть этот конкурс, хочу завоевать эту медаль, хочу самую красивую женщину, желательно с титулом «Мисс Вселенная», хочу, чтобы мой ребёнок и внук были непременно гениальными, чтобы я мог ими гордиться. Хочу занимать высокую должность, яркую и заметную, чтобы видно было издалека. Хочу почтение и уважение, будь то от родственников, от мужа или жены, от соседей, от детей, хоть от кого.