Конечным продуктом политического анализа, как процесса, является научно обоснованный совет или рекомендация для лица или властного органа, принимающего общественно значимое политическое решение. Непосредственным исполнителем политического анализа является политический аналитик, производящий политический анализ в интересах клиента. Клиентом (заказчиком) политического анализа является лицо (или лица), способное участвовать в процессе принятия публичных политических решений.
Инструментарием политического анализа являются информационно-аналитические технологии (ИАТ):
– совокупность методов сбора и обработки информации, касающейся объекта управленческого воздействия (социально-политические, социально-экономические и другие процессы);
– совокупность специфических приемов диагностики объекта; методы анализа и синтеза;
– методика оценки последствий принятия различных вариантов политических решений.
Прикладные информационно-аналитические технологии обеспечивают деятельность лиц, принимающих политические решения в условиях дефицита времени и недостатка информации об исследуемых объектах. Систематизируя имеющуюся информацию, ИАТ позволяют дать оценку происходящим процессам, создать целостную картину происходящего и спрогнозировать развитие событий с учетом воздействия различных факторов.
По событийной направленности, политический анализ может быть направлен на события прошлого, настоящего и будущего. Исторический анализ прежних решений и действий называется ретроспективным. Он призван показать причинно-следственные связи, приведшие к текущей ситуации. Анализ, направленный на оценку текущих решений по мере их реализации называется оценочным. Цель оценочного анализа – мониторинг и оценка избранного пути для принятия решения о его продолжении или корректировке, а также для накопления информации, которая может понадобиться в будущем. Анализ возможных политических альтернатив называется перспективным.
Ретроспективный и оценочный анализ носит дескриптивный (описательный) характер. Перспективный анализ подразделяется на прогностический и прескриптивный. Прогностический анализ призван показать последствия принятия тех или иных альтернативных решений и действий. Прескриптивный анализ рекомендует те или иные действия, необходимые для достижения конкретных результатов. Прескриптивный анализ часто начинается с дескриптивного, показывающего хронологию развития событий. Прескриптивный анализ выполняет две главные задачи: идентифицирует политическую проблему и предлагает альтернативные пути ее решения.
1.2.2 Теоретический и практический уровни политического анализа
В мировой науке существуют две смежные дисциплины: political analysis и policy analysis, названия которых одинаково переводится на русский язык, как политический анализ. Однако, в английском языке понятия politics и policy имеют разные смысловые значения. Понятие politics обозначает сферу политики или политическую жизнь в целом, а понятие policy обозначает политическое управление, политический курс, политическую стратегию и тактику.
Political analysis – описывает общие законы политической реальности, конкретизирует теорию политики, изучает фундаментальные политические проблемы. Фундаментальный труд известного американского политолога Р. Даля «Современный политический анализ» («Modern Political Analysis») фактически представляет собой учебник по теоретической политологии. В нем рассматриваются исключительно проблемы теоретической политологии: функционирование политических институтов, типы политических систем, деятельность различных политических режимов, природа политической власти и политических ценностей. На прикладную политологию Р. Даль возлагает задачу практической реализации теоретических наработок академической политической теории.
Policy analysis представляет прикладной уровень политической науки. Ключевой характеристикой политического анализа (policy analysis) западные политологи считают ориентацию на решение остроактуальных проблем текущего политического процесса.
Следовательно, в английском языке проблема различения между прикладной и политической дисциплинами политического анализа решается благодаря лексическому аппарату.
Отечественная политология выделяет в сфере политического анализа три класса проблем: познавательные проблемы, конкретные проблемы политических акторов, проблемы общественной жизни.
Познавательные проблемы образуются в результате несоответствия между достигнутым и требуемым уровнем знания о мире политическом. Целью политического анализа при этом является получение системного знания в области политической реальности. Характеристиками такого знания являются:
– долгосрочная актуальность;
– ориентация на интересы общества в целом;
– сравнительно низкий уровень активности и преобразовательного потенциала.
Такой характер знания относится к теоретическому уровню политического анализа.
Конкретные проблемы политических акторов – проблемы, связанные с осуществлением значимыми участниками политического процесса своих политических функций. В качестве политических акторов могут выступать политические лидеры, партии, органы государственной власти, надгосударственные структуры, лоббистские группы, задействованные в политике финансово-промышленные компании.
Проблемы общественной жизни – проблемы, которые напрямую не затрагивают властные отношения, но требуют для своего решения политических методов. Таковыми могут быть проблемы выработки эффективной государственной политики в сфере образования, торговли, финансов, здравоохранения и т.д.
Получение знания для решения конкретных проблем политических акторов и проблем общественной жизни формирует прикладной тип знания. Получение такого типа знания относится к практическому уровню политического анализа. Его цель ответить на вопрос: «Что делать?».
Критериями разграничения между прикладными и теоретическими политическими исследованиями являются различия по цели, объекту, субъекту, роли субъекта, заказчикам и др.
Ключевыми критериями для разграничения прикладных и теоретических политических исследований являются различия по цели и объекту исследования, то есть по тому, какие социальные потребности решает анализ.
Американский политолог Г. Лассуэл считал, что разница между теоретической и практической политической наукой заключается в том, что первая ориентирована на анализ политики (analysis OF policy), в то время как вторая осуществляет анализ для политики (analysis FOR policy).
Соответственно, прикладная политология решает проблемные ситуации текущей политической практики в условиях строгих временных и пространственных ограничений. Прикладная политология, кроме всего прочего, является активным участником политического процесса. Ее главные характеристики – актуальность и вовлеченность.
Задача теоретических исследований – объяснить фундаментальные проблемы и раскрыть подлинные механизмы функционирования мира политики. Политолог-теоретик не связан в своих исследованиях пространственно-временными ограничениями. Он может сравнивать современные политические системы с системами прошлого, а также сравнивать системы, существующие в один период времени в разных географических точках. Объектом теоретической политологии можно назвать совокупность всех политических систем и процессов, политические мысли и политологические парадигмы, всю политику как таковую. Субъект характеризует объективно-отстраненное отношение к объекту исследования.
Взаимосвязь между теоретическим и практическим направлениями заключается в том, что участвуя в политическом процессе в качестве преобразующего начала, прикладная политология формирует объект теоретической политологии, поставляет материал для фундаментальных исследований.
В качестве субъектов теоретической политологии выступают, как правило, специализированные научно-исследовательские центры, университеты и институты, где фундаментальными разработками занимаются исследовательские коллективы ученых-политологов. В качестве субъектов прикладного политического анализа чаще всего выступают государственные и негосударственные аналитические центры.
Заказчиками прикладных политологических исследований выступают лица, заинтересованные в получении качественных советов по остроактуальным политическим вопросам. Таковыми являются лица, принимающие политические решения, а так же лица, имеющие возможность влиять на принятие политических решений (лоббистские группы, политические партии, советники политиков).
Д. Ваймер и А. Вайнинг считали, что в фундаментальных исследованиях формальным заказчиком выступает государство, финансирующее фундаментальную науку из бюджетных средств, при том, что реальным заказчиком является научное сообщество, инициирующее такие исследования. По мнению К.В. Симонова, клиентом теоретической политической науки является само общество, которое стремится познать истинные механизмы функционирования мира политики. Это утверждение автор аргументирует тем, что университеты и институты, осуществляющие фундаментальные политологические исследования, финансируются государством, т.е. налогоплательщиками, которые одновременно являются и основными потребителями продукции ученых-политологов, приобретая их научные монографии и специализированные журналы.
Особенно стоит коснуться разности положений самих экспертов-аналитиков в прикладных и теоретических политических исследованиях. Чаще всего политические аналитики в политическом процессе занимают активно-заинтересованную позицию. Они, как правило, стараются оказать влияние на лиц, принимающих решение исходя из своих личных представлений и ценностных установок. Представители фундаментальной науки придерживаются отстраненно-нейтрального отношения к предмету исследования.
Кроме того, фундаментальные и практические политологические исследования различаются по методологическому инструментарию. При проведении фундаментальных исследований, используется в первую очередь логический анализ, который является общенаучным методом познания. Прикладной политический анализ использует множество специфических мультидисциплинарного методов и подходов.
Ниже представлены основные критерии разграничения фундаментальных и прикладных исследований в политологии (таблица 1.).
Таблица 1. Критерии разграничения фундаментальной и прикладной политологии
Необходимо отметить, что в отечественной практике политический анализ понимается и изучается как исключительно прикладная политологическая дисциплина (policy analysis).
Контрольные вопросы1. Дайте определение политическому анализу.
2. Какова направленность политического анализа?
3. Что является конечным продуктом политического анализа?
4. Перечислите основные компоненты политического анализа.
5. В чем разница между ретроспективным, оценочным и перспективным политическим анализом?
6. В чем суть прогностического и прескриптивного политического анализа?
7. Раскройте содержание английских терминов political analysis и ройсу analysis.
8. Перечислите основные критерии разграничения между фундаментальным и прикладным исследованиями в политологии.
9. Какова связь между теоретическими и практическими политическими исследованиями.
10. Каковы различия по цели и объекту между прикладным и теоретическим уровнями политического анализа.
11. Кто выступает в качестве субъектов и заказчиков прикладного и фундаментального политического анализа?
12. В чем состоит разность позиций экспертов-аналитиков в прикладных и теоретических политических исследованиях?
13. Каковы методологические отличия между прикладным и теоретическим уровнями политического анализа.
14. Каким образом происходит воздействие субъекта политического анализа на политический процесс при прикладных и теоретических политических исследованиях?
15. Охарактеризуйте направленность познавательного процесса в прикладном и теоретическом исследовании.
1.3 Специфика и методологические особенности политического анализа1.3.1 Особенности политического анализа, как научной дисциплины
Политический анализ обладает рядом специфических черт, отличающих его от других политико-управленческих дисциплин. К этим отличительным чертам следует отнести:
– разнообразие предметных областей и разнородность информации;
– проблемно-ситуативная ориентация политического исследования;
– временные ограничения исследования;
– проблема исходной информации;
– интегративность (мультиплицизм) методологии;
– ценностно-мировоззренческие установки лиц, задействованных в получении результатов исследования (аналитики, заказчики, лица, принимающие решения);
– проблема качества результатов исследования.
В современной политике область понимания и разрешения проблемы зачастую расположена за рамками устоявшихся дисциплин и профессий. Политическому аналитику приходится собирать и анализировать информацию из разных предметных областей. Входной информацией политического анализа могут являться данные социально-экономической статистики, материалы политико-психологических исследований, тексты СМИ, заявления политических лидеров, отчеты по состоянию окружающей среды и т.д. Объекты исследования могут находиться в области международных отношений, экономики, социологии, истории, психологии, государственного управления и т.д. Более того, к самому политическому исследованию могут быть привлечены специалисты из разных областей знания. На выходе, экспертная рекомендация, направленная на решение современной проблемы, может оказаться результатом творческих усилий политолога, изучающего процессы принятия решений в законодательном органе, экономиста, анализирующего долгосрочные выгоды и издержки предлагаемого проекта, эколога, выявляющего степень воздействия на окружающую природную среду.
Проблемно-ситуативная ориентация политического исследования обусловлена тем, что проблемная ситуация, которую должен исследовать аналитик, невозможно выбирать по своему усмотрению. Проблема, требующая решения, может возникнуть в совершенно неожиданных предметных областях и в самое неподходящее время. В таких условиях просто невозможна «мануфактурно-цеховая» специализация, присущая традиционным социальным наукам: социологии, политологии, психологии и экономической теории, которые обладают четко ограниченной предметной областью, исследовательскими объектами и методами, научными школами и крупными теориями. Кроме того, ситуация может поставить аналитика в условия серьезных временных ограничений и потребовать высокой скорости выработки вариантов решения. Отсюда вытекает проблема недостатка, труднодоступности и/или недостоверности исходной информации, необходимой для обстоятельных выводов.
Специфическую трудность в политическом анализе создает также фактор личностных ценностей, представлений, особенностей восприятия мира самого профессионального аналитика, задействованного в политическом исследовании. Профессионал, вовлеченный в процесс прикладного политического исследования, изначально может иметь собственные представления об объекте исследования, о желаемом развитии событий и о методах и средствах решения проблемы. Осознанно или не осознанно, личная позиция исследователя может оказать значительное влияние на итоговые выводы и решения, отразиться на содержании и характере рекомендаций для лиц, принимающих политическое решение по проблемному вопросу.
На ход исследования не менее серьезно могут повлиять психологические и личностные характеристики и мотивы заказчиков исследования, лиц, принимающих решение, а также иных лиц, прямо или ли косвенно задействованных в исследовании. Исходя из собственных представлений об объекте исследования и личных соображений о способах и методах решения проблемной ситуации, заказчик может формально и неформально оказать влияние на ход исследования и его результаты. Формально это может происходить, на пример, на стадии подготовки и организации исследования – на уровне формулирования проблемы, постановки целей и задач, выдвижения особых условий и требований к проведению исследования. На выходе, получив от аналитика несколько вариантов решения проблемы, лицо принимающее решение с большей степенью вероятности выберет тот вариант, который наиболее соответствует его собственным представлениям о проблеме и способам ее решения.
Таким образом, мы подходим к главной проблеме политического анализа – проблеме качества результатов исследования. Ввиду значительных ограничений по времени проведения исследования, высокой динамичностью, изменчивостью и ограниченной рациональностью поведения политической среды и процессов, протекающих в ней, труднодоступностью, недостаточностью или недостоверностью исходной информации – не предоставляется возможным выявление единственно верного или единственно правильного решения политической проблемы. Ни одна модель или теория, применяемая в политических исследованиях, не гарантирует безошибочного предсказания поведения тех или иных политических акторов или последствий принятия тех или иных политических решений. Каждый из предложенных в ходе исследования вариантов разрешения конкретной ситуации, потенциально содержит неучтенные и непредсказуемые риски.
Независимо от степени научной обоснованности, любые результаты исследования прикладного политического анализа имеют следующую характеристику:
– правильность решений не может быть доказана до практического применения;
– ни одно из решений проблемы не гарантирует достижения ожидаемого результата;
– решения проблем редко являются одновременно самыми лучшими и самыми дешевыми;
– адекватность решения бывает трудно измерить в категориях общего блага;
– справедливость решений невозможно измерить объективно.
1.3.2 Специфика методологии политического анализа
Как отмечалось ранее, политический анализ, как любая научная дисциплина, обладает собственной методологией – совокупностью подходов, методов, способов, принципов и процедур исследовательской деятельности.
Под методом политического анализа понимается отдельный инструмент или прием аналитической работы, в результате использования которого приобретается необходимая информация. Аналитик отбирает методы, соответствующие задаче исследования, методологическому подходу, располагаемым ресурсам и ограничениям (время, финансы, доступность информации и др.). На разных этапах и в отношении различных объектов политического анализа используются разные перекрывающие и взаимодополняющие методы. Например, для прогнозирования развития предвыборных ситуаций одновременно могут использоваться: трендовый метод, групповая экспертная оценка, метод Дельфи, каузальное проектирование.
Под методикой политического анализа подразумевается конкретная комбинация и последовательность применения методов и процедур, призванных решить конкретную задачу. Методический уровень требует материализации общей методологической канвы в конкретную методику прикладного исследования, где на разных этапах при различных комбинациях методов проводятся операции по сбору, обработке, анализу и производству политико-релевантной информации.
Нередко в политическом анализе употребляются термины программа и техника прикладного политического анализа. Программа прикладного исследования представляет собой отдельную (и нередко уникальную) методику проведения конкретного прикладного политического исследования. Под понятием техника политического анализа подразумевают детальные и специализированные процедуры, раскрывающие способы применения тех или иных методов анализа, то есть, своего рода правила пользования отдельными методами.
Развитие методологии политической науки в целом и политического анализа в частности, неразрывно связано с эволюцией самих гуманитарных наук. До второй мировой войны, в рассвет позитивизма, политологию, как и все гуманитарные науки, пытались изучать методами, свойственными естественным наукам. В политических исследованиях широко задействовались количественные и статистические методы. Для политологии пытались вывести строго соблюдаемые законы и жесткие рациональные объяснительные схемы.
Во второй половине XX в. центральное место в изучении политологии занял поведенческий (бихевиористский) подход. Политическая деятельность начала анализироваться с позиции психологических мотивов политических акторов, исходя из их национальных и социальных особенностей. На это время приходится расцвет развития общегуманитарных и специфических методов.
В прикладном политическом исследовании представляется весьма затруднительным или невозможным применение строгих научных процедур и концептов. Адекватная работа с разноплановой информацией, с которой сталкивается политический анализ, требует привлечения техник и подходов из различных областей знания. Поэтому, методология политического анализа представляет собой интегративную совокупность методов, подходов, принципов и идей, заимствованных из различных социальных, гуманитарных, естественных и технических наук, включая политологию, социологию, психологию, экономику, философию. В связи с этим необходимо отметить два пути развития методического арсенала политического анализа. Первый путь – заимствование и адаптация методов и подходов из различных областей науки, второй путь – разработка собственных специфических методов.
Методологический мультиплицизм в прикладных исследованиях политического процесса можно объяснить тем, что у истоков прикладного политического анализа стояли ученые из разных отраслей науки (математика, психология, политология, экономика, управление, инженерно-технические науки). Создавая методологию новой дисциплины, каждый исследователь привносил в нее методы и подходы из известной ему области знаний.
Например, методы анализа «издержки – выгоды» (cost – benefit) и «издержки – эффективность» (cost – effectiveness) пришли из экономической науки, экспертные методы (синектика, Дельфи, Метаплан) были разработаны психологами, метод «ивент-анализ» предложен политологами, весь арсенал количественных и качественных методов (интервью, контент-анализ, анкетный опрос и т.д.) перенят из социологии, методы исследования операций и сетевого планирования взяты из военной наукой, методы моделирования и обработки статистических данных заимствованы из математики.
Совокупность методов политического анализа можно разделить на три группы: общенаучные, общегуманитарные и специфические.
К первой категории – общенаучным методам – относятся методы, характерные для всех наук: логический анализ и синтез, дедукция и индукция, мысленный эксперимент и т.д. К общими для гуманитарных и естественных наук можно также отнести статистические (корреляционный, регрессионный, факторный, дискриминантный, кластер-анализ) и математические (математическое моделирование) методы анализа данных.
Ко второй категории – общегуманитарным методам политического анализа – относятся методы, которые используются не только в политологии, но и в большинстве социально-гуманитарных дисциплин (в социологии, психологии, лингвистике, маркетинге, экономике). К этим методам можно отнести традиционный анализ документов, контент-анализ, ситуационный анализ, SWOT-анализ.
К третьей категории – специфическим методам политического анализа – относятся методы, наработанные собственно политологией: моделирование политических ситуаций, элементы теории игр, рейтинговые экспертные оценки, ивент-анализ. Многие методы прикладного политического анализа, заимствованные из других наук, в ходе адаптации для анализа политических процессов претерпели существенные трансформации. В новом качестве такие методы относят к собственным методам политического анализа.
Методы политического анализа можно классифицировать по стадийности (этапности) исследовательского процесса. Каждая стадия политического исследования включает свой набор методов, которые, в соответствии с основными этапами политического исследования, можно разделить на три блока:
1) методы получения и сбора первичной информации (методы сбора данных);
2) методы обработки и интерпретации информации (методы получения знаний из данных);
3) методы переноса знания в политическую практику (методы имплементации знания в политический процесс).
Для получения первичной информации, политический анализ использует общегуманитарные эмпирические и дескриптивные методы.
Для обработки и интерпретации полученной информации используются общенаучные, общегуманитарные, политико-управленческие и специфические аналитические методы.
Перенос знания в политическую практику, то есть имплементация результатов анализа в политический процесс осуществляется с помощью специальных методов, пограничных для политического анализа, теории управления, психологии и требует от аналитика дополнительных качеств и умений.