banner banner banner
Основы политического анализа
Основы политического анализа
Оценить:
 Рейтинг: 0

Основы политического анализа


10. Каковы различия по цели и объекту между прикладным и теоретическим уровнями политического анализа.

11. Кто выступает в качестве субъектов и заказчиков прикладного и фундаментального политического анализа?

12. В чем состоит разность позиций экспертов-аналитиков в прикладных и теоретических политических исследованиях?

13. Каковы методологические отличия между прикладным и теоретическим уровнями политического анализа.

14. Каким образом происходит воздействие субъекта политического анализа на политический процесс при прикладных и теоретических политических исследованиях?

15. Охарактеризуйте направленность познавательного процесса в прикладном и теоретическом исследовании.

1.3 Специфика и методологические особенности политического анализа

1.3.1 Особенности политического анализа, как научной дисциплины

Политический анализ обладает рядом специфических черт, отличающих его от других политико-управленческих дисциплин. К этим отличительным чертам следует отнести:

– разнообразие предметных областей и разнородность информации;

– проблемно-ситуативная ориентация политического исследования;

– временные ограничения исследования;

– проблема исходной информации;

– интегративность (мультиплицизм) методологии;

– ценностно-мировоззренческие установки лиц, задействованных в получении результатов исследования (аналитики, заказчики, лица, принимающие решения);

– проблема качества результатов исследования.

В современной политике область понимания и разрешения проблемы зачастую расположена за рамками устоявшихся дисциплин и профессий. Политическому аналитику приходится собирать и анализировать информацию из разных предметных областей. Входной информацией политического анализа могут являться данные социально-экономической статистики, материалы политико-психологических исследований, тексты СМИ, заявления политических лидеров, отчеты по состоянию окружающей среды и т.д. Объекты исследования могут находиться в области международных отношений, экономики, социологии, истории, психологии, государственного управления и т.д. Более того, к самому политическому исследованию могут быть привлечены специалисты из разных областей знания. На выходе, экспертная рекомендация, направленная на решение современной проблемы, может оказаться результатом творческих усилий политолога, изучающего процессы принятия решений в законодательном органе, экономиста, анализирующего долгосрочные выгоды и издержки предлагаемого проекта, эколога, выявляющего степень воздействия на окружающую природную среду.

Проблемно-ситуативная ориентация политического исследования обусловлена тем, что проблемная ситуация, которую должен исследовать аналитик, невозможно выбирать по своему усмотрению. Проблема, требующая решения, может возникнуть в совершенно неожиданных предметных областях и в самое неподходящее время. В таких условиях просто невозможна «мануфактурно-цеховая» специализация, присущая традиционным социальным наукам: социологии, политологии, психологии и экономической теории, которые обладают четко ограниченной предметной областью, исследовательскими объектами и методами, научными школами и крупными теориями. Кроме того, ситуация может поставить аналитика в условия серьезных временных ограничений и потребовать высокой скорости выработки вариантов решения. Отсюда вытекает проблема недостатка, труднодоступности и/или недостоверности исходной информации, необходимой для обстоятельных выводов.

Специфическую трудность в политическом анализе создает также фактор личностных ценностей, представлений, особенностей восприятия мира самого профессионального аналитика, задействованного в политическом исследовании. Профессионал, вовлеченный в процесс прикладного политического исследования, изначально может иметь собственные представления об объекте исследования, о желаемом развитии событий и о методах и средствах решения проблемы. Осознанно или не осознанно, личная позиция исследователя может оказать значительное влияние на итоговые выводы и решения, отразиться на содержании и характере рекомендаций для лиц, принимающих политическое решение по проблемному вопросу.

На ход исследования не менее серьезно могут повлиять психологические и личностные характеристики и мотивы заказчиков исследования, лиц, принимающих решение, а также иных лиц, прямо или ли косвенно задействованных в исследовании. Исходя из собственных представлений об объекте исследования и личных соображений о способах и методах решения проблемной ситуации, заказчик может формально и неформально оказать влияние на ход исследования и его результаты. Формально это может происходить, на пример, на стадии подготовки и организации исследования – на уровне формулирования проблемы, постановки целей и задач, выдвижения особых условий и требований к проведению исследования. На выходе, получив от аналитика несколько вариантов решения проблемы, лицо принимающее решение с большей степенью вероятности выберет тот вариант, который наиболее соответствует его собственным представлениям о проблеме и способам ее решения.

Таким образом, мы подходим к главной проблеме политического анализа – проблеме качества результатов исследования. Ввиду значительных ограничений по времени проведения исследования, высокой динамичностью, изменчивостью и ограниченной рациональностью поведения политической среды и процессов, протекающих в ней, труднодоступностью, недостаточностью или недостоверностью исходной информации – не предоставляется возможным выявление единственно верного или единственно правильного решения политической проблемы. Ни одна модель или теория, применяемая в политических исследованиях, не гарантирует безошибочного предсказания поведения тех или иных политических акторов или последствий принятия тех или иных политических решений. Каждый из предложенных в ходе исследования вариантов разрешения конкретной ситуации, потенциально содержит неучтенные и непредсказуемые риски.

Независимо от степени научной обоснованности, любые результаты исследования прикладного политического анализа имеют следующую характеристику:

– правильность решений не может быть доказана до практического применения;

– ни одно из решений проблемы не гарантирует достижения ожидаемого результата;

– решения проблем редко являются одновременно самыми лучшими и самыми дешевыми;

– адекватность решения бывает трудно измерить в категориях общего блага;

– справедливость решений невозможно измерить объективно.

1.3.2 Специфика методологии политического анализа

Как отмечалось ранее, политический анализ, как любая научная дисциплина, обладает собственной методологией – совокупностью подходов, методов, способов, принципов и процедур исследовательской деятельности.

Под методом политического анализа понимается отдельный инструмент или прием аналитической работы, в результате использования которого приобретается необходимая информация. Аналитик отбирает методы, соответствующие задаче исследования, методологическому подходу, располагаемым ресурсам и ограничениям (время, финансы, доступность информации и др.). На разных этапах и в отношении различных объектов политического анализа используются разные перекрывающие и взаимодополняющие методы. Например, для прогнозирования развития предвыборных ситуаций одновременно могут использоваться: трендовый метод, групповая экспертная оценка, метод Дельфи, каузальное проектирование.

Под методикой политического анализа подразумевается конкретная комбинация и последовательность применения методов и процедур, призванных решить конкретную задачу. Методический уровень требует материализации общей методологической канвы в конкретную методику прикладного исследования, где на разных этапах при различных комбинациях методов проводятся операции по сбору, обработке, анализу и производству политико-релевантной информации.

Нередко в политическом анализе употребляются термины программа и техника прикладного политического анализа. Программа прикладного исследования представляет собой отдельную (и нередко уникальную) методику проведения конкретного прикладного политического исследования. Под понятием техника политического анализа подразумевают детальные и специализированные процедуры, раскрывающие способы применения тех или иных методов анализа, то есть, своего рода правила пользования отдельными методами.

Развитие методологии политической науки в целом и политического анализа в частности, неразрывно связано с эволюцией самих гуманитарных наук. До второй мировой войны, в рассвет позитивизма, политологию, как и все гуманитарные науки, пытались изучать методами, свойственными естественным наукам. В политических исследованиях широко задействовались количественные и статистические методы. Для политологии пытались вывести строго соблюдаемые законы и жесткие рациональные объяснительные схемы.

Во второй половине XX в. центральное место в изучении политологии занял поведенческий (бихевиористский) подход. Политическая деятельность начала анализироваться с позиции психологических мотивов политических акторов, исходя из их национальных и социальных особенностей. На это время приходится расцвет развития общегуманитарных и специфических методов.

В прикладном политическом исследовании представляется весьма затруднительным или невозможным применение строгих научных процедур и концептов. Адекватная работа с разноплановой информацией, с которой сталкивается политический анализ, требует привлечения техник и подходов из различных областей знания. Поэтому, методология политического анализа представляет собой интегративную совокупность методов, подходов, принципов и идей, заимствованных из различных социальных, гуманитарных, естественных и технических наук, включая политологию, социологию, психологию, экономику, философию. В связи с этим необходимо отметить два пути развития методического арсенала политического анализа. Первый путь – заимствование и адаптация методов и подходов из различных областей науки, второй путь – разработка собственных специфических методов.

Методологический мультиплицизм в прикладных исследованиях политического процесса можно объяснить тем, что у истоков прикладного политического анализа стояли ученые из разных отраслей науки (математика, психология, политология, экономика, управление, инженерно-технические науки). Создавая методологию новой дисциплины, каждый исследователь привносил в нее методы и подходы из известной ему области знаний.

Например, методы анализа «издержки – выгоды» (cost – benefit) и «издержки – эффективность» (cost – effectiveness) пришли из экономической науки, экспертные методы (синектика, Дельфи, Метаплан) были разработаны психологами, метод «ивент-анализ» предложен политологами, весь арсенал количественных и качественных методов (интервью, контент-анализ, анкетный опрос и т.д.) перенят из социологии, методы исследования операций и сетевого планирования взяты из военной наукой, методы моделирования и обработки статистических данных заимствованы из математики.

Совокупность методов политического анализа можно разделить на три группы: общенаучные, общегуманитарные и специфические.

К первой категории – общенаучным методам – относятся методы, характерные для всех наук: логический анализ и синтез, дедукция и индукция, мысленный эксперимент и т.д. К общими для гуманитарных и естественных наук можно также отнести статистические (корреляционный, регрессионный, факторный, дискриминантный, кластер-анализ) и математические (математическое моделирование) методы анализа данных.

Ко второй категории – общегуманитарным методам политического анализа – относятся методы, которые используются не только в политологии, но и в большинстве социально-гуманитарных дисциплин (в социологии, психологии, лингвистике, маркетинге, экономике). К этим методам можно отнести традиционный анализ документов, контент-анализ, ситуационный анализ, SWOT-анализ.

К третьей категории – специфическим методам политического анализа – относятся методы, наработанные собственно политологией: моделирование политических ситуаций, элементы теории игр, рейтинговые экспертные оценки, ивент-анализ. Многие методы прикладного политического анализа, заимствованные из других наук, в ходе адаптации для анализа политических процессов претерпели существенные трансформации. В новом качестве такие методы относят к собственным методам политического анализа.

Методы политического анализа можно классифицировать по стадийности (этапности) исследовательского процесса. Каждая стадия политического исследования включает свой набор методов, которые, в соответствии с основными этапами политического исследования, можно разделить на три блока:

1) методы получения и сбора первичной информации (методы сбора данных);

2) методы обработки и интерпретации информации (методы получения знаний из данных);

3) методы переноса знания в политическую практику (методы имплементации знания в политический процесс).

Для получения первичной информации, политический анализ использует общегуманитарные эмпирические и дескриптивные методы.

Для обработки и интерпретации полученной информации используются общенаучные, общегуманитарные, политико-управленческие и специфические аналитические методы.

Перенос знания в политическую практику, то есть имплементация результатов анализа в политический процесс осуществляется с помощью специальных методов, пограничных для политического анализа, теории управления, психологии и требует от аналитика дополнительных качеств и умений.

Контрольные вопросы

1. Какие специфические черты отличают политический анализ от других политико-управленческих дисциплин?