Книга Журавли Афгана - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Николаевич Прокопьев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Журавли Афгана
Журавли Афгана
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Журавли Афгана

Группа вернулись под утро в гарнизон. Игорь, проспав часа четыре, вышел из казармы и увидел замполита части: капитан Карпов стоял с развёрнутой газетой и что-то там читал, к нему сбоку пристроился старший лейтенант Петя Бойко, тоже с интересом заглядывал в газету. Петя был одет по-домашнему – тельняшка, шлёпки на босу ногу. Глядя на читающую парочку, Игорь тоже заинтересовался, что там интересного свежая пресса опубликовала, может, про их отряд? Игорь с другой стороны от замполита наклонился к газете. Вдруг свист, взрыв. Реактивный снаряд упал в метрах ста от них. Дымовой – духи пристреливались.

– Саша, – обратился Игорь к замполиту, – похоже, обстрел.

– Похоже, – поднял голову от текста капитан, удивившись при этом: – А Боёк где?

На месте, где только что Петя увлечённо читал газету, стояли одни шлёпки. Хозяин молнией сквозанул в убежище, что находилось метрах в пятидесяти от газеты – за казармой.

– А шо, – говорил после обстрела в своё оправдание Петя, – я свист услышал, жопу в горсть и скачками. Мне шо, по-вашему, газету читать? Дураков, как у нас на Украине говорят, нэма!

В тот раз духи выпустили три дымовых снаряда, затем начали бить боевыми. К тому времени Петя уже был в бомбоубежище.

С Петей был ещё один эпизод, который Игорь вспоминал, когда дело доходило до темы «и смех, и грех».

Стояла задача уничтожить склад в районе Маравар. Поступили агентурные данные о его расположении, после проверки информации было решено ударить днём. Моджахеды хранили в своих складах автоматы, крупнокалиберные пулеметы, гранатомёты, горные зенитки, могли быть горные безоткатные пушки, 88- и 120-мм минометы, ПЗРК, реактивные снаряды «земля-земля», мины. Чем быстрее всё это уничтожишь, тем меньше погибнет наших солдат.

Пошли уменьшенной ротой. Склад духи организовали в пещере. Замаскированный небольшой вход, единственное транспортное средство, которое проходило – ишак. На нём доставлялись внутрь снаряды, мины и всё остальное. Или на руках заносили. Вход узенький, а пещера хоть спортзал делай и полна-полнёшенка. Таких складов было немало в провинции. Часть оружия, доставляемого караванами из Пакистана, предназначалась для местных банд, другая ждала в подобных перевалочных пунктах своего часа, чтобы уйти с другими караванами вглубь Афгана. Охранение склада было относительно небольшое, духов подвела самоуверенность, считали: шурави ни за что не найдут схрон. Спецназ ударил неожиданно, оперативно ликвидировал охрану, освободил проход. Склад был забит реактивными снарядами, 120-миллимитровыми минами американского производства, имелись в большом количестве итальянские противотанковые пластиковые мины, цинки с патронами. Шурави не заинтересовались этими трофеями. Для отчёта взяли образцы мин, снарядов, РС, прикинули их количество в складе, а дальше подняли его на воздух. Не совсем так, чтобы он вместе с горой взлетел. Но получилось громко. Заложили взрывчатку, задействовали. А так как внутри пещеры было чему поддержать фейерверк, хорошо погрохотало. Далеко было слышно.

– Делаем ноги! – сказал командир группы, ротный Ваня Диканов. – Как бы духи не всполошились.

Они всполошились.

Группа вернулись в полевой лагерь, стояли в нём вторую неделю, располагался километрах в ста от Асадабада. Только и успели заехать на территорию лагеря, как ожила дежурная радиостанция в БТР: бойцы тылового походного охранения ведут бой. В охранении группы шёл танк Т-72, БТР и БМП. БТР не простой, а с шайтан-машиной. Игорь сам участвовал в создании этого монстра. У вертолётчиков выпросили НУРС, поставили на треногу и спарили с пулеметом БТР. Пулемётчик электропуском управлял стрельбой. Грозная получилась машина. Истинно – шайтан. Духи, заслышав в горах вертолётный шум, не знали – куда деваться, а тут и грохота винтов не надо, как начнёт НУРС с БТР долбать ракетами.

Духи пропустили основную группу, идущую после подрыва склада в лагерь, а ударили по тыловому охранению в крайне опасном участке дороги. Крутой склон, местами скалы нависали над самой дорогой, с другой стороны от дорожного полотна обрыв. Духи заняли верхние точки и жахнули по охранению.

Ротный был человеком решительным, резким, скомандовал:

– Вперёд!

Два БТР с бойцами на броне полетели из лагеря на помощь.

Когда подскочили, бой был в разгаре: под скалой лежало пять бойцов – раненые, убитые. За умолкшим пулемётом ПКМ распластался по пояс голый спецназовец. Игорь выхватил взглядом пустую пулемётную ленту, всего четыре патрона осталось. Их боец выпустить не успел, пуля попала в голову. И тут же Игорь увидел боковым зрением духа-гранатомётчика. Было ощущение, он сделал выстрел в прыжке. На уровне второго-третьего этажа сидел на скале за камнем, подпрыгнул из укрытия и практически в упор саданул из «граника» в БТР с шайтан-машиной. Оттуда выскочил механик-водитель, правая нога на сухожилии висит, в груди жуткая дыра, развернулся, сделал несколько прыжков на одной ноге и упал. БТР вспыхнул факелом, начал взрываться боезапас, неуправляемая машина, продолжая движение, ушла в пропасть…

Бэтээры Игоря и ротного ударили по духам из пулемётов. Танк посылал снаряд за снарядом, но духи исхитрились подбить его, к счастью, не так метко, как БТР с шайтан-машиной, – перебили гусеницу. Увидев это, Игорь спрыгнул с БТР, ринулся помогать танкистам возвращать машину к активной жизни. Пробежал несколько метров, но плотность огня была такой, что, подбежав к БМП, залёг под машину и начал стрелять из автомата.

У ротного капитана Диканова было несколько градаций интенсивности боя. Если так себе, говорил: «На раз помочиться». Бой суматошный, неожиданный, когда приходилось на ходу принимать решения, характеризировал: «Голова, жопа, ноги». Бой в день подрыва склада относился к коктейлю из верхних и нижних конечностей и пятой точки.

Игорь, лёжа под БМП, посылал очередь за очередью в сторону духов, ожидая момента, когда можно будет сделать бросок к танку. И тут под БМП нырнул Петя Бойко. Упал рядом и требовательно спросил:

– Где моя группа?

Петя был в тыловом охранении, в бою растерял своих бойцов.

– Петя, откуда я знаю? – бросил Игорь, меняя рожок автомата. – Ты видишь, что творится!

В это время к раненым и убитым, что лежали под скалой, подскочила бээмпэшка, примчавшаяся из лагеря.

Петя среагировал мгновенно. Потом хохотали, вспоминая тот эпизод. У БМП клиренс сантиметров сорок, но Петя резко руку по школьному задрал, будто просился к доске, и выпалил скороговоркой:

– Чур, я эвакуирую убитых и раненых!

Игорь глазом не успел моргнуть, Петя уже помогал двухсотых и трёхсотых грузить во чрево подскочившего БМП, потом нырнул туда сам.

– Больше Бойка в том бою не видел, – рассказывал Игорь. – Слинял!

– А шо! Ничего не слинял! – не соглашался с такой трактовкой своих маневров Петя. – Я зараз всех убитых, раненых вывез! Все бы так линяли!

За ту операцию с подрывом склада Игоря наградили орденом «За Службу Родине в Вооруженных Силах СССР». Награду получил из рук генерала армии, начальника Группы управления Министерства обороны СССР в Афганистане Владимира Варенникова. Генерал достал нож десантника образца 1943 года, проткнул дырку в гимнастёрке старшего лейтенанта (к тому времени Чуклин уже был страшим лейтенантом) и прикрутил. А потом пожал руку. Генерал, прошедший Великую Отечественную, был не только богатырского вида, но и силушку имел, ощутимое было рукопожатие.

На вокзале в Тюмени Игорь спросил:

– Петя, а ты помнишь, как под БМП руку тянул: «Чур, я эвакуирую раненых»?

– Ничего я не тянул! – засмеялся Петя. – Ты, Чук, всегда был мастер заливать. Фантазия богатая, не зря песни пишешь!

– Тебя, Боёк, голыми руками не возьмёшь. Ужом вывернешься.

– Да ладно ты. Слушай, у тебя есть время? Не в службу, а в дружбу напиши слова «Асадабада».

– Давай я тебе эсэмэской пришлю, сяду в поезд.

– Не-не-не. Не надо откладывать на завтра, что можно выпить сегодня. По дороге сотовой связи может не быть, потом забудешь…

Петя достал из кармана блокнот, ручку.

– Садись, пиши. А я в долгу не останусь.

Сам сел рядом, заполнив собой всё кресло.

– Не сломаешь? – хохотнул Игорь.

– Не журись, братан!

Игорь начал писать…


Подступают к пятам горы серой стеной,

И Кунар омывает здесь серой волной

Город Асадабад и пятак, где стоит

Легендарный наш бат и где солнце в зенит.


Служба здесь нелегка, но присяге верны,

По ночам в горы ходим, а днём видим сны:

Жён, детей, матерей дорогие глаза,

И конечно, друзей тех, кто ждёт нас назад.


Никогда не забудем тех мест, где прошли

Митерлам, Маравары, Альшанг, Суруби.

Где друзья, закрывая нас грудью своей,

Навсегда превращались в белых птиц журавлей!


Петя взял блокнот с песней, сунул в карман, потом запустил свою ручищу в безразмерную сумку и подал Игорю что-то в непрозрачном пакете. Увесистое и плотное.

– Сало! – расплылся в улыбке Петя. – Сам солил!

И снова нырнул в сумку, на этот раз вытащил круглый продолговатый предмет.

– Горилка!

– Сам гнал?

– А як же!

– Петя, не могу отказаться от такой взятки! – мотнул головой Игорь.

– Яка взятка? – довольный реакцией однополчанина сказал Петя. – Гонорар за песню!

Он по-хохляцки с придыханием произнёс «г». Повторил для убедительности:

– Гонорар!

Объявили прибытие поезда Игоря, они обнялись.

– Обязательно пришлю запись концерта, – сказал Петя в спину удаляющегося Игоря.

Заметно прихрамывая, Игорь пошёл по проходу между кресел, затем повернул к лестнице, ведущей на первый этаж.

А Петя большой, шкафобразный мужчина стоял в проходе и чему-то своему открыто по-детски улыбался…

Уходим

Жена с дочерью жили у тёщи в Москаленках. В тот день Наталья после обеда уложила дочь спать, вышла на крыльцо, в этот момент распахнулась калитка, во двор влетел дядя Егор с криком:

– Наталья, Игорь уже в Советском Союзе.

Он победно тряс над головой газету, свёрнутую в трубку, протянул Наталье.

– Читай!

Это была «Правда». С фотографии на первой полосе смотрели в объектив улыбающиеся воины. Они сидели на БТР с автоматами в руках. Явно позировали. Игорь тоже широко улыбался, левый уголок губы характерно опущен.

– Боже, неужели всё! – воскликнула Наталья.

– Всё-всё! – подхватил дядя Егор. – Написано: 15 мая вышли из Афганистана.

Тут же на первой полосе был размещён репортаж «Шестьсот километров на броне». Дядя отыскал нужную строчку, ткнул в неё пальцем:

– Вот!

В газете сообщалось, что 15 мая пересёк границу Советского Союза с Афганистаном 5-й отдельный мотострелковый асадабадский батальон. Так официально именовался кунарский спецназ.

Злые языки позже будут утверждать, что президент США Рональд Рейган в приватной беседе высказал Горбачёву «дружеское» пожелание, отдельные отряды спецназа ГРУ, кунарский и джелалабадский, вывести первыми. Горбачёв, натура широкая, не мог не потрафить американскому другу. Дескать, да запросто, дел-то. Дал отмашку. Отряды сдвинулись с мест дислокации, покидая зоны своей ответственности, тем самым развязали руки моджахедам, противостоящим нашим войскам в том районе. Моджахеды не ожидали такого подарка, им всё труднее и труднее было в провинциях Кунар и Нангархар, и вдруг полная свобода действий. По уходу спецназа они начали резню тех, кто стоял за президента Афганистана.

Газета грешила неточностью, Игорь покинет Афганистан тремя днями позже, не 15-го, а 18 мая. За два дня до этого Наталья держала в руках «Правду» с радостной вестью, считая: война для мужа раз и навсегда завершилась. Больше не надо замирать по нескольку раз на дню от мысли: как там Игорь? И вот пришёл конец страхам. Дочь часто спрашивает: «Когда уже папина командировка закончится?» Сегодня можно смело говорить: скоро!

На самом деле Игорю и его товарищам было ещё время погибнуть.

На начало вывода советских войск из Афганистана понаехало журналистов видимо-невидимо. Генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачёв, патологически падкий на лесть, горел желанием покрасоваться в газетах всего мира, посему отдал распоряжение пускать в Афганистан щелкопёров всех мастей в неограниченном количестве, пусть пишут о нём миротворце.

В Кабуле на БТР, на котором в сторону дома двигался Игорь, напросился корреспондент газеты «Правда». Игорь ехал вместе с Юрием Боровских. Крутой рэкс Боровских, спецназовец по крови, он позже станет командующим бригады спецназа ГРУ, генерал-лейтенантом, а тогда бравый капитан, командир роты. Умный, расчётливый, удачливый воин, а по жизни неисправимый балагур. Солдаты любили командира за весёлый нрав, отчаянный характер, смелость и умелость.

Корреспондент, лет сорока мужчина, расспрашивал Боровских о войне, боях с моджахедами, строчил в блокнот ответы капитана. Его интересовало всё, в том числе пёс Шейх, который двигался в Советский Союз на БТР вместе со спецназом.

– О, это легендарный минно-розыскной пёс! – начал рассказ Боровских.

Присутствующие бойцы навострили уши, пряча улыбки. Шейх – шалопай из шалопаев. Мать его была легендарной минно-розыскной овчаркой по кличке Цея. Сколько раз спасала разведчиков, вынюхивая смертельную опасность на тропах и дорогах. На одной из операций Цея получила контузию, её списали, но в благодарность за верную службу оставили на довольствии в отряде. Она и родила Шейха. Не яблоко получилось яблони, а чертополох. Исключительный нюх Цеи позволял распознавать мины в самых невероятных ситуациях, тогда как с кавалерами оказалась неразборчивой. Даже внешний вид её сынка говорил о его никчемности. Правое ухо торчало, как у породистой овчарки, левое болталось, как у последней дворняги. Сапёры в щенках забраковали его для минно-розыскной работы. В насмешку дали имя Шейх и оставили в отряде. Жил на правах любимца-шалопая, к которому относились: глупый ты, брат, как пробка, да что с тебя взять.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Песня Олега Чукина

2

Песня Олега Чукина

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги