Вводное слово
Пробудись
Где явь? Где сон?
Не разберешь,
Пока и днем, и ночью спишь.
Когда проснешься, все поймешь,
Ведь от себя не убежишь.
Перед вами еще одна книга из серии «Я рисую жизнь». Она представлена небольшими житейскими историями, сюжеты которых не оставили меня равнодушной. Жизнь постоянно нас чему-то учит, дает подсказки. Когда мы обмениваемся историями, мы предлагаем посмотреть на мир нашими глазами, помогая друг другу что-то осмыслить, что-то переосмыслить.
Рекомендую читать книгу с карандашом, ручкой или линером. Линеры люблю больше всего для этих целей. Смело подчеркивайте понравившиеся мысли. Кроме того, после каждого рассказа я публикую и свои первые выводы, а также оставляю место для выводов ваших – послушайте себя, о чем вам говорит ваш разум, ваше тело, ваше сердце в ответ на прочитанное. Записывайте мысли, чувства, эмоции, мечты, собственные истории.
Для разогрева можете предварительно заглянуть в раздел «Татами», хотя сама предпочитаю действовать по наитию.
Произведения следующей книги – «Истина прозрачна» – можно использовать для размышлений и медитаций; для поиска советов и подсказок; для аффирмаций – настройки на день или предстоящее событие.
Хештег для публикаций читателями моих работ: #bordunos_revive, #kivalubov_радость_сила_непобедимая.
Благодарности
Хочу обратиться к прекрасной традиции во введении к книге выражать благодарности и поблагодарить мужа за то, что первым показал мне альтернативные способы проживания жизненных обстоятельств; сына – за то, что был моим ментором в освоении практики осознанности; дочь – за помощь в подготовке этой книги и отдельные кусочки текста для нее; своих родителей и Бога – за подаренную мне жизнь; сестру – за напоминание о последствиях сопротивления своему предназначению; попутчиков в прямом и переносном смысле, которые стали свидетелями и участниками описанных здесь событий; любимых замечательных коллег, которые были первыми благодарными слушателями, вдохновляли на упаковку событий в истории и дополняли их своими мудрыми и веселыми комментариями.
Подсказки постоянно приходят в нашу жизнь. Иногда вовремя заданный вопрос или рассказанная история способны кардинально повлиять на дальнейший выбор пути. Все зависит от готовности к преобразованию. Каждый человек сам отвечает за свою жизнь, за то, как он ею распоряжается.
Изюмные истории
В этой части книги я делюсь опытом упаковки впечатлений в рассказы. Изюмными я их называю в память о тренировке осознанности с помощью изюма, который мы дегустировали с коллегами во время обеденного чаепития по специально заготовленной инструкции. Было весело, познавательно и трансформационно. Учились, играя. Многие из включенных в сборник историй создавались для этих же целей, этого же круга людей, и не только мной.
В сборнике все рассказы правдивые, а персонажи вымышленные. Иначе как бы я могла раскрыть вам такие потаенные уголки их и своей жизни. Любые совпадения не случайны. Считаю, что самая подходящая для нас школа – жизнь, а самые лучшие учителя – окружающие люди, включая незнакомцев. Урокам школы жизни нет цены. Я упаковываю такие уроки в рассказы и стихи, дополняя сочинения своими первыми выводами. Истории развлекают коллег, родных, попутчиков, напоминают о полученном опыте. А записанные выводы позволяют со временем отследить, как я выросла с момента осознания первого урока.
Так для меня истории стали и мнемоническим приемом, и способом самосовершенствования. Смею надеяться, что для вас они станут не только развлечением, но и материалом для практики осознанной жизни. В тексте я оставляю место для ваших комментариев. Послушайте себя, свои мысли, как реагирует на прочитанное ваше тело, ваше сердце. Записывайте возникающие идеи, чувства, эмоции, мечты.
Истории в сборнике сгруппированы по темам. Скорее всего, тема запустит воспоминания из вашей жизни, которые вам захочется аналогичным образом упаковать в собственную историю. Буду рада, если решитесь поделиться своими впечатлениями со мной lubovbordunos@gmail.com. Уверена, что и окружающие вас люди будут более снисходительны к вашим рассказам, нежели прямым советам и назиданиям. А вы, увидев, как эти истории отражаются в слушателях, сможете открыть в своих рассказах новые грани, выудив дополнительные знания.
Истории про рождение историй
Путь первый: назидания и советы
Кто-то идет наугад,
А я указателям следую смело.
Нашедшим путь до меня
Благодарна за важное дело.
Как-то провинившийся сын заявил своей матери, прерывая обвинительную речь: «Мама, запиши все, что ты хочешь мне сказать. Я обязательно потом почитаю». С тех пор мать стала вести записи в надежде, что однажды размышления будут прочитаны. Со временем записи превратились в истории для рассказов за чаепитием.
У этого пути есть свой секрет. Осознание его стало для меня озарением, волнующим сердце. Как-то в Интернете я обнаружила очень длинный, структурированный пост незнакомого человека. Текст напоминал инструкцию. Автор искренне решил поделиться с читателями своими размышлениями о том, как сделать жизнь ярче. Описанные знания основывались на личном опыте блогера.
Такое искреннее бескорыстное желание сделать мир лучше умиляет. В моем сердце оно отозвалось нежностью. Передо мной была инструкция по исполнению желаний, которая действительно работает! Почему же я не стала ее копировать, изучать, незамедлительно использовать? Думаете, не поверила автору? Поверила. Потому что когда-то сама писала подобное обращение. Писала долго, боясь упустить что-то важное. Компьютеров тогда не было. Писала в общей тетради. Затем написанное нумеровала и расставляла по степени важности. Снова переписывала. Трудно было что-то поставить в начале списка, все казалось важным. Все ведь было пропущено через личный опыт, осознанно. Написанному было реальное подтверждение. Я точно знала, что пишу и зачем я это делаю. Не помню, сколько было пунктов в моем тексте и сколько заняло времени его написание. Я уже начала размышлять о том, каким образом можно донести информацию до окружающих. Когда в очередной раз взяла в руки тетрадь и начала читать «рожденное с рассветом», меня вдруг осенила мысль: все это, прожитое, пережитое, осознанное и выстраданное, уже кто-то сказал и записал до меня другими словами и в другой последовательности. Все мои «великие открытия» можно было легко свести к прописным истинам: «Бог есть любовь», «не укради», «возлюби ближнего своего».
Самая главная инструкция, как привнести в жизнь больше радости, уже написана задолго до появления Интернета, распространена и переведена на многие языки. Мне кажется, важнее задавать себе вопрос не «как стать счастливым и богатым», а «почему я до сих пор несчастлив и небогат», не «как добраться в пункт В», а «почему я до сих пор в пункте А». Вопросы одни. Ответы разные.
Путь второй: наблюдения
Однажды сказанное кем-то
Не пропадет навсегда.
Вернется к нам издалека,
Чтоб вновь оставить.
Заговори, чтобы я смог тебя увидеть. Слова-паразиты, любимые пословицы, поговорки, сказки и притчи – все это может рассказать о нас очень подробно. Психологическая защита работает таким образом, что мы сами от себя часто прячем правдивую информацию, чтобы не разочароваться, не возненавидеть.
Не сомневаюсь в том, что случайностей не бывает. Жизнь посылает нам таких людей и раскрывает доступ к таким ситуациям, которые могут максимально благоприятствовать нашему преображению. Со стороны виднее, как говорится. То, что в других раздражает, присуще и нам самим. Просто себя порой не замечаем. Можно окружение рассматривать как зеркало: видеть себя в других. Говорят же в народе: «подобное притягивает подобное», «скажи мне, кто твой друг», «два сапога пара» и тому подобное.
Если меня что-то еще цепляет в поведении других – это знак. Спрашиваю себя, а я не так ли поступаю? Если восхищаюсь другими, это тоже не просто так. Возникают вопросы – что именно мне нравится? Что другие могут делать лучше, чем я? Есть к чему стремиться. Есть чему учиться. И чтобы не забыть уроки жизни, облекаю их в истории для чаепития.
Путь третий: блог
Рифму не ищи, лишних слов не надо.
Пиши лишь то, что не писать не можешь.
Дверь открывай тому, кому ты рада,
Себе поможешь – другим поможешь.
Однажды сестра, с которой нас разделяют тысячи километров, сказала, что часто вспоминает истории и притчи, рассказанные мною при редких встречах. Бывает, хочет поделиться ими с друзьями, но многое из услышанного со временем забывается. Послевкусие есть, ощущение трансформации есть, а что к этому привело, вспоминается с трудом, и то обрывками фраз.
Я откликнулась на ее просьбу, стала вести Живой Журнал. «Словно в гости на чаепитие к тебе захожу», – поделилась вскоре впечатлениями сестра в комментариях на страницах Журнала. Такое опосредованное взаимодействие с родными, друзьями и новыми знакомыми также стимулирует меня к тому, чтобы записывать увиденное, услышанное, пережитое, осознанное.
Поначалу я многих добавляла в друзья из вежливости. А вот теперь возникает желание сократить список. На эту мысль моя знакомая отреагировала так: «Зачем из вежливости читать чужие дневники? Вежливее их не читать, думаю, если не хочется. И не комментировать. А «патамушта хочу» вообще стоит сделать девизом». Вежливо добавляла, вежливо читала. Смешно звучит. Пора взрослеть.
Путь четвертый: озарения
Утро каждого дня
Вдохновляет меня:
Новый день, новый шанс,
Новый ты, новая я.
Заметила, лучшие произведения пишутся на рассвете. Но пишу, преимущественно, мысленно. Такие озарения посещают, порой удивляешься, как раньше этого не замечала. Все просто и красиво. И открытия кажутся великими, удивительными. Несмотря на то, что на прикроватной тумбочке лежит блокнот и карандаш, записать осенившие мысли не всегда получается. Иногда лень, иногда боязнь спугнуть тонкое умозаключение мешает сделать это. Лежу и думаю, такое забыть невозможно, вот окончательно проснусь и все аккуратно запишу.
А по факту, проснувшись, начинаю судорожно вспоминать, шаря по уголкам памяти, чем таким удивительным хотела поделиться с миром. Что так сильно меня переполняло? Но, увы, так и не вспомнив ничего особенного, приступаю к делам повседневным с робкой надеждой, что смогу еще раз испытать состояние озарения. Будет день, будет песня или история. Диктофон мне в помощь.
Путь пятый: притчи
«Мама, не спрашивай меня, зачем я это сделал. Я и сам не знаю» – так однажды ответил маме ее провинившийся сын Ваня. Тогда, в попытках достучаться до любимого чада, Ирина схитрила, сказав, что коллега просит ее помочь объяснить сыну-первокласснику, в чем он не прав. Мальчик якобы совершал проступки, хорошо осознавая их последствия. Ответ Ванюши маме Ирине меня удивил и простимулировал. «Порекомендуй коллеге не ругать сына, а рассказать ему притчу или поучительную историю с похожим сюжетом про другого мальчика. Если он не глупый, сам все поймет, сделает правильные выводы».
Одно дело – когда говорят, что ты не прав, другое дело – когда ты сам осознаешь свою неправоту. И если, следуя логике восьмилетнего мальчика, истории и притчи в этом помогают, я буду их рассказывать, сочинять, записывать.
Путь шестой: опыт
Во время короткой беседы один хороший знакомый сказал: «Предпочитаю не общаться с людьми, которые винят в происходящем других. Мне нравятся люди, которые делают умозаключения, исходя из своего собственного опыта».
Я иногда привожу примеры из жизни других людей в качестве наглядного пособия, показывая тем самым, к чему могут привести те или иное поступки. Не ищу виноватых, не пытаюсь свалить на них свои неудачи, просто рассказываю истории. Зачем же учиться на собственных ошибках! Но мой знакомый и ошибки называет опытом. Не считает, что опыт может быть негативным. А со мной общается, потому что я быстро учусь. Так и сказал.
Путь седьмой: записная книжка
У меня их несколько. Все тематические. Более дорогие использую для умных мыслей, услышанных от реальных учителей, тренеров, мастеров. Не менее солидные предназначены для конспектов. При самостоятельном изучении той или иной темы или при чтении книги записываю тезисы и собственные выводы. Есть записная книжка поменьше. Она для путешествий. Иногда под стук колес забавные мысли меня посещают. Самые простые записные книжки, их несколько, расположены на прикроватной тумбочке, на столе возле компьютера, в сумке. Такие книжки больше блокноты для записей напоминают. Пишу в них всякое. Предрассветные мысли в том числе, реже записываю сны.
Случается, пока записываю мысль, она кажется значимой, а день спустя перечитываю и улыбаюсь такому самообману. Некоторые записные книжки быстро худеют, я без сожалений вырываю из них страницы, выбрасывая сегодня то, что вчера удивляло. Служебная записная книга у меня заполняется одновременно с двух сторон. На первых страницах записываю деловую информацию, а последние страницы пестрят речевыми удачами, оговорками, описками коллег.
Не помню, от кого из авторитетных людей услышала рекомендации записывать то, что кажется интересным, важным. Затем перед встречей с аудиторией перелистать свои заметки, оживлять в памяти интересные факты или удачные шутки, может, что и сгодится при живом общении с аудиторией.
Мне не советовали иметь несколько книг. Так уж получилось, что у меня их столько развелось. Люблю записывать собственноручно все, что мне нравится, но в последнее время делаю это все реже. Увы, компьютеризация сказываются.
«Истинное назначение записных книжек – пожизненный тренинг умственных и художественных сил».
(Александр Ефремович Щедрецов)Сегодня обнаружила сайт этого филолога, педагога, поэта, где он писал о записных книжках. Задержалась там на некоторое время. Было интересно. Ценю остроумие, наблюдательность, необыкновенность, хорошее чувство юмора. У каждого своя потребность (или отсутствие таковой) и своя схема ведения записей в книжках. Автор сайта разделил материал для записей на четыре группы:
1) мое (в тексте не оговаривается);
2) чужое – услышанное или прочитанное;
3) услышанное от людей, значимых для меня;
4) вычитанное из книг.
Некоторые примеры названий заметок из его записных книг хочется и себе взять на вооружение: «Малое довольствуется малым», «Экс-икс», «Пропал. Еще и пропадом», «В своих убеждениях надо еще убедиться», «Утешительные капли», «Рассказ, не стоящий пересказа», «Горизонтальное существование», «Словарь наиболее злоупотребительных слов русского языка».
В последнее время вместо записных книжек я чаще использую приложения смартфона: сервис для заметок и диктофон. Но привычка носить в сумке блокнот остается. С годами стала реже записывать цитаты и афоризмы других людей. Теперь мне интереснее собственные выводы и размышления.
Путь восьмой, не последний: пересказы
Однажды на международном тренинге по психологии участники спросили тренера, что он мог бы порекомендовать почитать, какие книги являются важными? Ответ психолога, лингвиста с мировым именем, лично знакомого с мудрейшими людьми прошлого и нынешнего веков, немало удивил присутствующих. Учитель улыбнулся и ответил с любовью: «Читайте сказки, пословицы, поговорки. В них содержится все знание, человеческая мудрость».
Среди моих друзей есть те, кто искренне убежден, с изменением времени изменился и подход к знаниям. Человечество повзрослело, пришло время получения знаний напрямую. Время притч, сказок прошло. Вы какому из двух мнений доверяете больше?
Думаю, любые знания хороши, если они приближают нас к Богу, делают нашу жизнь целостной, яркой, гармоничной. Уверена, сказки, пословицы, поговорки и притчи никогда не потеряют своей актуальности. Это касается и воспитания юного поколения, и психотерапии с людьми постарше. Психологическая защита не всегда позволяет человеку воспринимать знания напрямую.
Я также верю в ценность пересказа с дальнейшим обсуждением. Каждому свое. От каждого свое. Наверняка вам приходилось слышать одну и ту же историю, к примеру, анекдот или притчу, от разных людей. Я иногда не узнаю первоисточник, настолько каждый привносит свое!
Однажды я спросила у своего попутчика, смотрел ли он определенный фильм. Василию название фильма ничего не говорило, и я с энтузиазмом начала рассказывать сюжет киноленты. Периодически уточняла у попутчика, точно ли он не смотрел это кино. Мы могли бы сразу приступить к обмену мнениями. Однако Василий настойчиво просил меня продолжать рассказ.
Надо признаться, фильмы и книги я любила раньше пересказывать в малейших подробностях, эмоционально. Когда я закончила пересказывать содержание фильма, собеседник вдруг признался, что на днях смотрел фильм с семьей, но я так интересно рассказывала, что Василию не хотелось меня перебивать. К тому же на миг попутчику показалось, будто мы смотрели разное кино. Я говорила о таких вещах, на которые ни Василий, ни члены его семьи даже внимания не обратили.
Мои выводы:
У каждого свое кино. Сколько людей, столько и мнений. Каждый отмечает то, что ему близко. По тому, что и как рассказывает человек, можно и о самом рассказчике судить. Что внутри, то и снаружи.
Ваши выводы, настроение, отклик:
Дети: о девочках и женщинах
Женщина шла в магазин с намерением купить новый кран для мойки. По пути зашла в ювелирную лавку. Купила серебряные серьги и колечко. Неожиданно даже для нее самой. А прежний кран попросила поработать без сбоев еще какое-то время.
(История из жизни)Женская солидарность
Алинка, девочка трех с половиной лет, показывая папе глянцевый гламурный журнал, хитро спрашивает:
– Папа, а какие тети тебе здесь нравятся? Не бойся, я маме не скажу. Это будет наш с тобой секрет.
– Самая красивая тетя – наша мама, – ответил не задумываясь отец.
– Ну да, а в журнале эта тетя нравится? – не унималась дочурка, указывая пальчиком на яркую фотографию.
– Ничего так.
– А эта?
– И эта.
После общения с папой девочка мигом помчалась на кухню к маме с рассказом о папиных интересах:
– Папа, конечно, сказал, что наша мама самая красивая, но ему и другие тети нравятся. Так это они еще одетые!!! – ввела маму в курс дела любящая дочурка.
Мои выводы:
Вот и верь после этого девочкам, девушкам, женщинам.
Ваши выводы, настроение, отклик:
О красоте
Коллега Соня любила прихвастнуть, что сын Валера – самый лучший стилист для нее. Только став студентом, Валерий раскрыл матери секрет, по какому принципу в детстве помогал выбирать для нее наряды. «Я смотрел не на платье, а на твою реакцию в этом платье. Если ты казалась радостной, движения были свободными, я рекомендовал этот наряд, называя его более красивым. Признаюсь, я и сейчас не знаю, что значит красиво. Какие признаки красоты? На днях шли с другом по улице, товарищ показывает на группу девушек и говорит, посмотри, мол, какая красивая девчонка с каре. А как он определил, что именно эта девочка красивая, я не понимаю».
Мои выводы:
Невольно вспомнились первые походы в ресторан. Это были студенческие годы, и девочки долго готовились к выходу в свет. В попытках выглядеть сногсшибательно часто напяливали на себя кто знает что, боясь в итоге лишний раз пошевелиться, чтобы молния не разошлась на узкой юбке или что-то в этом роде. Некоторые подружки вскоре переодевались, а тесные каблучки под столом меняли на привычные растоптанные балетки. И только после этого начиналось настоящее веселье.
Кто первым сказал, что красота требует жертв? Кто вообще придумал, что красота может что-то требовать?
Взяла урок «стилиста» на заметку. Вспомнила на эту тему историю другой коллеги, Надежды, которая как-то призналась: «Ненавижу в себе румянец. Всю жизнь страдаю от того, что все эмоции написаны на лице. Румянец меня выдает, даже соврать толком не могу». Я ей на это возразила: «Надя, но ведь такой Вас создала природа. Вам не кажется, что, не соглашаясь с неизменным, Вы занимаетесь богоборчеством? Вы предъявляете претензии Богу?» Ошарашенная Надежда некоторое время молчала, затем вдруг вспомнила, что больше всего комплиментов в своей жизни получала по поводу натурального румянца. Некоторые подруги откровенно завидовали, мужчины восхищались. Другим нравилось в Надежде то, что сама она не хотела принимать долгие годы. Осознав это, коллега улыбнулась мне, себе, миру.
Ваши выводы, настроение, отклик:
Полный восторг
На днях за чаепитием друзей к нам заглянул начальник и пошутил: «Меньше сладкого ешьте, берегите фигуры». Руководитель ушел к себе, а коллега, вернувшаяся недавно из отпуска, продолжила развивать тему. Елена поведала, что часть отпуска провела с семьей в Крыму. Маму навещали. Туда же приехал и родной брат с супругой и дочерьми. У младшей девочки отменный аппетит. Пятилетняя Танюшка заметно выделяется на фоне своих ровесников более крупными формами. Когда родственники собрались за общим столом, Лена попыталась сделать замечание племяннице, увидев, как та потянулась за очередным бабушкиным пирожком: «Будешь много кушать, станешь такой, как я (подразумевая наличие лишних килограммов)». «Ура! Я буду такой же красивой, как тетя Лена!» – восторженно закричала Танечка. Все участники события расплылись в улыбке.
Мои выводы:
Там, где взрослые ищут недостатки, ребенок видит красоту. Зрит в корень. Моя коллега и в самом деле очень красивая женщина. Обладательница выразительных глаз, пухленьких губ, аккуратного носика, мягкого приятного голоса. У Елены красивые нежные руки и стройные ноги. Но главная ее красота – сила женщины, многогранность, наполненность, радостность, способность любить. Елена словно светится изнутри. Вот что видит маленькая девочка. Не форму, но содержание.
Ваши выводы, настроение, отклик:
Школьные конкурсы красоты
Вы пробовали спрашивать случайных прохожих, не являются ли они участниками конкурса красоты? Я пробовала. Почти все девушки, к которым обращалась с подобным вопросом, смущались, затем судорожно начинали поправлять прически и смотреться в зеркала. Вдруг их снимают скрытой камерой?
Почему школьницы и студентки приходили в замешательство? Трудно поверить в то, что их считают красивыми? Возможно, мы редко говорим о красоте, ее критериях?
Хорошей пропагандой красоты может стать проведение соответствующего школьного конкурса. Недавно мне удалось пообщаться со школьной конкурсанткой прежних лет. Девушку зовут Аллой. Она охотно рассказала о том, что дало ей участие в подобном мероприятии, как повлияло на дальнейшее развитие.
На вопрос о силе и секрете красоты Алла отвечает, что быть красивой – ответственно. Ведь красота способна не только гармонизировать, но и создавать хаос. Поэтому Алла стремится поддерживать прежде всего красоту внутреннего мира. Активное участие в соревновательных мероприятиях повлияло на личностный рост школьницы и способствовало:
• развитию командного духа;
• лучшему управлению временем;
• обретению навыков по управлению азартом;
• развитию интуиции;
• укреплению силы воли;
• отсутствию панического страха ошибиться;
• развитию творческих навыков.
Задачей школьных конкурсов красоты Алла считает воодушевление участников и зрителей. Подобные мероприятия, уверена моя собеседница, просто обязаны иметь социальную значимость, нести определенную миссию, а не проводиться ради статистики. Узнаваемость можно и нужно использовать для решения важных социальных вопросов. Приятно иметь дело с умным, очаровательным парламентером, обладающим навыками убеждения. Такому сложнее отказать.
Любой конкурс связан со стрессом. Поэтому организаторам важно учитывать психологический фактор. Можно предусмотреть поощрительные призы для тех, кто не стал первым. Алла отметила, что аплодисменты зрителей тоже служат хорошей наградой. Конкурсы красоты способны развивать, активизировать личностные качества школьников и сплачивать коллективы.
К сожалению, проводятся они не во всех учебных заведениях. Но ведь многое зависит и от самих учащихся. Можно использовать школьное самоуправление, проявить инициативу. Праздники делают нашу жизнь ярче, интереснее. Конкурс красоты – это не только праздник, это еще и шанс проявить, узнать себя лучше, возможность стать активным участником новых процессов преобразования, а не оставаться простым наблюдателем происходящего.