Сейчас уже существует описание тончайших нюансов сложного поведения системы, изложенное языком физики, психологии, биологии, нейрофизиологии и многих других наук. Теория нелинейных взаимодействий нашла применение во всех сферах нашей жизни, и разобраться в подробностях этого замечательного знания – задача очень увлекательная, но не она служит целью этой книги. Если у вас пробудился интерес к этой теме, при желании вы сможете найти достаточное количество литературы, в которой нелинейные процессы описываются живым и понятным языком. Я же надеюсь, что у меня получилось донести до вас мысль о том, что наше поведение строится на гораздо более многомерных основах, чем те, которые можно объяснить с позиций взгляда на человека как на некий механизм с предсказуемыми реакциями.
За последние двадцать лет психология сделала громадный шаг вперед, сумев разобраться в законах, на которых базируется поведение человека. Было разрушено большинство иллюзий, которые формировали взгляд человека на возможности его интеллекта и психики. И я предлагаю вам обсудить некоторые распространенные мифы о психологии человека с позиций новейших научных открытий.
Миф 1. Для того чтобы достичь высот в жизни, человек должен обладать выдающимися способностями от природы.
Человек рождается с определенным типом нервной организации, которая, в частности, характеризуется скоростью протекания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Проще говоря, кто-то из нас рождается мечтательным и задумчивым, кто-то деятельным и подвижным, а кто-то способен и на длительную аналитическую работу, и на занятия активными видами спорта. Это базовые условия нашей психики, которые зависят от генетики и влияют на проявления темперамента и скорость мыслительных и эмоциональных реакций человека. И, как вы понимаете, есть масса профессий, для которых будет идеальным тот или иной тип нервной организации.
Конечно, яркий и остроумный человек, притягивающий к себе внимание толпы, внешне смотрится эффектнее, чем погруженный в себя аналитик или мечтательный и стеснительный эстет. Но если знать о том, что людям со «звездным» потенциалом зачастую трудно дается длительная и кропотливая работа, то понимаешь, что у каждого типа характера есть свои сильные и слабые стороны. Я рекомендую каждому ищущему себя человеку прочесть замечательную книгу В. В. Пономаренко «Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика „семь радикалов“)». Несмотря на мудреное название, это одна из самых легких для чтения, ярких и захватывающих книг, которую мне довелось читать. Обычно я редко рекомендую конкретных авторов, предпочитая, чтобы поиск «своих» книг мои читатели вели самостоятельно, но здесь с удовольствием отступаю от этого правила.
На практике я часто встречаюсь с заниженной самооценкой людей и их необоснованными претензиями к себе. У меня есть свои методы работы с этими проблемами, о которых речь пойдет ниже, но для меня было огромным счастьем узнать, что есть автор, способный на основании многолетнего опыта доказать, что «…не существует „плохих“ качеств психики. Следовательно, нет повода для пессимизма и снижения самооценки! Не существует качеств – однозначных достоинств и недостатков. Любое из них становится достоинством, если используется по назначению, соответственно (адекватно) сложившейся ситуации. Точно так же любое качество, обнаружившее себя не к месту, зачастую не по вине его обладателя, превращается в недостаток…».
Любая черта нашего характера становится нашей сильной стороной, если мы сможем создать условия и обеспечить реализацию какой-то цели при помощи этой черты. Человек может казаться занудливым, чрезмерно осторожным, медленно реагирующим на события. Но эти же самые черты характера при грамотном использовании вдруг превращаются в исполнительность, пунктуальность, верность традициям и могут быть незаменимыми в делопроизводстве, ведении финансов и многих других профессиях.
Но это только одна сторона этой медали. В последнее время психологи задались целью выяснить, насколько важна природная одаренность в процессе самореализации человека и достижении успеха в профессии. Было проведено множество масштабных исследований, и все они привели к одному результату: одаренность какими-либо талантами дает человеку преимущество на старте, но для успешного достижения финиша гораздо большее значение имеет способность к систематическим действиям. Была сформулирована так называемая «теория 10 000 часов», согласно которой можно стать мастером в любом деле, практикуясь в этом деле в течение 10 000 часов. Вот что пишет об этой закономерности американский психолог и музыкант, профессор Д. Левитин: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми – композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов, отпетых уголовников и так далее, – это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов – примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».
Разумеется, это только общий принцип, который нельзя воспринимать буквально. Можно потратить эти 10 000 часов и в результате получить распухший от знаний мозг и изуродованную постоянным нервным напряжением психику, но профессионалом так и не стать. Произойдет это в том случае, если человек зациклится на количественных показателях и будет механистически повторять определенные действия, стремясь поскорее «выработать» эти 10 000 часов.
Любое действие должно приводить к качественным изменениям в процессе овладения каким-либо знанием или навыком. Наш мозг – система, которую можно настроить на выполнение задачи любой сложности. Он откликается на любое регулярно повторяющееся действие. Но для того чтобы нейроны связались друг с другом в определенном порядке, нужно создать им определенные условия.
Прежде всего, необходимо точно сформулировать цель, которую вы хотите достичь. Затем пошагово расписать план продвижения к цели, разбив его на несколько этапов. Дело в том, что глобальные перемены в жизни связаны с множеством задач, перегружающих мозг. Сваленные в одну кучу, они вводят организм в состояние стресса, воспринимаются как угроза и встречают бурное сопротивление. Но те же самые задачи, разбитые на последовательные этапы, вносят ясность и логичность в схему продвижения к намеченной цели, и мозг принимает их просто как руководство к действию. И что особо важно – каждый этап обязательно должен быть завершенным. Если вы переходите к последующему этапу, не завершив предыдущий, мозг тратит колоссальные ресурсы на работу в двух направлениях одновременно, и это неизбежно снизит вашу продуктивность.
Еще очень важна эмоциональная составляющая ваших действий. Доказано, что под влиянием положительных эмоций нейронные связи в нашем мозге формируются в несколько раз быстрее, чем при индифферентном или негативном отношении. Поэтому, чем чаще вы будете праздновать свои успехи и благодарить себя даже за мельчайшие изменения в положительную сторону, тем быстрее ваш мозг освоит нужное вам знание.
Есть у нашего мозга еще одно замечательное свойство: он не видит никакой разницы между воображаемым и реально выполненным действием. Эта особенность мозга сейчас широко используется в спорте – есть даже несколько примеров того, как спортсмены, получившие травмы накануне соревнований, занимались «мысленными тренировками», оттачивая технику в своем воображении, и в результате побеждали в соревнованиях. В частности, олимпийская чемпионка по прыжкам в воду Лора Уилкинсон незадолго до олимпиады сломала три пальца на ноге и тренировалась, мысленно оттачивая технику прыжка, что в итоге и помогло ей победить.
Так что, чем большими подробностями вы сможете раскрасить свою глобальную цель в своем воображении, чем чаще будете ее визуализировать, тем быстрее сформируются в вашем мозге нужные вам нейронные связи, и вы сможете освоить навыки, необходимые вам для достижения цели.
В общем, определяйте свою глобальную цель, расписывайте продвижение к ней на небольшие отрезки, фиксируйте прохождение каждого отрезка и следите за тем, чтобы ваши навыки качественно менялись в лучшую сторону, радуйтесь любому новому знанию и мысленно представляйте себе вашу цель в мельчайших подробностях. И, уверяю вас, каким бы бесталанным вы себя не считали на старте, вы добьетесь успеха гораздо быстрее, чем человек, который полагается только на свою природную одаренность.
Миф 2. Для того, чтобы чего-то в жизни достичь, нужно много и тяжело работать.
В 2001 году невролог Маркус Райхл исследовал активность некоторых участков мозга при выполнении заданий различной сложности. В это время в науке господствовало мнение, что мозг – это просто некий механизм, способный реагировать только на воздействие информации, поступающей из внешней среды. Все остальное время он как бы спит. И Райхл с помощью аппаратов функциональной магнитно-резонансной терапии задался целью определить, какие именно зоны мозга активизируются во время решения определенных задач, которые ставит перед нами внешняя среда.
Первый сюрприз ожидал его, когда выяснилось, что во время выполнения упражнений активность некоторых отделов мозга снижалась. Это противоречило устоявшемуся мнению, согласно которому при совершении определенных действий активность мозга должна возрастать. Тогда Райхл решил изучить, что делают нейронные сети в состоянии покоя. И он обнаружил особую нейронную сеть, которая начинает работать, когда мы ничего не делаем. Это скопление нейронов была названо сетью состояния покоя.
Выяснилось, что наш мозг постоянно находится в активном состоянии, вне зависимости от того, стимулируют его извне или нет. Открытие Райхла позволило понять, что наш мозг – нелинейная система, которой присущи все свойства сложных систем, уже описанных в физике. Для развития мозга его внутренняя работа важна не меньше, чем получение опыта из внешнего мира, и достичь результата в каком-либо деле невозможно при помощи только интеллектуального или эмоционального штурма.
Собственно, неврологи этим открытием подтвердили то, что любой творческий человек испокон веков применяет на практике, даже не осознавая, почему это происходит именно так. Архимед нашел решение проблемы, которой был занят его мозг, погрузив свое тело в ванну с водой, Ньютон – увидев падающее яблоко, а Пуанкаре – отреагировав на подъезжающий общественный транспорт. Эти, уже ставшие легендами случаи внезапного прозрения, напрямую не связанного с задачей, которую решает исследователь, доказывают, что вдохновение, креативность, творчество возникают при помощи той самой нейронной сети состояния покоя, которую открыл Райхл.
Творческое озарение приходит тогда, когда наш мозг входит в особое состояние, которое кто-то называет Потоком, кто-то просоночным состоянием, а кто-то творческим экстазом. И возникает оно тогда, когда мозг, перегруженный интеллектуальным штурмом, входит в состояние, пограничное между сном и бодрствованием. Именно в это время в работу включается пассивная сеть нейронов, задействуются глубинные ресурсы подсознания, которые и дают решение задачи. Причем это решение часто приходит в очень яркой, образной и эмоционально насыщенной форме.
Великий американский изобретатель Томас Эдисон еще сто лет назад интуитивно использовал эту замечательную особенность мозга. Он садился в кресло рядом со столом, на котором находились бумага и чернила, и брал в руки увесистые подшипники. И в тот момент, когда он начинал засыпать, его мышцы расслаблялись, подшипники падали из рук и будили его своим стуком. Эдисон просыпался и записывал мысли, которые возникали в этот момент в его голове. Эффективность его творческого метода можно оценить по количеству патентов, которые он зарегистрировал к концу жизни – их было больше тысячи.
Леонардо да Винчи, продуктивность которого во всех областях искусства и науки общеизвестна, делил сутки на чередующиеся промежутки напряженной работы и сна. И совершил открытия, большинство из которых мы можем объяснить только сейчас, спустя пятьсот лет.
Наше сознание линейно. Оно способно решать задачи, логичность которых очевидна. В сущности, сознание является добросовестным поставщиком информации из внешней среды, неким посредником между человеком и окружающим миром. Оно решает оперативные задачи, которые ставит перед нами жизнь. Но когда нам необходимо разрешить проблему, не входящую в компетенцию логики, не имеющую очевидного решения, тогда нам нужно отключить сознание, перестать РАБОТАТЬ и загружать мозг информацией, поступающей извне. Необходимо расслабиться. Наш мозг передаст задачу в те отделы, которые не контролируются сознанием, которые работают нелинейно, где царствует спонтанность и интуитивность, приводящие к творческому озарению.
Состояние засыпания, промежуточное между бодрствованием и глубоким сном – это только одна из форм запуска процесса творческого озарения. Дети, играя в куклы или машинки, постоянно находятся в этом процессе. Любой человек, находящийся в состоянии задумчивости, но при этом не думающий ни о чем конкретно, также находится на пути к возникновению интуитивного прозрения.
Поэтому, дорогие мои трудоголики, лучшее, что вы можете сделать в процессе мозгового штурма – это загрузить мозг разнообразной информацией при помощи своего сознания, а затем, отключив его, дать себе отдохнуть. И, можете не сомневаться, ваш мозг, предоставленный сам себе, непременно порадует креативным решением любой проблемы.
Мы кратко рассмотрели всего пару мифов, опровергнутых современной наукой. На самом деле их, разумеется, во много раз больше. Эти иллюзии, которые впитываются нами буквально с молоком матери, живут в нашем подсознании и руководят всеми нашими поступками, практически никогда не появляясь в зоне осознанности. Есть много способов вывести их на свет божий, научиться распознавать их в своих поступках и, в конечном итоге, сделать «врагов» друзьями. И изучением одного из этих способов я предлагаю сейчас заняться.
Глава 3
Познав себя, никто уже не станет тем, кто он есть.
Т. МаннКакую роль в жизни обычного человека играет звук? Если звук не имеет отношения к профессии или хобби человека, то считается, что совсем небольшую. Согласитесь, что для большинства людей звуки, которые мы воспринимаем извне или издаем сами, представляются этаким приятным бонусом Матери-Природы, ценить который мы начинаем только тогда, когда с голосом или слухом начинаются проблемы. Когда я задаю этот вопрос участникам моих тренингов или семинаров, 80% из них говорят, что любят слушать музыку и хотели бы улучшить тембр своего разговорного голоса, а если уж совсем повезет – научиться петь в караоке. Остальные 20% имеют некоторое представление о воздействии звука на психику человека и слышали о музыкотерапии, «эффекте Моцарта» и т. д. И это скорее беда, а не вина. Нам не дают этих знаний ни в школе, ни в институте, да и давать особенно нечего – в научной среде признается факт благотворного воздействия музыки на человека, такое воздействие подтверждается многочисленными экспериментами, но единой общепризнанной теории воздействия звука на психику человека на сегодняшний день не существует. Давайте попробуем исследовать этот вопрос и хотя бы в общих чертах понять, что же все-таки значит для нас звук.
Примерно с шестого месяца беременности плод, находящийся в утробе матери, начинает реагировать на звуки окружающей среды. Его реакция эмоционально связана с музыкальными предпочтениями матери – если звучит приятная ей музыка, плод начинает шевелиться. Сразу после рождения голос и слух становятся самыми значимыми инструментами контакта ребенка с окружающим миром. У малышей неплохо развито обоняние и вкус, очень избирательно осязание, а вот со зрением большие проблемы. Сетчатка глаз в первые месяцы после рождения только формируется, и начинает функционировать более-менее стабильно в возрасте 4 месяцев. Слух является самым развитым органом чувств у младенца, поскольку, как я уже говорил, начинает работать задолго до его рождения. А с голосом связано несколько интересных парадоксов.
Малыш рождается в среднем с ростом 50 сантиметров и весом около трех с половиной килограммов. У него малюсенькие легкие и микроскопическая гортань. И при этом громкость его голоса может достигать 100—110 децибел. Отбойный молоток, находящийся в метре от вас, издает звук в 120 децибел. Для того, чтобы достичь голосовой мощи младенца, у взрослого человека должны быть выдающиеся вокальные данные, и ему необходимо потратить долгие годы, чтобы эти данные развить. Возникает закономерный вопрос: куда исчезает эта сила звука, которой обладает любой малыш? Ведь по логике вещей, с увеличением массы тела, роста, объема легких и голосовых связок звучность голоса должна возрастать…
Голос для ребенка является важнейшим средством коммуникации с миром. Если он хочет есть, пить, у него намокла пеленка, он может привлечь внимание к своим потребностям только при помощи голоса. И рождается каждый человек с идеально отлаженным природой голосовым аппаратом. У него особым образом настроена подача дыхания, звук резонирует во всем теле, он предельно насыщен эмоциями, которые в данный момент испытывает маленький человек. И родители, у которых, конечно, этот громкий звук вызывает определенный дискомфорт, вынуждены его терпеть, потому что объяснить ребенку, что можно о чем-то попросить потише, невозможно.
Но вот ребенок начинает расти, входит в стадию осознания себя в этом мире, и родители получают возможность влиять на звуки, которые он издает. Дети не понимают условностей цивилизации, они от природы имеют способность открыто и свободно выражать свои эмоции при помощи голоса, не задумываясь о том, где это происходит и как. И родители преподают им первый урок корректного поведения в обществе. Нельзя плакать, громко смеяться и ныть в общественных местах, потому что это привлекает к тебе внимание. Дома нужно вести себя тише, потому что у мамы болит голова, папа устал после работы и ему необходимо побыть в тишине. И замечания о том, что нужно перестать орать, обычно делаются в резкой, даже грубой форме, ведь родителям нужно успеть быстро сбить эмоциональный накал детского крика до того момента, пока ребенок не «завелся».
Что происходит с организмом ребенка в то время, когда он слышит громкий окрик родителей? От неожиданности у него непроизвольно спазмируется диафрагма и гортань – два органа, которые играют важнейшую роль в процессе голосообразования. Крик буквально «застревает в горле». Попросите кого-нибудь из родных или друзей неожиданно крикнуть на вас, когда вы о чем-то увлеченно рассказываете… Гарантирую вам, что вы получите очень болезненные ощущения в области живота и горла, у вас собьется дыхание, участится пульс и сердцебиение. Те же самые ощущения мы получали в детстве, когда слышали родительский окрик.
Но это еще не все. Урок, который усваивал ребенок в это время, на уровне психики говорил ему, что любое экспрессивное выражение эмоций, причем неважно, положительные это эмоции или отрицательные, осуждается социумом. Голос – это прежде всего инструмент выражения эмоций. Но, как выясняется, выражать эмоции небезопасно, это встречает негативную реакцию взрослых, которые могут сделать тебе больно, если ты будешь слишком громким и эмоциональным. И возникает страх, чувство стыда и впоследствии, достаточно часто, полное неприятие своих эмоций, которые ты выражаешь не вовремя и не к месту. Так постепенно создается паттерн мышления, который опускается в глубины подсознания и оттуда руководит нашими поступками и ощущениями в течение всей жизни. Многие из вас наверняка замечали, какой дискомфорт возникает в вашем организме, когда вам нужно о чем-то попросить, что-то потребовать или отстоять свою точку зрения. Какой холодок возникает в животе, если нам нужно пойти наперекор устоявшемуся мнению?
И общество вовсю старается в укреплении этого паттерна. Если ты будешь громко и непосредственно выражать эмоции в детском саду или в школе, ты будешь мешать остальным детям учиться или отдыхать, учитель пожалуется родителям и тебя накажут. Поступая на работу, человек вынужден существовать в определенных рамках, форматирующих его эмоциональную сферу. Обществу выгодна эмоциональная усредненность человека. Она управляема, предсказуема и не представляет опасности.
В эпоху механистического мышления считается, что для высокой производительности труда важны интеллект, трудоспособность и готовность следовать корпоративной этике. Цена измеримых механических усилий в глазах работодателя гораздо выше, чем эфемерное творчество, замешанное на эмоциональном импульсе, который невозможно спрогнозировать, оценить и гарантированно привести к ожидаемому результату.
В начале двухтысячных эта точка зрения получила серьезный удар. Американские психологи Д. Гоулман, Р. Бояцис и Э. МакКи собрали внушительный статистический материал, доказывающий, что осознанное и целенаправленное развитие эмоциональной сферы менеджеров компаний, особенно в руководящем звене, способствует повышению производительности труда и серьезно улучшает финансовые показатели. Как утверждают авторы концепции «эмоционального интеллекта» и «эмоционального лидерства»:
«…Голые факты – например, сведения о ситуации на рынке – не дают достаточно информации для того, чтобы создать значимый образ, способный волновать сердца людей. Чтобы добиться отдачи, лидер должен проникнуть на уровень эмоций и создать осмысленный образ, с которым люди могут сродниться».
Объективно эмоциональная сфера психики человека гораздо мощнее интеллектуальной. Любой психолог в своей практике сталкивался со случаями, когда, разложив проблему пациента по полочкам и получив уверение в том, что теперь эта проблема пациента больше не беспокоит, на следующем сеансе он слышит что-то вроде: «Доктор, умом я все понимаю, но сделать ничего не могу. Это сильнее меня». И это абсолютная правда.
В момент, когда человек сталкивается с чем-то неизведанным, а любое не знакомое нам явление всегда неосознанно воспринимается как опасность, эмоциональные центры подчиняют себе интеллект. Эта особенность нашего мозга помогла нашему биологическому виду выжить в процессе эволюции. Сигнал об опасности мы получаем через эмоции, которые подавляют рацио, и на уровне рефлексов дают организму команду совершить одно из действий, записанных в нашем мозге с первобытных времен – замереть, бежать или вступить в схватку. И только спустя некоторое время, когда мозг решит, что непосредственная опасность миновала, он позволит включиться в работу интеллектуальному центру.
Доказано, что в момент опасности лимбическая система мозга, руководящая эмоциональной сферой, мгновенно подчиняет себе неокортекс, управляющий рациональным мышлением, а гормон стресса кортизол, команду на выделение которого также дают отделы мозга, отвечающие за эмоции, способен проникнуть в ядро каждой клетки и перестроить работу нашего организма на генетическом уровне.
Неосознанно кастрируя свои эмоции, человек лишается большей части той жизненной энергии, которая была дана ему от рождения. И наш голос является индикатором той эмоциональной деградации, которая происходит в течение нашей жизни. Чем старше становится человек, тем тусклее и глуше становится его голос, реагирующий на постоянное стремление остановить свободное и яркое выражение эмоций, тревожащих социум. Гортань и диафрагма, управляющие нашим звуком, вместо свободной и согласованной работы сжимаются в комок всякий раз, когда нам хочется эмоционального самовыражения. Меняется также и способ дыхания, мимика и пластика тела.
Но каждая проблема в нашем мире имеет свою оборотную сторону. Наш голос – универсальный и очень пластичный инструмент, с помощью которого мы можем повернуть вспять вялотекущую реку наших эмоций, избавиться от большинства психологических проблем и определить, в чем заключается наша уникальность. Давайте поговорим о том, как это можно сделать.
Глава 4
Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете, а на девяносто – из того, как вы ее принимаете.
У. С. МоэмПо моему глубокому убеждению, любое обучение нужно начинать с создания четкой системы координат, в рамках которой ученик будет понимать, к чему он движется и каким образом. Каждое действие должно быть максимально осознанным и однозначно истолкованным. Любая неопределенность в понимании того, что именно сейчас происходит с человеком, чревата для него серьезным стрессом, особенно если учесть, что корректировка психического состояния при помощи звука сопровождается глобальными потрясениями и переоценкой жизненных установок. Поэтому, перед началом подобной работы прежде всего необходимо определиться с терминами, которыми мы будем обозначать то или иное состояние.