Да, я верю в фатальность событий, и верю, что человек психологически инстинктивно чувствует их наступление. А почему чувствует? Ведь чувствовать можно только то, что есть, существует. ЧТО-ТО. А если он их чувствует, предвидит, значит, эти события уже есть, где-то впереди, существуют где-то во времени, только во времени, и какими – то психологическими признаками предупреждают нас, людей, о своем наличии или приближении. И события эти, находясь в одном измерении, измерении времени, могут переходить и в измерение пространства. И в этом случае они являются нам в реальности.
Ничего себе, теория у меня родилась. Это что ж значит? Значит у каждого человека есть своя судьба, существующая заранее, до его рождения? Но этому нас не учили в школе. Идеализм какой-то.
Судьба. Интересно, если я с самого начала учебы в техникуме чувствую, (что меня подавляет), чувствую, что меня возможно исключат из техникума и что я буду (потом) кем-то заметным? Значит ли что это все должно случиться? Не знаю. Рок. Судьба. Неизбежность далекие для меня философские понятия.
Вообще мне близки все психологические коллизии человеческие. Люблю психологию, философию, литературу. Психика человека, философия жизни, бытия, развитие обществ – вот чему бы я отдался всей душой. Вот, что бы я изучал с большим удовольствием, хотя и физику, и электротехнику люблю.
Но условия, в которых я родился, рос, воспитывался привели меня к тому, что сегодня есть. И чтобы двигаться дальше нужно мне больше усидчивости, упорности, и знаний, которых я меня сегодня не ахти какой большой груз. Мало знаний.
Хотя я опять принижаю себя, что привык делать. Пытаюсь получать новые знания с помощью рассуждений и переноса своих мыслей и суждений на бумагу, записывать их. Но от этого простые вещи делаются только сложнее. Значит ли это, что рассуждения и размышления не дают новых знаний?
А мысли мои, записанные, иногда получается серьёзные, иногда по-детски наивные. Мой метод – искать противоречия, я с удовольствием спорю сам с собой, в том числе и на бумаге. Привык уже.
А я верю, что судьба все-таки есть. Есть далеко во времени события, которые нас ждут. Есть кто-то или что-то типа суперразвитой материи, а может нечто большее, нечто всеобъемлющее, всеохватывающее запустившее колесо истории и наблюдающее за его путем и скоростью, и изредка вмешивавшееся, приостанавливающее или увеличивающее скорость наступления событий.
Все в руках этого таинственного и вечного «нечто».
Эта моя первая философская теория. Идеализм какой-то. Как ее проверить? Время? Жизнь?
***
Положение о литературном кружке (сообществе)
Параграф 1.
Цели и задачи нашего литературного общества, а также способы их достижения самые разнообразные в зависимости от обстоятельств.
Параграф 2
Запрещается, не одобряется, нежелательно любое подражание гениям литературы. Отрицание новых литературных явлений, уметь видеть в них суть.
Параграф 3
В дискуссиях и спорах невозможно любое циничное отношение к собеседнику, любое пренебрежением им и его мнением.
Параграф 4
Заседания и собрания общества должны проводиться в удобное для членов общества время. Не опаздывать.
Параграф 5
Во время собраний, заседаний, встреч, занятий, организуемых обществом, разрешается работать над своими произведениями. Споры, чтобы они не носили бессмысленный характер, должны вестись в следующем порядке: дать полностью высказаться собеседнику или собеседникам, а потом высказаться самому.
Параграф 6
Разрешается даже рекомендуется зачитывать свои произведения вслух всем собравшимся.
Параграф 7
Критиковать их только с разрешения автора.
Параграф 8
Так как общество тайное, то поддерживать связь с членами общества только иносказательной перепиской.
Параграф 9
Писать можно любыми стилями, в любых жанрах: прозой, стихом
Параграф 10
Для поддержания литературной формы собираться не менее 1 раза в неделю
Параграф 11
За нарушения параграфов 3 и 4 взыскивать с провинившегося 20 строк отличных стихов, которые не считаются собственностью автора, а идут в общий фонд нашей организации под знаком. Общие достижения. За более грубые нарушения штраф 60 строк стихов и 120 строк прозы.
Параграф 12
Если провинившийся не выполнил обязательства, на его шею на период занятий, собраний и встреч навешивается знак, перевернутая голова Горгоны.
***
Рассказ.
После уроков я был какой-то уставший, измученных. Да еще длинный классный час в техникуме. Обсуждали поведение нашей группы в колхозе, на уборке картофеля. Покаялись. Повинились. Обещали больше такого не допускать. Да еще автобус сломался. Так и ехали в толкучке и давке. Достал брошюрку Ленина, уже не нужную. Убрал подальше. Прилег на диван. Думал минут на пять. Да уснул.
Приснился мне Ленин. И ему так убежденно что-то доказываю.
– Вы думаете, Владимир Ильич, что совсем мы лодыри, лентяи, распущенные умственно людишки, что позволяем себе со своей классной спорить? Что дисциплину нарушаем? Что мы неспособны на нужные стране дела? Что мы слишком пассивны в политической борьбе, неряшливо относимся к своим обязанностям?
Нет! И еще раз нет! Мы не такие, какими нас ругают наши преподаватели. Хотя, в общем – то, если ругают… Видимо есть за что. Но, Владимир Ильич, чем перечислять все наши пороки, не лучше просто сказать, что мы просто плохо воспитаны. Мы ведь не интеллигенция, как вы, не в такой семье росли образованной.
Да. Я считаю, что мы хорошие. Только плохо воспитаны.
На этом месте, что – то я замялся. И прекратил свое такое длинное и вопросительно – просящее что-то вступление. А что просящее-то? Что у него просить то? Понимания что ли? Не знаю. Во сне я просить понимания нашей молодежи, как-то не стеснялся даже.
Его глаза, казалось, гипнотизировали меня. Помню, мне вдруг стало жарко. Какой – то липкий страх холодным потом по лопаткам. Почувствовал я, что не то говорю. Уж больно нахраписто и смело. Ведь это не классная наша. А сам Ленин. Но я набрался храбрости и, стараясь не смотреть в его прищуренные, непонятно от чего или от насмешки, или от скрытой злости глаза, все еще смущаясь снова начал бормотать извинительно.
– Вот вы, Владимир Ильич, разве смогли бы преодолеть такой огромный барьер буржуазной мысли, понять и осмыслит свою эпоху, разве вы смогли бы стать во главе пролетариата всего мира будь у вас не такие хорошие и образованные родители и прислуга, наставники и учителя? Если бы они были людьми не умственного труда? То вряд ли Вам удалось двинуть мир еще на одну ступеньку вперед, в прогресс. Вряд ли. Вряд ли Вам удалось бы это.
Я попытался взглянуть ему в глаза. Но взгляд мой не слушался меня и упорно не хотел оторваться от земли. И я видел только траву, и какой – то дохленький цветочек, боязливо качавшийся у блестящего носка его правого ботинка. Но губы мои все равно продолжали что-то лепетать.
– А у нас? А у нас кто родители? По большей части люд рабочий и колхозный, ничего не знающий по части духовно правильного воспитания. Иногда калечащий души своих детей, грубостью, драками, алкоголизмом, сентиментальностью. У Витька вот папка, когда напьется всю семью бьет и гоняет вокруг дома. Какой Витька вождь вырастет? Какой фундамент дает нам такой быт? На таком фундаменте ничего не построишь. Стихийно мы строимся, стены кривыми получаются. Вот нас и исправляют в школе да в техникуме. Чтобы хорошие стены построить надо убрать старое и отжившее из себя из своего фундамента. А кто подскажет что старое – то? Что не нужное – то? Что в жизни не пригодится нам в будущем? Никто этого не знает. И как это понять, что во мне не нужное, что старое. А если я пойму, убедят меня, то, как это из души из привычки вытащить?
Что – то дрожал голос. Будто говорил я самое сокровенное. Хотя никогда и не думал на эту тему. А просто жизнь вокруг себя разглядывал. Как будто долго хранил эти мысли от чужого мира в своей душе от чужих, а быть может и от себя скрывал. Крамольные какие – то. Нехорошие. Вот и Ленину стыдно в глаза посмотреть. Хотя молчит он. Не ругается.
Помню во сне, что мне что – то стыдно стало.
И как это он в таком виде мне приснился? Ведь Ленин гений. Он вечно живой. И внуки наши, и внуки внуков наших будут беседовать с ним таким же благоговением. Зачем мне оживлять Ленина? Зачем представлять его живым? Он и так вечно живой в своих мудрых произведениях. Сказать, что Ленин гений, ничего не сказать. Откроешь произведения Ленина и найдешь ответ на любой интересующий тебя вопрос мирового развития. Вот какой сон.
И Ленин ли это был? Может моя совесть приняла его облик?
Да нет.
Ведь перед совестью проблем не ставят. С совестью не спорят. Перед совестью не оправдаешься. Совесть всегда права.
Точно Ленин приснился.
Значит ли это, что Ленин совесть каждого нормального человека или он просто идеал? Идеал, манящий своим светом, заставляющий нас бороться за себя, за будущее человечества, и жить не случайными обстоятельствами, но созданными тобой.
Но все равно, трудно себя заставлять делать то, что не хочется.
Недавно сидел на лекции с обкома комсомола пришли лектора. Рассказывали о гниющем Западе, упадке капитализма, о Вьетнаме, о Китае, о растущем влиянии международного рабочего движения. Мы все сидели и слушали. Слушали, потому что так надо. Надо отсидеть классный час. Лектор, так лектор. Нам по барабану. Но даже я убежденный и свято верящий и в социализм, и в коммунизм, отмечал у себя какое-то равнодушие к этим международным проблемам, и что пламенные слова лектора о борьбе с международным империализмом на меня не действуют, не волнуют даже. И почему так? Нет, я, конечно, возмущаюсь. Но делаю это скорее потому, что так надо. Надо возмутиться. Надо проклянуть проклятых капиталистов. Надо так надо. Попроклинаем.
Странно это все. Ведь я советский человек. И Родину свою люблю. И в то же время – вот ненависти к классовым своим врагам, капиталистам не чувствую. Понимаете, меня самого возмущает это равнодушие. Но это правда. Логически, умственно я понимаю их антинародность, их зло, но чувств никаких. Никаких! Никаких чувств нет. Кроме любопытства, иногда острого любопытства. Как же у них там все устроено? Как они живут? И что это за люди такие там на западе, звери злобные. Умные ли они. Интересные ли. У них тоже есть семьи, у капиталистов, жены, дети.
И все это мне в дреме совей мерещилось. И вдруг заискрилось все, и искры эти заплясали замигали, начали двигаться, мерцать и сливаться на небе в два слова «Любо» и «пытка». Слова эти размытые разноцветные появлялись, разлетались, радовали многоцветьем радужных красок, пока не взорвались и образовали новое застывшее как блестящий дирижабль слово «любопытство». И рассыпалось искрами. В пыль. В никуда.
Я проснулся. И сразу сел за очередное стихотворение. «Где в мире быль, где в мире небылица…»
***
Пушистый снег, казалось, повис в воздухе. Нежным белым светом улыбались дороги и тротуары. Блестящими, переливающимися как радуга кругами были окружены фонари. Великое множество снежинок наполняло пространство вокруг. Домов не видно. Фонари и снег. Снег и зимняя вечерняя темнота. В такую ночь люблю гулять. Рассматривать редких прохожих. Разгадывать по одежде походке поведению их жизнь, характеры, судьбы.
***
Кажется, немного времени прошло с моей последней записи, с этого вырвавшегося раньше времени метафизического вопля моей души. И событие случилось неординарное, вырвавшее меня на полмесяца из учебной жизни.
А случилось это по самой простой причине, по той, которая заставляет людей переносить физическую боль – это аппендицит. Лично у меня он носил хронический характер. Вот и сейчас он дает о себе знать. Мне только сегодня днем в 11 часов сняли швы.
Сделал мне операцию замечательный врач Петр Васильевич. И показал мне аппендикс мой, вырезанный им. Аппендикс оказался необычным, длиной 20 см. Это при том, что обычный 4-5 см. Да еще извилистый он был и прилип местами. 40 минут он делал мне операцию.
***
Я не знаю, что со мной происходит. У меня нет желания учиться. Отчего я не могу смотреть на учебники. С болью в сердце думаю о своей учебе. Почему? Ведь учатся же спокойно другие. Надо, они и учатся. без переживаний. Растут серенько. Придет юность – влюбятся. Придет зрелость – женятся. Просто и серенько живут, не глядя ни в будущее, ни в прошедшее, не копаясь в настоящем.
***
Размышления о силе человека.
Я думаю, что первый признак слабого человека, а может быть даже безвольного, это уход от настоящей, сейчасной, всамделишной жизни.
Так вот и я. С нетерпением ждал праздников. Я надеялся и верил, что, наконец-то, решусь испробовать свои силы и способности не в иногда сладостных иногда мучительных мыслях и размышлениях, а в реальной жизни. Что я могу? Что я умею? Кто я в этой повседневной окружающей меня жизни? О я возлагал надежды на этот праздник. Но как любая моя мечта, как любое мое наивное ожидание оно не сбылось. Хотя судьба сама шла мне навстречу. Желание мое не сбылось. Я просто хотел проверить себя, вернее не себя, а свою природу, то, что не видно за вихрем слов и многословных рассуждений. Я снова на танцах подойти к ней. Почему я такой мечтатель? Почему я такой стеснительный? Почему краснею перед ней? Где моя сила воли?
***
Надо наметить работу по заданию. Подготовить доклад. Вот что надо примерно осветить в своем выступлении.
«Помните, любите, изучайте Ильича. (Надо раскрыть какую роль Ильич сыграл в истории, отношение людей к нему.)
Ленин -как образец. «Я себя под Лениным чищу», Маяковский.
Роль Ленина в моей жизни.
И закончить эффективно, что никто не ожидает. А развить и представить классу такую картинку: «А если бы я сейчас встретил Ленина?»
Вот удивится учитель. Я думаю, это понравится ему и ребятам. Неожиданно закончу свой доклад. И портрет Ленина надо в книжном купить.
Время есть. И чтобы мне хорошо подготовиться, мне надо: завести папку, буду складывать туда вырезки из газет со статьями. Надо сходить в Герценку, посмотрю газеты прошлых лет, сделать выписки все о Ленине. Я думаю, наберу материала для доклада.
***
А все-таки Джек Лондон мне ближе и симпатичней. Вот человек железной воли. Вот он, например, сделал себе установку: каждое утро писать не менее 1000 слов в очередной рассказ. Вот это воля! У меня никак не получается систематизировать писательскую работу, все времени нет. А он молодец. Это ли не пример настойчивости, не это ли сделало из обыкновенно полуматроса-полупирата всемирно известного Джека Лондона?
***
Вопросы для размышления перед диспутом:
что является основой дружбы моих современников
чему нас учат примеры дружбы великих людей
надо ли искать друга или он сам найдется
может ли быть дружба между мальчиком и девушкой
что такое любовь
какая разница между любовью и дружбой
всегда ли дружба между парнем и девушкой переходит в любовь
есть ли любовь с первого взгляда
надо ли проверять любовь временем
можно ли любить несколько раз в жизни
может ли быть дружба без ссор, а любовь без веры
что такое счастье, как оно складывается, какого человека можно назвать счастливым
зависит ли счастье от каждого, и нужно ли бороться за него или отдаться судьбе
***
Я вот что думаю, что если человек не трудится в какой-либо отрасли науки или любого другого умственного труда, то он не стоит как памятник своим прежним достижениям где-то на одном уровне. А согласно ужасной человеческой природе, и это по сути является какой-то издевкой природы, нас создавшей, над человеком. Весь ужас в том, что он деградирует скатывается вниз забывает знания, теряет навыки. Он теряет свой облик, все свои достижения, весь ум. Это страшно. То есть если всего лишь одно поколение человечества перестать учить, то за 50 лет все блага цивилизации забудутся. И человек станет обезьяной. Ужас. Страшно думать об этом. Но это так. Поэтому, я думаю, непрерывность образования, учения, занятий любимым делом должно быть беспрерывность, непрерывным, постоянным. Это первое условие развития человека и его души.
Учеба учебой, а спланирую -ка я и развитие у себя наблюдательности. Так в течение десяти дней попробовать найти зависимость действий человека от среды, окружающей его. И не так как раньше, а увидеть за действиями и поступками людей мотивы, а значит и характер, а в чем это проявляется.
И особенно меня интересует такая черта в человеке: почему он поступает не всегда так как хотел заранее и как хочет? Ведь его потом мучают угрызения совести, что не так поступил.
Особенно меня интересуют следующие проблемы:
в чем заключается воздействие человека на других людей и при каких условиях оно наиболее эффективно
в чем проявляется воля? А безволие?
Что такое ругаться. Почему дети ругают родителей?
Учить и поучать других это хорошо или плохо?
Учиться – это разве не насилие над своим я? Не подчинение своей свободы чужой воле?
Почему часто слышим совет: «Живи жизнью своего возраста»? Что это значит? А разве можно жить жизнью не своего возраста?
Если человек недоволен собой, окружающими людьми, то, что он должен делать?
Почему желание не всегда совпадает с жизнью?
Какой у меня динамический стереотип? Надо ли мне его менять?
Теперь о коллективе надо поразмышлять.
что такое коллектив.
Какие классы людей, живущих в нем, можно выделить.
что такое вожак, вождь
какие люди и почему пользуются авторитетом, что это такое, как его завоевать
роль человека в коллективе, влияние коллектив на него и его на коллективе
одиночество это хорошо или плохо
Теперь о личности поразмышляем.
основой личности является что
как и благодаря каким факторам она развивается растет
влияние чтения на формирование личности
как долго и формируется личность
как ускорить процесс формирования личности
что такое сформировавшийся человек
можно ли и нужно ли ускорять развитие личности
работа над собой брать ли ее в свои руки
духовная внутренняя жизнь человека от чего зависит
способность личности к творчеству, как воспитать ее
способности и талант одно и то же
Цитаты.
Федор Достоевский: «Я выучил Шиллера, бредил им, говорил им».
Горький о литературе: «Учиться, не значит подражать, а значит осваивать приемы мастерства… Только начни».
Гете: «В деянии начало бытия».
***
Размышления по поводу. После просмотра фильма.
Иногда смотришь на человека и удивляешься, что за чудеса? Удивляешься и не узнаешь. В обычное время, в будни ты знал его другим. А тут другой человек. Невольно спрашиваешь себя: «Так кто же он на самом деле»? Тот, который в буднях, или тот, что в выходные?
Посмотрел этот документальный фильм и полностью согласен с автором. Герой фильма, Виктор, действительно бесхребетен, подчиняется дворовым друзьям. Не имеет своего мнения. Не борется с разлагающим влиянием улицы. В начале фильма создается впечатление что Виктор хороший парень, только маленько тиховат. У него умное лицо. Но жестко автор фильма заявляет, что Виктор будет таим как все его друзья со двора и с улицы, особенно его новый друг, который и честь девушки – то ценит бутылкой коньяка. И после посещения молодого хирурга, вернувшись из больницы, он снова идет к своим друзьями, снова они всей компанией стоят на углу, снова «подпирают стенку». И снова скука. И снова звучит традиционное, бездельное:
– Ну и чт
о делать будем? Куда пойдем?
Равнодушие, скука, внутренняя пустота – вот убогий удел этих молодых сегодняшних бездельников.
*** Кажется, я уже начинаю понимать, кто я такой. Подросток, нескладный, костистый, высокий. Думающий подросток. Неравнодушный к жизни. Меня интересовало буквально все, хотя я рос неразговорчивым, тихим и скромным. Так может быть, я хорошо учился? Отнюдь нет. На четверки, тройки и пятерки. Бывает ленюсь. Бывает тружусь не в полную силу, особенно, если это мне не интересно. Я деятельный бездельник. Безвольное существо. Почему деятельный бездельник? А потому что я делал поступки, которых бы не надо совершать.
Но я борюсь с собой, работаю над собой, стараюсь самосовершенствоваться. Борюсь, посмотрим, чем это кончится.
Шиллер сказал: «Только тот достоин совершенства, кто умеет видеть великое в малом, единое в разном». А я так пока не умею.
И учеба в техникуме отличается от учебы в школе. Мне здесь тоже надо меняться, искать новые подходы.
***
Песня под мотив «Атланты держат небо на каменных руках»
Мне трудно с тобою о чем – то говорить.
Ведь рядом ты со мною, и я хочу любить.
Я скрыл любовь за лживым потоком лишних слов.
Счастливый я, Счастливый, но вот молчу и все!
А ты так понимающе глядела мне в глаза.
Любимая не знаю я, зачем идем куда.
Но мы идем с тобою куда – то все вперед.
Не смейся надо мною, с тобою я не тот.
А солнце улыбается и светит нам в пути.
С тобой мы обнимаемся и к солнышку летим.
Летим с тобой куда-то в неведомую жизнь.
Ты не грусти, девчонка, смелее улыбнись.
И ты так понимающе глядела мне в глаза
Но губы прошептали: «Нельзя, Сашок, нельзя»!
И снова улыбнулась, простила взглядом грех.
И скромность мне вернулась, ирония и смех.
И мы шагаем дальше В целованном огне.
Все просто и без фальши. Любовь приснилось мне.
Все просто и без фальши. Любовь приснилось мне.
***
Я много читаю книг. И каждая прочитанная остается во мне, в сердце, в памяти. А нельзя ли мне для себя разработать некий алгоритм размышлений над прочитанной книгой. Для анализа. Для усвоения. Для понимания. А главное для пользы. Ведь я хочу стать писателем, а у них свое понимание литературы, жизни, людей, отличное от бытового, общепринятого, привычного.
Итак, вот такому алгоритму надо мне следовать при прочтении произведений авторов, привлекших мои драгоценные (которые я, кстати, абсолютно не ценю пока) внимание и время.
Алгоритм
Автор. Кто он?
Сюжет. Фабула книги.
Главный герой. Почему именно он главный? Его философские, нравственные, этические и эстетические воззрения. Психологические особенности его личности. Его ненависть. Его любовь. В каких отношениях с миром? Каков он, это мир? Его представители символы чего?
Встречал ли я подобных типов в жизни? В других прочитанных тобой книгах? Носителем какой идеи является? Что он олицетворяет собой? Как бы ты вел себя на месте главного героя?
Что тебе нравится в главном герое? Какую черту характера героя ты хотел бы сделать своей?
Какие эпизоды, сцены из этой книги впечатлили тебя и надолго останутся в твоей памяти? Почему? Не смог бы описать его?
Что дало твоему сердцу, твоему уму это произведение?
Основная идея книги.
Постарайся представить себе наиболее образно и ярко весь мир образов книги, их отношения, запомни их всех, найди каждому из них земное воплощённое.
Кому и почему ты посоветовал бы прочитать это произведение?
Понравилось оно тебе?
***
Читал свой дневник, и было горько на душе, обидно. До чего же все пусто в нем, все напыщенно, все ничтожно по своему значению для читателя, начиная от первой до последней записи. Видно, когда я пишу его, то стремлюсь только высказаться, не думая о том, кто будет его читать, интересны ли ему, читателю, будут эти записи. Для дневника, конечно, это простительно, а для писателя уже нет.
И, конечно, в этих дневниковых школьных и послешкольных записей я не открыл Америки, не написал ничего нового о жизни современного подростка. А вот это, наверно, было бы интересно будущему читателю моих дневников.
А пока в прошедших записях я этого не вижу. Вижу только ничтожность своего духовного и физического мира. Как литературный критик я бы так охарактеризовал эти тексты: никчемность, праздные умствования, совершенно не нужные, лишние, мешающие жить и развиваться подростку мнимые раскаяния, истерично-письменные вопли и застой. застой, потому что в этих записях для меня, читающего, нет притока свежей новой информации. Один раз такой текст интересно прочитать. Но, ели такие настроения появляются в записях через раз, это уже не интересно.
Надо что-то менять в этих записях. Иначе их неинтересно читать.
Вот новая тема. Самооправдание. И опирается это на новую мою теорию. Но вот ближе к делу. Например, вот как я объясняю свои поступки и как они выглядят на самом деле.
Я сбежал с урока. по сути, это значит: СБЕЖАЛ, СТРУСИЛ, ДЕЗЕРТИРОВАЛ.
По моей теории: Тот поступок, который ты совершил это твой выбор. Что произошло, то произошло. И это МОЕ объяснение опасно. Т. е. я отдаюсь течению. А в таком возрасте это опасно. Надо бороться за себя, за все хорошее в себе. А такое всепрощенчество – это груз, подвешенный на шею и делающий меняя подонком интеллектуальной жизни.