Сандра Кайнс. Мелани Барнем
Магические символы и алфавиты: практическое руководство по заклинаниям и обрядам; Книга метафизических символов: толкование интуитивных посланий
Позвольте символам заговорить с вами – им есть что вам сообщить.
Sandra Kynes
Magical Symbols and Alphabets: A Practitioner’s Guide to Spells, Rites, and History
Перевод с английского Алексея Архипова
Melanie Barnum
The Book of Psychic Symbols: Interpreting Intuitive Messages
Перевод с английского Татьяны Литвиновой
Опубликовано с согласия Llewellyn Publications Woodbury MN 55125 USA. www.llewellyn.com
© 2012 by Melanie Barnum
© 2020 by Sandra Kynes
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2023
Сандра Кайнс
Магические символы и алфавиты: практическое руководство по заклинаниям и обрядам
Предисловие
Даже если мы не осознаем символы, они все равно являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни: в виде дорожных знаков, инструкций для стиральной машины, математических функций и, конечно же, смайликов. Эти символы передают информацию, но более глубокого смысла в них нет, тогда как в искусстве, мифах, религии и магии мы находим символы, которые передают истины и преподают уроки.
Во все времена люди применяли символы для объяснения необычных событий, отражения мира природы и мистического прорицания. Знаки использовались (и до сих пор используются) для выражения абстрактных идей.
Изображения, обнаруженные в пещере Ласко во Франции и пещере Альтамира в Испании, датируются приблизительно 30 000 лет до н. э., но более поздние открытия в Африке отодвигают эту планку еще дальше вглубь веков, примерно до 70 000 лет до н. э. [110, 10]. Складывается впечатление, будто мы буквально запрограммированы использовать символы.
Ученый и археолог Мария Гимбутас (1921–1994), посвятившая всю свою жизнь изучению культур неолита и бронзового века Европы, считала многие из этих древних символов своего рода алфавитом метафизики [65, xv]. Передача информации с помощью тайных знаков была особенно важна как до появления письменности, так и в более поздние времена, когда большинство людей были неграмотными. Символы были всем понятны и служили своего рода аббревиатурами понятий, а также помогали скрывать информацию от непосвященных.
Швейцарский психолог Карл Юнг (1875–1961) писал об огромном значении символов и отмечал, что их притягательность для нас объясняется тем, что в глубине души мы знаем об их важности. Символы не оставляют нас равнодушными потому, что в большинстве своем они многослойны, то есть действуют на эмоциональном, интеллектуальном и духовном уровнях. Мифолог, писатель и лектор Джозеф Кэмпбелл (1904–1987) отмечал, что символы помогают нам «отождествляться с символизируемой силой» [27, 217]. По мнению Кэмпбелла, символ дает нам возможность получить доступ к реальности символизируемого понятия и каким-то образом соединиться с ней или воплотить ее в себе.
Слово «символ» имеет греческое происхождение (симболон) и целый ряд значений, одно из которых отражает принцип дополнительности [125, 60]. Согласно этому принципу символ дополняет что-то большее или является его частью и, в качестве аббревиатуры, служит для передачи его смысла или идеи. Однако в глагольной форме (симбаллейн) символ может указывать на «скрытость», «завуалированность» чего-то [14,5]. В магических системах символы делают и то и другое: они открывают информацию, но могут и скрывать ее. Например, буквы огамического алфавита или руны могут иметь вид простых линейных рисунков, но для людей посвященных, понимающих символы, это кладезь информации.
И хотя одни из рассмотренных здесь символов используются чаще, а другие реже, все они предлагают уникальные методики, позволяющие сделать магию частью нашей жизни. Эта книга представляет собой компендиум различных систем символов и алфавитов, с помощью которого вы сможете начать использовать их в собственной практике. Тех из вас, кто уже пользуется чем-то из этого, она, возможно, обогатит знаниями в части предыстории, условий развития и применимости этих символов в наши дни. Сюда же включены сведения и предложения, важные для язычников и виккан XXI века, чтобы использовать эти символы в магических ритуалах и в быту.
Эта книга, призванная быть источником просвещения и вдохновения, представляет собой фундамент, на котором вы можете начать строить свой дом знаний. Поскольку в мире гораздо больше информации о большинстве рассмотренных в данной книге систем символов, нежели могут вместить ее страницы, вы можете впоследствии продолжить это исследование самостоятельно. Независимо от того, станете ли вы глубже изучать какую-то из этих систем, моя книга будет еще много лет служить вам удобным справочником.
Каждая часть книги посвящена какой-то одной системе, начиная с астрологических символов. Их чаще всего отождествляют с высшей или церемониальной магией и, конечно же, с астрологией, но задача первой части заключается в том, чтобы показать вам прежде всего их применение в среде язычников/виккан. Во второй части исследуются стихии, которые зачастую являются лишь формальной составляющей ритуалов и магии в целом. Мы увидим, сколь обширно базовое учение о стихиях, и поймем, как нам получить полный доступ к их энергии. В третьей части исследуются «неподвижные» звезды, несмотря на то что они связаны с астрологическими символами. Это особая группа из пятнадцати звезд, которые издревле считаются в магии особенно сильными.
В четвертой и пятой частях книги рассматриваются соответственно огамическое письмо и руны. Точное происхождение этих систем уже практически кануло в Лету, но в этих главах реконструируется их история, отделяются факты от фантазий и даются реалистичные и содержательные предложения по их использованию. В шестой части книги исследуются сигилы и их развитие, от магических квадратов до словесного метода их создания. Там также описан ряд новых подходов к формированию этих уникальных символов. Наконец, в седьмой части книги рассматриваются магические алфавиты и уделяется особое внимание так называемому алфавиту ведьм.
Изучив символы, вы поймете, что они не только просты в работе, но и эффективны. Это вовсе не означает, что мы должны отказаться от своей магической и ритуальной атрибутики. А означает это, что применяемые нами предметы можно щедрее наделять символами. Кроме того, сделав символы частью своей повседневной жизни, мы обретем более целостное восприятие окружающего мира и сможем глубже проживать явления магического характера. Ранее я уже писала о многих из этих систем, но этот новый, еще более глубокий их анализ оказался для меня невероятно интересным, увлекательным приключением, после которого я стала еще лучше понимать и еще выше ценить символы.
Вообще говоря, мы могли бы ограничиться использованием знаков для усиления мощи заклинаний и ритуалов, однако скрупулезное изучение их истории покажет нам, как получить от них максимальную пользу. Когда нашим навыкам найдется место в Ремесле, на этом благодатном поле дадут богатые всходы все полученные нами знания.
Часть I
Астрологические символы
Цель этой части книги состоит в том, чтобы исследовать исторические корни астрологии и ее символов, а не научить астрологическому анализу натальной карты. Вместо этого мы рассмотрим значение этих символов в магии для язычников и виккан XXI века, не беря в расчет астрологию.
Систему знаков зодиака, тесно связанных с личностными особенностями и ассоциируемыми с ними сильными сторонами, обычно используют для магических манипуляций энергиями того или иного знака гороскопа. Могущество созвездий и планет, рассматриваемое чаще всего сквозь призму четырех стихий и длинных списков соответствий, зачастую теряется. Мы увидим, каким образом астрологические символы можно использовать для активизации заклинаний и ритуалов, для нашего личностного роста. Солнечные знаки и планеты, под которыми мы родились, могут иметь для нас особое значение и по-своему влиять на нас. При этом энергией небесных тел может воспользоваться любой человек независимо от своего знака гороскопа.
Глава 1
Дальние корни
Познания греков в астрономии широко распространились в другие страны, однако греки не были первыми звездочетами: вавилоняне, персы, египтяне, индийцы и китайцы также изучали небеса. Луна является ближайшим спутником Земли, хорошо видным даже невооруженным глазом, поэтому ранние астрономы и астрологи уделяли ей особое внимание.
Уже во втором тысячелетии до нашей эры китайцы согласовывали свои двенадцать знаков зодиака с двадцатью восемью лунными домами – сегментами неба, обозначавшими положение Луны. У индуистов существовала сходная система, с помощью которой они отслеживали движение Луны по небу, разделяя ее путь на лунные дома. Считается, что примерно в то же время астрономы Месопотамии, создавая свой лунный календарь, сосредоточивались на Луне и ее затмениях. Жители Месопотамии заинтересовались движением планет лишь после того, как у них получили развитие тексты с предсказаниями (около 1000 года до н. э.), в которые в то время посвящали только представителей высшего слоя общества [162, 13].
Более поздняя вавилонская предсказательная астрология уже зиждилась на идее о том, что небесные тела определяют не только судьбоносные, но и вполне будничные события.
Вавилон, самый известный город Месопотамии, был столицей юго-восточного региона, в котором некогда располагалась страна Шумер. Расширяя свою астрологию за пределы планет и Луны, к звездам, вавилоняне стали учитывать известные шумерам созвездия. Погодные явления также включались в наблюдения и прогнозы. Астрология и предсказательные тексты вавилонян отличались от более ранней астрологии еще и тем, что небеса не направляли события, а лишь давали знаки. Это учение предназначалось уже не только для богачей, но и для крестьян, вычислявших с его помощью дни сева и сбора урожая. Когда этот город приобрел могущество, эпитет «вавилонский» распространился на целую культуру и обширную территорию.
В конечном итоге вавилоняне вычислили движение планет, о чем свидетельствуют тысячи клинописных табличек. Это позволяет думать, что они, скрупулезно изучив созвездия шумеров, изобрели зодиак для математической астрономии. Зодиак – это «закрытый клуб» созвездий, появляющихся на полосе неба, называемой эклиптикой, которая вращается вокруг Земли и позволяет судить о годичном движении Солнца относительно звезд. Если кто-то говорит, что Солнце находится в каком-то знаке зодиака, это означает, что оно расположено между Землей и этим созвездием. Из-за этого зодиакальные созвездия также называют солнечными знаками.
Вавилонские астрономы и астрологи уделяли главное внимание двенадцати созвездиям на эклиптике, которые заменили более ранние семнадцать созвездий, возникающих на пути движения Луны. Астрономы аккуратно разделили 360-градусный круг эклиптики на двенадцать равных 30-градусных сегментов. Эта система, впервые использованная вавилонянами в V веке до н. э., также включала в себя математические расчеты положения планет и Луны [90, 163]. Благодаря включению в их систему зодиакальных созвездий была разработана новая форма астрологии, а старые тексты с предзнаменованиями были переписаны и усовершенствованы. Символы планет и зодиакальных созвездий использовались в астрономии, астрологии и магических текстах.
Халдеи были семитским народом, жившим в южной области, опоясывающей Вавилон. Их вождь Набопаласар (царствовал около 625–605 гг. до н. э.), воспользовавшись в 625 году до н. э. возможностью стать царем Вавилона, основал Халдейскую династию правителей, удерживавших власть вплоть до 539 года до н. э., когда ее отняли у них вторгшиеся в страну персы [50]. Слова «халдейский» и «вавилонский» стали синонимами. Некоторые древние авторы называли халдеями ученых и жрецов этого региона из числа тех, кто прославился своими познаниями в астрономии и астрологии. И хотя статус этих людей был высоким, древние таблички, найденные в городах Урук и Вавилон, указывают на то, что астрономия и астрология были у них чаще всего «побочным занятием», а не постоянной работой. Из-за широко распространенной веры в демонов астрологи также часто исполняли роль экзорцистов.
Затем персы двинулись дальше, чтобы завоевать и другие земли, прихватив с собой вавилонскую астрономию и астрологию и тем самым поспособствовав ее распространению. Кстати, ранние египтяне хотя и наносили на карту звезды для своего календаря, все же не приняли вавилонскую форму астрологии, которую принесли им персы, и изменили отношение к ней уже в более поздний, эллинистический период.
Новые знания проникали в зону Средиземноморья и отправлялись дальше, на восток, в Индию и Китай, вместе с караванами товаров. Как уже было сказано, первые индуистские астрологи наиболее важным считали положение Луны, но они встроили в свое учение отдельные элементы предсказательной астрологии вавилонян. Что касается китайцев, то они, несмотря на все попытки некоторых ученых начала XX века доказать влияние вавилонян на Китай, остались верны собственному учению о небесной сфере [130, 3–26].
Если говорить о греках, то астрологии их научил халдейский ученый и жрец Берос (около 330–250 гг. до н. э.), основавший школу на эгейском острове Кос в 290 году до н. э. [79, 7] Греки воспользовались его идеями и усовершенствовали систему вавилонян и египтян, включив ее в собственное учение. Кроме того, греки отождествляли планеты со своими божествами и использовали понятия стихий и планетарного правления, которое рассчитывалось с учетом расстояния каждой планеты от Солнца и того, с какой скоростью она движется по зодиаку. Последовательность планет и их правление также применялись к дням недели и часам дня. Позднее греко-римский математик и астроном Клавдий Птолемей (около 100–170 гг. н. э.), более известный просто как Птолемей, предположил, что звезды и созвездия обладают «природой», сходной с одной или двумя планетами. Считается, что греческий ученый, биолог и физик Теофраст (около 372–287 гг. до н. э.) связал небесные тела с растениями и кристаллами и ввел их в практику врачевания.
К I веку до н. э. интерес к астрологии стали питать римляне. Многие тексты на эту тему в те времена приписывались богам Гермесу и Эскулапу – оба они ассоциировались с целительством. И хотя эти тексты не сохранились, нам известно об их существовании благодаря упоминаниям о них в работах более поздних астрологов. Один из сохранившихся текстов принадлежит римскому поэту Марку Манилию (I век н. э.). В его поэме учебного характера «Астрономика» было уделено много внимания зодиаку, неподвижным звездам и домам гороскопа, но планеты в ней были упомянуты вскользь.
Возвращение в Европу
После падения Римской империи Европа вступила в период хаоса, называемый Темными веками (около 500–1000 гг. н. э.), когда развитие науки и философии почти полностью прекратилось. Бежавшие от всех этих ужасов ученые несли с собой на Ближний Восток наблюдения и идеи древних звездочетов. Арабские философы и ученые, стремясь преумножить свои знания, приветствовали пришельцев – Багдад, в котором европейские тексты переводили на арабский язык, стал важным центром просвещения. Философ, математик и астроном Стефан Александрийский (около 550–622 гг. н. э.), известный новатор и популяризатор идей, собирал книги по астрологии и прославился своим трактатом по алхимии. Какое-то время он жил в Багдаде, а затем переехал в Константинополь, который в то время превращался в еще один плавильный котел знаний. Помимо Стефана, и другие ученые, разъехавшись в разные края, сеяли семена мудрости там, куда занесла их судьба.
Когда астрология просочилась обратно на Запад, она встретила холодный прием со стороны могущественной христианской церкви. Тем не менее в X веке астрология получила распространение в Испании благодаря влиянию мавров, которые правили этой страной примерно восемьсот лет. Несмотря на то что в астрологии было немало противоречивого, многие исламские астрономы считали ее частью своей науки.
По мере того как астрология становилась все более популярной в народе, в исламское искусство включалось все больше ее символов, олицетворяющих планеты и зодиакальные созвездия. Люди верили, что предметы, украшенные этими знаками, обладают магической силой.
Алчущие знаний европейские ученые отправились в Испанию и на Ближний Восток, где значительная часть древних сочинений, в свое время переведенных с греческого на арабский язык, была теперь переведена на латынь. В результате в XII и XIII веках в Европе начали активно проводиться астрологические исследования. Врач и ученый Пьетро д’Абано (1257–1316), живший в Падуе, был одним из многих, на кого повлияли недавно переведенные арабские тексты. Он писал книги по медицине, астрологии и философии и немало поспособствовал дальнейшему развитию астрологической медицины. Он отрицал существование духов и демонов и верил, что небесные тела способны влиять на дела людей, поэтому нажил себе врагов в лице церковников. Начертив сотни астрологических символов на здании мэрии Падуи, он не вызвал к себе симпатий среди местных правителей. Инквизиция дважды привлекала его к суду и в конце концов заклеймила как вероотступника, но он умер в тюрьме еще до вынесения приговора.
В те времена все были убеждены в том, что мир населен ангелами и демонами. Английский священник и летописец Джеффри Монмутский (около 1100–1155), наиболее известный тем, что первым изложил легенду о короле Артуре в своей Historia Regum Britanniae («История королей Британии»), писал о том, что Бог создал Вселенную, ангелы живут над звездами, а демоны – над Луной [27, 69]. Астрологи того времени придерживались несколько иных представлений и утверждали, что небесные разумы и планетарные духи населяют Вселенную. Тогда же существовало поверье, что душа человека, спускаясь с небес (места своего происхождения), приобретает свойства планет.
Несмотря на свою доктрину, Церковь иногда закрывала глаза на такие вещи, и люди знали о том, как следует вести себя под ее недремлющим оком. Знало об этом и само духовенство, особенно в сельских монастырях, где магию природы считали просветительной. Естественная или натуральная (белая) магия, взаимодействовавшая с миром природы, занималась изучением звезд, камней, трав и животных. Магия считалась отраслью астрологии, и наоборот. Естественная магия рассматривалась как противоположность демонической (черной) магии.
Церковные иерархи часто приравнивали астрологию к гаданию и осуждали эту науку, но когда ее ставили в один ряд с философскими учениями, она уже не казалась злокозненной. Гадание не одобрялось, потому что в нем подозревали попытку разгадать Божий промысел. Тем не менее в Средние века популярность магии, астрологии и гадания росла, а книгам на эти темы в целях конспирации нередко придавали вид философских или религиозных текстов. «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера (около 1342–1400) наполнены отсылками к астрологии, как и другая литература того времени, что показывает, сколь широко были распространены в то время астрологические знания.
XV и XVI века были золотой эпохой астрологии в Европе. Именно в этот период немецкий врач и ученый Генрих Корнелий Агриппа Неттесгеймский (1486–1535) опубликовал свой знаменитый труд Three Books of Occult Philosophy («Оккультная философия в трех книгах»). В 1510 году, во время своего путешествия по Европе, предпринятого с целью сбора знаний, Агриппа послал письмо аббату Иоганну Тритемию (1462–1516), в котором просил у него совета и называл себя «исследователем таинственных сил природы» [170, 16]. Настоятель монастыря призвал его продолжать свои оккультные занятия. Вместе с единомышленниками Агриппа создал тайное общество. Позже, став профессором философии и теологии в университете города Доля во французской Бургундии, Агриппа навлек на себя своими лекциями подозрение в ереси, хотя свои труды он прикрыл щитом «богословия». Агриппа был влиятельным мыслителем и писателем своего времени.
Сосредоточившись на натуральной магии, Агриппа попытался примирить ее с христианскими теориями. В конечном счете он хотел понять принцип действия природы. Эта работа не противоречила господствующей вере в то, что истины материального и духовного характера можно найти в небесных телах, поскольку звезды и планеты считались верхом совершенства.
Несмотря на то что формально Церковь осуждала астрологию и магию, эти темы увлекали ее. В клерикальном подполье, исследовавшем сферу магии, действовали не только смиренные монахи, укрывшиеся в дальних монастырях, но и аббаты и даже первосвященники. Иногда люди, которых вполне могли бы осудить, нанимались Церковью и королями, как это было в случае с Агриппой, который стал советником императора Священной Римской империи Карла V (1500–1558).
Иоганн Тритемий, наставник Агриппы, возглавлял монастырь в Шпонхайме, а затем «шотландский» монастырь св. Иакова в германском Вюрцбурге. В 1508 году Тритемий опубликовал книгу De Septum Secundeis («О семи вторичных разумах»), в которой он объяснил, что у каждой планеты есть своя личность, характер и сознание [27, 118]. И хотя таким свободомыслящим аббатам, как Тритемий, приходилось время от времени переезжать, чтобы избежать тщательного расследования их побочных занятий, они не подвергались порицанию и взысканиям, что было обычным делом в среде их более суровых, деспотичных сотоварищей.
Какое-то время наука и астрология сосуществовали, и даже некоторые из основоположников современной астрономии – к примеру, Николай Коперник (1473–1543) и Иоганн Кеплер (1571–1630) – также занимались астрологией. В университетах были созданы кафедры астрологии, а в некоторых колледжах этот предмет был включен в учебный план для студентов-медиков.
Астрологическая медицина продолжала набирать популярность и стала почти обязательной для врачей, священников и мирян. Книги писались по правилам астрологической медицины и содержали информацию о знаках зодиака, воздействии планет, положении Луны и неподвижных звездах.
Даже знаменитый английский травник Николас Калпепер (1616–1654) написал несколько книг по астрологии и включил ее в свои травяные рецепты.
В конечном итоге научная революция развела астрономию и астрологию. Но несмотря на то что астрология была лишена статуса науки, ее влияние и популярность не уменьшились. Следующие главы научат вас работать с энергией и символикой планет и зодиакальных созвездий во время магических ритуалов.
Глава 2
Планеты
Древние звездочеты заметили, что некоторые звезды скорее блуждают, чем следуют определенным путем. Греки называли эти планеты «блуждающими звездами», от глагола планастаи, что значит «блуждать» [114, 97]. Греки верили, что планеты являются божественными существами, которые движутся по собственной воле, поэтому придавали им большое значение: способность не только влиять на жизнь людей, но и наделять силой звезды, которые не блуждают, то есть созвездия.
При этом, скажем, Птолемей и Агриппа придерживались разных взглядов на взаимоотношения между звездами и планетами. По словам британского астролога, геолога и писателя Вивьена Робсона (1890–1942), Птолемей считал, что звезда, возможно, не управляется планетой, а имеет родственную ей природу или влияние [139, 98]. Агриппа предположил, что именно звезды являются источником энергии для планет, а не наоборот.
Пьетро д’Абано, упоминавшемуся в связи с гонениями на него со стороны инквизиции, иногда приписывают авторство книги под названием Heptameron (Magical Elements) («Гептамерон (Магические элементы)»), которая содержала заклинания и обряды для обращения к ангелам на каждый день недели. В этой книге утверждалось, что у планет есть ангельские соответствия, и этих ангелов можно вызывать с помощью сложных ритуалов. В наши дни планеты чаще используют в соответствии с приписанными им энергиями, чем с ангелами и духами.