Мне вспоминается случай из моей собственной практики. Один из моих пациентов пришел на аналитическую сессию очень раздраженный, так как неделей раньше в его отношениях наступил кризис: его бросила девушка, которую, по его мнению, он любил. Он злился на меня, своего аналитика, так как считал, что именно из-за меня лишился удовольствия обладания любимой женщиной, поэтому от него отвернулась судьба. С другой стороны, он, конечно, точно знал, что я конкретно ничего не сделал, чтобы разрушить его отношения с подругой. Вместе с тем он находился во власти иррациональной идеи, что я принял обличье Венеры или, по крайней мере, ее сына Эроса и в последний момент поразил стрелами любви его возлюбленную. Пациент не давал себе возможности осознать свою фантазию прежде всего из-за ее абсурдности, но был переполнен гневом. Он знал, что я абсолютно не виноват в разрыве отношений, а только пытался понять вместе с ним, почему спустя какое-то время его бросали все его подруги. Тем не менее он был в ярости на свою судьбу, возложив всю ответственность на меня; он ссорился со мной так, словно ссорился с богом.
В то время пациент находился в такой сильной зависимости от меня, что каждый раз перед тем, как что-то сделать, спрашивал у меня совет или через какое-то время после самостоятельного поступка приходил ко мне с покаянием. Такое поведение больше соответствовало переносу, чем обычной сыновней проекции, так как бессознательно он наделял меня сверхчеловеческой силой. Кроме того, он полагал, что я могу найти выход из любой ситуации, и злился на меня за то, что я скрываю от него этот выход, ибо пациенту было совершенно ясно, что я являюсь хозяином его судьбы и всегда заранее обо всем знаю. Уже на этом одном примере можно продемонстрировать, как в ситуации переноса может активизироваться архетипическое содержание.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См.: Michael Fordham, “Notes on the Transference” in M. Fordham et al., Technique in Jungian Analysis; also Fordham, Jungian Psychotherapy, and Kenneth Lambert, Analysis, Repair and Individuation.
2
См.: R. Blomeyer and Hans Dieckmann, “Die Konstellierung der Gegenubertragung beim Auftreten archetypischer Traume”.
3
Jung, “The Tavistock Lectures” in Symbolic Life, CW 18, pars. 349, 351.
4
Ibid, par. 306.
5
Ibid, par. 331.
6
Ibid, par. 337.
7
Jung, “The Psychology of the Transference” in The Practice of Psychotherapy, CW 16.
8
Ibid, p. 164.
9
Jung, Aion, CW 9ii, par. 25.
10
Jung, “The Psychology of the Transference”, CW 16, p. 165.
11
Ibid, par. 367.
12
Jung, “Psychic Conflicts in a Child” in The Development of Personality, CW 17, p. 7.
13
Jung, “The Realities of Practical Psychotherapy” in The Practice of Psychotherapy, CW 16, par. 543.
14
Ibid.
15
Letter of 14 January 1946, in Gerhard Adler and Aniela Jaffe, eds., C.G. Jung Letters, vol. 1, p. 405.
16
Freud, “Studies of Hysteria” in Collected Works, vol. 2.
17
Ibid, p. 307ff.
18
Ernest Jones, SigmundFrued: Life and Work, vol. 1, p. 247.
19
Freud, “Recommendations to Physicians Practicing Psycho-Analysis”, in Collected Works, vol. 12, p. 115.
20
Freud, “General Theory of Neuroses”, in Collected Works, vol. 16, p. 444.
21
Jung, “The Relations Between the Ego and the Unconsciousness”, in Two Essays on Analytical Psychology, CW 7, pars. 206–208.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги