Методика содержит 28 пунктов и пять шкал: 1) «Высокая нравственность и мудрость», 2) «Самоконтроль», 3) «Надежность и ответственность», 4) «Духовность отношений», 5) «Правдивость и удовлетворенность» (Ожиганова, 2019).
II. «Многофакторный опросник эмпатии» М. Дэвиса – адаптация Н. А. Будаговской, С. В. Дубровской, Т. Д. Карягиной (2013) для исследования эмпатии.
М. Дэвис рассматривает эмпатию как многомерную систему реакций человека на наблюдаемые события/состояния других людей. Эмпатия представлена как совокупность нескольких конструктов, описывающих разные аспекты одного и того же феномена – отклика на переживания других.
Этот личностный опросник включает 28 пунктов, четыре шкалы, каждая из которых содержит 7 пунктов. Шкалы отражают разные стороны проявления эмпатии, вместе с тем представляя ее как целостный феномен на основе общей концепции эмпатии.
1. Шкала децентрации ассоциируется с когнитивным аспектом эмпатии; измеряет тенденцию принятия в расчет точки зрения, опыта другого человека; стремление понять и учесть многообразие возможных позиций. Исследователи отмечают, что возможность поставить себя на место другого человека обусловлена когнитивными процессами, что приводит к улучшению социального взаимодействия, позволяя избавиться от корыстных побуждений, облегчая, например, акт прощения (Кухтова, 2011; Mahoney, 2006).
По мнению исследователей, способность поставить себя на место другого человека, исходя из понимания его чувств, в большей мере способствует альтруисти ческой помощи, чем рациональный подход к пониманию его мыслей. «Быть способным понять эмоции других больше влияет на альтруизм личности, чем способность понять мысли других» (Карягина, Кухтова, 2016, с. 37). Эта шкала, ориентированная на оценку склонности принимать в расчет точку зрения других, затрагивает и когнитивную, и личностную сферы, приводя к понятию децентрации. «Описание шкалы… отсылает нас к теоретическим работам Ж. Пиаже и Д. Мида, которые подчеркивают важность способности к децентрации для неэгоцентрического, неэгоистического поведения» (там же, с. 37).
2. Шкала сопереживания (фантазии) – отражает аффективный аспект эмпатии; эта шкала сконструирована, исходя из исследований эмоциональности Е. Стотланда; она оценивает тенденцию воображаемого перенесения себя на место вымышленных персонажей книг, спектаклей, героев фильмов и включение в их эмоциональные состояния, действия и т. д.; постановка на место другого происходит благодаря вчувствованию или вживанию в эмоции, что может объясняться проекцией, принятием роли.
3. Шкала эмпатической заботы ориентирует на поведенческий аспект эмпатии; позволяет выявить такие чувства, направленные на другого, как сострадание, жалость, сочувствие в отношении людей, с которыми случилось несчастье, а также желание помочь; показывает тенденцию испытывать симпатию, теплоту, беспокойство о других людях, стремление заботиться о них, «выявляет „помогающее“ отношение и симпатию к чьим-либо чувствам» (там же, с. 40). Дэвис определяет такие чувства как нравственные. «Сочувствие побуждает человека к помощи другому: чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает» (там же, с. 41).
4. Шкала личного дистресса показывает чувства собственной тревоги и дискомфорта, которые возникают при наблюдении переживаний других людей в процессе напряженного межличностного взаимодействия и других ситуациях. Эти отрицательные эмоциональные реакции (беспокойство, раздражение) появляются в связи с чужими страданиями и порождают стремление к скорейшему избавлению от собственных негативных чувств, что может осуществляться, например, таким путем, как оказание помощи страдающему, но не ради его блага, а для собственного психологического благополучия, чтобы самому обрести покой, устранив психотравмирующую ситуацию, источник своих отрицательных эмоций.
Шкала личного дистресса показывает эмпатию эгоцентрического типа, направленную на себя, озабоченность своим собственным состоянием, а не состоянием другого в отличие от шкалы эмпатической заботы, отражающей альтруистически-ориентированную заботу о других людях. Шкала личного дистресса может сигнализировать о чрезмерной «зараженности» чужими эмоциями и неспособности оказывать помощь другому человеку, оказавшемуся в бедственном состоянии и испытывающему страдания.
III. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Марлоу – Крауна (Marlowe – Crowne Social Desirability Scale – MC-SDS) (адаптация Ю. Л. Ханина, 1974) для оценки правдивости ответов респондентов.
Методики, используемые в исследовании, связаны с самооценкой респондентом своих личностных особенностей, которые имеют отношение к эмпатии и духовно-нравственным качествам. Эти характеристики являются социально желательными, поэтому для проверки правдивости ответов применялась методика Марлоу – Крауна в качестве «шкалы лжи».
Было установлено, что шесть человек из 90 показали по шкале лжи балл > 14, свидетельствующий о неискренности ответов. Эти респонденты были исключены из дальнейшего статистического анализа результатов.
В дальнейшем речь идет о выборке 84 человека. Респонденты мужского пола – 37 чел.; женского пола – 47 чел.
В исследовании использовался суммарный показатель духовно-нравственных качеств (духовная личность) и показатели четырех шкал эмпатии: 1) шкала децентрации; 2) шкала сопереживания; 3) шкала эмпатической заботы; 4) шкала личного дистресса.
Для выяснения, существует ли связь между показателями уровня выраженности духовно-нравственных качеств личности и эмпатии, был проведен корреляционный анализ. Применялся коэффициент корреляции Спирмена (таблица 11).
Таблица 11
Взаимосвязь показателей духовно-нравственных качеств (духовность личности) и эмпатии
Была установлена значимая положительная связь между показателями уровня выраженности духовно-нравственных качеств личности и тремя шкалами эмпатии: «Децентрация» (r = 0,334, p = 0,002); «Сопереживание» (r = 0,223, p = 0,041); «Эмпатическа я забота» (r = 0,481, p = 0,00 0).
Таким образом, в нашем исследовании установлена связь показателей духовно-нравственных качеств личности с эмпатией. Это согласуется с результатами других исследований.
Изучение взаимосвязи духовности и эмпатии на выборке студентов, аспирантов, социальных работников и медсестер показало связь шкалы «Духовная перспектива» с эмпатией. Эта шкала отражает представления о смысле бытия, связанности с природой, благодарности и морали. Авторы отмечают также, что выявленная связь шкалы «Духовная перспектива» со шкалой «Доброжелательность» опросника «Большая пятерка» важна для прогнозирования эмпатии (Stewart, Lawrence, Burg, 2019). В исследовании, проведенном на выборке студентов (186 чел.), была обнаружена значимая взаимосвязь альтруизма, эмпатии и духовности (Huber, MacDonald, 2012).
В двух исследованиях, направленных на изучение взаимосвязи между различными аспектами эмпатии, общения и просоциального поведения, было установлено, что просоциальное поведение мотивировано, прежде всего, заботой о других, что имеет отношение к альтруизму, последний также индуцирует эмпатию (Stiff et al., 1988).
Важный результат нашего исследования – отсутствие связи показателей духовно-нравственных качеств личности со шкалой «Личный дистресс» (r = 0,105, p = 0,344), что абсолютно правомерно, так как эта шкала показывает чрезмерную озабоченность собой и своим состоянием, а не состоянием другого человека, испытывающего страдания, нуждающегося в сочувствии и помощи, что отражает эгоцентрическую ориентацию и не соотносится с духовно-нравственными качествами, не соответствует представлению о духовной личности, ее альтруистической направленности. В исследовании Ч. Бэтсона с соавт., нацеленном на изучение альтруистической мотивации, была установлена отрицательная связь личного дистресса с альтруизмом (Batson, Fultz, Schoenrade, 1987).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги