«Свобода породила необходимость возрастающей требовательности к себе».
«Общение с необычной природой неба заставило посмотреть на мир другими глазами, точнее с позиции настоящих человеческих ценностей. Пройдя через трудности, начинаешь уважать все и всех, кто тебя окружает, понимать все, что вокруг происходит»
(Н. Григорьев).
«Авиация дала духовную закалку, помогла сформировать совестливость»
(В. Селиванов).Так что же такое духовность?
Духовность – это способность человека трансформировать добродетельную данность на других людей с целью развития вселенской любви, добра и самосовершенствования. Только духовность поможет человеку наиболее полно раскрыть смысл и предназначение человека.
Дух – это опыт, данный нам в чувственных переживаниях с активацией не только сознания, но и подсознания. Дух летчика есть реальность, представленная в его жизненном и профессиональном опыте. Именно из своего жизненного опыта познания нерукотворного мира в Небе следует формировать технологию познания своего «Я», второго «Я», самокритичность в оценке своих поступков, воспитание воли как ограничителя своей свободы. Именно второе «Я» – это глубокое сознание своих возможностей и способностей как путь к надежности и как личный знак твоего Имени, чем летчик должен дорожить не меньше, чем жизнью.
Несколько слов об образовании. Сегодня образование классифицируется как услуга, т. е. товар, который продается. Стало быть, уровень знаний, умений, навыков есть качество профессиональных услуг летной профессии. Однако такой взгляд есть лишь рыночное мировоззрение, причем навязанное.
Вместе с тем образование есть и будет, прежде всего, социальной деятельностью.
При обучении и формировании профессионально важных качеств, порождающих летные способности, важно изучить психологию личности, ее мотив, смысл и цель жизни, ценности, нравственные ориентации, характер, темперамент, волю, интеллект, самооценку и идентификацию себя как человека и специалиста, уровень коммуникабельности. В данном случае методология образования в области психофизиологических, социальных знаний, применительно к программе обучения в системе CRM, должна исходить из стратегии: какого именно профессионала мы хотим подготовить или какой нам нужен специалист. Твердо усвоивший регламент летного труда, дисциплинированный, организованный, ведущим качеством которого является исполнительность, или нам нужен профессионал, дополнительно к перечисленным свойствам обладающий творческим мышлением, задатками управленца, выраженными коммуникативными свойствами, ориентированный на достижение высшего результата, при этом психологически готовый взять ответственность на себя, обладающий лучшими человеческими, культурными и духовными свойствами, организаторскими способностями, умением руководить и методически грамотно управлять людьми? И главное – это его отношение к профессии, выраженное в следующих вопросах:
1. Кто управляет экипажем, самолетом, полетом, обстановкой на борту, кабине: КВС или компьютер?
2. Кто отвечает за результат: КВС или автоматика?
3. Кому доверяют свои жизни пассажиры: электронному роботу или КВС?
Для педагогов главная задача – методически подбирать и моделировать такие игровые ситуации, где при их решении будут обязательно востребованы не только профессионально важные для летной профессии знания алгоритма профессиограмы летных заданий в полете, но и знания о своих психофизиологических возможностях и, главное, ограничениях.
Наш научный и экспериментальный опыт показал, что 40–60 % случаев летных инцидентов, в том числе и тяжелых, происходят из-за того, что человек толком не знает свой организм и психику, идет на риск, не прогнозируя последствия. Сегодня знания о самолете относятся к знанию о себе в пропорции 7:1. Поэтому психологическое обучение должно формировать не только человеческий ресурс, но и потенциал личности человека летающего, т. е. НЕБОЖИТЕЛЯ! В свете сказанного для руководителей гражданской авиации по подготовке на базе зарубежной программы CRM, перехожу к изложению проблемы Духовности личности пилота как к высшему уровню профессионализма.
Если исходить из гуманитарных принципов обучения, то они в некотором роде отличаются от предметного обучения, ибо во втором случае обучение имеет конкретную целевую программу – повысить летную квалификацию конкретной кабинной профессии. А если исходить из их духовной концепции, то вначале надо познать, что такое человек Неба и, главное, проникнуть в смысл своей профессии, нравственной сущности свободы и собственного мира.
Поэтому методическую работу CRM полезнее начинать не с предметной подготовки, а с психологического акцентирования слушателей, их личностного мировоззрения, ценностей, целей, отношения к профессиональной карьере и пр.
Летный профессионализм применительно к полету – это, прежде всего, умение управлять собой, а затем и уровень овладения профессией, т. е. умение пилотировать самолет. Для этого надо иметь знания о себе, о своей физиологии, своих возможностях и ограничениях. Знать законы профессиональных действий в виде движения, восприятия и переработки информации, принятия решений, эмоциональных проявлений. Понимать значимость чувства полета и самолета, образа полета при ориентации в пространстве. Нужно знать законы поведения в стрессовых ситуациях, в групповой деятельности, знать о роли мотивации при достижении результата с использованием воли и интеллекта.
И вместе с тем наш объективный экспериментальный материал не раскрыл самого главного – того, что создает веру в благополучный исход аварийной полета, что удерживает личность от неблаговидных поступков под давлением страха и испуга. В чем смысл жизни в опасной профессии?
И только познание души человека, его внутреннего мира, его отношения к профессии, к товарищам, познание истоков ответственности через духовное освоение добродетельности как антитезы зла, познание его мотивов, целей, смысла нравственных и духовных психических состояний создает базу для управления и воспитания.
Что касается человека летающего, то здесь все индивидуально и многомерно. Он одновременно строг к себе и добр к другим. Он исполнитель и творец. Он организован, раскрепощен, ограничен регламентом, но свободен в выборе, осторожен и смел. Одновременно хитер, агрессивен и мягок, грешен и безгрешен, верующий и атеист.
Авиация не терпит суеты и злости. Хрупкость жизни в полете заставляет понимать и уважать ее смысл. Авиация не может с позиции ее духа быть в обслуге! Ибо главное нравственное, добродетельное предназначение – творить добро живущим на Земле, дерзая в неземной среде, взяв ответственность за жизнь на себя.
Вглядимся во внутренний мир души и духа летчиков по их убеждениям. Цитирую[5]:
«Авиация – моя честь и достоинство перед самим собой. Она развивает нравственность и обостряет способность различать добро и зло. В полете отчетливо видно, кто ты, кто он и кто чего стоит».
«Полет – это всегда стимул к самосовершенствованию. Прежде всего, нравственному, ибо развивает духовное восприятие Неба как живого».
«Авиация развила чувство собственного достоинства, независимость, чувство товарищества, спаянности единой целью, но с индивидуальным стилем ее достижения».
«Капелька моей жизни в этом мироздании поддерживается извне. Дух поддерживает мои крылья, и я впервые говорю об этом вслух. Что-то все-таки есть в этом…»
«В моем понимании, авиация сродни религии при мировосприятии. Полеты повышают планку в оценке людей, обостряют чувство справедливости и делают более четкой грань между добром и злом. Начинаешь понимать изнутри человеческие слабости, становишься терпимее и одновременно жестче относишься к непорядочности…»
Одно из системообразующих оснований надежной деятельности человека в полете – это то, к чему пришел М.М. Громов. Его главная мысль о том, что прежде, чем научиться управлять ЛА, надо научиться управлять собой. Управлять собой – это, прежде всего, знать и уметь регулировать свое психическое состояние, переориентировать его на волевую и интеллектуальную активность с целью достижения заданного результата. Это проявляется в преодолении страстей, в повиновении регламенту, в ограничении суперэмоций, в сохранении холодного рассудка, порожденного ответственностью. И в этом процессуальном акте деятельности свобода все же выступает как «осознанная необходимость».
И вместе с тем человеку в полете дано глубокое, нравственное, на уровне святости, проявление свободы, которое гораздо шире раскрывает его внутренний мир.
Мы должны почувствовать в этом воздействие особых законов роста личности человека в опасной профессии. Личность летчика преобразовывает, точнее, одухотворяет многие земные понятия, несущие просто юридический смысл. К примеру, понятие дисциплины. В полете выполняется регламентный алгоритм при исполнении действий и операций. Однако небо требует более высокого уровня осмысления этого понятия. Это осмысление исходит из ценности жизни твоей и тех, кто тебе доверил свои. Мы существенно повысим безопасность полета, если не только научим, но и воспитаем святость, окормляющую сущее в дисциплине. Дисциплина в полете – это работа мысли, т. е. души, свобода выбора, нравственная оценка последствий своих действий, оснований к риску, своих возможностей и коллег в полете.
Духовная связь и пребывание в пространстве «не от мира сего» отчетливо формируют добродетельность, совесть, ценность жизни. Вчитаемся в небесные мысли, обрамленные святостью высших чувств.
«Именно в авиации я ощутил, что полеты формируют нравственную часть личности. В моем характере открылся взгляд на понятие чести. В полете много неожиданностей, бьющих по самолюбию, взывая к потребности понять смысл жизни в летной профессии…»
(Н. Григорьев).«Авиация дала духовную закалку, помогла сформировать совестливость…»
(В. Селиванов).«Катаклизмы современной жизни сильно уродуют людей. Но лекарство под названием небо хорошо помогает. У людей, постоянно рискующих жизнью, мне кажется, добро побеждает зло…»
(Ю. П. Шеффер).Сущностная сила личности опасной профессии зиждется на нравственном фундаменте: преодолей себя, сделай добро, защити. Поэтому сам процесс обучения пронизан воспитательным императивом: незнание, слабость духа и тела в их профессии могут обернуться горем для других.
Базовым свойством личности летающего человека является не потребностная сфера, а сфера, представленная целеустремленностью и высшей степенью мотивированности к полету.
В душе летчики всегда хранят высшую ценность: не совершай грех, не превращай Небо и свою трепетную любовь к полету в наживу. Земляне посылали человека в небо, и он оправдал их надежды, так как с Неба возвращался всегда чище, святее, благороднее и добрее.
Научная авиационно-космическая психология достаточно наработала, чтобы императивно утверждать: человек летающий отобран Природой, пробужден Духом, социально предназначен быть созидательным. Он обречен и обучен Небом, любовью к полетам. И в этом мы обязаны Духу.
2. Истоки формирования личностного мировоззрения духовности в труде[6]
Сама идея процесса воплощения духовной жизни в полете порождена социальной действительностью: безудержным ростом бездуховности, заполнением душ материальными ценностями, поклонение мамоне, отдалением человека от православных христианских истин, от доброты и чести. Иоанн Златоуст предупреждал: «Ничто не приносит столько раздоров, как сребролюбие…»». В духовной пустоте не произрастают такие необходимые человеку нравственные ценности, как совесть, любовь к служению народу, достойно сберегающему святую веру.
В этой связи возник судьбоносный вопрос: «А есть ли у нас духовные силы? Возможно ли с помощью киноискусства, русского православного слова, духовной музыки и реальных тружеников Неба ответить на поставленный вопрос?». Да! Это возможно. Да! Мы прилагаем все усилия, чтобы очистить путь к познанию смысла ЕДИНЕНИЯ нерукотворного и рукотворного мира.
Для реализации этой мировоззренческой концепции избрали жизнь небожителей, т. е. летчиков и космонавтов. К этому выбору есть несколько духовных предпосылок.
Во-первых, их истовая любовь к небу подтверждает, что Небо – это дух. Во-вторых, человек, а особенно летающий, есть микроскосм, отражающий в своей духовной глубине, душевной чистоте все многообразие Вселенной. В-третьих, человек летающий обогащается Небом, Пространством, Вечностью, Третьим измерением, т. е. тем, чего нет на земле, ибо это небесное пространство и есть идеальное явление «не от мира сего».
В небе летчик рождается вторично, но уже как небожитель в купели любви к общению с Небом. Он переосмысливает внутренний мир, смысл своего предназначения как носителя веры. Именно в поднебесье профессионализм оценивается на оселке нравственных ценностей, а именно: добродетельность, жертвенность, спасение других. Находит духовный путь отвержения зла.
Человек в небе открывает физически и духовно спасительное данное для бескорыстных, нравственных, любящих, умеющих очищаться покаянием. Наслаждается и гордится нерукотворным миром, помогающим ему нести в сердце веру, в душе – любовь, в духе – истоки смысла жизни. Нести то, что привнес Бог: добро, истину, красоту. Отсюда проистекает духовная нацеленность на раскрытие роли небесного нерукотворного мира в формировании православной этики, эстетических чувств в духовном обрамлении, душевного благочестия и веры в Богоповелительные ценности.
Но как ни вспомнить прозорливость Ф. И. Тютчева:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует.Он к свету рвется из ночной тени,И, свет обретши, ропщет и бунтует.Эстетический стержень – красота Земли с птичьего полета, особые ракурсы восхода и захода Солнца, вид светил, неба. Красота самого самолета как чудотворение рук человека, вложение в летательный аппарат.
Нерукотворный мир раскрывает мир переживаний, познания духа, впаянность человека в нерукотворный мир, его благочестивое влияние. И высшее достижение объединенных составляющих небожительства – раскрыть его высший смысл.
Пробуждение, сосредоточение на сущем в жизни – вот психология полета. Именно в открытии души и сердца для принятия духа и гласа Всевышнего. Но это не церковные ритуалы, а естество человека, «зараженного» Духом, «разбуженного» Небом.
Используя тексты летчиков – ответы на вопросы специально разработанной анкеты, мы провели анализ чувственной сферы небожителя, рассмотрели его «неземные» переживания. Это позволило раскрыть процесс движения к духовности, т. е. возвышения и расширения духовной составляющей личности, и показать зарождение в сознании человека летающего благодарность за возможность познать себя изнутри, своим тонким духовным миром уловить роль Творца. Аккуратно подчеркнем здесь факт Боготворчества: речь идет о постижении созидательного идеала, нравственного пути в третьем измерении, причастности к бесконечности мира и красотам общего дома на планете Земля. И заключает в себе все это общая христианская идея: мир на Земле берет начало из мира Небесного, из мира религиозного, из осознания праведности Творца.
Мир лежит во зле, но в людях заложена сила, для того чтобы поднять нравственную вертикаль мира и придать ей вектор добра. Ведь недаром весь мир повторяет слова Достоевского: «Красота спасет мир».
Говоря о красоте неба, подразумеваем его влияние на миропонимание своего места в нем. Речь идет о духовной эстетике, пронизанной красотами Неба, которые одухотворяют профессию Небожителей с планеты Земля, о невидимом землянами душевном мире человека летающего и осознании им нравственных смыслов жизни в Небе.
В стране Авиация человек существует в профессии, но при этом он постоянно одухотворен полетом. Это чувство свободного движения в третьем измерении. И не на плоскости, а в Пространстве.
В загадочном мире Вселенной первое чувство, которое охватывает человека, – это красота. Именно красота рождает чувство свободы, любви, легкости души и неудержимой страсти: пожить среди невиданных красот. Красота пробуждает высшие духовные чувства общения с Небом и Землей. Человек летающий, общаясь с облаками, всегда видит их другими по форме и содержанию, по цвету в лучах солнца, в обрамлении радуги, в северном сиянии и лунном свете. Он наблюдает яркие звезды, пушистые облака, их хочется потрогать. Этот заряд прекрасного освежает душу, поднимает дух, делает тебя чище. Летчики-космонавты сетовали: как жаль, что тех красот, которые видим мы, не видят многие земляне. Красота в нашем сердце оборачивалась счастьем, а счастье переходило в доброту. Небожители в полете получают Откровение. Чудо мироздания делает их участливым ко всему живому на Земле. Летчики в третьем измерении под воздействием красоты как боготворящей музыки ощущали, что их жизнь в небесном мирозданье поддерживается извне. В спящих нейронах мозга просыпается религиозное сознание о Времени без начала и конца, о вечности Творца. Красота нерукотворного мира, по мнению летчиков, делает их потерянными для Земли. Нет, летчики не случайные люди для Земли. В их духовном мире есть свое смыслообразующее начало. Вот их кредо: если человек хотел понять что-то в этом мире, то Небо – самое подходящее место. В этих смыслах, чувствах находят свое подтверждение мысли русских религиозных философов.
Красота пробуждает религиозные силы. Это доказывает эстетический интерес и чувство служения красоте. В восприятии красоты человек дышит Божественным, хотя головой его может отрицать.
Это характерно для нашего менталитета. Вспомним:
Безверием палим и искушаем,Невыносимое он днесь выносит…И создает свою погибель он,И жаждет веры, но о ней не просит(Ф. И. Тютчев).И, видимо, не случайно академик В. Вернадский в книге «Пережитое и передуманное» глубокомысленно обронил: «В религиозных исканиях, в мистериях творилась глубочайшая интуиция, искания смысла Бытия»[7].
Человек в Небе – это другой человек, ибо в своем образе мира он органически сливается с нерукотворным миром. Суть его стремления к Небу – это необычно остро направленный мотив к летанию как смыслу жизни. Мотив организует нравственные поступки и оценивание смысла через осознание доверия, которое люди оказали тебе в полете. Его духовная культура входит в структуру образа своей профессии. У человека в Небе состояние духа и есть подъемная сила, которая преобразует знания в действия, а поведение в поступки.
Вот мнение одного из летчиков:
«Верю, что дух поддерживал меня в жизни, потому что без этого невозможно ни летать, ни просто жить. Я благодарен Всевышнему, что ОН указал мне дорогу и хранит, пока я иду по ней. Верю: Господь спасал меня не раз. Да, верю, что Дух и Вера поддерживают мои крылья»
(Г. Катышев).Пассажиры должны знать это и благодарить людей воздуха за слитый с их совестью и верой нравственный императив: летное дело чистит наше нутро. В духе нам заложено готовое наперед решение – если понадобится, то ценой своей жизни спасти людей. В их убеждении небо облагораживает и изменяет отношение к земле. В сознании летчиков летный труд обостряет грань между добром и злом. Именно в полете пилоты испытывают чувство вдохновения. Там, в поднебесье, они ощущают Вечность и Бесконечность, духовность проявляется в свободе, познании нового. Они благодарят Небо за то, что оно дает чувство свободного парения души. Психологические исследования подтвердили, что Небо закаляет, воспитывает, хранит и заметно увеличивает нравственный капитал. По их мнению, авиация, хотя и не Божий Храм, но дает более острое ощущение понятий добра и зла, духовную закалку, помогает сформировать совестливость. Работа в авиации озаряет окружающий мир, высвечивает только лучшее.
Профессия человека в Небе, безусловно, формирует цвет нации за счет своей человеческой и профессиональной надежности, любви к небу, целостности натур, чувства юмора, ответственности. Но лучше всего человека летающего характеризует состояние психики, заговоренное Небом.
Чем же их заговорило Небо? Послушайте этот нравственный гимн летному труду. Это важно, ибо именно в этом и есть надежность.
«Стремление соприкоснуться с чудом».
«Вдохновение работой, так как полет – это творчество».
«Полеты на аэрошоу – это музыка, это живопись, это большая культура».
«Чувство единства с Небом возникает только в полете».
«Познание нового, жажда полета, а главное – творчество, возможность жить в другом измерении».
«Полет приносит новые ощущения, которые нельзя получить на Земле».
Самолет для человека летающего больше, чем родственник, ибо именно он есть продолжение тела и головы. Это единый орган. Он послушен, опрятен, понимающ, бывает с норовом и любит тебя, если ты заслуживаешь. Вот как оценивают самолет летчики:
«К самолету относился как к Богу, всегда гладил, с ним разговаривал, никогда не позволял себе сесть в кабину, не вытерев предварительно ноги. Это связано с моим представлением: самолет – творение рук и ума, в нем заложена энергия, разум, дух людей. Самолет злого человека уничтожает»
(В. К. Андреев).Вспомним романтика Антуана де Сент-Экзюпери:
«Самолет – это орудие познания. Это он открыл нам истинное лицо земли. Но не только лицо Земли, но и лик летчика».
Самолет – продукт труда более 500 разных специалистов. В том числе биологов, медиков, психологов, эргономистов. Их трудами в проекте закладывается спасительное с учетом человеческого фактора. Создается система, развивающая человека, требующая от него отменного здоровья, добродетельности, ума, совести, прилежания, исполнительности, творчества, смелости. Самолет, как воплощение человеческого ума, дал возможность расширить познание нашего мира, увидеть красоты Вселенной, почувствовать в себе самодостаточность, ощутить радость вдохновения, востребованность как личности, которой доверяют самое ценное – жизнь. Самолет для летчика – святыня, ибо он сохраняет ему жизнь и возводит на пьедестал Небожителя! И небожитель, благодарный ему, формулирует еще одну похвалу самолету. Именно благодаря ему он познал невидимые грани красоты природы, осознал свободу как ответственность перед собой, стал постоянно стремиться к духовному развитию, щедро делясь с любимым самолетом.
«То, что придает смысл жизни, придает и смысл смерти»
(Антуан де Сент-Экзюпери).К небу можно относиться по-разному: любить, опасаться. Нельзя одного – не уважать. Оно никому не прощает неуважительного панибратства, пренебрежения его законами. В наше время укоренение гордыни открыло шлюзы соблазнов, и как следствие – коммерциализация, подкупы, снижение уровня контроля, старение техники, аэродромов, возрастание сложности полетов, низкая подготовка кадров, снижение доверия со стороны нелетного руководства к профессионалам. Исчезло воспитание личности и ее мотивация для своего профессионализма. И многое другое, которое еще раз обращает наше внимание на своевременное предупреждение Екклесиаста (7: 17):
«Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?».
Авиация не терпит злости и суеты, подмены ее цели. Гордыня – это состояние куриной слепоты, умноженное на снижение самооценки, зазнайство, максимализм, бонапартизм. Гордость нужна и необходима, ибо это утверждение своего «Я», своей самодостаточности. Но для этого нужны принципы, которыми руководствуешься. Авиация – моя честь и достоинство перед самим собой. Она развивает нравственность и повышает умение различать добро и зло.
«Но не нужно забывать, что в полете всегда видно, кто ты и чего ты стоишь. Авиация требует дотянуться до самой высокой планки, достичь состояния сбалансированности между духовными потребностями и внешними жизненными ощущениями»
(В. Горбунов).И наконец, самое серьезное требование к себе: полет – это всегда стимул к самосовершенствованию, прежде всего нравственному, ибо он развивает духовное восприятие Неба как живого.
Пора прекратить видеть в авиации только извоз. Авиация – это наигуманнейшая миссия коммуникации людей, экономическое благополучие, социальное обеспечение, сохранение жизни, уровень развитости страны и ее благополучия. Авиация – это лицо государства в правовой оправе.
Наш рефрен: «Не в небо подняться, а приблизить небо к человеку на Земле, чтобы уменьшить зло». И не стоит чураться проблемы Духа. Выдающиеся летчики считают, что Дух есть объединение всех душ, живущих в нас.
«Этот мегаполис Духа подсказывает верные решения, в том числе при борьбе с гордыней как Злом»