banner banner banner
Психология духовности и чести в летной жизни
Психология духовности и чести в летной жизни
Оценить:
 Рейтинг: 0

Психология духовности и чести в летной жизни


    (Н. Григорьев).

«Авиация дала духовную закалку, помогла сформировать совестливость…»

    (В. Селиванов).

«Катаклизмы современной жизни сильно уродуют людей. Но лекарство под названием небо хорошо помогает. У людей, постоянно рискующих жизнью, мне кажется, добро побеждает зло…»

    (Ю. П. Шеффер).

Сущностная сила личности опасной профессии зиждется на нравственном фундаменте: преодолей себя, сделай добро, защити. Поэтому сам процесс обучения пронизан воспитательным императивом: незнание, слабость духа и тела в их профессии могут обернуться горем для других.

Базовым свойством личности летающего человека является не потребностная сфера, а сфера, представленная целеустремленностью и высшей степенью мотивированности к полету.

В душе летчики всегда хранят высшую ценность: не совершай грех, не превращай Небо и свою трепетную любовь к полету в наживу. Земляне посылали человека в небо, и он оправдал их надежды, так как с Неба возвращался всегда чище, святее, благороднее и добрее.

Научная авиационно-космическая психология достаточно наработала, чтобы императивно утверждать: человек летающий отобран Природой, пробужден Духом, социально предназначен быть созидательным. Он обречен и обучен Небом, любовью к полетам. И в этом мы обязаны Духу.

2. Истоки формирования личностного мировоззрения духовности в труде[6 - Независимое военное обозрение. 19–26 августа 2016 г. № 31.]

Сама идея процесса воплощения духовной жизни в полете порождена социальной действительностью: безудержным ростом бездуховности, заполнением душ материальными ценностями, поклонение мамоне, отдалением человека от православных христианских истин, от доброты и чести. Иоанн Златоуст предупреждал: «Ничто не приносит столько раздоров, как сребролюбие…»». В духовной пустоте не произрастают такие необходимые человеку нравственные ценности, как совесть, любовь к служению народу, достойно сберегающему святую веру.

В этой связи возник судьбоносный вопрос: «А есть ли у нас духовные силы? Возможно ли с помощью киноискусства, русского православного слова, духовной музыки и реальных тружеников Неба ответить на поставленный вопрос?». Да! Это возможно. Да! Мы прилагаем все усилия, чтобы очистить путь к познанию смысла ЕДИНЕНИЯ нерукотворного и рукотворного мира.

Для реализации этой мировоззренческой концепции избрали жизнь небожителей, т. е. летчиков и космонавтов. К этому выбору есть несколько духовных предпосылок.

Во-первых, их истовая любовь к небу подтверждает, что Небо – это дух. Во-вторых, человек, а особенно летающий, есть микроскосм, отражающий в своей духовной глубине, душевной чистоте все многообразие Вселенной. В-третьих, человек летающий обогащается Небом, Пространством, Вечностью, Третьим измерением, т. е. тем, чего нет на земле, ибо это небесное пространство и есть идеальное явление «не от мира сего».

В небе летчик рождается вторично, но уже как небожитель в купели любви к общению с Небом. Он переосмысливает внутренний мир, смысл своего предназначения как носителя веры. Именно в поднебесье профессионализм оценивается на оселке нравственных ценностей, а именно: добродетельность, жертвенность, спасение других. Находит духовный путь отвержения зла.

Человек в небе открывает физически и духовно спасительное данное для бескорыстных, нравственных, любящих, умеющих очищаться покаянием. Наслаждается и гордится нерукотворным миром, помогающим ему нести в сердце веру, в душе – любовь, в духе – истоки смысла жизни. Нести то, что привнес Бог: добро, истину, красоту. Отсюда проистекает духовная нацеленность на раскрытие роли небесного нерукотворного мира в формировании православной этики, эстетических чувств в духовном обрамлении, душевного благочестия и веры в Богоповелительные ценности.

Но как ни вспомнить прозорливость Ф. И. Тютчева:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует.
Он к свету рвется из ночной тени,
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Эстетический стержень – красота Земли с птичьего полета, особые ракурсы восхода и захода Солнца, вид светил, неба. Красота самого самолета как чудотворение рук человека, вложение в летательный аппарат.

Нерукотворный мир раскрывает мир переживаний, познания духа, впаянность человека в нерукотворный мир, его благочестивое влияние. И высшее достижение объединенных составляющих небожительства – раскрыть его высший смысл.

Пробуждение, сосредоточение на сущем в жизни – вот психология полета. Именно в открытии души и сердца для принятия духа и гласа Всевышнего. Но это не церковные ритуалы, а естество человека, «зараженного» Духом, «разбуженного» Небом.

Используя тексты летчиков – ответы на вопросы специально разработанной анкеты, мы провели анализ чувственной сферы небожителя, рассмотрели его «неземные» переживания. Это позволило раскрыть процесс движения к духовности, т. е. возвышения и расширения духовной составляющей личности, и показать зарождение в сознании человека летающего благодарность за возможность познать себя изнутри, своим тонким духовным миром уловить роль Творца. Аккуратно подчеркнем здесь факт Боготворчества: речь идет о постижении созидательного идеала, нравственного пути в третьем измерении, причастности к бесконечности мира и красотам общего дома на планете Земля. И заключает в себе все это общая христианская идея: мир на Земле берет начало из мира Небесного, из мира религиозного, из осознания праведности Творца.

Мир лежит во зле, но в людях заложена сила, для того чтобы поднять нравственную вертикаль мира и придать ей вектор добра. Ведь недаром весь мир повторяет слова Достоевского: «Красота спасет мир».

Говоря о красоте неба, подразумеваем его влияние на миропонимание своего места в нем. Речь идет о духовной эстетике, пронизанной красотами Неба, которые одухотворяют профессию Небожителей с планеты Земля, о невидимом землянами душевном мире человека летающего и осознании им нравственных смыслов жизни в Небе.

В стране Авиация человек существует в профессии, но при этом он постоянно одухотворен полетом. Это чувство свободного движения в третьем измерении. И не на плоскости, а в Пространстве.

В загадочном мире Вселенной первое чувство, которое охватывает человека, – это красота. Именно красота рождает чувство свободы, любви, легкости души и неудержимой страсти: пожить среди невиданных красот. Красота пробуждает высшие духовные чувства общения с Небом и Землей. Человек летающий, общаясь с облаками, всегда видит их другими по форме и содержанию, по цвету в лучах солнца, в обрамлении радуги, в северном сиянии и лунном свете. Он наблюдает яркие звезды, пушистые облака, их хочется потрогать. Этот заряд прекрасного освежает душу, поднимает дух, делает тебя чище. Летчики-космонавты сетовали: как жаль, что тех красот, которые видим мы, не видят многие земляне. Красота в нашем сердце оборачивалась счастьем, а счастье переходило в доброту. Небожители в полете получают Откровение. Чудо мироздания делает их участливым ко всему живому на Земле. Летчики в третьем измерении под воздействием красоты как боготворящей музыки ощущали, что их жизнь в небесном мирозданье поддерживается извне. В спящих нейронах мозга просыпается религиозное сознание о Времени без начала и конца, о вечности Творца. Красота нерукотворного мира, по мнению летчиков, делает их потерянными для Земли. Нет, летчики не случайные люди для Земли. В их духовном мире есть свое смыслообразующее начало. Вот их кредо: если человек хотел понять что-то в этом мире, то Небо – самое подходящее место. В этих смыслах, чувствах находят свое подтверждение мысли русских религиозных философов.

Красота пробуждает религиозные силы. Это доказывает эстетический интерес и чувство служения красоте. В восприятии красоты человек дышит Божественным, хотя головой его может отрицать.

Это характерно для нашего менталитета. Вспомним:

Безверием палим и искушаем,
Невыносимое он днесь выносит…
И создает свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит

    (Ф. И. Тютчев).
И, видимо, не случайно академик В. Вернадский в книге «Пережитое и передуманное» глубокомысленно обронил: «В религиозных исканиях, в мистериях творилась глубочайшая интуиция, искания смысла Бытия»[7 - Вернадский В. Пережитое и передуманное. М., 2007.].

Человек в Небе – это другой человек, ибо в своем образе мира он органически сливается с нерукотворным миром. Суть его стремления к Небу – это необычно остро направленный мотив к летанию как смыслу жизни. Мотив организует нравственные поступки и оценивание смысла через осознание доверия, которое люди оказали тебе в полете. Его духовная культура входит в структуру образа своей профессии. У человека в Небе состояние духа и есть подъемная сила, которая преобразует знания в действия, а поведение в поступки.

Вот мнение одного из летчиков:

«Верю, что дух поддерживал меня в жизни, потому что без этого невозможно ни летать, ни просто жить. Я благодарен Всевышнему, что ОН указал мне дорогу и хранит, пока я иду по ней. Верю: Господь спасал меня не раз. Да, верю, что Дух и Вера поддерживают мои крылья»

    (Г. Катышев).

Пассажиры должны знать это и благодарить людей воздуха за слитый с их совестью и верой нравственный императив: летное дело чистит наше нутро. В духе нам заложено готовое наперед решение – если понадобится, то ценой своей жизни спасти людей. В их убеждении небо облагораживает и изменяет отношение к земле. В сознании летчиков летный труд обостряет грань между добром и злом. Именно в полете пилоты испытывают чувство вдохновения. Там, в поднебесье, они ощущают Вечность и Бесконечность, духовность проявляется в свободе, познании нового. Они благодарят Небо за то, что оно дает чувство свободного парения души. Психологические исследования подтвердили, что Небо закаляет, воспитывает, хранит и заметно увеличивает нравственный капитал. По их мнению, авиация, хотя и не Божий Храм, но дает более острое ощущение понятий добра и зла, духовную закалку, помогает сформировать совестливость. Работа в авиации озаряет окружающий мир, высвечивает только лучшее.

Профессия человека в Небе, безусловно, формирует цвет нации за счет своей человеческой и профессиональной надежности, любви к небу, целостности натур, чувства юмора, ответственности. Но лучше всего человека летающего характеризует состояние психики, заговоренное Небом.

Чем же их заговорило Небо? Послушайте этот нравственный гимн летному труду. Это важно, ибо именно в этом и есть надежность.

«Стремление соприкоснуться с чудом».

«Вдохновение работой, так как полет – это творчество».

«Полеты на аэрошоу – это музыка, это живопись, это большая культура».

«Чувство единства с Небом возникает только в полете».

«Познание нового, жажда полета, а главное – творчество, возможность жить в другом измерении».

«Полет приносит новые ощущения, которые нельзя получить на Земле».

Самолет для человека летающего больше, чем родственник, ибо именно он есть продолжение тела и головы. Это единый орган. Он послушен, опрятен, понимающ, бывает с норовом и любит тебя, если ты заслуживаешь. Вот как оценивают самолет летчики:

«К самолету относился как к Богу, всегда гладил, с ним разговаривал, никогда не позволял себе сесть в кабину, не вытерев предварительно ноги. Это связано с моим представлением: самолет – творение рук и ума, в нем заложена энергия, разум, дух людей. Самолет злого человека уничтожает»

    (В. К. Андреев).