Картина успеха не имела. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
В конце 1640-х Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс, образ которой мелькает во многих портретных работах этого периода: «Флора» (1654), «Купающаяся женщина» (1654), «Хендрикье у окна» (1655). Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», когда в 1654 году у неё с художником родилась дочь Корнелия. В эти годы Рембрандт отходит от тем, имеющих грандиозное национальное либо общечеловеческое звучание. Живописные работы этого периода немногочисленны.
В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего в 50 лет заявил в 1656 г. о банкротстве. После распродажи в 1657‒58 гг. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. И вновь его моделями стали соседи ‒ евреи. Он написал 15 таких портретов (а всего в наследии художника 30 «еврейских» портретов – пятая часть его портретной галереи), занимающих наиболее почетные места в крупнейших художественных собраниях мира.
Евреи, их униженное положение в обществе – все это становится ему особенно понятным и близким. Именно в последние годы жизни художник создает свои наиболее значительные шедевры – портреты пожилых евреев, портреты-биографии. Возможно, в их судьбах он видел и отражение своей судьбы.
Он тяжело пережил и смерть 26-летнего Титуса – сына Саскии, умершего от чумы вскоре после женитьбы. Рембрандт умер в одиночестве 4 октября 1669 года в Амстердаме в возрасте 63 лет. Лишь два друга не покидали его ни в богатстве, ни в бедности. Одним из них был аптекарь Абрахам Франсен – он запечатлен в одном из офортов. Рембрандт был похоронен в безымянной могиле.
Одним из самых талантливых художников Испании, одним из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма был Франсиско Гойя. Он родился 30 марта 1746 года в деревушке близ Сарагосы, в семье среднего достатка. Отец ‒ Хосе Гойя ‒ был известным мастером по золочению, мать ‒ Грасиа Лусьентес ‒ дочерью бедного арагонского идальго.
Франсиско был младшим из трёх братьев: Камилло, старший, стал впоследствии священником, а средний, Томас пошёл по стопам отца. Образование все братья получили довольно поверхностное, Франсиско Гойя всегда писал с ошибками. С раннего возраста бойкий мальчик проявил большую склонность к живописи и в 14 лет поступил в мастерскую к художнику в Сарагосе.
В конце 1763 года Франсиско принимает участие в конкурсе на лучшую живописную копию гипсового Силена, но 15 января 1764 года за него не подали ни одного голоса. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид, и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо. Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Франсиско Байеу, другой молодой живописец из Сарагосы и член жюри конкурса не признаёт фантазии молодого Гойи. В Мадриде Гойя знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство.
В 1766 году Гойя приезжает в Рим. Весной 1771 года он участвует в конкурсе Пармской академии на лучшую картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Когда Гойя возвращается в Сарагосу, ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса на тему «Поклонение имени Бога». В начале ноября 1771 года капитул одобряет предложенную Гойей пробную фреску и поручает ему заказ. Тем более что новичок Гойя согласен на сумму 15 000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес запрашивает за ту же работу 25 000.
1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772‒1774 гг.) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии.
Франсиско Байеу познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил её. В июле 1773 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Свадьба состоялась в Мадриде. Ему в это время было 27 лет, а Хосефе ‒ 26. Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. Всего Хосефа родила пять (по разным данным, и больше) детей, из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер ‒ Франсиско Хавьер Педро (1784‒1854), ставший художником.
Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году, он написал только один её портрет. В 1775 году Гойя окончательно обосновался в Мадриде у своего шурина Франсиско Байеу и работал у него в мастерской. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла III.
Гойя исполнил по заказу 30 эскизов для королевской фабрики ковров. Вопреки обычаю, в них он воспроизвел не классические сюжеты, а изобразил сцены из испанской жизни – народные увеселения, игры, охоту, рыбную ловлю. Эти 30 очень жизненных картонов и положили начало славе Франсиско Гойи. Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. Его не поддерживает его шурин Франсиско Байеу, не желающий делить с ним место первого живописца короля.
Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100 000 реалов. В мае 1780 года после приостановки изготовления шпалер на королевской мануфактуре освободившийся Гойя заключает контракт на роспись купола собора дель Пилар за 60 000 реалов. Работает Гойя быстро и под руководством Байеу.
В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой работает над украшением церкви св. Франциска Великого в Мадриде. Он пишет «Проповедь св. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Гойя всё чаще писал портреты. В октябре 1784 года он получает, например, от инфанта 30 000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». В 1785 году Гойя знакомится с семьёй Пеньяфель, которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Гойя становится вице-директором Королевской Академии с 1785 года, а с 1795 года ‒ директором её живописного отделения.
После смерти Карла III в 1789 году он стал придворным художником Карла IV, а с 1799 года ‒ его первым живописцем. В начале 1793 года он тяжело заболел. Гойю разбил паралич, а следствием перенесённого недуга стала неизлечимая глухота. В 1795 году он вернулся в Мадрид. В это время судьба свела его с семейством Альба. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены ‒ в полный рост. Каэтана Альба была последней представительницей знаменитого кастильского рода Альба. В 13 лет её выдали замуж за маркиза де Вильябранка, ставшего 13-м герцогом Альба. У Каэтаны было множество любовников, её личная жизнь была постоянным предметом для обсуждений.
У Каэтаны шла негласная война с королевой Марией Луизой. Гойя в это время был любимым придворным королевы Марии Луизы. Он часто писал её портреты. Между художником и Марией вспыхнул роман. Однако, когда в 1796 году после болезни умер муж Каэтаны, Гойя удалился с красавицей Каэтаной в родовое поместье Альба в Санлукар. Во время этого изгнания им были написаны две самые знаменитые картины – «Маха одетая» и «Маха обнажённая». Через год они вернулись в Мадрид. Каэтана нашла себе нового любовника, а оскорблённый Гойя продолжал писать её портреты, изображая её то глупой дамой, то продажной девицей, то страшной ведьмой.
В 1798 г. Гойя написал фрески в церкви Святого Антония де ла Флорида близ Мадрида и достиг высшей славы у двора и среди знати. Его завалили заказами на портреты. Из 200 портретов лучшие ‒ те, оригиналы которых увлекали Гойю. Таковы портреты королев Марии Хосефы, Изабеллы Сицилийской и два портрета Махи, одетой и обнаженной, полные своеобразной чувственной прелести.
Гойя в эту пору одновременно с писанием портретов в талантливых фантастических рисунках отдался бичеванию неумолимою сатирой различных пороков аристократии и монашества и вообще испанских нравов. Почти одна вслед за другой вышли серии гравюр Гойи под заглавиями «Капричос» (80 листов, 1793–1798), «Тавромахия» (30 листов, 1801), «Пословицы» (18 листов, около 1810). В июле 1802 года умерла покровительница Гойи герцогиня Альба; сохранился рисунок Гойи с проектом гробницы для герцогини.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты. В 1805 году Гойя устроил свадьбу своего 21-летнего сына Хавьера с Гумерсиндой Гойкоэчеа, родственницей крупных баскских финансистов. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия.
В 1810–1815 гг. он издал 80 рисунков «Бедствий войны», изображающих сцены и ужасы нашествия французов на Испанию. В 1812 году скончалась верная жена Гойи Хосефа. Сын после женитьбы жил в другом доме. Гойя остался один. И тут у него снова проснулась страсть. Он познакомился с молодой женой небогатого купца Леокадией Вайс, склонил её к измене и увёл от мужа. Через 9 месяцев у них родилась дочь.
В правление Фердинанда VII Франсиско Гойя вынужден был еще раз покинуть Мадрид. В 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию. Сначала Гойя поселился в Париже, затем перебрался в Бордо. В мае 1825 года Франсиско вновь тяжело заболел, но, быстро поправившись, он создал в течение небольшого отрезка времени около 40 миниатюр на слоновой кости.
В 1826 году Гойя возвратился в Мадрид и добился от двора разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью бывать во Франции. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Франсиско принял их у себя в конце марта, а 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Фоссе де л’Интенданс в Бордо.
Не всем художникам повезло быть признанными при жизни. Одним из таких непризнанных при жизни гениев был нидерландский постимпрессионист Винсент Ван Гог. Родился он 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт, около Бреды на юге Нидерландов. Отцом Винсента был Теодор ван Гог, протестантский пастор, а матерью ‒ Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии.
Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами». Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера ‒ был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки.
15 сентября 1866 года он начинает обучение в другом интернате ‒ колледже Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо даются языки ‒ французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. На этом заканчивается его формальное образование.
В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Первоначально будущий художник с большим рвением взялся за работу, добился хороших результатов, и в июне 1873 года его перевели в лондонский филиал Goupil & Cie. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи.
В 1874 году Винсента перевели в парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон. Дела у него шли всё хуже, и в мае 1875 он опять был переведён в Париж, где посещал выставки в Салоне и Лувре и, в конце концов, сам начал пробовать свои силы в живописи.
Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени, и Винсент окончательно охладел к работе. В результате в конце марта 1876 г. его уволили из фирмы Goupil & Cie по причине плохой работы, несмотря на покровительство родственников ‒ совладельцев компании.
В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В это же время он решает стать священником, как и его отец. В июле Винсент перешёл в другую школу ‒ в Айзлворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос, и он загорелся идеей проповедовать беднякам.
Пытаясь поддержать стремление Винсента, стать пастором, семья посылает его в мае 1877 года в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством другого своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии.
В конце концов, он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прослушал трёхмесячный курс проповеди.
В декабре 1878 года Винсент направился на полгода миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже, бедном шахтёрском районе на юге Бельгии, где развернул неутомимую деятельность: посещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Затем Ван Гог снова обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе, и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств.
Однако через год Винсент бросил учёбу и вернулся к родителям. В этот период жизни он считал, что художнику вовсе не обязательно иметь талант, главное ‒ много и усердно трудиться, и потому продолжил занятия самостоятельно. Со временем у художника сформировалось собственное понимание пейзажа: выражение своего внутреннего восприятия природы через аналогию с человеком.
Осенью 1885 года ван Гог уехал в Антверпен, где снова начал посещать занятия живописью ‒ на сей раз в живописном классе при Академии художеств. Вечерами же художник посещал частную школу, где рисовал обнажённые модели. Однако уже в феврале 1886 ван Гог уехал из Антверпена в Париж к брату Тео, занимавшемуся торговлей произведениями искусства. Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события. Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена.
Знакомства с художниками оказали самое благотворное влияние на Ван Гога: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов ‒ в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем ‒ в фойе «Свободного театра». Однако публика пришла в ужас от картин ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием ‒ изучать теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и восточное плоскостное искусство вообще. На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин ‒ около двухсот тридцати.
Несмотря на творческий рост ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции ‒ в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» ‒ своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской ван Гог отдавал Полю Гогену. Тео поддержал начинание деньгами, и в том же году Винсент переехал в Арль.
25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры. Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Гоген спешно покинул Арль, не навестив ван Гога в больнице, предварительно сообщив о произошедшем Тео.
Ван Гогу было предложено отправиться в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи. В конце 1889 года его пригласили участвовать в брюссельской выставке «Группы двадцати», где работы художника сразу вызвали интерес у коллег и любителей живописи. Однако это уже не радовало ван Гога, как не обрадовала и первая восторженная статья о картине «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье, появившаяся в январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году.
Весной 1890 года художник перебрался в Овер-сюр-Уаз, местечко под Парижем, где впервые за два года увиделся с братом и его семьёй. Он по-прежнему продолжал писать, но стиль его последних работ изменился окончательно, став ещё более нервным и гнетущим.
В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года).
Винсент ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз 30 июля. В последний путь художника провожали брат и немногочисленные друзья. После похорон Тео взялся за организацию посмертной выставки работ Винсента, но заболел нервным расстройством и ровно через полгода, 25 января 1891 года, скончался в Голландии. Через 25 лет в 1914 году его останки были перезахоронены вдовой рядом с могилой Винсента.
За десять с небольшим лет Винсент ван Гог создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. Среди них ‒ портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты, оливковые деревья, кипарисы, поля пшеницы и подсолнухи. Сохранились документы о прижизненной продаже всего 14 работ художника. Теперь же многие его картины стоят десятки миллионов долларов.
В России первым представил миру поэтические образы русских крестьян русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой школы Алексей Гаврилович Венецианов. Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730‒1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.
Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец ‒ Гаврила Юрьевич, мать ‒ Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). В детстве Алексей полюбил рисование и осваивал основы живописи как самоучка. В юные годы он часто копировал картины известных живописцев. Как художник он был очень наблюдательный. Официального художественного образования он не получил.
В 1807 году Венецианов приехал в Петербург, где был принят на работу в почтовую службу. В столице он часто посещал картинные галереи и выставки, познакомился с известными художниками. Положительно сказалось в творческой судьбе Венецианова знакомство с известным художником Боровиковским. Венецианов работает в его мастерской, изучает работы мастера.
Некоторое время он принимает участие в карикатурном журнале, пробуя себя как шаржиста. Но сам журнал был под запретом в 1809 году из-за цензуры того времени. Впоследствии же он обратился к карикатурному жанру, когда после войны с Наполеоном в 1812 году были популярны сатирические карикатуры, высмеивающие дворян, тяготевших к французскому языку, стилю и моде.
В 1811 году Венецианов создал первоклассный портрет инспектора Петербургской Академии художеств Кирилла Ивановича Головачевского и свой автопортрет. За эти работы он получает звание кандидата в академики, а затем становится академиком живописи.
В 1815 году Венецианов женился на Марфе Афанасьевне Азарьевой. В 1819 году он с семьёй переезжает в небогатое имение жены в селе Сафонково в окрестностях Тверской губернии. Хотя гораздо прибыльнее было писать дорогие портреты дворян, Венецианов в своих работах отражал жизнь простых крестьян и их повседневный быт. Его работы были показаны на выставке в академии в 1824 году. Крестьянская тема была не по нраву руководству академии и застойному дворянству. Они не признавали работ Венецианова. Когда он неоднократно предлагал открыть в академии классы для обучения крепостных крестьян, его по этому поводу и слушать не хотели. Тогда Венецианов за свой счёт учредил художественное заведение для обучения одарённых крестьянских детей и сирот. Талантливых крестьянских подростков он собирал по всей округе, всячески помогал им. Некоторые его ученики стали настоящими художниками. Писали, что Венецианов помог вырваться из крепостной неволи Тарасу Шевченко. Некоторых одарённых крестьянских детей ему тоже приходилось выкупать. Содержание школы требовало средств. Венецианова выручали частные заказы по написанию портретов и иконописных образов для церквей.
В 1831 году умерла жена Марфа Афанасьевна. Ему самому пришлось поднимать двух маленьких дочерей. Историки пишут, что ещё при жизни жены для позирования художник отбирал «натурок» из крестьянских девушек. Натурки заняли лучшие комнаты в барском доме, существенно потеснив хозяйку. После смерти Марфы Афанасьевны фавориткой барина стала дворовая Елена Никитина. Как часто бывает, получив власть, она стала третировать остальную дворню.
Дошло до того, что в 1843 году приказчик Ларион Дмитриев написал жалобу тверскому губернатору. Он обвинял Никитину в том, что она состоит в недозволенной связи с барином. Подача жалобы закончилась тем, что Лариона арестовали, заключили в острог и осудили «за бродяжничество и несправедливую жалобу на помещика своего». Ларион был приговорён к наказанию плетьми и возвращён к Венецианову. А тот отдал Дмитриева в солдаты.
Всё это вызвало недовольство односельчан. Теперь уже не только Никитина, но и Венецианов стал объектом ненависти. 4 декабря 1847 года Венецианов отправился в Тверь, хотел показать заказчику эскизы икон для одной из церквей. Ехал в санях-возке, на облучке сидел его крестьянин Агап Богданов. Дорога была обледенелая, крутой спуск. По словам Богданова, лошади вдруг понесли. Кучера сбросило на дорогу. Возок опрокинулся. Лошади запутавшегося в вожжах Венецианова поволокли по дороге, ударяя обо всё, что встречалось. В соседнее село Поддубье лошади приволокли Венецианова уже мёртвым. Насколько подлинна эта история, узнать уже трудно.
Самым неразгаданным из живописцев-символистов считается Михаил Врубель. Русский художник рубежа XIXXX веков Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Там же родились его младшие брат и сестра ‒ Екатерина и Александр, не дожившие до отроческих лет. Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить.