banner banner banner
Юрий Грозный, Царь всея Руси
Юрий Грозный, Царь всея Руси
Оценить:
 Рейтинг: 0

Юрий Грозный, Царь всея Руси


Пришлось снова обратиться к памяти Ивана Васильевича. Постепенно кое-что из памяти всплыло.

Соль. Нужна всем. Ее добывали и в русских землях. Но, в недостаточном количестве. Большую часть соли купцы завозили из Крыма, из государств Азии. Купцы, понятное дело, наживались, и подати в казну платили, но, в конечном итоге, серебро за эту соль в больших количествах с русских земель уходило за рубеж.

В памяти всплыла карта верховьев Камы с названием "Соль Камская". При Иване в этом месте добывали соль в больших количествах.

Медь. Для литья пушек и сифонов ее нужно много. Стал вспоминать. В памяти всплыло: верховья реки Чусовой, речка Домрянка – месторождение меди. Чусовая – приток Камы.

Серебро. Вспомнилась карта с рекой Цильмой, притоком Печоры, что в Всеволодской земле. Там добывали медную руду с заметной долей серебра.

Железо. Болотная и луговая железная руда добывается во многих других местах. Но, для вооружения ополченцев, а их нужно будет вооружить не менее пятисот тысяч, потребуется много железа. Каждому ополченцу потребуется наконечник для копья, топор, простейший шлем, по полсотни наконечников для стрел и по десятку штук "чеснока". Следовательно, нужно значительно нарастить добычу руды и производство железа. В памяти всплыла Устюжна Железнопольская на реке Мологе. Хорошее место для устройства большого железодельного двора.

Вспомнился, также, древний город Дедоставль в Черниговской земле. Вблизи него на речке Оленья добывалась самая лучшая железная руда на Руси. В этом месте тоже нужно устраивать железоплавильный двор. Однако, невдалеке южная граница Руси, поэтому придется вокруг двора ставить крепкую каменную крепость.

По отчетам Казенного и Городового приказов, стоимость ввозимых в страну товаров примерно равнялась стоимости вывозимых. То есть, торговля богатство государства не увеличивала. А чтобы пополнять богатство страны за счет торговли, нужно поощрять экспорт товаров, производимых на Руси: пушнины, янтаря, воска, меда, льняных тканей, пеньки, канатов. Да и железными изделиями можно было бы торговать. Пока что, наоборот, их приходилось завозить.

Эти воспоминания изменили планы Юрия относительно Булгарии. До сих пор, он намеревался помогать Ильхаму чисто символически, чтобы, перед окончательным разгромом Булгарии монголами, вывезти весь булгарский народ на Русь, в основном, в прибалтийские и в новгородские земли.

Однако, чтобы удержать промыслы меди и соли в верховьях Камы, требуется сохранить устье Камы за собой. А для этого придется помочь Ильхаму удержать "детинец" Булгарии. А значит – нужно лить больше пищалей. Потому что, давать Ильхаму пушки Юрий по прежнему не хотел.

Все равно, площадь этого булгарского "детинца" слишком мала чтобы прокормить два миллиона душ, а потому большую часть булгар придется вывозить в русские земли. Да и всех мастеров тоже нужно будет вывезти. Чтобы не достались монголам, если детинец все же не удастся удержать. Оставить там только хлебопашцев и воинов.

За размышлениями дорога прошла быстро. Хотя и заняла почти четыре недели. Две мартовских оттепели и раскисший во время них снежный путь заметно замедлили царский поезд.

По приезде, отдохнув и попарившись в бане, вызвал к себе дьяка Городового Приказа Аникея и дьяка Секретного Приказа Ратмира. Поинтересовался, чем заняты четверо вывезенных из Константинополя мастера – рудознатца.

– Так ты же сам, Царь батюшка повелел им искать залежи строительного камня у каждого стольного города. Чтобы камнем стены городов облицевать. Вот они и ищут.

– Ну и как у них успехи?

– Уже нашли камень – известняк у Владимира, Рязани, Мценска, Арзамаса, Ивановска. Горные мастера налаживают там разработку камня. Сейчас ищут камень у Смоленска, Мурома, Новгород-Северского и Пинска.

Около Чернигова, Галича, Владимира-Волынского и Киева камень исстари добывают.

– Отзови двух рудознатцев. Одного из них с отрядом пошли из Вологды на реку Печору, оттуда на ее приток Цильму. Пусть там ищет медную и серебрянную руду. Другого – в верховья Камы на речку Вильва. Там должна быть соль. Много соли. Затем пусть идет на реку Чусовую и ее приток Домрянку. Там залежи медной руды есть. Вместе с ними пошли горных мастеров, воинских и работных людей. Как найдут, пусть сразу строят там остроги и начинают добычу и обработку руды. А ты вышлешь им подкрепление. Пусть там все обустраивают по настоящему. Денег на это не жалей. Казенный Приказ выделит. Было мне видение про эти залежи. Очень они для нас важны.

Ратмир! Промыслы медной руды и ее выплавка будут в ведении твоего приказа. Вы вдвоем лично за это отвечаете! Сроку вам даю полтора года до первой выплавки меди из руды. До начала добычи соли даю год. Осознали?

– Осознали, батюшка Царь! Все сделаем по воле твоей!

– Далее. Нам нужно резко нарастить выпуск железа и производство оружия. Ты, Ратмир, организуешь секретные железоплавильные дворы, такие же, как у тебя на Нерли построен, с такими же большими печами, еще в нескольких местах. А конкретно, в Новгородской земле в Устюжне, в Дедославле, а также вблизи Вологды, Смоленска, Полоцка и Пинска. В наших внутренних землях. Там ищите железорудные залежи. Они во многих местах есть.

Аникей, ты выделишь из этих городов мастеров и работных людей в потребном количестве. Все продумайте, включая добычу и подвоз к плавильным дворам руды и древесного угля.

Сроку вам даю на это год. Через год в каждом из этих дворов должно выплавляться не менее чем по 60 берковцев (10 тонн) железа ежемесячно. Из железа этого будем ковать оружие для ополчения. Аникей, для закупки железа в этих дворах Бронным Приказом увеличьте на четверть обычные расценки. Чтобы мастерам выгодно было работать.

Из попутного чугуна лейте ядра для Бронного Приказа. А излишки пускайте на котлы, сковороды, детали для печей и прочие нужные в хозяйстве вещи. Глядишь, еще и доход в казну от этого получим. Излишки железа потом тоже можно будет продавать за рубеж. Как и железные изделия.

К следующему заседанию Синклита готовьте об этом Решения. На заседании их утверждайте и сразу мне на подпись!

– Ратмир, что у тебя с греческим огнем и сифонами?

– Огонь готов. Сделали мы малый опытный сифон и испытали. Действует хорошо. Сейчас заканчиваем большой сифон емкостью 10 ведер (120 литров). Через неделю будем испытывать.

– Меня заранее извести, на испытаниях я сам буду. Ратмир, к тебе больше вопросов нет, можешь идти.

А тебе, Аникей, еще задание. Разворачивай добычу камня у всех стольных городов вдоль южной границы. Повелеваю: за два года облицевать камнем стены всех этих городов. Сверх того: во Владимире стену детинца сделать каменную вместо деревянной. Готовь решения Синклита по каждому из этих городов. Кстати, проект моего каменного дворца готов? Все недосуг его посмотреть,

– Все сделаю по твоему велению. А проект давно готов, ждет твоего одобрения.

– Давай мне его завтра вместе с мастером архитектором. Рассматривать буду.

Проект дворца Царь "зарубил". Поскольку он предусматривал строительство дворца внутри существующего детинца. Юрий повелел объединить проект дворца с проектом новой стены детинца. Внешняя стена детинца должна стать и внешней стеной дворца. И иметь соответствующую толщину и обороноспособность. А все помещения дворца должны примыкать к стене изнутри и выходить во двор.

Храм Успения Богородицы станет дворцовым храмом. А для Патриарха повелел запроектировать новый кафедральный собор в Новом городе, достойный Патриарха всея Руси.

За разбором текущих дел с Приказами пролетела неделя. Царь выехал на артиллерийский полигон на испытания сифона с греческим огнем.

На этом полигоне подмастерья главного литейщика Гордея испытывали новые орудия, а также проводили учения гарнизонные артиллеристы и отроки из артиллерийского училища.

Там для испытаний был выстроен кусок деревянной засыпной стены высотой в три сажени с одной крепостной башней. На боевой площадке башни был установлен сифон. Рядом стояла бочка с "греческим огнем".

Царь поднялся по лестнице на боевую площадку башни. Там уже находились грек, главный мастер – огневик, Гордей, Ратмир и расчет огневиков из четырех воинов.

Устройство сифона – огнемета объяснил грек. Он уже неплохо освоил русскую речь.

Бронзовую бочку емкостью в десять ведер в присутствии Царя заполнили черной маслянистой жидкостью на две трети ее объема через горловину на верху бочки. Горловину заперли плотным рычажным затвором. Сверху-сбоку бочки находилось еще одно отверстие с клапаном, к которому был присоединен ручной воздуходувный мех. Этим мехом в верхнюю часть бочки через клапан воины – огневики закачали воздух, создав в бочке избыточное давление.

В днище бочки была впаяна трубка с краном, к которой был присоединен рукав из пропитанного дегтем прочного пергамента в две сажени длиной. Конец рукава был надет на медную дудку, суживающуюся к концу. К дудке был прикреплен факел, так, что пламя факела горело прямо у сопла дудки.

По команде грека один из воинов выставил дудку через бойницу заборола за стену башни. Другой по команде повернул рукоятку нижнего крана. Из дудки вырвалась струя яркого огня с дымом, длиной саженей десять. Черная жидкость, с шипением вылетая из сопла, воспламенилась от факела, и, полыхая, полетела вниз. Через минуту струя огня стала укорачиваться. Грек приказал перекрыть крана. Из сопла дудки упали последние горящие капли.

Юрий выглянул через бойницу заборола вниз. Пролившись на землю, жидкость продолжала гореть, чадя густым черным дымом. Земля горела под стеной на десяток саженей в обе стороны. Жидкость попала и на установленные под стеной соломенные чучела воинов, одетые в старые кольчуги. Чучела тоже горели, потрескивая.

Часть капель жидкости налетевшим порывом ветра бросило на стену. И они горели на бревнах стены. Результат действия огнемета внушал уважение. И опасение.

Правильно я решил деревянные стены крепостей облицевать камнем, – не смог мысленно не похвалить себя Юрий Всеволодович.

– И это весь греческий огонь из бочки вылетел? – Обратился он к греку.

– Нет, Ваше Величество, – ответствовал грек. – Примерно треть вытекло. Теперь нужно снова воздух в бочку накачать.

Воин – огневик в это время шустро работал мехом.

– Сейчас подкачаем, и снова залп дадим. При этом еще одна треть выльется. Потом снова воздух подкачать нужно будет.

Огнемет дал еще один залп. Прямо вперед. Теперь горела вся земля перед башней.

– А дальность огнемета можно увеличить? – поинтересовался Царь.