Книга О былом - читать онлайн бесплатно, автор Георгий Тихонович Северцев-Полилов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
О былом
О былом
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

О былом

Когда никто не приходил к нему с просьбами, Иоанн становился грустным и нередко его видели даже плачущим.

– О чем скорбит, твое святейшество? – с участием спрашивали не раз его приближенные.

– Сегодня смиренный Иоанн ничего не приобрел, что он мог бы за грехи свои принести своему Создателю.

Ближний друг патриарха, епископ Софроний, утешал его в подобных случаях.

– Теперь-то ты и должен веселиться, нет просящих – значит, все овцы твоей паствы живут мирно, точно ангелы…

Один из церковных экономов явился как-то встревоженный к Иоанну.

– Святой отец, тебя обманывают, твоею добротою пользуется много недостойных! – сказал он патриарху.

С недоумевающим видом посмотрел Иоанн на говорившего.

– Между нищими и убогими, которым ты так щедро раздаешь милостыню, я заметил немало девиц в хорошей одежде, – продолжал рассказывать эконом.

Иоанн только улыбнулся.

– Разве возможно подавать им милостыню? – спросил строитель с укором.

– Если вы – рабы Христовы и послушники смиренного Иоанна, ответил, наконец патриарх, то подавайте так, как повелел Христос: т. е. не смотря на лица просящих, не спрашивая о жизни тех, которые от вас принимают. Вы раздаете не свое, а Христово, а потому давайте так, как повелел Он.

– Но, святейший отец, для подобной раздачи не достанет имения церковного…

– Не хочу быть причастным к твоему маловерию, горячо возразил Иоанн. Я верю, что если бы мы наделили убогих и сирых всей вселенной, то и тогда не истощилось бы имение церковное.

В покои патриарха вошли в это время другие экономы церквей александрийских и с изумлением слушали слова Иоанна.

– Чтобы лучше убедить вас всех, – обратился он к присутствующим, – я расскажу вам, что случилось со мною, когда я только что вышел из отрочества. Это было на родном мне Кипре.

Утомленный данными занятиями с учителями, приставленными ко мне моими родителями, я крепко уснул и увидел сон. В сонном видении явилась мне Дева, прекрасная собой, богато одетая в виссон и пурпур. Сияние окружало всю Ее, на волосах Ее лежал масличный венок.

Она близко подошла ко мне, слегка прикоснулась рукою к моему лицу, и я проснулся.

Изумленно взглянул я на Нее и спросил:

– Кто ты? Как осмелилась войти к спящему?

Радостная улыбка озарила Ее лицо. Она кротко посмотрела на меня и ответила:

– Я старшая дочь великого Царя…

Услышав это, я низко поклонился ей.

– Если будешь другом моим, – продолжала она, – то я испрошу у Царя благодать тебе, и представлю тебя Ему! Я пользуюсь у Отца моего могуществом больше других. Я свела его с небес на землю, я облекла Его в плоть человеческую.

После этого слова она исчезла.

Изумленный видением, я начал о нем размышлять:

В образе Девы явилось ко мне само милосердие; масличный венок, украшавший Ее главу, знаменует милосердие. Самые слова Ее: «Я свела Его с небес на землю, Я облекла Его в человеческую плоть», да, милосердие.

Создатель, видя погибель человека от греха, ради милосердия своего восхотел его спасти и, преклонив небеса, сошел на землю, чтобы спасти свое создание.

Вот почему милосердие к ближним должно почитаться нами выше всех других добродетелей: посредством его мы снискиваем милость самого Творца.

Чуть-чуть забрезжился свет в моем окне, как еще полный всего мною виденного и передуманного, я встал и отправился во храм. Зима у нас на Кипре в тот год была суровая. По дороге к храму я встретил нищего в рубище. Он дрожал от холода.

Я сняли с себя верхнее платье и отдал ему, подумав: сейчас я узнаю, так ли я понял видение.

Почти у самого храма мне встретился незнакомый человек, одетый в белые одежды, в руках у него были мешочек.

– Возьми себе, – промолвил мне незнакомец.

Я открыли мешочек; в нем лежало сто золотых монет.

– К чему мне они, ведь я сам богат, – пришло мне на мысль, – и я решился возвратить их давшему мне, но он уже исчез.

Да, милосердие возвратило дар мой сторицею. И это я испытывал в продолжении всей моей жизни! – закончил свой рассказ патриарх.

IV

Персидский шах Хозрой двинул свои полчища на Римские провинции в Малой Азии.

Города Алеппо, Антиохия и Дамаск – один за другим попали в его власть. В конце пятого года от начала войны Иерусалим тоже сделался его добычею.

Девяносто тысяч христиан были захвачены, причем персы передали их евреям, которые их и замучили. Христианские храмы были сожжены, церковные сокровища разграблены, святыни послужили предметом для святотатства неверных и поругания.

Святой Крест очутился в их руках. Иерусалимский патриарх Захарий, немалое число церковнослужителей и богатых граждан уведено в неволю. Вся Сирийская провинция была опустошена, много народу бежало в Египет.

Милосердие Александрийского патриарха было известно повсюду и все стремились к нему; сокровища Александрийской церкви были громадны. В распоряжении патриарха находилось четыре тысячи фунтов золота. Кроме того, к услугам Иоанна были всегда готовы средства от богатых людей города, охотно оказывавших благодеяния.

Вследствие этого патриарх поручил одному иерусалимскому священнику, по имени Модест, заведовать раздачею денег, которые тот посылал щедрою рукою в Иерусалим нуждавшимся. Ему же поручено было восстановлять храмы, выкупать пленных и устраивать больницы.

Много богаделен построил Иоанн и в самой Александрии.

Нередко посещал он сам больных и напутствовал умирающих. Забота его и доброта к несчастным и сиротам были безмерны.

Как-то, возвращаясь после одного подобного посещения, патриарх был остановлен у своего дома странником.

– Я неимущий, подай мне! – стал просить он Иоанна.

Патриарх велел дать ему денег.

Странник переоделся и, встретив патриарха, вторично стал просить его, выдавая себя за пленника.

– Святой отец, не верь ему, он тебя обманывает! – предупреждали Иоанна его приближенные.

Но патриарх велел подать ему вторично.

В третий раз странник переоделся и опять обратился к Иоанну с просьбою.

Вновь предупрежденный патриарх строго заметил строителю.

– Подай ему вдвойне! Разве не видишь, что Христос мой меня испытует.

Торговля в Александрии начала идти очень тихо, торговцы теряли деньги и разорялись.

Не раз обращался за помощью к патриарху купец александрийский Григорий, и Иоанн помогал ему деньгами, но Григорий продолжал рисковать до тех пор, пока не потерял всех своих и данных ему патриархом денег. Расстроенный своим несчастьем, торговец боялся показаться на глаза патриарху.

Иоанн послал за ним.

– Зачем тосковать? – утешал Григория патриарх, – уповай на Бога: Он не оставит тебя. Твои несчастия происходят от того, что твой погибший корабль был приобретен неправдою. Я прикажу дать тебе церковный корабль и нагрузить его пшеницею, отправляйся с ним.

Не веря своим ушам, Григорий стал благодарить Иоанна и, обрадованный неожиданной помощью, отправился в море.

Плавание его началось не благополучно. Страшная буря готова была потопить нагруженное судно. Ветер все усиливался, гибель была неизбежна, – и в эту тяжелую минуту купец увидал, точно во сне, стоящего на корме своего благодетеля Иоанна и управлявшего кораблем. Двенадцать дней носилось судно по воле волн, пока наконец не пристало к берегам Британии.

В стране этой был неурожай; пшеница, привезенная купцом, была им продана очень выгодно, причем половину платы Григорий получил оловом, другую же половину уплатили ему золотом.

Возвратившись в Декапопы, купец, желая продать олово, пригласил себе на судно покупателя, но олово оказалось превращенным в золото. Тяжелое испытание Григория окончилось: он стал богатым человеком и со слезами благодарил Иоанна за его помощь.

Но, помогая несчастным и обиженным, Иоанн карал людей, желающих воспользоваться тяжелым положением других в свою пользу.

Когда, во время нашествия Хозроя на Сирию и Палестину, в Александрии появилось много беглецов оттуда, в Александрии не стало хватать хлеба, начался голод. Патриарх все церковные деньги истратил на покупку голодным пищи и даже задолжал крупную сумму, а голод не прекращался, денег требовалось все больше и больше.

Иоанн созвал совет церковнослужителей, чтобы обсудить, что предпринять.

– Тебе письмо, святой отец! – передал патриарху письмо один из казначеев церковных.

Медленно развернул свиток Иоанн и громко прочел:

– „Я имею большое количество пшеницы! – писал один из богатых церковнослужителей, не имевший право получить высший сан, по причине вторичного вступления в брак, – и желаю чрез твои руки, святейший патриарх, передать для неимущих и голодных не только ее, но и сто пятьдесят литр золота, но с тем, чтобы ты поставил меня в дьяконы».

– Пусть писавший эти строки явится ко мне сюда! – строго заметил Иоанн.

– Познай свой грех и бойся наказания! – сказал виновному патриарх, когда тот явился на собрание.

– Бог всемогущ: без твоих пшеницы и золота Он напитает нас в голодное время.

И точно в подтверждение его слов, из гавани донеслись радостные крики толпы:

– Церковные корабли! Церковные корабли возвращаются.

Действительно, в Александрийскую гавань входили два громадных судна, переполненных зерном, возвращаясь из Сицилии. Патриарх упал на колени, а вместе с ним и толпы народа, благодаря Творца за помощь.

– Господь пятью хлебами насытивший несколько тысяч людей, Своею великою благостью в тяжелую минуту умножил последние, оставшиеся в моих амбарах две меры пшеницы и не оставил нас, полагавших на Него свою надежду.

Ежедневно на патриаршем дворе питались семь с половиной тысяч бедняков. В свою очередь, к священнику Модесту, посланному им в Иерусалим, Иоанн одновременно выслал две тысячи мешков пшеницы и бобов, тысячу бочонков сушеной рыбы, тысячу мехов с вином, тысячу фунтов железа, чрезвычайно дорогого в то время, тысячу золотых монет и тысячу египтян рабочих.

Все эти посылы служили для восстановления иерусалимских храмов, для выкупа пленных, для прокормления сирых.

Раздоры среди Кипра не прекращались; Иоанну приходилось нередко мирить ссорящихся и даже наказывать удалением от занимаемых ими должностей.

Один из дьяконов, считая, что патриарх обидел его, решив спор в пользу его соперника, повсюду бранил Иоанна. Патриарх несколько раз намеревался призвать его к себе, чтобы указать ему всю несправедливость его слов, но забывал это сделать.

Совершая литургию, Иоанн вдруг вспомнил про этот случай и привел на мысль слова Христа: «Если принесешь дар твой к алтарю, и вспомнишь, что брат твой на тебя сердится, оставь твой дар пред алтарем и иди, примирись с братом твоим». Он позвал диакона и упал пред ним на колени, прося прощения.

Такой великий пример смирения заставил диакона почувствовать раскаяние и в свою очередь со слезами просить у патриарха простить его.

– Дядя! – жаловался как-то Иоанну молодой его родственник Георгий, – меня сегодня на площади страшно оскорбил простой рабочий; он поносил меня бранью, не обращая внимания на то, что я родственник патриарха. Накажи примерно этого человека, чтобы никто не смел повторять подобного.

– Непременно, Георгий, я накажу его строго, мое мщение удивит всю Александрию! – ответил сочувственно Иоанн.

Молодой человек успокоился.

Видя это, патриарх вторично обратился к нему со словами:

– Любезный Георгий, если ты действительно хочешь считать меня своим родственником, то будь готовь все переносить: оскорбления, досаду, даже раны прощать твоему ближнему. Благородство заключается не в родовитости, а в добродетели и смирении.

Патриарх велел позвать одного из экономов.

– Отыщи того человека, который обидел Георгия; скажи ему, что я его наказываю – и приказал освободить его от уплаты в течении года церковной подати.

Изумленно посмотрел на патриарха Георгий; оказываемое Иоанном благодеяние обидчику вместо наказания поразило его.

За подобные проявления милости и смирения вся Александрия глубоко чтила Иоанна.

Иоанн никогда не разрешал народу покидать храм до окончания службы церковной.

– Дети мои, – замечал он народу, – где находятся овцы, там должен быть и их пастырь. Во храм я прихожу служить для ваших нужд; для себя я могу исправлять службу дома.

Своего простого образа жизни Иоанн не изменил и будучи патриархом; он строго следовал примеру первых христиан и не пользовался никакими излишествами и роскошью. Вместо мягкой кровати, Иоанн спал на твердой, как камень подстилке, прикрывался на ночь простым куском льняной ткани. Его друг, богатый александрийский вельможа Максим, узнав про это, прислал патриарху дорогую постель с превосходным одеялом.

– Возьми от меня этот подарок, святейший, – упрашивал Максим Иоанна, – ты так много трудишься, что тебе необходим покой и отдых хотя ночью.

Патриарх, не желая обидеть своего друга, принял от него подарок, но спал на этой постели только одну ночь, Утром он позвал своего слугу и приказал продать дорогую постель.

– Как же я могу спать на мягкой постели, прикрываясь теплым одеялом, когда немало нищих, убогих моих братий по Христу дрожат от стужи, не имея, чем покрыться, и вместо мягкой постели валяются на камнях? Как много между ними голодных, странников, убогих, не имеющих крова и пищи. Нет, не справедливо спать на такой постели, пусть вырученные за нее деньги пойдут в пользу бедных и голодных! – думал сострадательный Иоанн.

Максим, узнав, что патриарх послал продать подаренную им постель, перекупил ее и снова принес в дар своему другу. Иоанн вторично велел ее продать – она снова досталась Максиму. Так продолжалось несколько раз.

– Посмотрим, Максим, – шутливо сказал последнему патриарх, кто из нас скорее устанет; я – продавать, или ты – покупать и дарить мне вновь.

От этой продажи у Иоанна собралось немало денег, которые он употребил на убогих.

В Александрии скончался богатый когда-то гражданин, но раздавший все свое имущество бедным и после своей смерти оставивший своего сына в нищете. Ему негде было даже ночевать, и он приходил в храм, где совершалась ночная служба.

Иоанн, узнав о тяжелом положении молодого человека, полюбил его за его светлые мысли и за ту покорность, с которой он переносил свою участь, и, чтобы помочь юноше, прибегнул к хитрости.

Он позвал к себе церковного казначея и приказал:

– Возьми ветхую бумагу и напиши на ней от имени Феопемпта извещение о том, что этот молодой человек приходится мне родственником и что вследствие этого ему неприлично оставаться в нищете. Бумагу эту ты покажи отроку, как бы полученную тобою после одного из умерших граждан, причем передай ему, что ты скажешь мне обо всем лично.

Казначей исполнил приказание патриарха, но бедняк не решился явиться к патриарху в рубище.

Иоанн велел привести его к себе.

– Оказывается, ты мой родственник, – ласково приветствовал Иоанн пришедшего, – у моего дяди был сын, которого я не знал: для него оставлено имение… это ты. Я очень рад, что вижу сына моего дяди! – закончил патриарх, обнимая молодого человека.

Иоанн богато одарил его, женил на дочери одного из богатых александрийских граждан и дал ему хорошее место.

– Зачем ты так поступил? – спросил патриарха Софроний.

– Для того, чтобы оправдать изречение псалмопевца Давида: «Не видех праведника оставлена, ниже Семене его просяща хлебы».

Александрийская церковь имела свои собственные корабли, которые перевозили товары в разные города на Средиземном море. Это доставляло ей много дохода.

Однажды тридцать церковных кораблей, обремененных множеством товара и золота, погибли во время страшной бури на Адриатическом море. Весь груз, а равно и три тысячи триста литр золота пошло ко дну, часть корабельщиков спаслась. Церковь потеряла крупные суммы. Иоанн, лишившись имущества, долгое время не мог помогать убогим, бедным и сирым. Нелегко было патриарху переносить подобное положение, но тем не менее он не роптал и повторял слова Иова: «Господь дал, Господь и взял, да будет благословенно вовеки имя Господне».

Его друг Софроний утешал Иоанна, но патриарх спокойно отвечал ему:

– Я виноват, что погибло церковное имение; я гордился, что раздаю много милостыни. Я тщеславился, давая не свое, а Божие, а потому Бог и смирил меня нищетою.

– Вины твоей здесь нет, – говорил Софроний.

– Не утешай меня, я сами знаю, что гордостью погубил не только церковное имущество, но виновен и в нужде других.

Иоанн верил, что Господь вновь возвратит ему потерянные богатства для нужд бедных и сирых, и это сбылось; церковные сокровищницы опять были переполнены богатыми гражданами, знавшими, какое употребление дает им патриарх. Между тем Хозрой, царь персидский, со своими полчищами все ближе и ближе надвигался к Египту. Сирия вся была уже в его власти. Иоанн опасался, что Александрия точно также попадет во власть персов.

– Император призывает меня в Византию, – сказал патриарх александрийским гражданам в ответ на их просьбы остаться с ними в Александрии, – долг мой исполнять его повеления.

Вскоре Иоанн со своими друзьями – Софронием и Никитою – отплыл из Александрии. Корабль их был уже близ острова Родоса, как патриарх заболел.

– Поправляйся скорее, святой отец: император Ираклий жаждет тебя увидеть, – заметил Иоанну Никита.

Задумчиво взглянул на говорившего патриарх и тихо сказал:

– Ты зовешь меня к земному царю, но Сам Царь царствующих призывает меня. Я слышал сегодня во сне Его зов! Поезжайте без меня к императору, а я вернусь на остров Кипр, в родной мне город Амафи.

Напрасно уговаривали Иоанна его друзья плыть с ними в Византию; он, уверенный в своей скорой кончине, вернулся на Кипр.

Вскоре, по возвращении своем на Кипр, патриарх почувствовал, что его конец близок, и в присутствии граждан, открыто передал им следующее:

– Приняв патриаршество в Александрии, я нашел в церковной казне восемь тысяч литр золота, собрал еще до десяти тысяч и все это раздал нуждающимся и больным во имя Христа. У меня осталась теперь только третья часть, которую тоже завещаю отдать нищим. Благодарю тебя, Господи Боже мой, что то сподобил меня – Тебе принадлежащее – принести Тебе!

Немного спустя, Иоанн скончался, заслужив по справедливости за свои благодеяния и милостыню бедным название «Милостивого», всю свою жизнь посвятившего для помощи неимущим, сирым и убогим.

Кипряне похоронили великого, по своим милости и смирению, патриарха Иоанна в молитвенном доме Св. Тихона в городе Амафи. Память о нем осталась навеки.


В царицыной службе


Статен, молод и красив, царский любимец князь Иван Борисович Черкасский, всем-то наделил его Господь!

Угодий лесных, поместий у него не мало, камней самоцветных и казны золотой не пересчитаешь…

Но самым дорогим алмазом, неоценимым камнем самоцветным была в доме князя Черкасского его супруга Анастасия Григорьевна.

Трудно было встретить подобную красавицу-женщину:

Белое лицо, большие голубые глаза, длинная коса, чуть ли не до пят украшали красавицу. Медленная, плавная походка, «лебяжья», довершала очарование.

Царица любовалась молодой боярыней и нередко замечала ей.

– И уродилась же такая красота! Счастлив, посмотрю я, твой супруг, должен денно и нощно Бога молить за тебя.

Анастасия краснела и низко кланялась царице.

Мало помалу она привязывалась к княгине все больше и больше, поручая ей свою «рухлядную».

Подобное поручение породило немало завистниц пытавшихся найти случай повредить княгине.

Пресловутое выражение «писаная красавица» более чем подходило к женщинам того времени.

Для придания большей белизны многие из боярынь даже чернили себе зубы.

В своей неприязни против Черкасской, боярыни придумали обвинить Анастасию Григорьевну перед царем, что она не следует старинному обычаю: не белится, не румянится и не сурьмит себе брови.

Княгиня Черкасская действительно не прибегала ни к одному из этих средств – лицо красавицы в них не нуждалось.

Завистницы посредством своих мужей, успели наговорить на княгиню самому царю и последний, через царицына истопничего, велел доложить ей о боярыне.

Любившая княгиню Мария Ильинишна очень огорчилась, но, зная, что бороться с укоренившимися предрассудками невозможно, должна была согласиться с доводами царя.

– Послушай, княгиня, – сказала она Анастасии Григорьевне, когда они остались одни, – жалоба на тебя, мил – дружок, поступила! Сговорились сказать на тебя, что ты «простолицая «ходишь!

– Зачем же мне, матушка-царица, белиться, да румяниться? – с легким изумлением обратилась к ней Анастасия Григорьевна.

– Государь-батюшка не разгневался как бы, что его волю не исполнили.

Приходилось княгине выслушивать подобные речи царицы, и молчать, иного исхода не было.

Ушла молодая женщина из палат царицы.

Наступило праздничное время. Ожидали приезда в Москву грузинской царицы, присутствовать на этом торжестве Анастасии Григорьевне было необходимо.

– Супруг-батюшка, – заметила она своему мужу, налетело горе великое! Оговорили меня, что не чту обычаи наши московские, румяниться и белиться не хочу, стыд на других боярынь кладу.

Задумался князь Иван Борисович, нахмурил свои соколиные брови.

– Правда за тобою, княгинюшка, да бороться противу ей как тяжело, – заметил он жене, – а все-же попытаюсь!

Обнял он свою красавицу-супругу, к широкой груди прижал так крепко, что вспыхнуло ее белое лицо ярким пламенем и без алой краски!

На прием грузинской царицы явился и князь Иван Борисыч Черкасский.

– А где же твоя княгиня? – ласково спросил царь, – что-то давно не видать ее в царицыных палатах!..

– Хворь на нее напала, Велик Государь! – ответил с низким поклоном князь.

– Жалко… А мы с царицей хотели на завтра всех ближних бояр и боярынь наших комедийным действием потешить. Комедийный иноземец-магистр Иван Григори комедь об Эсфири действовать будет!

Царица тоже пожалела об отсутствии княгини, но, по-видимому, известие о притворной болезни Анастасии Григорьевны уже достигло ее ушей. Она наклонилась к служилой боярыне и что-то ей тихо заметила. Князь Черкасский отошел уже в сторону, когда царица снова подозвала его:

– Сильно должно быть княгине твоей Настасье, не можется? – с легкой усмешкой заметила Мария Ильинишна. – Хочу показать, сколь мне жаль ее бедную… Вот снеси ты ей от меня лекарствьице, авось оно ей поможет.

И, по знаку царицы, служилая боярыня передала князю шкатулку, оклеенную бархатом черватым и оправленную серебром.

Иван Борисыч переменился в лице, сразу поняв в чем дело; получив подарок для жены, он почтительно поклонился царице и взял из рук боярыни шкатулку.

Дрогнула ли рука князя или же он не аккуратно взял хрупкий подарок, но шкатулка внезапно упала на землю и раскрылась.

Из нее выпали белила, румяна, сурьма и прочие притирания. Все это рассыпалось по полу и собрать их было невозможно.

Шум, происшедший от упавшей коробки обратил внимание царя и всех присутствовавших. Еще более побледневший князь Черкасский, быстро нашел выход из этого неловкого положения. Его зоркий взгляд заметил на полу между упавшими притираниями «араматник золот финифтин с розанами, веницейской работы». Он быстро наклонился, поднял его и, обратившись к царице, громко проговорил:

– Великая Государыня, лекарствьице твоей милости должно быть для болезни женки моей, видимо, не соответствует! Низко тебе за него кланяюся и, как велик дар твой, разреши взять для княгини сей араматничек веницейский!

Царица закусила губу, но сдержалась и не ответила дерзкому князю.

Но с тех пор Анастасия Григорьевна Черкасская больше не появлялась в палатах царицы…


Государева утеха

(Паракита)


I

В просторном, но низковатом помещении государевой Мастерской палаты, у широкого дубового стола сидел дьяк Федор Казанцев и, сосредоточенно глядя через круглые очки в серебряной оправе, перечитывал записки, присланные в палату от государева дворецкого Ивашки Чаплыгина.

– Ох, писать уж лют этот Ивашка, – ворчал недовольно дьяк, – все это его выдумки!

Статочное ли дело, чтобы государю великому сразу нужда во всех сих вещах имелася!

И дьяк снова принялся читать приказы дворецкого, водя толстым, заплывшим жиром пальцем по строкам письма:

– «Указали великий государь прислать свой, великого государя, рукав бархатный зеленый, а сыскивать его в хоромах и мастерской, а будет не сыщетца, изволь прислать новый, наспех сделав…» – Казанцев недовольно вздохнул.