Книга Цветочки святого Франциска Ассизского - читать онлайн бесплатно, автор Эпосы, легенды и сказания. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Цветочки святого Франциска Ассизского
Цветочки святого Франциска Ассизского
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Цветочки святого Франциска Ассизского

Тогда Бернард потихоньку сказал брату Элии, викарию ордена:

– Отец, стань справа от святого, чтобы он благословил тебя.

И когда брат Элия стал по правую сторону, святой Франциск, потерявший зрение, ибо он выплакал свои глаза, положил правую руку на голову брата Элии и сказал:

– Это не голова перворожденного моего брата Бернарда.

Тогда брат Бернард стал с его левой стороны, и святой Франциск скрестил руки и положил правую руку на голову брата Бернарда, а левую – на голову брата Элии и сказал брату Бернарду:

– Да пошлет тебе Отец Господа нашего Иисуса Христа всякое благословение духовное и небесное во Христе. Ибо ты первый был избран в святое братство сие, чтобы подавать пример евангельский и следовать Христу в евангельской бедности; и ты не только отдал все имущество свое, целиком и добровольно раздав его бедным из любви ко Христу, но ты самого себя принес Богу как жертву кротости. Да благословит тебя поэтому Господь наш Иисус Христос вечным благословением, как и я, ничтожный раб Его, благословляю тебя, твой приход и уход, бодрствование и сон, жизнь и смерть твою. Кто благословит тебя, исполнится благословения, кто проклянет тебя, не избегнет наказания. Будь главой над братьями твоими, и пусть они повинуются тебе. Даю тебе власть принимать в орден и изгонять из него братьев по твоему усмотрению. И ни один брат не будет иметь власти над тобой, и тебе разрешается жить, где ты пожелаешь.

После смерти святого Франциска братья любили и почитали брата Бернарда как отца; а перед его кончиной к нему собрались многие братья из разных стран, и среди них божественный брат Эгидий, который, увидев брата Бернарда, с великою радостью сказал:

– Sursum corda, брат Бернард, sursum corda[11].

И святой брат Бернард тайно сказал одному брату, чтобы приготовили брату Эгидию место, удобное для созерцания; так и было сделано.

Перед самой кончиной брат Бернард велел приподнять себя и так сказал братьям:

– Возлюбленные братья, немного скажу я вам, но помните, что вы такие же братья, каким и я был, и то, что я имею теперь, вы еще обрящете. Я чувствую в душе своей, что за тысячу миров, подобных этому, я не отдал бы служения Господу нашему Иисусу Христу и вам. Прошу вас, дорогие братья мои, любите друг друга.

После этих слов и других благих наставлений он опять лег на кровать, и лицо его сделалось таким сияющим и радостным, что братья изумились; и в этой радости его пресвятая душа, увенчанная славой, перешла из жизни настоящей к блаженной ангельской жизни.

Хвала и слава Христу.

Аминь.

Глава VII

Как святой Франциск постился сорок дней у озера Перуджи и съел только полхлеба

Достохвальный раб Божий святой Франциск порою представал как второй Христос, посланный в мир для спасения людей. Поэтому Бог Отец во многом уподобил его Сыну Своему Иисусу Христу. О том свидетельствует и число двенадцати товарищей его, и чудесная тайна крестных знаков на его теле, и непрерывный пост в течение святой Четыредесятницы, который он проводил следующим образом.

Однажды святой Франциск проводил последний день Масленицы в доме одного преданного ему человека на берегу озера Перуджи, и Бог внушил ему провести Великий пост на одном из островов этого озера. Тогда святой Франциск попросил своего хозяина, ради любви ко Христу, перевезти его в ночь на День Пепла[12], чтобы никто не заметил их, на необитаемый остров. И человек этот из великого благоговения, которое он питал к святому Франциску, поспешил выполнить его просьбу и перевез его на остров.

Святой Франциск ничего не взял с собой, кроме двух маленьких хлебов. Когда они прибыли на остров, святой убедительно просил друга никому не открывать его местопребывания и самому явиться за ним только в Страстной четверг. Тот вернулся домой, а святой Франциск остался один. Так как на острове не было никакого жилища, он вошел в густой лес, в котором из терний и кустарника получилась как будто избушка или логовище; там он стал на молитву и погрузился в созерцание Божественного. Пробыл там он в течение всего поста, ничего не вкусив, кроме половины одного хлеба. Когда его почитатель вернулся за ним в Страстной четверг, он нашел один нетронутый хлеб и половину другого. Вторую половину святой Франциск съел, как полагают, для того, чтобы не равняться с Христом благословенным, который постился сорок дней и сорок ночей, ничего не вкушая. Так он избежал отравы самовосхваления и по примеру Христа постился сорок дней и сорок ночей.

Впоследствии на том месте, где святой Франциск проявил это удивительное воздержание, Господь сотворил много чудес, и люди стали селиться там и строить дома. В скором времени там воздвигли большой и прекрасный замок, а братья устроили обитель, которая называется обителью Острова; и до сих пор мужчины и женщины этого замка питают великое благоговение к месту, на котором святой Франциск постился всю Четыредесятницу во славу Христа.

Аминь.

Всякий во власти своей имеет врага, то есть тело, через которое грешит. Посему блажен тот раб (Мф. 24:46), который этого врага, преданного в его власть, всегда держит пленным и мудро его остерегается; потому что, пока он так поступает, никакой другой враг, видимый и невидимый, не сможет ему повредить.

Из «Наставлений» св. Франциска Ассизского

Глава VIII

Как святой Франциск объяснял брату Льву[13], что такое совершенная радость

Однажды святой Франциск в зимнее время шел с братом Львом из Перуджи к Божией Матери Ангельской[14], и их жестоко мучил сильный холод. Святой позвал брата Льва, который был немного впереди, и сказал ему так:

– О брат Лев, дай Бог, чтобы Меньшие братья во всех странах служили примером святости и назидания. Однако заметь, что не в этом радость совершенная.

Пройдя немного, святой Франциск позвал его во второй раз:

– О брат Лев, дай Бог, чтобы Меньшие братья возвращали зрение слепым и слух глухим, если бы они выпрямляли кривых и изгоняли бесов, заставляли ослабленных ходить и немых говорить и, еще лучше, чтоб воскрешали умерших четырьмя днями ранее, – но заметь, что не в этом радость совершенная.

Пройдя немного, святой Франциск вновь громко воскликнул:

– О брат Лев, даже если бы Меньшие братья знали все языки, и все премудрости, и все писания и могли бы пророчествовать и открывать не только будущее, но даже тайны совести и души, – заметь, что и не в этом радость совершенная.

Пройдя еще, святой Франциск опять воскликнул:

– О брат Лев, Божья овечка, даже если бы Меньшие братья говорили на языке ангелов, и знали бы течение звезд и свойства трав, и были бы им открыты все сокровища земли, и они познали бы природу птиц, и рыб, и всех тварей, и людей, и деревьев, и камней, и корней, и вод, – заметь и запиши, что не в этом радость совершенная.

Пройдя еще, святой Франциск еще раз громко воззвал:

– О брат Лев, если бы Меньший брат так проповедовал, что обратил бы всех неверных в Христову веру, – запиши, что не в этом радость совершенная.

И говорил он так на протяжении добрых двух миль. Тогда брат Лев с удивлением спросил его:

– Отец, скажи же мне ради Господа, в чем радость совершенная?

И святой Франциск ответил ему:

– Когда мы придем к Божией Матери Ангельской, промокшие под дождем, озябшие от холода, покрытые грязью и измученные голодом, и постучимся у входа; и придет разгневанный привратник и спросит: «Кто вы такие?», а мы скажем: «Мы двое из ваших братьев», а он нам ответит: «Вы лжете, потому что вы два мошенника, которые обманывают мир и крадут милостыню у бедных! Убирайтесь вон». И он нам не откроет двери и оставит нас снаружи под снегом и дождем, в холоде и голоде до самой ночи. Вот если мы терпеливо перенесем такую обиду, и такую жестокость, и такой отказ, не ропща и не жалуясь, и будем смиренно и милосердно думать, что этот привратник нас действительно знает и что это Бог заставляет его говорить против нас, – запиши, брат Лев, в этом и будет радость совершенная. И если мы будем продолжать стучать, и привратник выйдет и в сердцах прогонит нас, как несносных попрошаек, с руганью и пощечинами, говоря: «Уходите отсюда, презренные воришки, ступайте в ночлежный дом, потому что здесь вам не место»; если мы это перенесем терпеливо, и с радостью, и с любовью, – запиши, брат Лев, в этом и будет радость совершенная. И если мы, томимые голодом и холодом и мраком, еще постучим и будем просить и молить с великим плачем ради Господа впустить нас, и привратник, еще более возмущенный, скажет: «Мне надоели эти негодяи, я воздам им по заслугам»; и выйдет он с узловатой палкой, и схватит нас за плащи, повалит на землю, втопчет в снег и жестоко изобьет нас этой палкой, а мы перенесем всё это терпеливо и с радостью, думая о муках благословенного Христа, которые мы должны терпеть из любви к Нему, – запиши, брат Лев, в этом и будет радость совершенная. И выслушай заключение, брат Лев: выше всех милостей и благодати и даров Духа Святого, которые Христос сообщает друзьям Своим, – заставить себя самого охотно терпеть из любви ко Христу горести, обиды, унижения и лишения. Всеми другими дарами Бога мы не можем хвалиться, ибо они не от нас, но от Бога.

Апостол говорит: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?»[15] Но крестом испытаний и горестей мы можем хвалиться, потому что это от нас; и поэтому говорит апостол: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа…»[16].

Хвала Ему и славословие во веки веков.

Аминь.

Глава IX

Как святой Франциск учил брата отвечать за утреней, а брат Лев отвечал не то, чему учил его святой Франциск

Однажды, в начале существования ордена, у святого Франциска и у брата Льва не было требника[17] для отправления Божественной службы, и, когда наступил час заутрени, святой Франциск сказал брату Льву:

– Дорогой мой, у нас нет требника, чтобы отслужить заутреню; но для того, чтобы нам все-таки провести время в славословиях Богу, я буду говорить, а ты отвечать, как я тебя научу. Я скажу так: «О брат Франциск, ты сотворил столько зла и столько грехов в мире, что ты достоин ада». А ты, брат Лев, ответишь: «Воистину ты достоин кромешного ада».

И брат Лев с голубиной простотой сказал:

– Хорошо, отец, начинай во имя Господа.

Тогда святой Франциск начал говорить:

– О брат Франциск, ты сотворил столько зла и столько грехов в мире, что ты достоин ада.

И брат Лев ответил:

– Господь через тебя сотворил столько добра, что ты пойдешь в рай.

Святой Франциск сказал:

– Не говори так, брат Лев, но когда я скажу: «О брат Франциск, твоя неправда так вопиет к Богу, что ты будешь проклят», ответь так: «Воистину ты заслужил быть проклятым».

И брат Лев ответил:

– Охотно, отец.

Тогда святой Франциск с рыданиями, вздыхая и ударяя себя в грудь, сказал громким голосом:

– Господь мой, Владыка неба и земли, неправда моя и грех мой против тебя так велики, что я заслужил быть проклятым тобой.

И брат Лев ответил:

– О брат Франциск, Бог сделает так, что среди благословенных ты будешь особо благословен.

Святой Франциск, удивляясь, что брат Лев отвечает ему наоборот, упрекнул его:

– Почему не отвечаешь ты, как я научил тебя? Повелеваю тебе святым послушанием отвечать мне, как я тебя научу. Я скажу так: «О жалкий брат Франциск, думаешь ли ты, что Бог смилостивится над тобой, когда сотворил ты столько грехов против Отца всякого милосердия и утешения, что не заслуживаешь милосердия»? А ты, брат Лев, овечка, ответишь: «Ни в каком случае ты не заслуживаешь милосердия».

Но когда святой Франциск сказал:

– О жалкий брат Франциск, думаешь ли ты, что Бог смилостивится над тобой? – брат Лев ответил:

– Бог Отец, милосердие Коего неистощимо и несравненно больше, нежели твои грехи, окажет тебе великое милосердие и сверх того великую благодать.

После такого ответа святой Франциск с кротким негодованием и терпеливым возмущением сказал брату Льву:

– Откуда у тебя такая дерзость идти против послушания и столько раз говорить обратное тому, что я повелел.

А брат Лев ответил с еще большим смирением и почтением:

– Бог знает, отец мой, ибо всякий раз я положил в сердце своем ответить, как ты мне повелел, но Бог заставляет меня говорить, как угодно Ему, а не мне.

Изумился святой Франциск и сказал брату Льву:

– Прошу тебя, ответь мне на этот раз, как я тебе сказал.

И сказал брат Лев:

– Говори, во имя Господа, ибо на этот раз я наверное отвечу тебе, как ты хочешь.

И святой Франциск со слезами сказал:

– О жалкий брат Франциск, думаешь ли ты, что Господь смилостивится над тобой?

И брат Лев ответил:

– Получишь ты великую благодать от Бога, и Он возвеличит и прославит тебя во веки веков, ибо унижающий себя возвеличится; и не могу я говорить иначе, потому что Господь говорит моими устами.

И так они бодрствовали до утра в этом смиренном споре со слезами и с великим духовным утешением.

Во славу Христа.

Аминь.

Глава X

Как брат Массео спрашивал святого Франциска, почему все шли за ним вослед и желали его видеть

Святой Франциск жил в Порциункуле с братом Массео из Мариньяно, человеком большой святости, скромности и благодати. И святой Франциск очень любил его. Однажды святой, возвращаясь с молитвы, шел по опушке леса. Брат Массео захотел испытать его смирение, пошел к нему навстречу и, будто насмехаясь, стал его спрашивать:

– Почему за тобой? Почему за тобой? Почему за тобой?

И святой Франциск спросил в ответ:

– Что ты хочешь этим сказать?

Брат Массео сказал:

– Я спрашиваю, почему весь народ бежит за тобой и всякий желает видеть тебя, и слышать, и повиноваться тебе? Ты некрасив, и неумен, и неблагородного происхождения, почему же именно за тобой идет весь мир?

Услышав это, святой Франциск возрадовался и, устремив свой дух к Богу, долго оставался с поднятым к небу челом; потом он пришел в себя, преклонил колена, возблагодарил Господа и, пламенея душой, обратился к брату Массео и сказал:

– Ты хочешь знать, почему за мной? Почему за мной? Почему за мной идет мир? Потому что очи Всевышнего видят всех добрых и злых на земле; и эти пресвятые очи не нашли среди грешников никого, кто был бы так жалок, и так недостоин, и так грешен, как я. Не найдя более презренного творения, чтобы выполнить то чудесное дело, которое Он задумал, Бог избрал меня, чтобы уничтожить знатность, и величие, и красоту, и силу, и премудрость мира сего, чтобы все знали, что от Творца всякая добродетель и всякое благо, а не от творения, и чтобы никто не мог хвалиться перед Ним, но кто хвалится, пусть хвалится во Господе, Ему же честь и слава во веки веков.

Брат Массео, услышав такой смиренный ответ, сказанный с таким жаром, устрашился и понял, что святой Франциск обладал истинным смирением.

Во славу Христа.

Аминь.

Глава XI

О том, как святой Франциск с братом Массео пришли к перекрестку трех дорог, и святой Франциск заставил брата Массео кружиться, чтобы показать дорогу, и как потом они пошли в Сиену, где святой Франциск совершил святые деяния

Однажды святой Франциск с братом Массео шли по дороге, и брат Массео шел немного впереди. На перекрестке дорог, ведущих в Сиену, во Флоренцию и в Ареццо, брат Массео спросил:

– Отец, по какой дороге мы пойдем?

Святой Франциск ответил:

– По той, которая угодна Богу.

Тогда брат Массео спросил:

– А как мы узнаем волю Божью?

Ответил святой Франциск:

– По знаку, который я тебе дам. Повелеваю тебе святым послушанием, чтобы ты на этом перекрестке, на том самом месте, где стоишь, начал кружиться, как кружатся дети; и не останавливайся, пока я тебе не скажу.

Тогда брат Массео принялся кружиться и кружился так долго, что несколько раз падал от головокружения, но, не получая от святого Франциска повеления остановиться и повинуясь ему, он вставал и снова принимался вертеться. Наконец, когда он сильно закружился, святой Франциск сказал:

– Остановись и не шевелись.

Тогда он остановился, и святой Франциск спросил его:

– В какую сторону обращено лицо твое?

Брат Массео ответил:

– В сторону Сиены.

И тогда святой Франциск промолвил:

– Вот путь, по которому Богу угодно, чтобы мы пошли.

Брат Массео, идя по этой дороге, удивлялся тому, что святой Франциск заставил его сделать, уподобив его ребенку на глазах проходивших мирян. Однако из уважения он не посмел ничего сказать святому отцу.

Когда они подошли к Сиене, горожане, узнав о прибытии святого, вышли им навстречу, и, из благоговения, они донесли святого и его товарища до дома епископа, так что ноги их не коснулись земли. В этот день происходила драка между некими людьми и было уже двое убитых. Святой Франциск пришел туда и проповедовал им с таким жаром и с такою святостью, что привел всех к миру, единению и согласию. Услышав об этом святом деле, епископ Сиенский пригласил святого к себе в дом и принял его с великой честью. На следующее утро святой Франциск, искавший, по истинному смирению, во всех делах своих только славу Божью, встал рано и ушел со своим товарищем без ведома епископа. И начал по дороге брат Массео роптать в своем сердце, говоря:

– Что за дела делает этот блаженный? Меня заставляет кружиться, как ребенка, а епископу, который его так почтил, не сказал даже доброго слова и не поблагодарил его.

Брату Массео показалось, что святой Франциск вел себя неподобающим образом. Но немного спустя брат Массео, по внушению свыше, одумался и принялся упрекать себя, говоря:

– Слишком ты горд, раз желаешь судить о вещах божественных, и достоин ада за свою дерзостную гордыню. Вчера брат Франциск сотворил такие святые дела, что и ангел Божий не сделал бы более чудесных, поэтому, если он даже повелит кидать камешки, ты должен повиноваться, потому что все, что он сделал, было по Божьему велению, что видно из благих последствий. Ведь, не помири он сражавшихся, не только плоть их погибла бы от ножа, но и души их были бы увлечены дьяволом в ад. А ты высокомерный глупец, когда ты ропщешь на то, что очевидно происходит по воле Божьей.

И Бог открыл святому Франциску все то, что говорил брат Массео в сердце своем; и, приблизившись к нему, святой Франциск сказал так:

– Пребывай в тех мыслях, которые у тебя теперь, потому что они хороши, полезны, внушены Богом. А роптание твое было слепо, пусто, гордо и внушено тебе дьяволом.

Тогда брат Массео ясно увидел, что святому Франциску были открыты тайны его души, и понял, что дух Божественной премудрости руководил всеми поступками святого отца.

Во славу Христа.

Аминь.

Глава XII

Как святой Франциск поставил брата Массео на службу при кухне, у ворот и по сбору милостыни

Святой Франциск решил унизить брата Массео, дабы он не впал в тщеславие из-за многих даров и милостей, которые имел от Бога, а умножал бы свои добродетели, идя по пути смирения. Однажды, когда он жил в пустынном месте со своими первыми, истинно святыми товарищами, среди которых был и брат Массео, он сказал ему в присутствии всех:

– О брат Массео, все твои товарищи имеют дар созерцания и молитвы, но ты имеешь дар проповеди слова Божьего, и все тебя понимают. Поэтому я хочу, чтобы ты стал привратником, и раздавал милостыню, и готовил пищу, для того чтобы другие могли предаваться созерцанию. Когда другие братья будут за трапезой, ты будешь есть за дверью обители, чтобы приветствовать добрым словом Божьим всякого, кто постучится к нам, чтобы никому, кроме тебя, не приходилось выходить к ним. Ты сделаешь это во имя святого послушания.

Тогда брат Массео с поклоном обнажил голову и смиренно принял и исполнил святое послушание. Несколько дней он исполнял обязанности привратника, и раздавал милостыню, и варил пищу. Тогда товарищи его, люди, просветленные Богом, начали чувствовать угрызения совести, что все тяготы обители лежат на одном брате Массео, человеке большого совершенства, такого же, как они, если не больше. И, побуждаемые общим желанием, они встали и пошли просить святого отца, чтобы он соблаговолил разделить между ними эти обязанности, ибо совесть им не позволяла, чтобы брат Массео выносил такие тяготы. Услышав это, святой Франциск внял их советам и согласился выполнить их просьбу. Позвав брата Массео, он сказал ему:

– Брат Массео, твои товарищи хотят разделить с тобой обязанности, которые я на тебя возложил, и пусть будет так.

Брат Массео с большим смирением и терпением ответил:

– Отец, все, что ты на меня возлагаешь, целиком или частью, я считаю от Бога.

Тогда святой Франциск, видя любовь их и смирение брата Массео, сказал им удивительную проповедь о святом смирении, поучая их, что чем больше даров и милостей мы имеем от Бога, тем смиреннее должны мы быть, ибо ни одна добродетель без смирения не угодна Богу. После проповеди он разделил между ними обязанности с величайшей справедливостью.

Во славу Христа.

Аминь.

Блажен раб, который поучение, обвинение и обличение от другого принимает так же кротко, как от себя самого. Блажен раб, который, порицаемый, благосклонно успокоится, почтительно уступит, смиренно покается и охотно повинуется. Блажен раб, который не скор в самооправдании и смиренно принимает осуждение и порицание в грехе, когда он неповинен.

Из «Наставлений» св. Франциска Ассизского

Глава XIII

Как святой Франциск, по дороге во Францию, поднял своим дуновением брата Массео на воздух и опустил его перед собою

Подобно тому как Христос, согласно святому Евангелию, послал Своих учеников по двое по всем городам и местечкам, куда лежал Его путь[18], так и чудесный раб и последователь Христа, святой Франциск, чтобы полностью уподобиться Христу, призвал двенадцать товарищей и рассеял их по двое по всей земле для проповеди.

Чтобы дать им пример истинного послушания, он сам пошел первым, по примеру Христа, сперва творившего, а потом поучавшего. Поэтому, определив товарищам другие страны, сам он отправился во французскую землю, взяв с собою брата Массео. Дойдя до одного города, они очень проголодались и пошли, согласно уставу, просить хлеба ради Христа. Святой Франциск пошел в одну сторону, а брат Массео в другую. Но святой Франциск, маленького роста и внешне невзрачный, собрал только несколько ломтиков сухого хлеба, потому что его приняли за жалкого нищего; а брат Массео, который был красив собой и высок ростом, получил много больших и хороших кусков свежего хлеба.

Собрав подаяние, они встретились за городом, на берегу чистого ручья; рядом был прекрасный широкий камень, на который они положили собранную милостыню. Святой Франциск, увидев, что куски хлеба брата Массео были и больше, и лучше, чем его, обрадовался и сказал:

– О брат Массео, мы не достойны такого сокровища.

И когда он несколько раз повторил эти слова, брат Массео возразил:

– Дорогой отец, как же можно назвать сокровищем такую бедность, когда мы терпим нужду в самых необходимых вещах? Здесь нет ни скатерти, ни ножа, ни блюда, ни тарелки, ни дома, ни стола, ни слуги, ни служанки.

Ответил ему святой Франциск:

– Это я и почитаю за великое сокровище, что у нас нет ничего, сделанного людьми, но то, что мы имеем, – от Промысла Божьего: и собранный хлеб, и прекрасный каменный стол, и этот прозрачный ручей. Поэтому мы должны молить Бога, чтобы Он дал нам всем сердцем любить благородное сокровище святой бедности, служителем которой является сам Бог.

После этих слов они напитались телесно и, помолившись, отправились во Францию. Проходя мимо одной церкви, святой Франциск сказал товарищу:

– Зайдем помолиться в эту церковь.

И пошел святой Франциск за престол и стал на молитву. И во время этой молитвы Господь воспламенил его душу такой любовью к святой бедности, что лицо его зарделось и, казалось, от него начали исходить огненные лучи любви. Весь охваченный этим огнем, он подошел к товарищу и трижды сказал ему:

– О брат Массео, отдай мне себя.

И на третий раз святой Франциск своим дуновением поднял брата Массео на воздух и бросил его перед собою на расстояние целого посоха. Брат Массео необычайно удивился. Позже он рассказывал товарищам, что, когда святой Франциск поднял его своим дуновением, он почувствовал в душе своей такую сладость и такое утешение от Духа Святого, как никогда в жизни.

После этого сказал святой Франциск:

– Дорогой товарищ, пойдем к святым Петру и Павлу и помолимся им, чтобы они нас вразумили и помогли нам хранить безмерное сокровище святой бедности. Ведь это такое великое и Божественное сокровище, что мы – недостойные и презренные сосуды для него. Эта небесная добродетель заставляет нас попирать ногами все земное и преходящее и снимает с души все путы, мешающие ей свободно слиться с вечным Богом. Эта добродетель позволяет душе еще на земле беседовать с ангелами на небесах; она последовала за Христом на крест; она была погребена со Христом, со Христом воскресла и вознеслась с Ним на небо; она позволяет влюбленной в нее душе взлетать на небо – ибо она охраняет истинное смирение и любовь. И поэтому помолимся святым Христовым апостолам, истинным обладателям этой евангельской жемчужины, чтобы их посредством Господь наш Иисус Христос в Своем милосердии удостоил нас быть последователями и смиренными учениками драгоценной, возлюбленной ангельской бедности.