Книга Жизнестойкость личности - читать онлайн бесплатно, автор Алла Николаевна Фоминова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Жизнестойкость личности
Жизнестойкость личности
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Жизнестойкость личности

Компонент контроля сходен также с категорией локуса контроля Дж. Роттера, который представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).

Принятие риска (challenge) – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование [98]. Этот компонент позволяет личности оставаться открытой окружающему миру и принимать происходящие события как вызов и испытание.

Помимо этих установок «жизнестойкость» включает в себя такие базовые ценности, как кооперация, доверие и креативность.

Высокий уровень жизнестойкости способствует оценке событий как менее травмирующих и успешному совладанию со стрессом [98].

В зарубежной и отечественной психологии в данный период существует достаточно большое количество взглядов на феномен жизнестойкости, отражающих сущностные черты этого явления в определениях (табл. 1).


Таблица 1. Определение и операдионализадия феномена жизнестойкости в работах отечественных психологов




Взгляд на жизнестойкость как на специфическую способность, присутствует у В. Д. Шадрикова, который рассматривает способности «как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые выражают индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [175].

В данном определении представлены следующие основные признаки, которые характеризуют и жизнестойкость: функциональность (обеспечивает функцию сохранения и поддержания жизни); индивидуальная мера выраженности (является индивидуальной особенностью, которая может быть измерена); связь с эффективностью деятельности (зависимость удовлетворения жизненно важных потребностей от результатов деятельности).

Жизнестойкость относится к особому классу способностей, которые В. Д. Шадриков называет духовными: «Они определяют качественную специфику поведения человека: его добродетельность; следование принципам веры, любви, альтруизма, смысла жизни; креативность, оптимизм». Жизнестойкость обладает основными признаками духовных особенностей, однако нетождественна им. Она представляет собой единство природных и нравственных начал [175].

Обратим внимание на значение работ С. А. Рубинштейна при изучении феномена жизнестойкости личности. С. А. Рубинштейн не использовал данный термин, но раскрывал сущность этого личностного феномена, рассматривая процесс постоянного восхождения человека, когда вершина достижений еще где-то впереди и на пути к ней человек многое претерпевает, преодолевает и побеждает благодаря духу «борения» и победы. Жизнеутверждающее начало, ориентация на высшие ценности бытия характеризуют теорию развития человека С. Л. Рубинштейна [55].

Таким образом, в работах отечественных исследователей отмечается, что жизнестойкость личности является:

– определенным ресурсом, потенциалом (что может включать различные психологические свойства), который может быть востребован ситуацией;

– является интегральным психологическим свойством личности, развивающимся на основе установок активного взаимодействия с жизненными ситуациями;

– интегральной способностью к социально-психологической адаптации на основании динамики смысловой саморегуляции.

При этом отмечается динамичность этого личностного образования, его взаимосвязь с природными свойствами человека и его навыками.

В работе Л. А. Александровой проанализированы результаты исследования феномена жизнестойкости, полученные зарубежными психологами [5].

В представленном анализе можно обозначить три направления взаимосвязи жизнестойкости с различными аспектами жизни человека.

Первое направление – непосредственная взаимосвязь жизнестойкости с общим уровнем здоровья как соматического, так и психологического. Личности с меньшим уровнем тревожности и высокими показателями жизнестойкости продемонстрировали более слабые физиологические реакции при столкновении с ситуацией стресса [95, 5].

Показатель когнитивного компонента жизнестойкости оказался наиболее тесно связан с хорошим общим здоровьем и низким уровнем стресса на работе [186, 187, 5]. Качество жизнестойкости (самоощущение, содержащее чувство включенности, контроля, вызова и доверия), согласно Эвансу и соавторам [181, 5], является составной частью ощущения полноты жизни и качества жизни. Также установлена тесная взаимосвязь между поведением, направленным на профилактику болезней и жизнестойкостью. Это психологическое качество вносит весомый вклад в адаптивную деятельность человека, помогая снизить риск заболеваний [189, 190, 197, 5].

Коппинг-стратегии, сфокусированные на решении проблемы, на поиске поддержки, оказались медиаторами взаимосвязи между психологическим качеством жизнестойкости и показателями здоровья-болезни [182,192,198, 5].

В исследовании Бэнка и Кэннона, посвященном влиянию жизнестойкости на связь между стрессорами и психосоматической патологией, показано, что субъекты, обладающие более выраженными качествами жизнестойкости, имеют тенденцию испытывать стрессы менее часто и воспринимать мелкие неприятности как менее стрессогенные. Данные свидетельствуют о том, что жизненные события, трудности, препятствия тесно связаны с болезненными симптомами. Личностное качество жизнестойкости рассматривается в исследованиях как важный буфер на пути перехода стресса в болезнь[5].

В своих исследованиях С. Мадци описывает пять основных механизмов, благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний:

– оценка жизненных изменений как менее стрессовых;

– создание мотивации к трансформационному совладанию;

– усиление иммунной реакции;

– усиление ответственности по отношению к практикам здоровья;

– поиск активной социальной поддержки, способствующей трансформационному совладанию [187].

Второе направление – взаимосвязь жизнестойкости с физиологическими процессами, поведенческими и социальными аспектами. Показатели оптимизма – пессимизма являются медиаторами хорошего физического состояния через поведенческие механизмы, типа общих копинг-стратегий (стратегий совладания), через воздействия физиологических показателей на кардиоваскулярные реакции, иммунную систему, или через некоторую третью переменную типа социальной поддержки. Авторы также предполагают наличие связи этих показателей с самоэффективностью и выученной беспомощностью [180, 5].

Жизнестойкость как система установок воздействует на ресурсы совладания через повышение самоэффективности. Люди, имеющие высокие показатели жизнестойкости, имеют большее ощущение компетентности, более высокую когнитивную оценку, более развитые стратегии совладания и испытывают меньше стрессов в повседневной жизни [190, 5].

К. Аллер и Т. Смит изучали реакции людей, обладающих качествами жизнестойкости, на угрозу. Они исходили из предположения, что такие личности являются более стойкими в отношении нарушений, связанных со стрессом, благодаря своему адаптивному когнитивному стилю и наличию сниженного уровня физиологического возбуждения. Как и предполагалось, испытуемые с высокой степенью выраженности жизнестойкости давали больше позитивных самоотчетов и меньше негативных, чем те, кто имел низкий уровень жизнестойкости в условиях высокого уровня угрозы. Компоненты жизнестойкости (включенность и контроль) оказались прогностичными в отношении психического здоровья. Включенность повысила умственное здоровье, уменьшая оценку угрозы и использование сфокусированных на эмоциях копинг-стратегий, увеличивая роль вторичной переоценки событий. Показатель выраженности контроля положительно повлиял на умственное здоровье, вызвал снижение оценки угрозы события, способствовал переоценке события и стимулировал к использованию копинг-стратегий, ориентированных на решение проблем и поиск поддержки [180, 7].

Третье направление отражает значимость смысловых структур, категории отношения в структуре феномена жизнестойкости. Выявлено, что среди воспоминаний тех респондентов, у которых отмечается низкий уровень жизнестойкости, преобладают события, в которых респондент чувствовал, что не управляет событиями, не может принять их вызов. У тех, у кого был выявлен высокий уровень жизнестойкости, в прошлом имели больше событий, в которых они успешно справлялись с трудностями, принимали вызов, были верными себе. Наиболее информативным, согласно этому исследованию, является восприятие события как несущего вызов и принятие этого вызова личностью [189, 5].

Была выявлена взаимосвязь между социальным интересом, отчуждением в различных сферах жизни (семья, работа, другие и «я») и психологическим качеством жизнестойкости [187, 5]. В работах С. Мадци и Д. Кошаба анализируется значимость раннего прошлого в развитии жизнестойкости.

Можно отметить, что в зарубежных исследованиях особое внимание уделяется изучению жизнестойкости как общей меры психического здоровья человека. Как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях феномен жизнестойкости расширяется, включая кроме базовых установок личности, особенности когнитивного (оценка), поведенческого (навыки взаимодействия) компонентов.

В исследованиях выделяется психологическая составляющая жизнестойкости или жизнестойкое отношение, а жизнестойкое поведение (активное преодоление кризисных ситуаций, мобилизацию сил, избегание крайностей, ориентацию на сохранение и сбережение собственного здоровья, личностных ресурсов).

В определениях отечественных авторов выделяется содержательная сторона жизнестойкости (интеграция позиций; выработка ценностей, осознание интересов, прояснение отношений) и практическая сторона жизнестойкости (способ действия, умения, навыки, развитие ресурсов).

Объем понятия жизнестойкость составляют: психологический феномен, ресурс, личностное свойство, интегральная способность, черта личности, психологическое свойство, динамический процесс, интегральное личностное образование.

Как показывают исследования зарубежных и отечественных авторов, феномен жизнестойкости связан с различными структурами психики человека на уровне функционирования психофизиологических процессов, на уровне работы психологических процессов, на уровне проявления личностных образований.

Поэтому предполагается, что анализ данного феномена с точки зрения интегральной индивидуальности позволит операционализировать проявление жизнестойкости, рассмотреть взаимосвязь психологических свойств в структуре жизнестойкости, отметить роль факторов внешней среды в развитии этого личностного образования.

1.3. Феномен жизнестойкости в структуре индивидуальности

Взгляд на природу человека как на существо целостное развивался в работах таких отечественных психологов, как А. С. Выготский, В. М. Бехтерев, С. А. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. М. Ломов, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин.

Личность человека социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность разворачивает свою самостоятельность и активность в процессе построения собственной жизни в рамках определенных социальных условий [142].

Проявление феномена жизнестойкости в каждой ситуации и у каждого человека представлено определенным комплексом взаимодополняющих свойств индивидуальности, причем наиболее «главный, ведущий компонент обусловливает специфику функционирования всей иерархии» психических свойств [173]. Так В. Э. Чудновский, анализируя книгу Б. М. Теплова «Ум полководца», отмечает, что в целостной характеристике личности полководца ум как бы слит со стремлением, моральным мужеством, способностью брать на себя ответственность, смелостью и одновременно с осмотрительностью [173].

С 70-х гг. XX в. наиболее обсуждаемыми в гуманитарной науке стали проблемы, касающиеся сущности личности, ее структурных компонентов, их иерархии и взаимодействия, соотношения биологического и социального в развитии личности, необходимости определения детерминант развития психического склада личности. Биологические особенности были включены в структуры личности, предложенные Б. Г. Ананьевым, А. Г. Ковалевым, В. С. Мерлиным, В. Н. Мясищевым, К. К. Платоновым и другими.

Еще раньше в психологию личности вошел термин «система». Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолировано, а во взаимосвязи, в развитии и движении.

Одним из принципов системного подхода в изучении психики человека по Б. М. Ломову, является необходимость рассмотрения при изучении психического явления совокупности свойств различного порядка.

Общие характеристики системы:

– целостность – несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого;

– структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом;

– взаимосвязь системы со средой;

– иерархичность – каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы и включать в себя другую систему [101].

А. Г. Асмолов отмечает, что отличительной чертой системного подхода в отечественной науке является то, что объектом системного анализа являются развивающиеся системы. Статическое рассмотрение личности постепенно стало заменяться требованиями ее динамического понимания [15].

Для выявления и анализа психологических свойств, так или иначе связанных с жизнестойкостью оптимально рассматривать этот феномен с точки зрения системно-структурного подхода, который выявляет уровневое строение феномена жизнестойкости, иерархичность компонентов жизнестойкости, а также особенность представленности этого феномена в культуре, обусловленность его развития социальной средой.

Анализ феномена жизнестойкости личности обращает нас к внимательному взгляду на индивидуальность человека, так как именно уникальность каждого человека разворачивает особенность проявления его жизнестойкости в каждый период его жизни.

В психологии понятие индивидуальность отражает неповторимость, уникальность свойств человека и используется при анализе своеобразия психических свойств человека, проявляющихся в области темперамента, интеллекта, личностных структур; а также при анализе иерархической организации психологических свойств человека. Целостность индивидуальности определяется единством свойств, относящимся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства [135].

К научным разработкам С. Л. Рубинштейна восходит понятие интегральной индивидуальности или «совокупности внутренних условий». Он рассматривал совокупность внутренних условий как синтез низших и высших специфических свойств, выполняющих в деятельности определенную приспособительную функцию. В работах С. Л. Рубинштейна, так же как и Б. Г. Ананьева, индивидуальность трактуется как совокупность, набор или симтомокомплекс свойств. Интегральная индивидуальность отражает особый, своеобразный характер разнообразных связей между свойствами человека как организма и как личности.

В концепции Б. Г. Ананьева в качестве целостного единства всех уровней организации человека рассматривается индивидуальность как результат интеграции натурального и культурного развития человека. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность – «глубиной» личности.

В. С. Мерлин рассматривал интегральную индивидуальность, исходя их принципа общей теории систем применительно к индивидуальности человека.

В свете этой теории интегральная индивидуальность есть частный случай саморазвивающейся и самоорганизуемой системы, состоящей из относительно замкнутых подсистем или уровней целостной большой системы «человек – общество», начиная от биохимических особенностей и кончая социальным статусом личности в обществе [46].

В работах этих исследователей принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, дополнялся генетическим принципом, принципом развития.

Подход к феномену жизнестойкости как к проявлению интегральной индивидуальности дает возможность более широкого, целостного и многогранного взгляда на понимание человеческой природы.

Взгляд на природу человека как на систему тесно взаимосвязанных между собой индивидуальных свойств, относящихся к различным уровням его организации, осознавался и использовался выдающимися мыслителями, религиозными деятелями, философами, медиками, психологами.

И. Гете в художественной форме выразил целостный подход к изучению жизненных объектов и явлений: «Кто хочет что-нибудь живое изучить, сперва его он убивает, потом на части разлагает, но связи жизненной ему там не найти».

В центре внимания философской мысли на протяжении различных эпох оказывались следующие стороны жизни человека – жизнь телесная и стремление к ее сохранению, материальному поддержанию; жизнь нравственная как стремление к благу и счастью, жизнь духовная как возвышающаяся над обыденной жизнью.

В медицине проблема здоровья человека связана с рассмотрением человека как биоэнергоинформационной системы, характеризующейся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент. Понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы, нарушение на любом уровне отражается на устойчивости всей системы [111].

Представления об уровнях психического здоровья имеет давнюю историю. Это трехчленное деление на «телесное», «душевное», «духовное». Разделение понятий «индивид-личность» (А. Н. Леонтьев), «субъект-личность» (П. Я. Гальперин), «индивид-личность-индивидуальность» (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов), «организм-индивид-личность» (М. Г. Ярошевский).

Многообразие подходов к изучению человека есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens и индивид, как человечество в его историческом существовании и личность, как субъект и индивидуальность, – отмечал в своих работах Б. Г. Ананьев [8]. Подчеркивая взаимосвязь всех уровней психики человека, Б. Г. Ананьев писал, что «в каждом из психических процессов, как можно думать, представлены проекции всех основных характеристик человека как индивида, личности и субъекта» [8].

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги